Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческая эволюция института материнства у народов Северного Кавказа : вторая половина XIX века - 20-е гг. XX в. Марченко Елизавета Михайловна

Историческая эволюция института материнства у народов Северного Кавказа : вторая половина XIX века - 20-е гг. XX в.
<
Историческая эволюция института материнства у народов Северного Кавказа : вторая половина XIX века - 20-е гг. XX в. Историческая эволюция института материнства у народов Северного Кавказа : вторая половина XIX века - 20-е гг. XX в. Историческая эволюция института материнства у народов Северного Кавказа : вторая половина XIX века - 20-е гг. XX в. Историческая эволюция института материнства у народов Северного Кавказа : вторая половина XIX века - 20-е гг. XX в. Историческая эволюция института материнства у народов Северного Кавказа : вторая половина XIX века - 20-е гг. XX в.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марченко Елизавета Михайловна. Историческая эволюция института материнства у народов Северного Кавказа : вторая половина XIX века - 20-е гг. XX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Марченко Елизавета Михайловна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2009.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/629

Введение к работе

Актуальность. В настоящее время изучение исторического опыта в решении проблем, связанных с материнством является чрезвычайно актуальным. Во-первых, из-за демографической ситуации, в которой оказалась страна. В послании президента Российской Федерации от 10.05.2006 г. демографическая проблема была названа «самой острой проблемой современной России». Одним из ключевых моментов в ее решении является повышение социального статуса женщины-матери. Ее положение было названо зависимым, и даже унизительным, как в семье, так и в обществе .

Во-вторых, падение рождаемости, огромное число распадающихся семей, увеличение, числа сирот при живых родителях, а также не разработанность программ помощи семье диктуют необходимость обращения к историческому исследованию материнства. Современные процессы глобализации создают условия, которые влияют на традиционно сложившуюся ментальность материнства.

Во всех традиционных обществах Северного Кавказа материнство было тем фактором, который значительно поднимал статус женщины в семье и обществе, утверждал, закреплял брак. С каждым рожденным и выращенным ребенком авторитет женщины возрастал. Именно эти национальные традиции в области семьи и материнства, а также советская практика государственной поддержки работающих матерей требуют сегодня наиболее пристального внимания исследователей, что и обуславливает общественную значимость работы.

В качестве объекта исследования мы выделяем материнство у народов Северного Кавказа, понимаемое нами как сложный исторически обусловленный культурный феномен, конкретные формьг которого отражают опыт и эволюцию практикующего его общества. Предметом исследования

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10-05.2006// "Российская газета", N 97, 11.05.2006.

является место и функции материнства у народов Северного Кавказа, а также эволюция положения женщины-матери в обществе, обусловленная типом экономических и социальных отношений, трансформация женской повседневности связанной с материнством.

Хронологические рамки исследования — вторая половины XIX - 20-е гг. XX века. Именно в этот время произошла трансформация традиционного общества, вызвавшая радикальное изменение социальной оценки материнства и конкретных материнских практик.

Ярче всего историческая и культурная обусловленность материнства может быть представлен на примере такого региона, как Северный Кавказ, отличающегося многотациональностыо и поликонфессиональностью населения, а также наличием трех типов хозяйства: кочевым, горским и земледельческим у славян. Данный факт обусловил выбор территориальных рамок исследования, включающих Северный Кавказ.

Историография проблемы обширна, ее целесообразно разделить на несколько групп. В первую очередь следует остановиться на теоретико-методологических вопросах изучения вопроса материнства. Отметим, что, как особая исследовательская тема, вопрос эволюции института материнства возник в рамках разработки исторической антропологией феномена детства и приватной жизни. Значительный вклад в формирование соответствующей методологии внесли работы таких французских авторов, как Ж. Ле Гофф, Ф. Ариес, Ф. Бродель2. Однако ориентированность на «дифференциацию исторических эпох и времена большой длительности», на «почти неподвижное время», не позволили разработать полную и эффективную методологию3.

Решению данной задачи способствовала этнологизация исторической науки. В результате, привлекая не только исторический, но и этнографический материал, а также элементы психоанализа, структурализма

2 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь прн старом режиме. - Екатеринбург, 1999. Ле Гофф Ж. Цивилизация западноевропейского средневековья / Отв. Ред. Ю. Л. Бессмертный. - М., 1994. ' Веллер Т. Историческая антропология. - М, 2008. - С. 7

и функционализма американские исследователи М. Мид, Э. Эриксон, Э. Бадинтер и Л. Де Моз пришли к выводу об исторической и социальной обусловленности материнства . Особого внимания заслуживают работы этнографа и антрополога Т. 10. Власкиной, посвященные культуре материнства и детства у казаков'. Предложенная его методика очень продуктивна в исследовательском поле материнства, и в методологическом отношении вполне может использоваться наравне или в качестве альтернативы западным моделям, отмеченным нами выше.

В XIX — начале XX в. северокавказскими историками-краеведами было
написано немало работ, посвященных кочевым и горским народам региона. В
трудах С. В. Фарфоровского, В.Бентковского, А. 11. Дьячкова-Тарасова,

И. Л. Щеглова, Е. Д. Фелиципа, Г. Ананьева, А. Цаликова и др.6, затрагивались отдельные аспекты материнских практик, рассматривался статус женщины-матери в местных обществах и его закрепление в адатах горцев и кочевников.

В советской историографии вопроса можно отчетливо выделить два периода, различных по направленности и глубине анализа проблемы. Первый период, охватывающий 1920-1960-е гг. характеризуется преимущественным интересом к построению советской системы охраны материнства и младенчества. Работы носят описательный характер, преимущественное внимание их уделено становлению системы родовспоможения в стране.7

4 Мид M. Избранные сочинения. -M, 1989, Эриксон Э. Детство и общество -СПб , 2000, Badinler Е. Mother love. Myth and reality. - NY.: Macmillan, I9S1.; Де Моз Л. Психоисторин. Эволюция детства. - Нижний Новгород, 2000.

* Власкина Т. Ю. Культура матсринстца и детства у казаков-нскрасовцев // Мир славян Северного Кавказа. Вып.4. / Под ред. О В. Матвеева. - Краснодар, 2008.

Фарфоровский С. В. Народно-юридические обьрши туркмен Ставропольской губернии. Этнографический очерк. - Ставрополь, 1909; Бентковский В. Одежда калмыков Большедербетовского улуса // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. -Ставрополь, 1869. Вып. П. 13.; Дьячков-Тарасов А. Н. Абадзехи (историко-зтиоірафический очерк). - Тифлис, 1902. Щеглов И. Л. Трухмены и ногайцы Ставропольской губернии. Сведения о хозяйстве оседлых и кочующих инородцев, русских крестьян и хуторян-овцеводов в Трухменской и Ачикулакской степи Ставропольской губернии. Т.!. -Ставрополь, 1910.; и др. 7 Лебедева В. П. Охрана материнства в стране Советов. - М- Л., 1934; Леви М. Ф. История родовспоможения в СССР. - М., 1950; Конгас Э. М. Пути развития советской охраны материнства и младенчества. -М., 1954; Манников H. С. Охрана матери и ребенка в СССР. -М., 1955; Селошапко П. А., Беккер С. M. Охрана материнства в СССР. - М., 1957.

Для работ второго периода, охватывающего 1970-е - конец 1980-х гг., характерна большая глубина и детальность исследований. В конце 1970-х гг. появляются коутлексные монографии, которые освещают не только развитие сети учреждений охраны материнства и младенчества, но и изучают проблему социальной политики советской власти в интересующей нас области. Определенный интерес представляют статьи, отразившие осмысление проблемы материнства в связи с раскрепощением женщины, публикуемые в этот период на страницах периодической печати.9

На региональном уровне исследование темы и накопление материала происходило в рамках изучении опыта «решения женского вопроса», социалистического и культурного строительства на Северном Кавказе в первое десятилетие установления советской власти.10

Существенным шагом в развитии исследований по отмеченной проблематике стало обращение к тендерной методологии в 1990-х гг., в частности, в работах Н. Л. Пушкаревой". Исследовательница, привлекая широчайшую источниковую базу, проанализировала материнские практики русинок ранней и средневековой истории.

В последнее десятилетие в исследованиях материнства заметна значительная активизация. Во-первых, расширены хронологические рамки, в особенности за счет советского периода. Во-вторых, значительно дополнена проблематика, в частности глубоко проанализирован институт материнства в

8 Новикова Э. С, Языкова B.C., Янкова 3. Л. Женщина. Труд. Семья, (социологический очерк). М., 1978
Новикова Э. С. Забота партии о женщине-матери//Опыт КПСС в решении женского вопроса. - М., 1981.

9 Караваева А. Это и есть равенство! [О претворении в жизнь идеи В. И. Ленина о равноправии
женщины труженицы. К международному женскому дню 8 мзрта] // Правда, 1970, 8 марта.;
Привезенцева С. Н. Ленинсике идеи об общественном труде женщины и охране ее здоровья //
Советское здравоохранение, 1970, №1. идр.

История народов Северного Кавказа. - Тт. I—IГ. - М., 1988.,Исторня Северо-Осетинской АССР. - М., 1959.;Очерки истории Адыгеи. Т 1, -Майкоп, 1957. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т. 1. -Ставрополь, 1967. Т.П.-Ставрополь, 1972.; Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г./ под общ. ред. В.Н. Ратушняка. -Краснодар., 199б.;Очерки истории Ставропольского края. -Тт. І-П. -Ставрополь, 1999.Край наш Ставрополье. Очерки истории. -Ставрополь, 1999. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967 гг.) / Под ред. В. К. Гарданова. - М., 1968; Булыгина Т.А. Некоторые вопросы культурной революции на Ставрополье в 1920-егг// Из истории земли Ставропольской. -Вып.5. -Ставрополь, 1999 н др.

Пушкарева Н. Л. Мать и материнство на Руси (X-XVII вв.) // Человек в кругу семьи: очерки частной жизни в Европе до начал нового времени. - М., 1996.

связи с социальной политикой советского государства12, выявлены се идейные и теоретические основы , а также механизмы внедрения, отмечены региональные особенности .

Специфика исследуемой темы подразумевает привлечение этнографических работ. Острый интерес к проблеме материнства в отечественной этнографической пауке отмечается в период с середины 1970-х гг. по конец 1980-х., когда в свет вышло большое количество монографий, темой которых был мир детства и материнства в традиционных культурах народов СССР, в том числе и населяющих Северный Кавказ15.

В последнее десятилетие наблюдается значительное углубление исследовании интересующей нас тематики . ^тпопедагогические работы, посвященные изучению систем традиционного воспитания северокавказских народов также внесли свой вклад в исследование темы. Важно отметить работы историко-этнографического характера, в которых отдельные аспекты проблемы рассматриваются на конкретном этническом материале .

12 Романов П., Ярская-Смирнова Е. Социология тела и социальная политика // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004, Т.VII, №2. Лебина Н. «Навстречу многочисленным заявлениям трудящихся женщин...» Абортная политика как зеркало советской социальной заботы // Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность / Под ред. П.Романова и II. Ярской-Смирновой. - М, 2007; Градскова Ю. Культурность, гигиена и тендер: «советизация» материнства в России в 1920-1930-е годы. Там же.; Романов П., Ярсхая-Смнрнова Е. Социология тела и социальная политика // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004, Т.VII, №2.

Козлова, Н. H. Общество и материнство в концепции Л. КоллоитаЙ //Александра Коллоитай: теория женской эмансипации в контексте российской тендерной политики/ Международная научная конференция. посвященная 130-летто со дня рождения. - Тверь, 11 марта 2002.; Черняева 1-І. Воспроизводство матерей в советской России: Учебники по уходу за детьми эпохи индустриализации// Геидерпые исследования. 2004. № 12.

14 Афанасьева Л. В. Развитие социального института охраны материнств» и детства на Дальнем Востоке в
20-30-х годах XXвека. -07.00.02. Отечественная история.- Комсомольск-на-Амуре, 2004. . .

15 Кон И. С. Детство и общество. - М., 1984. Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев, XIX
— начало XX в. М.: Наука, 1979, Она же. Семья и брак у народов Дагестана в XIX- начале XX пи. - М.,
1985.;Смирнова Я. С.Семья и семейный быт народов Северного Кавказ. - М., 1583. Смирнова Я. С, Тер-
Саркисянц А. Е. Материалы к серии «пароды и культуры». Вып. XXVII. Кн. 3. Народы Кавказа. Семья и
семейный быт. Ч.І. Формирование, тип и структура. — М., 1995; Соловьева Л. Т, Грузия. Этнография детства,
-М.,1995. Керейтов Р.Х. Семья и браку кубанских ногайцев в прошлом и настоящем. Диссертация ... кямд.
ист. наук. М.,1973 (

Алексеева П. Э. О роли женщины-матери в семье // Тсегин герл. - № 4, 2000. - Элиста..Боташев М Д. Установление искусственного родства при обрядах детского цикла у карачаевцев // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. - М., 2001. Відп.1 1 Азашиков 3. 3. Этнопедагогическая культура адыгов. - Майкоп, 2004; Батчаева X. Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория и практика). - Казань, 2002. Мирзосв III. А. Народная педагогика: словесные средства воспитания. - Махачкала, 1984. и др.

18 Великая Н. II. Казаки Восточного Предкавказья в XV1H-XIX вв.; Куракеева М. Ф. Казаки Верхней Кубани и Зеленчуков: материальная и духовная культура. - Черкесск, 1994. Курбапов, А. В. Ставропольские туркмены. И сторико-этно графический очерк. - СПб., 1995. Невская Т. А., Чекменев

Необходимо отметить также работы, характеризующие эволюцию медицинской сети исследуемого региона", в которых прослеживается переоценка материнства как социальной ценности, и связанный с этим рост акушерских пунктов, родильных приютов, детских консультаций на всем протяжении исследуемого периода.

В западной историографии много внимания уделяется изучению советского института материнства и его эволюции, однако, безусловно, больший интерес вызывал сталинский период и влияние индустриализации на материнские практики и демографические процессы в стране, часть работ рассматривает феномен в процессе эволюции на всем протяжении советского периода, исследуются его локальные формы20.

Таким образом, историографический обзор позволяет констатировать, что, несмотря на многочисленность работ, затрагивающих отдельные аспекты института материнства, нет обобщающих исследований, дающих представление о месте и социальном статусе женщины-матери в местных обществах Северного Кавказа, а также демонстрирующих эволюцию института материнства во второй половины XIX в. - 20-х гг. XX в.

Цель исследования: проследить историческую эволюцию института материнства у народов Северного Кавказа во второй половине XIX - 20-х гг. XX века. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: определить универсальные характеристики института материнства в традиционных обществах региона; выявить локальные составляющие исследуемого института, определяемые особенностями хозяйственных типов

С. А. Ставропольские крестьяне. Очерки хозяйства, культуры и быта. - Минеральные Воды, 1994. Карачаевцы. Историко-этнографичсский очерк/Отв. ред. Л. И. Лавров. -Черкесск, 1978 и т.д. 'lJ Беликов Г. Л., Ованесов В. Т., Леденев А. В. Ставрополь. Своя строка в истории. Книга И: Очерки образования и медицины. - Ставрополь, 2003. Ованесов Б. Т., Судавцов Н. Д. Здравоохранение Ставрополья в конце XVIII - начале XX вв. - Ставрополь, 2002; Виноградов П. Б. Страницы истории развития здравоохранения Чечено-Ингушетии в 1917-1937 гг. - Тверь, 2003, Василенко В. Г. История здравоохранения на Дону и Северном Кавказе (Х'ІХ в.- 1940). — Армавир, 2006. г. 2п Bernstein F. Envisioning Health in revolutionary Russia: the Politics of Gender in Sexual-Enlightenment posters of 1920s. // Russian review. April 1998. Certeau, Michele de. The Practice of Everyday Life, transl. by Steven Rendall. Berkeley, Los Angeles, London. University Press, 1988. Chalterjee Ch. Soviet Heroines and Language of Modernity // In Women in the Stalin Era / Ed by M. Ilic. New York, 2001. Davis K. The Sociology of Parent Youth Conflict // American Sociology Review. 1940. Vol.5. Stites, Richard. The Women's Liberalion movement in Russia: Feminism, Nihilism, Bolshevism. Princeton, 1978 и др.

региона: кочевого, горского и земледельческого у славян; проанализировав работы виднейших теоретиков и государственных деятелей, охарактеризовать идейные предпосылки формирования советской модели материнства; проследить эволюцию института материнства в связи с изменением роли женщины, ее положения в семье и производстве; путем анализа советского законодательства определить основные пути и методы проведения в жизнь политики охраны материнства и младенчества в северокавказском регионе.

Источннковая база исследования включает в себя как архивные, так и опубликованные документы. Их можно разделить на следующие группы: законодательные и нормативно-правовые акты, делопроизводственные материалы, публицистика, материалы периодической печати, документы личного происхождения, нарративные источники, художественная литература, устное народное творчество.

Законодательные и нормативно-правовые акты представлены Конституцией, кодексами законов о труде , уголовным 2, законами о брачном, семейном и опекунском праве , декретами и постановлениями центральных советских органов, определявшими основные направления большевистской политики в области охраны и обеспечения материнства.24 Важную группу источников представляют записи обычного права народов региона.25

Делопроизводственные материалы, учетные документы,

организационно-распорядительная документация представлены в фондах 6

21 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. -20 ноября 1920, №32.

22 Кодекс законов об Актах Гражданского состояния; Брачном, Семейном и Опекунском праве // Собрание.
узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Яннарь 1918 г., №76-77. - 24 июня
1922, №30.

Кодекс законов об Актах Гражданского состояния; Брачном, Семейном и Опекунском праве // СУР. Январь 1918 г., №76-77.

Великий Октябрь и раскрепощение женщин Северного Кавказа и Закавказья (1917-19.16 гг.). Сборник документов и материалов / Отв. ред. К. С. Кузнецова и др. - М., 1979. Декреты советской власти. Т. 1. - М., 1957 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1898-1986)», в 7-ми томах Т. 2- М.: 1983. Миловидова Э. Женский вопрос и женское движение. Хрестоматия под ред. К. Цеткин, - М, 1929.

25 Леонтович Ф. И. Адаты Кавказских горцев: материалы по обьнпшму праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. II. /адаты осетин, чеченцев, кумыков- своцадатов горцев Северного Кавказа. - Одесса, 1883. Васильев И. Ю., Мануйлов А. Н. Обычное право кубанских казаков. СПб , 2007.

центральных и местных архивов. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) г. Москва — Ф.Р. 130 (Совет народных комиссаров РСФСР (СНК РСФРС) - Совет министров РСФСР) содержит материалы, освещающие вопросы деятельности советской системы охраны материнства и младенчества.

Ф.17, Ф.64, — Отдел ЦК ВКП(б) по работе среди женщин, женотдела Кавбюро ЦК ВКП(б) - Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) (г. Москва) располагают отчетами о деятельности облженотделов, инструкциями по организации недели охраны материнства и младенчества, организации отделов содействия ОММ (Охрана материнства и младенчества) и т.д.

В Государственном архиве Ставропольского края использовались следующие фонды: Ф.Р.3457 (Отдел управления исполкома Тергубсовета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов); Ф.Р. 1230 (Терский окружной отдел здравоохранения г. Пятигорск); Ф.Р. 1161 (Терский здравотдел); Ф. Р.929 (Отдел управления исполкома Ставропольского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов); Ф.Р.339. (Ставропольская окружная камера инспекции охраны труда); Ф.Р. 223. Данные этих фондов содержат сведения по продовольственной политике в регионе в годы голода, по развитию сети ОММ на протяжении 1920-х гг., а также о влиянии социальной политики на повседневную жизнь жителей региона. Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК) представлен делами фонда Ачикулакского окружного комитета ВКП(б) (Ф.-5172), где содержатся сведения о реализации государственной политики в области ОММ среди ногайского и туркменского населения; а также фондом Терского окружкома, где имеются стенограммы, протоколы и материалы окружных партконференций 1925 и 1928 гг., а также отчеты облженотделов.

В диссертации использованы также фонды Государственного архива Карачаево-Черкесской Республики (ГАКЧР) (г. Черкесск) - фонд Отдела

здравоохранения исполкома Черкесского областного совета депутатов трудящихся (Ф.Р. - 27) и фонд представительства Черкесской ЛО при президиуме ВЦИК РСФСР (Ф. Р. -14), которые содержат ценные статистические данные, а также отчет о развитии медицинской сети в области в исследуемый период. В работе привлекаются также архивные материалы из фондов Центра документации общественных движений и партий КЧР (ЦДОДиП КЧР) (г. Черкесск), главным образом, из фонда Ф.П-45. Карачаево-Черкесский Обком ВКП(б), позволяющие представить сопротивление ясельной кампании в горных района КЧР и ККР, а также процесс раскрепощения горянки и внедрения институтов охраны материнства и младенчества в регионе.

Публицистика является очень важным источником для данного исследования. Она представлена работами западных марксистов (А. Бебель, К. Цеткин ), идеологов большевизма и активных деятелей советского государства (В. И. Ленин, Н. К. Крупская, Л. Д. Троцкий, А. М. Коллоитай, С. Смидович, И. Арманд, Н. А: Семашко, В. П. Лебедевой) , а так же произведениями северокавказских просветителей: И. М. Абаева, У. Алиева, И. Карачайлм, К. Хетагурова, Б. Шаханова28 и др.

Материалы периодической печати представлены как местными дореволюционными изданиями: «Ставропольские губернские ведомости», «Терские губернские ведомости», «Кубанские областные ведомости», «Кавказ», «Мусульманин»; так и советской периодикой: «Жизнь национальностей», «Советский Юг», «Власть Советов», «Молот», «Советский пахарь», «Заря». Материалы, помещаемые в местной

Бебель А. Женщина и социализм. - М., 1959. Цеткин. К. Женский вопрос. - Гомель, 1925.

Коллоитай А. М. Доклад о работе среди женщин на VIII съезде РКП(б)//Марксистский феминизм. Коллекция текстоа Коллоитай А. М. Тверь. 2003 Крупская Н. К. Женщина-работница. 1901. Мюнхен / Избранные произведения. - М., 1988; Ленин В. И. О задачах женского рабочего движения в Советской республике. Речь на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г. // К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин о женском вопросе. М., Политиздат, 1978. Смидович С. ВКП(б) и крестьянка. - МЛ., 1927; Троцкий Л. Д. Охрани материнства и борьба за культуру//«Правда» - .№288, 17 декабря 1925 г.

и Абаев И. М. Борьба с венерическими болезнями у мусульман // «Кубанские областные ведомости», 1909, . №198;Шаханов Б. Этюды из туземной жизни // «Казбек», 1899, №538, 549; Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-востока // Библиотека краеведения. Вып.к. - Р/Д ,1924

периодической печати? писались на злобу дня, встречались и материалы глубокого аналитического содержания, статьи краеведов и т.п.

Документы личного происхождения представлены мемуарами советских деятельниц Северокавказских женотделов, активных членов партии, участниц рассматриваемых событий, собранных и опубликованных в 1970-х, 1980-х гг., в тематических сборниках, посвященных женщинам — участницам Гражданской войны, социалистического строительства и т.д.

Своеобразным и весьма ценным источником для нас является нарративный материал, помещаемый в продолжающихся изданиях, таких как СМОМПК (Сборник для описания местностей и племен Кавказа), Терский сборник, Сборник сведений о кавказских горцах и т.д.31

. В качестве особой группы источников можно назвать научную и научно-популярную литературу 1920-х гг.12. позволяющую реконструировать теоретическую основу советской модели материнства. Существенной для произведенного нами исследования явилась группа источников, представленная художественной литературой и устным народным творчеством, преимущественно малых форм (загадки, пословицы, поговорки). Данные источники послужили отражением художественного и народного восприятия материнства.

Аборты (широкое врачебное совещание в клубе BCACOTP) // Советский Юг, № 87 (1085), 16 апреля 1924 г. Прозрителев Г. «Остался (из событий на Кавказском фронте 1915г.)»//Ставропольские губернские ведомости, №19. 18 мая 1919. Мак К. Каким должен быть брак у трудящихся// Советский Юг, №42(943), 28 мая 1926. и др.

п Кокорева Н. С. Охрана материнства // Без них мы не победили бы. Воспоминания женщин-участниц октябрьской революции, гражданской войны н социалистического строительства / Составители: М.О. Левкович, А. И. Нурхат и др. М., 1975.Шимченко-Ксендзова Е. «Достижение фактического равноправия» // «Красные косынки»: воспоминания, очерки, рассказа. / Составители: П. М. Шереметьева, П. С. Мальцева и др.-Ростов-на-Дону, 1971.

Востриков П. А. Станица Наурская, Терской области // СМОМПК. Вып. 33. - Тифлис, 1904. Гребснец Ф. С. Новогладковская станица в ее прошлом и настоящем // СМОМПК, Вып. 44. Отд.З. -Тифлис, 1915. Дьячков-Тарясов А, Н. Абадзехи (историко-этнографический очерк). - Тифлис, 1902. и др. Дьячков-Тарасов А. Н. В горах Большого и Малого Карачая // СМОМПК. Вып.28. — Тифлис, 1900.

Альмединген Н, А. Дошкольные учреждения и внешний мир (работа с семьей и населением). -М., 1924. Альтгаузен Н. Ф. Беседы с девочками о материнстве и младенчеств:. - М - Л., 1924. Он же.Отчего болеют и умирают маленькие дети и как их уберечь от болезней и смерти / Под ред. д-ра В. А. Любарского. - М-Л. 1929. Антонов А. Отчего бывают летние поносы и как уберечь от них ребенка. -Л., 1926. Аркавин Я. С. Как уберечь детей от заразы. - Харьков, 1927. Аркин Е- А. Детский сад в свете социальной гигиены и биологии. -М, 1925. и др.

Методологическая основа исследовании. Работа написана с применением комплекса традиционных подходов, в основном в русле тендерного анализа. Основой исследования является принцип историзма, предполагающий основные методы исторического' познания: историко-сравнительный, историко-генетический, историко-системный, историко-

типологический , которые используются при рассмотрении эволюции традиционного типа материнствования в условиях изменяющегося хозяйственного уклада.

Применение историко-антропологической методологии в социальном и культурном аспектах, позволило рассмотреть проблему материнства как сложный феномен, соотнести социальную, культурогепетическую и биологическую его составляющие . В работе применялись и определенные приемы психоисторического направления, что позволило выявить эволюцию индивидуального генеза материнства в традиционной и советской его модели. Характерной чертой работы является обращение к опыту других наук, прежде всего этнографии и психологии, культурологии и демографии.

Научная новизна исследования, во-первых, состоит в самой постановке проблемы рассмотрения материнства как исторически обусловленного культурного феномена на материалах Северного Кавказа. Во-вторых, исследованы традиционные модели материнства, которые рассматривались в сложной взаимосвязи с основным способом хозяйствования, особенностями социальной организации, религиозными нормами конкретного этноса. В-третьих, в работе были выявлены идейные и теоретические предпосылки формирования политики 1920-х гг. в области материнства, определены конкретные практики, отличающие советскую модель материнства от традиционной, а также от индустриальной западной. В-четвертых, на основе анализа законодательства были выявлены юридические предпосылки, обусловившие эволюцию института материнства в местных обществах, и

13 Аникеев А. А. Проблемы методологии истории. -Ставрополь, 1995. -С.21-24.

'''Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. -М , 2000. -С.251-254.

способствовавшие внедрению новых моделей материнского поведения, определена степень влияния их на повседневную жизнь женщины-матери региона. Кроме того, были выявлены особенности в реализации государственной политики по охране материнства и младенчества, определена динамика и эволюция сети учреждений ОММ на Северном Кавказе в 1920-х гг. Был сделан вывод о сближении и унификации социокультурных моделей материнства у горцев, кочевников и славян в советское время.

Практическая значимость. Выводы, диссертации могут найти применение в воспитательной работе, при разработке курсов для будущих матерей, а также для корректировки современной социальной политики обеспечения и охраны материнства. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке курсов отечественной и местной истории, для написания обобщающих работ по истории народов Северного Кавказа.

Апробация исследования. Отдельные положения работы были использованы для подготовки докладов на трех всероссийских научных конференциях. Текст диссертации прошел обсуждение на кафедре истории и теории государства и права СевКавГТУ.

Структура работы. Основная часть диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Похожие диссертации на Историческая эволюция института материнства у народов Северного Кавказа : вторая половина XIX века - 20-е гг. XX в.