Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция Южного Урала в состав империи в 30 - 90-е гг. XVIII века: этноконфессиональный аспект российской политики Осипова Яна Вячеславовна

Интеграция Южного Урала в состав империи в 30 - 90-е гг. XVIII века: этноконфессиональный аспект российской политики
<
Интеграция Южного Урала в состав империи в 30 - 90-е гг. XVIII века: этноконфессиональный аспект российской политики Интеграция Южного Урала в состав империи в 30 - 90-е гг. XVIII века: этноконфессиональный аспект российской политики Интеграция Южного Урала в состав империи в 30 - 90-е гг. XVIII века: этноконфессиональный аспект российской политики Интеграция Южного Урала в состав империи в 30 - 90-е гг. XVIII века: этноконфессиональный аспект российской политики Интеграция Южного Урала в состав империи в 30 - 90-е гг. XVIII века: этноконфессиональный аспект российской политики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Осипова Яна Вячеславовна. Интеграция Южного Урала в состав империи в 30 - 90-е гг. XVIII века: этноконфессиональный аспект российской политики : этноконфессиональный аспект российской политики : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.02 Челябинск, 2007 250 с. РГБ ОД, 61:07-7/686

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Этносоциальная политика российского правительства на Южном Урале

1. Основные тенденции формирования и институционализации структуры управления регионом 1730 - 1790-х г 27

2. Оренбургская экспедиция (комиссия): определение новой стратегии в отношении юго-восточного пограничья и населяющих его этносов в 1734 - 1744 гг 42

3. Оренбургская губерния: особенности социокультурной и экономической интеграции в имперское пространство в 1744- 1790-е гг 75

Глава II. Конфессиональная политика российского правительства на Южном Урале

1. Состояние и условия деятельности Русской Православной Церкви на юго восточном пограничье в XVIII столетии 106

2. Опыт "насильственной" христианизации и конфессиональной конфронтации в 1730 - 1750-е гг.: государственная стратегия и деятельность миссий 123

3. Исламская элита и власть в 1760 - 1790-е гг.: взаимодействие и взаимопризнание 143

Глава III. Акторы этноконфессионального взаимодействия юго-востока империи

1. Башкирские восстания как социально-политический феномен в истории развития юго-восточного порубежья 157

2. Казахи и калмыки в процессе взаимоотношений с Россией в XVIII в 183

Заключение 218

Источники и литература

Введение к работе

Актуальность темы Распад Советского Союза повлек за собой обострение межнациональных отношений в России и республиках, которое выразилось в снижении общей толерантности и веротерпимости населения, в быювом национализме, в локальных вооруженных коифликіах В данном контексте обращение к проводимой государством в прошлом национальной политике с теореіической и практической точки зрения является особо значимым

Южный Урал - один из стабильных полиэтичных и поликонфессиоиальных реї ионов России, на территории которого проживают представители десятков эшосов и практически всех мировых религий Начало процесса выработки "южно-уральской" модсчи сосуществования культур можно отнести к XVIII СТОЛС1ИІО времени массированной ишеграции региона и определения государственной сіратеїии в отношении различных категорий подданных В условиях минимального адмиписіраіивпоіо присутствия, продолжи і ельных башкирских восстаний правитсльсівом была сформ>лировапа прагмаїичная и гибкая этпоконфессиопальная полигика Она обусловила позитивный характер межэтнических и межкопфессиональных контакюв населения, обеспечила безопасность и целостность региона

Изучение опыта эгпоконфессионалыюго развиїия таких областей как Южный Урал, помогает глубже понять историю многонациональной империи в целом, позволяем выявшь іе социокультурные доминанты, которые будут определять харакіер развития реї ионов в будущем Вместе с тем, можно констатировать опюсиіельиую изученность экономических и общих политических вопросов регионального становления и отсугсівие серьезных наработок по эт покопфессиоиалыюй тематике

Объектом исследования является этноконфессиональпый аспект интеграции Южною Урала в сосіав Российской империи в 1730- 1790-х і г

Предмет исследования составляет процесс выработки правительством социокультурной и релиіиозиой политики по опюшепию к населяющим реіиои зі носам в ходе взаимодействия имперских властей и местных сообществ

Хронологические рамки исследования охватывают период с 30-х до конца 90-х гг XVIII века Нижняя грани обусловлена созданием Оренбургской экспедиции (комиссии), изменившей ориентиры региональной этнополигики, и заложившей основы превращения Южною Урала, заселенною преимущественно башкирским этносом, в полиэшичпое пространство Верхний временной рубеж связан с созданием катонной сииемы управления проведением в казахской орде судебной реформы, чю свидеіельегвусі о завершении начального этапа интеграции региона в состав империи

Территориальные райки исследования охватывают в географическом плане Южно-уральский регион (частично Заволжье), в административном -Орепбуріскую губернию и Уфимское и Симбирское наместничество в границах XVIII столетия (го есть географически изменяющееся на протяжении века порубежное пространство, тяготеющее к административным центрам - г Оренбургу, і Уфе) Терриюрия губернии просіиралась от Волги до Сибири и от Камы до Каспийского моря, была заселена преде і ави і елями десятков этносов башкирами, татарами, русскими мещеряками, калмыками, казахами, мордвой, марийцами, удмуртами, чувашами ит д

Историография пробчемы Трактовка эпюконфессиопальных взаимодействий определялась в рамках гот или иною исторического периода господствующими представлениями о характере принятия башкирскими, казахскими и др племенами подданы па России и методах ишеграции включенных территорий в состав империи

В дореволюционной историографии отмечалось добровольное вхождение племен в состав юсударства, однако сам процесс интеграции, болезненный как для русской, гак и для "инородческой' стороны, расценивался как завоевание' В 1920 -1930-е п разрабашвался іезис о насильегвепиом включении в состав России юю-восгочных территорий" После Великой Отечественной войны, по политическим соображениям были "сверху" изменены ориентиры и ученые республик заговорили о добровольном характере присоединения башкирских и казахских племен и

Вшъвский ВН ИИ Неплккв и Оренбургский крій о пун. кпім его састчпе до 1758 г В 3 т Kuain Типопи.офпфия [> М Ключникова 1897 Кривощсков Л И На Оренбургской поіршичной линии // Вестник Оренбургскою учебною округd Уфі 1914 Wj 1 С 1-2-1 Типссв Ш Очерки по истории Башкирии Уфі 1929

проірессивпом значении данного акта для зі носов Политическая "опепель" второй половины 1950-х — первой половины 1960-х гг повлекла за собой очередной "крутой поворот" критике были подвергнуты работы предшественников, в поле внимания попали новые проблемы (земельное устройство, демография и т д )

Параллельно развивалась зарубежная историография вопроса, более свободная от идеологических влияний, но ограниченная в плане исгочникового материала Зарубежные авюры грактовали акт присоединения башкирских племен к России как покорение, однако проблема ими была перенесена в плоскость конфликта двух цивилизаций, подчеркивалась роль этических, религиозных, а в конечном итоге метальных отличий Из отечественных специалистов в данном направлении вели исследования II В Усногов, Р Г ЬСузссв

В рамках формирующихся национальных историографии 1990-х гг на смену исюриоірафическим мифам, коюрые кулыивировала коммунистическая идеология, пришли не менее идеологизированные посіулаїьі, имеющие этнократическую окраску В большей мере данная іенденция проявилась в независимом Казахстане, в меньшей - в автономных республиках Татарстан и Башкортостан6 Для "попой исюрии" республик характерна внеисторическая проекция в прошлое образа современных наций

Нссмоіря па политические и идейные контексты, объективный вклад отечественной исюриографии в изучение процесса ишеграции Южного Урала в состав империи значителен Країкий анализ накопленного материала возможен при использовании проблемно-хронологического подхода

Сбор данных по первому атапу освоения региона 1730 — 1750-м гг, был осуществлен современником событий П И Рычковым Труды данного автора7

1 Апочловл II Г Присоединение Кллхсглна к России в 30-х її XVIII века Алма-Ата 1918 Усманов АН Присоединение Б шткирии к Московскому государству Уфа Блшкниюитдаа 1949

Допнсл їй А С Зівосвшие Башкирии Россией 1552-1740 М Вщн1995 Порталь Р Башкирия в XVII - XVIII вв / ЦОИ УНЦ РАН InMitut clctudcs sla\cs Пер с фрлиц и нем Сост И В Кучумов Уфа 2000 Он же Исследования по исюрии, иеюриоірафии и источниковедению регионов России / Пер с фрлпч и нем СЛКллуїшп H II Руцкой Л Ф Сахибпрсевой Ніуч Pel И В Кучумова - 2-е ищ Персртб и раеш - Уфа 1 илсм 2005

УсіїоювНІЗ П іу шос наследие М 1974 Ом же О характере башкирских восстаний XVII - XVIII вв Z/400-леіие присоединения Б шікирии к Русскому государству Уфа 1958 С 86-126 КуаеевРГ Нтроды Среднего Поволжья и Южною Урі іа нпогріфический илляд на историю М Наука 1992

См Дінияров К Альтернативная история Казахстана Алмагы 1998 Магауин М Азбука казахской истории Докумспгалі мое повествование Апчаты 1997 Шафиков Г Крючья под ребро Уфа 1993

Рычков П И История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии Уфа XXX 2001, Он же Гопогріфия Оренбургской губернии Уфа Кигап, 1999

оікрмвают историографию и являются незаменимым источником по изучению истории Южного Урала Продолжателями ірлдиций описания в контексте проводимой правительством полигики в XIX столетии стал целый ряд исследоваїелсй, освещавших в своих трудах исюрию управления, отдельные аспекты освоения, юографию региона8

Процессы интеграции, прежде всего, выразились в наращивании административных ресурсов па Южном Урале Общая теория государственного управления в России была разрабоїана в XIX в Л Д Градовским, ИЛ Блиновым Организационная специфика структур, носящих временный характер, в частости Орснбуріской экспедиции (комиссии), особенности управления вотчинными землями башкирского эшоса стала предметом исследования таких авторов как ІО В Гогье, II II Ерошкии, II Ф Демидова, Ф А Шакурова

Исследователи сходятся во мнении, что деятельность Оренбургской экспедиции явилась перечомным моментом во віаимооіношениях іосударсіва и местных сообществ Несмоіря па значимость явления, до последнего времени не было комплексного исследования деятельности экспедиции (комиссии) Ученые фокусировали свое внимание па руководителях временной управленческой структуры, на башкирских выступлениях, па создании Оренбургского казачьего войска Значимым собьпием стала мопоїрафия ЮН Смирнова, посвященная присоединению Заволжья к России и подробно анализирующая деятельность экспедиции (комиссии)10 Данное исследование, несмоіря па то, что основное внимание в нем уделяется проблемам заселения новостроящихся крепостей, вводи і в научный оборот новые источники, делает доступными малоизученные факты В целом, оріанизацня экспедиции обоснованно тракіуется как логическое продолжение проводимой юго-восточной полиіики Иной подход применяет

8 Алскторов А История Орснбуріской іубсрнии Оренбург Типої р іфия Б Бреслина 1883 Витсвсккй В Н ИИ Неплюео и Оренбуріский крій в прежнем его составе до 1758 і 13 3 т Капнь Типо іигография В М Ключникова 1897, Доброчогов Ф П Уріл Северный Средний Южный СПб 1917 Сокотов ДН Оренбургская іуберпия Геогр н|ж )сский о ісрк М 1916 Кривощсков Л Исторические С},нбп OjH-нбуріского края II Веепіик Оренбургского учебною окруїа Уфа 1912 № 3 4, Новиков В Л Сборник материалов для истории Уфимскою дворянства СПб ТипогріфияФ Суїцинекого 1878

Гопс ЮІЗ История областного управления России от Петрі Первого до Гкаарипы Вюрой МЛ АН СССР, 1941 Демидов! И Ф Упр шление Башкирией и повинности населения Уфимской провинции в первой тре і и XVIII века // Петри іеские плиски 1961 Г 68 Грошкин И II О іерки истории госудфсгвснных учреждений дореволюциоппой России М 1968, Шакурова Ф А Бапікирсь ія волость и община в середине XVIII - первой половине XIX века /БНЦУрО РАН Уфа 1992

Смирнов ІОН Орепбуріская экспедиция (комиссия) и присоединение Заволжья к России в 30 - 40-е IT XVIII векі С шара Самар ун-т 1997

оренбургский историк ДЛ Сафонов имеющуюся историоірафическую традицию он называет мифом и па основе широко известных источников предлагает свое видение начальною этапа освоения Южного Урала Он приходит к выводу о том, что организация экспедиции пе была итогом продуманной программы освоения окраин империи, а являлась результатом правительственной ошибки, авантюрой

В управчеиии регионом большое значение имел личностный фактор В дореволюционный период к персональному ряду основателей Оренбуржья исследовании обращались пе часто, по южно-уральский период жизни администраторов они оценивали как героическое служение своему отечеству Данная традиция в полной мере отразилась в работе В II Вигевского, посредством которой в научный оборот был введен обширный материал комплексного плана о деяіельности начачьников экспедиции (комиссии) и первого губернатора ИИ Неплюевл Впервые собран, сведения обо всех руководителях края попытался Ф И Лобысевич11 Однако предлагаемые им сведения косили фрагментарный характер Оживили общую картину "Записки" предводигепя оренбургского губернского дворянства И В Чернова14 сосгавленныс на основе преданий ею семьи, содержащие информацию о И И Неплюсве и О Л Игельстроме В советское время обращались, прежде всего, к научной деятельности руководителей Оренбургской экспедиции (комиссии) Значшельпые комплексы исследований посвящены И К Кирилову, В Н Татищеву, П И Рычкову Собственно ряд оренбургских губернаторов / наместников, практически пе был изучен Поньпкой обобщения накопленной информации в конце 1990-х гг стал труд "Губернаторы Оренбургского, края" В Г Семенова, В П Семеновой16

Цешралыгое месю в исюриоірафии занимаеі проблема башкирских восстаний В рамках дореволюционной традиции существовало представление о закономерном

Сафонов Д А Начало Оренбургской истории (Создание Орснбуріской іубсрнии в середине XVIII в ) Оренбург Оренбургская губерния, 2003

12 Пекарский П Жишь и литературная переписка Пеіра Ивановича Рычкова СПб Типография Ими АН, 1867, Татищев ІО К истории управления В Н Татищевым Орснбуріской экспедицией (1737 - 1739) б г б г " Лобысевич Ф И Главные начальники Орснбуріского края 1734 - 1870 //Военныйсборник 1871

З тиски теперал-майора И В Чернова // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии Вып 8 Оренбург 1900

Дсич ГМ Таїищев Свердловск Кн изд, 1962 Кузьмин А В II Татищев М Молодая гвардия 1987, Млавиенский III. Петр Иванови і Рычков М Наука І99І, Ух тов И Петр Иванович Рычков М Молодая гвіраия 1996 ЦЬкинко И М В 11 Татищев М Піукі, 1987 Юхт AH Госудірсгвеннія деятельность ВІ! І аїишев і в 20-х - нач і іс 30-х годов XV1U в М Наука 1985

1,1 Губернтюри Оренбургскою каря / Сост Семенов ВГ Семенові ВП Оренбург Оренбуріское книжное издааслісаво 1999

характере движений, вызванных захватами земель, злоупоіреблением местных властей и деятельностью мулл Отмечалось разрушающее влияние данных волнений на все население региона башкир, таїар, мещеряков, русских и і д Впервые "бунты" сгачи предметом специального исследования в работах А И Добросмыслопа, издавшею как сборник документов, так и отдельную публикацию, посвященную волнениям 1735 - 1737 гг В советское время в зависимости от политической коныопктуры движения оценивались как "прогрессивные" (1920-1930-е гг), или реакционные" (с середины 1940-х - 1950-е п ) Сущность движений оценивалась по-разному Первая группа иселедоваїелей, представленная А П Чулошниковым, А II Усмаповым, И Г Акмановым видела в башкирских восстаниях проявление социальных и классовых противоречий, подчеркивала ведущую роль социальных низов башкирского эпюса и счиїала, чіо волнения явились вооруженным протестом трудовых масс против феодального и национальною гнета18 В рамках данного подхода нивелировался конфликт русских и башкир, башкирские воссіания рассматривались как сосіавная часть народной борьбы с эксплуататорами Предстаїшіели второй труппы НВ Устюгов, РГ Кузеев, Р Порталь при анализе феномена восстаний исходили из представлений о специфическом харакгере взаимоотношении России и Башкирии как этнополитических систем различного уровня цивилизации'9 Одной из основных причин серии этносоциальных конфликтов они называли различное понимание подданства носителями оседлой и кочевой культурных ірадиций

Воссіания XVIII столетия были исследованы неравномерно Значительный но своему обьему материал нарабоїап в отношении движения под предводительством Е Пугачева, в рамках которого вычленялся этический компонент20

17 Доброемыслов А И Банкирский бут в 1735 1736 1737 г Орснбурі Типо-лигогртфия Ф Б Са ікова 1900

Акмапов И Г Исторические предпосылки совместной борі бы башкирскою и русского народов в Крестьянской войне 1773 1775 п Уфі БФИИЯЛ 1977 УсмановАН Присоединение Башкирии к Русскому государству Уфа Ьаиіміиюиі пг i960

l,KyjccBPr Народы Средни о Поволжі я и Южного Урал і этнографический влляд на историю М Наука, 1992, Кузеев Р Г Юлдашбаев Б X 400 лег вместе с русским госудірством Уфа Башкниюиздлг, 1957, Порталі, Р Указ сом УсткноиНВ Ука» еоч

Акмапов И І Укаї сої Алишев С X Іатірьі Среднею Пово іжья в пугачевском восстании Казань Татарское книжное итд во 1973, Аіілрющінко ЛИ Крестьянская война 1773-1775 гг на Яике, Приуралье на Урале и в Сибири М 1969 Ьскміхлнова И Легенді о Псвичимке У пегие киа\ов в Крестьянской воле под руководством Пуга 1СВ1 1773-1775 п Алма-Ата 1968, Беликов Т И Участие калмыков в Крестьянской вонс под руководством СИПугліст 1773 - 1775 и _>лист,і 1971 Коити Тоекава Оренбург и оренбургское казачество во время восстания Пумчсва 1773 - Р74 гг М Археографический центр 1996 Кулбахтин ИМ Участие башкирского c''9T-l2B0KPCC'ПЯИ''hl'И',tl7Л"'775', УФа 1984 ИольдсБЭ У"Р^ие Башкирии//Ватандаш 2000 № 2

Характерными особенностями работ последнего времени, в той или иной сіепепи заірлі ивлющих пробчему башкирских движений, являются, во-первых, преувеличение роли религиозною фактора, во-вторых, акценты на башкиро-ілглрекич противоречиях, в-третьих, попытки найти апаїог движениям в мировой истории и провеет сравнение2' Оценивая степень изученности проблемы башкирских восстаний, следует отметить наличие неисследованных плоскостей Например, в лигераіурс достаточно гюверхпосшо изучен вопрос о моїивации учасіия в движении, этносоциальном составе участников, взаимоотношениях "верных" и 'неверных" башкир

Исюриографический комплекс, посвященный полиіике российского правиїсльсіиа в ошошении порубежных лиосов, невелик Из рабог общею плана следуеі огмеїиіь исторический очерк АФ Рязанова, который в контексте проведения администрацией полиіики "искусеі венного раздувания национальной вражды" расемаїривал кон і акты русских с башкирами, казахами, калмыками2" Положение в еірукіуре государства "инородцев" исследовал в период с начала XVIII в до 1767 г С Ф Ташкии23 Одной из первых работ, посвященных русско-казахским оіпоіпениям, было 'Описание" Л Левшипа24 Автор приходил к выводу о том, что основным принципом полигики в отношении народов Сі спи был принцип "разделяй и властвуй' Более сюлегия спустя М П Вягкин исследовал деятельность главных начальников Оренбургского края по управлению жузами и отмечал сірсмлсние приблизнії, управление ордами к общероссийской системе управления25 В целом, полшика российского иравиїельсіва оценивалась как противоречивая, малооффскіивпая, нацеленная па разделение этнических групп

В последнее время ишерес к эшосоциалыюй политике Российской империи возрос Данная іемаїнка присутствует в отдельно издаваемых сборниках статей, диссеріациоппьіх исследованиях Анализируется социальный, фискальный, правовой

31 ИспсвФГ lit і їм и пр івославие в Поволжье XVIII сголетия or конфронтации к терпимости Казань 2001 Зинуров Р Н Пашкирские восстания и индейские войны - феномен в мировой истории Уфа Гилем, 2001 22 Рнынов Л Ф Оренбургский край Исторический очерк Оренбурі Гос Типо-ли гография ГСНХ 1928

Ташкин СФ Ипородцп Привоалсско-Приурлльского крія по материалам Екатерининской законодігельной комиссии Каі.шь, 1922

24 Левшип Л Опис шиє киріиі-казачьич аіи киріиз-кайсацкич орд и саспей СПб 1832

2* Вяікип М И Политический кризис и хоїяйствспш їй упадок в Мічой ордс в коїте 4VUI - \ІХ вв /' Мис риалы по ииории ІСшчской ЛССР (1728 -1828) MJ1 1940 T 4

сіатус этносов26, иіхледуюіся правительственные страіеги в отношении порубежных регионов27 Наряду с накоплением региональною конкрегно-исюричсского нарратива, ведуїся рабоїьі по созданию теоретической модели, позволяющей комплексно рассмаїршшь эшоконфессиональпую проблематику28

Ииориография, посвященная конфессиональному аспекіу политики российского нравиїельива, обширна Акіуализация проблемы религиозной принадлежносіи населения порубежных территорий привела во второй половине XIX в к появлению целого ряда работ, освещавших процесс распространения христианства в Урало-Поволжском регионе24 Собственно Оренбуржью было посвящено исследование И Чернавского, в котором существенное место уделялось положению церкви в крае до создания в 1799 г отдельной епархии Помимо вышеупомянутых ірудов в диссертационном исследовании использовались дореволюционные материалы XIX в, в том числе неопубликованные, содержащие информацию об исюрии церквей, монастырях, южно-уральском духовенстве""

Возобновление интереса к конфессиональной темліикс наблюдается с 1980-х іг Появились работы, в коюрых рассматривалась религиозная политика правительства натерриіории Южного Урала12 Были изданы монография, специально посвященная Оренбуріскому магометанскому духовному собранию3 , исследования по пробчемам

2t' Новая водні в изучении ттпсчючиїическай. истории Волго-Уральскою региона Сборник статей і Под Рсд К Мацузато Sappoio Slavic Research CtMu, Hokkaido University 2003, Рахимов P H Тсггтяри Башкирии в XVIII - 60-x гг XIX в (социально ікономи іеское раївитис) Авгорсф дис канд исг наук Уфа 1993, Юрченков В Л Мордовский эшос в системе российской империи XVIII - XX века//Отечссгвепшя история 2004 Xj 5 С 26-37 Якупов Р И Тсіггяри Этпоеоциип пый феномен и научная проб іема Уфа Гиасм 1998

27 Горбунова С В Оренбурісмя поіршичнія комиссия и политика России в Махашем каїахском жузс Лвтореф дис канд ист наук Пижіидіарюїіск 1998, Дорносгуп ІЗ В Пациопип пія полигика прівительсгв t России и се оеущесівление ні ІОжпом Урале (30-е г XVIII- 60 е гг XIX вв ) Авторсф дис к шд ист ніук Оренбург, 2000 2* Каппеллер Л Россия - многонационалі ная империя Возникновение История Распад М Проі-рссс-Тр щиция, 2000 Миллер А Империя Романовых и пациопалиїм Оссе по методолоіии исторического исследования М Новое лиіерагурное обозрение 2006

:' Мллов С А О новокрещепской конторе Каїань 1878 Он же О татарских мечетях в России Казань, 1866 Матвеев СМ О крсіцснич ипороицах У(|>имской епархии Уф t 1910 Можаровекий А Изложение хода миссионерского чела по просвещению каз шских инородцев с 1552 по 1867 год М 1880 Фирсов Н Инородческое население прежнего Казанскою тре і в з а новой России до 1762 гоча и колонизщия закімских земель в эго время Казані, 1869

"' Чсрпавекий II Оренбургекія етрхия в прошаом ея и настоящем Орснбурі Тип Орепб Духовной Консистории 1900

Копия летописи хранящейся в Градо Уфимской церкви пшиеанной дьяконом П Сухорсным о восегшии Пугачеві См ГАОО Ф 94 Он 1 Д 71 Кривощсков А Ділматовский мошегырь как оплот русского владі ічества и православия в Исетском крае и его досганримечатезьпоети // Вестник Оренбургского учебного округа Уфа 1914 №5-7 СпершскийИ Условия обр новация 0|Кпбурі-ского духовенства в прошлом столетии // Оренбургские сп ірхиальпьіс ведомоеги 1897 Kill

Кулбіхгин ИМ Сергеев ЮН Рслиіиоіная политика царизма в Башкирии в XVIII веке // Социалыю-экоггами іескос р ивитис и классов ія борьба на Южном Урале и Среднем Поволжье Уфа, 1988 С 34-43 АиматовДД Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII - XIX вв Уфа 1999

проведения религиозной полигики в отношении отдельных этносов"14 Духовенство юго-воегока стало предметом исследования В С Коже, 10 II Серіеева35

В современной историографии в отношении конфессиональной полиіики российского правительства существует несколько подходов Часть ученых определяет данную полиіику как непримиримую борьбу против ислама, акцеш делает на то, что переход к веротерпимости в 1760-х гг был вынужденной мерой В рамках данной тракювки православное духовенство подается как необразованное, склонное к жестокости36 Представители второго направления делают акцент не на конфронтацию, а на мирное сосуществование религий Опыт прошлого рассматривается как залог межконфессиоиально согласия и толерантности настоящего и будущего37 В контексте цивилизационной теории отношения русских и таїар, как носителей традиций хрисіиаиства и ислама, рассматриваются через призму кулыуриого доминирования в юго-восточных обласіях российской империи

Ин і е. рационные процессы тесно связаны с проблемами освоения региона Вопросы заселения Поволжья, Оренбургского края разрабатывались ЮС Зобовым, В А Обориным19 Строиіетьсгву линий крепостей был посвящен труд РГ Букаповой Из работ последнего десятилетия следует выделить комплексные исследования Ю II Смирнова В них рассматривается государственная политика, специфика административной сгрукгуры, переселенческое движение на тсрриюрии Заволжья и Южною Предуралья41

Дорлжисиі Г III Буддизм и христианство в Калмыкии Опыт анализа релшиозной политики правительства Российской империи (середині XVII - нача ю XX вв ) Элиста 1991, Ногмапов А Татар*»! Среднею Поволжья и Приурллі я в Российском законодательстве второй половины XVI - XVIII вв Казань Фэн 2002

Боже ВС Истоки православие m Южном Урале в XVII - XVIII вв // Истори геские чтения Вып 7 8 Челябинск 2004 С 18-27 СеріеевІОІІ Православное духовенство Южного Урала очерки истории духовною сословия (втор ія половин і XVI-XVIII вв ) Уфі РИОЬашГУ 2004 "' Исласв Ф Г Указ соч

1 Ьрм 1ков И А Ислам в кулітуре России в черіах и образах М 2001, Юнусова А Системообразующие фікторьі мсжконфсссиопхаыюго согласия и толерантности в поаиконфессиональном Башкортостане // Ватандаш 2003 № 3 С 188-199

Кэмпбслл Г Русские или татари имперский взгляд на проблему культурного доминирования в восточных обласіях России (вторая половит XIX - XX в )// Страницы российской истории Проблемы события люди Сб ст СПб 2003 Милтср А Империя Романовых и националиш Эссе по методологии исторического исследования М Повое лиіерітурпос обофение 2006

' Зобов 10 С Начальні їй этап формирования татаркою населения Оренбуржья (40 - 50-е гг XVIII ъ) II Татары в Оренбургском кр 1е Оренбург 1996 Он же Участие крестьян Среднею Поволжья в заселении Оренбургскою края в XVIII в // Сельское хозяйство и крестьянство Среднего Поволжья в периоды феодализма и капитализма Чебоксари 1982 Оборин В А Засетение и освоение Урита в конце XI XVII вв Иркутск 1990

ЬукановаРГ Города-крепости юго востока России в XVI11 веке Уфа 1997 41 Смирнов Ю II Указ соч , Он же Народ и влість в освоении российскою Заво гжья (XVIII - середині XIX вв ) Лвторсф дис докт ист наук М 1999

Одним из ресурсов процесса интеграции Южною Урала в состав государства выступало Оренбургское казачье войско Первые попытки его изучения были предприняты до революции офицерами и чиновниками Так, войсковой старшина ФМ Стариков по заданию штаба войск подготовил несколько трудов42 Традиция изучения была продолжена с 1980-х м МД Машиным, АП Лбрамовским, ВС Кобзовым41

Демографическое измерение проблемы рассматривалось в рамках общих исследовании по России Подробную характеристику населения Башкирии и всех его этносоциальных групп давали ИГ Лкманов, УХ Рахматуллин , этническая тсрриіория и динамика численности собственно башкирского этноса стала предметом изучения 11 Н Томашевской46 В целом, предлагаются различные оценки людских поіерь башкирского этноса в ходе восстаний, потери той части населения, которая не принимала участия в движениях (тп мирного населения), осгаюіся не изученными

Общий анализ лиіерліурьг позволяет сделать вывод о том, что несмотря на накопленную обширную эмпирическую базу, в исторической науке не предпринималась попытка целостного изучения этноконфессиопалыюго аспект российской политики на Южном Урале и специфики интеграционного процесса региона в XV111 столетии

Целью диссертационного исследования является изучение

этноконфессиопальнои политики империи па Южном Урале и интеграции местных этносов в систему российского политического и социокультурною пространства в 1730- 1790-х гг

Достижение поставленной цели предполагаеі решение следующих задач

А2 Стариков Ф М Откуда взялись каїлки исторический очерк Орспб>рі 1884

4' Абрлчокекий А П КобзовВС Орснбуріскос казачіе войска в трех векіх Челябинск Чел ГУ 1999, Машин

МД Орепб>ргское казічье войско 2-е иід Челябинск ЧслГУ 2000

JJ Водзрский Я В Население России а конце XVII - начале XVIII века (численность сословно-классовый состав

размещение) М Пзукі 1977 Клбузап DM Изменения в размещении іпес іения России в XVIII - первой

половине XIX в (по материалам ревизий) М Наука 197! Он же Народы России в XVIII в Числеппосіь и

этнический состав М Наука, 1990

Акманов ИГО населении исторического Башкортостана в XVII - XVIII вв // Политическая и социально-экономическая история Южною Уралі в XVI - XX в Маг конф Уфа 1996 Он же Основные этапы формирования многомшиин тьмою населения Башкортосз пп (конец XVI - на ітло XX века)//Ватандаш 2001 № 7 Рлхмчтучлин У X Население Башкирии в XVII -XVIII вв М 1988

' Томашевская НИ От сомитльмою пространства к социїльному времени Опыт этнической истории башкирского эпюеа в новое время Уфі Китлп 2002

изучить формирование систем месі ного управления южно-уральским краем в конісксіе имперских задач России в XVIII в ,

проанализировать процесс выработки этносоциальной политики центральными и меыными оріанами власти,

рассмоіреть конфессиональную полшику России и ее трансформацию в рамках изучаемої о периода,

определить характер контактов христианского и мусульманского сообществ, меспюй российской администрации и исламской элиты,

выдели іь акгоров этноконфессиопалыюго взаимодействия юго-востока империи и изучить их влияние па интеграционные процессы,

раскрып, специфику социокультурного облика Южного Урала как порубежного региона

Источниковая база исследования Постановка цели работы потребовала использования исторических источников разных ірупп, как опубликованных, гак и неопубчиковапных Архивные источники представлены материалами 28 фондов цешральных и местных хранилищ

В Российском Госуцарственном архиве Древних актов (РГАДА) в фонде Сената (Ф 248) нашла отражение информация, связанная с деятельностью Оренбургской комиссии. Комиссии Башкирских дел, Уфимской провинциальной канцелярии При выборе дел из данного фонда, огромного по своим объемам, акцент был сделан на маїериальї связанные с проблемами экономических последствий восстаний 1735 — 1740-х п , злоупотреблениями командиров, переводчиков, старшин

В Российском Государсі венном Историческом архиве (РГИА) информативными для данного исследования явились фонды канцелярии Синода (Ф 796), канцелярии генерал-прокурора Сената (Ф 1374) Из материалов Синода были использованы данные по расселению иовокрещеи на территории Уфимской провинции, по миссионерской деятельности священников Из фонда генерал-прокурора Сената были рассмоірспьі дела о взаимоотношениях казахов, калмыков, башкир, содержащие предложения командиров по поводу охраны иоіраничньїх селений

Паучпо-исследоваїельский отдел рукописей Федерального государственного управления Российской государсі венной библиоіски (НИОР ФГУ РГБ) в фондах Н И Папина (Ф 222), М П Погодина (Ф 231) содержит материалы оренбургского

губернатора И А Рейнсдорпа, а также соаавленпые ПИ Рычковым "Экстракты исторические ' о башкирах и казахах

Основная часть неопубликованных источников данною исследования была выявлена в Государственном архиве Оренбуріской области (ГАОО) Фонды Канцелярий Оренбургской комиссии (Ф 2), Оренбургской губернии (Ф 3) включают в себя делопрошводеївенную документацию, переписку губернаторов 1750- 1760-х гг с казахскими ханами и оічеїм переводчиков Фонд Оренбургского духовного правления (Ф 172) содержит статистические данные о духовенстве и количестве церквей (к сожалению, носящие отрывочный харакіср), ведомости о вышедших из казахского плена и принявших крещение людях

Научный архив Уфимского научного центра РАН (НА УНЦ РАН) в фонде Иисгиіута истории языка и литераіурьі (Ф 3) храпит подготовленные к публикации А П Чулошниковым, по не изданные Материалы по исіории Башкирской АССР" (Г 2), посвященные башкирскому воссіанию 1755 г Изданного архивохранилища были использованы іак же "Мліериальї к исюрии г Уфы" городского головы ДС Волкова (Ф 23), представляющие собой собранные автором семейные предания, публикации из различных источников об Уфе и об общей ситуации на ют-востоке государсіва с XVII но XIX сюлстие

В Центральном Государственном Историческом архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) сохранились документы Оренбургского іуберпского прав існия (Ф И-1), Канцелярии геперал-іубериагора (Ф И-2), Оренбургской палаты уголовноіо и гражданского суда (Ф И-100) конца XVIII сголетия В работе были использованы данные судебных разбирагельсів между представиїелями различных эиюконфессиональпых і руип

Объединенный Государственный архив Челябинской области (ОГАЧО) хранит материалы Воскресенского (Ф 50) и Троицкого (Ф 65) духовных правлений В исследовании были проанализированы дела фондов, характеризующие социокультурный, морально-нравственный облик православного духовенства

Духовное управление юго-востоком юсуларегпа осуществлялось казанскими и тобольскими архиилсіьірями Данное обстоят ельс і во сделало необходимым привлечение документов Тобольскою филиала Государственною архива Тюменской облай и (ГФ ГАЮ) и Национального архива Республики Таїарстап (ПАРТ) В

фондах Тобольской духовной консистории (ТФ Г АТО Ф 156) и Казанской духовной консистории (НАР Г Ф 4) были выявлены предписания к свящешш-церковнослужшелям края, следственные дела, сіагисіический маїериал

Комплекс опубликованных материалов предсіавителен Для диссертациошюю исследования особое значение имели Полное собрание законов Российской империи47. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православных исповеданий48 Следует выделить подготовленное в советский период А П Чулошниковым, Н Ф Демидовой многотомное издание 'Материалов по истории Башкирской АССР', посвященное экономическим и социальным отношениям, социальным конфликтам

Исходя из принципов видовой классификации, принятой в современном источниковедении, вся совокупность источников данного исследования подразделяется па законодательные акты и нормативно-правовые документы''0, делопроизводственную докумеиіацию переписку учреждений \ внутреннюю докумешацию52, прошения", научные труды администраторов, среди которых центральное место занимают работы П И Рычкова54, источники личного

Ночное собршие іаконов Российской Империи Собрание первое СПб Типография П Отделения Собственной I ю Ичиерігорекої о Bui и іества Канцелярии T IX-XXV 1826- 1830

J Полюс собршие постанов пений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Цірствовшие Глиивсгы Пефовны Г 2-3 1744-1745 1746-1752 СПб 1907-1912 Полное собршие посіаповлспий и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Царствование і осуд Ірини - императрицы Екатерины II Т 2 1773 ~ 1784 Пг 1915 Попгое собрание постановлений и распоряжений по ведомству нрлвося юного исповедания Российской империи Царствование государя имперггора Півлп I 1796- 1801 Пг 1915

4 Міііерииіьі по испории Банкирской АССР 4 1 Башкирские восстания в XVII и первой половине XVIII в / МЛ Иід-во АН СССР, 1936, Материалы по истории Башкирской АССР Т 3 Экономические и социальные отношения в Ьиикирии в первой половине XVIII в / Сост IIФ Демидовой МЛ Иід-во АН СССР, 1949, Мпсри.ши по истории Башкирской АССР Т 4 В 2-х ч Экомоми іеские и социальные отношения в Башкирии и управление Орспбуріским краем в 50 - 70-х гг XVIII в / Сосг II Ф Демидовой М Изд-во АН СССР 1956 М иериалы по истории Башкирской АССР Т 5 Бшжирия в последней четверти XVIII в /Сост НФДемидовой М Изд-во ЛИ С С СР 1960 Магериллп по истории Башкортостана Оренбургская экспедиция и башкирские воссішия ЗО \іг XVIII в /Сосг НФ Демидова Подред НВ Устюювт 2002 Т 6

50 См ГАОО Ф 2 Крафт И И Сборник узаконений о киргизах степных областей Оренбург 1898 Попов А В
Указатель злкоиопопожепий касающийся Оренбургского края Оренбург 1903, Хронолоіический указатель
материалов для истории инородцев Гвроиейской России / Сост П Кеппен СПб 1861 Казахско-русские
іїіаимооїношения в XVII - XVIII вв Алма-Ата 1961, Российское зжоподаїельство X - XX веков В 9-ги т Т 5
Зіконодиешеаво периода расцвета абеошоїизма М Юрид лит 1987

51 ГАОО Ф 2 ГАОО Ф 3, Записка Дмитрия Волкова об Оренбургской губернии 1763 г (сообщено ВИ
Ламшским) // Вестник Императорского русского географического общества СПб 1859 Ч 27 С 47-60 Записка
Оренбургскою губернаюра Рсйнсдорт о недостатках вверенной и о управлению губернии І770г //Там же С 90
-101

,2ГЛОО Ф 3 ГАОО Ф 54 ЦГИАРБ Ф И-100.РГАДА Ф 248 Оп 3 Кн 142.ТФГАТО Ф 156 "НАУИЦРАП Ф 51

*' РГИА Ф 853 ПИОР ФГ У РГБ Ф 222 Рычков П И Указ со і, Он же О способах к умножению земледелия в Оренбуріской губернии // Труды вочыю экономи іеского общества к поощрению в России земледелия и

происхождения , записки путешественников, представленные материалами участников II Камчатской, Академической экспедиций56

Методология исследования Представленная научная работа написана в рамках социокулыурной истории, позволяющей особое внимание уделяїь зі некультурной многомерности пространства России, а также рассматривать поіраничиьіе терриюрии, в частности- Южный Урал, как зоны всіречи/столкиовения различных в социальном, хозяйсі венном, конфессиональном, ментальном плане сообществ

Анализ ишетрационных процессов и выработки национальной сграіегии проводится с использованием ситуационного подхода, который позволяет при изучении данной темы сконцентрировать внимание на сисіеме взаимоотношений различных социально-политических сірукгур центральных и местных властей, этнических групп

Концепция диссерыционного исследования опирается на идею формирования особой культуры взаимодействия в порубежном реї ионе русских и этнических групп, оказавшихся в зоне полиіичсскої о влияния империи Несмотря па регулирующую силу российской стороны, меешме сообщества фронгира являлись не только объектами воздейсівия, но и акшпнмми, соучаствующими в исюрическом процессе силами Этиокоифессиональное развитие, таким образом, являлось результаюм взаимодеисівия целої о ряда акіоров

В диссертации применяются общенаучные методы анализа, синтеза, диалскіичсского раскрытия проблемы Используются также специальные

домосзроизелі савл 1767 года СПб 4 7 Он же Олнегії на зкономи іеские вопросы касающиеся до земледелия но рашоети провинции кргтко и по воіможности натисненні іс в рісеуждснии Орснбуріской губернии II Там ЖС ss Зшиски Петра Нншовніа Ричкова II Русский і[)хив 1905 Н. 1 1 С 289-338 Татищев ГЗП Духовная // Избранные прои^сдения Л 1979 С 140-141 Он же Зніиеки Письма 1717-1750 М Наука 1990 Пеплюев ИИ 3 тиски Ивана Ивановича Иеплюева (1693-1773) СПб АС Суворин 1893

4 РГЛДЛ Ф 938 Георги ИГ Описание всех в Российском юсудірстве обитающих шродов а так и е их житейских обрядов вер обыкновений жилищ одежд и прочих досіопамнпюсгей В 3 т СПб, 1776 Т 2, Гмслип И Г Путешествие по Сибири с 1740 по 1743 гг 13 4 ч Геттишгн, 1752 Ч 4, Пал іас П С Путешествия по рашпм провинциям Российской империи Ч 1-2 СПб 1809 - 1786 Продолжение дневных записок путешествия ікадсмика и медицины доктора И Лепехина по разним провинциям Российского государства в 1770 (оду СПб 1802 4 2 Зшиски путешествия ікадсмика Філікі II Полное собрание ученых путешествий по России иіднпемое императорскою Академию Наук по предложению ся iipcJHaenia СПб, 1824 Т 6, Журнал или лневпмс записки путешествия капитана Ры ікова по р иным провинциям Российскою государства, в 1769-1770 году В 2 Ч СПб І770-І772 Дпевшіе зіписки путешествия к титана II Рычкова в киргиз-кайсатскую егепь в 1771 юду СПб, І772,Блрдінсс X Поездка Христофора Бардапсеа в киргшекгю степъпо поручению лмдемии Фалька // Полное собрание ученых путеШссівий по России издатсмое Импсріторскою Академию наук по предложению ея президента СПб 1825 Г 7, Talk J Р Die Bashkirui '/ Talk J P Bciilragt ліг Toprmraplmchcn Kcmmiiv, t P 1785

исторические методы хронологический, ретроспективный, историко-сравнительный, исюрико-гиполої ический

Научная новизна исследования сосюиі в предприпяіой впервые исторической реконструкции модели этнокультурпо!о становления и развития южно-уральского рсіиопа в коніексте имперской эт пополи гики Выяснен процесс выработки местными и центральными властями политических стратегий, подкрепленных законами, которые определяли социально-экономическое положение населения и его юридический статус Определено в основных чертах восприятие администраторами и научной элитой представителей этносов в контексте идей Просвещения и влияние данною видения на проводимую полиіику Изучен этносоциальный состав и мотивация участников волнений 1735 — 1740-х гг, 1755 г, 1773 — 1775 гг В научный оборот введены новые источники

Практическая значимость исследова\шя Положения и выводы диссертации могуі быть использованы для написания обобщающих ірудов по истории Российской многонациональной империи, истории Ураіа, а так же для подготовки учебных курсов но региональной истории Полученные резулыаты могут найти пракіическос применение в деятельности органов власти и общественных организаций, занимающихся национальными вопросами

Структура диссертации соответствует поставленным задачам и внутренней логике исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений

Оренбургская экспедиция (комиссия): определение новой стратегии в отношении юго-восточного пограничья и населяющих его этносов в 1734 - 1744 гг

Южно-уральский регион, вошедший в состав России в 1552 - 1557 гг. с принятием башкирскими племенами после падения Казанского ханства подданства, вплоть до 30-х гг. XVIII века продолжал оставаться слабо интегрированным в административное, социокультурное пространство Российской империи. Управление краем осуществлялось в соответствии с общероссийским законодательством, а также на основе специальных указов, учитывающих специфику порубежья.

Администрация была первоначально представлена руководством Уфимского уезда, а с 1708 года - Уфимской провинции. С учреждением губерний Уфимская провинция была подчинена казанскому губернатору. Зауральская часть башкирских племен находились в ведении Сибирского губернатора. По указу Петра II, из-за многочисленных жалоб башкирских мурз на притеснения казанского губернатора, Уфимская провинция была подчинена непосредственно Сенату (1728 - 1731 гг.). Основным должностным лицом региона на протяжении длительного времени выступал воевода, выполнявший широкие гражданские, военные и дипломатические функции. Помощь воеводе в хозяйственно-административном управлении оказывали служащие Уфимской приказной избы: дьяки и подьячие. В ведении уфимской администрации находились все вопросы, связанные с управлением юго-востоком империи.

Правительством вплоть до начала XVIII в. проводилась политика функционализма, сохраняющая традиционные социальные институты власти башкирского этноса и постепенно внедряющая общероссийский административный аппарат. Традиционные институты были представлены властными полномочиями тарханов, старшин, а так же функционированием йынов и курултаев. Старшины отвечали за выполнение повинностей, производили раскладку платежей, а также продолжали выполнять прежние функции предводителей традиционной родоплеменнои организации. Территориальное разделение включало в себя компоненты как российского (оседлого), так и башкирского (кочевого) деления. Помимо провинций и губерний существовали такие единицы как дороги, волости, тюбы и аймаки1. Башкирские племена жили на территории Казанской, Осинской, Ногайской и Сибирской дорог, в основе разделения на которые лежал этнополитический принцип.

Параллельное сосуществование качественно отличных структур деления и управления делало общую систему управления регионом громоздкой и неэффективной. С другой стороны, в условиях минимального российского присутствия в крае опора на традиционные институты власти была единственно возможным способом поддержания лояльности к центру и сохранения спокойствия населения.

В эпоху Петра Великого получает развитие идея активизации политики в юго-восточном направлении. Как справедливо замечает исследователь Ю.Н. Смирнов, регион к началу XVIII в. являлся частью Империи, но не России. Южный Урал продолжал оставаться инородным организмом в теле государства в социокультурном и экономическом планах. Границы хотя и были четко определены, однако в любой момент могли быть нарушены, подданство башкирского населения было не прочным и не защищало от набегов других кочевых народов. Необходимым условием проведения активной торговой азиатской политики была административная, хозяйственная интеграция региона и заселение края. Сдерживающим моментом выступала постоянная угроза выступлений башкирского этноса. Часто случались столкновения башкир с казахами и другими кочевыми народами.

Необходимо отметить, что обращение правительства к проблемам юго-востока было вызвано не стремлением решить существующие проблемы, обусловленные нестабильностью положения и неэффективностью управления краем, но, прежде всего, желанием продвижения в Азиатские государства и обретения рынков. Петр I предпринимал попытки установления более тесных отношений со среднеазиатскими ханствами с целью их последующего

Так, подполковнику И. Бухгольцу было приказано отправиться из Западной Сибири на юг в направлении города Ярканда на поиски золота, однако отряд был отброшен назад джунгарами. Трагической попыткой вмешаться в дела хивинцев и посадить на трон российского ставленника стала экспедиция князя Бековича-Черкасского в 1714-1717 гг.1 Более поздняя экспедиция под руководством итальянца Флорио Беневини, организованная с целью изучения политической обстановки в Хиве и Бухаре, не принесла торговых и политических результатов.

На обстановку в южно-уральском регионе влияние оказывала ситуация в приграничных областях. В начале XVIII века она характеризовалась столкновениями казахов, разделенных на три орды: Малую, Среднюю, Большую с Джунгарским государством. Джунгария сдерживала продвижение Цинского Китая в Центральную Азию и, в то же время, оттесняла казахов к российским границам. Джунгарско-казахские отношения носили маятниковый характер: после завершения военных действий с Китаем, джунгары обрушивались на казахов, как только Китай начинал наступление, казахи нападали на джунгар и брали реванш. Война в очередной раз была возобновлена при контайше Цеванг Рабтане. В 1724-1725 гг. джунгарами были захвачены Ташкент и Туркестан, большая часть казахов была вытеснена со своих территорий. Оставшиеся в живых с целью спасения двинулись на запад и северо-запад по рекам Эмба, Урал, Илек, Орь, Уй. Однако на этих землях они столкнулись с башкирами, калмыками и русскими. Калмыки3, которыми в то время правил хан Аюка, были союзниками России, а так же своих соплеменников - джунгар. Находясь в затруднительном положении, казахи в 1716-1717 и 1718 гг. обращались к России с просьбой защитить их4. Однако, война со шведами, экспедиция в Персию не позволили Петру предпринять какие-либо действия в отношении желающих получить подданство. О заинтересованности событиями, происходящими на юго-востоке, свидетельствует

Впоследствии он так процитирует наставления государя: "хотя де оная Киргиз-кайсацкая степной и легкомысленный народ, токмо де всем азиатским странам и землям оная де орда ключ и врата; и той ради причины оная де орда потребна под Российской протекцией быть, чтоб только через них во всех азиатских странах коммуникацию иметь и к российской стороне полезные и способные меры взять"1.

Администраторы на местах в своих отчетах говорили о необходимости обращения к проблемам юго-востока государства, вне зависимости от внешнеполитической обстановки. По их мнению, нестабильная ситуация окраины может сказаться на экономическом и политическом благополучии страны в целом. Основные "болевые точки" положения региона заключались в следующем: отсутствие административного контроля, "открытые границы", вольная колонизация края, злоупотребления местной администрации. Предпринимались отдельные попытки решения данных проблем. Так, в 1728 г. после донесений генерал-майора Генинга и барона Строганова, было приказано для безопасности от башкирских нападений в Уфимской и Соликамской провинциях укрепить города, остроги и установить маяки на высотах. Сенатским указом этого же года предписывалось аманатов, взятых за выступления, в Уфе содержать в хороших условиях; сборщиков ясака посылать "добрых, смирных и пожиточных" , с тем, чтобы не ожесточать башкир. Однако отдельные мероприятия не могли изменить общей ситуации, выше обозначенные проблемы носили "хронический" характер и могли быть преодолены только при условии коренных преобразований в регионе.

Оренбургская губерния: особенности социокультурной и экономической интеграции в имперское пространство в 1744- 1790-е гг

Гораздо сложнее было отстранить от участия в выступлениях казахов. В конце мая - начале июня в Малую орду был послан У. Арасланов, в Среднюю - М. Арапов. Первые обращения российской власти к ханам и султанам не были обличены в форму категорических требований выдачи беглецов. Речь шла о превращении башкир в пленников. 28 июля к Нурали был отправлен капитан кн. Максютов с переводчиком и подарками, который должен был дать понять, что российская сторона допускает разграбление и превращение в пленных жен, детей бежавших и разделение башкирских семей.

С казахами у башкир была договоренность и во время восстания Яик перешли тысячи людей2, ставшие пленниками далеко не сразу. Переговоры Бурзянской волости со Средней ордой продолжались с осени 1755 г., однако на территории Средней орды оказалось не так много башкир, поскольку казахи данного жуза в это время начали вести войну с калмыками3. Многие беглецы при переправе погибли, были задержаны военными командами. По Лику были расположены отряды калмык и донских казаков, которые имели право оставлять себе отнятую у неприятеля добычу.

Правительство старалось вернуть беглецов: 1 сентября 1755 было объявлено прощение тем башкирам, которые, боясь наказания за мятеж, бежали за границу, если только они возвратятся добровольно по сделанному 14 августа 1755 Неплюевым универсалу4. По данному постановлению жилища, угодья и все имущество беглецов, оставшихся в орде, должно было быть роздано верным башкирам. Впоследствии срок возвращения беглых башкир был продолжен до 1 января 1757 г5.

Сеитовской слободы; для ведения переговоров в регион был призван генерал-майор Тевкелев. От Коллегии Иностранных дел Тевкелеву была дана инструкция. Он должен был дать понять хану и его приближенным, что, так как они подати не платят, на службу не отправляются, получают жалование (которое в следующем году могут и не прислать), то должны как минимум не воровать на приграничных территориях и возвращать беглых. В ином случае казахский народ будет восприниматься не как подданный российскому государству, а значит -вражеский. "Посланы будут многочисленные регулярные, также яицкие, волжские, донские, терские казачьи войска с приобщением калмык... Делать будет нечего, разве только принуждены будут в Аральском море топиться"1. О возможности посылки небольших отрядов за Яик свидетельствовало постановление, согласно которому в Оренбурге должны были предварительно составить план отправки в орду отрядов казаков и калмык, с Тевкелевым должен был быть послан геодезист.

Отсутствуют точные сведения о количестве бежавших башкир в орду, нет так же данных о выданных казахами беглецах. В донесении от 23 сентября 1755 г. Неплюев пишет о возвращении 20-30 человек, в числе которых и женщины2; по сведениям Коллегии Иностранных дел к середине января следующего года вышло из орды более 400 человек3. По данным инструкциям, казахи должны были выдавать их как бунтовщиков (с последующим с российской стороны наказанием), однако возвращение происходило по иной схеме: возвращавшиеся признавались добровольно вернувшимися и получали прощение, право на свое имущество .

Выгнанные из казахских кочевий вынуждены были возвратиться без имения и семей. На границе их пропускали, чтобы слухи о судьбе мятежников распространились по волостям. Многие приезжали в Оренбург и просили разрешения отправиться в орду и отомстить казахам, однако Неплюев не давал официально разрешения. Вместе с тем переводчики им объясняли, что генерал и не мог дать разрешение, однако если башкиры сами отправятся, он наказывать за это не станет. Обиженные переходили Яик и разоряли ближайшие казахские улусы, многих убивали, брали в плен. Хан обратился к Неплюеву с жалобой и требованием наказать нападавших. Губернатор впоследствии писал: "Я велел ему сказать, что если бы киргизы тех злодеев прежде не принимали к себе, то и сего никогда не могло бы произойти, и что, сколько мне известно, весь башкирский народ только о том и мыслит, как бы погублять киргизцев"1. Во время пребывания ханского посланца в Оренбурге около 2 тыс. казахов попытались переправиться через Яик, но были отбиты калмыками и казаками. Однако, убегая, наткнулись на партию башкир, которые ехали мстить за своих жен и дочерей. Почти все казахи были убиты, уцелевшие преследовались до улусов, ограбив которые победители вернулись домой.

Абстрагируясь от морально-этических норм, следует признать, что действия российской администрации в 1755 г. имели успех. Известна цитата из "Записок" Неплюева: "Всеми вышеописанными средствами, приведя вверенную губернию в прежнюю тишину, отпустил как регулярные, так и нерегулярные команды... Сие происшествие положило таковую вражду между теми мятежными народами, что Россия всегда от согласия их может быть безопасна"2. Однако следует учитывать тот факт, что как башкиры не были едины, так и казахи не представляли собой единого целого. Договоренность о переходе границы у восставших была с султанами Средней орды, которые пришедших к себе не выдавали. Однако значительная часть бежавших оказалась на территории Малого жуза, находящегося в большей зависимости от российских властей, что и повлекло за собой жестокие расправы. В результате отношения осложнились у башкир с казахами, которые кочевали в районе Яика. К султану Средней орды Аблаю башкиры ещё не раз обращались с просьбой о покровительстве.

Опыт "насильственной" христианизации и конфессиональной конфронтации в 1730 - 1750-е гг.: государственная стратегия и деятельность миссий

Государственная поддержка церкви в деле христианизации населения окраин обуславливалась политико-экономическими причинами и была скорее исключением, чем правилом. После взятия в 1552 г. Казанского ханства по инициативе Ивана Грозного и оказывающих на него влияние митрополита Макария и протопопа Сильвестра были убиты, изгнаны из городов татары, разрушены казанские мечети и на их местах построены храмы - как символы победы в многовековой борьбе православной России с Золотой ордой. Присоединение Астраханского, Сибирского ханств, Ногайской орды уже обходилось без символических действий. В 1565 г. ногайцам сообщалось: "У нас в книгах писано николи не велено силою приводити к нашей вере; но кто какову веру захочет, тот такову веру и верует"1.

На протяжении XVII в. мы наблюдаем достаточно мирный процесс инкорпорирования лояльной татарской исламской элиты в имперский социальный контекст. Помещики-мусульмане могли владеть крестьянами православного исповедания. Так, по приблизительным подсчетам в конце 1670-х гг. помещики, исповедующие ислам, владели примерно 5 тыс. дворов русских крестьян. При этом русским дворянам запрещалось держать мусульманских крестьян в крепостной зависимости. Государство было заинтересовано, прежде всего, в сохранении стабильности на территории обширнейших порубежных регионов. Первые ростки христианства появлялись на отдаленных территориях, в частности на Южном Урале, не в результате деятельности государства и церкви, а в ходе стихийной колонизации беглых русских православных и старообрядцев.

Изменение отношения к принципам сосуществования в рамках империи различных этноконфессиональных групп произошло в период Петра I. Был взят ориентир на европейскую традицию регулирования и нивелирования социокультурного пространства империи. Петр Великий, создав Синод, сделал церковь одной из структур государственной власти и поставил перед ней стратегическую задачу: сделать православным, а значит русским все население страны. По-сути, речь шла о лишении привилегий и приравнивании жителей этнических окраин к податному положению крестьян. Как один из органов власти церковь получала государственную поддержку и законодательные основания своей миссионерской деятельности. Христианизация получала политическую окраску и становилась неотъемлемой частью внутренней политики.

Первым шагом в новой политике стал указ от 1713 г. "О крещении в Казанской и Азовской губерниях магометан, у которых в поместьях и вотчинах находятся крестьяне православной веры", давший исламским помещикам полгода на принятие христианства. В противном случае владения подлежали изъятию. Нечеткая формулировка закона привела к злоупотреблениям местных властей, и указ был уточнен в 1715 г.: за некрещение татар-помещиков отписке подлежали только русские крестьяне, которые изымались в казну вместе со своими угодьями1. Таким образом, в Поволжье политика христианизации проводилась избирательно -в отношении верхушки татарского мусульманского общества.

В Сибири процесс обращения язычников в христиан должен был носить массовый характер. Это объяснялось отсутствием представительного слоя элиты, посредством которого можно было бы влиять на основную часть населения. Указом от 1714 г. предписывалось крестить вогулов, остяков, татар, якутов. Однако уже в 1719 г. иноверцам было объявлено, что креститься будут только те, кто сами пожелают. Дело в том, что начало христианизации одновременно с введением лашманской повинности, системы подушного обложения могло спровоцировать социальный конфликт.

Указы в отношении татар и язычников начала века, в результате оценки реальных возможностей государства и потенциала церкви, подвергались корректировке в пользу большей лояльности к "иноверным" группам. В результате было принято решение ориентироваться не на насильственную христианизацию, а на материальное стимулирование населения. 1 сентября 1720 г. вышел указ "о льготах новокрещенам от всяких сборов и податей на три года"2. Рассчитывая, что после его появления усилится поток желающих креститься, Сенат постановил выделять казанскому митрополиту ежегодно 1000 руб. на строительство церквей, утварь, подарки. Кроме дарования трехлетних льгот в податях и сборах правительство использовало и другие методы. Так, губернатору Астрахани А.П. Волынскому было дано указание записывать новокрещеных в чины, кроме солдат. Казанскому губернатору было велено не брать в рекруты тех, кто крестился1.

На особом положении были калмыки-буддисты. Они начали принимать христианство ещё с 1670-х годов. Крещеные калмыки к началу XVIII в. проживали под Азовом, Черкасском (Дон), в Чугуєве (Харьковская область), на р. Терешке. Согласно указу 1724 г. крестившиеся получали свободу от своих феодалов, освобождались от уголовной ответственности и судебного разбирательства, от уплаты долгов. Часть крещеных калмык входила в состав Яицкого казачьего войска. Так, в 1724 г. их насчитывалось 88 человек3.

Правительство нарабатывало законодательную базу, которая должна была ускорить процесс христианизации. Наряду со стимулированием населения к принятию христианства, необходимо было нейтрализовать влияние исламских духовных лиц на население. Так, в наказе к губернаторам в 1728 г. предписывалось в случае выявления фактов "обрезания" немусульманского населения, лиц, проводивших обряд, - казнить через сожжение4. До этого руководствовались положениями Уложения, в котором подобному наказанию подвергались только те муллы, которые обратили в ислам православных русских людей.

Положение иноверного населения Южного Урала имело свою специфику. Во-первых, башкирские племена вошли в состав Российского государства на условии свободного исповедания своей веры. Во-вторых, отдаленное от светских и духовных центров положение региона, выполнение башкирами функции некоего "буфера" в отношении кочевого мира Азии и возможность их откочевки на территории соседних государственных образований делало невозможной христианизацию даже в теории. Остальные группы населения региона, такие как тептяри и бобыли, чуваши, мордва, татары и др. рассматривались государством как незаконные поселенцы, а, значит, должны были быть высланы из башкирских вотчин. Если говорить о какой-то программе правительства в отношении башкир, точнее о её религиозном аспекте, то она сводилась к постепенному количественному увеличению русского православного населения в крае и посредством его к естественной христианизации кочевников. По мнению администраторов, данный итог был неизбежным, так же как неизбежна победа "Просвещения" над "Дикостью".

Христианство, проникающее в регион с малочисленными вольными поселенцами вплоть до начала XVIII в. занимало, скорее, оборонительную позицию. Так, первый православный монастырь - Вознесенская пустынь близ Табынска, был разрушен во время восстания 1681 - 1683 гг. Подвергался разрушению и Далматов монастырь1.

С началом нового века предпринимались некие попытки внешней нивелировки обрядовой стороны жизни населения юго-восточного порубежья. Так, из следственного дела А. Сергеева, М. Дохова и А. Жихарева известно, что в 1704 г. башкирам было объявлено, что они должны огораживать мечети и хоронить при них своих покойников; венчаться в присутствии русского священника и муллы; платить подать за мечети . Однако не известно, что это было: инициатива власти или самодеятельность сборщиков налогов? Исследователи Кулбахтин, Сергеев, Пивник пишут об этих положениях как об указе3. Однако в следственном деле, на которое они ссылаются (П.Пивник вообще не указывает: откуда у него данная информация), об указе речь не идет. Волнения, вызванные злоупотреблениями местных властей, вылились в продолжительное восстание. В ходе его усмирения были подтверждены вотчинные, конфессиональные права башкир, произошел отказ от каких либо попыток христианизации.

Казахи и калмыки в процессе взаимоотношений с Россией в XVIII в

Воззвание нашло отклик в среде башкирского населения. Так, башкир Осинской дороги Мингли-бай-улы соглашался с необходимостью начать восстание и призывал принять заблаговременные меры против врагов в собственной среде1. Отношение "среды", то есть местного населения, к возможным выступлениям было неоднозначным. Старики заявляли: "хорошо, коли потом народ не разорят". Молодежь наоборот, демонстрировала свое желание начать борьбу. Мещеряки Казанской дороги сообщали, что будут на той стороне, которая окажется сильнее. Большинство планировало в случае начала волнений определяться по следующему принципу: на какой стороне окажутся соседи, на ту и они перейдут.

Выступления начались до объявленного срока. Уже в мае 1755 г. жители Бурзянской волости расправились с начальником горноразыскательных работ Брагиным и его помощниками2. Движение распространилось в среде исетских башкир, жителей верховьев р. Белой. В целом, волнения более масштабны были на юге региона, где население в этническом и конфессиональном планах было более целостным, имелась возможность бегства в казахские степи. Батырша деятельного участия в движении не принимал3.

Состав участников, как и в прежние восстания, характеризовался неоднородностью. В целом крупные башкирские феодалы остались в стороне от движения. Например, старшины и тарханы Баим и Шарып Мряковы1. Большая часть населения восставших областей принимала решение об участии или не участии в волнениях в зависимости от конкретных обстоятельств. Те, кто отправлялся по призыву властей в распоряжение русских командиров для подавления восстания, шли для того, чтобы разведать обстановку и дать время жителям своей волости принять решение о дальнейших действиях.

Население оказалось разобщено, настроено друг против друга. Так, в результате первых розыскных мероприятий властей появилось огромное количество доносов. В 1755 году все оговаривали всех, и вопрос был в том, кто на кого донесет первым и таким образом получит немного времени для того, чтобы бежать к казахам. Граница между "верными" и восставшими была призрачна. Командиры сообщали, что выставление башкирских, мещеряцких команд было бутафорией. В то время как часть волости отправлялась по призыву "служить", остальная бежала. Положиться на данные команды во время сражений было нельзя. Так, "верные" башкиры, находящиеся в команде майора Аничкова во время боя, когда драгуны спешились, бросились в заднюю шеренгу и стали разбирать лошадей, после чего, объединившись с неприятелем, бросились на команды . "Инородческие" отряды, прибывшие на службу, на просьбу при въезде в крепость оставить оружие и лошадей, начали сражение с драгунами. После осмотра их имущества оказалось, что почти все стрелы были фальшивыми, без наконечников, наперенные только для вида3. Данные обстоятельства приводили командиров к мысли, что все старшины, все население является потенциальным противником.

Репрессивные действия властей привлекли в ряды мятежников новые группы населения. По мнению Тевкелева, жестокость коменданта Кизильской крепости кн. Назарова, в отношении башкир, необоснованно обвиненных своими соседями в предательстве, привела к большему распространению волнений. Тевкелев считал незаконными и необоснованными следующие действия коменданта: задержание и пытки старшины Баима, знатного башкира Махнута (после допросов с пристрастием умер), приказание заколоть штыками 40 "верных", содержать под караулом башкир, которые должны были направиться на службу. Тевкелев писал, что "когда бы кн. Назаров до таких поступков допущен не был, а следствием было бы обождено до зимы, то б шесть волостей на побег не уклонились и жили бы в жилищах своих по-прежнему" .

Формами протеста населения стал отказ от служб по Яицкой линии, от работ по перевозке грузов, строительству крепостей, сенокошению и т.д. Башкиры отгоняли конские табуны, жгли леса2. Это изначально было стихийное сопротивление, первым результатом которого стала дезорганизация системы коммуникаций и обороны региона. Вооруженные столкновения отрядов восставших с местным населением наблюдались там, где имелась возможность маневра, отсутствовали регулярные войска.

Особенностью восстания 1755 г. было то, что часть недовольства была направлена на старшин. С одной стороны, они воспринимались как агенты российской администрации. С другой - заслужили недоверие из-за злоупотреблений своим положением, стремления к личному обогащению. В результате ряд старшин был убит. Так, в Бурзенской волости башкиры убили новоопределнного к ним старшину, затем напали на своих соседей, которые не хотели выступать. В Тайнинской волости убили старшину и разорили ближайшие остроги. Необходимо так же учитывать, что волнения предоставляли возможность сведения личных счетов3.

Основной формой протеста в ходе восстания 1755 г. явилось бегство на территории соседних казахских жузов. С казахами у башкир была договоренность и во время восстания Яик перешли тысячи людей . Переговоры Бурзянской волости со Средней ордой продолжались с осени 1755 г., однако на территории орды оказалось не так много башкир, поскольку она начала вести войну с джунгарами . Многие беглецы при переправе погибли, были задержаны военными командами. Те, кто оказался в Малой орде, были ограблены самими казахами.

В результате идея мусульманского единения не получила своего развития и подтверждения на практике. Большинство участвовавших в восстании, как и во время предшествовавших движений, выступало не из-за религиозных соображений, а в силу экономических причин. Татары, на помощь которым должны были прийти, по мнению Батырши, отряды башкир, не принимали участия в движении. Казахи, прельщенные подарками российской стороны, не оказали поддержки башкирам, более того, послужили в руках Неплюева и Тевкелева оружием наказания "бунтовщиков".

В исторической памяти башкирского этноса события 1755 г. занимают особое место, что связано с изменением отношения к казахам. Бегство за Яик было жестом отчаяния. Башкиры пришли к казахам Табынского, Джагалбайлинского родов. Договорились и поклялись на Коране не причинять друг другу вреда, не грабить. Казахи обещали докладывать все просьбы пришедших хану и выдать их только в том случае, если сами погибнут. За это башкиры отдали своих взрослых дочерей и деньги . Последующие за этим погромы и убийства были расценены как предательство, требующее кровной мести.

Похожие диссертации на Интеграция Южного Урала в состав империи в 30 - 90-е гг. XVIII века: этноконфессиональный аспект российской политики