Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные промыслы горнозаводского Урала в XVIII-начале XX века: историко-экономический аспект Алимова, Лилия Баторгалиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алимова, Лилия Баторгалиевна. Художественные промыслы горнозаводского Урала в XVIII-начале XX века: историко-экономический аспект : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького.- Екатеринбург, 1997.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-6/2652-6

Введение к работе

Актуальность темы предлагаемого исследования ясняется, прежде всего, огромным интересом к народ-[ культуре, вспыхнувшим в последнее время в связи с лотками выработать новую общенациональную идею. Ху-сественные промыслы как одна из исторически сложив->сся форм организации декоративно-прикладного искус-а сохранили ценные традиции художественного насле-

народа. Их изучение позволяет более глубоко исследо-ь народную культуру в самых разных ее аспектах. Инте-к художественным промыслам проявляется на всех внях. Правительство Российской Федерации издало появление № 1116 от 28 августа 1997 года "О дополни-ьных мерах государственной поддержки народных ху-сественных промыслов Российской Федерации", соглас-которому с 1998 года начинает действовать федеральная евая программа "Сохранение, возрождение и развитие одных художественных промыслов России на период до 5 года". В связи с этим изучение истории промыслов [обретает особую актуальность.

Специфика художественных промыслов приводила к [у, что они развивались преимущественно в мелкотовар-[ форме, в виде мелких и средних предприятий. Изучение экономической деятельности интересно само по себе, так

успешное развитие подобных предприятий благотворно зывается на развитии экономики страны в целом. Тем ее интересно рассмотреть историю возникновения и новления мелких и средних предприятий, результатом изводства которых оказываются художественные изде-

- вещи, органически входящие в среду обитания челове-Наконец, современное состояние уральских художест-ных промыслов, которое может быть охарактеризовано

кризисное, требует исследования во многом позитивно-

го опыта прошлого и возможного его использования. Те более что нынешний кризис связан с переходом к рыночнс экономике, ситуация аналогичная той, в которой оказалш промыслы Урала во второй половине XIX века, решая пр< блемы коммерциализации производства, приспосабливаж к новым экономическим условиям.

Объектом исследования стали художественнь промыслы горнозаводского Урала.

Цель нашей работы - исследовать экономические правовые аспекты развития художественных промысле Урала в XVIII - начале XX веков. В связи с этим мы стави следующие задачи: выявить место художественных промь слов в горнозаводском хозяйстве; исследовать специфик художественного производства как мелкотоварного, оцені вая его с помощью многомерных экономических характері! стик; проанализировать проблемы сбыта изделий; наконеї оценить организационно-правовые условия существовани художественных промыслов, с точки зрения законодатель ного регулирования их деятельности, систем управленш налогообложения, инвестиций в производство, а также ме роприятий центральных и местных властей, направленны на поддержку промыслов.

Хронологические рамки исследования - XVIII - на чало XX века. Исходная точка отсчета связана с возникно вением горнозаводского хозяйства, в системе которого за рождаются и художественные промыслы. Заканчиваем мі началом XX века, когда в связи с Первой мировой войной і последующими глобальными социально-политическими ре волюционными событиями изменился общественный и по литический строй России.

Территориальные рамки - территория горнозавод ского Урала, это - те районы края, экономическое развитиі которых определялось наличием горнозаводского хозяйст

sa. В работе также учитывалось административно-территориальное деление Урала в XVIII - начале XX веков.

Методологической основой исследования стали радиционные принципы и методы исторической науки. )то, прежде всего, принципы историзма и объективности. 7ервый понимается как изучение объектов и явлений в раз-ІИТИИ с учетом специфики условий, среды их появления и функционирования. Принцип объективности предполагает ісесто'роннюю оценку изучаемых объектов и явлений.

Основным методом исследования стал генетический іетод, состоящий в последовательном раскрытии свойств, эункций и изменений изучаемых объектов и явлений в провесе их исторического движения. Генетический метод тес-[о связан с дескриптивным методом, используемым нами (ля систематизации и обработки комплекса конкретно-фактических данных, так как этот метод предполагает опи-ание фактов, событий, явлений в их взаимосвязи. Типоло-изация как метод используется нами для выявления при-гадлежности изучаемых объектов как целостности к той їли иной качественной определенности. В отборе материа-:а мы руководствовались проблемно-хронологическим іринципом, используя методы сравнительно-исторического [ комплексного анализа источников.

Историография проблемы. Работ, посвященных ральским художественным промыслам опубликовано не-іало, в тоже время практически все они касаются лишь отельных аспектов такого многопланового явления как ху-.ожественные промыслы. В настоящем обзоре мы сочли озможным остановиться на краткой характеристике тех абот, которые так или иначе использовались нами в иссле-овании проблемы.

Первые работы, посвященные художественным про-[ыслам Урала, появились еще в начале XIX века. Главным

образом, это - историко-экономические описания наиболее известных промыслов. Статьи маркшейдера Грамматчиков; и М.Мельникова о гранильном и камнерезном промыслах А.С.Бурмакина о Златоустовской оружейной фабрике П.С.Попова и М.Я.Попова о Каслинском и Горнощитскол мраморном заводах дают ценный фактический материал П( истории возникновения предприятий, организации произ водства и сбыта, судьбах горнозаводского населения. С се редины XIX века стали появляться работы, в которых под нимались очень актуальные проблемы российской эконо мики периода генезиса капитализма. Экономическое поло жение мелкотоварного производства было одним из наибо лее дискуссионных вопросов. Он напрямую связан с исто рией уральских художественных промыслов, большинства из которых развивалось именно в такой форме. Вот почем нами привлекались работы А.Д.Погрузова, П.Струв* М.Туган-Барановского, А.Финн-Енотаевского; материалі дискуссии о природе кустарной промышленности, имевше место в печати того времени; труды В.И.Ленина «Развита капитализма в России» и «Кустарная перепись 1894/95 rt дов в Пермской губернии и общие вопросы кустарной прс мышленности»; исследования по истории горнозаводског хозяйства Урала В.Д.Белова.

Подводя итог дореволюционной историографии еле дует отметить, что непосредственно истории художестве* ных промыслов посвящено лишь несколько работ, дающи описание наиболее известных предприятий.

Послереволюционную историографию целесообра: но начать с монографий, относящихся к общим вопроса: истории русской промышленности и, в частности, урал] ской. Литература этой группы представлена именам Д.А.Кашинцева, П.Г.Любомирова, Н.И.Павленко, А.В.Че| ноухова, А.Д.Брейтермана, А.Г.Козлова, К.Шацшш

З.Я.Кривоногова. Е.И.Заозерской, Ф.Я.Полянского,
Л.Г.Рындзюнского, А.С.Черкасовой, П.А.Хромова,

В.К.Яцунского. Так как развитие художественных промывов прямо связано с историей горных заводов, раскрытие темы невозможно без использования вышеперечисленных работ для понимания экономической природы разных про-лшслов, анализа процесса их возникновения и формирования, места промыслов в системе горнозаводского хозяйства Урала. ^

Поскольку одной из центральных проблем диссертации является анализ правовых условий функционирования художественных промыслов, то следующая группа работ, привлеченных нами, посвящена промышленной политике царского правительства. Комплексы законоположений, регулировавших промышленную и предпринимательскую деятельность, систему налогообложения, основные мероприятия экономической политики правительства, складывание системы управления торговлей и промышленностью рассматриваются в работах Л.Е.Шепелева, Н.С.Киняпиной, Ю.Я.Рыбакова, К.Н.Тарновского. Общий вывод этих авторов о протекционистском характере экономической политики правительства верен и в отношении художественных промыслов. Монография К.А.Пажитнова рассматривает историю цеховой организации в России через призму развития законодательства о ремесленных цехах. Политика уральских земств в области экономики и культуры исследована в монографии М.И.Черныша, посвященной Пермскому земству.

Среди работ, непосредственно касающихся художественных промыслов, сначала следует выделить те, которые рассматривают теоретические вопросы бытования прикладного народного искусства: М.Кагана, Т.М.Разиной, Н.Воронова, Г.Земпера, А.С.Канцедикаса, П.И.Уткина. Ураль-

ские художественные промыслы изучались прежде всеп искусствоведами, крупнейшая фигура среди которы: Б.В.Павловский, давший ретроспективный обзор историї художественных промыслов Урала. В 40 - 80-е годы появи лось немало работ по отдельным видам уральского декора тивного искусства. Для них характерно стремление рас смотреть историю и эволюцию развития декоративно прикладного искусства, определить авторство наиболее из вестных памятников, выяснить имена мастеров прикладников, дать искусствоведческий анализ произведе ний декоративного искусства. Чугунному литью были по священы труды Е.Н.Бубнова, И.М.Пешковой, М.Е.Репина М.В.Седовой, Н.Н.Соболева, златоустовской гравюре ш стали - работы М.Глинкина. М.М.Денисовой; о расписные уральских изделиях писали В.А.Барадулин, С.Б.Рож дественская; о камнерезном промысле - С.Буданов В.И.Корнилова, В.Б.Семенов, И.Шакинко; о художественном стекле и керамике - А.Б.Салтыков, Н.Серебренников. А.Г.Шамшурин.

Попыткой найти новые подходы к изучению художественных промыслов, исследовать их историю в главных центрах стали конференции "Художественный металл Урала XVIII - XX веков" (1993) и "Россия и Западная Европа взаимодействие индустриальных культур" (1996). Однакс нельзя не отметить, что в подходах к изучению промыслов доминируют культурологические и искусствоведческие методы.

Последнюю группу работ составляет литература пс смежным сюжетам, таким как российские и всемирные художественно-промышленные выставки, художественное образование и подготовка кадров для промыслов. Первую проблему исследовали А.И.Михайловская и Н;А.Мезенин,

вторую-Н.В.Нечаева, В.Н.Будрин, Н.Ф.Демидова, И.А.Пронина, С.П.Ярков.

Таким образом, несмотря на довольно обширный перечень работ так или иначе связанных с темой нашего исследования, нет ни одной обобщающей историко-экономической работы, посвященной художественным промыслам Урала. Предлагаемое нами исследование - попытка восполнить существующий пробел.

Источниковую базу диссертации составили материалы свыше 230 дел, хранящихся в 12 фондах трех архивохранилищ страны: Государственном архиве Свердловской области (Екатеринбург), Златоустовском архивном отделе при администрации г. Златоуста, Государственном архиве Челябинской области (Челябинск); материалы, опубликованные в статистических и научных изданиях, периодической печати исследуемого периода. Использованные источники можно разделить на следующие группы:

  1. Законодательные материалы и распоряжения правительственных и горнозаводских учреждений, которые представляют собой указы, постановления, распоряжения, определения, манифесты высших правительственных и горнозаводских учреждений, опубликованные как в Полном своде законов Российской империи, так и в тематических сборниках указаний и распоряжений правительства, уставах.

  2. Делопроизводственная документация:

1) документы горнозаводского делопроизводства: распорядительные (грамоты, указы, учреждения, инструкции); инициативные (доношения, рапорты, челобитные); исполнительные (протоколы, книги записные, реестры, описи, путевые журналы); итогового характера (ведомости годовые, полугодовые, третные, описания заводов и округов, сводные материалы по десятилетиям, табели и пр.);

  1. документы земского делопроизводства: статистические обследования; обзоры и очерки, посвященные описанию кустарных промыслов уральских губерний; журналы и сборники постановлений губернских и уездных земских собраний; доклады управ. Отдельный комплекс документов этой группы составили ежегодные отчеты о капиталах и оборотах и деятельности Кустарно-промышленного банка Пермского губернского" земства, позволяющие судить о степени эффективности финансовой помощи кустарям со стороны земств;

  2. документы, связанные с организацией промышленных выставок: указатели произведений; каталоги, сопровождавшиеся комментариями; иллюстрированные описания.

  1. Периодика и публицистика. "Горный журнал" "Сборник Пермского земства" и другие издания содержа' статьи, статистические данные, исторические описания, по священные художественным промыслам.

  2. Повествовательные источники представлены і работе сочинениями историков-администраторов В.И.Ген нина, И.Ф.Германа, П.И.Рычкова и записками российски: путешественников И.И.Лепехина, П.С.Палласа, другими ее чиненнями. Эта группа источников интересна тем. что произведениях вышеперечисленных авторов даются описа ния первых художественных производств на Урале, что пс зволяет проанализировать процесс их возникновения, осе бенности складывания предприятий на ранних этапах и истории.

Круг источников, использованных нами в работ достаточно обширен и позволяет' дать целостную картиг истории такого уникального явления народной культур как художественные промыслы.

Научная ценность и новизна работы состоят в том, что в ней впервые художественные промыслы Урала проанализированы как целостное социально-экономическое явление в динамике двухвекового развития. Большая часть использованных источников впервые введена в научный оборот. На их основе дан комплексный анализ экономического развития и правового положения художественных промыслов в системе горнозаводского Урала. В отличие от традиционной оценки художественных промыслов только как феномена народного искусства, мы исследовали их с точки зрения специфики функционирования мелкотоварного производства. Впервые проанализировано законодательство, регламентировавшее деятельность промыслов и позиция правительственных и земских учреждений по отношению к ним.

Практическое значение диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть исполз .'ова ны в преподавании курсов отечествен ноП истории и пето рий Урала, разработке спецкурсов. Результаты и выводы работы могут быть использованы также и в практической деятельности современных художественных предприятий Урала, в возрождении старинных методов и технологий декоративной отделки, традиций народного искусства. Практическое использование ;„зл:ії иметь и опыт адаптации ху дожественных промыслов к условиям рыночной экономики.

Апробация данных исследования. Основные положения диссертации излагались в докладах на Всемирной конференции, посвященной 50-летию ЮНЕСКО "Культурное достояние Урала и Сибири" (Екатеринбург, 1995); на Всероссийской научно-практической конференции "История и культура провинциальных городов Пермского Прикамья" (Березники, 1995); на республиканской научно-теоретической конференции "Россия на пути реформ: про-

блемы социально-политического выбора" (Челябинск, 1996); на II Всероссийской конференции студентов, аспирантов и школьников (Пермь, 1996).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. В основу деления работы на главы и параграфы положен тематический принцип. Работа изложена на 239 страницах.

Похожие диссертации на Художественные промыслы горнозаводского Урала в XVIII-начале XX века: историко-экономический аспект