Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв. Цацаниди Панаёт Дмитриевич

Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв.
<
Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв. Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв. Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв. Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв. Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цацаниди Панаёт Дмитриевич. Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Краснодар, 2004 233 c. РГБ ОД, 61:05-7/295

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное развитие российской исторической науки невозможно без комплексного изучения истории народов России. Процесс формирования национальных общин на территории Российской империи несет в себе ряд проблем, требующих многогранного исторического исследования. История этнических диаспор является частью общей истории России. Без всестороннего изучения причин и процессов, приведших к появлению многих этнических общин в России, а также сопоставления внутренних и внешних факторов, влиявших на формирование российской политики в отношении разных национальностей, невозможно воссоздать целостную картину истории Отечества.

Греки Кавказа - один из многочисленных народов этого региона, внесший значительный вклад в его развитие. После присоединения Грузии к Российской империи (1801 г.) и окончания кровопролитной Кавказской войны (1864 г.) на повестку дня остро встал вопрос освоения вновь приобретенных территорий. Греческое население Османской империи, страдавшее под ненавистным турецким игом, было признано в ведущих политических кругах Санкт-Петербурга одним из самых подходящих для этой цели. В расчет брали не только политическую благонадежность греков, их трудолюбие, знакомство с географическими и климатическими особенностями этого региона, но и славу доброго союзника России на протяжении многих веков. Немаловажным фактором в пользу этого выбора были и единоверные узы, связующие русский и греческий народы. К тому же греческие переселенцы должны были играть значительную роль в распространении православия в этом регионе и стать своеобразной буферной зоной, препятствующей сношениям мусульманского населения Северного Кавказа с Османской империей.

В этой связи вопрос устройства церковной жизни греков Кавказа, его влияния на формирование греческих общин и места Греческой Церкви в конфессиональной политике, проводимой российским государством в этом регионе, незаслуженно оставался в стороне от внимания исследователей. Появление подобных работ было практически невозможным как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе. До 1917 г. политика Священного Синода и местных церковных властей на Кавказе была направлена на полную интеграцию греков в русскую церковную жизнь. Это отвечало и политическим задачам, стоящим перед гражданскими властями. По этой причине любые попытки обособить Греческую Церковь от Русской Церкви были обречены на неудачу.

I 3 -. ..^.ouvrutAxi

!

Антирелигиозная и откровенно антицерковная политика советского государства делала изучение подобного аспекта жизни греков СССР также совершенно неактуальным. Более того, любой интерес, проявляемый к данному вопросу в местах компактного проживания греческого населения Кавказа, становился объектом внимания со стороны органов госбезопасности. Стремление греков к сохранению своей национальной церковной самобытности было хорошо известно местным властям.

Сегодня объективно исчезли все препятствия для подобного рода исследований. Рассмотрение истории греческой диаспоры сквозь призму церковных событий необходимо для более полного изучения истории Кавказа и поможет учесть исторический опыт при проведении национальной и конфессиональной политики в этом хрупком в политическом отношении регионе.

Объектом исследования является греческая диаспора на Кавказе.

Предмет исследования - Греческая Церковь, ее роль в жизни греческих общин в пределах Грузинского экзархата и взаимоотношения с местными гражданскими и церковными властями в XIX - начале XX в.

Территориальные рамки исследования охватывают районы Кавказа, входившие в состав Грузинского экзархата. Его границы на протяжении XIX - начала XX в. менялись неоднократно. Внимание уделено только тем областям, где имелись компактные поселения греков. По административному делению, принятому до 1917 г., это районы Грузии, Армении, Карс-ской области и Черноморской губернии.

Хронологические рамки работы - период конца XVIII в. - первая четверть XX в. Нижняя временная граница определяется появлением первых компактных греческих поселений на территории Закавказья (Армении), связанным с попыткой грузинских царей создать горнорудную промышленность в этом регионе. Верхняя временная граница относится к 1920-м гг. К этому периоду в Закавказье произошли значительные политические изменения. Революция 1917 г., всплеск националистических тенденций в регионе и Лозаннские мирные соглашения, подписанные после поражения Греции в войне с Турцией («малоазиатская катастрофа») и гарантировавшие переселение греков, в том числе и проживающих на Кавказе, на историческую родину, привели к значительному сокращению греческой диаспоры в Закавказье.

Степень изученности темы. В дореволюционной историографии, как и в советской, вопросам изучения истории греков России уделялось недостаточно внимания. В основном исследователей интересовали миграционные потоки греков в южные районы страны. Это во многом было связано с той активностью, которую греки проявляли в освоении обширных территорий, присоединенных к Российской империи с конца XVIII в.

Традиция эта была продолжена и в ХГХ в. - большая часть публикаций в российской прессе и печати, посвященная греческой тематике, по-прежнему была связана с переселением греков на Юг России. При этом авторы старались показать причины, побуждавшие греков к переселению из Турции в Россию, и те меры, которые привели к улучшению их положения в местах нового проживания.

Как правило, публикации о греках Кавказа, время от времени появлявшиеся в российской печати, носили этнографический характер. С момента переселения греков на Кавказ, российские авторы с некоторым удивлением для себя стали обнаруживать значительную разницу между греками Архипелага и греками Понта. Последние, в силу исторических особенностей, сохранили особый понтийский диалект, значительно отличавшийся от новогреческого языка. Совершенно непонятным для российских исследователей являлось и то, что часть греков Малой Азии, и особенно Понта, потеряв язык своих предков, стала туркофонами1. При всем сходстве имелись различия в обычаях и традициях греков, проживавших, с одной стороны, в материковой части Греции и на островах, а с другой - в глубине Малой Азии.

Среди авторов, занимавшихся изучением истории греков Кавказа на рубеже ХГХ-ХХ вв., отметим А. Хаханова2, АД. Ерицова3 и Э.В. Эрик-сона4. Их работы имеют этнографический характер и связаны с описанием быта греков Восточной Грузии. Однако из-за отсутствия специальных исторических работ, посвященных интересующей нас тематике, из них можно почерпнуть немало интересных данных.

С освоением Россией Черноморского побережья Кавказа в российской печати конца 1860-х гг. появляется немало публикаций об этом регионе. Особенно пристальное внимание этим вопросом уделяла издававшаяся в Тифлисе газета «Кавказ», публикации которой позволяют с большой хронологической точностью определить миграционные процессы на Кавказе5.

В начале XX в., согласно «Указателю сочинений о Черноморском Побережье Кавказа», было издано 2 267 книг, статей и «повременных изда-

Аклаев А.Р. Этноязыковая ситуация и особенности этнического самосознания грузинских греков // Советская этнография. 1988. № 5.

1 Хаханов А. Цалкинские греки и их современное положение // Этнографическое обозрение. 1907.

3 Ерщов А Д. Экономический быт государственных крестьян Борчалинского уезда Тифлисской губернии // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Тифлис, 1887. Т. 7.

Эриксон В.Н. Об условиях быта и санитарном состоянии цалкинских поселений // Кавказское медицинское обозрение. 1898. №61.

Зейдлиц Н. Греки на Цалке // Кавказ. 1864. № 9.

ний»6. Несмотря на такое обилие печатных источников, сведения в них о греческих переселенцах крайне скудны и содержат отрывочный характер. Более того, если до 1880-х гг. роль греков в освоении края освещалась положительно, то с этого периода политика не только в отношении греков, но и других выходцев из Малой Азии резко меняется. Греки часто изображаются в негативном свете, как люди, совершенно ничего не сделавшие для развития этого края и думающие лишь о личном обогащении. Тем не менее при всем пристрастии авторов к греческим переселенцам в этих публикациях можно найти немало интересующих нас сведений. Характерны в этом плане работы С. Васюкова7, А. Верещагина8, П.П. Надежина9, С. Шарапова10 и многих других.

Несмотря на относительное обилие статей и публикаций, по истории греков России до революции 1917 г., приходится констатировать, что ни одной серьезной публикации, а тем более специального исследования, связанного с изучением внутренней жизни греческих общин Российской империи, не имеется.

Ситуация не изменилась и в советский период. Внимание советских историков привлекала не история греческого населения СССР, а история Древней Греции и современного греческого государства. Большое значение в работах, затрагивающих период со второй половины XVIII в. до начала XIX в., уделялось той роли, которую сыграла Россия в освобождении греческого народа от турецкого ига. Значительную лепту в освещение этой действительно интересной страницы истории греческого народа внесли известные ученые Г.Л. Арш, И.С. Достян, AM. Станиславская и др.

Две специальные работы Г.Л. Арша11 и А.М.Станиславской12 были посвящены отдельным выдающимся личностям: И. Каподистрии и Ф. Ушакову. Первый из них был знаменитым российским дипломатом, статс-секретарем МИД России с 1814 по 1822 г., а впоследствии и первым президентом Греции. Второй — сыграл большую роль в укреплении российского присутствия в Средиземноморье и подготовил необходимые условия для обретения Грецией независимости в начале ХГХ в. Написанные

6 Воробьев Н.И. Указатель сочинений о Черноморском побережье Кавказа (Анапа
-турецкая граница). Пг., 1915. Вып. 1.

7 Васюков С. /Типы и характеры. Кавказское Черноморское побережье. СПб.,
1908.

8 Верещагин А.В. Колонизация Черноморского прибрежья Кавказа. СПб., 1908.

9 Надеждин П.П. Кавказский край. Природа и люди. Тула, 1985.

10 Шарапов С. По Черноморскому побережью. СПб., 1896.

" Арш Г.А. Каподистрия и греческое национально-освободительное движение (1809-1821). М., 1976.

12 Станиславская A.M. Политика России в Ионической республике, 1788-1807 гг. М., 1978.

на основе уникального архивного материала они знакомят читателя с историей как русского, так и греческого народа.

Работы этих и некоторых других авторов (О.Б. Шпаро, И.В. Иоввы, Б.Е. Сыроечковского), базирующиеся на богатом архивном материале и мемуарах очевидцев, позволяют составить целостное представление об эпохе, предшествовавшей переселению греков в Россию, и проследить напряженную дипломатическую борьбу великих держав за установление контроля на Балканах и в Средиземноморье.

Указанной цели служат и работы ученых, занимавшихся изучением «восточного» вопроса, составной частью которого, как уже было сказано, являлась Греция. Исследования А.В. Фадеева13, Е.И. Дружининой14, И.Г. Гуткиной15, ПА Чихачева и др. подробно освещают этот важный период европейской истории, связанный со становлением на политической арене России как великой державы, и в то же время дают возможность проследить, насколько судьбоносным для истории самого греческого народа являлся этот процесс.

Истории греческого народа в XX в. посвящены монографии О.В. Соколовской16 и К.А. Шеменкова17. Но, к сожалению, история Греции рассматривается исключительно сквозь призму классовой борьбы. Несмотря на это авторы используют в своих исследованиях серьезный архивный материал и впервые в советской историографии анализируют историю Греции в ходе Первой и Второй мировых войн.

Историей греков, проживавших в СССР, ученые впервые заинтересовались в 1930-х гг. Этому способствовала политика советского государства во второй половине 1920-х - начале 1930-х гг., направленная на изучение истории и культурного наследия национальных меньшинств, в том числе и греков. Процесс этот был трагически прерван в 1937 г.

В указанный период впервые был проявлен интерес к истории греков Грузии. Работа профессора Кутаисского государственного педагогического института Т.С. Каухчишвили18, опубликованная на русском и грузинском языках, стала первым серьезным исследованием истории греков данного региона. Базируясь на неизвестном архивном материале, автор уделил большое внимание времени, условиям и обстоятельствам возникновения греческих поселений в Грузии.

13 Фадеев А.В. Россия и Восточный кризис 20-х гг. XIX в. М., 1958.

14 Дружинина Е.И. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г. М, 1955.

15 Гуткина И.Г. Греческий вопрос и позиция Австрии в 20-х гг. XIX в. // Очерки
всеобщей истории. Л., 1969.

16 Соколовская О.В. Греция в годы первой мировой войны. М., 1990.

17 Шеменков К.А. Греция: проблемы современной истории. М, 1987.

18 Каухчишвили Т.С. История поселений греков в Грузии. Кутаиси, 1942.

В 1960-х гг. вышла в свет двухтомная работа по истории народов Кавказа. Раздел, посвященный грекам, был подготовлен П. Акритасом19, непосредственным свидетелем и участником исторических преобразований в греческом обществе Кавказа с начала XX в. Не будучи профессиональным историком, он большую часть своей работы посвятил этнографическим и фольклорным вопросам. Тем не менее работа П. Акритаса была одной из немногих по этой тематике и активно использовалась исследователями истории греков Кавказа в 1970-1980-е гг.

В последующие десятилетия было подготовлено несколько диссертационных работ по интересующей нас тематике. Л. Пашаева и AM. Михайлов занимались изучением быта и экономической жизни греков Восточной Грузии.

К числу последних работ по истории греков Армении принадлежит диссертация К. Харацидиса20 (1990 г.). Автор на основе богатого архивного и полевого материала впервые в истории греков этого района занялся изучением хозяйственного быта и материальной культуры греческого населения Восточной Армении. Работа, помимо ценных этнографических сведений, содержит и немало исторических данных.

История греков России, и особенно Кавказа, не могла не заинтересовать и греческих ученых. Правда, эта тема рассматривалась в тесной связи с историей греков Малой Азии и Понта, географически граничащими с указанным регионом. Работы П. Триандафилидиса21, Т. Евангелидиса22, Т. Панайотидиса23, М. Дендиа24 и некоторых других были одними из первых в греческой историографии конца ХГХ — начала XX в.

Серьезная попытка изучения истории греков Кавказа была предпринята в 1909 г. И. Калфоглу25. Являясь одним из представителей греческой диаспоры Кавказа, он опубликовал свою монографию в Афинах. Автор старается осветить историю присутствия греков на Кавказе с античных времен до начала XX в. Часто полемизируя с местными грузинскими авторами, он отмечает большой вклад греков в развитие региона. Для нас наибольшую ценность в исследовании И. Калфоглу представляют данные о церковной деятельности, а также по статистике греческого населения Кавказа в начале XX в. К сожалению, автор был лишен доступа к архивному

Акритас П. Греки Кавказа // Народы Кавказа. М., 1962.

20 Харацидис Э.К. Хозяйственный быт и материальная культура греческого насе
ления Восточной Армении: Дис.... канд. ист. наук. Ереван, 1990.

21 TpiavtapdJiiSris П. Оі фиуа8є;. A6r|va, 1870.

22 EvayyeXiSti<; Т. Іоторіа тік яоутікт|і; Тратгефютас,. OStjoaoi;, 1898.

23 navayuunStjgn. О єХХі]уіа(Ю(; тг|<; Рохкпсь;. A&nva, 1919.

24 Jcv<5ia M. ЕИцуікес, тахроікігі; ava tov коацо. A&iyva, 1919.

25 KadpoyXov I. Oi EXXT|va; той Ксшкасои. A&nva, 1908.

материалу своей эпохи и очень часто ссылается на работы других исследователей.

Интерес представляет и работа архимандрита Панеретоса26. До «малоазиатской катастрофы» он проживал на территории Понта, посещал греческие поселения Кавказа и был свидетелем описываемых им событий. Работа известного священнослужителя также страдает отсутствием архивных данных, а подчас субъективной оценкой происходивших событий.

Одна из самых серьезных работ, в которой содержится немало сведений по интересующей нас тематике, была издана в 1953 г. в Греции. Автор

f монографии по истории греков дореволюционной России Э. Павлидис был руководителем греческой общины Одессы и хорошо знал все проблемы, с которыми пришлось столкнуться греческому населению России, особенно в начале XX в. В работе был использован богатый архивный материал греческих общин России, который ему удалось вывезти в Грецию.

В работе С. Маврогенус28 заслуживают внимания в первую очередь стенографические отчеты заседаний Национального Совета греков Армении, наглядно показывающие трагическое положение греков в годы Гражданской войны на Кавказе.

Бесценным источником по истории греков не только Кавказа, но и Понта, их трагических попыток по спасению десятков тысяч соте-чественников, гибнущих на побережье Черного моря в 1918-1922 гг., служат документы Национального Совета греков Понта, заседания которого проходили в г. Батуми в указанный период. Архив удалось в тяжелейших условиях вывезти в Грецию и на основании этих данных опубликовать сборник под названием «Вокруг неугасающего огня» («Гирю (JTTfV afearr) фХоуа»). Издание было подготовлено пламенным патриотом и непосредственным участником исторических событий Ф.Феофилакту29.

В последующие десятилетия серьезных исследований по истории греков России, и в частности Кавказа, в Греции издано не было. Этому мешало отсутствие доступа к архивам Советского Союза. По этой причине издававшиеся работы носили этнографический характер и основывались на воспоминаниях старожилов, переселившихся из России в Грецию. Такова работа X. Самуилидиса30.

Интерес к истории греков России в Греции стал пробуждаться с началом преобразований в СССР в конце 1980-х гг. Ряд исследователей стал посещать архивы республик бывшего СССР, однако незнание русского

26 navaperog. Н єккХцаїа тту; Tpcnre^owrcx;. A6r|va, 1933.

27 riawXtdrisE. Ot ЕХАцу; щ$ Poxroiai;. AOrjva, 1953
Mavpoyevovg M. H яЕркрєрєіа тои Kopq. eaocuoviicr], 1963.

29 вєоуїкахто» 0. ГЪры arr|V aofieonj (p^oya. 0есосЛоуікт|, 1980.

30 ZafiooijXtfhKX. Істторш тої) яоупакои eXXjjvtapou. еоосйоуиср, 1980.

языка, организации архивного дела и бюрократические проволочки становятся для них серьезным препятствием в вопросах сбора исторических данных.

Из всех исследований, изданных в Греции в 1980-е—1990-е гг. по истории эллинизма России, внимания заслуживают прежде всего работы профессора Салоникского университета К. Фотиадиса31. Автор, неоднократно посещавший многие архивы России, умело сочетает собранный им материал с документальными данными из греческих архивов.

В середине 1990-х гг. появляется серьезный сборник работ по истории понтийского эллинизма — результат сотрудничества греческих, французских и российских ученых. В исследованиях рассматривается история понтийских греков, проживающих в республиках бывшего СССР и Греции. Сборник, изданный во Франции и Греции, был признан одним из самых полных по этой тематике в последние десятилетия32.

Подводя итог историографического анализа, можно отметить, что абсолютное болыпинство исследований касалось переселенческих процессов из Османской империи в Россию и из России (СССР) в Грецию. Во многих публикациях история греков России рассматривалась авторами косвенно, в контексте общей истории отдельных регионов. Отсутствие доступа к архивному материалу было серьезным препятствием для появления обобщающих монографий, освещающих отдельные стороны жизни греческого населения России.

Из состояния историографии вытекает цель настоящего исследования - впервые в российской и греческой историографии рассмотреть историю греков России через призму церковных событий.

Данная цель конкретизировалась через постановку ряда задач, а именно:

- показать, что греческое церковное присутствие на Кавказе начина
ется с момента распространения в этом регионе христианства, задолго до
переселенческих процессов ХУШ-ХГХ вв.;

рассмотреть исторические условия образования греческих приходов в Закавказье и их место в административном устройстве Грузинского экзархата;

изучить порядок приезда в Россию греческих духовных лиц и их материальное положение в местах нового проживания;

- исследовать состояние духовного просвещения греческих священ
нослужителей, вопросы их подготовки в учебных заведениях Грузинского
экзархата и организацию учебного процесса в церковно-приходских шко
лах и школах грамоты;

" ФштшдгцК Oi EXXtive^ ще, яршцу Іорітікг)<; Evcum^ @еоааХо\пщ, 1995 32 Oi ekXjjvmi бшояора оааХо\акт), 2000

выявить состояние богослужения в греческих церквях Кавказа и подчеркнуть их усилия, связанные с ведением богослужения на родном языке;

изучить вопросы строительства и материального оснащения греческих храмов Грузинского экзархата;

определить степень влияния либеральных процессов в начале XX в. на Греческую Церковь;

рассмотреть церковные преобразования на Кавказе после революции 1917 г. и их последствия для греческого населения и церкви.

Методологическая основа исследования. Методологически диссертация основана на идеях, выработанных российской и зарубежной исторической наукой. В работе с максимальной степенью реализуется принцип историзма, требующий изучения исследуемых явлений и процессов в их конкретно-исторической обусловленности и развитии.

Для более успешного решения поставленных задач, связанных с обработкой большого количества источников, автор использовал ряд общенаучных методов (анализ и синтез, индукцию и дедукцию, описание и т.д.), а также специальные исторические методы (историко-генетический, истори-ко-системный, историко-сравнительный, историко-типологический), которые позволили более глубоко изучить и воссоздать исторические процессы, происходившие на территории Кавказа в исследуемый хронологический период.

Источниковая база исследования. Диссертация написана на основе широкого круга неопубликованных и опубликованных источников. Основную источниковую базу научной работы составили документальные данные из государственных исторических архивов России, Грузии и Армении. Во многих случаях использованный архивный материал не ограничивается чисто церковной тематикой и выходит за рамки интересующей нас проблемы.

Наибольшую значимость для работы представляют документы из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), отражающие правительственную политику в отношении греков Кавказа (Ф. 796, 797, 383 1579, 1268). Полученные сведения вносят ясность практически во все стороны жизни греческих переселенцев, позволяют определить основные этапы образования греческих поселений на Кавказе и роль Греческой Церкви в жизни греческих общин.

При написании работы были использованы также материалы Центрального государственного архива Республики Армения (ЦГАРА) (Ф. 105, 113, 257). В них содержится информация не только о греческих поселениях Армении, но и о греках, проживавших на территории Карсской области. Документы, относящиеся к Карсской области, после ее передачи в

1918 г. Турции оказались в двух республиканских архивах: Армении и Грузии.

Из значительного количества документов по заявленной теме, которые хранятся в фондах Центрального государственного исторического архива Грузии (ЦГИАГ), доступным оказался Ф. 281 (Инспекция За-кавказскойжелезнойдороги).

Особый интерес представляют редкие документы Ф. 1 (Канцелярия Сухумской епархии) Центрального государственного архива Абхазии, уничтоженного в ходе абхазо-грузинского конфликта в 1992 г.

Документы Центрального государственного архива Аджарской автономной республики (ЦГАААР) позволили получить много конкретного материала, свидетельствующего не только о религиозной жизни греков конкретного региона, но и всего Грузинского экзархата. В этом плане несомненную ценность представляет финансовая отчетность греческих церквей, размеры жалований греческих священнослужителей и пожертвований прихожан. К работе были привлечены Ф. 54 и 56.

Законодательные акты, касающиеся религиозной жизни греков Кавказа, изучались по материалам Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи. Для работы привлекались также справочные издания и словари.

Важным источником при изучении настоящей темы послужили церковные и светские периодические издания. Среди церковных изданий основным источником информации явился Духовный вестник Грузинского экзархата (ДВГЭ) и печатный орган Константинопольской Патриархии («ЕккХтцлскткт] АХт]9еш»). Первый из них отражал официальную позицию церковных и гражданских властей, второй нередко становился трибуной недовольства существовавшим положением греческой общины на Кавказе.

Ценный для представленного исследования материал содержится и в светских периодических изданиях. К ним, в частности, необходимо отнести статьи, опубликованные в газетах «Кавказ», «Гражданин», в ежегодных сборниках «Кавказская старина», «Этнографическое обозрение», «Кавказское медицинское обозрение», в «Материалах для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края» и в греческом журнале «ЕХХт]угстцо9>-

В целом разнообразный круг архивных и опубликованных источников позволяет представить целостную картину состояния Греческой Церкви на Кавказе и решить поставленные исследовательские задачи.

В результате проведенного исследования были сформулированы следующие основные выводы, обладающие качеством новизны:

1. Установлено, что Греческая Церковь присутствовала на Кавказе не только в раннехристианский период, но и в последующие века, вплоть до

начала XX в. На Кавказе существовала Греческая епархия, зависящая от Константинопольского Патриарха до 1820-х гг.

2. Исходя из роли Греческой Церкви в жизни греческих поселений на
Кавказе, показано, что удовлетворению ее нужд и требований греческие
переселенцы уделяли особое внимание.

3. На основе данных, полученных в ходе исследования взаимо
отношений Греческой Церкви с вышестоящими церковными инстанциями
и гражданскими властями, выявлено, что главные требования Греческой
Церкви были связаны с ведением литургии на родном языке и обучением
своей паствы в греческих национальных школах.

  1. Проведен анализ источников, позволивший утверждать, что Греческая Церковь предпринимала попытки сохранить свою обособленность и национальное самосознание паствы и что политика местных властей была направлена на их интеграцию в общественную и религиозную жизнь Российской империи.

  2. Впервые в отечественной и зарубежной историографии выявлены сведения о владениях Греческой Церкви на Кавказе и изучена политика гражданских властей относительно указанной недвижимости.

  3. Особое внимание уделено образованию греческого клира в духовных заведениях Грузинского экзархата и его материальному положению. Установлено, что священнослужителей, которые отвечали бы требованиям Греческой Церкви, в учебных заведениях Грузинского экзархата практически не готовили и ставка, как правило, делалась на священников, которые прибывали из-за пределов Османской империи и Греции.

  4. Исследована позиция Греческой Церкви в период образования Грузинской Автокефальной Церкви. Первоначально Греческая Церковь стала на сторону русской в ее конфликте с Грузинской Церковью, но впоследствии решила добиваться церковной автономии.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов диссертации и полученных выводов при написании учебных курсов по истории христианства на Кавказе и при изучении опыта межнациональных отношений в ХГХ - начале XX в. в указанном регионе.

Структура диссертации. Поставленные автором цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедры новой, новейшей истории и международных отношений и кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета. Доклад с изложением некоторых положений данного исследования был сделан на международной научной конференции «Греческая диаспора»

(Афины, Французская археологическая школа, апрель 1995 г.) Основные положения диссертационной работы нашли отражение в публикациях общим объемом 6,25 п.л.

Похожие диссертации на Греческая Церковь на Кавказе в XIX - начале XX вв.