Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государство Сарир: проблемы становления и развития Казанбиев Алибег Расулович

Государство Сарир: проблемы становления и развития
<
Государство Сарир: проблемы становления и развития Государство Сарир: проблемы становления и развития Государство Сарир: проблемы становления и развития Государство Сарир: проблемы становления и развития Государство Сарир: проблемы становления и развития Государство Сарир: проблемы становления и развития Государство Сарир: проблемы становления и развития Государство Сарир: проблемы становления и развития Государство Сарир: проблемы становления и развития Государство Сарир: проблемы становления и развития Государство Сарир: проблемы становления и развития Государство Сарир: проблемы становления и развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казанбиев Алибег Расулович. Государство Сарир: проблемы становления и развития : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Казанбиев Алибег Расулович; [Место защиты: Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН].- Махачкала, 2010.- 191 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Этнополитическая карта в VI - начале XIV в. и экономика Горного Дагестана 36

1. Политическая карта Дагестана VI - начала XIV в. 36

2. Ландшафт и его влияние на экономическую жизнь региона 66

3.Основные виды хозяйственной деятельности населения Сарира 80

Глава II. Образование и начальный этап существования государства Сарир 92

1 . Становление государства и ранние формы общественно-политического устройства Сарира 92

2.Роль внутренних и внешних факторов развития Сарира 115

Глава III. Государство Сарир: расцвет и упадок 136

1 Внешнеполитическое и внутреннее положение государства Сарир и динамика изменения его границ в IX - начале XIV в . 136

2. Религиозные процессы на территории Сарира 158

Заключение 173

Библиография 177

Список сокращений 191

Приложение 192

Введение к работе

Актуальность исследования.

В настоящее время практически у всех народов Дагестана прослеживается рост этнического самосознания, тесно переплетенного с историческим сознанием.

Представители многих народов проявляют большой интерес к истории, этнографии как своих этносов, так и к истории и этнографии всего Дагестана в целом. Обращение к историческому наследию народов Дагестана помогает лучше изучить прошлое и понять истоки современных событий, а в некоторых случаях даже предвидеть направление этнополитического развития событий в будущем.

Проблема истории государств, государственного строя раннесредневекового Дагестана - одна из сложных и требующих дальнейшего изучения. Вместе с тем следует признать, что за последние десятилетия отечественные исследователи достигли определенных результатов в изучении ранних этапов истории народов Кавказа, в том числе и Дагестана. Изучение широкого круга источников, памятников материальной культуры, фольклора и т.д. позволило современным кавказоведам прийти к ряду важных выводов.

Одним из них является заключение о возникновении и существовании уже в раннесредневековый период на территории Дагестана раннегосударственных образований. Становление их происходило как в результате внутреннего социально-экономического развития горских обществ, так и под воздействием внешних факторов, таких как развитие торгово-экономических связей и военно-политических контактов с соседними закавказскими и переднеазиатскими государствами, проникновение ираноязычных и тюркоязычных кочевников и др.

Исследователями проводится большая работа по определению истоков возникновения раннесредневековых государств Дагестана, раскрытия их генетической связи с другими образованиями Кавказа. Однако эта проблема еще далека от своего окончательного решения. Именно слабой разработанностью объясняется то, что в обобщающих коллективных трудах чаще всего только перечисляются древние государственные образования - «царства»: Дербент, Зирихгеран, Лакз, Маскат, Сарир, Туман, Филан и др.

Продолжаются попытки установить их локализацию. Ведутся споры об их границах, административном и внутриполитическом устройстве этих «царств». Следует отметить, что история государственности народов Дагестана восходит еще к раннему средневековью. В кавказоведении признается, что какая-то, еще точно не определенная, часть Дагестана входила в одно из крупных древних государств - Кавказскую Албанию. Много споров вызывает вопрос о границах Кавказской Албании, о вкладе тюркоязычных племен гуннов, савиров, хазар, кыпчаков в этногенез тюркоязычных и дагестаноязычных народов края и др. Большое значение имеют социально-экономические и политические характеристики первых раннесредневековых государств Дагестана, и ряд других проблем средневековой истории Дагестана. В раннесредневековый период была заложена основа главных путей исторического развития народов нашей многонациональной республики. Ранний этап истории народов Дагестана, когда впервые появляются исторические письменные известия о крае, его народах, когда формируются первые государственные образования на территории Дагестана, несомненно, представляет значительный интерес для науки и широкой общественности нашей республики.

Этот период истории Дагестана изучался многими историками, однако до сих пор из-за неполноты письменных, недостаточности археологических и других источников в раннесредневековои истории остается много неясных вопросов и проблем.

Одной из таких малоизученных проблем является проблема возникновения, развития и упадка царства Сарир - относительно крупного

Историографию проблемы см. ниже. раннесредневекового государственного образования на территории

Нагорного Дагестана.

Государство Сарир среди государственных объединений, существовавших на Северо-Восточном Кавказе в историческом прошлом, занимает заметное место. Это раннесредневековое государственное образование, по мнению ряда исследователей, включало в свой состав большинство, или по крайней мере значительную часть племен - предков народов Нагорного Дагестана. Некоторые исследователи считают, что Сарир являлся «первичным государством, заложившим основу общедагестанской государственности» , т. е. первым государством, которое положило начало объединению предков народов края в единую этнополитическую общность.

Сарир играл активную роль в международных отношениях и, в пору своего наивысшего могущества, оказывал влияние на соседние государства Кавказа. Таким образом, изучение политической истории государства Сарир по своему значению выходит за пределы собственно истории Дагестана.

Общепризнанно также, что политическое образование Сарир было крупным по кавказским масштабам государством, полиэтническим по своему составу. Однако до сих пор нет однозначных ответов на такие основополагающие вопросы, как границы государства и их динамика, характер и сущность государственного строя, форма управления государства Сарир.

Известно также, что на становление и административно-политическое развитие средневековых государств Дагестана значительное влияние оказали Сасанидский Иран, Арабский халифат, Хазарский каганат и Грузия. Однако средневековые государства, также как и в свое время «царства», возникли на

Гаджиев T.B. Государство, общество и право в Дагестане (до второй четверти XIX в.). Автор, дисс. док. истор. наук. - М., 2001. - С. 13. местной социально-экономической почве и этим событиям предшествовали глубокие экономические и общественно-политические процессы .

При современном состоянии изученности истории Сарира остается до конца не раскрытым комплекс вопросов, непосредственно связанных с поставленной нами проблемой сложения, развития, расцвета и упадка этого значительного раннесредневекового государственного образования.

В свете сказанного изучение истории Сарира, анализ общих закономерностей и специфических особенностей образования этого государства, игравшего весомую роль в истории края, является одной из актуальных задач дагестанской медиевистики. Можно утверждать, что, не изучив историю данного государства, трудно воссоздать объективную достаточно полную картину истории Дагестана и Северо-Восточного Кавказа.

Хронологические рамки исследования охватывают значительный временной период, начиная от времени упоминания в письменных источниках этнополитического государственного образования Сарир в VI в. н. э. до времени преобразования центральной части этого государства в начале XIV в. н. э. в Аварское нуцальство.

В исследуемый период происходит переход Дагестана от раннефеодального общества к феодализму, когда этот уклад становится ведущим в его социально-экономическом развитии. Это период значительных социально-экономических и культурно-исторических достижений, поступательного развития, упрочения государственных форм политической жизни, развития экономики, культуры, этнокультурной и религиозно-идеологической консолидации дагестанских народов. В немалой степени эти процессы были обусловлены активным включением Дагестана в орбиту мусульманского мира, принятия и последующего упрочения на территории Восточного

Гаджиев В.Г. Государство и государственные учреждения дореволюционного Дагестана - как исследовательская проблема // Государство и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. -Махачкала, 1989. - С. 8.

Кавказа ислама, постепенно вытеснившего язычество и христианство. На этом историко-культурном фоне шел процесс формирования и развития

Сарира как государственного образования.

Главной целью диссертационной работы является исследование возникновения, развития и упадка (точнее преобразования ее центральной части в Аварское нуцальство) государственного образования Сарир на протяжении VI - начала XIV в.

В рамках поставленной цели в работе определены следующие задачи: показать этнополитическую карту Дагестана VI - начала XIV в.; провести локализацию раннесредневекового государственного образования Сарир, очертить его границы; осветить вопросы хозяйственного развития Сарира; рассмотреть общественно-политический строй; проследить процесс христианизации населения; показать процесс исламизации населения и определить его этапы; выявить причины упадка Сарира.

Методологическую основу настоящего исследования составляет принцип историзма, предполагающий изучение исторических фактов и событий в конкретных исторических условиях, рассмотрение их в сравнительно-историческом плане, причинно-следственной связи, развитии и взаимозависимости событий истории. Теоретической основой работы послужило утвердившееся в отечественной историографии учение о социально-экономических отношениях и цивилизационных путях развития общества. Методология исследования включает в себя принцип конкретно-исторического подхода, критической интерпретации источников, систематизации и сравнительного анализа данных этих источников и имеющегося литературного научного материала по теме. Все это позволяет понять и раскрыть специфику становления и развития Сарира - сравнительно крупного средневекового государства на Восточном Кавказе.

Научная новизна исследования: показана динамика этнополитической карты Дагестана VI — начала XIV в.; произведена локализация раннесредневекового государственного образования Сарир, очерчены его границы в период становления и расцвета; отмечена роль ландшафта и его влияния на экономическую жизнь региона; рассмотрено общественно-политическое устройство государства Сарир; прослежены особенности процесса христианизации населения; показаны процессы исламизации населения и определены его этапы; освящена роль и показано место Сарира среди политических образований Восточного Кавказа в VI- начале XIV века; выявлены причины упадка Сарира и преобразования её центральной части в Аварское нуцальство: предпринята попытка новой интерпретации ряда сообщений раннесредневековых источников. В частности, выдвигается несколько иная версия о местонахождении политического центра исследуемого государственного образования. Заслуживает внимания отличная от других интерпретация раздела «Книги завоеваний» аробоязычного автора Ахмада ибн Асама аль-Куфи, посвященная походу полководца Мервана в горную часть Дагестана. Интересной представляется своеобразная интерпретация отдельной информации, исходящей из-под пера перса Ибн Русте в «Книге драгоценных ожерелий» (глава «Ас-Сарир») и т.д.; важное место в работе уделено и результатам археологических исследований горного Дагестана.

Научная и практическая значимость диссертации определяется все возрастающим интересом и специалистов, и народов Дагестана к своему прошлому, к опыту взаимосвязей и взаимоотношений в составе государства

Сарир. Решение поставленных нами проблем и вопросов, в целом, имеет практическое и научно-познавательное значение. Результаты, выводы и материалы диссертации могут быть использованы при составлении обобщающих работ по истории Дагестана, а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров на исторических факультетах ВУЗов, при написании курсовых и дипломных работ по истории Дагестана. Материалы диссертации могут быть использованы работниками образования и культуры в патриотическом воспитании подрастающего поколения дагестанцев.

Источники

Источники по истории Сарира VI - начала XIV в. представлены несколькими группами. Основными и наиболее ценными из них являются письменные источники, которые включают сочинения средневековых сирийских, арабских и персидских авторов, дагестанские нарративные источники, актовые и исторические записи.

К данной группе источников относится эпиграфический материал, представленный эпитафиями, строительными надписями, историческими записями. Определенный интерес представляют также немногочисленные археологические материалы и данные языкознания.

Выявление сведений раннесредневековых авторов о Дагестане, его племенах, государственных образованиях на его территории является одной из сложных и требующих дальнейшего изучения вопросов истории края. До настоящего времени не существует единого свода армянских, грузинских, сирийских, арабских, персидских, тюркских источников о племенах и государственных образованиях средневекового Дагестана.

Такое положение объясняется с одной стороны относительной скудностью данных, с другой трудностями идентификации средневековых этносов с современными народами, средневековыми «царствами» и государствами с территорией современного расселения народов Дагестана.

Вместе с тем без тщательного анализа исторических сведений о племенах и государствах на территории Дагестана невозможно критически осмыслить проблемы становления первых государственных образований средневекового Дагестана, в том числе и Сарира, дать по возможности развернутую картину ранней этнической истории племен, населявших

Дагестан.

Среди источников, в которых можно почерпнуть ценные сведения о Сарире, жителях страны и истории взаимоотношений с соседями - это арабоязычные, ираноязычные и тюркоязычные труды. Они имеют большое значение для изучения и освещения истории раннесредневекового Дагестана.

Именно у арабоязычных авторов мы находим наибольшее количество относительно полных сведений о народах и странах раннесредневекового Дагестана.

Значительная часть этих источников приходится на IX - X вв. — период апогея арабской историографической литературы1.

По словам проф. А.Р. Шихсаидова, «литература на арабском языке составляет тот основной фонд, откуда можно почерпнуть сведения по истории дагестанских народов»".

Арабская географическая литература для изучения многих вопросов средневековой истории Дагестана, говоря словами академика И.Ю. Крачковского, «является или единственным или важным источником» .

Обратимся к главнейшим для изучения этнополитической карты раннесредневекового Дагестана источникам.

Наиболее ранним арабским писателем, посвятившим свой труд истории ислама и описанию завоеваний арабов, является Абу Амир Халифа ибн Хайат ал-Лайси ал-Усруфи (ум. 854/855 г.). Его труд «Тарих» («История») был обнаружен и опубликован сравнительно недавно и содержит ценные сведения об освободительной борьбе дагестанцев против Халифата, в 1 Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII - XV вв.). - Махачкала, 1969. - С. 15. 2 Там же. 3 Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература. Избр. соч. М.-Л., 1957. - Т. IV. - С. 15. частности, о походах арабского полководца Мервана в 735, 738/739 гг. в Горный Дагестан - в Сарир .

Одним из ярких представителей ранней арабо-персидской историко-географической литературы является Ахмед ал-Балазури (820-892 гг.), перу которого принадлежит сочинение «Китаб футух ал-булдан» («Книга завоевания стран») .

Как установлено исследователями, ал-Балазури пользовался источниками, многие из которых до нас не дошли, критически относился к ним, выбирая наиболее достоверные сведения . Его труд представляет собой краткий обзор завоевательных войн арабов. Ал-Балазури достаточно подробно описывает походы арабских полководцев на Северо-Восточный Кавказ и их столкновения с местными владетелями и народами. Большой интерес представляет глава «Завоевание Азербайджана», в которой ал-Балазури приводит много тщательно проверенного материала, часть которого основана на сасанидской традиции .

Здесь наибольшую ценность представляют его сведения о государственных образованиях Дагестана — царства Сарир, Филан, Табасаран, ал-Лакз, Зирихгеран, Хамзин, Гумик, ал-Баб. Все эти сведения, по мнению проф. А.Р. Шихсаидова, «можно отнести к числу наиболее ранних среди доступных нам материалов»5. Ал-Балазури, к сожалению, не приводит точных хронологических дат.

Следующим представителем ранних арабских авторов является Ахмад ибн Асам ал-Куфи (ум. 892 г.?, 926 г. ?) (731 - 798 гг.?), автор труда «Китаб ал-футух» («Книга завоеваний») . Ал-Куфи также приводит важные сведения об арабских завоеваниях на Кавказе и, в частности, сообщает о походах 1 См.: Сипенкова Т.М. «История» Халифы ибн Хаййата как источник по истории арабских завоеваний на Кавказе и в Закавказье // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1980. - Вып. 5; Шихсаидов А.Р. Освободительная борьба народов Дагестана против Халифата VII - VIII вв. (в трудах арабских авторов) // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. - Махачкала, 1986. 2 Баладзори. Книга завоеваний стран. Текст с переводом с араб. П.К. Жузе. - Баку, 1927. 3 Шихсаидов А.Р. Ислам... - С. 6. 4 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. - М., 1963. - С. 19 5 Шихсаидов А.Р. Ислам... - С. 7. 6 Ахмад ибн Асам ал-Куфи. Книга завоеваний. Пер. З.М. Буниятова. - Баку, 1981. арабов на территорию Дагестана под руководством полководцев Масламы и

Мервана. Интересны также его данные о политической ситуации в Дагестане в период арабских походов.

Весьма ценный материал по этнополитической истории раннесредневекового Дагестана содержится в сочинении арабского историка и географа ал-Йакуби (ум. ок. 897 г.) «Тарих» («История») . Этот автор дает довольно точное описание событий в Армении и Закавказье вообще. Это, видимо, результат того, что он значительное время пребывал в Армении и добросовестно собирал материал.

Его сведения в большинстве случаев совпадают с данными ал-Балазури, однако ал-Иакуби более точен и по ряду вопросов дополняет упомянутого выше автора. Более того, ал-Йакуби приводит такие подробности и детали, которых нет у ал-Балазури. Ал-Йакуби ценен также и тем, что он объясняет происхождение семьи дербентских правителей -Хашимидов . Большинство соответствующих отрывков этого труда было переведено и снабжено подробными комментариями еще Марквартом в его работе «Восточно-европейские и восточно-азиатские набеги. Этнографическое и историко-топографическое исследование по истории IX и Хвв.»3.

Ценным источником по истории формирования этнополитической карты раннесредневекового Дагестана представляется географическое сочинение перса Ибн Хордадбеха (820 — 912 гг.) «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книгу путешествий и государств») . Сведения Ибн Хордадбеха, отличаются точностью и высокой достоверностью и повествуют о Сарире, Баб ал-абвабе, Семендере и других раннефеодальных государственных образованиях на территории Дагестана. 1 Якуби. История. Текст и перевод с араб. проф. П. К. Жузе. - Баку, 1927. 2 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. - С. 19. 3 Там же. 4 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. - С. 20.

Исторические материалы Ибн Хордадбеха послужили источником для многих авторов - Ибн ал-Факиха, ал-Иакуби, Ибн-Хаукаля, Кудамы,

Гардизи, Идриси, Йакута, автора анонимного сочинения «Худуд ал-алам» .

Большое значение в исследовании политических событий на Восточном Кавказе, в том числе и Дагестане, имеет многотомный труд арабо-язычного историка и богослова Абу Джафара Мухаммада ат-Табари (839-923 гг.) «Тарих ар-русул ва-л-мулук» («История пророков и царей»)".

В этом сочинении содержатся много ценных описаний событий в Дагестане в VII - IX вв. Как писал акад. Б.А. Дорн, выдержки из персидского текста ат-Табари «заключают в себе... драгоценное пособие при изучении истории закавказских стран и народов... как, например, Карабага, Ширвана Дербента и др.» .

Значение ат-Табари для изучения истории раннесредневекового Дагестана огромно, прежде всего потому, что он использовал недошедшие до нас работы своих предшественников, непосредственных участников арабских походов на Кавказ. Однако географическая номенклатура ат-Табари менее точна, чем у ал-Балазури и ал-Йакуби4.

Подробные сведения о Кавказе и о Дагестане в частности встречаем мы и в труде арабоязычного автора персидского происхождения Абу Али Ахмеда Ибн Русте (вторая половина IX - начало X в.) «Китаб ал-алак ан-нафиса» («Книга драгоценных ожерелий»)5. В этом трактате содержится раздел «Ас-Сарир», в котором имеются очень важные сведения об этом «царстве», начиная от описания местоположения, расстояний до других соседних владений, истории сложения княжества, некоторых обрядов и обычаев, о его крепостях и т. д. 1 Шихсаидов А.Р. Ислам... - С. 10. 2 Труд ат-Табари переводился на многие языки, в частности, широко известно персидское переложение Ба лами (ум. 974 г.). См.: Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. - М., 1986. 3 Шихсаидов А.Р. Ислам... - С. 8. 4 Там же. 5 Ибн Русте. Книга драгоценных камней // СМОМПК. - Тифлис, 1903. - Вып. XXXII. - С. 37-54.

Ибн Русте отмечает, что царя Сарира зовут «Авар», а власть его простиралась на замки Алал и Гумик. Он подробно говорит о язычестве жителей Сарира, при этом указывает, что население столицы Сарира было христианским, впервые описывает обряды поклонения «сухой голове» (святым мощам?) и бесплодному дереву, приводит сведения о «царе»

Хайзана (?) Адзарнарсе, исповедавшем три религии (христианство, иудейство, ислам).

Ряд известий Ибн Русте повторяет персидский историк IX в. Гардизи, автор «Зайн ал-ахбар» («Краса повествований»)1. Перевод глав, посвященных

Дагестану, имеется в книге проф. В.Ф. Минорского «История Ширвана и

Дербенда» .

Ценные сообщения о средневековом Дагестане, в том числе о княжестве Сарир оставил знаменитый арабский путешественник, географ и историк Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (ум. 956 г.) в своем сочинении «Мурудж аз-захаб ва мадаин ал-джавахир» («Промывальни золота и рудники самоцветов») . Своими трудами он справедливо завоевал славу выдающегося географа и путешественника4.

Ал-Масуди, в частности, довольно подробно сообщает об истории сложения государства Сарир, дает название его столицы, описывает взаимоотношения с другими соседними областями и указывает расстояние до них. Приводимые им данные позволяют судить о Сарире и других политических структурах Дагестана X в.

В работе ал-Масуди сведения по исторической географии Дагестана, Ширвана и Кавказа в целом, даны подробно и обстоятельно. Как установлено проф. В.Ф. Минорским, сведения ал-Масуди основаны на его личных 1 Шихсаидов А.Р. Ислам... - С. 11. 2 Ибн Русте о Дагестане // Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. - С. 217-221. 3 Масуди. Луга золота и рудники драгоценных камней. Пер. Н.А. Караулова см.: Караулов Н.А. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане // СМОМПК. - Тифлис, 1908. - Вып. XXXVIII. - С. 1-130; Масуди о Кавказе // Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. - С. 188-216. 4 Микульский Д.В. Арабский Геродот. - М., 1998. изысканиях, хотя и не совсем ясно как далеко он сам проникал на территорию, которую он описывает1.

Большую ценность представляют сведения, содержащиеся в сочинениях Абу-Хамида ал-Гарнати ал-Андалуси (1080-1169 гг.) «Тухфат ал-албаб ва нухбат ал-аджаб» («Подарок умам и выборки диковинок»)" и «Му'сриб ан Ба'д Аджиб ал-Магриб» («Ясное изложение некоторых чудес Магриба») . Так, например, в первом труде, в главе «Описание чудес различных стран и удивительных построек» приводятся сведения о ряде «царств» Восточного Кавказа, в том числе и о Сарире.

Сведения ат-Табари о событиях на Восточном Кавказе в VI - IX вв. почти полностью использовал арабский историк более позднего времени Изз-ад-дин Абу-л-Хасан Али Ибн ал-Асир (1160-1234 гг.), автор труда «Ал-Камил фи-тарих» («Полный свод по истории») 4. Труд Ибн ал-Асира выделяется наличием строгих хронологических дат. Большую ценность для нас представляют сообщения о походе арабского полководца Мервана в 738-39 гг. в Горный Дагестан.

Заслуживают внимания сведения арабоязычного автора, курдского историка начала XII в. Масуда ибн Намдара5, который некоторое время был секретарем при ширваншахе Фарибурзе. Труд его, составленный около 1112 г., представляет собой сборник рассказов и событий, свидетелем и участником которых он был сам, а таюке его стихов личных и официальных писем. Он рассказывает об этнополических образованиях Дагестана. Особый 1 Мииорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. - С. 20. 2 Ал-Гарнати Абу-Хамид. Подарок умам и выборки диковинок // Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153). - М., 1971. 3 Ал-Гарнати Абу-Хамид. Ясное изложение некоторых чудес Магриба // Путешествие Абу-Хамида ал- Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153). - М., 1971. 4 Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль. / Пер. с араб. проф. П. К. Жузе. - Баку, 1940. 3 Масуд ибн Намдар. Сборник рассказов, песен и стихов. Предисловие и указатели В.М. Бейлиса. - М., 1976; Бейлис В.М. Из наблюдений над текстом Масуда б. Намдара // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. - М., 1974; Он же. Сочинения Масуда б. Намдара как источник по истории Аррана и Ширвана начала XII в. и памятник средневековой арабской литературы. Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. - Баку, 1975. интерес представляют два письма ширваншаха, одно — «к пограничной области Гумик», другое «к жителям некоторых селений Лакз» .

Важное место среди арабоязычных источников занимает труд знаменитого энциклопедиста Иакута ар-Руми ал-Хамави (ум. в 1229 г.) «Муджам ал-булдан» («Словарь стран» или «Алфавитный перечень стран»)". Этот труд является сводом «сокровищ, накопившихся в арабской литературе за шесть веков»3. В этой многотомной исторической компиляции имеется ряд статей, посвященных Сариру и другим отдельным областям и городам Дагестана (Баб ал-Абваб, Баланджар, Семендер, Филан, Лакз).

В качестве первоисточников Иакут использовал работы арабских авторов IX - X вв.: ал-Истахри, Ибн ал-Факих и др.4 В «Словаре стран» встречаются и сведения о Дагестане, полученные им, вероятно, во время пребывания в Азербайджане5.

Среди источников по ранней средневековой истории Дагестана особое место занимает труд турецкого историка Ахмеда Ибн Лютфуллаха, носившего звание Мюнеджжим-баши («Главный астроном»), известный под названием Тарих Баб ал-абваб. Этот источник издан и великолепно прокомментирован крупным востоковедом М.Ф.Минорским в его работе «История Ширвана и Дербенда»6.

Главным источником для Ахмеда Ибн Лютфуллаха, как установлено проф. В.Ф. Минорским, послужило сочинение, составленное в Дербенте в начале XII в. Однако последние события, описываемые в нем, относятся к более раннему времени . Автор Тарих Баб ал-абваба, по-видимому, использовал некоторые местные хроники, имевшиеся в Арране, Ширване и ал-Бабе и дополнил их с помощью местных знатоков. Он приводит много 1 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. - С. 21, 57. 2 Там же; Шихсаидов А.Р. Арабские источники IX - X вв. и вопросы социально-экономического и военно- политического положения раннесредневекового Дагестана // Источниковедение средневекового Дагестана. -Махачкала, 1986. 3 Крачковский И.Ю. Избранные соч. - Т. IV. - С. 230. 4 Шихсаидов А.Р. Ислам... - С. 13. 5 Там же. - С. 14. 6 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. 7 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. - С. 17. тщательно собранных дат, часто сопровождает их заметками, а в целом это собственный сокращенный пересказ приводимых отрывков, а не самый текст анонимной истории. События, относящиеся к началу и середине XI в. лежат в пределах личного опыта самого автора и воспоминаний старшего поколения1.

Новые данные, содержащиеся в работе турецкого историка Ахмеда

Ибн Лютфуллаха, дают возможность определить точную хронологию политических событий, о которых до этого времени не было известно, а главное - дополняют наши знания по ранней этнической истории Дагестана, по этнической географии Кавказа в целом и содержат много важных указаний по внутренней структуре местных княжеств2.

К историко-географическим трудам средневековых арабских авторов примыкают сочинения персидских историков и летописцев XIII - XV вв. Прежде всего, следует назвать известного иранского ученого-энциклопедиста - историка, автора многих трактатов по различным областям науки Рашид ад-Дина Фазлаллаха (1247-1318 гг.). Его труд «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»)3 имеет большое значение для изучения истории Дагестана монгольского периода. В последней части этого сочинения - «Тарихе Газани» («Газанова история»), посвященной истории монголов, имеются данные, которые освещают некоторые вопросы политической истории и экономики средневекового Дагестана.

Ценный материал о событиях конца XIV в. и, в частности, о нашествии «завоевателя Вселенной» Тимура в Дагестан, мы находим в сочинении Низам-ад-Дина Шами «Зафар-намэ» («Книга побед»)4, которое было написано по поручению Тимура. 'Там же.-С. 18. 2 Там же. - С. 19. 3 Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. / Пер. с пер. С. А. Али-Заде. - М., 1946. 4 Низам ад-Дин Шами. Книга побед // Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - М.-Л., 1941. - Т. 2.

Значимым является и одноименное сочинение «Зафар-намэ» Шариф-ад-

Дина Йезди1, который служил при дворе Шахруха (1377—1447 гг.) и его сына

Ибрагим-султана. Труд Йезди составлен в большой степени на основе сочинения Шами, но, тем не менее, является самым полным сводом данных по истории Тимура. В этом сочинении, например, приводятся отдельные детали похода Тимура в Дагестан, отсутствующие в работе Низам-ад-Дина

Шами.

Труды арабских и персидских авторов, как по их количеству, так и по полноте приводимых сведений, занимают ведущее место среди источников по истории Дагестана раннесредневекового периода, в том числе по истории Сарира. В этих сочинениях приводятся важнейшие исторические данные, сведения по социально-экономической, религиозно-идеологической и культурной жизни Сарира и других государств и народов края.

Завершая описание источников, следует дать краткую характеристику письменным памятникам дагестанского происхождения, которые представляют большую ценность для разработки и исследования темы проблемы возникновения и развития государства Сарир.

Изучая историю средневековых государственных образований Дагестана, необходимо привлекать письменные источники местного (дагестанского) происхождения, в которых также содержатся интересные сведения по политической истории, социально-экономической и духовной жизни региона. В отличие от нарративных источников иноземного происхождения, содержащих, как правило, фрагментарные данные о Дагестане, в них исторические события нередко представлены более взаимосвязано. В дагестанских источниках, в основном арабоязычных, полнее зафиксированы вопросы социально-экономического или религиозного развития, отражены специфика местной социальной организации, нередко уровень культурно-исторического развития региона. 1 Шариф ад-Дин Йезди. Книга побед // Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - М.-Л., 1941. - Т. 2.

Большую ценность представляет знаменитый исторический памятник «Дербенд-наме»1, являющийся единственным дагестанским историческим сочинением, представленным как на дагестанских, так и на других восточных (арабском, персидском, тюркских) языках.

Сочинение это, известное в большом количестве списков, пользовалось известностью и популярностью как источник сведений по истории Дербента и Дагестана в целом. По мнению многих исследователей, автором «Дербенд-наме» является Мухаммед Аваби Акташи (XVII в.) из кумыкского аула Эндирей . Но недавно высказано мнение, хотя без достаточного обоснования (что существенно снижает его ценность), что автором этого труда являлся Иусуф ал-Лакзи (ум. до 1089 г.) .

Сочинение Мухаммеда Аваби Акташи, как установлено В.В. Бартольдом, является сокращенным переводом другого Дербенд-наме, написанного по-персидски4.

Более тщательный анализ этого памятника показал, что «первая часть» Дербенд-наме в своих основных сюжетах более всего близка к тексту ал-Куфи, Бал'ами, ряда других арабских историков IX - X вв. Однако, «Дербенд-наме» нельзя считать простым пересказом событий, нашедших свою фиксацию в арабской исторической литературе5. Во второй части этого сочинения хорошо улавливается местный материал, подчеркнутый из местных источников, возможно, хроник . В нем имеются данные по истории Дагестана, в том числе о Сарире, которые отсутствуют в сочинениях названных арабских авторов. 1 Мухаммед Аваби Акташи. Дербенд-наме. Пер. с тюрк, и араб, списков, предисловие и библиография Г.М.- Р. Оразаева и А.Р. Шихсаидова. - Махачкала, 1992. 2 Бартольд В.В. К вопросу о происхождении «Дербент-наме» // Сочинения. - Т. VIII. - М., 1973; Саидов М.С., Шихсаидов А.Р. «Дербенд-наме» (к вопросу об изучении) // Восточные источники по истории Дагестана. - Махачкала, 1980; Шихсаидов А.Р. К изучению дагестанских исторических сочинений // Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. - М., 1989. - Вып. I. - С. 176; Шихсаидов А.Р., Айтберов T.M., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. - М., 1993. (Далее: ДИС). 3 Аликберов А.К. О протографе Дарбанд-нама и его авторе // Восток: прошлое и будущее народов. - М., 1991. - Т. IV. - С. 63 - 65; Он же. Ал-Лакзи Йусуф // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. - М., 1998. - Вып. I. - С. 63 - 64. 4 Бартольд В.В. К вопросу о происхождении Дербенд-наме // Сочинения. - М., 1973. - Т. VIII. - С. 475. 5 Акташи Мухаммед Аваби. Дербенд-наме. - С. 33. 6 Там же.

Сложным, противоречивым, и в то же время, чрезвычайно ценным памятником является историческое сочинение Мухаммеда Рафи (вторая половина XIII - начало XIV в.) «Тарих Дагестан»1, известное в 40 списках XVII - начала XX в.

Среди ученых нет единого мнения о времени составления этой хроники2, представляющей свод нескольких самостоятельных текстов, собранных вместе и объединенных общей идеей.

Наиболее древняя часть, по мнению специалистов, относится к рубежу IX - X вв., позднейшая - к XIV в., хотя отдельные вставки делались вплоть до XVII в.3

Начало исторического сочинения «Тарих Дагестан» посвящено рассказу о языческой Аварии, о доходах нуцала, о былом величии правителя Аварии, известной в арабской исторической и географической литературе IX - X вв. под названием Сарир. Именно во второй половине IX — первой половине X в. Сарир значительно усилился, расширились его границы4. К этому времени и можно отнести начальную часть "Тарих Дагестан", что вполне согласуется с упоминаемой переписчиками датой - 318 (930) г.5

В целом же «Тарих Дагестан» представляет большое значение для изучения истории края XIII - XIV вв., в том числе и истории государства Сарир и его взаимоотношений с другими раннефеодальными образованиями Восточного Кавказа.

Важную группу дагестанских письменных источников составляет актовый материал, который представляет собой, как правило, записи в сборных рукописях, на полях Коранов и других манускриптов. Среди этой категории источников одно из ведущих мест занимает документ XV в. «Заве- 1 Мухаммед Рафи. Тарих Дагестан // ДИС. - С. 85 - 108. 2 Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» Мухаммеда Рафи // Письменные памятники Востока. - М., 1977. - С. 90 - 113; ДИС. - С. 85 - 97. 3 Мухаммед Рафи. Тарих Дагестан // ДИС. - С. 95. 4 Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI - XI вв. (Сарир). - С. 262. 5 Мухаммед Рафи. Тарих Дагестан // ДИС. - С. 95. щание Андуник-нуцала»1, содержащий важную информацию. В нем приводятся сведения о территории, границах Сарира-Аварии и др. государственных образований Дагестана.

Определенную ценность представляет и другой актовый документ -«Запись о разделе земель между повелителями Хунзаха и Казикумуха» XV-XVI вв.2, который дает возможность судить о территории и границах Сарира.

Как видно, местные письменные, нарративные и актовые источники представляют определенную ценность для исследования самых разнообразных вопросов и проблем истории средневекового государственного образования Сарир.

Важным и своеобразным видом письменных источников, проливающих свет на историческое прошлое, является эпиграфический материал. «Надписи на камнях, - отмечал Л.И. Лавров, - несмотря на присущий им лаконизм, близки по своей научной значимости к старым рукописям» . Эти памятники составлены в абсолютном большинстве на арабском языке и демонстрируют не только позиции ислама в регионе, но и роль, значение арабского языка в жизни народов Дагестана. В Аварии обнаружены также более десятка надписей на каменных крестах на грузинском языке, которые свидетельствуют о влиянии грузинской культуры в этом регионе4.

Большой эпиграфический материал, в виде строительных надписей и эпитафий, приведенный в работах М-С. Саидова, Л.И. Лаврова, А.Р. Шихсаидова, Т.М. Айтберова и др. исследователей5, помогает уточнить ряд

Шихсаидов А. Р. «Завещание Андуник-нуцала» (к вопросу об изучении) // Вестник ДНЦ РАН. - № 1. -Махачкала, 1998. - С. 89-96. 2 Айтберов Т.М. Запись о разделе земель между повелителями Хунзаха и Казикумуха (XV - XVII вв.) // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - начале XIX в. - Махачкала, 1980. - С. 131- 132. 3 Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Тексты, переводы, комментарии, введение и приложение. Надписи X-XVII вв. - М., 1966. - 4.1. - С. 300. 4Атаев М.М. Авария в X - XV вв. - Махачкала, 1995. - С. 31. 5 Лавров Л.И. Эпиграфические памятники... Надписи XVIII - XX вв. - М., 1968. - Ч.2.; Новые находки. - М.,

1980. - Ч. 3.; Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X - XVII вв. как исторический источник. - М., 1984; Айтберов Т.М. Из эпиграфических находок 1982-1983 гг. //Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ПЯЛ в 1982-1983 гг. - Махачкала,

1984;

Он же. Материалы по хронологии и генеалогии правителей Аварии (VIII - XIX вв.) //

Источниковедение средневекового Дагестана. - Махачкала, 1986. аспектов актуальных вопросов средневековой истории народов Дагестана, в том числе истории Сарира.

Эти и другие памятники эпиграфики несут важную информацию, содержат уникальные исторические факты и, тем самым, свидетельствуют о научной ценности этой группы исторических источников для воссоздания объективной картины исторического развития Дагестана в целом и существовавших на его территории государственных образований, в частности, включая государство Сарир.

Археологические источники имеют очень большое значение для изучения истории Дагестана эпохи древности и раннего средневековья. Они, как известно, позволяют значительно расширить исследовательское поле и качественно повысить источниковую базу, изучить не только материальную и духовную культуру, но и осветить многие вопросы социального, экономического и культурного развития. Археологическими изысканиями на территории расположения государства Сарир занимались Д.М. Атаев, М.И. Исаков, Л.И. Лавров, P.M. Мунчаев, В.Г. Котович, М.М. Маммаев, О.М. Давудов1.

Сводка известных памятников археологии Дагестана, в том числе Аварии, приведена в работе А.И. Абакарова и О.М. Давудова2.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что наибольший вклад в изучение социально-экономического развития Сарира на основе археологических данных, собранных в основном самим автором внес Д.М. Атаев. В его

Атаев Д М. Таллинский могильник - памятник средневековой Аварии (Сарир) // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. - Махачкала, 1959. - Т. VI; Он же. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. - Махачкала, 1963; Он же. Новые данные о металлообрабатывающих очагах в средневековом Дагестане. - М., 1964. (Доклад на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук); Атаев Д. М., Марковин В. И. Петроглифика горной Аварии // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. - Махачкала, 1965. - Т. XIV; Лавров Л.И. Археологические разведки в Дагестане 1947 и 1950 гг. // СМАЭ. - Л., 1953. - Т. XIV. - С. 256-257; Мунчаев P.M. Археологические исследования в Нагорном Дагестане // КСИИМК. - Вып. 71. 1954. - С. 51; Котович В.Г., Мунчаев Р. М., Путинцева Н.Д. Некоторые данные о средневековых памятниках горного Дагестана // МАД. - Махачкала, 1961. Т. II; Исаков М. И. Археологические памятники Дагестана. - Махачкала, 1966; Котович В.Г., Давудов О.М. Отчет о работе 1-го отряда Дагестанской археологической экспедиции в 1966 г. // РФ ИИАЭ. Ф. 27. Оп. 1. Д. 25; Котович В.Г. Отчет о работе 1-го горного отряда дагестанской археологической экспедиции в 1967 г. // РФ ИИАЭ. Ф. 27. Оп. 2. Д. 26; Он же. Бытовые памятники эпохи раннего железа на территории Дагестана // РФ ИИАЭ. Ф. 27. Оп. 1. Д. 27. Л. 58-59; Котович В.Г., Маммаев М.М. Отчет о работе Горной археологической экспедиции ИИЯЛ в 1968 г. // РФ ИИАЭ. Ф. 27. Оп. 1. Д. 30. 2 Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. - М., 1993. работах рассматриваются археологические памятники средневековой Аварии V - XIII вв. н. э., дается их хронологическая классификация и историко-культурная характеристика. Д.М. Атаев на основании большого вещественного материала освещает некоторые стороны хозяйственной жизни, материальной и духовной культуры горцев в средневековый период, в частности быт населения Аварии, уровень развития ремесел, характер и направление торговых и культурно-политических связей, а также вопросы, связанные с проникновением и распространением монотеистических религий.

Лингвистические данные, также представляющие большое значение для изучения различных вопросов истории, в том числе вопросов этногенеза и этнической истории, социальной и экономической истории, культуры и идеологии народа, представляют значительную ценность для нашей работы. Здесь нами использованы исследования П.К. Услара, Н.Я. Марра, Ш.М. Микаилова, Б.М. Атаева и др.1

Таким образом, обзор разнохарактерных источников, представляющих огромную научную ценность и содержащих важные сведения о государстве Сарир показывает, что существует достаточная источниковедческая база для воссоздания объективной картины исторического развития средневекового государственного образования Сарир.

Историография вопроса.

Вопросы истории формирования административно-политических структур раннесредневекового Дагестана, как уже отмечалось, вызывают большой интерес, и здесь, наряду с другими государствами или как именуют 1 Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. - Т. III. Аварский язык. - Тифлис, 1889; Марр Н.Я. Непочатый источник истории Кавказского мира. (Из третьей лингвистической поездки в Дагестан 24 дек. -12 янв.). Петроград, 1917; Микаилов Ш.М. Очерки аварской диалектологии. - М.-Л., 1959; Атаев Б.М. Аварцы: история, язык, письменность. - Махачкала, 1996. их в источниках «царствами», одной из актуальных проблем является проблема становления и развития такого государственного образования, как

Сарир.

Следует признать, что по сравнению с некоторыми другими раннесредневековыми государственными образованиями многие вопросы истории Сарира изучены относительно лучше других. Это объясняется, прежде всего, большой ролью, которую играло это государство в истории Восточного Кавказа, а также наличием довольно большого количества известий о нем в различных источниках, что, на наш взгляд, также косвенно свидетельствует о его политической значимости.

Вопросы истории раннесредневекового государственного образования Сарир, начальный период его сложения, дальнейшего развития и расцвета, а также события, обусловившие его ослабление и упадок, и, наконец, преобразование центральной части его в Аварское нуцальство, так или иначе, затрагивались и в разной степени освещались в трудах многих дореволюционных, советских, современных российских и зарубежных авторов.

Одним из первых ученых исследователей, писавших о Сарире, был известный кавказовед СМ. Броневский. Еще в 1822 г. он предложил отождествлять горское государство Сарир с г. Дербентом и прилегающей к нему территорией .

Несколько иной, но близкой к этой точки зрения на локализацию этого государства придерживался не менее известный французский исследователь К. Доссон, который помещал Сарир «в горах к северо-западу от Дербента, между Кайтагом и Гумиком»2.

О Сарире писал также известный историк, филолог и ученый-энциклопедист первой половины XIX в. А.-К. Бакиханов, причем 1 Броневский СМ. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. - М., 1823. - Ч. I. - С. 331, 368. 2 D'Ohsson С. Les peuples du Caucase et des pays au nord de la mer Noir et de la mer Caspienne ou voyage d'Abou-el-Cassim. - Paris, 1828. - P. 176. источниками для него послужили тексты арабоязычных авторов ал-Масуди (X в.) и Ибн Хаукала (X в.), и персоязычного поэта Низами (XII - начало XIII в.). По мнению А.-К. Бакиханова, «провинция» именуемая Сарир располагалась в 3-х «переходах» от Дербента, если брать северо-западное направление, а точнее - вблизи Зирихгерана, причем к северу от Сарира лежал «Нагорный Кумук»1.

Одним из исследователей, писавших о Сарире, был также акад. Б.А. Дорн, который в 1870-х гг. опубликовал исследования восточных источников по истории Кавказа и прикаспийских областей, где приведены отдельные замечаниями по поводу самого термина «Сарир», как названия раннесредневекового государства на территории Восточного Кавказа .

Особенного внимания заслуживают научные взгляды на вопросы истории формирования Сарира, локализации его территории и границ выдающегося немецкого ученого востоковеда И. Маркварта (1864-1930 гг.). Именно им впервые была высказана, получившая впоследствии всеобщее признание мысль о том, что Сарир следует локализовать в Нагорном Дагестане, а под сарирцами «принято разуметь предков» современных дагестанских «авар», правитель которых, именуемый владыкой Сарира, «стоял во главе многих народов и племен, живших к западу» от Дербента .

Проблемы локализации Сарира и некоторые вопросы истории развития этого государственного образования затронуты в работах Н.А. Караулова, который первым из российских кавказоведов тщательно изучил и прокомментировал информацию арабских географов IX — X вв. о племенах и царствах Кавказа, в том числе и Дагестана .

В своих комментариях еще в 1901 г. Н.А. Караулов отождествил Сарир именно с Аваристаном; при этом народ Сарира он называл «лезгинами», под 1 Бакиханов А.-К.А. Гюлистан-и Ирам. - Баку, 1991. - С. 12-13; В одном месте, правда, Бакиханов А.-К.А. отождествляет, как можно понять из контекста, Сарир с Зирихгераном (см. - С. 14). 2 Дорн Б. Каспий//Записки императорской Академии наук. - Т. XXVI. - Кн. I. - СПб., 1876.-С. 259. 3 Marquart J. Osteuropaische und ostasiatische Streifzuge. Ethnologische unci historisch-topographische Studien zur Geschichte des 9 und 10 Jahrhunderts (ca. 840-940). - Leipzig, 1903. 4 Караулов Н.А. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане // СМОМПК. - Тифлис, 1901. - Вып. XXIX. - Отд. I. - С. 1-73; Он же. Сведения арабских географов IX - X веков о Кавказе, Армении и Азербайджане // СМОМПК. - Тифлис, 1908. - Вып. XXXVIII. - С. 1-130. которыми он, как и многие исследователи того времени, подразумевал горцев-дагестанцев, а не нынешних лезгин Южного Дагестана.

Это становится очевидным, когда вникаешь в текст комментария Н.А. Караулова, в котором речь идет об этнической истории именно аварцев. «Народ Серира, - писал он, - принял христианство около VI века. Настоящее имя этого народа неизвестно, может быть это были нынешние лезгины, живущие теперь на землях Серира. Лезгины тоже были некогда христиане; у них был некогда, как они говорят, нуцал (хан) Суракат»1.

Определенное внимание проблемам становления государства Сарир уделил крупнейший знаток средневековых арабоязычных, ираноязычных и тюркоязычных текстов акад. В.В. Бартольд. В 1908 г., обобщая разыскания западноевропейских и иных авторов, которые занимались Восточным Кавказом, он писал: «страна» Сарир «соответствует области населенной сейчас народностью аварцев»2.

Иначе говоря, именно В.В. Бартольд первым отождествил население государства Сарир с предками аварской народности, что в последующее время подтвердилось данными археологических раскопок, успешно проведенными на территории Аварии.

Трудно переоценить огромный вклад всемирно известного ученого проф. В.Ф. Минорского, являющегося первым исследователем, написавшим специальную статью о термине «ас-Сарир» в работе, посвященной персидской географии X в. «Худуд ал-алам» .

Второй основной работой проф. В.Ф. Минорского, в которой достаточно много внимания уделено проблемам Сарира является монография «История Ширвана и Дербенда», где использованы письменные источники, которые остались вне поля зрения акад. В.В. Бартольда. В работе, в частности, отмечается, что «подданными» правителей Сарира «был народ горцев ..., 1 Караулов Н.А. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане // СМОМПК. - Тифлис, 1901. - Вып. XXIX. - Отд. I. - С. 71.

Бартольд В.В. Дагестан. - С. 410. "Hudud al-alam. The Regions of the World"/ A Persian Geography. 372 AH - 982 AD. Translated and explained by V. Minorsky. - London, 1937. - P. 447 - 450. известный под именем аварцев», показано место государства Сарир среди других политических образований Восточного Кавказа и их взаимоотношения, указывается столица правителя - Хунзах .

В статье этнографа-кавказоведа З.А. Никольской, вышедшей в сборнике «Народы Дагестана» в 1955 г. в Москве под грифом АН СССР, государство Сарир локализуется на территории Аваристана2.

В «Очерках истории Дагестана» впервые обобщены сведения о раннесредневековых государственных образованиях Дагестана, в том числе и о государстве Сарир, о его местоположении в Нагорном Дагестане и о некоторых аспектах взаимоотношений его с соседними государствами. Заслуживает внимания предпринятая в очерках Шихсаидовым А.Р. попытка исследовать социальный строй кавказских племен и государственных образований раннего средневековья .

Значительный вклад в изучение средневековой истории Дагестана, в том числе истории государства Сарир, внес известный дагестанский археолог Д.М. Атаев, который в специальной статье одним из первых проанализировал большой археологический материал по средневековой Аварии, где располагалась центральная часть Сарира4.

Особенно большую ценность для нашей темы представляет его монографическое исследование «Нагорный Дагестан в раннем средневековье», посвященное археологическим памятникам средневековой Аварии V - XIII вв. н. э.5

В ней автор дает хронологическую классификацию и историко-культурную характеристику раннесредневековым памятникам сарирского времени, освещает некоторые стороны хозяйственной жизни, материальной и духовной культуры и быта населения Аварии, прослеживает уровень

1 Минорский. История Ширвана и Дербенда. - С. 133, 204. 2 Никольская З.А. Аварцы // Народы Дагестана. - М., 1955. - С. 25. 3 Очерки истории Дагестана. - Махачкала, 1957. - Т. I. - С. 38-39. 4 Атаев Д.М. Таллинский могильник - памятник средневековой Аварии (Сарир) // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. - Махачкала, 1959. - Т. VI. 5 Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. - Махачкала, 1963. развития ремесел, характер и направление торговых и культурно-политических связей, а также вопросы, связанные с проникновением и распространением монотеистических религий.

Известный московский ориенталист Б.Н. Заходер, проводя свои фундаментальные научные разыскания по средневековой истории Прикаспия, многократно касался Сарира. В 1962 г. этот знаток арабских и персидских текстов и историографии вопроса, писал: «со времен» немецкого ученого И. Маркварта и В.В. Бартольда под сарирцами «принято разуметь предков» современных дагестанских «авар», правитель которых, именуемый владыкой Сарира, «стоял во главе многих народов и племен, живших к западу» от Дербента. При этом, однако, «сарирский язык», о существовании которого известно науке от арабского автора XII в., соответствует, по мнению Б.Н. Заходера, языку «современных аваров»1.

Практически это же говорится в «Истории хазар» проф. М.И.Артамонова, в трудах проф. А.Р. Шихсаидова, проф. З.М. Буниятова и других известных ученых, специально занимающихся Кавказом2.

Особого внимания заслуживает специальная работа В. М. Бейлиса «Из истории Дагестана VI - XI вв. (Сарир)», посвященная вопросам истории государства Сарир3. Проблемы государственного развития Сарира рассматриваются и в его квалификационной работе, а также отчасти в еще одной статье о сочинении арабского автора XII в. Масуда б. Намдара 4.

В.М. Бейлис убедительно показал, что «Сарир, возникший в VI в., на протяжении пяти веков не только являлся крупнейшим раннефеодальным

Заходер Б. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX —X вв. - М., 1962. - С. 123-125. 2 Артамонов М.И. История хазар. - Л., 1962. - С. 226 (Сарир - «часть современной Аварии»); Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане VIII-XV в. - С. 38-41 (Сарир «занимал территорию, населенную аварцами»); Буниятов З.М. Комментарии и примечания [к «Гюлистан-и Ирам» Бакиханова А.-К.А.]. - С. 208 (территория Сарира «населена была аварцами»). 3 Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI - XI вв. (Сарир) // Исторические записки. - М., 1963. - №. 73. - С. 249-266. 4 Бейлис В.М. Из наблюдений над текстом Масуда б. Намдара // Письменные памятники Востока. Историко- филологические исследования. - М., 1974; Он же. Сочинение Масуда б. Намдара как источник по истории Аррана и Ширвана началаXII в. и памятник средневековой арабской литературы. Автореф. Дисс. ... док. ист. наук. - Баку, 1975. государством Дагестана, но и играл значительную роль в политической борьбе на Восточном Кавказе в IX - XI вв.»1 «Первенствующее положение среди других княжеств Дагестана, а также политическая независимость Сарира от халифата и Хазарского каганата, - справедливо отмечал В. М. Бейлис, - привлекли к Сариру внимание арабских авторов IX - XI вв. То, что мы знаем о Сарире, лишь небольшая часть сложной картины жизни Кавказа и западного Прикаспия IX - XI вв. Сарир сыграл важную роль в формировании аварской народности, в установлении культурных связей с Закавказьем»2.

Свод данных о государстве Сарир имеется в работе проф. А.Р. Шихсаидова «Ислам в средневековом Дагестане (VII — XV вв.)» . Он приходит к выводу, что государство Сарир являлось крупным и самостоятельным политическим объединением, под которым нужно понимать большую часть нагорного Дагестана, соответствующую примерно территории, известной под названием «Авария»4.

О Сарире, как о средневековом государстве аварцев, говорится в оригинальном труде Я.А. Федорова, посвященном Хазарии и Дагестану5 и в совместном монографическом исследовании Я.А. и Г.С. Федоровых по этнической истории ранних тюрков Северного Кавказа6.

Страна Сарир («земля владетеля престола»), по мнению проф. А.В. Гадло, у грузинского историка XI в. Леонтии Мровели названа Лекетией и располагалась на территории нагорного Дагестана в современной Аварии .

Существенным вкладом в изучение истории государства Сарир, его политического и экономического положения в Дагестане и на Восточном 1 Там же. - С. 266. 2 Там же. - С. 266. 3 Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII -XV вв.) - Махачкала, 1969. - С. 38-41. 4 Там же. - С. 40. 3 Федоров Я.А. Хазария и Дагестан // Кавказский этнографический сборник. - М., 1972. - Вып. V. 6 Федоров Я.А., Федоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. - М., 1978. - С. 189. 7 Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV -X вв. Л., 1979. - С. 161, 183.

Кавказе явился труд известного востоковеда-арабиста Т.М. Айтберова «Древний Хунзах и хунзахцы» .

В этой фундаментальной работе Т.М. Айтберова проанализирован огромный исторический материал по истории становления и развития этнополитического образования Сарир. Им впервые широко использованы данные местных хроник, а также привлечен большой материал по этнографии, эпиграфике, топонимике и другим смежным дисциплинам.

Большим вкладом в исследование истории государства Сарир явилась работа М.М. Атаева, посвященная политической истории Аварии X - XV вв. В работе на основе данных письменных и иных источников раскрыта политическая история Аварии, взаимоотношения ее с феодальными владениями Кавказа. Показана роль и значение военной организации в развитии Аварии в X - XV вв. Особый интерес для нашей темы представляет глава, посвященная Сариру, его истории, социальным институтам и категориям, взаимоотношениям и политическим связям Сарира'с Арабским халифатом, Хазарией, Аланией, а также Дербентом, Ширваном, Кайтагом и др. владениями3.

Не вызывает сомнения вывод М.М. Атаева о том, что «под Сариром нужно понимать большую часть нагорного и предгорного Дагестана. Границы основного ядра территории государства Сарир представляли довольно внушительные размеры, включая в себя не только нагорную и предгорную часть современного Дагестана, но и сопредельные земли. Опираясь на данные арабоязычных авторов, видно, что Сарир граничил на севере с аланами и хазарами»4.

Довольно полный свод данных о государстве Сарир имеется в коллективной работе «История Дагестана с древнейших времен до конца XV 1 Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. - Махачкала, 1990. 2 Атаев М.М. Авария в X - XV вв. - Махачкала, 1995. 3 Там же. С. 71-143. 4 Там же. С. 76. века»1, в котором раздел, посвященный раннесредневековым государствам на территории Дагестана, написан проф. А. Р. Шихсаидовым. Его выводы о роли и политическом положении Сарира на Восточном Кавказе заслуживают внимания. «Серир предстаёт перед нами, - отмечает проф. А. Р. Шихсаидов, - как крупнейшее государство, которое по количеству входящих в него селений превосходит другие государства Восточного Кавказа. Когда персидский автор XIII в. писал, основываясь на источниках X - XI вв., что "Серир - это область (вилайат) между Абхазом (Грузией), Кипчаком,

Ширваном и Дербентом; область большая, очень возделанная, труднодоступная. Их падишах древнего рода и щедрый", то это надо понимать, как указание на территориальную значительность Серира, превосходившую соответственно аварские земли, а не как на отсутствие других государств на территории Дагестана»". «Возросшая роль Серира в X - XI вв., - пишет далее проф. А. Р.

Шихсаидов, - хорошо прослеживается в дагестанском историческом сочинении "История Ширвана и Дербенда". Серир активно вмешивается во внутреннюю жизнь Дербента, Ширвана, Гумика, соседних сельских обществ, заключает соглашения с другими кавказскими владениями; его правитель вступает в родственные связи со многими правителями Кавказа (в первой половине IX в. дочь царя Серира была женой правителя Тбилиси Исхака ибн

Исмаила; в первой половине X в. между царём алан "и царём Серира существуют брачные связи, поскольку каждый из них женился на сестре другого"; к 1025 г. относится сообщение о женитьбе эмира Дербенда

Мансура на Сарийе, дочери владетеля Серира; к 1063 г. относится известие о том, что жена ширваншаха была дочерью правителя Серира, а в 1065 г. упоминается раис Дербента Муфарридж, тесть владетеля Серира).

Династические браки в политике дагестанских правителей становятся 1 Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV века. - Махачкала, 1996. 2 Там же. - С. 239. традицией, которая, кстати, продолжалась и в последующем в XIII — XV вв.»1.

Определенным вкладом в изучение вопросов становления государства Сарир, его места в истории аварцев следует считать историко-этнографическое исследование А. И. Исламмагомедова «Аварцы», в котором затрагивается ряд интересных сюжетов из истории Сарира .

Этот автор справедливо констатирует, что «Сериром названо государственное образование, расположенное в Нагорном Дагестане со столицей Тануси (Хунзахский район), на территории, большая часть которой населена современными аварцами»3.

В настоящее время вопрос о Сарире, о локализации сарирской столицы также продолжает оставаться предметом различных споров и дискуссий, хотя казалось здесь все уже достаточно ясно. Дело в том, что среди некоторых историков, а также - журналистов и философов, существуют по отношению к Сариру различные точки зрения.

Так, к примеру, в монографии А.Г. Булатовой «Лакцы: историко-этнографическое исследование (XIX - начало XX в.)»4 говорится, что Сарирское государство VI - X вв. включало в свой состав территорию Сулакского бассейна. Это, с точки зрения названной исследовательницы, прежде всего, «Лакия», часть Аварии и, возможно, некоторые даргинские «территории» Дагестана.5 «Столица Сарира», - пишет А.Г. Булатова, -«находилась на лакской территории», примерно в 4 км от Кумуха, вблизи заброшенного ныне лакского сел. Харкас, в урочище Лирщар («Сгинувшее село»). Там, правда, не сохранилось каких-либо развалин, надписей, каменных плит с изображениями и тому подобных остатков столичной жизни, ибо, «по рассказам» все это обрушилось «в речку».6 Необходимо, 1 Там же. 2 Исламмагомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII - начало XX в. - Махачкала, 2002. 3 Там же. - С. 12. 4 Булатова А.Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование. - Махачкала, 2000. 5 Там же. - С. 46, 54. 6 Там же. - С. 44 -46, 51, 53, 54. кстати, отметить здесь, что данная позиция А.Г. Булатовой - в отношении столицы Сарира — пользуется значительной поддержкой со стороны вышеупомянутых журналистов и философов, хотя правда из среды их появляются на свет иногда и другие локализации столицы названного государства, но все равно в пределах «лакской территории». И напротив, в «Истории лакцев» Р. Маршаева и Б. Бутаева исходным пунктом в отношении

Сарира является характеристика его, как государства «общедагестанского» со столицей в Хунзахе, заимствованная у В. Г. Гаджиева, лакца по национальности'.

До X в. в состав Сарира, входил, наряду с другими территориями, — как видно из текста Р. Маршаева и М. Бутаева, - и Гумик, то есть Кумух и прилегающие земли, и что интересно, указанная общественно-политическая ситуация сохранялась в памяти кумухцев на протяжении многих столетий. Об этом знали они еще в конце XIX - первой половине XX в.: по рассказам, до прихода в дагестанские горы арабов, то есть в доисламскую эпоху, Кумух подчинялся правителю, сидевшему в Хунзахе (Ярахь), который, заявляясь в определенное время года на территорию «Лакии», останавливался лагерем в местности Яртта ар («равнина хунзахцев»), расположенной близ сел. Хуна, и показывал оттуда населению свою власть"

На основе археологических материалов, сведений письменных источников, памятников эпиграфики, а также топонимического, лингвистического, и фольклорного материала решаются узловые проблемы средневековой истории Зирихгерана в монографии М.М. Маммаева. «Зирихгеран-Кубачи». В этой работе рассматриваются и вопросы образования, и локализации названного политического образования, представляющие для нас интерес.

Одной из последних по времени выхода в печать работ является фундаментальная двухтомная монография «История Дагестана с древнейших 1 Маршаев Р., Бутаев М. История лакцев. - Махачкала, 1993. - С. 26, 27; Гаджиев В.Г. Сочинение И. Гербера « Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящихся».-М., 1979.- С. 165. 2 Маршаев Р.,Бутаев М. Указ. Соч.,-С27; Каяев.А. Ал-Хикаят ал-мадия. -С. 21 времен до наших дней», содержащая полный свод данных о государстве

Сарир1.

Заслуживает внимания монография А. Д. Курбанова, посвященная средневековым государственным образованиям лаков (VIII - середина XVII вв.), представляющая собой квалификационную работу на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В ней, в частности, отмечается, что «из всех раннесредневековых царств Дагестана лучше изученным оказался Серир. Исследователи отмечают, что это было крупное по кавказским масштабам государство, полиэтническое по своему составу» .

К числу последних по времени выхода работ, в которых рассматриваются политическая и социально-экономическая история Сарира, являются работы проф. М.Г. Магомедова «Аварцы» и «Древние государственные образования Дагестана» .

В работах этого автора на базе археологических и письменных источников сделана попытка последовательно осветить вопросы формирования раннефеодальных государственных образований в Дагестане, в том числе самого раннего и крупного средневекового государства — Сарир, оказавшего большое влияние на судьбы Северо-Восточного Кавказа. По мнению М.Г. Магомедова, «Серир выступает крупным феодальным государственным образованием, объединившим в своем составе многие народы раннесредневекового Дагестана, ранее входившие в состав Кавказской Албании»4.

Некоторые вопросы локализации раннесредневековых политических (государственных) образований в Дагестане, в том числе «Сарира (Аварии)» освещены в квалификационной работе A.M. Нурмагомедова «Дагестан и 1 История Дагестана с древнейших времен до наших дней: В 2-х томах. - Т. I. История Дагестана с древнейших времен до XX в. - М., 2004. 2 Курбанов А. Д. Средневековые государственные образования лаков (VIII - середина XVII вв.). - Махачкала, 2006. - С. 4. 3 Магомедов М.Г. Аварцы. - Махачкала, 2005; Он же. Древние государственные образования Дагестана. - Махачкала, 2006. 4 Магомедов М.Г. Древние государственные образования Дагестана. - С. 188.

Арабский халифат в раннем средневековье» . В работе, в частности, отмечено, что Сарир играл активную роль в политической жизни Северо-

Восточного Кавказа .

Таким образом, историографический обзор научной литературы по исследуемой теме показывает, что в изучении «царства» Сарир относительно большие успехи достигнуты в вопросах общих очертаний его границ и политическом влиянии государства Сарир на Восточном Кавказе и др.

Многие проблемы историко-политического и экономического развития государства Сарир, такие, как хозяйственное развитие населения, административное и внутриполитическое устройство, процесс христианизации и сменивший его процесс исламизации населения с определением его этапов, а также причины упадка Сарира и др., остаются не до конца исследованными в работах предыдущих исследователей. Очевидно, что предстоит большая работа по более тщательному исследованию проблем первого государственного образования в горном Дагестане - Сарира. 1 Нурмагомедов A.M. Дагестан и Арабский халифат в раннем средневековье. Автореф. Дисс. ... канд. истор. наук. - Махачкала, 2007. 2 Там же. - С. 12.

Политическая карта Дагестана VI - начала XIV в

«Горы Кабх (Кавказ) представляют из себя громадную горную цепь, содержавшую в себе на своем громадном протяжении значительное число царств и племен. В этих горах считают 72 племени, и у каждого племени свой царь и свой язык» - писал о Кавказе еще в первой половине X в. знаменитый арабский автор ал-Масуди1.

Действительно, как было установлено исследователями, на территории Северо-Восточного Кавказа, в том числе и Дагестана, в раннем средневековье фиксируется ряд этнических объединений и государственных образований, которые именуют часто «странами», «владениями», «царствами», следуя тут во многом буквально текстам источников.

Дагестанские этнополитические образования имели немало общего в исторических судьбах. Эта общность, по-видимому, определилась довольно рано, и поэтому изучить какое-либо из них в отрыве от других практически невозможно. Несмотря на поразительное этническое разнообразие «Страны гор», весь разносторонний фактический материал по истории Дагестана эпохи средневековья свидетельствует о ее единстве.

Именно поэтому представляется целесообразным дать в начале краткую характеристику тем политическим образованиям Дагестана VI - XIV вв., в тесной связи с которыми происходило историческое развитие государства Сарир2.

Первые сообщения о «царях», имевшихся в горских обществах, относятся к V в. н. э. Так, армянский раннесредневековый автор Егише сообщает об «одиннадцати царях» горцев, выступивших против Саса-нидского Ирана Более конкретные сведения о «царях» и «царствах» Дагестана встречаются в раннесредневековой арабографической историографии, связанной с арабскими завоеваниями. Сочинения арабских и персидских географов и историков позволяют нам с определенной долей точности или приблизительно локализовать раннесредневековые государственные образования, определить их тогдашние границы, и примерный этнический состав населения, проживавшего на их территориях. Эти источники в некоторых случаях помогают выявить уровень социально-экономического развития тех или иных регионов Дагестана в сасанидский или халифатский периоды в истории Восточного Кавказа.

На территории Дагестана к V - VI вв., в эпоху существования на Среднем Востоке иранской империи Сасанидов, сложились княжества («царства»), представлявшие собой небольшие по площади государственные объединения. В дагестанской историографии существует мнение, что эти «царства» образовались в результате распада Кавказской Албании и последующего включения ее территории в состав Ирана в качестве отдельного наместничества, что имело место в середине V в., а также - в результате внутренних процессов, охвативших названное крупное государственное образование1.

Наиболее известные из них были Сарир, Дербент, Лакз, Табасаран, Зирихгеран, Кайтаг (Хайдак), Гумик, Филан, Маскат и др. К середине -второй половине VI в. сообщения о местных правителях и подвластных им землях становятся более определенными. Связано это с деятельностью персидского шаха Хосрова I Ануширвана (531-578) , происходившего из Сасанидской династии, которого беспокоило образование на северных границах его державы могущественного Тюркского каганата - кочевой империи, простиравшейся от Тихого океана до Дона.

Становление государства и ранние формы общественно-политического устройства Сарира

Среди широкого круга вопросов по истории Сарира вопросы формирования и начальный этап существования этого государства занимают особое место, так как они могут дать возможность выяснить конкретные обстоятельства его возникновения и причины объединения горных племен, говоривших на разных языках и вероятнее всего слабо связанных между собой хозяйственными и торговыми отношениями. Основной причиной такого положения является слабое развитие экономики региона, находящегося в трудных условиях горной и высокогорной местности и, как следствие, натуральный характер хозяйственной жизни.

Очевидно, что физико-географические условия сильно пересеченной горной местности с почти изолированными и труднопроходимыми ущельями и хребтами не благоприятствовали объединению разноязычных горных племен Дагестана, хотя информационно они не были изолированы друг от друга.

Вместе с тем, остается неясным вопрос о том, что же послужило основой создания государства Сарир. Отсюда проистекает необходимость более полно рассмотреть те или иные исторические факты, события этой эпохи, когда происходило становление Сарира - первого известного нам государственного образования на территории центрального Нагорного Дагестана.

Однако в нашем распоряжении, к сожалению, отсутствуют конкретные исторические данные об образовании и начальном этапе существования государства Сарир. Такое положение объясняется с одной стороны относительной скудностью данных, с другой трудностями идентификации раннесредневековых этносов с современными народами, царствами и государствами того периода с территорией современного расселения народов Дагестана.

Поэтому приходится максимально использовать все возможности письменных источников, которые нередко содержат только легендарные данные о тех или иных событиях, в том числе сведения об образовании Сарира и о его связях с крупными соседними государствами того времени и, в частности, с Сасанидской империей, Хазарским каганатом и др. Прежде всего, представляется целесообразным остановиться, на наш взгляд, на названии государства Сарир. В письменных источниках арабского и персидского происхождения речь идет о восточно-кавказском государстве, которым управлял некий «владетель престола (трона)» (сахиб ас-сарир). «Это название является лишь сокращением титула сахиб ас-сарир "владетель трона", который носил его правитель» — справедливо подытожил в свое время В.Ф. Минорский1.

«Многие авторы (то есть исследователи — А. К.), - отмечал В. М. Бейлис, — называли это государственное образование ас-Сарир (трон, престол), хотя условность такого названия не упускалась из виду»2.

Действительно, арабский автор IX в. ал-Иа куби, у которого встречается наиболее полное название государства - «государство владетеля престола» (мамлакат сахиб ас-сарир)3 приводит не конкретное, а описательное название этого государства.

Другой арабоязычный автор X в. перс ал-Истахри подчеркивает, что ас-Сарир, точно так же как ар-Рус и ал-Хазар, - «имя государства, а не города или народа» .

В известном историческом сочинении «История Ширвана и Дербенда» (начало XII в.) говорится о правителе Ширвана, который «сражался с неверными в стране Сарир (ард ас-Сарир)», а иногда встречается «область Сарир» (атраф Сарир)5.

Внешнеполитическое и внутреннее положение государства Сарир и динамика изменения его границ в IX - начале XIV в

В развитии огромных по территории, многолюдных держав средневековья, обладающих богатой традицией, преобладающее влияние имеют внутренние общественно-политические факторы, такие как соотношение сил между классами и их прослойками, развитие сельского хозяйства, ремесла и науки и т.д.. Что же касается государств маленьких, лежащих при этом в стороне от зон пульсации мировой торговли и приносимых ею больших доходов, то жизнь таковых политических единиц зависит в огромной степени от региональных держав. Поэтому считаем, что необходимо внимательно изучать и анализировать внешнюю политику отмеченных мелких единиц, в аспекте активности крупных держав и огромных империй. а) Ситуация в центральной части горного Дагестана и исторические события IX в. В истории Сарира, на наш взгляд, важным является период восстановления политической независимости (около749г.). Речь идет здесь о тех временах, когда гражданская война в Халифате (борьба Омеядов с Аббасидами в сер. VIII в.) лишила Халифат всякой власти в Дагестане.

В 750 г. лишен власти и казнен последний омейядских халиф Марван1, который раньше являлся наместником Закавказья и Южного Азербайджана. Во главе халифата встала теперь, и причем надолго, новая арабская династия, которая происходила от ал-Аббаса - Аббасиды» (749-1258). В течение примерно столетия аббасидский Халифат потерял контроль над территориями, завоеванными в пределах Азии и Африки «праведными» халифами (632-661) и Омейадами (661-750).

На ход исторического развития в пределах таких современных государственных единиц, как Дагестан, Азербайджан и Грузия, оказала значительное воздействие «крестьянская война под предводительством Бабека». Проходила она более двадцати лет (815-837) на территории современного Иранского Азербайджана и прилегающих частей Закавказья. В годы последовавшие за подавлением указанного хуррамитского восстания халифат хотя и сохранял военную мощь, что проявилось в успешных походах халифа ал- Мутасима (833-842) на византийцев Малой Азии,1 начинает выпускать из рук Восточный Кавказ. Мысль это подтверждается широко известным среди ориенталистов арабским текстом о путешествии в северном направлении Саддама ат-Тарджумана.

Похожие диссертации на Государство Сарир: проблемы становления и развития