Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Французский революционаризм 1820 1860-х гг. в системе социально-политических воззрений А.И. Герцена Исакова Ирина Петровна

Французский революционаризм 1820 1860-х гг. в системе социально-политических воззрений А.И. Герцена
<
Французский революционаризм 1820 1860-х гг. в системе социально-политических воззрений А.И. Герцена Французский революционаризм 1820 1860-х гг. в системе социально-политических воззрений А.И. Герцена Французский революционаризм 1820 1860-х гг. в системе социально-политических воззрений А.И. Герцена Французский революционаризм 1820 1860-х гг. в системе социально-политических воззрений А.И. Герцена Французский революционаризм 1820 1860-х гг. в системе социально-политических воззрений А.И. Герцена
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исакова Ирина Петровна. Французский революционаризм 1820 1860-х гг. в системе социально-политических воззрений А.И. Герцена : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02, 07.00.03.- Москва, 2007.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/555

Введение к работе

Актуальность исследования.

В современную эпоху очевидна настоятельная потребность познания тех исторических сюжетов, которые могли бы помочь в осмыслении переживаемых Россией, и миром в целом, проблем. В этой связи исследование отражения, интерпретации и рецепции событий и явлений революционной истории Франции 1820 - 1860 - х гг., называемых далее «французский революциона-ризм», в системе социально - политических воззрений Александра Ивановича Герцена представляется актуальным1 Повышенное внимание российского мыслителя к революционным проблемам Франции той эпохи объяснялось его желанием разобраться в них и оказать содействие деятелям левой французской оппозиции, извлечь опыт для разработки программы действий для России. В итоге выводы Герцена относительного французского революционариз-ма стали во многом основой для его теории социализма

Александр Иванович Герцен стоит в одном ряду с наиболее известными мыслителями не только девятнадцатого века, а его творческое наследие, без сомнения, не утратило своего значения до сих пор2. Реализация проповедуемых им гуманистических начал в сегодняшнем конфликтом мире должна рассматриваться как первостепенная задача При такой постановке вопроса необходим учет богатейшего идейного наследия прошлого независимо от политической ориентации мыслителей Это в полной мере относится к А.И. Герцену.

Настоящая тема актуальна и как непосредственно научная Ведущие отечественные исследователи - историки, в частности, А.О. Чубарьян, отмечают значительное снижение в последнее время интереса к истории революционного движения и даже «фактическое свертывание исследований» . А между тем, многие явления в российской истории, как и в европейской, невозможно понять, если исключить их революционную составляющую. Более того, в таких хронологических границах тема еще не ставилась. Надо отметить, что в последние годы изучение революционной истории Франции заметно снизилось Таким образом, данная работа вносит определенный научный вклад и в изучение французской революционной истории

1 Понятие «революционаризм», употребляемое ранее с несколько ироничным оттенком, в последнее время стало употребляться в науке и исторической публицистике как синоним совокупности проявлений революционности той или иной эпохи Понятие выражает ведущую тенденцию времени, но учитывает и иные явления Так например, французский революционаризм середины XIX века представлял собой явно нарастающую пролетарскую тенденцию коммунистического свойства при наличии остатков того, что принято называть буржуазной революционностью

2 Как писала Г Моно в письме к Мейзенбург в 1866 г, когда масштаб личности и деятельности Герцена был очевиден, в «Былом и думах» ей «понравилось превыше всего - это глубоко гуманное чувство Господин Герцен близок во многом к вашим великим людям 18 века, особенно к Дидро». См Летопись жизни и творчества А И Герцена. 1864-1867 М, 1987 С 277 По другой оценке, «блестящее образование, полное понимание всех вопросов, занимавших европейскую демократию, личные дарования ставили Герцена в уровень талантливейших людей Запада. Он сразу становится с ними на равной ноге» См Чешихин-ВетринскийВВ Герцен Спб, 1908 С 179, Как отмечал известный дореволюционный исследователь В Я Богучарский, «разными путями, но Герцен всегда искал одного и того же - человеческую свободу» См Богучарский В Александр Иванович Герцен. Спб, 1912 С 41

1 Чубарьян АО Историческая наука в России к началу XXI в /Материалы всероссийского научно-методического совещания «Проблемы методологии исследований, инновационные подходы и координация научно-образовательной деятельности в преподавании истории в высшей школе»// Новая и новейшая история 2003 №3 С 15

Научная потребность в осуществлении настоящего исследования объясняется и тем, что в советское время методологической основой исследований был марксизм, что резко снижало продуктивность наработок и вело к искажению научных результатов исследований по данной теме, поскольку очевидна была идеологическая заданность исследований4, в основе которой лежало резкое неприятие Марксом и Энгельсом личности, деятельности и взглядов Герцена. Но существовало и другое мнение относительно места Герцена5. Очевидно, что оценки Герценом этой революции, а, следовательно, и всей эпохи, уже тогда привлекали внимание серьезных читателей разной политической направленности.

Сегодня приходится констатировать недостаточность усилий на этом направлении. Научная значимость темы лроявляется и в том, что она позволяет проследить механизм влияния теоретических изысканий Герцена и его осмысления практического политического опыта Франции на русское общественно - политическое движение 1840 - 1870 -х гг. и на западноевропейское того же периода. Герцена читала вся Европа, влияние его было велико. Даже его кончина вызвала общеевропейский резонанс: при известии о смерти «статьи о Герцене появились в крупнейших французских, бельгийских, швейцарских, немецких, английских, польских газетах» . Научная значимость темы заключается также в том, что помогает раскрыть сложнейший процесс вызревания у Герцена собственного видения социализма на основе анализа буржуазного быта Западной Европы, Франции, прежде всего, и особенно революционных событий 1848 г. Социализм для него - это полномасштабный гуманизм Демократия для него не есть процесс выборов, а возможность реализации народных прав. Это было новым словом в социалистической мысли.

Можно сделать вывод, что актуальность темы не вызывает сомнений ни с научной, ни общечеловеческой, ни с политической позиций.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ взглядов А И. Герцена на революционное движение Франции в 1820-1860-е гг. на общем фоне исторического движения страны. Данная цель реализуется через решение следующих задач:

выявление источниковой базы информированности АЛ Герцена по проблематике темы;

анализ позиций А.И. Герцена по революционным процессам, как идеологии, так и практике;

репродукция воззрений А.И. Герцена на сущность институтов власти, собственности и социальных отношении во Франции 1820 - 1860 - х гг.;

4 «Я не хочу никогда в нигде фигурировать радон с Герценом», - шкал Маркс См. К. Маркс - Ф. Энгельсу 13 февраля 1855/ К Маркс иФ Энгельс Сочинения Издание второе T.28 С 364 'МП Погодин писал Герцену, находящемуся в эмиграции, имея в виду 1848 г - «Послушай Герцен, ведь никто лучше тебя не напишет французской революции, напиши ее». Цит по Батуринский В.П. АЛ Герцен, его друзья и знакомые Т. 1 Спб., 1904 С 248

* Шемановский М.И. Воспоминания о жизни в главном педагогическом институте 1853-1857 годов/ ЛН T 25-26 С 274, Летопись жизни в творчества А.И Герцена. 1851-1858 M. 1976 С 24-25, Перкаль М К Отклики русской печати на смерть А И Герцена/ Общественная мысль в России XIX века. Л, 1986. С 108

воссоздание программы А.И. Герцена для Франции по итогам революции 1848 г.;

определение значения французского революционного опыта для осмысления А.И. Герценом исторической перспективы Франции и России и развития его социалистических воззрение.

Объектом исследования выступает совокупность взглядов А.И. Герцена на французский революционаризм 1820 - 1860 - х гг. и отражение этих взглядов в его социально - политических воззрениях. Необходимо учитывать то, что объект исследования находился в постоянном движении и эволюции.

Предметом исследования является процесс освоения Герценом французского революционаризма и его воздействия на систему социально-политических воззрений мыслителя

Хронологические рамки темы объясняются тем, что первое значительное революционное событие французской истории XIX века, привлекшее внимание Герцена - июльская революция 1830 г. и, соответственно ее причины, формировавшиеся и проявлявшиеся в 1820-е гг., когда режим Реставрации по окончании оккупации получил возможность осуществления самостоятельной внутренней политики. Верхняя граница темы — конец 1860-х гг. Помимо естественной причины - кончины Герцена, это в сущностном значении завершение правления Наполеона III и появление у Герцена новых надежд на рост революционного движения Самостоятельность этого периода осознавал и сам 1ерцен

Теоретические и методологические основы исследования. Автор исходит из широко понимаемого принципа историзма. Это означает прежде всего оценку событий в контексте своего времени. Исследование основано также на принципах системности, критической интерпретации, учете эволюции и динамики взглядов мыслителя. Автор стремился к анализу темы в совокупности всех связей, в контексте конкретной исторической ситуации. В работе использованы ретроспективный, хронологически - описательный, историко-сравнительный и социо - культурный методы исследования.

Научная новизна исследования заключается в нескольких принципиальных позициях Во - первых, впервые осуществлена постановка проблемы в таком разрезе и предпринята попытка ее системного изучения. Во - вторых, ряд проблем рассматривался комплексно впервые Это программа Герцена для Франции по итогам революции 1848 г, его видение тенденций революционного движения и подходы к социалистическим перспективам для Франции в 1860 - е гг., характеристики национального характера французов в соотношении с социальными. В - третьих, пересмотрены некоторые устоявшиеся в историографии оценки относительно Герцена. Исследование позволило сделать вывод, что духовное состояние мыслителя после революции 1848 г. не было упадническим и пессимистическим, как принято было считать. Он был нацелен на продолжение борьбы. Значительно уточнено герценовского понимание формулы социализма.

Апробация результатов исследования заключалась в участии в научных конференциях МГГУ им. М.А. Шолохова, в использовании выводов в ходе

уроков истории в старших классах. Основные положения диссертации были опубликованы в пяти публикациях, две из которых в изданиях, рекомендованных ВАК.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты и выводы расширяют имеющиеся представления об оценках Герценом французского революционаризма и могут быть использованы в исследованиях по различным аспектам мировоззрения мыслителя. Возможны варианты использования результатов диссертации в преподавании соответствующих дисциплин и при разработке спецкурсов по истории общественной мысли

В основу структуры исследования положено разделение теоретических аспектов во взглядах Герцена, которые определили названия соответствующих параграфов, и исторической конкретики, содержащей интерпретируемые Герценом факты. Первая глава посвящена теоретическим аспектам, а вторая -исторической конкретике.

Источниковая база диссертационного исследования

Исследование базируется на следующих группах источников: работы А И Герцена, материалы личного происхождения (письма, мемуары, дневники, записки современников), материалы революционного характера (программы, прокламации), произведения современников с анализом событий французской истории 1820-1860-х гг., блок разнохарактерных сведений из «Летописи жизни и творчества А.И. Герцена», архивные материалы. Работы самого Герцена также распадаются на несколько групп: дневники, письма, важнейшие публицистические и историософские произведения Еще в российский период жизни в своем дневнике, явно не предназначенном для публикации, Герцен излагал оценки важнейших событий истории Франции и текущей истории, что особенно важно для настоящей работы. Дневники передают духовный настрой автора, его политические симпатии, направленность интеллектуального поиска. Бесценны письма Герцена. Он писал много и постоянно на протяжении всей своей жизни. В его посланиях Огареву, Кетчеру, Тургеневу, московским друзьям (особенно письмо от 2-8 августа 1848 г), многим другим лицам содержится разнообразнейшая информация по теме исследования. Он делился впечатлениями о прочитанном, предлагал свои оценки событий, спорил, делал прогнозы

Одно из основных произведений с анализом событий во Франции на рубеже 1840-1850-х гг. - «Письма из Франции и Италии» - Герцен начал писать практически сразу по приезде в Европу. «Письма...» содержат огромное количество его оценок Франции за 1820-1850-е гг. Предисловия же к переизданиям этой работы отразили эволюцию его взглядов, особенно на события 1848 г. Имеют значения и различные редакции «Писем...».

В работах Герцена «С того берега» и особенно в «Былом и думах», некоторых других находится огромное количество осмысленных фактов, его размышлений о революционном движении Франции, о социализме. Значение некоторых произведений для проведения исследования помогают оценить свидетельства современников. Мальвида Мейзенбург писала в воспоминаниях о книге Герцена «С того берега», которую ей дал рабочий немец, разбиравшийся

в социализме: «Нечто совсем другое, чем голая теория. Сила и смелость мыслителя. Горькие истины, глубокий анализ всем противоречиям»7 Можно с уверенностью утверждать, что имеющийся в наличии комплекс произведений Герцена отражает в полной мере становление и эволюцию его взглядов на историю Франции в изучаемый период и ее революционную составляющую.

Источники личного происхождения (письма, мемуары, дневники, записки), а также материалы революционного характера (программы, прокламации) позволяют узнать, как оценивался Герцен единомышленниками, последователями и оппонентами О том, каким был эффект от произведений Герцена можно также узнать из писем людей, окружавших его. В июле 1864 г. Салиас де Турнемир писала Н П Огареву: «Великолепная, достойная пера Герцена статья», «эти строки, огнем и скорбью написанные, искренние, из сердца до сердца идущие. Спасибо. Спасибо ему»8. Многие позиции эти документы уточняют. М.Мейзенбург писала, например, о контактах Герцена в Лондоне, когда к нему «часто приходили французские эмигранты, но не доктринерски-республиканская часть, во главе которой стоял Ледрю-Роллен, а члены социалистической партии, главой которой тогда считался Луи Блан»9

Для работы ценны подробные описания и анализ другими очевидцами тех же событий, что описывал и оценивал Герцен. Это «Парижские письма» П.В. Анненкова, в которых детально, почти фотографически воспроизводится революционная эпоха 1848 г. Принципиальное значение имеют работы К Маркса с анализом революций 1830, 1848 гг., режима Наполеона III, поскольку именно на сопоставлении оценок Маркса и Герцена обычно марксисткой историографией делался вывод об ущербности подходов российского мыслителя. Большой и разнообразный фактический материал сконцентрирован в «Летописи жизни и творчества А.И Герцена» Фрагменты переписки, выдержки из западноевропейских газет и журналов с оценками взглядов Герцена, особенно постреволюционного развития Франции в 1850 - 1860-х гг., дипломатические и полицейские документы - и все это увязано с конкретными событиями в жизни Герцена, в том числе с его изучением революционного движения Франции в 1820-1860-е г., что необходимо для настоящего исследования.

Архивные материалы ГАРФ дают возможность проследить за рецепцией работ Герцена в России, узнать, какой была реакция различных течений общественного движения на работы А.И Герцена и на его роль в освободительном движении Из этих же материалов можно вынести представление о том, какой была реакция официальных властей на информацию о радикальном движении в Европе в 1830 - 1860-е гг. и на этом фоне определить степень опасности выдвигаемых Герценом программных положений и для Западной Европы, Франции, прежде всего, и для России В итоге можно сделать вывод, что привле-

7 Мейзенбург Мальвила. Воспоминания идеалистки/ Герцен в воспоминаниях современников М, 1956

С 326-327

"Цит по Летопись жизни и творчества А И Герцена. 1864-1867 М, 1987 С.25

'См Летопись жизни и творчества А И Герцена. 1812-1850 М, 1974 С 501, Мейзенбург Мальвида.

Воспоминания идеалистки/Герцен в воспоминаниях современников М, 1956 С 349

ченный в работе корпус источников позволяет осуществить исследование по теме диссертации

Степень научной разработанности проблемы

Историографический раздел введения содержит анализ обобщающих трудов по герценоведению, исследований, имеющих непосредственное отношение к теме исследования. Выделены подходы Г.В Плеханова, по сути первого масштабного исследователя творчества Герцена Все три раздела построены на проблемном принципе.

Исследователи отмечают, что долгое время сохраняются две основные тенденции в оценке творчества и практической деятельности Герцена В нем видят или революционера, или сторонника мирных способов разрешения конфликтов1 . Появились и новые подходы Р. Хестаков, автор одной из последних работ о Герцене, исходит из того, что «Герцен отказался от представления о существовании универсального критерия, позволяющего выбирать между ценностными ориентациями, оценивать суждения или поведенческие стратегии»".

Есть еще несколько ключевых историографических позиций, учет которых необходим для данной темы. Сформулировал их один из наиболее вдумчивых исследователей Герцена А.И. Володин. Во-первых, «без западноевропейской революционности и культуры не было бы Герцена», а во-вторых, «кто и когда бы ни писал о Герцене, не мог уйти от темы «Герцен и Запад» . Представляется, что данные тезисы, не вызывая принципиальных возражений, требуют расширения и уточнения ввиду их масштабности, чему, собственно, и посвящена настоящая работа. В целом можно констатировать наметившиеся позитивные подвижки в методологическом обеспечении герценоведения.

В исследовательской литературе, посвященной близким к рассматриваемой теме проблемам, встречаются небольшие обзоры предыдущей историографии Их необходимо рассмотреть для вычленения наработанного позитива. В одной из таких ранних работ еще в 1956 г. Д Л. Березовский отметил, что революция 1848 г. в восприятии Герцена в историографии «освещена косвенно и недостаточно»13. Более определенно высказалась Е.А Кириллова, выделив слабо разработанные авторами направления- «понимание исторического детерминизма, движущих сил исторического процесса, механизма законов «общественной жизни», единства и многообразия исторического процесса, общественного прогресса»14. Такой подход представляется продуктивным.

10 См Исаков В А Концепция заговора в радикальной социалистической оппозиции Вторая половина 1840-х-первая половина 1880 годов. M,2004 С 59-60 " Руслан Хестаков С 7

12 Волоянн А И Герцен и Запад. Идейное творчество русского мыслителя и социально-политический опыт Западной Европы/ ЛН Т 96 М, 1986 С 42, Его же Герцен и Запал/ Герцен мыслитель, писатель, борец, М, 1985 С 18

" Березовский ДЛ Взгляды А И Герцена на некоторые вопросы новой истории Франции (1789-1847 гг) Конец 40-х годов ХГХ столетия// Труды Среднеазиатского университета им В Ленина. Новая серия Выпуск LXXVH Исторические науки Кн Ю.Ташкент 1956 С 6

" Кириллова ЕЛ. Философия истории А И Герцена. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук М., 1989 С 3

Авторы выделяли и те позиции, которые нашли в научной литературе общепризнанное решение. Л.В Стребкова писала в 1982 г., что «в нашей литературе утвердилось мнение, что интерес Герцена к сенсимонизму был вызван в первую очередь разочарованием результатами июльской революции 1830 г., плодами которой воспользовалась лишь одна буржуазия. Июльская революция показала недостаточность одних политических изменений, «политической свободы» и направила его к мысли о достижении социальной свободы, социального равенства Сенсимонизм, а также Фурье, привлекли его прежде всего как учения, основанные на идее социального, а не только политического устройства»15. Такие выверенные выводы о состоянии историографии, к сожалению, очень редки, они указывают на недостаточную разработку соответствующей проблематики.

В огромном объеме литературы16, посвященной различным аспектам жизни, деятельности, взглядов А.И Герцена имеется немного работ, в которых затрагивались бы проблемы, связанные с темой настоящего исследования.

Проблематика революционного движения Франции в рассматриваемый период в том виде, в каком ее видел Герцен, была неразрывно связана у него с Великой французской революцией. Это обстоятельство и зафиксировала историография. Г.Н Плимак и В Г. Хорос отмечают «особое значение Французской революции в истории нового времени», которое «Герцен признавал всегда»17. Одной из причин постоянного обращения к событиям конца 18 века было то, что «разочарованный в революции 1848 г., Герцен обращает свой взор в прошлое» — к Великой Французской революции, с симпатией пишет о терроре»18.

Для настоящей темы важны те историографические оценки творчества Герцена, которые напрямую увязывают революцию 1789 г. с событиями 1820-1860-хх гг. во Франции, особенно с революцией 1848 г. ГН. Плимак и В.Г. Хорос пишут в этой связи, что Герцен «оказывается свидетелем революции 1848 г. и тяжело переживает ее поражение, второй бонапартистский переворот. Отсюда столь часто встречающееся у него сравнение революций 1848 и 1789 гг.» и вывод, что в конце XVIII века события развивались последовательнее, деятели революции были решительнее. Но остается неясным, почему, по

15 Стребкова Л В А И Герцен о западноевропейском утопическом социализме/ Методологические про
блемы истории социалистических учений МГУ 1982 С 40

16 Перечислить все труды, посвященные Герцену, в рамках данной работы невозможно Но следует от
метить, что процесс изучения Герцена распадается на несколько этапов до революции 1917 г, первый
советский период 1920 - начала 1930 г, второй советский период середины 1950 - х -конца 1980 - х г,
и постсоветский период. Среди историков, наиболее продуктивно занимавшихся исследованием жизни
и творчества мыслителя, следует назвать в соответствии с выделенными периодами Г В Плеханова, В
Еогучарского, В П Батуринского, M Гершензона, В В Чешихина-Ветринского, Иванова-Разумника,
Б П Козьмина, Н Е Застенкера, Н M Пирумову, А А Галаггионова, 3 В Смирнову, А И Володина,
Е А Дудзиискую, В Ф Антонова, Р Хестакова.

17 ИтенбергБ С Россия и великая французская революция М, 1988 С 47, Плимак Г H, Хорос В Г Великая
Французская Революция и Россия/ Великая Французская Революция и Россия. М, 1989 С 235

" Гавриличев В-А Великая Французская революция в публицистике революционных демократов А И Герцена, В П Попова, Д.И Писарева (гонец 50-х - 60-е годы XIX в у Великая Французская Революция и Россия М.1989 С 376,377

мнению Герцена, в 1848 г. был такой результат На этот вопрос отечественные исследователи ответа не дают.

В историографии нашла некоторое отражение проблема рецепции работ Герцена о событиях в Европе в целом и во Франции в частности в середине 19 века в России. М К. Перкаль, характеризуя литературно-издательскую деятельность мыслителя в конце 1840-х-начале 1850-х гг., сделал интересный и обоснованный вывод о том, что «литературная деятельность Герцена этого периода определяется двумя основными задачами - раскрыть русским читателям смысл революции 1848-1849 гг. («Письма из Франции и Италии») и дать передовому общественному мнению Западной Европы представление о России». Этот вывод подтверждают и последние исследования. Речь идет о сознательном стремлении Герцена содействовать ознакомлению в России, по крайней мере, круга своих знакомых с положением дел в Западной Европе, и, прежде всего, с Францией»19. В какой-то степени эту проблему поднял еще в те годы В. Белинский20. Это можно считать началом историографии данной проблемы

Бесспорно, что революционные события 1848 г. во Франции осмысливались Герценом глубоко и на протяжении длительного времени. Этот факт нашел отражение в историографии. «Революции 1848-1849 гг. очень повезло», что она «встретилась» с Герценом, пишет Володин, поскольку такое внимание ей уделяли очень немногие авторы. По мнению этого же исследователя, революция 1848 г. «явилась главным, центральным событием всей жизни Герцена»21. В общем историографическом потоке заметно обращение исследователей к причинам и результатам событий 1848 г. в освещении Герцена. В.В. Чешихин-Ветринский писал, что «Герцен жадно изучает историю 24 февраля и необыкновенно быстро разбирается во всем происходящем», а Иванов-Разумник считал, что, «если Герцен и ошибался в оценке социального потрясения 1848 года, то его политическую сторону он понимал, как никто»22 Относительно причин этого события В А. Твардовской и Б.С. Итенбергом сформулировано мнение, смысл которого в том, что Герцен «вовсе не отрицал социально-экономические причины революционных боев 1848 г.»23.

Н С. Чеканов полагает, что «Герцену была понятна иллюзорность осуществления всеобщего избирательного права в конкретной обстановке Франции и весны 1848 г.»24 В.А. Твардовская и Б.С. Итенберг увидели еще одно логическое развитие этой комбинации: «Герцен сделал вывод, что быть готовым к

" Чеканов НС Основные вопросы истории Франции периода июльской монархии и революции 1848 г в освещении А И Герцена и Н Г Чернышевского// Ученые записки Курского государственного педагогического института. Кафедра истории Выпуск XIII Курск 1961 С 143 20Цит по Летопись жизни и творчества А И Герцена 1812-1850 М, 1974 С 441-442

21 Володин А И Герцен и Запад/ Герцен мыслитель, писатель, борец М, 198S С 22, его же Герцен и
Запад, Идейное творчество русского мыслителя и социально-политический опыт Западной Европы/ ЛН
T 96 М, 1986 С 19

22 Иванов-Разумник А И Герцен 1870-1920 Пг, 1920 С ИЗ, 129, Чешихин-Ветринский Герцен Спб,
1908 С 187-188

23 Твардовская ВА, Итенберг Б С Русские и Карл Маркс выбор или судьба? М, 1999 С. 45

24 Чеканов Н С Основные вопросы истории Франции периода июльской монархии и революции 1848 г в
освещении А.И Герцена и Н.Г Чернышевского// Ученые записки Курского государственного педагогиче
ского института. Кафедра истории Выпуск XIII Курск 1961 С 153

революции - еще не значит быть готовым к свободе, к социальным преобразованиям» .

Эмоциональная составляющая в работах Герцена, выразившаяся в его стиле, отмечена и Н М. Пирумовой. «При анализе отношения Герцена к послереволюционной Франции (1848г. - И.И.) следует иметь в виду, что образ умирающего мира был несколько утрирован его стилем» Твардовская и Итенберг предлагают еще более радикальный подход: «Герцен «явно преувеличивал «гнилость» европейской цивилизации, недооценивал потенциальные способности и возможности западных стран»26 Подобный подход характерен только для исследований последнего времени.

Как полагает Н.М Пирумова, «отмечая зрелость социологических прогнозов Герцена в 1849 г., следует заметить, что определенных надежд на победу пролетариата в грядущей борьбе он не возлагал». Более того, далее следует ее фундаментальный вывод о том, что 1 ерцен «высказывал мысль о многовариантности революционных путей». Примечательно, что еще до Октябрьской революции В.В Чешихин - Ветринский высказывал близкие оценки, но в иной редакции: «Как видно по всему, Герцен все же некоторое время обольщался надеждами и планами бланкистского характера, то есть надеждами, что захват власти энергическими революционерами и диктатура их легко могут осуществить все условия, необходимые для широкого социального творчества, для реформ в духе социализма»27.

В целом же наблюдается достаточно солидарный подход в оценке выводов мыслителя. Опять же А.И. Володин считает, что по итогам революции 1848 г. Герцен осознал «два величайшего значения исторических факта»: 1. контрреволюционность буржуазного либерализма середины XIX века. 2 «неспособность пролетариата того времени взять государственную власть в свои руки и построить социалистическое общество» .

В содержательной статье «Герцен и Франция» Л.Р. Ланской предложил свой вариант «герценовской концепции революции 1848 г.»-

- для социальной республики Франция еще не была готова;

- февральский переворот надо понимать как «гениальное вдохновение и
импровизацию»,

испуг буржуазных демократов социальным характером низов, переход их на консервативные позиции;

неудовлетворенность низов вела к неизбежности схватки с буржуазией

отсутствие программы у рабочих на баррикадах;

предрешенность поражения

Следует признать, что это наиболее выверенная и полная систематизация оценок Герценом событий 1848-1849 гг. при отсутствии собственно авторских оценок Последнее замечание относится и к большинству других авторов.

25 Твардовская В А., Итенберг Б С Русские и Карл Маркс выбор ил« судьба' М, 1999 С 47

^-Пируиова Н М «РуссЬЛгощйпнзив Терпена; Ревшяоциширь. лттберата-России м ,т996 <. t2S-t24,

Твардовская В А., Итенберг Б С Русские и Карл Маркс выбор или судьба' М, 1999 С 49

" Пирумова НМ Александр Герцен Революционер, мыслитель, человек М, 1990 C.2I

м Володин А И Герцен и Запад/ Герцен мыслитель, писагель, бореи. М, 1985 С 23

"Ланской Л Р Герцен и Франция// ЛН T 96 М, 1985 С 285

Советская историография взглядов Герцена на революцию 1848-1849 гг. выработала несколько обобщающих оценок. Наиболее распространенной являлась та, в которой утверждалось, что «Герцен не понял глубоких социально-экономических причин, которые привели к ликвидации монархии (1848 -ИМ.), не разобрался в причинах стремления к власти средней и мелкой буржуазии»30. Другой подход заключался в том, что за Герценом признавались некоторые заслуги, вплоть до некоторого приближения к марксовым оценкам Исследователи обратили внимание на то, что проблемы революции 1848 г в понимании Герцена приобретали особую остроту, поскольку речь шла и о судьбах социализма. Так А И Володин считает, что для «Герцена «основным понятием, «интегрирующим », спаивающим воедино будущее России и итог развития, главное наследство западноевропейского мира является социализм»31.

В последних по времени оценках принципиально по-иному ставится проблема. Дело не только в судьбах социализма в трактовке Герцена, но и вообще в способностях Запада к преобразованиям. В.А. Твардовская и Б С. Итен-берг, как уже отмечалось, пишут, что «Герцен явно недооценивал потенциальные способности и возможности западных стран»32.

Необходим учет еще одного обстоятельства, сформулированного в свое время М Гершензоном- «В своем определении социализма Герцен одинаково расходился и с утопическими теориями своих французских учителей и с учениями немецких основателей научного социализма Для него социализм - второе Евангелие, оно никогда не осуществится, но проникнет во все явления, станет руководящим началом во всех сферах жизни»33. Думается, автору удалось передать абсолютную самостоятельность позиции Герцена и несомненную ее обоснованность.

В историографии заметны также попытки в целом оценить Герцена как историка 1848 г Так А. Гавриличев пишет, что «в диалектическом анализе противоречий Французской революции как буржуазной революции, Герцен шел впереди наиболее левых историков середины XIX в. — Мишле и Луи Бла-на»34. Привлекает внимание новаторский вывод В.А Твардовской и Б С. Итен-берга о том, что «Герцен едва ли не первый революционный мыслитель, поставивший вопрос об издержках революции. Маркса этот вопрос не занимал»35.

О том, что молодой Герцен еще в России жадно вглядывался в европейскую историю, и далекую, и недавнюю, и текущую пишет Н.С. Чеканов, делая вы-

30 Пирумова Н Исторические взгляды А И Герцена. М, 1956 С 129, Чеканов Н С Основные вопросы исто
рии Франции периода июльской монархии и революции 184$ г в освещении А И Герцена и Н Г Чернышев
ского// Ученые записки Курского государственного педагогического института. Кафедра истории Выпуск
XIII Курск 1961 С 155, Володин А И Герцен и Запад/ Герцен мыслитель, писатель, борец. М, 1985 С 23

31 Володин А.И Герцен и Запад/Герцен мыслитель, писатель, борец. M, 1985 С 17

32 Твардовская В А, Итенберг Б С Русские и Карл Маркс выбор или судьба? М, 1999 С 49

33 Гершеюон М Социально политические взгляды А И Герцена. М, 1906 С 5-6

34 Гавриличев В А Великая Французская революция в публицистике революционных демократов А И
Герцена, В Л Попова, Д И Писарева (конец 50-х - 60-е годы XIX в.У Великая Французская Революция
и Россия М, 1989 С 381

33 Твардовская В-А., Итенберг Б С Русские и Карл Маркс выбор или судьба? М, 1999 С 41,46,42-44

вод о том, что «круг источников, используемых ими, весьма широк». О раннем интересе Герцена к работам Прудона пишет и Е Дрыжакова: «Герцен читал Прудона еще в России»36 Но следует отметить, что подобные выводы больше похожи на констатацию очевидного. Остается неясным, что конкретно привлекало Герцена, как это отражалось в его творчестве, прослеживалась ли эволюция его читательских интересов. Это может быть отдельной темой.

Итак, в историографии нашло отражение вполне четкое понимание того, что творчество Герцена базировалось на серьезной источниковой базе, достаточно разнообразной и подкрепленной глубоким знанием трудов ведущих историков, социальных мыслителей, политиков и на широких личных связях, в основе которых признание Герцена как европейской интеллектуальной величины.

В длительном исследовательском процессе осмысления герценовских оценок революционного движения Франции 1820-1850-х гг. выделяется своей системностью и концептуальностью Г В. Плеханов. Он пришел к выводу, что итоги революции 1848 г. укрепили в Г ерцене уже существовавшее разочарование в Западной Европе» . У этой плехановской оценки есть принципиальное добавление, сделанное вскоре. «События 1848-1849 гг. не причинили собою разочарования Герцена в европейском Западе, а только усилили его, принеся множество неотразимых, как казалось Герцену, доказательств, что социалистическая мысль находится в противоречии с эмбриогенией общественной мысли»38.

Необходимо иметь в виду, что оценки самого Г.В. Плеханова различных сторон мировоззрения Герцена тоже менялись, и порой очень существенно. Прямолинейность оценок раннего Плеханова-марксиста сменилась позднее гораздо более нюансированными подходами, смысл которых заключался в снижении революционности самого Герцена, у которого «скоро установился почти безнадежный взгляд на Западную Европу», сменивший некоторый оптимизм оценок до отъезда из России . Еще одним обстоятельством, повлиявшим, по мнению TJ3. Плеханова, на Герцена в этом направлении, было его разочарование в западноевропейской интеллигенции и соответственно поиск иных общественных сил, способных осуществить коренные преобразования». В другой раз Плеханов язвительно назвал Герцена

34 Чеканов H С Основные вопросы истории Франции периода июльской монархии и революции 1848 г в освещении А И Герцена и Н Г. Чернышевского// Ученые записки Курского государственного педагогического института. Кафедра истории. Выпуск XIII Курск 1961 С 141, Дрыжакова Б Герцен на Западе В лабиринте надежд, славы и отречений. Спб, 1999 С 27

"ПлехановГВ АИ Герцен и крепостное право (1911 г)/Г В Плеханов Избр фплос пр М, 1958 Т 4 С 628 Его же Идеология мещанина вашего времени/ Г В Плеханов Избр фнлос пр M, 1958 Т 5 С 549

"Плеханов Г В Философские взгляды А И Герцена (1912)/Г В Плеханов Избр филос пр M.1958 Т 4 С 728

я Плеханов Г В См А И Герцен и крепостное право (1911 г У Г В Плеханов Избр филос пр М, 1958 Т 4 С 627

«прогрессистом», что, по терминологии того времени, означало отказ в революционности40.

Такое отношение усиливалось у Г В. Плеханова и тем, что I ерцен высказал предположение о том, что в будущем, если допустить победу социалистических отношений, произойдет новая революция, которая отменит их. Следует отметить, что оценки Г.В. Плеханова, и без того достаточно идеологизированные, в этом случае претендуют на неопровержимость без всякой аргументации. Рассмотрение взглядов Герцена объективно оказывается поводом для изложения собственной партийной позиции, базирующейся на классовом подходе и претендующей на конечную истину. В результате научность выводов Г.В. Плеханова резко снижается. Но остается общая высокая оценка Герцена.

Итак, можно сделать вывод, что практически с момента появления ключевых выводов Герцена по комплексу проблем, представляющих настоящую тему, появились и мнения (например, Белинский, Галахов) об этих выводах Преобладало столкновение мировоззрений. Относительно системно проблематику рассмотрел Г.В. Плеханов, но методологическая заданность помешала сделать объективные оценки. Последующая историография, время от времени обращаясь к теме, ограничивалась чаще всего констатацией известных положений, повторением некоторых общеизвестных выводов (о пессимизме Герцена после 1848 г.). Вместе с тем, в основном был обозначен ряд подлежащих изучению проблем, что следует признать за позитивное явление Основное внимание историков сосредоточено на герценовских оценках революции 1848 г Следует при этом выделить Л.Р. Ланского, Н.М. Пирумову, А.И. Володина как наиболее продуктивных исследователей Герцена в целом, обратившихся и к некоторым аспектам настоящей темы. За пределами их внимания остались такие проблемы, как состояние революционного движения до 1848 г. и в условиях второй империи, социальные характеристики французского общества, тенденции в развитии социалистической мысли во Франции, причины смены настроений Герцена и соответственно его выводов. Из этого следует сделать вывод о необходимости проведения комплексного исследования взглядов А.И Герцена о состоянии революционного движения во Франции в 1820 - 1860 - е гг.

40 См Плеханов Г В Очерки по истории материализма/Г В Плеханов Избр филос пр М.1956 T2 С 67 Гром не из тучи/ Г В Плеханов Избр филос пр М., 1956 Т2 С 693, Плеханов Г В Философские взгляды А И Герцена (1912)/Г В Плеханов Избр филос пр М.1958 T 4 С 717

Похожие диссертации на Французский революционаризм 1820 1860-х гг. в системе социально-политических воззрений А.И. Герцена