Содержание к диссертации
Введение
І лава I.
Татры в начале XX дока: основные вехи формировании этнокулыурной идентичности
1. Методологические проблемы исследования татари XX вске>
2. Национальный вопрос в России.
3.Национальное движение и проблемы становления современной татарской
Q)
нации.
$ 4. Национальное образование.
5. Этноконфеесиональный фактор,
)
Глава II.
Рнш и тне этнической и культурной идентичности! іатар на рубеже XX-XXI веков
!. Проблемы возрождения национальной культуры.
2. Новые тенденции в системе национального обраювдния.
3. Влияние исламского фактора па формирование идентичности татар.
4. Татарское молодежное движение.
5, Средства массовой информации.
Глава III. Всемирный конгресс татар н проблемы консолидации нации
(ИИ
]. Всемирный конгресс татар: структура и деятельность.
2, Рост этнической солидарности татарского народа и первые кошрессы
татар. ^^^^^
3.Третий всемирный конгресс татар и проблемы консолидации татарского
народа.
Глава IY, Татары в современном мн|
1. Татарская диаспора: формирование, современное состояние и проблемы.
2. Татары u реї ионах России.
3, Татарьт и странах СНГ и Балтии,
4. Татары к странах дальнего зарубежья*
Заключение
UJII>.HflHIII»lin ЛП I VI
Список использованной литераторы и источников
Приложении
^
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В конце XX столетия в мире произошли значительные изменения и понимании и ірактовке этногенеза и современного феномена национальной идентичности многих народов и этносов, компактно или дисперсно прожинающих в различных регионах мира, Проблемы наций (этносов) и межнациональных отношений в новом тысячелетии вновь оказались в центре внимания политикой и научного сообщества* Это связано с тем, что современное общество иступило в эпоху глобализации, в условиях которой региональные и национальные особенности, казалось бы, должны раствориться в общем «плавильном котле» сложных международных отношений. Таким образом, возникает угроза унификации этнических особенностей различных народов Между тем, события, происходящие в современном мире, лишний раз подчеркивают сложность и неоднозначность этих процессов. «Всплеск национализма», о чем в последние десятилетия твердят этнологи и политологи, безусловно, свидетельствует об этом, Эта тенденция, несомненно, связана с стремлением различных народов сохранить свою идентичность и самостоятельность. вплоть до государствен ного суверенитета, Все это вновь заставляет ученых, политиков обратиться к феномену нации, ее истокам, искать глубинные корни этого явления,
Сегодня ученые все больше склоняются к тому, что нация - это реальная общность, имеющая свои свойства, что ее интересы и ценности обладают приоритетом перед другими интересами и ценностями, а сама она стремится к самостоятельности, определенному политическому суверенитету. Нация это общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями культуры и языка, а также сознанием своего единства и отличия от других, Одним из самых важных элементов нации является духовная культура, с такими ее важнейшими компонентами как религия, обряды и обычаи, литература, а также современными формам к духовной деятельности искусством, театром, эстрадой, кинематографом. Сюда же включаются система образования и средства массовой информации, охватывая радио, телевидение и интернет. Именно эти компоненты духовной культуры определяют современное состояние нации и перспективы ее развития. Эти факторы, влияя на сознание народа, вырабатывают представления об ето единстве.
Такой подход к осмыслению судеб наций применительно к татарам, особенно r современных условиях, представляет большой интерес. В своем развитии татары прошли сложный путь становления - от средневековое этноса до современной нации. Основу этнокультурных процессов формирования современной татарской нации составили социально-политические и культури о-лингвистические факторы, преломлявшиеся в самоназвании народа, в представлениях об и стори ко-этническом и культур но- я шковом едилст&с.^_^^^^р
Переломной эпохой в истории татарского народа следует считать конец XIX - начало XX века. В период бурною развития буржуазных социально-экономических отношений н подъема национальной культуры происходила само идентификация татарской нации. Благодаря становлению национальной культуры, модернизированной системы образования, нормативною общенационального литературного жыка, распространения книгоиздания и общенациональной периодической печати, а также под влиянием исламских ценностей, вокруг татарского этноса возникло поле притяжения тюрко-мусульманских народов России, а также сформ провал ось ядро развития единой этнополэтической нации, Эти процессы привели на рубеже XIX- XX в. к становлению широкого і юрко-мусульмане кого политического движения, имевшего целью укрепить единство татарской нации и добиться национально-культурной автономии в рамках российскигп гос.удярстня
Лч
Что касается современных процессов в татарском обществе, то со всей определенностью можно сказать, что и общемировая тенденция глобализации, и процессы, происходящие внутри самой нации, отнюдь не создают блаїшриятнь/х предпосылок для этнокультурного возрождения. Тем не менее, сегодня такое возрождение со всеми его издержками - эта объективная реальность. Оно набирает обороты, приобретает новые формы, привлекает новые социальные силы и политические факторы.
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами; углубленное изучение явлений, связанных с этнической и культурной идентичностью ташр в XX веке даст возможность более четко обозначить процессы, происходящие в различных этических сообществах, живущих в многонациональных государствах, втом числе и в России; комплексное изучение данной проблемы позволит внести з научный оборот новые, ранее не публиковавшиеся документы, обновить фактологическую базу исторических исследований в области тп іонол и тич секи х отношений; новое осмысление этнокультурной и социальной истории татар в XX веке будет способствовать проведенню в жизнь продуманной национальной политики в стране и выработке эффективных методов решения проблем, возникающих в сфере этнических отношений.
Хронологические рамки ли есері вини охватывают XX век в целом, что дает возможность проследить процессы формирования этнической и культурной идентичности татар на фоне важнейших событий XX столетия и более четко обозначить основные принципы формирования национальною самосознания, функционирования институтов масти и общественных организаций, участвующих в этих процессах. При этом нужно иметь в виду и ю, 4JO хшн становление современной татарской нации и завершилось к
началу XX века, особое теоретическое и практическое значение имеет и анализ возрождения на рубеже ХХ-ХХГ вв. тех традиций, истоки которых восходят именно к началу XX века.
Объектом лес.н'лованнн являются татары как ЭТНОС, проживающие во многих регионах России, а также в странах СНГ и дальнего зарубежья.
В качестве предмета иіучення выступают основные этапы формирования этнической и культурной идентичности татар вXX веке.
Целью нашей работы является выявление особенностей духовной культуры, определение форм проявления и принципов функционирования этнокультурной идентичности татар в XX веке, дисперсно расселенных во многих регионах России и зарубежных странах.
Дня достижения поставленной цели автор решает следующие задачи: аналитический обзор источников и литературы но исследуемой тематике; определение основных этапов становления современной татарской нации, и ее основных составляющих* в начале XX в.; выявление характера и специфики процессов национального возрождения у татар на рубеже XX-XXJ вв, и анализ его таких основных компонентов как образование, религия, национальное движение н средства массовой информации; определение роли и значения Всемирного конгресса татар в консолидации татар; аналні основных проблем и характера функционирования татарской
определение форм и принципов деятельности татарских общественных организаций в местах компактною проживания татар.
Степень изученности проблемы. Историографии вопроса имеет традиционную хронологию* характерную для исследовательской литературы. посвященной проблемам социального и духовного развития татарского народа в XX веке. В ней условно выделяются три периода дореволюционный, советский и современный, характеризующиеся разной степенью идеологизации, объективности и документальной аргументированности аналитических обобщений, ъ
Первые серьезные попытки научного осмысления истории татар как целостного этноса относятся ко второй половине XIX века, когда Ш.Марджанн впервые четко сформулировал цели и задачи изучения гагар не только как мусульманского, но и как этнического сообщества. Известный труд Ш.Марджани «Мостафадель эчбар фи эхвали Катан во Болгар» . представляющий собой первый научный труд по истории татар, стал ярким подтверждением данного процесса,
Традиция, заложенная Ш.Марджани, в начале XX века нашла плодотворное продолжение. Татарская историография данного периода, осмысливая коренной перелом в системе социально-экономических отношений российского общества, обозначила основные пути развития татарского народа и его духонной культуры. Показательны в этом смысле груды Ри:ш Фахрстдинова, Габдедьбари Батгала, Хади Атласи, Хасангаты Габнши, Юсу фа Акчуры.
В целом, дооктябрьская татарская историография сумела объективно, с привлечением содержательного доку метального и мемуарного материала, обозначить основные пути развития татарского общества.
Иные тенденции начали доминировать в исторической науке советского ериода, обусловленные необходимостью новых оценок истории татар, основанных на марксистском подходе. Это четко проявилось в 1 Мэрж&ки Ш. Мнсшфадсл Зхбар фи Эхвалм Калан в& Болгар. - Калам, 1489. - 415 б. Акчура Й, Дамсі-ні і'ішнмшн вл-Баруди. - Качан, 1997. - Б.29. фундаментальном труде Г.Ибрагимова «Татары в революции 1905 года», представившем новую идеологическую трактовку истории татар начала XX века, в котором преобладают попытки определения прогрессивных тенденций в истории татар, сводившихся к участию татар в революционных соб ыти я х этого период а .*
Более взвешенные оценки истории татар делались ь іти годы такими крупными исследователями как Г.Губайдуллин и Дж. Вадиди\ которым удалось не скатиться на позиции стереотипного советского мышления в отношсгши татар. Однако такие оценки не имели в советский, период долгосрочной перспективы и вое принимались как проявления буржуазных подходов.
Преобладание других тенденций в анализе проблемы нашло свое отражение в известной работе А.Лршарукй и Х.Габн дул дина, которые историю татар начала XX пекл рассматривали, к оенониом, н контексте борьбы с устаревшими формами общественного сознания, отрицая при :этом роль национального фактора в определении перспектив развития народа/
Несколько иными оценками отличается появившееся в семидесятые годы XX века серьезное научное исследование обобщающего характера, принадлежавшее перу Х.ХЛасанова* Определенными позитивными переменами в анализе общественной жизни татарского народа, раскрытии природы джадидизма, становления светского образования и культуры в nor ' Ибригимув Г. Татарлар арасинда реш.чкщкя хзргжэтлэре //Осэрлер: н 8 т. - Каин, 1984, - Т.7. - b.242~47fi, * Губайдуллнн Г. К воі[р<н.'> об илеолоіті 1 'цс і финского if Гасырлар Л наїм ~- Эха аскон. -1998. - М 3/4 - С. 100-101; Налили Дж, Очерк пп истории образован і іости и литературы поволжских та гар ( до революции 1917 го-щ). - М.; - Пг„ 192Я. - 36& с.
Касимоп Г, і олгаталиевчелек Ьэм анын тарнчн гамырлары. - Казан, 1930; Он же. Патторкнслская коіїтррілюлюния и ее агентура - султан галеевщива, - Казань. 1931; Он же. Очерки пй религиозному и антирелигиозному движению среди татар лр и после революции, - Кйтйиь, 1932; Люлмилнн Л. Контрреволюция в рясах и чшімеіч а 1905 г. в
К»'»;;«>»'' і "уі'ьр[іїін. — ituitirib. i»jjf 4.]iini|jn ч'. jaiitf.ihi лі» ч'оціаміцїь.іій J if ячшіЧМіН И. —
Казань, 1930.-46 с. ь Хасалов X. X. Формироиание гатарской буржуазной шщни. - Казань, 1977. - 327 с. период отмечены работы ЯЛГ^Абдуллина, А.К.Каримуллина, А.Х.Махмутовой, Р.И.Нафигова, которые, также на основе вновь выявленных источников, пытались охарактеризовать новые процессы. развернувшиеся в татарском обществе начала XX века.1
К числу наиболее серьезных работ этого периода можно отнести исследование Х.Хасанова «Формирование татарской буржуазной нации». Несмотря на всю идеологическую заданность, этот труд чрезвычайно богат факлическим материалом. Хотя книга и перегружена обличением «буржуазного национализма»» «пантюркизма», «панисламизма», выискиванием «классовой бор[Л5ы татарских трудящихся против феодально-байских эксплуататоров», тем не менее, в книге вводится н научный оборот замалчиваемые тогда имена деятелей татарского возрождения начала XX века: Абдурашита Ибрагимова, Юсуфа Акчуры, Садри Максуди, Гаяза Исхаки и многих других, С позиций «марксистско-ленинской критики» анализируются Всероссийские мусульманские съезды 1905-06 ічмюв, деятельность партии «Иттифик аль-муслиминл а также мусульманских фракций Государственной Думы. Надо отдать должное автору н за то, что в условиях «партийного подхода» к исторической науке он достаточно объективно показал поступательное развитие национальной культуры и системы образования татарского народа на рубеже ХІХ-ХХ веков.
В книге также есть попытка критического разбора идейных течений, распространенных в татарском обществе в начале XX века, в частности джадидизма. Автор объясняет это явление происками татарской буржуазии и дает ему негативную оценку Современные исследователи джадиднзму дают озаметрально противоположную оценку, совершенно справедливо оценивая 7 Абдуллин Я. Г. Татарская лросйештельскад мысль,- Казань, 1976; Кари мулл ни Л, Г. Г;парская книга начала XX пека, Казань, 1974; Махмутовя Л, X. Становление спетского
ООрЬЯ-м"и"Л j ikiiu^j. ulLrpuvru isi^&jjjj шлидоїцщ, BVI-JpVVtii ІМУПЛ f, _ 4Ч#.»№Р. t JJii, І Іафигон P. И. Формирование и развитие передовий, татарской обществе їжо-іти л нтн ческой мысли Казань, 1064; Ііафигов Р.И. Тайни революционного подполья. - Казань. 1981- ею как идеологию религиозного и национального обновления, модернизация жизни мусульман, системы их образования и кулыуры в широком смысле слова. Впрочем, именно такая оценка джадидизма дается известными оппонентами советских историков и обществоведов - Александром Бенни нгсеном и Шанталем Лемерсьс-Кельксже*. а также Эдвардом Лаззерини,
Среди фундаментальных исследований советского периода необходимо назвать также коллективный труд «Татары Среднего Поволжья и Приуралля»,50 В условиях советской цензуры и замалчивания подлинных фактов новейшей истории татарского народа дооктябрьского периода книга представила читателю достаточно объективную картину национальной жизни рубежа XIX-XX векоа. Она также богата статистическими данными и компаративным анализом развития различных народов Российской империи,
Волы пой интерес представляют исследования по татарской истории. пояниншиеся за рубежом в этот период И написанные С ПОІИПИЙ оппонирования официальной совезской идеологии. Среди таких трудов, в первую очередь, следует выделить фундаментальный труд Тамурбска Давлеппинз «Советский Татарстан»," вышедший в 1974 году в Лондоне, Концептуально книга принципиально отличается от аналогичных советских трудов. Фактологическая т е ас ы і ценность, безупречная логика и основательная научная база является отличительной чертой птой книги.
Автор достаточно подробно анализирует процессы и события новой и новейшей истории татарского народа, причем под иесьма острым критическим у [лом зрения. Основное внимание автор уделяет анализу " Bcnnigsen Akxandrc. Ілтегсісг-ОиеЦхіфу Chanlal, Ыат in SovkM Union, - New York. * LajKehni Inward J. Ismail Bey (iasprinskiy and muslim modernism in Russia. 1878-1514, - Washington, 1^73. t0 Татари '.'?:v.'*1.v Пого.таья ;: Приуралля. M.. ! 057, 533 c.
I I ^^^
Давлениям Т. Советский Татарстан. Теория н практики ленч некой нищиш альнсн пили інки. London, [977. - 392 с. советского периода татарской истории. Будучи специ илистом по юриспруденции и экономике, ТДавлетпшн подробно разбирает хозяйственные аспекты деятельности коммунистического режима и систематическое ущемление прав различных народов (в частности, крымских татар) в СССР. Большое внимание уделено также многоуровневому национально-государственному устройству страны. Показывается недостаточность автономною статуса ТАССР bJ отношении семимиллионнотчэ татарского народа, вследствие которого ограничивалась институциональная база поддержки его богатой культуры, системы образования. Автор достаіх>чно подробно описывает эволюцию татарского национального движения с начала XX века. Весьма подробно анализируются события после Февральской революции І9І7 года, когда началась стихийная самоорганизация татарского народа. В этот короткий период ярко проявили себя как народные массы, так и лидеры нации. Автор на обширном фактическом материале, документах тогдашних национальных организаций и их форумов показывает широкую панораму социального и политического движения татарского народа .^^^^^
Новый этап в отечественной историографии начинается в конце 1980-х гг. Он обусловлен кардинальными политическими переменами в стране, открывшими перед научным сообществом новые исследовательские перспективы, тесно связанные со стремительной деидешогизацией, исчезновением «запретных» гем, широким доступом к архивным источникам. В связи с этим расширилась также методологическая база научных исследований, ранее ограничившаяся марксистским подходом. Эти обстоятельства способствовали появлению комплексных трудов, детально рассматривающих различные формы становления этнической и культурной идентичности татар.
Изучение истории татар является сегодня одним ич ят-и*нп рашивающихся направлений в историографии. Объектом исследований становятся не только отдельные региональные группы татар, но и проблемы этнической истории и духовной культуры парода в целом, В современных условиях весьма актуальным остается осмысление различных аспекті»» истории татар, много внимания уделяется изучению специфики ислама в татарском обществе, феномену джядидизма, деятельности общественно-политических организаций и движений, Rcc это открывает новые возможности для концептуального переосмысления истории народа. Это, в первую очередь, работы Р,Гайнетдинова, Д.М.Исхакова, С.М.Исхакова, Р.М.Мухаметшина, ФМ. Султанова, Д.М.Усмановон, А.Ю.Хабу тдинова,
Р.С.Хакимова, А.Н.Юзеена, Л.А-Ямаеаой.13
Лмнрмінон Р.У. Образование тащрекой палии // Мятерицли гто истории татарское) народа. - Казань, 1995, - С298-334^ Он же. Развитие Татарскош предпринимательства в начале XX в. (1У01-117) // [Іо&олжьс в системе всероссийского рынка: история и современность: Материалы научной конференции.- Чебоксари, 1499, -C.22S-249; Он же, Татарский1 народ и Татарстан в начале XX нега: Исторические зарисовки. - Казань. 2005. -С^2-ПО: Гн6аД>гЛЛИН M.'.-i. Общие тСНДОНІІНИ И особенности формнрОШІтИЯ к:і-ші;і.ііш татарский буржуазии России (186Ы9П): дне... канд. экой. наук. Казань, 2001; Загндуллин И,К. Исламские институты в Российской нмгерии: Мусульманская община в Санк HletepOypne. XVIII - начало XX ев. - Казань. 2003; Сенюткин С.К. Основные генденцнн развития татарских общин ІІ ижсі юродскою Повонжьн є последней іреїн XVI до начала XX в.: дис... дект. ист, наук. - Н .Новгород. 2002: Филиппов Д.Ю. Купечество городи Касимова ju конце XV1U - начале XX в,: дне... канд. неї-, наук. - Різднь. 1999; Хайрсгдніюн Д,3. Мусульманская община Москвы в XIV начале XX ка.\ дне. кайл. нет. наук, М„ 2001; Таиров її,И, Акчурины, - Казани 2002; Ьго же, Іїнжегородская ярмарка и татары И Гасырлар явяаы Ъко исков. - 2004. - № 2. - С.260-264; Абубакироаа М., Шамсутдинов Й-, Хасйнжаноиа I'. Историю оставить народу своему. Гроицк, 2002; Мигимсдшюи Ф.Ф. Заменен о казанском татарское купечестве XJX - XX столетий // |Іоіншж],е в системе всероссийского рынки: история it сонрсмсниость: материалы научной конференции, - Чебоксары, І999, - С.220-227; Ншздедэнноа ФШ, Купеческое сословие России на рубеже XIX XX веков. Катань, 200^' Яыаева JLY Мусульманский лносралнш начала XX века как общественно-политическое движение. - Уфа. 2002. ^ Исшкой ДМ. Феномен татарского дяндидиэма: введение к социокультурному осмыслению, - Ка шп.. 1997; Мухам спи ин P.M. Татары н ислам із XX веке. - Качань, 2003; Хабуздипов Л.Ю, Миллст Оренбургского духовного собрания в кои не XVIH-XIX веков, -Камнь, 2000; Он же. Формирование индии и основные направления раїннтпл гатарекого общестаа и копне XVIII начале XX веков. Казань. 2001; Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М„ lOiccn AJL Татарская религиошо-фидософскоя мысль и общему су льманеком контексте. -Казань, 2002; \;іііруідипои Л.Г, Наследие Мусы Джаруллаха Биіиеваї сбории* документов и материалов. - . Казань, 2003; Ямасва Л.А. Либеральное общественно-политическое дкижйпне pncvwfifKwv мусульман в «ачоле XX в, {по материалам Уфимской и Оренбургской губерний): авюреф. дне, докт, нет. наук, - У^ш, 2003; Усмапоаи Д.М. Мусульманские представители в Российском парламенте. - Качань,
Большое значение для раскрытия проблематики диссертационного исследования имеют также труды специалистов, посвященные анализу правовых* социально-экономических и политических условий функционирования татарского общества.| +
Своеобразным этапом в изучении истории татар стало появление коллектинной монографии «Татары» * и первые тома «Истории чагар». Эти груды, по сути дела, стали значительным шагом в постановке методологических проблем. В последние годы появился ряд исследований, вносящих значительный вклад в теоретическое осмысление истории татар.17 Значительным шагом в изучении современного состояния татарской наиин можно считать выход сборника «Татарская нация в XXI веке», В сіатьях Д.М.Исхаковат P.M. Муха метшина, Ю.Шамильоглы, ИЛ Измайлова и других рассматриваются различные аспекты национальной истории, ее соотношения
2005: Хакимон P.O. Мегаморфо їм луха (к иопроеу о тюрко-татарской цивилизации). -Казань, 2005,
Тагиров И. P.. Палсен Р. К. Общее тнепно-политическая жиінь и нерпой леї нерпі XX иска .'.' MuTi.-pniLTF,T но нсиірии татарсксно пароли. Казань, W5, - С ЗВ8-423; Валис» И. Фажнга. - Казань, 19%; Султапбексн Н. Ф. С1 границы секретных архивов. - Казань, 1994; Его же. (."тлил и «Татарский следя, - Казань. 1995: Дні вик А. Л. Запрет на жизнь. -Казані». 1993; Mat диск М, Редлюміа габіз. - Качани 19x9; Загндуллнн И.К. Тапгрская школа и русификаторская попишка парнім а во второй половине XIX а. И Народное просвещение у татар в дооктябрьски» период. Казань. 1992, - С. 60-К4; Исааков СМ. Общероссийская парши мусульман // История национальных политических парши1 России, - М., 1997- С\214-232.ч. Фвхруздино& P.P. Татарский либерализм в конце XIX начале XX века (очерки политической истории). Качани IWK:. Гаффа|->ова Ф,Н>. Садрн Максулн. Качаньї 2001; Ногмяной А.И. Татары Среднего Поволжья и ПриуралііЯ н Российском іакоиодатсліїСтм атороа половины XVI - XVIJI вв. - Каэш, 20О2: Волконский МЛ. Национальная политика и правительственные круги накануне н в голы первой русской революции: Автореф. дне... инл. ист. наук. - М, 2003; Мах^угона Л.Х. Лишь тебе. народ, служсньсі (История татарского просветительства в судьбах дннаетин І Іигматуллиішьіх-1>ури). Казань. 2003: Юсупов М.Х. Ганнмджан Барудн. Казань, 2003; Хаму глино в А,ЮГ Лидеры нации. - Казань. 2004: Амирханов Р.У\ Татарский народ н l;nii|V].:in її начале NN ломі: Ik-три чес к і if іарнсинки. Качань. 2W>; і снкугкіша 0.11.
Первый съезд мусульман России. Нижний Новіорох 2005; Мухачстшил Р,Г, Татарский традиционализм: особин поети и формы проявлення. - Казань, 20О5н Аммрканов Р.У.
Амирхпннар, - Казань, 2005 (натат.яі,), " Татары.-М„ 2001. 14 История татар. - Камин* 2002. - 2007. -T.L -55 J <Ц 12. 956 с
Едітнслнр jiiiti|.n.n.ui-i нации. j\jwnb, 2іЮ2. -317 и,. Пицжшкльни-кулыурныс прш'мечм гаї ар России, проживающих вне Татарстана, и нуги их решения. - Y<|ja. 2002, - 176 с. * Татарская нация в XXI веке: проблемы развития. - Казань. 2006. -455 с.
С общероссийской историей. Отдельные статьи сборника посвящены рассмотрению проблем наииональной идентичности современных татар. Отдельный раздел сборника посвящен различным аспектам жизни татарских общин регионов России.
Рассмотрение проблем развития татарского этноса было бы неполно без обращения к теме национальных общин народа в регионах Российской Федерации и странах зарубежья. Необходимо сказать, что в советскую эпоху эта тема замалчивалась, а сама национальная жизнь структурировалась разве что в рамках сельских поселений татар. Дисперсное расселение народа создает серьезные проблемы в обеспечении единой национальной жизни, общего духовного и информационного пространства.
В Последние 10-15 лет, о Жизни татарских общин За пределами Татарстана вышло не мало публикаций самого разного характера, начиная с публицистических очерков, кончая серьезными научными исследованиями.
Особенно много литературы в последние годы появилось посвященной проблемам татар, проживающих на территории Башкортостана. Это было обусловлено не тлько научными интересами. Дело в том, что, несмоіри на Определенную системную и структурную институционализацию жизни татарского иаседеЕіин Башкортостана (здесь есть татарские школы, периодические издания, театральные и художестпенные коллективы), в последние годы ситуация «меню осложнилась. Пади прижать, тзм) способствовали как необдуман\шо шаги властей соседней республики, так Н безответственные действия радикальных кругов татарскот национального движения. И сегодня многие вопросы, находившие решения в недавнем прошлом, опять приобрели актуальность. Полому не случайно в научной литературе обсуждаются многие аспекты жизни татар Башкортостана, которые, действительно, нуждаются и в теоретическом осмыслении, и в практическом решении, Это и сохранение, и развитие системы национального образования татарского населения Башкортостана, функционирование татарского сегмента информационного пространства этой республики, удовлетворение духовных потребностей наших соотечественников и т.д.
Из реї ионов, история татар в которых изучается довольно активно и продуктивно, можно выделить Нижегородскую области Что касается самих татар Нижегородской области> необходимо отметить активную издательскую деятельность местной обшины. В последние годы заметно увеличилось количество книг и по исламской проблематике. Интересной тенденцией в историографии татар Нижегородской области является появление ряда работ, разрабатывающих прошлое отдельных татарских сел.
Что касается современной историографии по истории нижегородских татар, то, в первую очередь, можно выделить 'груды С.Б.Сенюткина,
О.Н.Сенюткиной, Д.М.Мухетдинова."' (7J ' Закнров Р.З. Милли мэсьалэлзр: Ык гамаплэр // Татарстан. - Казан. 2004. - №1. - Н.36-41: Знкироп v:i. Татар япіьллрс яшьнэп яизрмс // Татарстан Каган. 2004. Ne 8 - ІЇ.26-29; On же. Гаїариі.іц hjiw кайда?// Кцщм утлары. Кищш,, 2005, № 8 БЛ53-15*>; Он жс< Халык Я1мьш1ы бенэк уйнаммйлар// Татарстан - 2003 - № 3. - Б.32-36; Данлетшина З.М. Тіїпірскои тканине Ь.іііік(>ртостана: Этнодошчрафнческое исследование. - Уфа, 2001; Исхаков Д.М. О нехитрых аспекта* проблемі,! места ириуріин,сцнх гагар n лническсн' струкгуре татарской нации // Приуральские татары. - Казань, 1990. - С. 4-12; Исхаков Д.М. Стансвнениенационал!,nor и і;цмосо?нання татар // Татарстщг - 1993'ч № 6> - С54-58; Сибири» Р. Г. Башкир гостин іатарларм, Тел, іарнх. мэд.тнняг мосьэлэлэрс, Казань, 2002; 0 Булатов И.Ф. У рта, Прошлое и настоящее. - Ссргач, 2000l Ьаяівтон Р,Ж„ Макарнхин П.П. Восточная Мещера в средние века (К ноароеу тшогенеза татар и Нижегородском крас). - Нижний Новгород. 1996; Ьаячитов І'Ж.. Макаричин till. Нижегородние татары-ми шире а новое время. - Нижний Ні>ниірод, 1996; Ьслялов У.К. Не 'шбмть нам Пнцу родную. - Качань, 1995; ХафтАн М.З. Іраісдня и татарской деревне. Исторический очерк. Нижний Новгород. HJ99; Орлов А,М, Мещера, мещеряки, мншаре- - Качакь. 1992: Орлов A.M. Нижегородские татары: этнические корни и исторические суд|«бы (очерки). -Нижний Новгород 2001; Мухамсдова Р.Г. Татары-мишари: Исгори ко-пно графическое исследование, Мч 1972; Хафиюв М.З. Нижегородские татары, Очерки исюрии. Нижний Новгород, I99H. Маннапон 111, Яімьішларьгбьп ургак// Катан упоры, - 20U0, -Jfr 1. - Б.1К0-181; Гусєва 10.11 История татарских ссліских обший Нижеїтородекой области в XX мке; (1901 19S5). - Н ижп нй Hon і-ород. 200Ї. ^^^^^^ in; три
Мухетдинов 11. Ліан над Волгой. Нижний Новгород, 2006; Мухетдииов В. Из прошлого мусульманского обрамованая на Нижегородчинс в XV МІ - начале XX на, -Нижний Новгород, 2005; Сепюткина 0,1 L Сеиюткин СВ.. Гуссвд , История пиарских селений Ко;іьшое и Малое Рыбушкино Нігжеюродской области; Сснютнина О.Н. \\*.}\к\а.ш к Lin нешрмчздкос иіі.ислис. - пишний їшіиород, 2007. Сеиюткли і.іі История татар нижегородского Поволжья с последней четверти XVI jo начала XX в. й Новгород, 2001; Сенюткин Сії. Основные тенденции раїніиня татарских общий
В последние годы также активизировались исследования по изучению истории и современного положения татар в таких крупнейших городах России как Москва1", Саикт-ИстербурГ1, Ижевск'4, Оренбург25 и прилегающих к ним областях. еже досчато1
Историография различных субэтнических групп татар также достаточно богата. Особенно много работ выходит по истории и современности сибирских и астраханских татар* Историей сибирских татар занимается большая группа ученых-гуманитариев. Сред них и историки, и языковеды, и этнографы. В связи с тем, что & списках переписи 2002 года сибирские татары были заявлены как самостоятельный этнос, проблема их изучения приобрела и политический отгенок, Среди исследований особо следует выделить труды таких ученых как Ф.ТВалеен, Ф. Л Ліа прамова, Х.Ч.Алишина, Г.Х.Ахатои, Г.Л.Файзрахмано», Р.СИшимова/
Нижегородскою Поволжья с последней трети XV] до начала XX пока; аигореф^ дне- д*ра ист.наук. - Нижний Ноін-ород. 2002. !1 Асадуллин ФЛ, Москви мусульманская. - М- 2004; Он же. Ислам і Москве, - М., 2007; Хай реї дні гой Д. Мусульманская община Москвы н XIV її начале XX н. - Нижний Новгород, 2002; П;*жкітопа К. Маскпу татарлари !' Мнрас- 1W7, Ні &.- В. 112*117; Шзфыйкой Я. Та і ар Мосюу* // Татарстан. 2002^ - К? К/ч,- K.3R-42; Алишен СХ. Обракінание rurapcKtjfi с.чобоДЫ в Москве If Гуманитарное обра «она в не в системах политики в кулі,тури. Казань, 2002. - С.1&-20; Гончарова П.С. Татарское ваосденм Москвы, I ендирпыЙ аспект t!\ ендерпые проблемы в обмасленных науках, М,. 2001. -С J 97-2 IS; ' Теляміов Р.Х. Татарская община ('.-Петербурга. - СПб+ 2003; Искэндлрод М. Санкт-ПстсрОур] ііі татар ж?н(ыятс уссше Ь?н яшзеше// Татарстан, - 2003, № 5. - Б, 16-1 В; Сэетбагнн. Санкт- llerepftypnai'ы гатар жэмгыятс эшчэнлеге тэжри&псе // Татарстан. -2003,- №5.- Б.22-27.
Моденов Р. Ижгіу ut^hapc татарлары іурихьіннан. Каши, 2006. - 26.1 fS.\ Гаратуев М, Некоторые >г плоды ні жнчпн коренноюнжевчанкна, Ижевск, 2004,
Косач Г. Гагары Оренбургской облает: между диаспорой и алтохтонностью // г^ниоииры. М., 2005. №2.'-С.%-!30. г* Валссв Ф.Т. Татары Западай Сибири: история и культура. - Новосибирск* 1996: его же; Сибирские li'iнірі.і .". И,к-и,. Казань, 1993. № 4; Татары земли сибирской (Тюменская область). Словник ' Антор-состакитсль Али шина Х.Ч. Кич^нк 20О5; Hptu ИАь Некоторые проблемы щучен ия jruaчесної о самосознания сибирских татар// Народы Сибири и сопредельных террнтпрнп.- М., 1995.-С, 132-135; Корусенко СП, Этическое самосознание татар Сибири: проблемы изучения !/ Культурное наследие народов Сибири ц Сорера. - СПб., 2001. С.216 22!; Тйг^лоа Н.Л. С;;5;:рс<;мС гагарьи уіїш-jcvjuui ия lytuui* н упшческие процессы // Вестянк Омского отделения Академии пман тарных наук. -Омск, 1997,- Хй2.-С.95-Ю7.
Очень сложные, неоднозначные процессы наблюдаются в субэшической группе астраханских татар. На этническом самосознании здешних татар сказываются самые разные факторы, в і ом числе взаимовлияние других тюрко-язычных народов юга России, скажем, ногайцев, кумыков и: др. Несмотря на древнюю и богатую культуру астраханских таї^р, здесь дают знать о себе и ассимиляционные процессы, История и современность астраханских татар довольно активно изучается. Здесь можно назвать таких авторов, как Р.Ш.Арсланов, И.К.Калмыков, Р.Х,Керей гов, Р.А.Сикалиев и дрн27
В историографии татарского этноса имеются определенные пробелы -и ней отсутствуют крупные концептуальные и сводные работы по истории диаспоры. Ее отдельных фрагментов касались многие исследователи и публицисты - А.Г.Каримуллин, И.Нуруллин, Т.Айдн, М,А. А.Усманов, Ш'.Тагиров, Я.Гришин, Ф. М. Мусин, X. Минегулов, А.Сахапов и др.28
Среди тру дои, которые внесли определенную систему в изучение ТсПирской диаспоры, можно назвать книги Р.ІЇ.Гайнетдннова «Тюрко-гатарскан политическая эмиграция: начало XX века - 30-е годы» и И.А. Гилязова «На другой стороне. Коллаборационисты из поволжско-при уральских татар в годы второй мировой войны».
И.А.Гиназов в своей книге впервые без идеологических оценок, объективно и скрупулезно, па основании большого количества зарубежных архивных материалов, осветил попытки нацистской Германии привлечь !Т Аре ланом Л.III. Татары Нижнего Поволжья и Ставрополья. - Наб.Чслны. 1995. - 19] с: Калмыкии И,К., Ксрсйтон Р.Х., Снкалнсн А.И. Пигайцы: Историко-зтіюграфичоский очерк. - Черкасс*, 1*Щ; { афіш М.А. Оеюрхин таэссорагы // Майдан Чаллы, 2002. - Jfe 7, -Б. 176-181. й* Й^ртд бете язмышлар... Каъан, 2Ш2; Кэримуллни. Торкиядз "Кювн журналы: Горкияда терки-!атарлар Н Качан углары. 1997. - № 2.- Б. 155-170; Клрнмуллнн. Ялоннгядп юркн-татар маі6ііга«щадрьі // Ми рас. 1997. -№ї,- В.52-56; Мнцнеголов X. Асрылмас тшдончглар // Мнрас> - 1997. - № 11. - Б.71-83; Мусин Ф, Милли ячдрыш юлында // Мирас. - 1999. - Ns 8. - Б.7Ч-85: ГаКиров И, Татарии берл^члек яшэтер! -Мирас. -2005. -ЛЬ7. -&.12-17. ] аитмднцин \'М. Тюркго-тагарская политическая >mhj-ращин: начало л а кска - JU-c |»ды. - Наб.ЧепньЕ, 1997; Гклязоо И,А, На другой стороне {Коллаборационисты из поволжско-ириуршьскнх гаї ар в гиды второй мировой нойны). - Качань, І99Я. - 252 с,
ВОСТ0*ШЫе народы СССР к военному и политическому сотрудничеству на своей стороне. Выводы автора имеют и важное социально-политическое значение: развеян миф о тысячам наших соотечественниках, якобы сражавшихся в годы второй мировой войны л ратин своей Родины в рядах легиона «Идсль-Урал».
Говоря о зарубежной татарской исюриографин, следует отмстить, что ведущие зарубежные историки и обществоведы, обращавшиеся к «татарскому вопросу» в конце XX столетия, были предетавлены в Великобритании (М.Броуксоп), Франции (А-Беннигсещ Ш.Лемерсье-Келькеже), США (Р.Пайпс, Ю.Шамильоглу, Азаде-Айша Рорлих), ФРГ (А.Анторханов, Т.Давлетшин^ Г.Султан), Турции (Н.Дсвлет, Г. А кыш), Польше (С.Хазбиевнч, А.Лхматович), Литве (Т.БайрашсвекаЙтс), Беларуси (И.Канапаикий), Китае (М.Чанышев), Казахстане (Г.Хайруллин).
Историк Р.Б.Гайнетдннов справедливо пишет, что «в период, когда отечественная обществоведческая наука умалчивала о целых периодах национальной истории народов Поволжья и Приуралья. зарубежная историографии продвинулась в пом направлении далеко вперед. Именно благодаря наличию на Западе солидной исзорноірафнческой базы об этих деятелях во многом удалось восстановить в истории народов имена их вел и к их п ре дставинел ей»,"
Среди современны* зарубежных ученых особо следует выделить труды видного тюрколога Надира Девлста. В его работах детально освещены вопросы реформаторских движений тюркских народов в У рал о-Поволжье, Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, история татарского книjопечатания. деятельность джадидских учебных заведений, политических движений и партий тюркских народов, участие делу гатов-му сул ьмш в работе I-1V Государственных Дум, вопросы культуры, литературы, науки и искусства тюрко-татар.4
19УК; № JдЯнєгдиіісяїР.Б. Указ, w*. С.25. 1 Nadir l^cvlut. 1917 Kklim IntUaLi vc lurk-Tatar Millet Mcclisi. - Istanbul: Oluk Ncsriyat, 19УВ; Ou же. Русия теркнпэрснец ми паи кврэше іарнхьі (1У05-19І7), - Казан, І^Ж.
В Польше фундаментальные исследования истории, бы і а и культуры польско-литовско-белорусских татар берут начало еще в XIX веке, К истории этой масти татарского этноса обращались выдающийся востоковед Антон Мухлиньский, муфтий Польши Якуб Шыикевич, варшавский имам Али Вороиович и ученый Станислав Крычиньскии. В 1929 году был издан «Гербовник татарских ролов в Польше», в котором были представлены 12 генеалогических таблиц. В 30-е годы здесь выходили периодические издания «Пщегленд Исламеки>^ «Речник Татарски», «Жичс Татарскс». Война и пребывание Польского государства в социалистическом лагере прервали научиые изыскания, касающиеся татарской части польскоі-о общества. После распада социалистического блока периодические издания польских татар были восстановлены. В 1986-199) годах здесь издавался ежеквартальник «Жичс Мусульман с кс»7 продолживший традиции прежних татарских и")доний. С 1993 года выходит альманах Союза польских татар «Рочник Татару в ] ioj і ьс ки х».
В бывших республиках Советского Союза - ныне независимых странах - татаро веде кия, как самостоятельного направленна, в советское время не быт Историография татарского ііарола^ согласно партийным установкам, не выходила за пределы истории ТЛССР, Те немногие исследователи, которые брались іа эту тему, ограничивались, как правило, регион алкны ми иселедонациями этноса и во многом рискова;)и, если их выводы не соотнетчлвовали официальным идеологическим установкам в отношении та rape ко і'о парода.
Одной из первых книг о татарах, проживающих за приделами Татарстана, появившейся и постсоветском пространстве, стала книга белорусского историка И.В.Канапацкого «Белорусские татары: прошлое и современность» (на белорусском языке), написанная в 1993 году вместе с московским исследователем СВ.Думиньш; Правда, авторы этой книги небезосновательно подверглись серьезной критике со стороны татарстанских учены*, в первую очередь, в связи с тем, что они выделяли польско-литовско-бслорусских татар в отдельный этнос."
В Литве активное изучение региональной истории польско-литовских татар началось так же в постсоветский период. Начало серьезным исследованиям положила Тамара Байрашевскайте в 1995 году своей книгой «Литовские татары в Х[Х веке». Однако татароведсние и Литне конца XX века характери чуется, и оенопном, многочисленными публицистическими изданиями, авторами которых являются журналисты и общественные деятели - Миисаил Байра [пенс кий, Адомас Асапнавичюс, Ромуальдас Мака вкец кас, Галим Ситдиков. В настоящее время молодые ученые из литовских татар - Лдас Якубаускас и Галина М и щ кипене - плодотворно занимаются поиском, изучением, введением в исторический оборот сохранили іихся у населения археографических источников по истории польско-литовских татар.
В Казахстане и Украине, при отсутствии крупных научных исследований но истории татарское зтиоса, актинію работакп писатели и публицисты Тимур Загит, Гавиль Гузаиров, Менгали Мусин, Муннр Ерчин (Казахстан), Салих Замалеев, Фуат Муртазип (Украина). Существенно пополняет знания и татарах Украины им ходящий с 2002 года в Киеве ежемесячный журнал «Дуслык» - орган Всеукрайнекого Татарского культурного центра «Тутзн тел». В тоже время, нельзя не отмстить іку эз Е
З.И.К; !" Думнії СУ.. І.Б.Канаїншкі. Ьеларускія татары: мі ну л ас і сучаснасцью. - Мінск» 1993- В О соду шнша книга И.Б.Канапацкого и соавмрон: І.Н.Канапацкі, Л. І.Смол і к. Псторыя і культура беларусскик татар. Мі иск, 2000.
Впоследствии И.Ь.КаналанкнЙ пришел к выноду о целостности га пірс кою народ» и к переработанном русском издании намеревался опубликовать свои выводы, однако исследования в отношении культуры и истории белорусских татар продолжает его дочь -З.Ш(анапщкая. Лч проносившиеся в последнее время в Казахстане и Кыргызстане крупные региональные изыскания, которые легли в основу ряда научных сборников, существенно расширивших зарубежное татаро веден не.74
Рассматривая современную литературу о татарах, безусловно, нужно учитывать и то, что исследования последних лет ведутся в русле существующих научных концепций или научных споров, которые идут вокруг проблем наций.
Сегодня в мировой науке общепринята точка зрения, что феномен нации и национализма зародился д Европе в эпоху буржуазных, революций XVIП- XIX веков.11 Именно тогда начался процесс формирования современных европейских наций и тсударств. Эволюцию татарского народа, его общее г не и j ю to сознании и национальной идеологии в последние сто лет нельзя рассматривать вне этого конкретного исторического контекста, как российского, так н общемирового масштаба.
Конечно, национальная идеология татарского народа на рубеже XIX- XX веков формировалась не без влияния извне. С одной стороны, 34 Семипалаг тятарлары. - Семипалатинск, 1448.: Татары iui сеьере Казахстана (истс-рнл и современность), - Петроітїтрловск\ 2004.; Гагары и башкиры s Кыргызстане // Материалы научно-практической конференция, посвяшелной 1000-летию Казани и 200-лстню Кичалсісш и университета. їж и і кок. 2005.: История формнронаиня материальной и духовной культуры татар н Казахстане и Сибири // Материалы международной научно-практической конференции, - Уегт>-Каме иг і орек. 200fc.
Сидорша Т.Ю.. Полнтшнков Т.Ю. Национализм: теория и ноли і и чес кал истории, - М„ 2006,; Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии -М. 2001.; Арутюнян Ю.В. Дробижсиа Л.М.+ Сусоколога А.А. Этноеоцнологня. - М.т 1QQK.; Аблулагипоа Р,Г. Этнополитология. - СПб.. 2004.. Абдулатнпон Р.Г. Отнофедсралотня. -СПОн 20О4.; Садохин А.П. Агиология. - М..2001,; Хрох М. От национальных днижепий к полностью сформировавшейся нліни: Процесе строительства наций ті Іївропе U Нации и национализм. М., 2002.; Эрнст Геллнср, Пришествие нішионшіиіми, Мифы нации и класса // Нации и национализм. - VI.. 2002.; Смит Э,Д. Национализм и историки // Нации и национализм* - М., 2002.: Смит Э.Д. Национализм н модернизм: Критический обзор современных теорий нации и национализма, - М.. 2004.: Хопсбаум г>. Панин и национализм после 1780 года. - СПб., 1993.; Хобсбауы Э. Принцип этнической
1ГПП РЧ іЧ Ч Ч і ЬПГ"1 Irti'lTH "Г I Р П Ч Р РЧ іЧ-Tl Рь "Ч Ч Ч I I "1 Jb'1-"44 41 I ГЧ I Ч І |"Ч ґі [-^ПЧЧі-ЧРІЛ t f VJ-П-І Ч P PI I P P І Ч-ГІЧ I I 1/41 Ч-ГЪ 'IH'IH \Я
1>|>IJIJ fc-Ці Шр-* ЧИ РІЧІ JLPW I PJ II- HUI^Idir^l Irb V PJ J-ІП IJ WirUJ.^ INhllllUI. l_.-kJL_TI_rL I4_ J J HMM Л,Ш hJJ Ik I J4jkJ.J,d J^^J JUaJPh J.ll j 4 J m a
2002. - 305 с; Калхуи К. Национализм. - M., 2006; Национализм в мнроной истории. - М.. 2007. интенсивная, насыщенная внутренняя духовная жизнь мусульман Российской империи породила идеологию джадидизма, своеобразной исламской реформации. С другой стороны, на российских мусульман, несомненно, оказывали значительное воздействие общественно-политические процессы в России н за рубежом. Дело в том, что к концу XJX века татарский национальный капитал достаточно окреп и обрел конкурентоспособность. И в этом своем новом качестве он стал испытывать большую потребность в кіїаіифицировашшк кадрах и новых идеях, способных обеспечить этническую мобилизацию этих кадров. Поэтому немалое число мусульман из обеспеченных слоев татарского общества оказалось в зарубежных учебных заведениях (в основном, европейских), поскольку доступ в российские вузы для них тогда был закрыт. Например, и начале XX вика дна выдающихся деятеля татарского национального движения - Юсуф Акчура и Садри Максуди находились в Париже, обучаясь а знаменитом университете Сорбонне. Как известно, эти два творца национальной идеологии с большим увлечением изучали труды Эрнеста Романа (в частности» его знаменитое произведение «Что такое нация?» X Отто Ьауэра и других европейских авторов.
В Советском Союзе теоретические проблемы «национального вопроса» активно разрабаты вались в рамках марксистско-ленинского учення. 1 Icy дими голы со. чиї. її конечном счсіс. >::і H'AiijLEieiLJimi» о кача, ніс її но совсем адекватны реалиям жизни. Вес это отчетливо дало о себе знать в последние годы существования 0ССР< В сущности, национальная политика КПСС во многом была манипулятивнойн Несмотря на существование институциональных структур обеспечения национальной жизни национальные республики, учреждения образования, культуры и т.д.), конечной целью государства провозглашалось сближение наций, стирание их *»"ттїтіг»ft ir Лгіпьп>лгіз*ч/пь-п'»ічтггі л ч-тіттлй іі^*тл*чтітга/*т/л?Ї л/чтіттгл/wttj чГ-r + iL іпіі id i|^.<|,'mM^L'UUiJUb b^uiUJi uwiv^'14 *VV"U'J ууьціїУ^іи
А. Садри Максуд и Ареал. -M.J 996, -0.35^*1. народа. И, конечно, КПСС, согласно своей докіринальной концепции, выстраивала национальную политику. В такой ситуации пространство развития национальной культуры, системы образования невероятно ссов.
ДО СИХ 1 сужалось, что способствовало ускорению ассимиляционных процес ііо;іоіни a л К ЭТНОЛОГИ!
К сожалению, уроки краха национальной политики КПСС до сих нор не осмыслены некоторыми политическими силами и академическими кругами современной России. II роя винт не себя в последнее время тенденции ii национальной политике Российской Федерации позволяют говорить о возврате манипуляиионных технологий в эту чрезвычайно тонкую и сложную сферу нашей жизни.
В настоящее время в российской этнологии и зтнополитологии обозначились две позиции, которые наиболее ярко представляют ТТ. Абдулатигюв и В.Л.Тшнкоз. Первый отстаивает у стоя він и йся классический подход, определяющий нацию как общность людей объединенных общей культурой, территорией, историей, языком и т.д. В таком подходе существует свой понятий но-категориальный аппарат, во многом оправдавший себя и показавший действенность па практике. Р.ГЛбдулатипов настаивает на реальном существовании наций-этносов и необходимости нх сохранения, как субъектов истории.' Его оппоненты отрицают само существование наций-этносов, каковыми, на наш взгляд, инляттсл многие народы Российской Федерации, в том числе и татары. По мнению В.Л.Тишкова, нации-этносы являются мифами: «Этносы существуют исключительно в головах этнографов»/*
Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., -С.4І-50.
Тишков IVA. Советская этнография: продолжение кризиса U 'Зтноіт»афяческое обозрение. \ W2, - № I. - С.5-10,
Огрицая нации-этносы, В .Л. Тит ко» и его последователи признаю і їегвование лишь наций-государств. Таким образом, статусом нации наделяются лищь те народы* которые успели обзавестись своими государствами. >уга, развитие и традиционную этнокультурную систему самобытного
Такой подход, конечно, имеет право на существование. Однако, но мнению РІЛАбдул атипова, эти две концепции вовсе не противоречат одна другой: «Бели мы хотим формировать Россию как нацию-государство -единую и неделимую родину всех этносов-народен*, мы должны с уважением относиться друг к другу, сохранять друг друга, беречь, обеспечивать жизнеобеспечения».39 _
Между тем, теоретические концепции, отрицающие реальность этносов, не так безобидны на практике. Объективно они льют воду на мельнииу политических кругов, провозглашающих своей конечной целью асе и ми л л нию нерусских народов Российской Федерации. Поэтому нельзя не согласиться с Р.С.Хакимовым, который пишет: «За всем ггим у В.А.Тишкова стоит одна идея, что все этические, национальные» государственные явления - всего лишь манипуляция каких-то национальных активистов. 13 соответствии с собственной теорией манипуляция В.А.Тишкоп на практике пытается заниматься тем же»/0
Особенно пагубно сказались подобные май и пул яти иные концепции и технологии на проведении Всероссийской переписи населения 2002 года* В угоду сомнительным политическим целям традиционная и отработанная десятилетиями методика проведения подобных переписей быпа пересмотрена. Ид анкет был исключен ключевой вопрос о родном языке, единый татарский народ в переписных листах был поделен на множество субэтнических [рупії, с целью формального уменьшения его численности, днако все эти манипуляции потерпели крах, что был вынужден признать ^ Абдулатипон Р.Г. Указ. соч. -С.74. 10 Хакимов.Р.С. Судьба этнонима /7 Татарская нация а XXI пек^ - Казань. 2006. -С,81>. ію основи\ю сам их автор: «Российская перепись 2002 года не выполнила свою основную миссию - создать народ для государства».
В целом, необходимо признать, что в историографии рассматриваемой проблемы есть серьезные пробелы, а именно - отсутствие серьезных концептуальных и аналитических исследований по истории татар в XX веке, в том числе и анализирующих процессы становления и формы функционирования культурной и этнической идентичности татар. Несомненные достижения имеются, главным образом, в изучении истории и современного положения татар в отдельных региона* России и в других странах. Вследствие этого назрела необходимость комплексного изучения истории татарского народа и проблем функционирования различных его организаций и институтов, участвующих и формировании этнокультурного сознания народа в современных условиях, Иегориоірафнческое исследование темы также показы паст, что она нуждается в системном, комплексном изучении, как в региональном и общероссийском, так и и международном масштабе.
Источников»» база. Прої десс становления и функционирования различных сторон этнической и культурной идентичности татар в XX пеке исследуется на большом и разнообразном комплексе источников. значительная часть которых была впервые использована в исторической науке. ьізаї *' Ти и і ков Н.Л.. Рскписм по этносу, Исследования по социально-культурной антропологии. - М.. 2003. - С.226,
В процессе работы пал проблемой исследования использовалось несколько видов источников. Ее основу составляет комплекс опубликованных и неопубликованных материалов» включающий в себя документы законодательно-норма і ивиот, делопроизводственного характера, официальную переписку, отчеты общественных организации, источники личного происхождения, мемуарную литературу, периодическую печать,
Первую группу источников составили законодательные акты, официальные документы и материалы, нормативные акты, которые дают возможность достоверно обозначить правовое положение татар в начале XX века Это законодательные и нормативные акты Российской империи, характеризующие содержание государственной политики по отношению к мусульманам, их прапоаое положение к регламентацию жизни конфессиональных общин, Значительный материал о статусе национально-культурных организаций и татарских общин регионов России, ближнего и дальнего зарубежья в конце XX века представлен также государственными и региональными правовыми и нормативными актами.
Выбор неопубликованных (архивных) материалов, составивших следующую ірупцу источников исследования, осуществлялся не только с целью выявления необходимых флкп>н и событий, но н с расчетом подтверждения основных выводов диссертационной работы. С этой целью были привлечены материалы Национального архива Республики Татарстан {НА РТ) н ряда текущих архивов, особенно Исполкома Всемирного Конгресса татар, значительная часть которых впервые вводится в оборот,
В материалах, отложившихся в НА РТ для раскрытия проблем формирования этнокультурной идентичности татар начала XX века, особый интерес представляют переписки, возбужденные в порядке положения о мерах к охранению государственного порядка и исследующие политическую благонадежность представителей национальной буржуазии, духовенства и интеллигенции. Подробные политические обзоры татарского общественного 43 Полное собрание законен Косейнекой им і зори в. Собрание 2-е.: в 124 т. - СПб., 1330-
Ш. - Т.1-124.; Пол кос собровне законов Российской империи, Собрание 3-е.; h 35 т. -
СПб,, lXN?i-llJlfi. - 1,1 -іЧ\ 2)-S3. С&оринк іаковоп о мусульманском духовекстис и
Таврическом и Оренбургском округах и о магометанских учебных заведениях. - Юшиь.
ЯЭД; Ислам в Российской чмиернн, - М„ 200]. -.167 с- движения России содержатся также в фонде Казанской судебной палаты (НА
РТ.ф.51). ^^^^
Очень важными также являются материалы фонда Казанского окружного суда (НЛ РТ? ф.41), освещающие ход жандармского расследования и судебного следствия по «пан исламистской пропаян де», направленных прошв руководителей и преподавательского состава крупнейшего джадидского медресе «Бубн» в Вятской губернии. Конкретные Шаги государства но подчинению системы мусульманского конфессиональное образования, формированию государственных о6ратаВательаь,Х уЧрСЖдеНИЙ для р чел» „рослс_СЯ пр документам фондов попечителя Казанского учебного округа (11А Р1„ ф.92), директора народных училиіп Казанского учебного округа (НЛ РТ, ф. 160). инспектора народных училищ Казанского учебного окруї^а но Казанской губернии (НА РТ\ ф.322).
Опубликованная мемуарная литература существенно дополняет сведения архивных документов, характеризует мировоззренческие и психологические установки представителей татарской национальной интеллигенции, проясняет его почицию по вопросам общественной жизни. Серьезным дополнением к оценке общественной деятельности национальной интеллигенции, характера всех преобразуя ни и пиарском обществе начала XX века является публицистика видных деятелей национально-демократии ее ко ['о д ниже мня начала XX века,
Важный материал содержится в справочной литературе и статистических материалах, значимость которых определяется самим характером диссертационного исследования, предполагаю щего ^Амирхан Ф, Публицистика // йсэрлэр: 4 г> - Казан. 1989. - TJ; Он ямч Эдэбнят -сэкгшь юнкьште, buotрафик материал» ар. хаглар fi &сэрлэр: 4 т. - Казан, JVBy, - і.4; Исхакый І'аяч. биплан. - Казань, 1491; Юнусоь Г. Ич жшкн кунцоя-ыецслапчн Юпуссньсх //Казань. ]997.- №10-11. -С.92-140. использование фактологического материала о количестве татар и их национально-культурных организациях в различных регионах и странах.
Не менее весомой составляющей исгочниковой базы исследования стала периодическая печать. Этот вил источников обладает рядом существенных преимуществ: он многогранен, оперативен, содержит информацию различных срезов и уровней. Особенно большой интерес представляют татарские газеты и журналы, издающиеся р регионах России и зарубежных странах, которые иногда выступают практически единственным источником для анализа деятельности национально-культурны* организаций на местах.
Методология исследования предполагает рассмотрение изучаемых проблем с диалектических позиций. Исслсдойание строится на основе принципом историзма, объективности* системности, методологического плюрализма. Принцип историзма предполагает рассмотрение событий и фактов прошлого в контексте тех исторических условий, в которых они развивались. Принцип объективности ставит в качестве исследовательского приоритета всесторонний учет исторических фактов, составляющих предмет настоящей диссертации. Принцип системности позволяет рассматривать объект исследования как упорядоченную совокупность элементов, функционирующих в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. I Принцип методологическою плюрализма предполагает использование теорий и концепций различных общественных наук, что дает возможность наиболее точно интерпретировать сущность изучаемого объекта.
Георстико-коицсптуальный уровень методологии включает в себя овокугшооть теоретических концепций, представлений и подходов, изложенных в имеющейся литературе по данному вопросу, ставшую исходной в разработке и решении проблем, затрагивающих плоскость формирования этнокультурной идентичности наций.
Методический уровень методологии предполагает выделение способов, операции и процедур достижения целей н задач диссертации.
Специфика конкретно-исторического исследования этнокультурной идентичности татар повлекла за собой необходимость совмещения методов исторической, политической и социологической наук. В работе используются методы исторического описания и конкретною анализа, а также структурно-функциональный и проблемію-хронологический подходы.
Методы исторического описания и конкретного анализа в диссертации использовались при решении всех поставленных задач. Их применение дало возможность диссертанту последовательно анализировать становление и развитие изучаемых объектов, выявить общее и особенное в процессах формирования этнической к культурной идентичности татар,
Струк-1-урно-функциональный метод применим при изучении организации деятельности национальных политических и культурно-просветительных организаций. С его помощью оказалось возможным проследить необходимость возникновения различных структур и определить выполняемые ими функции.
Проблемно-хронологический метод позволил распределить изучаемый материал в соответствии с решаемыми задачами, определить папы развития исторических процес"
Для более глубокой проработки поставленных в исследовании задач использовался метод анализа статистических материалов.
Научная новизна исследовании состоит в самой постановке проблемы, в попытке комплексного изучеЕшя проблем формирования этнической и ультурной идентичности татар в XX веке, что позволяет существенно расширить исследовательскую проблематику исторической науки, Примененный подход позволил выйти на качественно новый уровень анализа тгнополитической истории татар и XX веке, Элементами научного вклада и предметам защиты являются полученные результаты, которые обогащают, конкретизируют и дополняют знания р процессах, происходящих в татарском обществе в XX веке.
В диссертации рассмотрены основные этапы становления современной татарской нации и проанализированы ее основные составляющие в начале ІБЛЯЮЩІ XX века. В работе выявлены характер и специфика национальною возрождения татар на рубеже XX-XXI вв. и предринята попытка анализа его таких основных компонентов, как образование, религия, национальное движение и средства массовой информации. В диссертации нлервыс дан развернутый анализ деятельности Всемирного конгресса татар и определена его роль и значение в консолидации татар. Существенной новизной исследования можно считать и а над и і основных проблем и характера функционирования татарской диаспоры. Определение форм и принципов деятельности татарских общественных организаций в местах компактного проживании татар тл отечестиепной историографии также предпринимается впервые. Выявлен н впервые введен в научный оборот значительный фактический материал, позволяющий осветить процесс формирования и функционирования различных духовных цен поспей татар в XX веке.
При кін ческа а зничнмоегь работы. Материалы исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории татар России* в преподавательской работе специалистов высших учебных за ведений, при чтении лекций и проведении семинарских занятий, в разработке спецкурсов по истории татар и общественно-лолитических организаций а XX веке,
Апробация реіультаїчлі исследовании. Диссертация была обсуждена в отделе новой и новейшей истории Института истории нм,Ш.Марджади кадсмии наук і'сепуолики Татарстан и рекомендована к защите. Основные положения исследопапия представлены и выступлениях автора на итоговых научных конференциях Института истории им.Ш.Марджани All РТ, республиканских, межрегиональных и международных конференциях (1998-2006)> отражены в 37 авторских публикациях. -О