Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Физическая культура таджикского народа в древнем мире Бахридинов Саидахмад

Физическая культура таджикского народа в древнем мире
<
Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире Физическая культура таджикского народа в древнем мире
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бахридинов Саидахмад . Физическая культура таджикского народа в древнем мире: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Бахридинов Саидахмад ;[Место защиты: Таджикский национальный университет - www.tnu.tj].- Душанбе, 2014.- 165 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Физическая культура народов центральной азии в первобытно-общинном строе 15-51

1.1. Становление физической культуры у народов Центральной Азии 15-35

1.2. Физическая культура предков таджикского народа на заре раннеклассового общества 35-51

ГЛАВА 2. Физическая культура предков таджикского народа в эпоху развития рабовладельческих отношений .52-126

2.1 Состояние физической культуры народов Центральной Азии в период вхождения их в состав Ахеменидского государства 52-69

2.2. Развитие физической культуры народов Центральной Азии в период борьбы с греко-македонскими завоевателями .70-84

2.3. Физическая культура народов Центральной Азии в период Кушанского царства .84-94

2.4 Взаимосвязь эллинистической физической культуры с физической культурой предков таджикского народа .94-132

Заключение 133-150

Список использованных источников литературы .

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Образование суверенной Респуб-лики Таджикистан открыло новые широты в деле дальнейшего развития физической культуры. В настоящее время перед физкультурными органи-зациями стоят конкретные задачи по внедрению физической культуры и спорта в быт народа, развитию массового спорта, подготовки спортсменов высокого класса, их участия в международных соревнованиях. В связи с этим на современном этапе исследование проблемы совершенствования системы физической культуры является важной и актуальной. Её изучение, анализ и обобщение будет способствовать практическому использованию древней традиции национального опыта физической культуры, спорта в суверенном Таджикистане. Как отмечает Президент Республики Таджи-кистан Эмомали Рахмон: «Во все времена и эпохи спорт имел для чело-вечества поистине особое значение, являясь одним из важных факторов формирования здоровой личности члена общества. Будучи важным компонентом общечеловеческой культуры, провозвестником мира и безопасности, спорт способствует укреплению здоровья и всестороннему развитию физических способностей человека, а также является свя-зующим звеном в отношениях дружбы, солидарности и взаимного поз-нания различных народов мира».

В трудах, посланиях Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан, особенно в его выступ-лениях на встрече с одаренной молодежью страны, конкретно определены задачи государственных органов и спортивных неправительственных организаций по широкому вовлечению масс в физкультурное движение.

В годы независимости в Республике Таджикистан регулярно при-нимаются меры по проблемам физической культуры и спорта, дальней-шему совершенствованию системы физического воспитания населения. В этом деле положительную роль сыграл Закон Республики Таджикистан от 15 мая 1997г. «О физической культуре и спорте», Постановление Прави-тельства Республики Таджикистан от 31 декабря 2004 г. «О национальной концепции развития физической культуры и спорта в Республике Таджикистан» и др. В связи с вышеуказанным, перед физкультурными организациями Таджикистана стоят важные задачи по повышению международного авторитета таджикского спорта, воспитанию спортсменов патриотов, вооружению их историческими знаниями, изучению истории физической культуры своей страны.

Таким образом, изучение, анализ и обобщение истории физической культуры таджикского народа имеет научно-теоретическое и практическое значение. Актуальность исследуемой темы проявляется не только в том, что до настоящего времени она не изучена, но и в следующем: во-первых, в связи с изменениями в политической жизни страны, т.е. с образованием суверенного Таджикистана, произошли перемены в сфере физической культуры и спорта; во-вторых, таджикский народ ещё в древности занимался разнообразными видами физической культуры и спорта, в этой связи назрела необходимость их практического использования в условиях суверенного Таджикистана; в третьих, исследование данной проблемы обусловлено и тем, что необходимо разработать практические рекомен-дации по осуществлению Программы Республики Таджикистан в области физической культуры и спорта в XXI веке.

Степень изученности темы. История физической культуры таджикс-кого народа в древности до настоящего времени еще не подвергалась специальному научному анализу и обобщению, хотя некоторые примеры, связанные с исследуемой темой встречаются в трудах, посвященых истории Таджикистана, а также в работах специалистов истории физи-ческой культуры и спорта бывших республик СССР.

Научную литературу, посвященную истории физической культуры таджикского народа в древнем мире можно разделить на три группы. К первой группе относятся монографии, брошюры, статьи, исторические рассказы, рассматривающие вопросы истории физической культуры и спорта народов мира, в том числе народов Центральной Азии.

Авторы этой группы, освещая историю физической культуры и спорта народов мира и народов бывшего Советского Союза в древнем мире, частично касаются истории физической культуры народов Центральной Азии.

Естественно, рассматривая историю физической культуры и спорта множества стран мира, где каждая страна имеет богатую историю куль-туры, авторы не имели возможность детально изучить вопросы истории физической культуры и спорта отдельных стран. К сожалению, они больше описывают историю физической культуры древней Греции, древ-него Рима, древнего Египта, древнего Ирана, нежели культуру народов Греко-Бактрийского государства, древний Скифии, древнего Хорезма, где каждый из этих государств был известен своими мастерами по изго-товлению оружия и их использования. Так, например, скифы были знамениты в изготовлении луков и их использовании, в Греко-Бактирйском государстве широко использовались в спортивных мероприятиях лук и стрела.

Определённую ценность представляют работы Я.Парандовского, И.Ефремова, В.Ян и др., где приводятся ценные сведения о спортивных состязаниях, народных играх и развлечении народов Центральной Азии в рассматриваемый нами период.

В своей книге Л. Кун, освещая историю физической культуры стран древнего Востока пишет, что парфяне, скифы, персы, греки, римляне и арабы, все они так или иначе являются наследниками древней цивилизации Междуречья.

Научный интерес представляет книга В.В. Столбова, посвященная истории физической культуры народов бывшего Советского Союза, в том числе народов Центральной Азии. Автор на примере физических упраж-нений племён скифов, сарматов, а также на основе трудов выдающихся таджикских ученых и поэтов Абу Али Ибн Сины (Авиценны) и Абул-касима Фирдоуси приводит сведения о самобытной форме физического воспитания этого региона.

Исследователь Н.Ф. Куленко кратко раскрывает историю физической культуры народов Центральной Азии в древнем мире, приводит примеры о системе физического воспитания предков таджиков, согдийцев, скифов, сарматов.

Особый научный интерес представляют работы известных востоко-ведов В.В. Бартольда, С.П. Толстова, М.М. Дьяконова, Э.А. Грантовского. Из указанных работ можно сделать вывод, что в Центральной Азии существовала своеобразная система физического воспитания. Дети до 7- летнего возраста воспитывались в семье, а затем их определяли в об-щественные учреждения, где наряду с другими занятиями упражнялись в беге, верховой езде, стрельбе из лука.

Определенный вклад в разработку проблемы истории физической культуры внесли ученые и работники сферы спорта республик Цент-ральной Азии: А.Бердиев, Б.С. Беспалый, Р.М. Казиева, А.Н. Кривенок, Д.Омурзаков, М.Т Тоникеев, Ю.С. Шоломицкий, В.М. Набиев и другие. В их трудах приведены отдельные примеры из истории физической культуры таджикского народа в древнем мире.

Ко второй группе относятся книги и статьи, посвященные истории таджикского народа, где также нашли освещение некоторые вопросы фи-зической культуры и спорта исследуемой нами темы. В частности, в монографиях М.С. Андреева, А.М. Беленицского, И С. Брагинского, Е.Э. Бертельса, Б.Г. Гафурова, А. Джалилова, А.М. Мухтарова и др. Много полезных сведений об истории культуры, в том числе физической куль-туры таджикского народа в древнем мире, нами получено из книг Б.Га-фурова «Таджики», Эмомали Рахмона «Таджики в зеркале истории» и «Таджикская Советская Энциклопедия» в восьми томах. Таким образом, изданная в республике литература, посвященная истории Таджикистана богата как по своей источниковедческой базе, так и по охватываемым вопросам. Анализ изданной литературы, посвященной истории физичес-кой культуры таджикского народа в целом, дает возможность конкретно определить её недостаточно изученные стороны, наметить основные направления исследования.

К третьей группе относятся труды, освещающие историю физичес-кой культуры и спорта таджикского народа, частично охватывающие древний период по настоящее время. Среди них монографии и брошюры А.К. Бабаджанова, Т.М. Суяркулова, К.Ш. Шукроева, Б.М. Махмад-расулова и др.

Важно отметить, что в трудах А.Ю. Абрамова, Н.И. Торопова, Б.Ра-сулзоде, Г.В. Набиева, Н.Н. Турсунова, В.В. Фролова, С. Махмадрасулова, М.Н. Сабурова освещаются отдельные формы физической культуры таджикского народа. Они приводят краткие сведения о некоторых видах спорта таджикского народа в древние и средние века. Так, Н.И. Торопов, в своей книге, на примере фактов доказывает, что с древних времён национальные виды спорта и народные игры составляли неотъемлемую часть народных сборищ, праздников таджикского народа. Заслуга автора состоит в том, что он на примере национальных видов спорта и народных игр таджикского народа дает сведения о развитии таких видов спорта как стрельба из лука, шахматы, конноспортивные игры среди народов Центральной Азии.

Особое место в литературе занимает исследование вопросов привле-чения женщин Таджикистана в физкультурное движение. Эти вопросы нашли отражение в научно-исследовательских работах Н.Д. Бустоновой, М.Ф. Зикриёевой, Б. Расулзаде.

К четвертой группе относятся кандидатские и докторские дис-сертации, посвященные истории физической культуры и спорта тад-жикского народа. Следует отметить, что до настоящего времени на мате-риалах Таджикистана в историческом аспекте защищены одна докторская и 6 кандидатских диссертации. Однако, в этих диссертациях в основном освещается история физической культуры и спорта таджикского народа в период от феодального общества до настоящего времени.

Таким образом, внимательное изучение опубликованной литературы и защищенных диссертаций привело автора к выводу о том, что до настоящего времени ещё отсутствует работа, в которой комплексно исследуется история физической культуры таджикского народа в древнем мире. Все вышесказанное и предопределило выбор темы нашего иссле-дования.

Объектом исследования является проблема становления и развития физической культуры таджикского народа в древнем мире.

Проблемой исследования является формирование физической куль-туры предков таджикского народа на заре раннеклассового общества, а также формы, методы развития и использования физической культуры, и воспитания в условиях дофеодальных отношений.

Постановка вопроса. В центре исследования рассмотрение содер-жания, форм физической культуры: обучение, формирование навыков и закалок. Физическое воспитание в сфере военной и трудовой подготовки и их использование на практике.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследо-вания является на основе изучения, анализа и обобщения большого количества фактического материала комплексно осветить историю фи-зической культуры таджикского народа, в взаимосвязи с другими народами Центральной Азии, в древнем мире, сосредоточив внимание на недос-таточно освещенные в научной литературе аспекты темы, показать общие закономерности процесса возникновения и развития физической культуры, выявить специфические его особенности. В связи с этим определены следующие задачи:

- осветить процесс становления физической культуры предков таджикского народа и других народов Центральной Азии на заре раннеклассового общества;

- обобщить формы, методы и средства распространения самобытной физической культуры среди народных масс;

- раскрыть состояние и развитие физической культуры предков таджикского народа в период вхождения их в состав Ахеменидского государства, в годы борьбы с греко-македонскими завоевателями и в эпоху Кушанского царства;

- проследить взаимосвязь эллинистической физической культуры с физической культурой предков таджикского народа;

-внести практические рекомендации по возрождению национальных видов спорта и осуществлению Постановлений правительства и законов Республики Таджикистан, касающейся исследуемой проблемы.

Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое комплексное исследование, освещающее и обобщающее проблему зарождения физической культуры у предков таджикского народа в древнем мире. В диссертации на основе обобщения большого количества фактического материала, впервые с позиции критического осмысления, дана объективная оценка состоянию физической культуры и спорта таджикского народа в древнем мире. При написании диссертации исполь-зован и обобщен архивный материал, результаты археологических и этнографических экспедиций, материалы периодической печати.

В результате исследования данной темы нам удалось внести в научный оборот конкретные виды физической культуры и спорта древнего мира, как: метание камня, стрельба из лука, формы охоты, таджикская борьба, конное поло, конные скачки и другие, использование которых сегодня окажет позитивное влияние на укрепление здоровья граждан и их физическую закалку.

Сделанные выводы, обобщения и внесённые практические рекомен-дации, будут способствовать дальнейшему развитию физической культуры и спорта в суверенной Республике Таджикистан.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные результаты исследования, обобщения, выводы и рекомен-дации автора могут быть использованы работниками физкультурных орга-низаций, учреждений по улучшению образовательного уровня спортс-менов, особенно членов сборной команды страны, тренерско-преподава-тельского состава, а также улучшению патриотического воспитания мо-лодежи.

Полученные результаты исследования также могут быть исполь-зованы при совершенствовании техники борьбы «гуштингири», с целью выхода его на международный уровень, возрождения национальных видов спорта и народных игр, как «калтакзанї» (фехтование на палках), «хал-кабанд» (метание аркана) и др.

Работа может быть использована при написании научной истории физической культуры таджикского народа, окажет практическую помощь педагогам общеобразовательных школ и высших учебных заведений в деле эффективного проведения занятий по физическому воспитанию, а также при проведении спецкурсов в студенческих аудиториях.

Хронологические рамки исследования охватывают период древнего мира (первобытный и рабовладельческий социально-экономические формации на территории Центральной Азии). Этот период в эволюции человека знаменателен не только зарождением физических упражнений, являющихся средством материальной жизни первобытного человека, но и становлением физической культуры, как самостоятельного вида его деятельности в рабовладельческом обществе.

Кроме того, в этот период способность к мышлению позволила человеку заниматься передачей опыта из поколения в поколение, что явилось поводом для укрепления и развития физического воспитания.

Следует отметить, что огромное влияние на развитие физической культуры этого периода, выполнение человеком различных обрядов, ритуалов, подражание (как форма передачи опыта), приобщение человека к земледелию и скотоводству, совершенствования орудия труда, а также трудовая деятельность древнего человека позволили нам выявить осо-бенности форм и методов зарождения, становления и развития физической культуры таджикского народа в древнем мире.

Методологической основой исследования является принцип исто-ризма, позволяющий анализировать факты и исторические события в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи.

Диссертант, опираясь на различные методы познания, стремился объективно осветить процесс зарождения физических упражнений в первобытно- общинном строе, становление и развитие физической культуры в рабовладельческом обществе народов Центральной Азии, в том числе предков таджикского народа. При этом особое внимание уделялось взаимовлиянию культур различных стран мира на развитие физической культуры народов Центральной Азии.

Источниковедческая база исследования. Особое значение среди изученных нами материалов имеют исторические источники и про-изведения учёных Центральной Азии, в которых приводятся, сведения и факты о зарождении отдельных видов спорта и их связи с охотой, ис-пользования как стимул в спортивных состязаниях, применения физи-ческих упражнений в лечебных целях, организации и проведения нацио-нального праздника «Навруз», составной частью которого являются нацио-нальные виды спорта, народные игры Центральной Азии. Говоря о применении физических упражнений в военных целях авторы отмечают, что часто спортивные единоборства разрешали споры противоборст-вующих сторон.

В изучении исследуемой проблемы оказали помощь материалы археологических экспедиций, хранящиеся в архивном фонде Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Республики Тад-жикистан, а также использование трудов Б.А. Литвинского, М.М. Дьяко-нова, С.П. Толстова, А.А. Семёнова, А.М. Белиницкого Ю. Якубов и др.

Источниковую базу диссертации также составили архивные мате-риалы Центрального архива Таджикистана (фонды Р-433, 1515,), Госу-дарственного архива Согдийской области (Фонда Р-123,395), текущего архива национального музея Республики Таджикистан материалы теку-щего архива Комитета молодёжи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан, где имеются отдельные сведения и о древних спортивных играх.

Апробация работы. Результаты исследования излагались и обсуж-дались на научно-теоретических и практических конференциях Таджикс-кого государственного института физической культуры имени Сайид-муъмина Рахимова. Основные обобщения и выводы диссертации отраже-ны в опубликованных работах автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Становление физической культуры у народов Центральной Азии

Многочисленные источники и исследования как зарубежных1 так и таджикских ученых2 свидетельствуют о том, что возникновение физической культуры относится к первобытнообщинному строю, который прошли все народы мира, в том числе народы Центральной Азии3. Это происходило в период когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий его существования4. Материальное обеспечение древнего человека происходило в условиях состязания в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных, то есть в процессе охоты. Слабая техническая вооруженность древнего человека, особенно в ходе охоты на животных, заставляла их действовать коллективно. Наукой установлено, что факты охоты на крупных животных происходили в самый ранний период становления человека, то есть в период палеолита5. Археологические исследования показали, что в первобытном обществе коллективная охота на крупных животных также свойственна для народов Центральной Азии6. В исследуемый период на территории Центральной Азии существовали животные, как древние формы слонов, лошадь, ранняя форма мамонта, длиннорогий бизон, различные виды носорогов.1

Например, главной охотничьей добычей Тешикташцев (недалеко от г. Термеза) был сибирский горный козел, олень, медведь, леопард и более мелкие звери2. Однако охота на крупных животных типа мамонта, пещерных медведей, леопардов, носорогов и др., которые оказались опасными противниками человека была трудный. Удачную охоту на них можно было обеспечить только с помощью заранее приготовленных и апробированных средств, организованных совместных действий всех членов клана3. В процессе охоты древний человек начинает понимать пользу рационального использования в качестве метательного орудия разработанных предметов: палки, пращи, остроги, копья. При этом древний человек видел удачу в сокращении расстояния между объектом, для чего он использовал различные способы сокращения расстояния. Например, важным моментом охоты человека на крупных животных явилось подкрадывание охотников к добыче. В связи с этим древний человек использовал различные методы подкрадывания. Так, одним из таких методов явилось использование охотниками различных масок. Так, в пещере Труа Фрер (Франция), возраст которой около 15000 л. до н.э., имеется рисунок древнего человека в маске животного. Множество аналогичных рисунков имеется во многих районах Центральной Азии. Примером могут служить наиболее известные изображения Зараутсая (современный Узбекистан), уже давно получившие мировую известность, особенно интересна сцена охоты на диких быков, где охотники замаскированы широкими плащами1. "На рисунке грота шахты на Восточном Памире хорошо видны изображения людей замаскированных под птиц, кабанов и медведей"2. Таким образом, эти факты свидетельствуют о коллективной охоте народов Центральной Азии, замаскировавшихся под различными масками. Именно коллективность позволила человеку пройти через труднейшие испытания и не только сохраниться как биологическому виду, но и создать основу для дальнейшего развития культуры (в данном случае физической культуры), в большей мере обеспечивающей человеку возможность господствовать над природой1. В первобытно-общинном строе в тяжелейшей борьбе с природой закладывались первые камни в фундамент цивилизации. Еще в более сложных и трудных условиях трудились (охотились) горные жители Центральной Азии. Ведение охоты в горных условиях требовало специальных знаний, навыков и умения, а это способствовало возникновению и развитию таких физических упражнений как скалолазание, скольжение, держание равновесия, преодоление препятствий. Даже такие простые и распространенные на равнине виды физических упражнений как бег, прыжки, метание приходилось выполнять совсем в других условиях. Так, при метании приходилось одновременно сосредоточить сохранение равновесия, во время прыжка с точным расчетом приземления и с возможностью держаться за камень, бег по горной тропе с учетом выбора места, ставить ноги с целью предотвращения скольжения и т.д. Все это вырабатывало у древнего человека специальные для горных условий навыки охоты, в данном случае физические упражнения. Археологические исследования свидетельствуют о том, что древний человек для ведения охоты в горных условиях выбирал специальные места.

Физическая культура предков таджикского народа на заре раннеклассового общества

В процессе разложения родового строя закладывались основы производственных отношений, обусловливающихся появлением новых форм собственности, которые возникали в связи с развитием производства, конечным итогом этого процесса явилось образование рабовладельческого общества1.

Древнейшими рабовладельческими государствами Центральной Азии являются Согд, Хорезм и Бактрия. В VI-IVвв. до н.э. рабовладельческие государства Средней Азии входили в состав Ахеменидского государства. В это время Ахеменидское государство было ярко выраженным рабовладельческим аристократическим государством, привилегированные и правящие слои которого состояли из персов и частично из мидян. Естественно, социально-экономический строй Ахеменидского государства не мог не повлиять на религию и культуру, в том числе физическую культуру среднеазиатских народов. Хотя общественный строй народов Центральной Азии существенно не отличался от строя Ахеменидского государства, в Центральной Азии рабский труд не был основой хозяйства, но рабовладельческие отношения здесь были развиты. Здесь в гораздо большей мере сохранились остатки родового строя и преобладающее значение имели сельские общины. Установление

Ахеменидского государства сыграло двойственную роль в отношении дальнейшего социально-экономического развития Центральной Азии. С одной стороны, оно несколько ускорило развитие рабовладельческих отношений, но с другой - привело к значительному истощению экономики. Громадные богатства выкачивались из страны, в форме дани и поставок материалов, лучшие ремесленники вывозились за пределы страны для участия в дворцовом строительстве ахеменидских царей и т.д. Положение трудовых масс Центральной Азии в эпоху государства Ахеменидов было очень тяжелым. Свободолюбивые племена и народы постоянно восставали против гнета ахеменидских царей. Сложившаяся ситуация требовала у народов Центральной Азии большой военно-физической подготовки, хотя народы Центральной Азии по этому вопросу не уступали, а даже превосходили завоевателей1. Естественно, состояние культуры, в том числе физической культуры, любого государства зависит от социально-экономического строя, религии, рода деятельности населения, географического расположения и т.д., но основным фактором влияющим на е развитие, является политическая ситуация страны.

Народы Центральной Азии в период завоевания Ахеменидским государством, в основном, занимались и скотоводством. Как уже было сказано, на развитие физической культуры этих стран определенное влияние оказал переход этих народов на земледелие и скотоводство. Среди народов Центральной Азии, в том числе предков таджикского народа, были развиты такие виды спорта как стрельба, метание, верховая езда, охота, единоборство (связанные с ними физические упражнения), а также разнообразные народные игры (канатоходство,

Изучая содержание физического воспитания у предков таджикского народа в период распада родового строя и образования ранних классовых формаций, можно сделать вывод, что она претерпела значительные изменения, в частности подверглась заметной военизации. Народы, проживавшие в этот период в Центральной Азии, - согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, парфяне, саки, скифы, массагеты и др., которые являются предками таджикского народа, отличались высокой военно-физической подготовленностью. Каждый из этих народов славился в каком-либо виде упражнений или изготовлении оружия. Так, согдийцы славились своими оружейными мастерскими, длинным однолезвиевым мечом и оборонительными доспехами. Саки и массагеты настолько были искусными наездниками и великолепными лучниками, что их луки и стрелы среди народа назывались почетным "скифским типом". В Хорезме изготавливались луки, которые могли натянуть только самые сильные люди. В государстве Бактрии выращивались отличные породы лошадей и верблюдов, которых во многих странах использовали в качестве боевых и в спортивных состязаниях.

Основатель Ахеменидского государства Кир-II располагал достаточными данными о могуществе и военно-физической подготовленности народов Средней Азии и поэтому поход в эту страну возглавлял сам лично. В этих сражениях народы Центральной Азии показали превосходную военно-физическую подготовку, при этом они отличались высоким мастерством в стрельбе из лука, метании копья, владении мечом. Например, Геродот о битве между массагетами и ахеменидскими войсками пишет: "Сражение это было наиболее жестким из всех, в каких когда-либо участвовали варвары. Происходила она, как я слышал, так: вначале оба войска обстреляли друг друга из луков на значительном расстоянии, потом, когда стрелы были истощены, перешли в рукопашную и бились копьями и мечами. Войска долго стояли друг против друга и ни одна сторона не обращалась в бегство. Наконец массагеты победили. Большая часть персидского войска пала на месте сражений, сам Кир был убит…"1. Известно, что массагетские войска в сражении возглавляла царица Томирис, и по физической подготовленности она не уступала мужчинам.

Суровый военный быт скифов требовал от них отличной физической подготовленности. Скифы знали, что такое состязание и систематические упражнения, которые впоследствии заимствовали у них другие народы. Ряд находок, обнаруженных на территории бывшей Скифии, свидетельствует о том, что тяжелое металлическое оборонительное оружие имели только богатые всадники; военно-демократический характер скифского общества предопределил развитие военно-физических упражнений. Кроме того, в быту скифов сохранилось первобытное отношение к физическим упражнениям и их предметам. Так, в их жизни еще продолжалось использование предметов физических упражнений, как средства общения между народами, хотя - "в этот период их вхождения в состав Ахеменидского государства были знакомы с письменностью2.

Развитие физической культуры народов Центральной Азии в период борьбы с греко-македонскими завоевателями

Центрально-азиатские войска знали членение по отдельным родам войск, применялось построение по подразделениям, атака иногда велась компактными подразделениями, глубоко эшелонированной массой войск. Кроме того, как показывают исторические материалы, в вооружении Ахеменидского государства были сосредоточены все передовые вооружения народов Востока. Так, Я. Ильясов о войсках Дария пишет: "Шла конница персов и мидян. Их разделили на три полчища. Луки всадников напоминали рога горных козлов. С пик свисали космы из конских волос. За всадниками следовали боевые колесницы. На дышлах и концах осей сверкали огромные кривые серпы, поражающие в битве вражеских воинов, затем тремя колоннами показалась пехота. Шли арабы-лучники в белых плащах, полуголые египтяне с бумерангами, фракийцы, накинувшие на головы шкуры лисиц и сжимающие в руках дротики. Ассирийцы в медных шлемах пронесли на плечах тяжелые дубины, утыканные железными шипами. Прогромыхали, сверкая позолоченными панцирями греки-милетяне. В толпе индейцев из племен Ганхура и Асвака шагали два слона".1

Следует отметить, что: если большинство вышеперечисленных видов оружия можно обнаружить во многих исторических источниках, то такой вид оружия, как бумеранг встречается очень редко.

В другом месте автор описывает использование бумеранга так: "Вперед выбежал старик-египтянин с длинной кривой палкой в руке, он размахнулся. Бумеранг, пролетая высоко по воздуху, описал дугу, перевернулся, снизился, вдруг метнулся влево и сбил одного из массагетов с коня. За первым последовали сотни других бумерангов. Они поражали всадников, с разных частей, с самых неожиданных

Ильясов Я. Согдиана. –С.95. сторон. Апаски (одно из крупных племен массагетов - С.Б.) испуганные диковинным оружием остановились1".

Естественно, в ходе совместных боев владением бумерангом позаимствовали воины других народов, входящих в состав Ахеменидского государства, в том числе предки таджиков.

О высокой военно-физической подготовленности, умении верховой езды, владении мечом воинами Центральной Азии можно судить по героическим поступкам Спитамена - мужественного воина и талантливого полководца согдийцев. Спитамен, собрав вокруг себя свободолюбивых жителей оазисов и кочевников, осадил Мараканду, нанес сокрушительный удар македонскому гарнизону в Бактрии. Согдийский народ его прозвал "леопардом" не потому, что он одевался в шкуру пятнистого зверя, он был смел и ловок как леопард2.

Исследование показало, что основным недостатком среднеазиатских оборонительных сил было отсутствие централизованности, бои велись в одиночку, что и позволило Александру завоевать Центральную Азию. Разгром Ахеменидского государства и подчинение Бактрии, Согда и других среднеазиатских стран греко-македонскими завоевателями отнюдь не улучшили тяжелого положения трудящихся масс этих стран, что оказало определнное отрицательное влияние на состояние физической культуры. Местная аристократия, нашедшая в лице завоевателей тврдую опору, используя народную систему физического воспитания усилила эксплуатацию народа как для личного обогащения, так и в интересах завоевателей. Вот почему в продолжение всего периода владычества македонских захватчиков народы Средней Азии постоянно восставали, стремясь сбросить бремя

Ильясов Я. Согдиана. –С.116. Там же. –С.411. иноземного гнета, для чего всесторонне использовали средства физического воспитания в военно-физической подготовке населения.

Сделав столицей своей новой державы Вавилон и сохранив в основном ту же систему управления, что и при Ахеменидах, Александр стремился всеми силами добиться единства государства. С этой целью в 324 г. до н.э. в войска стали брать наряду с греками, персов, бактрийцев, согдийцев и представителей других народностей Средней Азии. 30 тысяч юношей из местной знати были вооружены по македонскому образу и распределены по отрядам конницы1.

С целью создания опорных пунктов греко-македонской колонизации Александром был построен в Согде и Бактрии ряд городов так называемых Александрией. Например, Александрия Эсхата (в Ходженте), Александрия на Оксе (предположительно в районах Термеза или Куляба), Ай Ханум (в северном Афганистане на берегу реки Пяндж), Александрия Бактрийская (вероятно Бактри)2. Однако после смерти Александра в 323 г. до н.э. в созданной им громадной империи началась длительная борьба за власть, в результате которой образовался ряд государств. Средняя Азия вошла в состав государства Селевкидов. Около 250 г. до н.э. на территории южной Туркмении образовалось Парфянское государство. Почти одновременно было образовано Греко-Бактрийское государство, которое впоследствии захватило Согд, Афганистан, Индию. В зависимости от Греко-Бактрии находились Хорезм и Фергана. На протяжении всего существования этих государств ощущалась греческая культура, так как здесь греческие жители находились в тесных связях с местным населением. Знакомство с греческой культурой (театром, архитектурой, скульптурой, системой военно-физического воспитания) обогатило местную культуру. Разумеется,

Взаимосвязь эллинистической физической культуры с физической культурой предков таджикского народа

Руководство играми принадлежало элландикам (судьям), которые избирались по жребию из числа граждан Эллады. Важно отметить, что по сохранившимся до наших дней традиций можно предполагать, что подобное последовательное проведение состязании наблюдается на празднике Навруз у народов Центральной Азии. В частности, торжества по случаю нового года Навруз продолжались от трех дней до двух недель и бывали многолюдно. Обычно до начало Навруза богатые люди города или села договаривались о приобретении призах1, определялись ответственные лица за порядок состязаний «хаком», секретарь «мирзо» (который ведет учет победителей) и судьи соревнований. По поручению «амлякдаров» чиновников «джарчи», глашатай, посещая базар (рынок) призывал борцов, наездников, участников козлодрания «дорбози», конотоходцев, игроков на скрипке, дутаре, дойре, певцов, масхарабозов (шутов), торговцев галантерии, купцов, продавцов обуви, мясников и других, желающих участвовать в состязаниях.

До начала состязаний участники посещали «мазар», святое место, и совершали жертвоприношение (обычно резали барана или козу). Первый день организовывались козлодрание, второй и третий день организовывались конные скачки и пеший «пидапойга», четвртый и пятый день устраивались состязание борцов. Шестой и седьмой день организовывались состязание по стрельбе из лука, причем сначала стоя без движений, а затем стреляли из луков с коня. Стрельба из луков с коня в г. Самарканде продолжалось семь дней2.

Во время представления и состязаний зрители располагали амфитеатром в три четыре ряда. Передние ряды сидели, а задний ряд состоял из всадников. Помимо выступления на «майданах» (арена для борьбы), козлодрания, стрельбы из лука, масхарабози (шуты), певцы, танцоры, фигуристы выступали около лавок и чайхан. Выступление канатопроходцев также сопровождался различными комическими выступлениями артистов, здесь демонстрировали свое искусство жанглры, акробаты, силачи, организовывалась также борьба медведей1. Необходимо отметить, что как и в древнегреческим варианте Олимпийских игр соревнование для детей проводились отдельно, последовательно и по степени их подготовленности. Так, по исследованию Н. Нурджанова это происходило так: Джарчи - объявлял. Борьбу начнали третьестепенные борцы «пахлавонони хурди», то есть новички, затем выходили средние борцы «пахлавонони мина», и наконец, на третий и четвертый день выступали крупные, известные борцы «пахлавонони калон», великие борцы2.

Состязания на бузкаши (козлодрание) также подразделялась на несколько подвидов, например, среди народа до сих пор сохранилось козлодрание на ослах- «харкашак», пешее козлодрание «пидакашак».

Таким образом, в программу соревнования в честь праздника Навруз в основном включалась конноспортивные игры (конная скачка, козлодрание), национальная борьба гуштингири, стрельба из лука (обычная стрельба и стрельба с коня), бег на различных дистанциях. Эти состязания сопровождались состязаниями по таким видам единоборства как борьба руками «Искандари», заарканивание животных, поднимание тяжестей, причем часто в качестве тяжести использовались теленок или жерновой камень.

Исследование показало, что состязания проводилось по таким видам, как скачки на верблюдах, метания копья, метание бумеранга, конное поло, бег на колесницах, плавание, фехтование, кулачный бой,

Во многих исторических литературах, посвященных древним Олимпийским играм, встречаются слова Аскеза, что означает упражнения, занятия, упражнение гимнастов, отлетов. Слово «аскеза» имеет в древнегреческом языке значение «упражняющийся в чем -либо, гимнаст, атлет, борец».

Аскеза имела своей целью предельное развитие способностей, обеспечивающих успех в состязаниях .Формы аскеза были традиционны и широко известны. Однако, было допустимо ещ и личная Аскеза, правила которой изобретались самым атлетом обычно уже обыкновенную (традиционную» тренировку достигшим соответствующего статуса. Средства и методы тренировки, запреты предписания составляющие содержание Аскеза, могли быть приписаны мифологическим героям Костору – укротителю коней, Полидевку – кулачному бойцу и др.

Похожие диссертации на Физическая культура таджикского народа в древнем мире