Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни Бабаев Юсуф Абдулхатович

Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни
<
Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабаев Юсуф Абдулхатович. Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни : 07.00.02 Бабаев, Юсуф Абдулхатович Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни (культурологический аспект) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Худжанд, 2006 179 с. РГБ ОД, 61:07-7/383

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-теоретические взгляды Беруни по методу научного познания культурного синтеза 12-140

1. Метод исторического познания Беруни 12-31

2. Вопросы исторической хронологии, генеалогии, исторической географии, топонимии и этнографии 32-54

3. Вопросы политической истории и титулы правящих династий 55-74

Глава II. Материальная культура и духовная жизнь народов Мавераннахра и Хорасана с древнейших времён до конца XI в 75-160

1. Материальная культура народов Центральной Азии в исследованиях Беруни 75-92

2. Вопросы верования до и после ислама 93-120

3. Вопросы научной жизни и научных кругов 121-140

4. Обряды и обычаи, праздники и ритуалы населения 141-160

Заключение 161-164

Список использованной литературы 165-179

Введение к работе

Актуальность темы исследования. После обретения независимости Республики Таджикистан правительство республики во главе с Президентом Э.Ш. Рахмоновым взяло курс на возрождение исторических и культурных традиций таджикского народа. «Без знания истории, - пишет Э.Ш. Рахмонов, - нет патриотизма, не возможна преемственность поколений. Без знания исторического прошлого национальная гордость перерождается в национальный эгоизм»1, В современном Таджикистане именно история стала как бы консолидирующим фактором всего таджикского народа, у которого в силу географической разобщенности еще очень сильно сказываются местнические традиции, которые привели к братоубийственной войне 1992-1993 гг. В связи с чем Э.Ш. Рахмонов без устали твердит о национальном согласии и единении народа Таджикистана: «В течение нескольких последних лет наряду со святыми понятиями Родина, Мать, Мир и независимость, слова единение и согласие заняли достойное место и сейчас являются самыми распространенными словами нашего языка»2.

В этом плане изучение исторического наследия одного из величайших сынов таджикского народа, Абурайхана Беруни как никогда востребованы. Ибо история, экономически-политическая и социальная жизнь, культурное наследие и достижения науки ираноязычных народов красной нитью проходят сквозь все произведения Абурайхана Беруни.

Еще ему было присуще большое национальное самосознание, которое не осталось не замеченным И. Ю. Крачковским: «Уже в этом раннем произведении («Памятники минувших по-колений»-Ю.Б.) ясно заметна одна черта, типичная для ал-Бируни и в дальнейшем: его определенно иранского самосозна -

1 Эмомали Рахмонов. Таджики в зеркале истории. Книга первая от
арийцев до Саманидов. Лондон, 1999.-С.216-217

2 Эмомали Рахмонов. Точикистон: дах. соли истиклолият ва
вахдати миллй ва бунёдкорй. Иборат аз се чилд. ^илди сеюм. -
Душанбе: Ирфон, 2001.-С.117

ния. Иранский элемент в истории культуры выдвигается на первый план»1.

Как бы предвидев чаяния народа Таджикистана к национальному согласию и единению, Абурайхан Беруни еще тысячу лет назад выдвигал идею консолидации всех иранцев: «Хотя у персов, согдиицев и хорезмиицев в некоторых вопросах есть различия, все они стволы одного могучего дерева»2.

Личность Абурайхана Беруни, его творческое наследие, его гуманизм, его стремление к постижению наук могут служить источникам для воспитания молодого поколения в этом духе.

Актуальность темы характеризуется еще и тем, что изучение научного наследия Абурайхана Беруни будет способствовать дальнейшему развитию исторической мысли в Таджикистане.

Степень изученности проблемы. Вот уже более ста лет, как тема научного исследования Беруни не сходит с тематики научных разработок историков, философов, культурологов и специалистов по истории науки.

Интерес к научному наследию Беруни особенно возник после того, как в 1897 г. Э. Захау издал английский перевод «Осор-ул-бокия» Абурайхана Беруни. Но, однако, как показывают исследования, слава Беруни возникла ещё при жизни учёного. О Беруни хорошо отзывался его современник и единомышленник по службе автор «Истории Масъуда» — Абулфазл Байхаки, называя учёного «устодом»3. О Беруни, как о непревзойдённом учёном, писали также историк и географ Йакут ал-Хамави, ибн Абу Усайбия, Ибрахим ибн Мухаммад ал-Гаданфар ат-Табризи, Низоми Арузи Самарканди и многие другие. В новейшее время интерес к Хорезму и хорезмийцам, в частности, богатейшему наследию Беруни, возник в 30-40-их годах XX в. Как известно, в эти годы хорезмскую археолого-этнографическую экспедицию возглавлял академик СП. Тол-

Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. - Т. IV. Арабская географическая литература. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1957.-С.254

2 Абурайхон Беруни. Осор-ул-бокия.- Душанбе: Ирфон, 1990.- С.
70.

3 Абу-л-Фазл Байхаки. История Масъуда.- Москва: 1969, Наука, С. 807.

стов. В ходе археологических изысканий в Хорезме были открыты уникальные памятники хорезмийской древней цивилизации. При расшифровке этих материалов учёные часто прибегали как к первоисточнику к исследованиям Беруни. Позже к исследованиям археологов присоединились также многочисленные группы востоковедов, лингвистов, этнологов и других исследователей по истории науки и культуры.

Центр беруниведения до 40-50-х годов XX в. находился в Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге) и в 1950 г. издательство АН СССР выпустило сборник статей «Беруни»1. Но начиная с конца этого периода в Ташкенте начал складываться новый центр по изучению наследия А.Беруни.

В том же году АН Уз ССР издал сборник статей, посвященный научному творчеству Беруни. В сборник вошли статьи таких корифеев тогдашней науки как СП. Толстов, А.А. Семенов и узбекского археолога и культуролога Я.Г. Гулямова2. СП. Толстов одним из первых3 обратился к «Памятникам» Беруни для научного толкования последних открытый археологов.

Биографии и научному наследию Беруни известный арабист И.Ю. Крачковский, отвёл значительное место в своём капитальном труде, а также А. М. Беленицкий4. Уже тогда в Ташкенте начался перевод и издание избранных произведений Беруни, которое систематически продолжалось почти до 90-х годов прошлого века.

1 Бируни// Под редакцией Толстова С. П.-М.- Л.: АНСССР, 1950.

2 Толстов СП. Бируни и его время //Беруни великий ученый средневе
ковья. - Ташкент: Изд. АН УзССР, 1950. - С. 3-25; Семёнов А.А. Бе
руни выдающийся ученый средневековья.-Там же.- С. 26-42; Гулямов
Я. Бируни об исторической гидрографии низовьев Амударьи.-Там же.-
С, 85-92.

3 Толстов СП. Бируни и его памятники минувших поколений //Бируни
Абурайхан. Избр. произв. — Т. 1, Памятники минувших поколений. —
Ташкент. - Изд. АН УзССР, 1953. - С. VII-XXI.

4. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. - Т. IV. Арабская географическая литература. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1957; Беленицкий A.M. Очерк жизни и трудов Беруни //Ал-Беруни Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). - Москва: Изд. АН СССР, 1963.

Особенное место среди всех работ по Беруни занимают многогранное исследования П.Г. Булгакова. Именно П.Г. Булгакову принадлежит заслуга перевода и исследования значительной части трудов Беруни. Его же перу принадлежат десятки других научных статей, посвященных жизни и творчеству Беруни. В том числе «Беруни и его «Геодезия»»1. Следует сказать, что трудом всей жизни П.Г. Булгакова стала его книга «Жизнь и труды Беруни»2. В этой книге от исследователя не осталось скрытой ни одно из направлений научных интересов Абурайха-на Беруни. Данное исследование по существу может послужить путеводителем всем беруниеведам, историкам науки и востоковедам.

Многие стороны его жизни и научного наследия, в том числе и гуманитарного направления ученого нашли свое отражение в коллективной монографии «Абу-р-Райхан ал-Беруни»3. Неоценим вклад авторов названной монографии, а также другого историка науки Г.П. Матвиевской в деле исследования и публикации трудов Абурайхана Беруни. В своих исследованиях они обратили внимание, прежде всего, к научному наследию ученого в области точных и естественных наук. И не ставили перед собой задачу исследования трудов учёного в историко-культурологическом аспекте.

В 1973 г. в научных центрах Узбекистана и Таджикистана, а также и в других востоковедческих научных центрах общественность отметила 1000-летний юбилей со дня рождения Беруни. В этой связи были изданы несколько сборников научных статей, в которых затрагивались многие аспекты научного творчества Беруни4.

1 Булгаков П.Г. Беруни и его «Геодезия» //Бируни Абу Рейхан. Избр.
произв. — Т. III. Геодезия. — Ташкент: Фан, 1963. — С. 7-78.

2 Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни- Ташкент: Фан, 1973.

3 Розенфельд Б.А., Рожанская М.М., Соколовская З.К. Абу-р-Райхан
ал-Беруни. Научно-биографическая серия. -М.: Наука, 1973.

Беруни и гуманитарные науки. //Отв. ред. И.М. Муминов. - Ташкент: Фан, 1972; Беруни //Сб. статей к 1000-летию со дня рождения. - Отв. ред А.К. Аренде. - Ташкент: Фан, 1973;

. 1352 <Ьі-> «lA*5 -W1—:ііД - .^V&» ^^ч-« .tPjj# Cp4Jj}\ -6-

Из исследований последних лет отметим монографии Г. Насырходжаевой, Х.Ф. Абдуллозода, а также коллективный сборник «Классическая наука Средней Азии и современная мировая цивилизация»1, в которых были затронуты также еще раз научное наследие Абурайхана Беруни.

В Таджикистане также предпринимались отдельные шаги по изучению научного наследия Беруни историками, философами и востоковедами. Так, в 1978 г. в Душанбе под редакцией академика М.С. Асимова увидел свет один из малодоступных трудов Беруни «Китоб-ут-тафхим» который снабжен исследовательской статьей М.С. Асимова2.

В 1990 г. коллектив востоковедов АН Республики Таджикистан, возглавляемый А. Девонакуловым, перевели с арабского на таджикский язык сочинение Беруни «Осор-ул-бокия» («Памятники минувших поколений»), что явилось важным событием в научной жизни Таджикистана.

Научные и этнокультурные воззрения Беруни нашли полное отражение в двух многотомных изданиях «История таджикского народа» и «Таджики» Б. Гафурова3, а также в монографии Н.Н. Негматова «Государство Саманидов»4. Культурологические аспекты работ Беруни нашли отражение также в работах

1 Насырходжаева Г. Проблемы историко-философской мысли в трудах
Беруни. — Ташкент, 2001; Абдуллозаде Х.Ф. Абумахмуди Хучандй
ва таърихи астрономияи халки тоник. - Хучанд: «Нури маърифат».
- 2005; Классическая наука Средней Азии и современная мировая ци
вилизация //Под ред. П. Хабибуллаева и А.Ф. Файзуллаева. - Ташкент:
Фан, 2000.-С. 416.

2 Осимй М.С. Абурайхрн Беруни ва «Китоб-ут-тафхим ли авоили
саноат-ит-танчим»-и ^ // Абурайхрн Беруни. Китоб-ут-тафх.им. -
Душанбе: Дониш, 1973. - С. 5-17.

3 История таджикского народа. Т. 1. Древнейшая и древняя история
//Под редакцией Б.А. Литвинского и В.А. Ранова. - Душанбе, 1999;
Рафуров B.F. Точикон. (таърихи кадим тарин, кадим, асри миёна ва
давраи нав //Мухаррири масъул - А. Мухторов. - Душанбе: Ир-
фон, 1998.

4 Неъматов Н.Н. Давлати Сомониён (точикон дар асрхри ІХ-Х)
//Тарчумаи А. Валиев. Мухарир А. Азизк.улов.- Душанбе: Ирфон,
1989.

Г.П. Снесарева, Ю.А. Раппопорта, А.К. Мирбабаева, А. Турсу-нова и других исследователей5. Учитывая то обстоятельство, что наследие Беруни по вопросам культурологии у нас в стране, всё же исследовано недостаточно, в представленной диссертации мы главный упор сделали именно на вопросы культурологии в трудах Беруни. Исследуя работы Беруни «Памятники минувших поколений» и «Индию» мы лишний раз убедились в том, что Беруни являлся поистине неутомимым исследователем истории и культуры края иначе говоря, Фрезером своей эпохи.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в конкретно-историческом, историографическом, культурологическом и этнографическом изучении научных трудов Абурайхана Беруни в области истории, этнографии, культурологии, исторической географии, гражданской хронологии, вопросов теории истории и научного познания, истории науки, определении вклада и места учёного в истории науки Востока. Исходя из этого, в диссертации ставятся конкретные цели и задачи, важными из которых являются следующие:

- на основе изучения и анализа трудов Абурайхана Беруни, других средневековых источников, опубликованных работ бе-

5 Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма.- М.: Наука, 1969; Раппопорт Ю.А. Из истории религии Древнего Хорезма (оссуарии) //Труды Хорезмской Археолого-этнографической экспедиции VI. — Под общ. ред. С Л. Толстова. — М.: Наука, 1971; Мирбабаев А.К. Учебные и лечебные центры Ближнего и Среднего Востока в древности //Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. (К 1200-летию со дня рождения). — Душанбе: Дониш, 1983. - С. 71-91; Его же: Удельный вес горной добычи в экономике Худжанда //История и перспективы развития горнорудной промышленности Средней Азии. - Худжанд, 1994; Его же: Дахма-ки Куркат: Раскопки и исследования. Материальная культура Устру-шаны. В кн.: Древняя Уструшана города, их локализация и хронология. Душанбе, 2003. - С. 207-502; Его же: Новые материалы к истории христианства в Средней Азии //Актуальные проблемы гуманитарных наук. - Москва. - Худжанд, 2004. - С. 155-164; Мирбабаев А.К., Фай-зуллаев М. Место мировых конфессий в культуре Центральной Азии в V-X вв. //Учёные записки ХГУ им. акад. Б. Гафурова. Вып. 8, 2004. — С. 93-108; А. Турсунов. Эхёи Ач,ам. - Душанбе, 1984.

руниеведов, научных исследований изучить и выявить взгляды Беруни на вопросы происхождения человека и общества, происхождении наук, научного познания истории, методы изучения истории;

подробно исследовать вклад Абурайхана Беруни в разработке основных теоретических постулатов, исторической науки, исторической хронологии, исторической географии, топонимии, генеалогии, этнографии и выявить место его научных разработок в истории науки, становлении самостоятельных, вспомогательных и смежных исторических дисциплин, показать роль вышеназванных дисциплин в современной исторической науке;

показать значение сведений Абурайхана Беруни для изучения экономической, социальной, политической истории таджикского народа, его борьбы за свободу и независимость, отношений народов, государств, личностей правителей, нравов в древние времена, раннем средневековье и в средние века в целом;

выявить роль сведений Абурайхана Беруни по истории материальной культуры таджикского народа вообще, опыта орошения, ирригации и земледелия, развитии ремёсел, горнорудного дела, показать значение и роль ярмарок и базаров, посреднической деятельности согдийцев, импорта и экспорта товаров из Мавераннахра и Хорасана и развитие торговли;

степень влияния и распространения религиозных воззрений на жизнь народов изучаемого региона;

- изучить и расскрыть корни народного этнического ка
лендаря, народных традиционных и календарных праздников,
массовых гуляний, обрядов и обычаев, и других праздников и
ритуалов, и сопоставить их с сохранившимися и дошедшими до
нас праздниками;

Хронологические рамки исследования охватывают период с древнейших времен до середины XI века, то есть эпохи жизни и творчества самого Абурайхана Беруни.

В методологическую основу исследования легли труды Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова, которые являются образцом объективно-исторического и реалистического подхода при освящении событий истории таджикского наро-

да. Кроме этого при написании работы автор руководствовался принципами историзма, свободного мышления, критического реализма, преодоления старых идеологизированных подходов к историческим явлениям и личностям, беспристрастность в изложении фактов и событий, объективного научного анализа и сравнительно- исторического метода.

Источниковедческая база исследования. При написании диссертации основными источниками послужили труды Абу-райхана Беруни «Осор ул бокия ан-ил Курун-ил-холия» (в дальнейшем «Памятники минувших поколений» или «Памятники»)1, «Китаб фи тахрир ма ли-л-хинд мин макала макбула фи-л-акл ау марзула» (в дальнейшем «Индия»)2, «Китаб ул-джамохир фи маърифат- ил-джавахир» (в дальнейшем «Минералогия»)3, «Китаб тахдид нихаят-ил-амакин ли тасхех масафат ил-масакин» (в

Абу Райхан Бируни. Памятники минувших поколений. Избранные произведения. Т. I. //Пер. и прим. М.А. Салье. — Ташкент: Изд. АН УзССР, 1957; Абу Райхрн Беруний. Танланган асарлар, 1.-К,адимги халклардан крлган ёдгориклар//Таржимон А. Расулов, изохлари И. Абдуллаев ва А. Расулов тузган, масъул мухаррирлар И. Абдулла-ев ва О. Файзуллаев.-Тошкент: Уз ССР «Фан» нашриёти, 1968; «лі** :іУ->*> — .f j4-? 4 - ."^"j" ^ j^1 ***>jj II ^jabli 3& ^jjh O^-ijj^

.1377 Абурайхрн Берунй. Осор-ул-бокия. //Ба чоп тайёркунандагон А. Девонакулов, М. Исо, О. Х^мид, М. Бакр. - Мухдррири масъул М. Диноршоев, А. Деванкулов. - Душанбе: Ирфон, 1990.

2 Беруни Абу Рейхан. Индия. Избранные произведения. Т. П. Индия
//Пер. А.Б. Халидова и Ю.Н. Завадовского. Комментарии В.Г. Эрмана
и А.Б. Халидова. Отв. ред. В.И. Беляев. - Ташкент: Изд. АН УзССР,
1963; Абурайхон Беруний. Танланган асарлар, II,- Х,индистон//
Арабчадан А. Расулов, Ю Х,акимжонов, F. Жалолов таржимаси:
сузбоши ва изохлар А. Ирисовники, масъул мухаррирлар F Жало-
лов ва А. Ирисов.- Тошкен-п УзССР "Фан" нашриёти, 1965.

3 Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Собрание сведений
для познания драгоценностей (Минералогия). //Пер. A.M. Беленицко-
го. Редакция проф. Г.Г. Леммлейна, проф. Х.К. Баранова и А.А. Доли
ниной. Статьи и прим. A.M. Беленицкого и Г.Г. Леммлейна. — М.: Изд.
АН СССР, 1963.

дальнейшем «Геодезия» , «Китаб-ус-Сайдана фи-т-тиб(б)» (в дальнейшем «Фармакогнозия»)1, «Китаб-ут-Тафхим ли авоили саноат-ит-танджим» (в дальнейшем «Китаб-ут-тафхим»)2, «Ал-Конун ал-Масуди» (в дальнейшем «Канон Масъуда»)3, «Ифрад ал-макал фи амр ил-зилал» (в дальнейшем «Гномоника»), «Ис-тихрадж ал-афтар» (в дальнейшем «Хорды»)4, переписка Абу-райхана Беруни и Абуали ибн Сина5, историографическая литература о нём и по проблеме диссертации в целом.

4 Абурайхан Бируни. Избранные произведения. — Т. III. Геодезия. //Исследования, перевод и примечания П.Г. Булгакова. - Ташкент: Фан, 1963.

1 Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. — Т. IV. — Фармакогнозия в медицине (Китаб ас-Сайдана фи-т-тиб(б) //Отв. Ред. А.К. Аренде. Исслед. пер., прим. и указ. У.И. Каримова. - Ташкент: Фан, 1974.

.^Jajjll Xz\i~a (Діїj13 fj^ijll .(jJjJfcU O^U>>l

Фонд Восточных рукописей АН РТ № 385; Абурайхрн Беруни. Ки-тоб-ут-тафхим ли авоили саноат-ит-танчим. //Ба чоп тайёркунанда-гон А. Девонацулов, Ж. Мамедова, Т. Собиров. Мухаррири масъ-ул М. Диноршоев. — Душанбе: Дониш, 1973; Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. — Т. VI. Книга вразумления начаткам науки о звёздах //Вступительная статья, перевод и примечания Б.Ф. Розен-фельда и А.Ахмедова. Отв. ред. д-р. филол. наук А.К. Аренде — Ташкент: Фан, 1975;

'О'Л2 — .i*A-»* 0*^' J^> <*% gj-* л\ <4 II (Г)>''"4 <с\м*> JjIj31 f,4'*iti .^jjt" CA»*JJ*'

.1376

3 Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. Т. V. — Ч. 1. — кн. 1-5.
— Канон Масъуда. //Отв. ред. С.Х. Сираждинов и Г.П. Матвиевская.
Вступит, статья, пер. и прим. П.Г. Булгакова и Б.Ф. Розенфельда. —
Ташкент: Фан, 1943; Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. Т.
V. - Ч. 2. - кн. 6-11. - Канон Масъуда. //Отв. ред. С.Х. Сираждинов и
Г.П. Матвиевская. Пер. и прим. Б. Розенфельда и А. Ахмедова. — Таш
кент: Фан, 1976.

4 Беруни Абу Райхан. Избранные произведения. Т. VII. Математиче
ские и астрономические трактаты. //Отв. ред. Г.П. Матвиевская. Пре-
дисл., пер. и коммент. П.Г. Булгакова и Б. Розенфельда. — Ташкент:
Фан, 1987.

5 Беруни и ибн Сина. Переписка //Отв. ред. И.М. Муминов. - Ташкент:
Фан, 1973.

Кроме того, нами широко использованы труды современников и последователей Беруни.

Научная новизна исследования заключается в том, что мы в данной работе впервые в монографическом плане исследовали историко-культурное и этнологическое наследие Беруни в широком плане с использованием местного краеведческого материала. Помимо этого нам впервые удалось на основе сравнительного анализа выявить уцелевшие и дошедшие до наших дней элементы культурной традиции хорезмийцев и согдийцев в названиях топонимики, обрядах и обычаях таджиков долины Ферганы и Верхнего Зерафшана. Мы также попытались раскрыть основные положения ученого по ряду специальных и вспомогательных исторических дисциплин, как науки о хронологии, этнонимике, топонимике, генеалогии.

Практическая значимость. Исследование, кроме научно-познавательного значения, имеет и практическую значимость. Материалы, научные положения, факты и выводы, сформулированные в исследовании, могут быть использованы при написании научных работ по истории науки, истории и культуры и культурологии, историографии, а также методологии истории, подготовке учебников и учебных пособий для вузов, разработке и чтении спецкурсов и спецсеминаров по историческим и вспомогательным историческим дисциплинам.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории таджикского народа ХГУ им. академика Б.Г. Гафурова и рекомендована к защите, результаты исследования докладывались на республиканской научной конференции «Таджики: от арийской цивилизации до государственной независимости», республиканских, областных, университетских научно-тематических конференциях молодых учёных, аспирантов, отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и цитированной научной литературы. По необходимости вытекающей из характера исследования, первая глава разбита на три параграфа, а вторая - на четыре параграфа.

Метод исторического познания Беруни

История, историческая наука как и многие другие отрасли науки, прошла длительный путь от простого накопления исторических знаний до науки, с которой мы сегодня имеем дело. Этот путь был долгим, трудным и поэтапным. Представители многих народов внесли свой вклад в дело превращения исторических знаний в науку.

Данный процесс на Востоке сложился гораздо раньше. Историческая мысль персо-таджикского народа своими корнями уходит в глубь веков. В эпоху Беруни во всех средневековых дворах правителей Мавераннахра и Хорасана имелся штат хронистов-вокеанавис, которые являлись ядром зарождения исторический науки.

Именно они привели историческую науку к небывалым доселе научным высотам, попытались заложить основу закономерности исторического развития, разработали и применили на практике методы научного познания истории, методы и приёмы изучения истории, многие из которых по сей день используются историками и не утратили своё назначение. Достаточно упомянуть имена ибн Мискавейха, Табари, Балъами, Абулхасана Масъуди, Абу-райхана Беруни, Абулфазла Байхаки, Хафизи Абру, ибн Халдуна, Ахмада Дониша и многих других, чтобы специалист данной отрасли смог представить себе вклад представителей арабо-иранской историографии в сложении и развитии исторической науки.

Известный таджикский востоковед Нурмухаммад Амиршахи, опираясь на исследования иранского историка Содики Оинаванд, раскрывает причины появления столь стремительного развития исторической науки на Востоке, а также перечисляет 40 тематик (направления) историографии средневековой эпохи, по каждому из которых сложились определённые труды [124. С. 27-42]. Этой же проблеме уделено внимание в исследовании другого иранского историка Алиакбара Шахоби [166. С. 39-44].

Немалую роль для формирования и процветания исторической науки сыграл и Абурайхан Беруни. Особенно ценны его взгляды на теорию истории, разработанные им методы для изучения истории.

Слово «история» в разных регионах, в разные исторические этапы развития, разными учёными понималось по-разному.

В исследовании Нурмухаммада Амиршахи, на которое мы уже ссылались, этот вопрос рассмотрен всесторонне и обстоятельно [124. С. 9-23].

Беруни арабское слово «таворих» - история трактовал по-своему. Например, по его пониманию под этим словом не всегда понимается собственно история (наука о прошлом и настоящем человеческого общества), а «эра», «хронология». Данный вопрос подробно освящён учёным в «Памятниках минувших поколений» [15. С. 27-56; 16. С. 19-58] и «Каноне Масъуда» [5. С. 121-247]. Мы остановимся на этой проблеме более обстоятельно при освящении вклада Беруни в историческую хронологию.

Беруни, исследуя истоки зарождения интереса людей к истории, в своём труде «Геодезии» [21. С. 89] писал следующее: «Разве не человек, по природе своей, не склонен к страсти познавать то, что скрыто от него, и обстоятельства чего ему не известны? Ведь ты видишь, что дети при дурном поведении и скверном нраве радуются лишь [интересным] историям. А баловни, которым наскучили развлечения, не успокаиваются и не находят себе отдыха без слушания сказок.

Поэтому и созданы (сборники) историй, и собраны в книге сведения об ушедших (из жизни), которые исчезли во времени, как исчезли города со (своих) мест. Однако, поскольку (города на новых местах) в настоящее время в наличии, а первые навсегда потеряны, (положение городов) предпочтительней, нежели (людей).

Ради этой (тяги к неизвестному) большинство людей желало (бы иметь) возможность объехать города и повидать государства в (разных) краях Земли, если бы только не приходили им на память тяготы утомления и трудности, оказавшиеся свыше их (сил). Нет; мало кто удержится от ознакомления с разными событиями, разве что воспрепятствует ему в этом душевная помеха или телесный недуг, и он (будет вынужден) перетерпеть и перебороть своё желание».

Здесь учёным раскрыта сущность человека, его тяга к познанию удивительных событий истории. Вследствие чего, по мнению Беруни, появилась нужда в изучении прошлого. Беруни ясно даёт понять, что собирание исторических рассказов и написание исторических книг является не единственным средством изучения прошлого. Наблюдение, видение воочию исторических мест и памятников материальной культуры тоже играет немалую роль в этом вопросе. И этот путь или метод входит в один из ключевых задач школьного предмета по краеведению.

Мы ещё вернёмся к этому вопросу, когда будем говорить о научных методах учёного.

Примерно такого же взгляда придерживались историки - современники Беруни, а также последующие историки. Например: ибн Мискавейх [24. С.51-53] считал, что сама жизнь человека есть история и знание истории необходимо для назидания. Хотя, - пишет он, - всё происходящее по воле Бога, и только он в силах предотвратить беду и добро тоже исходит от него.

Исторические взгляды ибн Халдуна на историю теперь известны широкому кругу исследователей. Им посвящены специальные исследования [62; 284].

Каковы же задачи истории и что же из себя представляет наука «история» по ибн Халдуну?

Исследователь творчества ибн Халдуна СМ. Бациева пишет, что по определению ибн Халдуна «истинная история» та, которая должна изучать все проявления жизни человеческого общества в их взаимной связи, опираясь при этом на самостоятельную методологическую базу: «Поэтому, история -одна из коренных основ философии, и она может и достойна быть причисленной к философским наукам» [62. С. 122].

Как видим отношения к истории Беруни, ибн Мискавейха и ибн Хал-дуна абсолютно разные. Конечно же, в средневековом Востоке признанным авторитетом теории исторической науки и исторической философии являлся ибн Халдун. Он в отдельных вопросах, в частности, социологических, опережал марксистского взгляда на историю. Во взглядах Беруни и ибн Мискавейха имелось также немало прогрессивного взгляда, заслуживающего подражания. В частности, заслуживают особого внимания взгляды Беруни и ибн Халдуна на общество и человека. Они оба высказали передовые мысли о происхождении человеческого общества и человека вообще.

Вопросы социологии и истории нашли теоретическое обоснование в труде Беруни «Памятники минувших поколений», во введении «Геодезии» и во введении «Минерологии». Позиция Беруни относительно данного вопроса отражена также в нескольких научных исследованиях [73; 75; 156].

Беруни полагал, что время сотворения человека нельзя установить, так как с тех пор прошло много времени и предания исказились. Учёный не брал во внимание даже доводы мусульманских богословов и твёрдо придерживается мнения, что правда известна лишь одному Богу [15. С. 37; 18. С. 32]. Но это не только слова ради своей защиты от нападок фанатиков и слепо верующих невежд. В самом деле, представление мусульманской богословии существенно различается от позиции исторической науки в этом вопросе. Только в наше время археологами установлено, что первые антропоидные приматы якобы возникли на земле 20-10 млн. лет назад [104. С. 214].

Беруни и ибн Халдун почти одинаково раскрывают также причины первых объединений человеческих общин.

Беруни это обстоятельство выставлял следующим образом: «...(человек), вследствие множества его потребностей и малости воздержанности при лишённости средств защиты и обилии врагов, неизбежно был вынужден объединиться со своими сородичами в общество в целях взаимоподдержки и выполнения каждым работ, которые обеспечили бы и его, и других» [21. С. 83]. Эту свою мысль Беруни развивал в «Минералогии» следующим образом [19. С. 11]: «Человек же из-за своей наготы и немощности, из-за отсутствия органов защиты, подвергаясь испытаниям со стороны других, чувствует постоянную необходимость в том, что его защищало бы, и потребность в том, что удовлетворяло бы его (нужды)». Фирдоуси, как бы развивая эту мысль Беруни, писал, что в древности кушанием служили плоды деревьев, одеждой же служили листья деревьев [33. С. 52].

Вопросы политической истории и титулы правящих династий

В предыдущей главе диссертации мы рассмотрели некоторые воззрения Беруни на историю, методы его научного познания истории, его взгляды на проблемы исторической географии, топонимии, генеалогии, этнографии и исторической хронологии. Мы убедились, что по некоторым вопросам Беруни далеко пошёл от своих предшественников. А какова доля изучения сугубо исторических сведений, фактов политической истории в трудах Беруни, мы рассмотрим в этом параграфе.

Исторические сведения Абурайхана Беруни хронологически охватывают огромный период - порой от сотворения Адама до эпохи самого учёного. В них учёный рассматривает политическую, экономическую и социальную истории не только предков таджикского народа, но и народов Ближнего Востока вообще. Беруни приводит примеры из истории древних греков, римлян, а также византийцев.

П.Г. Булгаков [74. С. 38] делит историческое наследие Беруни, согласно их тематике на пять групп.

Вот так выглядят первые две группы: 1) Всеобщая история древнего и раннесредневекового Востока, а также, но в меньшей степени история древней Греции; 2) История Средней Азии современного для Беруни периода.

Мы, в основном, согласны с такой классификацией П.Г. Булгакова и в своём исследовании будем следовать примеру П.Г. Булгакова. Однако, ввиду ограниченности объёма диссертации, мы выборочно рассмотрим лишь историю древних иранцев, согдийцев, а также хорезмийцев.

Следует отметить, что Беруни не ставил перед собой задачу написания специального труда по истории упомянутых народов, но тем не менее сведений исторического характера в трудах Беруни всегда преобладало. Изложены они, главным образом, при освещении истории хронологий, календарей и праздников. Этим вопросам, как мы уже отметили, посвящены «Памятники минувших поколений» и значительная часть «Канона Масъуда».

Учёного глубоко интересовала древнейшая и древняя история Ирана. Солидная часть его информации касались именно прошлого ираноязычных народностей. Неспроста В.В. Бартольд [60. С. 263] назвал Беруни «иранским патриотом».

Хронологию эры иранцев, начиная от Каюмарса, Беруни [15. С. 123] делит на три части:

1) От Каюмарса до прихода Александра Македонского и убийства Дария III (330 г. до н.э.).

2) От завоевания Александром Ирана до Ардашера Бабакана (226 г.).

3) От Ардашера Бабакана до убийства Яздигурда III (653 г.).

Первую часть истории древних иранцев Беруни связывает с правлением мифических и полумифических династий Пешдадидов, царей Айлана и Кеянидов. К своим источником по этой эпохе Ираншахра Беруни [15. С. 125; 18. С. 111] относился весьма самокритично. Это видно, хотя бы, по одному его высказыванию: «Относительно дат жизни царей и их известных деяний персы сообщают в первой части [летосчисления] такие вещи, которых не желают слушать сердца, отвергают уши и не принимает разум».

По словам Беруни [15. С. 123] иранцы первым человеком считали Каюмарса. Ими же приведены несколько вариантов прозвищ Каюмарса, в том числе «Гилшах» и «Кушах». У Табари [3. С. 58] Каюмарс также назван «Гилшах».

Беруни приводит характеристики представителям каждой из династий. Учёный весьма лестно отзывается о династии Пешдадидах, называя их царей справедливыми. Учёный считал, что именно они положили начало цивилизации. Е.Е. Кузьмина считала, что данный процесс охватывал VII-VI тыс. до н.э. Говоря о царях Айлана, Беруни ссылается на легенду, согласно которой в период правления Фаридуна они распределили между собой Землю. Данная легенда приведена в виде таблицы [8. С. 113] в «Китаб-ут-тафхиме». Насколько нам известно, термин «Айлан» Беруни употребил впервые, который в других источниках не встречается. В «Памятниках минувших поколений» [15. С. 127] данный термин Беруни объяснял как «избранные люди» (марду-ми баланддараджа), а в «Китаб-ут-тафхиме» [8. С. 113] Беруни называл Фа-ридуна из сословии великанов. Почти все средневековые авторы, в том числе Фирдавси и Табари не упоминают царей Айлана. В их трудах Фаридун, Ма-нучехр, Эрадж и др. названы основателями династии Пешдадидов. Отметим, что термин «айлан» очень созвучен этнониму «аллан», одной из арийских племён Северного Причерноморья.

Царей из династии Кеянидов Беруни называет безжалостными, и подчёркивает, что при них другие народы также получили власть. В словах Беруни прослеживается общность индо-иранских племён Евразии, которое очень согласуется с высказыванием Табари и Фирдавси. Беруни относил династию Ахеменидов также к Кеянидам. В «Каноне Масъуда» Беруни [5. С. 165-166] более подробно освещено история Ахеменидов. Он перечисляет имена десяти царей из этой династии, от Кира до Дария III. Эти данные отсутствуют как у Табари, так и у Фирдавси. Далее, учёный [15. С. 127; 18. С. 112], конкретизируя своё видение вопроса, пишет: «Между этими династиями были междуцарствия, из-за которых порядок и последовательность хронологии являются [иногда] сомнительными». Беруни в ходе дальнейших поисков убедительно доказал правоту своих слов. К этому вопросу мы ещё вернёмся.

Очевидно, для убедительности своих слов о династиях, Беруни решил это показать в виде хронологических таблиц. Эти таблицы взяты им из разных источников, а затем скомпонованы.

Для изложения истории династий Пешдадидов, царей Айлана, а также Кеянидов, Беруни, как уже отметили, прибегнул к хронологическим таблицам, заимствованным им из таблиц трактата «Книги житий»1, а также хроники Хамзы ал-Исфахани «Книги эр великих народов, минувших и исчезнувших». Ещё одну таблицу он заимствовал из некой «Книги житий и преданий», которая, судя по его словам, была составлена из книг народов Запада. Как уже отметили, Беруни также пользовался двумя таблицами Хамзы ал-Исфахани. В свою очередь Хамза ал-Исфахани, как передаёт Беруни, со слов самого ал-Исфахани, нашёл их в Авесте и рукописи некоего Мобеда1. Абу-райхан Беруни отмечает, что все эти таблицы существенно различаются, в них много погрешностей. Беруни также замечает [15. С.132; 17. С.116] о недостатках греческих, римских и византийских источников: «Данные этих книг расходятся между собой в (данных о) количестве царей, их именах и длительности (царствования), а также в преданиях об этих царях и обстоятельствах». Далее он рассуждает, что авторы этих книг смешивали имена царей Ирана с именами их наместников в Вавилоне и приводят их вместе. Беруни, говоря о своём критическом отношении к источникам [15. С. 125; 18. С. 111], писал следующее: «...нашей целью является установление эр, а не критика преданий; поэтому я закреплю то, на чём сходятся учёные персов, жрецы и мобеды разом». Исходя их этих соображений Беруни составил таблицу этих царей. Она, судя по словам самого учёного, наиболее достоверная. В своей таблице Беруни приводит имена царей, их прозвища, а также годы их правления. Помимо прочего он даёт краткую аннотацию правлению каждого царя. Именно этот раздел таблицы имеет огромное значение для историков. Ибо оно таит в себе колоссальную культурную ценность. Приведём несколько примеров из этой таблицы.

По Беруни [15. С. 128] в годы правления Джама (Джамшеда - Ю.Б.) появилось войско, была изобретена колесница и люди научились прясть и ткать. Именно он разделил людей на четыре касты. То есть ввёл в обществе сословно-кастовый строй. Аналогичные сведения о правлении Джамшеда встречаются и у Табари. Однако его сведения более пространнее. Например, он [3. С. 68] перечисляет все касты древнеиранского общества.

Говоря о правлении Кайлухраспа Беруни пишет, что он направил На-бонассара в Вавилон и последний напал на Иерусалим, и он разрушил его. Надо заметить, что данная традиция считать древних царей Вавилонии за наместников Кеянидов, проходит красной нитью во всех трудах Беруни. Беруни пишет, что Кеяниды восседали в Балхе, а их наместники, в том числе, и Набонассар правили в Вавилоне. Данная легенда встречается также у Табари [3. С. 379-380], но она намного подробнее. Известный востоковед Ричард Фрай [146. С. 63-65] сделал попытку отождествить столицу Кеянидов - город Балх с государствами I тысячелетия до нашей эры. В общем, Кеянидам посвящено большое количество исследований. Наиболее подробно оно, например, освящено в монографии А.И. Кристенсена [170], М.М. Дьяконова [86], И.С. Брагинского [71] и других исследователей.

Вопросы верования до и после ислама

Религия, являясь неотъемлемой частью духовной жизни общества, сыграла и играет заметную роль в её становлении и развитии. Роль религии особенно прослеживается при рассмотрении социально-экономических и политических событий средневековья. Поэтому трудно найти средневековую историческую хронику, особенно на Востоке, которая с большим интересом не затрагивала бы данный вопрос. В этом исключение и труды Беруни. Учёный не оставил сколько-либо специального труда в этой области науки, за исключением «Сведений о «носящих белое» и карматах». Однако, не взирая на это, в трудах Беруни, наряду с верованиями большинства народов Ближнего Востока, отражены также отдельные моменты верования народов Центральной Азии, в том числе зороастризм, буддизм, христианство, манихейство. Беруни интересовался также судьбой и других мировых вероучений. Учёный не оставил без внимания еретические толки ислама, в том числе вероучение Маздака и Муканны.

Именно эти и другие вопросы являлись объектом пристального исследования учёного. Именно поэтому Беруни одну из глав своего труда «Памятники минувших поколений», где рассматриваются различные религиозные системы и их основатели, назвал «Слово об эрах лжепророков и обманутых ими народов». Учёного, как историка и культуролога в средневековом понимании интересовал, помимо сути возникновения самих религий, также вопрос их истинности. Хотя Беруни в ходе повествования даёт читателю возможность различить истинную религию от учений лжепророков. Здесь уместно обратиться к словам академика В.В. Бартольда [58. С. 182], который пишет: «Религиозные учения излагаются им без всякой полемики, по возможности с сохранением подлинных выражений самих представителей религий. Сопоставление одной религии с другой делается только для применения научного сравнительного метода, чтобы яснее представить сущность веровании и той идеи, на которой оно основано».

Хронологически сведения Беруни, как известно, охватывают период с древнейших времен до эпохи жизни самого учёного. Поэтому мы считаем логичным начать рассмотрение сведений Беруни по данном вопросу, соблюдая ту последовательность, с которой он рассказывает в своей книге о религиозных учениях, распространённых среди народов Центральной Азии в разные исторические эпохи.

Общеизвестно, что у народов Центральной Азии до объявления Зороа-стра и его учения существовали свои сложные религиозные системы и культы. В частности митризм, идолопоклонничество, а также культы, например, связанные с окружающей природой. Например, такие как анимизм, фетишизм, тотемизм и др. Зороастризм, основанный на почитании единобожья, возник в недрах митризма и др. упомянутых культов. Поэтому мы решили ещё раз обратить внимание на особенности сложения зороастрийской религии в Центральной Азии, на что обратил внимание и Беруни.

Отметим, что исследование вопросов истории зороастризма и других религиозных систем в Центральной Азии, не входит в нашу задачу. Нас больше интересует насколько сведения Беруни о названных религиозных течениях нашли своё отражение в исследованиях последующих средневековых авторов.

Заратуштре и его учению посвящено громадное количество научных, научно-популярных и художественных произведений. И что очень важно, многие авторы в своих исследованиях, например, в части хронологии, обращаются к сведениям Беруни. К сожалению, в большинстве случаев ссылки на труды Беруни носят фрагментарный характер. И это при том, что Беруни является едва ли не единственным историком средневековья, кто так лаконично и с глубоким знанием вопроса освящает различные аспекты названной проблемы. Нам, в частности, импонируют работы, в которых авторы путём сопоставительного анализа рассматривают также положение Беруни о пророке Заратуштре и его вероучении. Беруни о Заратуштре знал не понаслышке. В эпохе Беруни ещё в Сиистане, Согде и даже в самом Хорезме, пылали огни зороастрийских монастырей. Тому пример храм огня Киркуй в Сиистане, о котором был сложен даже гимн с музыкальным ритмом.

Например, в статье А.П. Каюмова [94. С. 76-79], данные Беруни по этой проблеме сопоставлены с аналогичными известиями Мухаммеда Джарира Табари в «Таърихи Табари». Автором проделана большая работа, однако он ограничился лишь сведениями, приведёнными о Заратуштре и «Авесте» самим Беруни в «Памятниках имнувших поколений» в «Главе о лжепророках и обманутых ими народах». Тогда как во многих частях этого произведения, а также в других трудах учёного есть ценные факты о Заратуштре. Правда, эти данные разбросаны во многих работах Беруни. Попытаемся рассмотреть некоторые из них, которые представляют большой интерес для нашей работы. В частности вопрос о дате жизни Заратуштры, начале его «пророческой» миссии и написании «Авесты». Невзирая на обилие научной литературы по данному вопросу, однако, по сей день, данный вопрос является не вполне изученным и дискуссионным.

Как известно, камнем преткновения у исследователей зороастризма считается время жизни Заратуштры. Ряд исследователей датируют время его жизни периодом 784-707 гг. до н.э. [146. С. 53] или же 660-583 гг. до н.э. [55. С. 13]. В.Б. Хеннинг [67. С. 307], ссылаясь на традиционную дату, предлагает три возможные датировки жизни Зороастра - 630-553, 628-551 и 618-541 гг. до н.э., эта датировка жизни Заратуштры предлагается также рядом и других учёных. Эта датировка является наиболее распространённой и общепризнанной в исследовательских кругах.

Основой для такой датировки Хеннингу и его сторонникам послужили слова Беруни [15. С. 28; 16. С. 20], о том, что Заратуштра появился на свет за 258 лет до эры Александра.

По мнению Р. Фрая и ряда исследователей [146. С. 53; 67. С. 307; 55. С. 13] само число 258 выглядит странным, что эту дату можно понимать по-разному. Исследователи теряются в догадках, что же именно имел в виду Беруни, когда писал о жизни Заратуштры. Кромем того, какое событие, связанное с Александром Македонским, имел в виду Беруни, когда приводил эту дату, т.е. - 258. Здесь предлагаются разные версии трактовки этой даты - год рождения Заратуштры или его смерти, или же какого-либо заметного события в его жизни. Существуют также попытки связать с этой датой год восшествия на престол в Македонии Александра, а также год убийства последнего представителя династии Ахеменидов Дария III. Недвусмысленные ответы на эти вопросы можно обнаружить в трудах самого Абурайхана Беруни. В «Памятниках имнувших поколений» Беруни пишет [15. С. 28; 16. С. 20]: «Время между пришествием Заратуштры и эрой Александра составляет 258 лет».

Если внимательно вникнуть в суть слов Беруни, то становится ясно, что он имел в виду конкретно, а именно, начало «пророческой» миссии Заратуштры и обращение им в свою веру царя Виштаспы, а не какое-то другое событие из его жизни. А под эрой «Александра» Беруни, не только в этом случае, но и везде в своих произведениях подразумевал Селевкидскую эру, которая начинается с 311 г. до н.э.

«Селевк Никатор, - пишет Беруни в «Каноне Масъуда» [5. С. 146], -сначала соучаствовал в правлении с Антиохом, а затем, по окончании двенадцатого года правления сына Лага, он стал править единолично. И вот с этого момента и начали греки эру, которая известна под названием эры «Александра». Начинается она с тринадцатого года, от времени его (Александра Македонского - Ю.Б.) смерти, и эта та самая эра, которая употребляется в зиджах под его именем».

Согласно поздней зороастрийской традиции бактрийский царь Виш-тасп принял веру Зороастра, когда ему было 42 года. Путём сложения чисел 258, 311 и 42 мы получили дату 611 год до н.э. Вычислим из этой суммы 77 (годы жизни Зороастра, по той же традиции) и получаем дату 534 г. до н.э.

В итоге у нас выходит совершенно иная приблизительная дата жизни Заратуштры 611-534 гг. до н.э. В свою очередь мы также склонны датировать время жизни Заратуштры началом VII в. до н.э.

Вновь обращаемся к «Канону Масъуда» Беруни [5. С. 144]: «А Зара-туштра был за двести семьдесят шесть лет до эры Александра». Следуя вышеиспользованному методу получаем совсем иную дату жизни Заратуштры 629-552 гг. до н.э.

Обряды и обычаи, праздники и ритуалы населения

Абурайхан Беруни был всесторонним учёным. Его интересовали многие вопросы традиции культуры: обряды, обычаи, ритуалы которые в IX-X вв. были неотъемлимой частью жизнедеятельности народов этой области. В круг интересов Беруни входили и вопросы хронологии. Как мы уже рассмотрели в предыдущей главе его по праву можно назвать основоположником мусульманской хронологии. Именно проблемы всеобщей сравнительной хронологии составляют тематику его гениального «Памятников минувших поколений». Этой же теме посвящена вторая книга «Канон Масъуда». При освящении хронологии различных народов Востока Беруни, прежде всего, обратил внимание на их летосчисление, календари, праздники, ритуалы, обряды и обычаи, связанные с ними. Причём, все эти вопросы учёный рассматривал через призму этнографии. В связи с чем, Беруни можно считать основателем исторической этнографии.

Талант Беруни в качестве народоведа-этнографа именно раскрылся при освящении народного календаря и связанного с ним праздника и ритуалов, частично уцелевших среди таджиков.

Беруни единственный средневековый учёный, который подробно, со знанием дела и присущим ему энтузиазмом пишет о системе летосчисления, праздниках, ритуалах и обычаях древних иранцев, согдийцев и хорезмийцев. Этим сведениям Беруни нет аналогов во всём средневековом Востоке. При изучении наследия Беруни по названным проблемам, мы первым делом обратили внимание на календари, после на праздники, ритуалы, обряды и обычаи предков таджикского народа.

Беруни, прежде чем начать рассказ о системах летосчислении напоминает, что календари различных народов имеют свои особенности, и они расходятся между собой. Далее он пишет: «Я упомяну из этого о том, что дошло до моего сведения, и оставлю всякие старания (изложить) то, чего я не знаю в точности и о чём не получил сведения от людей, которым доверяю» [18. С. 56].

Изучением календаря древнеиранских народов занимались многие исследователи [100; 31; 99; 160]. О нём пишут большинство средневековых авторов - Омар Хайям, Абдусаид Гардези, Кисрави и др.

Писал о нём и Беруни. Причём его сведения во многом опережают аналогичные сведения его предшественников, современников и последователей. Беруни пишет о календарях древних иранцев, согдийцев и хорезмийцев. Начнем рассмотрение вопроса с календаря древних иранцев.

Беруни пишет, что настоящий солнечный год состоит из 365 дней и четверти дня. Но, однако, как отметил Беруни, древнеиранские цари из мифической династии Пешдадидов пользовались солнечным годом, состоящем из триста шестьдесят дней. Их год состоял из двенадцати месяцев, по тридцать дней в каждом месяце. Каждые шесть лет год дополнялся одним месяцем и назывался «високосным». Раз в сто двадцать лет к году прибавляли два месяца - один из-за добавочных пяти дней, а другой - из-за четверти дня. Судя по словам Беруни они якобы почитали такой год, называя его «благословенным» и предавались в течение его делам благочестия и благотворительности.

Кроме того, Беруни приводит данные о системе летосчисления древних иранцев времён правления династий Ахеменидов, Сасанидов, а также системе летосчисления Яздигурда. Общеизвестно, что в некоторых регионах Центральной Азии и Ирана в первой половине первого тысячелетия до н.э. начала своё распространение система летосчисления, начало которой многие авторы относят к Заратуштре [18. С. 320]. Ахемениды перешли на это летосчисление в 441 г. до н.э. [49. С. 231].

Четвертями дня древние иранцы пренебрегали, пока из этих четвертей не складывалось тридцать дней (т.е. целый месяц). Это происходило раз в сто двадцать лет. Этот год состоял из тридцати месяцев и назывался високосным [99. С. 321]. По словам Беруни, древнеиранские цари, чтобы с точностью определить високосный год, приглашали в столицу со всех концов страны вычислителей, передатчиков преданий и рассказов, священнослужителей, судей и держали с ними совет. На это тратились миллионы динаров. Этот день считался величайшим праздником и назывался «Праздником дополнения года» или «Праздником високоса». Царь освобождал своих подданных от земельной подати на целый месяц. Эти сведения Абурайхан Беруни заимствовал из «Книги судеб» Мухила [15. С. 67].

Беруни задаётся вопросом, почему древние иранцы не вставляют четверть дня в виде одного дня раз в четыре года. И сам со слов древних иранцев отвечает, что дополнение падает на месяцы, а не на дни. Религия древних иранцев предписывала каждый день называть именем ангела того дня, и произносить «зам-заму». Если бы число дней увеличилось на один день, «зам-зама» не была бы действительной. В «Каноне Масъуда» [5. С. 115] ответ на этот вопрос звучит таким образом: «Они называли високосный год «бих-йазак». Причиной этого было то, что Заратуштра Азербайджанец, проповедовавший им религию магов, не разрешал им прибавлять иной високос, кроме полного месяца, дабы их восхваление владыки сего дня не перенеслась на владыку другого дня. И он повелел им повторять дважды названия месяцев по очереди и переносить «украденные» (дни) во второй из повторяющихся месяцев, как знак для запоминания очерёдности (високосного месяца). Для первого високоса у них получилось два фарвардина, а для второго - два ур-дубихишта, а после этого они произвели високос с восемью месяцами, а по этой причине украденные дни оказались в конце- обанмаха. Мы уже отмечали, что появление его [то есть Заратуштры] было за 276 лет до эры Алексан-дра и (число) лет между ним [то есть Заратуштрой] и Иездигердом требует десяти (месячных) високосов. Персы же произвели високос только до абан-моха, и (после последнего их високоса) осталось, приблизительно, ещё двести шестьдесят лет».

Одной из причин скопления годов в 260 лет после последнего високоса, Беруни объясняет так [5. С. 116] «...в сведениях персов о Заратуштре упоминается, что в его дни оставалось до завершения високоса некое количество лет, которые они точно не установили, но, несомненно, что оно было меньше цикла (их високоса). (Кроме того), между дедом Анушервана - Фирузом, ко-торый произвёл последний високос, и между Иездигердом прошло около ста семидесяти лет. Если к ним прибавить девяносто из тех лет, которые (остались при Заратуштре) до (первого) високоса, получатся (те самые) двести шестьдесят лет».

Приведённые два отрывка из «Канона Масъуда» проливают свет ещё на одну проблему истории календаря предков таджиков. Оно уточняет, в каком месяце, и в какое время года начинался новый календарный год. Высказывались разные точки зрения. Одни указывали на весеннее равноденствие, другие за летнее солнцестояние.

Беруни отмечает, что [5. С. 237; 18. С. 226-227; 15. С. 234-235] древние иранцы раньше справляли новый год в день летнего солнцестояния, исходя из нескольких соображений. Во-первых, это самый долгий день в году, во-вторых, этот день легко определяется даже человеком, ничего не понимающем в астрономии по теням и, самое главное, этот период (лето) время созревания хлебов и начало сбора хараджа.

В эпоху Беруни хорезмийцы справляли новый год в день весеннего равноденствия. Об этом свидетельствуют слова учёного, судя по которым [15. С. 235; 18. С. 227] правители Хорасана, в этот день раздавали своим воинам весенние и летние одежды.

Беруни с сожалением пишет, что после того, как иранцы перестали дополнять свои годы, Науруз (т.е. - новый год - Ю.Б.) «отошёл от своего времени и начал блуждать по весенним месяцам». Об этом, как мы уже упоминали, Беруни отмечал и в «Каноне Масъуда».

По словам Беруни [15. С. 50-52] Багдадский халиф аль-Мутаваккиль отодвигал начало Нового года (Науруза) до 17 хазирана, т.е. (июль) месяц. В этом рассказе Беруни фигурирует мобед, который объяснял халифу необходимость смещения Науруза с лета на весну.

Исследовав сведения Беруни по этой проблеме, Н.П. Лобачёва [100. С. 8] пришла к следующему заключению: «Таким образом, у Беруни ясно сказано о двух традициях празднования нового года - Науруза - (в Иране), подтверждаемых и другими арабоязычными авторами: 1 - в домусульманское время Науруз совпадал с днём летнего солнцестояния; 2 - в эпоху Беруни Науруз приходился на день весеннего равноденствия».

Похожие диссертации на Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни