Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Освещение истории таджикского народа в трудах академика З.Ш. Раджабова Мирзоматов Ардашер Нуруллоевич

Освещение истории таджикского народа в трудах академика З.Ш. Раджабова
<
Освещение истории таджикского народа в трудах академика З.Ш. Раджабова Освещение истории таджикского народа в трудах академика З.Ш. Раджабова Освещение истории таджикского народа в трудах академика З.Ш. Раджабова Освещение истории таджикского народа в трудах академика З.Ш. Раджабова Освещение истории таджикского народа в трудах академика З.Ш. Раджабова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мирзоматов Ардашер Нуруллоевич. Освещение истории таджикского народа в трудах академика З.Ш. Раджабова : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Душанбе, 2006.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/145

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Вклад академика З.Ш.Раджабова в научную разработку истории таджикского народа .

1 .З.Ш.Раджабов - историк, организатор научной разработки истории таджикского народа 14

2. Педагогическая и общественная деятельность профессора З.Ш.Раджабова 27

Глава II. Отражение общественно - политической жизни таджикского народа в трудах академика З.Ш.Раджабова .

1.Вклад З.Ш.Раджабова в разработку проблемы просветительства в Средней Азии 34

2. Освещение проблемы джадидизма в трудах профессора З.Ш.Раджабова 51

Глава III. Освещение проблем истории культуры в трудах академика З.Ш.Раджабова .

1. Вклад З.Ш.Раджабова в изучение и освещение актуальных проблем народного образования и науки 68

2. Академик З.Ш.Раджабов - исследователь истории периодической печати 85

Глава IV. Вклад профессора З.Ш. Раджабова в подготовку научно -педагогических кадров .

1. Академик З.Ш.Раджабов - организатор высшей школы в Таджикистане 107

2. Роль З.Ш.Раджабова в подготовке научно педагогических кадров 124

Заключение 135

Список использованных источников и литературы

Педагогическая и общественная деятельность профессора З.Ш.Раджабова

Видное место среди ученых Таджикистана занимает заслуженный деятель науки, Лауреат Государственной премии имени Абуали ибн Сино, доктор исторических наук, профессор, академик Академии наук Таджикистана Зариф Шарипович Раджабов.

Раджабов Зариф Шарипович принадлежит к числу видных представителей исторической науки и высшей школы, получивших быстрое развитие в республиках Средней Азии. Он прошел путь от ученика начальной русско - туземной школы до крупного ученого -историка, видного организатора высшей школы и науки в Таджикистане.

Раджабов Зариф Шарипович родился 17 июля 1906 году в Ходженте. В 7 лет отдали его учится в местную школу и позже в медресе. Убедившись в том, что в медресе он ни к чему не научится, его отец устроил в русско-туземную школу, которая находилась в Андижане. Андижанская русско-туземная школа в 1917 году перестала существовать и З.Ш.Раджабов вместе с младшим братом вернулись в свой родной город.

По словам З.Ш.Раджабова - "первые советские школы в Ходженте открыли свои двери для учащихся в 1918 году".1 Большую роль в дальнейшем развёртывании школьного строительства в Туркестане сыграли такие документы, как приказ СНК ТАССР, опубликованный 14 мая 1918 г., об организации советской общеобразовательной школы и решение СНК ТАССР о реорганизации национальных школ, которое было

Эти школы находились в конфискованных Советской властью особняках местных баев, потому что тогда не было специальных зданий для школ. Тогда учиться в советских школах было героическим подвигом. Дело в том, что для необразованных родителей, которых давили местные муллы, духовенства не разрешали своим детям учиться в этих школах. Священники распространяли слух, что дети учащихся в этих школах из мусульман станут "кафирами", значит неверными, и в место мечети будут ходить на молитву в церковь, "В это время если мы одевались в европейскую одежду и не стригли волосы, считалось большим грехом".2 привлечь внимание таджикскую молодежь в советские школы, учителям и работникам народного образования приходилось бороться до конца. Школа, в которой учился З.Ш.Раджабов, находилась рядом с Панчшанбе-базаром в конфискованном доме у бая. Она состояла из одного первого класса. Прямо в гостиной стояли парты. Директором и учителем этой школы был Шарифджан Раджабов, впоследствии член ЦИК Узбекской ССР и член Средазбюро ЦК ВКП(б). Он преподавал грамматику и географию. В этой школе не было палочной системы обучения, учителя относились к ученикам с достоинством. Именно в одной из этих школ до поступления в 1921 году в Самаркандский институт просвещения продолжил свою учебу З.Ш.Раджабов. Летом 1921 года в Самаркандский институт просвещения прибыла группа юношей из Ходжента, в числе этой группы был и З.Ш.Раджабов. Прибывшие ребята из других городов обеспечивались общежитием, питанием и одеждой. Директором института являлся один из старейших и заслуженных педагогов Самарканда Исматулло Рахматуллаев (1883-1962). Он издал букварь на таджикском языке под названием "Рахбари мактаб" и подготовил многих способных учеников. Исматулло Рахматуллоев являлся одним из способных учеников и соратников самаркандского педагога - просветителя А. Шукури (1875-1943).

При институте был археологический кабинет. Руководил им выдающийся русский учёный В.Л.Вяткин (1869-1932). Он читал историю Средней Азии. Он был крупным специалистом по восточной филологии, блестящий археолог, всесторонне образованный историк и толковый педагог. Лекции В.Л.Вяткина по истории Средней Азии впервые вызвали у З.Ш.Раджабова интерес к исторической науке.1 В 1924 году он поступил в Ташкентский краевой институт просвещения. З.Ш.Раджабову не суждено было долго учиться в этом учебном заведении. 1 сентября 1925 г. сдав вступительные экзамены, З.Ш.Раджабов был зачислен студентом рабфака при втором МГУ.

Учёба на рабфаке, очень интересные лекции Н.В. Нестерова по истории, вызвали у Зарифа Раджабова глубокий интерес к исторической науке и в какой-то степени определили его дальнейшую судьбу в этом направлении. Окончив в 1928 году Московский рабфак, Зариф Шарипович Раджабов получил свидетельство об окончании рабфака при втором МГУ. В МГУ он подготовился к поступлению в ВУЗ.

В середине августа 1929 г. по направлению Народного комиссариата просвещения республики З.Ш.Раджабов выехал в Москву, чтобы поступить на исторический факультет первого Московского государственного университета, впоследствии преобразованном в Московский институт истории и философии и окончил его. Будучи студентом исторического отделения этого института, он слушал лекции многих видных русских ученых историков и активно участвовал в научных семинарах. Как пишет З.Ш.Раджабов - "В том, что я на всю жизнь полюбил историческую науку и посвятил себя ей, заслуга главным образом МГУ, его профессоров и преподавателей".1 Он не пропускал лекции академика В.В.Бартольда, который преподавал курс лекции "Истории древнего Востока". "В.В.Бартольд является одним из великих русских ученых востоковедов, который посвятил более 700 произведений истории народов Средней Азии. Большинство из этих трудов посвящены истории таджикского народа".2

Освещение проблемы джадидизма в трудах профессора З.Ш.Раджабова

В работе "Жизнеописание эмиров благородной Бухары" А. Дониш подчеркивает, что период их владычества представлял одну из самых мрачных страниц истории Средней Азии.1 В исторических сведениях об эмирах мангитской династии находим редкий и оригинальный материал, свидетельствующим о нем, как об историке и мыслителе, написавшим об эмирах с ненавистью и разоблачавшем их своей жгучей критикой. Отзывы Дониша об эмирах Бухары своим критическим духом расходились с основными установками тогдашней официальной историографии, что было поистине героизмом в условиях подхалимства и всеобщего преклонения перед эмирами. Просветительский характер идей А.Дониша становится особенно ясным, если сравнить его "Историю" с "концепцией" официальных историков эмирата. З.Ш.Раджабов приводит такую цитату из работы Мирзо Азима Соми "Подарок шаху": - "Эмир Даниял был мягкосердечным, умным и выдержанным человеком". "Великий эмир Даниял пользовался славой щедрого и гуманного правителя" - писал академик В.В.Бартольд ссылаясь на бухарского историка Мухаммада Якуба. А. Дониш об эмире Даниял писал, что в период его правления "положения подданных дошло до такого состояния, что страна подошла к грани вымирания". Этими своими словами А.Дониш срывает маску "гуманности" и набожности с мангитских эмиров. Но в тоже время Дониш удостаивает похвалы некоторых эмиров. В частности отмечает, что эмир Насрулло (1826-1860) выступает как человек, боровшийся за централизацию власти в эмирате. Период его правления был высшим

История культурной жизни Туркестана.-Л. 1927.-С. 107. этапом в историческом развитии Бухарского эмирата перед завоеваниями России. Линия на централизацию, взять бразды правления в свои руки, была исторически прогрессивной, несмотря на варварский характер проводимой Насрулло государственной политике. Характерно, однако, то что в оценке Ахмади Дониша деспотизм Насрулло перевешивал его борьбу за централизацию. Здесь сказывается демократизм воззрений А.Дониша. Если подданные стеснены, ограблены, бесправны - порядка в государства быть не может - такова мысль А.Дониша. Стремление к просвещению и просвещенности, порядку в государстве, забота о торговле - вот те черты "идеального государя", которые формулирует А.Дониш. Причем мыслителю не так важно, были ли действительно присущи этим эмирам те или иные черты, ему важнее сформулировать определенную программу - политическую и экономическую, своеобразную "социальную утопию" просвещенного абсолютизма.1 Ахамади Дониш изображает эмира Хайдара (1800-1826) как "просвещенного государя". Хотя такой образ не соответствовал действительности, но отчетливо выражал идеалы Дониша.

"Биография эмиров благородной Бухары" (Тарчимат-ул-ахволи амирони Бухорои Шариф) г имеет сугубо политический характер и посвящено критике политического строя Бухары. А.Дониш выступает здесь как разоблачитель пороков политической жизни Бухары. Он "посмел" возвысить свой голос против эмира и его вельмож, обвиняя их в экономической, политической и культурной отсталости страны.

В книге "Редкости происшествий" 3 (Бадоеъ-ул-вакоеъ) Ахмади Дониш стремился дать больше сведений естественно научного характера.

Академик З.Ш.Раджабов в своем исследовательском труде О "Политическом трактате" Ахмада Дониша критически раскрывает и анализирует содержание одного из основных произведений просветителя Ахмада Дониша "Рисола дар назми тамаддун ва таовун" т.е. "Политический трактат". З.Ш.Раджабов начал свою книгу с содержательного историографического обзора проблематики, изложенного во введении. Далее автор на богатом и интересном материале рисует картину общественно- политической жизни Бухарского ханства во второй половине XIX - начале XX вв. в мрачную эпоху царствования Мангитской династии (1753-1920). Профессор З.Ш.Раджабов во втором, основном разделе своего исследования подверг тщательному анализу главные мысли просветителя, относительно содержания и форм предполагаемых усовершенствований. А. Дониш старался внушить бухарскому эмиру Музаффару идею о необходимости реформы эмирата на основе гуманизма и просвещения. Дониш выдвигал десять условий "просвещенного монарха". Просветитель был уверен , что при осуществлении его идей феодальная Бухара стала бы одной из цивилизованных стран Востока. Проекты А.Дониша о реформе Бухарского эмирата были отвергнуты эмиром. В ответ просветитель поднял вопрос о незаконности власти бухарских эмиров. Это произведение А. Дониша "является важным этапом творческого пути просветителя"- считает З.Ш.Раджабов.

Академик З.Ш.Раджабов - исследователь истории периодической печати

Академик З.Ш.Раджабов один из тех ученых, который заслуженно занимает видное место в исследовании истории народного образования и науки в Таджикистане. З.Ш.Раджабов лично участвовал в истоках зарождения народного образования в нашей стране.

Образование в Таджикистане в истинном смысле этого слова стал доступен таджикскому народу только после установления советской власти. З.Ш.Раджабов посвятил этой проблеме специальную работу "Некоторые страницы культурной жизни Советского Таджикистана"1, где раскрывает истории зарождения и последующего развития народного образования в Таджикистане. Используя литературу по теме, архивные документы и свои воспоминания, автор в работе приводит свежий материал по затронутым вопросам.

Естественно началом культурной революции в нашей республике явилась коренная перестройка школьного образования. Первые советские школы появились 1918 г., и они создавались в невероятно трудных условиях. Не было специальных помещений, школьного оборудования, учебных пособий и учебников. Профессор З.Ш.Раджабов был свидетелем необыкновенных трудностей при организации школ в первые годы Советской власти в г. Ходженте. Именно поэтому его рассказы привлекают большое внимание. Интересен его труд, потому что в нем

Академик З.Ш.Раджабов пишет, что в 1911 г. в Ходжентском уезде насчитывалось 10 русско-туземных школ, в которых училось 369 учащихся и преподавало 13 учителей, В этих школах учащиеся получали элементарные знания по русскому языку, математике, географии, а также изучали основы ислама.

В 1918-1920 гг., число советских школ значительно возросло. Остро ощущалась нехватка учителей, для того чтобы подготовить учителей органами просвещения организовывались краткосрочные курсы по подготовке и переподготовке учительских кадров. Такие учительские курсы открывались в крупных городах Туркестанской АССР: Ташкенте, Самарканде и др. Учителя для Северного Таджикистана готовились, главным образом в Самарканде.

Позднее в Ташкенте, Самарканде и в других городах Туркестанской АССР - пишет З.Ш.Раджабов -организуются институты просвещения. В свое время 1921 г. в одном из таких институтов обучался и профессор З.Ш.Раджабов. Эти институты не были институтами в полном смысле этого слова, учащиеся получали в них знания в объеме педагогического техникума. Нужно отметить, что курсы подготовки и переподготовки учителей, институты просвещения, первые педагогические училища сыграли историческую роль в деле обеспечения кадрами первых советских школ в ТАССР, в том числе Ходжентском уезде. Постепенно число советских школ увеличивалось, К 1923 г. в г. Ходженте было 8 школ, из них 2 с интернатами, одна для девочек. Тогда во всех школах было 389

Культурное преобразование Памира было одной нелегких задач Советской власти. Но все же и здесь появляются советские школы. "В 1922 году пограничники организовали в Хороге первую школу-интернат на 19 детей. Их разместили в красноармейском общежитии, питанием обеспечивали за счет пайка, добровольно выделяемого пограничниками".2 Уже к 1924 году, утверждает З.Ш.Раджабов, - "на Памире стало 5 школ и 1 интернат, причем 1 школа и 1 интернат находились в г. Хороге. Во всех 5 школах и интернате обучалось 185 учащихся". Несмотря на трудности работниками просвещения создавались новые школы, это заслуга главным образом, Советской власти, которая стремилась разъяснить населению преимущество и значение советских школ. К началу 1929 г. в ГБАО уже была 21 школа.

С образованием в октябре 1929 г. Таджикской ССР в области культурного преобразования республики наметились серьезные сдвиги. После создания Таджикской союзной республики первоочередной задачей работников просвещения стало введение всеобщего обязательного начального обучения. Для осуществления этого весьма важного мероприятия правительством Таджикистана был принят ряд радикальных мер.

Несмотря на трудности, всеобуч все же оно успешно распространялся и закреплялся в Таджикистане. Число школ, учащихся и учителей увеличивалось. В 1937/38 г. в Таджикистане уже функционировало 18 средних школ с 9610 учащимся из них в 1-4-х классах-4985, в 5-7-х классах-3627 и 8-10-х классах-945. Во всех средних школах республики

Это был значительный сдвиг в развитии народного образования в Таджикистане. Нужно отметить, что еще в 1928/29 учебном году в Таджикистане было всего 2 средние школы.

Изучение и анализ трудов З.Ш.Раджабова свидетельствуют о том, что достижениям народного образования в Таджикистане мы обязаны советской власти. Об этом свидетельствуют данные таблицы, приведенной в исследовании З.Ш.Раджабова.

Одной из главных миссий ученых-педагогов республики стало обеспечение школ доброкачественными учебниками. Большой вклад в это дело внесли ученые С.Раджабов, Б.Ниязмухамедов, Х.Каримов, Ш.Хусейн-заде, С.Табаров, Х.Мирзозаде, И.Обидов, Б.Антоненко и многие другие.

Таким образом, Таджикистан, имея несколько русско-туземных школ и некоторое количество мактабов и медресе, которые в сущности не могли дать народу необходимых знаний, в XX столетии достиг подлинного расцвета в области развития народного образования. Этот факт новая страница в истории таджикского народа.

История развития народного образования в Таджикистане с 1911 до 1963 гг. целиком и полностью отражено в исследованиях З.Ш.Раджабова "Некоторые страницы культурной жизни советского Таджикистана" и "Очерки истории культурного строительства в Таджикистане" . Поэтому его исследования являются незаменимым источником в изучении данной проблемы.

Академик З.Ш.Раджабов широко известен своими исследованиями в области науки. Он выпустил ряд монографических работ, в которых на основе ярких, убедительных фактов показал зарождение, становление и развитие общественных, гуманитарных наук в Таджикистане. Заслуга ученого в том, что он выявил основные закономерности развития различных отраслей науки в ранее отсталой окраинах Туркестана и

История культуры таджикского народа уходит вглубь веков. Таджики дали миру много замечательных ученых, занявших достойное место в истории мировой цивилизации. Однако наука, в подлинном смысле этого слова, появилась в Таджикистане только в годы Советской власти. Становлению и развитию науки в республике посвящена работа З.Ш.Раджабова "Наука советского Таджикистана" выпушенная 1968 году издательством "Дониш". Эта работа в отличии от предыдущего московского издания (1964) оснащена иллюстрациями, фотодокументами, содержательными примечаниями и библиографией, охватывающей около 240 наименований изданий. З.Ш.Раджабов, характеризуя вехи развития науки, подробно описывает научно-исследовательскую деятельность крупных научных учреждений и вузов республики.

Роль З.Ш.Раджабова в подготовке научно педагогических кадров

Прежде всего, во втором разделе своего исследования, З.Ш.Раджабов уделяет основное внимание анализу статей газет, посвященных переселенческой политики царского правительства. Переселенческая политика России несомненно была реакционной и антинародной политикой. Незаконный захват земель и ограбление коренного населения Туркестана и передача земель в распоряжение русских переселенцев эта черта колониальной политики царской России. Не редко происходили стычки между колонистами и местным населением на почве земельных споров 1905-1907 гг. об этом неоднократно сообщал "Русский Туркестан". Как рассказывает эта газета - "19 июня 1906 г. по вине царской администрации произошло кровавое столкновение между киргизами и русскими крестьянами в местности Балыксу в Чимкентском уезде в результате неправильного распределения сенокосных площадей".

Таким образом, большевистским и прогрессивным газетам, выходившим в 1905-1907 гг., большая заслуга принадлежит в разоблачении колониальной политики российского царизма в Туркестане.

В своей книге академик З.Ш.Раджабов также показывает огромную роль местного населения в революционном движении, что немаловажно. Большевистские газеты всячески старались направить недовольство народов края существующим строем в общерусское пролетарское движение. "Большевистские газеты пытались связать воедино движения пролетариев как центра, так и окраин в борьбе против царского правительства". Академика З.Ш.Раджабова интересует один из актуальных вопросов - борьба за свободу женщин, в ту пору на страницах прогрессивных газет было помещено немало статей, направленных на защиту местных женщин. Конечно же З.Ш.Раджабов не мог не обратить внимание на проблему женщин и борьбу народов края за свою свободу и независимость.

По мнению профессора З.Ш.Раджабова на страницах периодической прогрессивной печати очень часто можно обнаружить не мало сведений о революционном движении среди солдат Туркестанского военного округа в 1905-1907 гг.

В третьем разделе своего исследования "Волнения среди солдат" З.Ш.Раджабов на основе фактов, приведенных из газет " Туркестан", "Самарканд", "Пролетарий", "Вперед", "Казарма", "Призыв", "Светоч" и солдатского листка "Правда" и др., осветил тяжелую невыносимую жизнь и быт солдат Туркестанского края, их политическую деятельность, и главное, их огромную роль в революционном движении. Революционные волнения среди солдат в Туркестане, как и в других местах Российской империи, в 1905 -1907 гг. были частью общего революционного подъема в стране. Рабочее движение и крестьянские восстания вдохновляли солдат к выступлению. Газеты большевиков вели огромную пропагандистскую работу по вопросу об активном участии армии в революции.

Хотя революционные выступления в войсках Туркестанского военного округа в 1905-1907 гг. имели немаловажные значения в революционном движении, но они, возникая в пределах казарм и войсковых частей, не касались непосредственно местного населения. Коренное население Туркестана понимало, что "...не вся армия была предана царскому правительству и что армия не была оторвана от революционных выступлений всего народа Российского империи в период

В четвертой главе книги З.Ш.Раджабов на основе материалов периодической печати освещает об социал-демократическое движение в крае. Прогрессивные газеты уделяли особое внимание освещению социал -демократического движения в Туркестане, учитывая, что РСДРП принадлежит руководящая и направляющая роль в революционном движении народов края. Воспитание революционной сознательности, идейной убежденности трудящихся было крайне необходимо среди рабочих и крестьян Средней Азии. Потому что здесь царил феодальный быт, и по прежнему сохранялся колониальный гнет. Прогрессивные газеты призывали народ на активное участие в революционном движении.

Так, например газета "Пролетарий" писала: - "Только вооруженное восстание может с корнем вырвать из русской почвы царское самодержавие и все питающиеся под его кровом пережитки старого порядка". Конечно же, подобные выступления большевистской газеты были по существу призывом к широким массам, и в том числе к рабочим и крестьянам Средней Азии, к активному участию в революции 1905-1907 гг.

З.Ш.Раджабов утверждает, что - "В результате всеобщего революционного пробуждения 1905 г. и усилий центральных органов РСДРП и их газет в Туркестане возникают социал-демократические организации, являющиеся часть всероссийского социал-демократического движения. Эти организации находили моральную поддержку со стороны ленинских газет, их деятельность правдиво освещалась на страницах большевистской прессы, помощь и содействие которой сыграли значительную роль в деле возникновения, развития и укрепления социал-демократических организаций в крае". Социал-демократическое движение в Туркестане в 1906 г., несмотря на жесточайшие репрессии со стороны царской власти, твердо действовало, как цельное политическое течение.

Газета "Русский Туркестан" в 1905-1907 гг. делает многое, чтобы широко распространить идеи большевизма среди народов края. Она печатает различные статьи, сообщения и знакомит читателей с решениями IV съезда РСДРП, состоявшегося в апреле 1906 г. в Стокгольме, пропагандируя при этом большевизм. В газете "Самарканд" (1906, 31 мая) была напечатана аграрная программа IV (Объединительного) съезда РСДРП. Газета "Самарканд" выступила с разъяснениям учения социал-демократов. З.Ш.Раджабов пишет, что "В передовой этой газеты подчеркнута мысль, что целью учения социал-демократов является социализм, что экономическая и политическая борьба немыслима одна без другой, что путь к социализму лежит через рабочую диктатуру, т.е. завоевание пролетариатом политической власти...".

Похожие диссертации на Освещение истории таджикского народа в трудах академика З.Ш. Раджабова