Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фатих Карими: педагогическая и общественно-политическая деятельность Гатин Аскар Александрович

Фатих Карими: педагогическая и общественно-политическая деятельность
<
Фатих Карими: педагогическая и общественно-политическая деятельность Фатих Карими: педагогическая и общественно-политическая деятельность Фатих Карими: педагогическая и общественно-политическая деятельность Фатих Карими: педагогическая и общественно-политическая деятельность Фатих Карими: педагогическая и общественно-политическая деятельность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гатин Аскар Александрович. Фатих Карими: педагогическая и общественно-политическая деятельность : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Гатин Аскар Александрович; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина]. - Казань, 2008. - 370 с. РГБ ОД, 61:08-7/74

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Фатих Карими и татарское образование в начале XX века 23

1.1. Становление личности Ф. Карими 23

1.2. Вклад Ф. Карими в развитие татарского новометодного образования 34

Глава 2. Литературно — публицистическая и издательская деятельность Фатиха Карими 88

2.1. Литературно - публицистическая деятельность Ф. Карими 88

Раздел 1. Литературная деятельность 88

Раздел 2. Переводческая деятельность 102

Раздел 3. Познавательная литература, сборники Ф. Карими 114

Раздел 4. Саяхатнамэ Ф. Карими 118

2.2. Книгопечатное дело Каримовых в Оренбурге: издательская работа Ф. Карими 131

Глава 3. Газета «Вакыт»: редакторская и журналистская деятельность Ф. Карими 155

3.1. Газета «Вакыт»: характеристика и история развития печатного органа 155

3.2. Редакторская и журналистская работа Ф. Карими 185

Глава 4. Фатих Карими и общественно - политическое движение татар России в начале XX века 293

4.1. Политическая деятельность Ф. Карими 293

4.2. Участие Ф. Карими в общественной жизни г. Оренбурга 328

Заключение 332

Список использованных источников и литературы 339

Список использованных сокращений 369

Введение к работе

Актуальность темы. Произошедшие на рубеже ХХ – XXI вв. в российской исторической науке кардинальные изменения методологических, аксиологических принципов исследования поставили перед научной общественностью непростую цель – с учётом современных требований изучить и объективно представить картину отечественной истории. Наряду с этим в современной историографии обозначились этнонациональные, конфессиональные и региональные тенденции развития исследовательских практик, каждая из которых, претендуя на объективность, представляет свой взгляд на прошлое. Одним из таких направлений является история татарской общественной мысли и движения рубежа ХIХ – ХХ вв., которая одновременно предстаёт в двух качественно разнородных аспектах: дифференцированном виде – в рамках этнонациональной истории татарского народа и синтетическом виде – в рамках общей истории России. Не подвергая подробному анализу данный вопрос, лишь скажем, что в рамках каждого аспекта к настоящему времени сформировалось несколько концептуальных взглядов и обобщений. В какой-то мере правомерно говорить о зарождении феномена «национальной историографии».

Тем не менее, даже в рамках указанного феномена не все актуальные вопросы, проблемы, персоналии прошлого получили полную, объективную оценку, были подвергнуты глубокому и многостороннему анализу. Вероятно, сказывается увлечение западной исторической мыслью, с одной стороны, и желание охватить наиболее острые, узловые проблемы, с другой.

Всё вышесказанное создаёт непростую ситуацию и иллюзию полного освещения истории татарского общественного движения и мысли рубежа ХIХ – ХХ вв. Вместе с тем огромный пласт информации, как и целый ряд вопросов и деятелей прошлого, остаются на втором плане научных исследований. В их числе личность и деятельность татарского писателя, публициста, педагога, журналиста, редактора газет «Вакыт» («Время») и «Яа вакыт» («Новое время»), общественно – политического деятеля Фатиха Карими. Литературно – публицистическое, педагогическое, эпистолярное наследие деятеля необычайно велико и до сих пор не подвергалось комплексному анализу. Вместе с тем без этой неординарной личности невозможно представить сложную картину общественной жизни татарского народа рубежа ХIХ – ХХ вв.

Рамки нашей темы не ограничиваются персоналией одной конкретной личности, они гораздо шире и касаются широкого круга проблем, связанных с историей татарского просвещения, литературы, публицистики, периодической печати, общественно – политического движения мусульман России указанного времени, а также сферой интеллектуальной истории в контексте ее национальных и религиозных особенностей.

К этому нужно добавить целый ряд малоизученных вопросов, имеющих отношение к теме нашей работы: история издания и содержательного развития газеты «Вакыт», роль татарской прессы в общественном процессе, участие Ф. Карими в формировании органов национально-культурной автономии мусульман Оренбурга, истоки и этапы развития новометодной учебной литературы и т. д. Исследование данных вопросов позволило более полно раскрыть тему работы, показать ее проблемное содержание.

Говоря об истории татарской интеллектуальной мысли конца ХIХ – начала ХХ вв., нельзя пройти мимо книг и статей Ф. Карими. В них нередко с документальной точностью отразились события вековой давности, представлена широкая панорама борьбы различных идейных течений, тенденции развития татарского общества своего времени.

Объектом нашего исследования является личность Ф. Карими как феномен истории татарского народа, активный деятель и представитель движения джадидизма. Предметом исследования является многогранная деятельность Ф. Карими, рассматриваемая в рамках процесса социальной и культурной модернизации жизни татарского народа на рубеже ХIХ – ХХ вв.

Он внёс большой вклад в утверждение и развитие идеологии джадидизма. В силу ряда объективных причин многие стороны его деятельности не получили развёрнутое представление в историографии. Оценки его творческого наследия, данные в советское время М. Х, Гайнуллиным, А. Г. Каримуллиным, М. С. Магдеевым, в последние годы – М. В. Гайнутдиновым, в настоящее время либо являются устаревшими, либо носят половинчатый характер, отражая состояние изученности темы. Кроме того, некоторые стороны его деятельности в силу ряда объективных причин до сих пор не были подвергнуты объективному анализу в историческом аспекте.

В ходе изучения темы возникла необходимость соотнести хронологический и проблемно – тематический (анализ по отдельным аспектам деятельности Ф. Карими) подходы. Учитывая достоинства и недостатки каждого из подходов, было решено не разделять их, а следовать внутренней хронологии каждого из исследуемых аспектов деятельности изучаемой персоналии. Это позволило полнее представить в работе как собранный материал, так и личность в контексте своего времени и эпохи, провести подробный анализ каждого из аспектов темы, проследить эволюцию взглядов Ф. Карими.

Хронологические рамки исследования охватывают время с начала педагогической работы до трагической смерти Ф. Карими (1896 – 1937 гг.). Основное внимание при исследовании темы было уделено дореволюционному периоду жизни деятеля (1896 – 1918 гг.), включая сюда и период революционных событий в истории России. Рамки темы не позволили нам рассмотреть историю жизни и деятельности его отца, неординарной личности своего времени. Поэтому мы вынуждены были ограничиться кратким анализом этапа формирования личности Ф. Карими, роли и влияния Г. Каримова на сына.

Следует заметить, что диспропорция между дореволюционным и советским периодами его деятельности имеет под собой объективные основания: дореволюционный период был наиболее плодотворным по результатам деятельности и насыщенным по событиям, в то время как в условиях советской реальности ему, как и многим другим дореволюционным деятелям, не нашлось достойного места в общественной системе, сказался возраст, перипетии социального и политического строя, трудные условия жизни 20 – 30-х гг. ХХ в.

Степень изученности и научной разработанности темы. Личности и деятельности Ф. Карими в историографии уделялось не столь большое внимание. До сих пор не проводился многосторонний, комплексный анализ проблемы, хотя к настоящему времени уже сложились некоторые представления о характере и общей направленности деятельности персоналии. Уровень исследования характеризуется устоявшейся традицией переписывания из статьи в статью основных биографических данных. Историография данной темы представлена достаточно широкими временными рамками и может быть разделена на несколько этапов.

Первый этап – 20 – 30-е гг. ХХ в. – пришёлся на время жизни Ф. Карими, когда в условиях новой, формирующейся советской реальности были предприняты попытки анализа событий дореволюционного периода. Оценки того времени нередко имели политизированный и тенденциозный характер. Они представлены в обзорных статьях, публицистических материалах и могут быть разделены на два направления интеллектуальной мысли: продолжающего традиции дореволюционного периода (Дж. Валиди, Г. Саади, И. Рамеев, Г. Исхаки) и критические оценки молодых татарских публицистов, опиравшихся на установки нового строя (Г. Ибрагимов, З. Шарки, Г. Мансуров и др.). Следует сказать, что вышеперечисленные авторы не занимались специальным исследованием взглядов и деятельности Ф. Карими, но сыграли определённую роль в последующей разработке темы другими исследователями.

Второй этап приходится на 50 – 60-е гг. ХХ в., когда в трудах некоторых советских исследователей (Г. Халита, Р. И. Нафигова) указывалось на «националистическую» и «классовую» ограниченность взглядов Ф. Карими. Наряду с этим ряд других учёных предприняли первые робкие и ещё противоречивые попытки позитивно оценить его деятельность (публикации М. Х Гайнуллина, М. А. Усманова и М. С. Магдеева, Х. Х. Хасанова). Данные обстоятельства объясняются довольно сложной ситуацией в историографии тех лет, когда на идеологическом уровне преследовалось разномыслие в исторической науке, в том числе и особенно при анализе истории национального движения.

Следующий этап, когда возобладал позитивный взгляд на личность Ф. Карими, составляют 70 – 80-е гг. ХХ вв. Х. Хисматуллин был одним из первых, кто развеял ложные предрассудки вокруг имени деятеля, и по сути заложил основу для научного анализа большого творческого наследия Ф. Карими. В эти годы исследование деятельности Ф. Карими велось в рамках изучения более широких проблем. Важный вклад в разработку темы внесли: М. Х. Гайнуллин – в рамках литературоведческой проблематики; А. Г. Каримуллин – при изучении истории татарского книгопечатания; М. С. Магдеев, впервые предпринявший глубокий анализ «Стамбульских писем» Ф. Карими и др.

Современный этап (90-е гг. ХХ – начало ХХI вв.) характеризуется ростом интереса и количества публикаций, посвящённых деятельности Ф. Карими. Они носят в основном информационно-справочный и просветительский характер. Внимания заслуживают научные статьи Б. Ф. Султанбекова, М. В. Гайнутдинова, А. Г. Каримуллина. Данные работы сыграли важную роль в раскрытии ранее замалчиваемых фактов биографии деятеля. Появились первые исследовательские работы, посвящённые творческому наследию и языковым особенностям произведений Ф. Карими, истории взаимоотношений изучаемой персоналии с рядом других татарских деятелей. Наконец, в эти годы благодаря открытию архивов положено начало исследованию трагических судеб других представителей татарской интеллигенции начала ХХ в., тесно связанных с Ф. Карими.

В целом, можно сказать, что деятельность Ф. Карими в историографии представлена отрывочно и фрагментарно, из указанных публикаций мы можем судить лишь об её общих чертах и направлениях. В то же время наметившийся в последние годы устойчивый рост интереса и числа статей, посвящённых Ф. Карими, показывает необходимость глубокого и детального изучения основных аспектов его деятельности с привлечением широкого круга источников и литературы.

Цель и задачи исследования. Исходя из всего вышесказанного, целью нашей работы является изучение многогранной деятельности Ф. Карими в тесной связи с событиями эпохи и во взаимоотношениях с другими деятелями того времени. Данный замысел позволяет показать личность и деятельность Ф. Карими не вырванной из общего контекста прошлого, а включённой в историческую эпоху, процессы и события времени.

Достижение поставленной цели возможно путём решения следующих исследовательских задач:

– представить развернутую характеристику педагогического наследия Ф. Карими, оценить его вклад в становление татарского новометодного образования в начале ХХ в.;

– представить основные вехи издательской деятельности Ф. Карими, определить его роль в становлении и развитии татарского книгопечатания в Оренбурге;

– проанализировать редакторскую и журналистскую работу Ф. Карими, проследить эволюцию газеты «Вакыт»;

– выявить особенности литературно – публицистического творчества, отражение в нём взглядов и мировоззрения Ф. Карими;

– определить роль и место Ф. Карими в общественно – политическом движении мусульман (позднее – татар) России в начале ХХ в.

Методологическую базу исследования составили следующие общенаучные и специальные принципы и методы познания: принцип объективности, требующий анализа проблемы с разных сторон и уяснения её сущности; принцип историзма, рассматривающий всякое явление в его развитии и конкретной исторической обусловленности; системный принцип, позволяющий определить значение и место исследуемой проблемы в процессе развития (значение деятельности Ф. Карими в общем процессе трансформации татарского общества в начале ХХ в.); историко-сравнительный и историко-системный методы позволили рассмотреть различные аспекты деятельности Ф. Карими в их тесной связи с эпохой и событиями начала ХХ в., выявить общее и особенное в его деятельности; историко-генетический метод использовался при реконструкции процесса развития книгопечатного дела Каримовых, изучении истории развития газеты «Вакыт»; методы количественного анализа позволили установить тенденции развития книгопечатного дела Каримовых.

Источниковая база исследования составляют следующие группы источников:

– документальные источники;

– эпистолярные источники;

– периодическая печать;

– публицистическое, творческое и педагогическое наследие Ф. Карими;

– мемуаристические источники.

Документальные источники в основном представлены архивными материалами и опубликованными документами. Прежде всего, следует отметить большую ценность копий и подлинников документов из архивных фондов. Интересные материалы о деятельности Ф. Карими хранятся в фондах Национального архива РТ. Личный фонд Ф. Карими (ф. 1370) представляет из себя уникальный источниковый комплекс, включающий в себя письма татарских, турецких, русских и европейских деятелей, учёных конца ХIХ – начала ХХ в., переводы и рукописи произведений как самого Ф. Карими, так и других авторов, копии документов, связанных с профессиональной и общественной деятельностью Ф. Карими. Также интерес представляют документы фонда Казанского губернского жандармского управления (ф. 199), отражающие данные наблюдений за Ф. Карими.

Из материалов Государственного архива Оренбургской области следует выделить документы фонда канцелярии оренбургского губернатора (ф. 10), касающиеся общественной и издательской деятельности Ф. Карими, а также материалы наблюдений, справки и аналитические записки по мусульманскому движению в Оренбурге и губернии из фонда Оренбургского губернского жандармского управления (ф. 21). Документы последнего фонда представляют большой исторический интерес и дают возможность проследить работу надзорных органов, проливают свет на малоизвестные обстоятельства преследования издательской и редакторской работы Ф. Карими, а также содержат характеристики его общественно – политической деятельности. Несколько интересных документов, касающихся раннего периода жизни семьи Каримовых в Оренбурге, находится в фонде Оренбургской городской управы (ф. 41).

Опубликованные документы раскрывают малоизвестные факты из истории национального общественно – политического движения начала ХХ в., участия в нем Ф. Карими. К ним относятся многочисленные уставы, программы, отчеты, проекты деятельности мусульманских съездов 1905 – 1906 гг., 1917 г., уставы мусульманских общественных организаций и отчеты об их деятельности. Благодаря им была изучена общественная работа Ф. Карими в Оренбурге, до сих пор остающаяся малоисследованной темой.

Эпистолярное наследие, как уже было отмечено, представлено в фонде Ф. Карими. Следует сказать, что по объему и разнообразию содержащихся в нем писем фонд деятеля является уникальным источником информации личного происхождения. В настоящее время часть писем из состава фонда уже издана в ряде сборников, часть остается невостребованной. Поэтому при работе над диссертацией мы постарались извлечь максимально возможное количество данных, характеризующих географию и характер личных контактов исследуемой персоналии.

Следующую группу источников составляют материалы периодической печати. Они имеют неоценимую роль для анализа педагогической, общественно – политической, редакторской и журналистской работы Ф. Карими. В ходе исследования были использованы материалы татарских дореволюционных газет «Вакыт» («Время»), «Яа вакыт» («Новое время»), «Йолдыз» («Звезда»), журналов «Шура» («Совет»), «Альгасрель-джадид» («Новый век») и др.

Татарская периодическая печать начала ХХ века служит ценным источником для изучения национальной общественной жизни. Это хорошо видно на примере газеты «Вакыт», материалы которой, несмотря на определённую идейную направленность издания, могут быть важными источниками при исследовании множества проблем, в том числе в рамках нашей темы: работы редакции «Вакыт», общественно – политической деятельности Ф. Карими, локальной истории. Особого внимания заслуживают материалы газеты за 1917 г., раскрывающие малоизвестные факты из истории развития татарского национального движения на местном уровне (в отдельных уездах, городах, деревнях).

Газета «Яа вакыт» позволяет понять причины эволюции взглядов Ф. Карими, его отношение к событиям одного из самых трагических периодов в отечественной истории, осени 1917 – весны 1918 гг. Материалы издания являются едва ли не единственными из дошедших до нас источников в исследовании указанного вопроса.

Публицистическое, творческое и педагогическое наследие деятеля довольно велико. В основном оно было издано до революции 1917 г. и в первые годы Советской власти на арабском шрифте, что потребовало дополнительной работы при их изучении. Некоторые произведения переиздавались в советское время в рамках изучения истории татарского просветительства, В постсоветский период был издан пока единственный сборник произведений Ф. Карими, подготовленный к печати М. В. Гайнутдиновым. Благодаря данной группе источников удалось провести подробный анализ, выявить основные особенности творческого пути и педагогической работы Ф. Карими.

Мемуаристические источники весьма различны по своему составу и степени достоверности. Прежде всего, следует отметить мемуаристические публикации, принадлежащие перу самого Ф. Карими, близким знакомым и родственникам деятеля. Они проливают свет на малоизвестные факты в биографии Ф. Карими, позволяют решить ряд сложных вопросов. В этой связи большую ценность представляют воспоминания сестры деятеля З. Шараф, опубликованные в сборнике «Фатих Карими». Иной характер имеет книга воспоминаний З. Башири, содержащая данные о работе автора в редакции «Вакыт». Их анализ, сопоставление с другими источниками позволяет говорить о разнородной достоверности данных З. Башири. Это заставило разделить его воспоминания на две части: личные впечатления и действия, обладающие определенной степенью надежности и правдивости, и пересказ с чужих слов, не вызывающий доверия к автору мемуаров. Помимо этого, группа мемуаристики включает статью Х. Атласи и материалы сборника «Гани бай», посвященные работе Каргалинских педагогических курсов, воспоминания анонимных участников Первого Всероссийского мусульманского съезда в 1917 г. в Москве.

Основной комплекс источников и материалов по теме исследования в настоящее время сосредоточен в архивах и библиотеках Казани и Оренбурга. Документы и материалы, посвящённые жизни и деятельности Ф. Карими, хранятся в Национальном архиве РТ, в Государственном архиве Оренбургской области, архивных фондах НКЦ «Казань», архиве ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, Научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского, Национальной библиотеке РТ, Научной библиотеке Казанского научного центра РАН.

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в комплексном изучении многогранной деятельности Ф. Карими, предложенных подходах к решению проблемы, в систематизации материалов по нашей теме.

На основе анализа широкого круга источников, систематизации данных удалось добиться следующих результатов:

– установить тесную взаимосвязь между идейной направленностью и политическими материалами газеты «Вакыт», с одной стороны, и общественно – политической деятельностью Ф. Карими, с другой стороны;

– проследить воздействие печатного слова, татарской газетно – журнальной публицистики (на примере газеты «Вакыт») на культурные и модернизационные процессы в татарском обществе в начале ХХ в.;

– выявить роль различных аспектов деятельности Ф. Карими в формировании татарской информационной, интеллектуальной и общественной среды в г. Оренбурге, ставшем в начале ХХ в. одним из центров развития новой татарской культуры.

Эти и многие другие научные результаты, полученные в ходе исследования, позволили сформулировать следующие положения, представляемые на защиту:

1. В соответствии с основными вехами отечественной истории в деятельности Ф. Карими можно выделить 3 этапа: ранний (1896 – 1905 гг.), зрелый (1905 – 1918 гг.) и советский (1918 – 1937 гг.). Многогранная деятельность Фатиха Карими сыграла важную роль в модернизационных процессах внутри татарского общества на рубеже ХIХ – ХХ вв., в ней выразились качественные особенности одного из течений татарской общественной мысли того времени, джадидизма.

2. Фатих Карими внёс неоценимый вклад в развитие национальной периодической печати. Долгое время являясь главным редактором газеты «Вакыт», он способствовал развитию в татарском обществе новой информационной среды, активно воздействовал через печатное слово на общественные настроения, использовал газету в общественно – политической борьбе, а также выступал критиком кадимистской идеологии и правой русской печати.

3. Взгляды Ф. Карими претерпели постепенную эволюцию. Изменения были обусловлены целым рядом субъективных и объективных факторов. Ранний этап деятельности Ф. Карими характеризуется преобладанием просветительских идей, идеализмом, заметным влиянием идеологии И. Гаспринского. В дальнейшем мировоззрение деятеля эволюционирует и становится более многосложным: от идеи необходимости сближения мусульманских народов России (либеральной идеологии «Иттифак-аль-муслимин»а) к постепенному признанию тюрко-татарской культурной специфики накануне 1917 г., не отвергая при этом культурную, религиозную и языковую близость татар с другими тюрко – мусульманскими народами России. В период Гражданской войны мировоззрение Ф. Карими претерпело существенные и очень сложные изменения, итогом которых стало признание советской власти и включение в новую социальную и образовательную среду. Ф. Карими относится к плеяде тех деятелей, кто не захотел покинуть родину в период смуты и борьбы общественных сил после 1917 г., а продолжил активную работу, используя накопленный жизненный и профессиональный опыт.

4. Литературное творчество Ф. Карими позволяет не только раскрыть мировоззрение автора, но и полнее представить события того времени. Ряд изданий Ф. Карими («Покойный Гильман ахун», «Всякая всячина», «Путешествие в Европу», «Путешествие в Крым») имеют больщое познавательное, историческое значение и могут быть использованы как источники по истории общественной жизни татар рубежа ХIХ – ХХ вв. Большое публицистическое наследие автора также характеризует происходившие в татарском обществе начала ХХ в. процессы трансформации и модернизации.

5. Фатих Карими сыграл важную роль в превращении Оренбурга в начале ХХ в в один из культурных, информационных и интеллектуальных центров татар России. Являясь местом взаимодействия русской, татарской, башкирской и казахской культур, Оренбург в лице Ф. Карими и ряда других прогрессивных татарских деятелей оказывал благотворное влияние на модернизацию культурной, образовательной и общественной сфер жизни мусульманских народов Оренбургской губернии, Поволжья, Приуралья, Степного края и Средней Азии. Данные тенденции выразились в развитии в Оренбурге татарского книгоиздания (деятельности типографии Каримовых, товарищества «Каримов, Хусаинов и Ко» и др.), активной позиции газеты «Вакыт» в поддержке процессов модернизации в Степном крае и Средней Азии, общественной работе Ф. Карими.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были представлены в публикациях и докладах на научно-практических конференциях «Татьянин день» (КГУ, 2005, 2006), республиканской конференции студентов и аспирантов им. Н. И. Лобачевского (2006), ХII Всероссийской конференции молодых историков «Платоновские чтения» (Самара, 2006), конференции «Лихачёвские чтения» (Казань, 2006), университетской конференции «Наполеон Бонапарт» (КГУ, 2006), II региональной научно-практической конференции «Проблемы истории и культуры в Чистопольском регионе» (г. Чистополь, 2007), итоговых научных конференциях учёных и преподавателей КГУ (2006, 2007).

Проблематика нашей темы определила структуру диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Вклад Ф. Карими в развитие татарского новометодного образования

Последняя четверть XIX в., на которую пришлось детство и юность Ф. Карими, была ещё периодом господства в образовании старых, традиционных методов. Их суть заключалась в постоянном повторении, заучивании книг на арабском, персидском языке, бессистемном обучении шакирдов в течение 10 — 15 и более лет: «В мактабах [так в тексте. - Г. А.] с преподаванием по старому методу (усули-кадим) учащихся не разделяют по классам, а обучают каждого ученика отдельно, но иногда соединяют их по группам в 3 - 4 человека (шарик - товарищества), если они проходят одну и ту же книгу и при одинаковых успехах. В школе нет ни парт, ни классной доски, ни каких-либо учебных пособий, потому что заведующие школами муллы, фанатичные приверженцы старины, считают подобные нововведения противными учению шариата».1 Даже учитывая некоторое неприятие автора этих строк к мусульманскому образованию, следует признать, что большинство татарских учебных заведений рубежа XIX - XX вв. имели строго конфессиональный характер и не удовлетворяли условиям нового времени — развитию капиталистических отношений в стране.

Трудности традиционного обучения пришлось испытать на себе и Ф. Карими во время учёбы в Чистопольском медресе. По воспоминаниям сестры, Ф. Карими выражал недовольство уровнем преподавания в медресе, книгами и методами обучения, применявшимися там.. Из-за этого Гильман Каримов вынужден был забрать оттуда сына. Но отца данный факт не расстроил. Ф. Карими не только получил звание «мударриса» в Оренбургском Духовном Собрании, но и окончил одно из лучших турецких учебных заведений европейского типа.

Первым педагогическим опытом Ф. Карими стала преподавательская работа в крымско-татарском мектебе деревни Даракюй в 1896 - 1898 гг., затем помощь отцу в обучении деревенских детей в Минлебаево. В это время он занялся составлением собственных рукописных учебников, так как учебной литературы на татарском языке, удовлетворяющей требованиям времени, практически не было. Вслед за отцом Ф. Карими становится одним из активных сторонников распространения новометодного образования среди мусульман (не только татар, но и других народові исповедовавших ислам) России, последователем идей И. Гаспринского

Идеи И. Гаспринского оказали заметное влияние на ряд татарских деятелей и учащихся медресе 80-90-х гг. XIX в. В их числе можно назвать Г. Каримова, Р. Фахретдинова, Г. Хусаинова и др. Ф. Карими также хорошо был знаком с идеями И: Гаспринского и разделял их. На протяжении долгого времени деятелей связывала дружба, о чем свидетельствует переписка и публицистика Ф. Карими. Так, например, возвращаясь домой после длительной поездки по Европе; в мае11899 г. Ф. Карими вместе с Ш. Рамеевым навестил И. Гаспринского в Бахчисарае. Даже после смерти деятеля Ф. Карими долгое время хранил добрую память о редакторе «Тарджемана», являлся приверженцем его идей.

Как уже было отмечено, после возвращения из Европы Ф. Карими останавливается в Оренбурге и сообщает родителям о желании съездить на кумысолечение после длительного путешествия.1 Через несколько дней Ф. Карими сообщает родителям о намерении заняться педагогической работой на курсах в Каргалах, просит прислать книги для подготовки к работе. Судя по всему, договоренность о работе Ф. Карими на педагогических курсах была достигнута в начале 1899 г. в Оренбурге до отъезда в Европу, о чем свидетельствует письмо Г. Хусаинова Р. Фахрутдинову.3 После возвращения из Европы, в Оренбург, по-видимому, Ф. Карими вновь встретился с Гани баем и окончательно решил вопрос о работе на курсах в Каргалах.4

На письма и обращения Гани Хусаинова через газету «Тарджеман» с предложением приехать в Каргалы откликнулось до 60 человек из разных областей и губерний страны. Это был первый опыт организации педагогических курсов по новометодному обучению в Волго-Уральском регионе. Никто из педагогов не был толком знаком с подобной работой, не хватало опыта. Поэтому, как вспоминал впоследствии Ф. Карими, там царила. особая атмосфера задора, духа просвещения. Учащиеся и преподаватели свободно обсуждали злободневные проблемы, делились мыслями и вдохновлялись общей целью - служения интересам народа. К тому же это было место общения- ведущих татарских общественных деятелей. Ведь курсы посещали Гильман Каримов, Садри Максуди, Галимжан Баруди и др.5

Инициатором, организатором, вдохновителем и душой курсов был Гани Хусаинов. Поставив целью распространение нового метода обучения, он не только активно участвовал в организации курсов, но и взял на себя полное денежное обеспечение, содержание курсов, которое включало компенсацию расходов учащихся на дорогу, обеспечение учебного процесса, оплату работы преподавателей, расходы на питание и учебные принадлежности и др. Активная и бескорыстная деятельность купца вызывала нарекания и недовольство со стороны каргалинских мулл, видевших в действиях бая вмешательство в их интересы. В свою очередь, Гани Хусаинова беспокоило наличие оппозиции в родных Каргалах и Оренбурге, о чем он с горечью писал в письме Г. Каримову в январе 1899 г.1 Существенную помощь Гани Хусаинову из каргалинских мулл оказал лишь Аюп Ибрагимов, предоставивший помещение медресе.

Педагогические курсы действовали в течение 3 лет в весенне-летний период 1899 - 1901 гг., когда обычно шакирды разъезжались по домам, а медресе оставалось свободным. В течение 3 лет на 2 — 3 месяца со всей страны на курсы съезжались молодые муллы, преподаватели деревенских мектебов и медресе, старшие шакирды. Основной контингент учащихся составляли татары, но были и представители народов Туркестана, Кавказа. Всего обучение на курсах прошло более 200 человек (в 1899 г. - 60, в 1900 г. - 70, в 1901 г. - 78).3

Программа летних курсов сочетала религиозные предметы и светские общеобразовательные дисциплины.1 Некоторые из учащихся приезжали только с целью изучения общеобразовательных дисциплин. Последние на курсах преподавал Ф. Карими. К ним относились основы математики (с геометрией), история, география, астрономия, химия и др. За время обучения слушатели курсов получали основные сведения по общим дисциплинам, повышали свои знания в религиозной сфере, наглядно знакомились с основными принципами новометодного образования применительно как к светским, так и к религиозным предметам. По общему признанию друзей Г. Хусаинова, летние курсы в Каргалах сыграли важную роль в распространении новометодного образования и просвещения- татарских педагогов. Среди слушателей курсов было немало будущих общественных деятелей, исследователей и педагогов, сыгравших важную роль в жизни татар начала XX в. С особой теплотой о преподавательской работе Ф. Карими на курсах и благотворительной деятельности Г. Хусаинова отзывался Хади Атласи. Он считал работу курсов важной и ценной с точки зрения внедрения общеобразовательных предметові программу мусульманских учебных заведений. Несомненно, лекции Ф. Карими пользовались большим интересом среди слушателей, о чём свидетельствуют отзывы в его адрес (X. Атласи, Г. Валиди).

Ряд сложностей вызывают обстоятельства закрытия педагогических курсов. Автор ряда монографий по истории татарской педагогики 3. Т. Шарафутдинов пишет: «Так, например, известный педагог джадидизма Фатих Карими в 1901 году созвал в селе Каргалы Оренбургской губернии полуторамесячные курсы учителей новометодного направления. Царское правительство разогнало эти курсы».4 Данные, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяют утверждать следующее: после доноса на действие курсов в Каргалах в медресе 9-го прихода проводится обыск и проверка с целью выявления-противозаконных действий. Однако никаких оснований для закрытия курсов царские чиновники не нашли, и работа курсов продолжалась до их закрытия.1 В истории татарского образования педагогические курсы Г. Хусаинова были первыми в дореволюционный период и единственными столь масштабными, за исключением нескольких подобных курсов в Казани, а также безуспешных попыток открытия официальных педагогических курсов (дарельмугаллимина) в Бугульминском уезде. Ф. Карими, горячо поддерживавший развитие новометодного образования у татар, выступил в 10-летний юбилей каргалинских курсов с призывом активизировать педагогическую работу среди татарских мугаллимов и гневно осудил реакционную политику царских властей по отношению к мусульманскому образованию. Надзорные органы, естественно, усмотрели в этой статье антиправительственную критику и наложили на Ф. Карими штраф в 150 рублей.3

Познавательная литература, сборники Ф. Карими

Во многом благодаря бурному росту татарского книгоиздательского дела в начале XX века значительно расширяется ассортимент, становится богаче содержание татарских книг и брошюр.1 Наряду со сборниками стихотворений, рассказов появляются первые документальные и мемуарные сборники, посвященные видным татарским общественным деятелям. В числе первых составителей и издателей таких сборников был Ф. Карими.

В 1904 г. в собственной типографии Ф. Каримова печатается сборник «Мэрхум Гыильман ахунд», посвященный светлой памяти отца Гильмана Каримова. Сборник включает в себя множество ценных исторических и документальных материалов, связанных не только с жизнью Гильмана Каримова, но и историей татарского общественного движения второй половины ХЕХ — начала XX вв. Целью автора и составителя сборника было стремление показать заслуги и подвижническую деятельность Г. Каримова, сохранить в памяти потомков светлый образ татарского-муллы — ахуна, посвятившего себя делу просвещения своего народа.

В историческом же плане значение сборника много больше:, Ф. Карими. создал прецедент в татарском книгоиздании, заложив основу документально-исторической публикации и мемуаристической публицистики, (в виде. сборников) ещё до появления татарской периодической печати. Сборник содержит разные по происхождению материалы: автобиографический очерк Г. Каримова, воспоминания Ф. Карими об отце, письма и отзывы (источники" личного происхождения), документальные и художественные материалы.4 По словам составителя, в него вошли далеко не все материалы, сохранившиеся в семейном архиве. Основной акцент был сделан на широту связей и разносторонность общественной деятельности Г. Каримова. Интересно отметить, что структурные и содержательные особенности книги сближают её со сборником «Гани бай», подготовленным к изданию Б. Шарафом. (Правда, у последнего значительно больше мемуаристики.)

Не меньший интерес представляет другой сборник Ф. Карими «Аннан-моннан» («Всякая всячина»), изданный в 1907 г. Большую часть книги составляет ранняя публицистика Ф. Карими. Помимо газетной публицистики в книгу вошли художественные и документальные материалы. Особую ценность сборнику придаёт публикация решений Уфимского совещания татарских мулл, мугаллимов, купцов и писателей, состоявшегося в 1899 г. Это делает книгу ценным источником при изучении общественного движения мусульман Поволжья дореволюционного периода. Трудно сказать, что именно подвигло Ф. Карими на публикацию этого решения. Из слов составителя не совсем ясно, кому именно посвящается эта публикация и кого он имеет в виду под словом «покойный» («мэрхум»): своего отца или ещё кого-либо 1 Дшь нас данный сборник представляет интерес, прежде всего, при изучении публицистической и журналистской деятельности Ф. Карими довакытовского периода.2

Из его популярных работ дореволюционного периода известна книга «Яшьлек генаьлары, яхуд онанизм вэ андан тарикъ нэждт» («Грехи молодости, или онанизм и способ избавления от него»). Как видно из названия, автор рассматривает актуальную для молодого возраста проблему. Работа имеет информационно - дидактический характер и является одной из первых работ по сексуальному воспитанию на татарском языке.3

Даже в самый трудный для страны период, в условиях революции и Гражданской войны (1917 — 1918 гг.) Ф. Карими активно участвовал в налаживании культурной жизни татар Оренбурга. Одним из важных событий того времени стало создание в Оренбурге мусульманского музыкально — драматического общества, ставившего целью пропаганду и развитие татарской национальной культуры и искусства.1 При непосредственном участии Ф. Карими было издано несколько брошюр общества, в том числе литературно — публицистический сборник «Музыка - эдэбият» («Музыка и литература»).

В сборник вошла статья Ф. Карими «Рэсем, музыка вэ шигырь» («Рисунок, музыка и стихотворение»). Статья посвящена проблеме значимости культуры и искусства в жизни общества как в древности, так и в напій дни, роли искусства в жизни народа на современном этапе существования. Обращаясь к образу древних предков, он пишет о том, что раньше, как и сейчас, люди вдохновлялись искусством. Живопись, музыка, и поэзия связывают всё человечество в. единое целое и понятны всем людям без перевода. У тюрко — татарского народа издревле была и есть музыка и поэзия. . Однако- традиционной культуры Ф. Карими считает недостаточной для. современного этапа жизни татарского народа. Он призывает идти по пути развития европейского искусства.2

Перед Оренбургским музыкально - драматическим обществом автором ставится- задача собирания и фиксации народного искусства и творчества, национального музыкального и поэтического фольклора. Ф. Карими волнует хаос, царящий в народнойі музыке, когда одна и та же песня поётся на разные лады, отсутствует профессиональная национальная, музыкальная культура. По его мнению, татарское искусство как, часть искусства Востока не имеет связи с мировым культурным пространством. Преодоление изоляции национальной культуры является важной задачей музыкально — драматического общества.

Газета «Вакыт»: характеристика и история развития печатного органа

Татарское население России длительное время было лишено возможности издавать собственные газеты и журналы, получать текущую информацию о событиях на родном языке. Причиной отсутствия татарской печати была политика государства. Царских чиновников настораживала внутренняя закрытость мусульманского населения центральных губерний страны. Были опасения проникновения панисламистских и пантюркистских идей в мусульманскую среду страны. Поэтому неоднократные обращения с просьбой разрешить издание газет на татарском языке не удовлетворялись. В итоге сложилась парадоксальная и, тем более, неожиданная для самих властей ситуация, когда выходящая под редакцией Исмаила Гаспринского в Бахчисарае газета «Тарджеман» в течение более 20 лет была единственным общетатарским периодическим изданием, источником информации для передовой части национальной интеллигенции. Даже не говоря об идейном влиянии газеты И: Гаспринского на зарождение и развитие джадидизма, понятна значимость этого печатного органа в жизни татарского общества в конце XIX - начале XX вв.

Прежде чем представить историю развития газеты «Вакыт» следует рассмотреть один важный вопрос: какие средства коммуникации существовали у татар на рубеже XIX - XX вв.? Ответив на него, можно понять и оценить уровень развития татарской информационной среды до 1905 г. и после.

Прежде всего, одним из средств массовой коммуникации и информации1 в татарском обществе того времени была книга (рукописная и печатная).1 Это не самое быстрое средство распространения информации, устоявшаяся информация, но в печатном виде книга, представляет большой потенциал воздействия на общество и имеет возможность экономического саморазвития на рынке. К 1905 г. татарская книга успела пройти длинный путь развития и вступила в эпоху господства печатного вида.2 Темпы роста татарского книгопечатания в начале XX в. свидетельствуют о том, что книга становится важным средством взаимодействия в татарском обществе, пропаганды идей различного толка, выражения мнений, демонстрации литературного творчества и др.

Вторым (межличностным) письменным средством коммуникации и информации были письма. Исследование писем татарских деятелей представляет большой источниковедческий интерес. Это очень, важные источники личного происхождения, имевшие распространение среди образованных слоев татарского общества.. Но потенциал воздействия такого средства, как письмо, был невелик.

Ещё одной интересной, специфической формой распространения информации можно считать слухи. Нужно сказать о том, что в догазетный период слухи имели широкое хождение в татарской среде и играли важную информационно — коммуникативную роль. Нам ещё предстоит раскрыть их подлинную информационную функцию. Подчеркнём особо: нельзя пренебрегать этим фактором при изучении истории татарского общественного движения и социальной жизни народа в XVIII — XIX вв., особенно волнений, восстаний, групповых движений того времени. Донесения, материалы жандармских и полицейских органов свидетельствуют о серьёзных волнениях, возмущениях в татарских деревнях, вызванных распространением среди сельчан разнообразных слухов. Так, например, множество волнений среди татарского населения- Поволжья прокатилось в связи с проведением Первой всеобщей переписи в 1897 году. Несмотря на предпринятые усилия по информированию населения (вряд ли официальные реляции и отчёты отражают реальную картину работы чиновников и переписчиков) в татарских деревнях поползли слухи о невероятных намерениях царских властей, вызвавших в ряде мест локальные массовые волнения. Свидетелем трагических событий был и ахун Бугульминского уезда Самарской губернии Гильман Каримов. Не меньшие опасения местных властей вызывали слухи, связанные с русско-турецкими войнами, обострениями отношений между двумя странами. Свидетельства таких фактов до сих пор практически не востребованы исследователями и хранятся в архивных фондах.1

Если к этому прибавить газету «Тарджеман», то тогда сложится общая картина средств информации и коммуникации в татарском обществе на рубеже XIX — XX вв. Из других доступных средств информации можно назвать русские книги, газеты, журналы. Однако подавляющее большинство татар не владело русским языком). Поэтому степень воздействия русской информационной сферы была либо опосредованной, либо незначительной, особенно в сельской местности.

Появление национальной печати, формирование нового информационного поля- газет и журналов вызвало в татарском обществе серьёзные изменения, отразилось на его мироощущении, так как: 1) ускорился обмен информацией, сами сведения стали надёжнее и точнее; 2) существенно расширилась тематика, взгляд читателей на мир, их кругозор; 3) сформировалась новая современная сеть общественных связей и передачи информации внутри татароязычной среды; 4) средства массовой информации являются двигателем общественного развития, интенсификации общественных изменений, модернизации, активизации экономической, культурной, общественно - политической жизни общества. СМИ стали средством распространения идей, политических программ, формирования общественного мнения. Нельзя1не сказать и о воздействии национальной печати на процесс формирования национального сознания. Такова в общем виде историческая роль дореволюционной татарской прессы 1906 - 1917 гг., в том числе и особенно газеты «Вакыт».

Идея издания газеты появилась задолго до 1905 г. Достоверно известно, что ещё в 1902 г. братья Рамеевы обратились в Петербург за разрешением на право издания газеты на татарском языке. Однако тогда им было отказано в 159 просьбе.1 Особенно большой интерес к издательскому делу проявлял старший из братьев. Вероятно, вовсе не случайно, что при организации книгопечатного дела Каримовы обратились за помощью именно к нему.

Вопрос об издании газеты вновь встал после издания Манифеста 17 октября 1905 г. Потребовалось много сил и времени, прежде чем 16 февраля 1906 г. было получено свидетельство на право издания газеты. Не меньше хлопот вызвала подготовка клише с названием «Вакыт» («Время»). Из-за длительной задержки с- изготовлением медного клише в Петербурге, было решено на первых порах использовать собственное деревянное клише из бука.2

С самого начала Ф. Карими был не только в курсе всех планов Ш. Рамеева, но и активно участвовал, начиная от организации нового дела и кончая воплощением в жизнь. Во-первых, оба деятеля были давно- и близко знакомы друг с другом. Во-вторых, из всех знакомых оренбургских татар Ф. Карими лучше всех подходил на должность главного редактора и организатора такого дела. Ещё в первые годы XX в. он стал достаточно известным молодьшг литератором и ярким публицистом, а опыт работы и организации издательского дела в Оренбурге делал его наиболее предпочтительной кандидатурой. С самого начала было ясно, что Рамеевы окажутся не в состоянии одновременно заниматься управлением золотыми приисками по всей губернии и изданием газеты. В этом деле им нужен был опытный человек.

По нашему мнению, издание газеты имело не только личную заинтересованность издателей, но и общественно - политическую подоплёку. Конец 1905 - начало 1906 гг. - это беспрецедентное в истории России время бурной общественно - политической активности. Впервые в условиях царского самодержавия люди получили гражданские и политические свободы, законосовещательный орган. В тюрко - мусульманской среде кипела работа по организации собственной общественно - политической партии. Мусульманские деятели России были нацелены на избрание в Думу, участие в политической борьбе за равноправие мусульман. Учитывая всё это, будет наивным-полагать, что татарская буржуазия хотела только восстановить историческую несправедливость в деле печати или обеспечить свой народ информационным органом. Общественные силы готовились к предвыборной борьбе, участию в политическом процессе, и обладание таким средством информации и коммуникации, как пресса, могло сослужить большую пользу.

В советской историографии данный вопрос всегда оценивался в негативном свете. Газета «Вакыт» представлялась узкоклассовым органом татарской либеральной буржуазии, противопоставлялась интересам народа — одним словом, прошлое рисовалось в черно — белых тонах классовой борьбы. В настоящее время мнение об использовании печати в политических целях, к счастью, лишено отрицательной коннотации и признаётся-как факт. Понимание этой функции прессы должно исходить из потенциальных возможностей национальной интеллигенции и буржуазии того времени. В этой связи общественно - политическая роль «Вакыт» должна быть оценена отдельно.

Политическая деятельность Ф. Карими

Начало XX в. было отмечено ростом самосознания, крупными изменениями в общественной жизни и включением татар в политическую деятельность. Активными участниками указанных событий, её авангардом были представители татарской интеллигенции, среди которых важное место занимала личность Фатиха Карими.

Анализ многочисленных публикаций, посвященных жизни и деятельности персоналии, показывает малоисследованность и плохую разработанность данного аспекта. В то же время-ряд фактов свидетельствует об активном участии деятеля в общественных процессах, происходивших в татарском обществе в начале XX века. Во многом это связано с, его редакторской работой и популярностью газеты «Вакыт». Исследование материалов газеты позволило нам сделать вывод о важной роли и тесной связи-татарской периодической печати с процессами социальной трансформации, становлением и развитием, джадидизма не только как общественно — политической- идеологии, принципов- образовательной работы, но как и социокультурного явления.

Обращаясь к анализу общественно - политической деятельности Ф. Карими, следует отметить, что она, по нашему мнению, во многом определялась психологическими особенностями и мировоззренческими принципами исследуемой персоналии. В этой связи оценка более чем скромных результатов его активной- работы не должна исходить из прямого сопоставления с рядом других общественно — политических деятелей того. времени: Г. Исхаки, С. Максуди, Г. Ибрагимовым- и др. По общей направленности и степени участия в общественной жизни его можно сопоставить, пожалуй, только с редактором газеты «Юлдуз», педагогом- Хади Максуди. Ф. Карими был весьма популярным, уважаемым деятелем среди российских мусульман. Об этом свидетельствуют многочисленные контакты, переписка с представителями татарской, среднеазиатской, казахской, кавказской, русской интеллигенции. А если прибавить к этому контакты Ф. Карими с европейскими (А. Вамбери) и турецкими (А. Мидхат) деятелями, то можно без преувеличения утверждать, что его интересы и среда общения были довольно широки.

В политической деятельности Ф. Карими выделяется два периода активности: 1) 1905 - 1907 гг., которые можно условно обозначить как «иттифаковский» период и 2) весна 1917 - весна 1918 гг. - национально — демократический период.

Ф. Карими не был в числе инициаторов, общероссийского мусульманского политического движения, но, тем не менее, принимал активное участие в мусульманских съездах и выработке стратегии развития движения.1 К началу- революции 1905 - 1907 гг. он был уже известным писателем и публицистом, критиком старых застойных общественных институтов мусульманства, сторонником модернизации и европеизации. Поэтому его включение в общественно - политическую жизнь было подготовлено как идейно - мировоззренческими принципами, так и складывавшимися условиями.

Ф. Карими был участником Первого (неразрешённого) съезда мусульман на борту парохода «Густав Струве» в Нижнем Новгороде и поддержал большинство принятых там решений. По возвращении оттуда он приступил к активной работе, став на некоторое время одним из неформальных лидеров — активистов среди оренбургских мусульман по реализации решений нижегородского съезда. Об этом свидетельствуют прошедшие в городе совещания. Первое состоялось 2 декабря 1905 г. в доме А. А. Хусаинова с целью обсуждения «современного положения России и своих национальных, религиозных и политических вопросов».2 На нём Ф. Карими познакомил собравшихся с внутренней политикой и ситуацией в стране, рассказал о текущих событиях, вызванных революцией, и предложил, собранию определиться с политической ориентацией,.перспективой примкнуть к одной из политических партий «с целью,.сообразно с общегосударственными вопросами, поддержать свои национальные, религиозные и политические интересы». Через 2! недели, 15 декабря; состоялось второе собрание татарской общественности Оренбурга и Каргалов, председателем которого был избран Ф. Карими. Специально к мероприятию деятелем был сделан::перевод шотпечатан Манифест 17 октября; доклад графа Витте на татарском; языке. Председатель познакомил собравшихся с важнейшими текущими политическими событиями в стране и указанными документами.2 Bt«собрании участвовали представители интеллигенции, торговые слои-и даже часть местного духовенства..Докладчик неоднократно обращался к религиозным темам,, поддерживал выступления-мулл — ораторов.. Данный факт позволяет развеять- ложное мнение;-. о пренебрежительном отношении; Ф. Карими к. мусульманским: канонам из-за несоблюдения религиозных предписаний; Материалы» «Вакыт», воспоминания о5 деятеле, литературные произведения- автора; издательская, деятельность, и многое другое: свидетельствуют о его активной? поддержке передовых представителей мусульманского духовенства,

Благодаря- его стараниям, к концу 1905г г. в Оренбурге складывается местный актив татарской, («мусульманской») общественности, одним из лидеров которого становится-Ф; Карими. Целью данношгруппы было не только обсуждение текущих политических событий и разбор программ основных политических партий, но и выработка будущего плана действий; в свете приближающихся? выборов- в Думу, реализация решениш. Первого мусульманского съезда: сплочение- местных мусульманских сил Оренбурга, и губернии, создание социальной базы, агитацияшзбирателей за кандидатов;

Следующим этапом деятельности актива во главе с Ф. Карими можно считать проведение мусульманских митингов в городе, т. е. привлечение внимания широкой, общественности, и активизацию общественной работы среди-местного татарского населения. Так, на митинг, состоявшийся 23 декабря 1905 г. в городском театре, собралось более 3000 человек, в т. ч. жители близлежащих деревень.1 Собравшиеся были ознакомлены, с программными положениями политических партий, основной доклад по этому вопросу сделал Ф. Карими. Оратор охарактеризовал 3 основные политические силы: консервативные, левые и «конституционные». Идеологии первых двух были подвергнуты им критике под одобрение слушателей, основное внимание было заострено на программах «Союза 17 октября» и «Конституционно -демократической партии».2

5 января 1906 г. там же проводится второй митинг, целью которого было объяснение правил участия в выборах в Государственную думу, подготовка ко второму мусульманскому съезду, выбор делегатов, анализ программы конституционно - демократической партии. Основной доклад сделал Ф. Карими. Ю: Музаферов» отмечает, что выступающий признал неприемлимыми программы левых партий, даже несмотря на просьбы ряда присутствующих познакомить с ними. Касаясь рабочего вопроса, Ф. Карими отметил, что у татар пролетариат составляет незначительное число, вследствие чего лозунг социал-демократов «Пролетарии вех стран, соединяйтесь!» не имеет особого значения. Далее он сосредоточился на подготовке к приближающемуся съезду,, который должен был решить ключевые вопросы тактики действий мусульман на думских выборах.

Всё вышесказанное свидетельствует о стремлении деятеля максимально консолидировать интересы местных татар и других мусульманских народов, поддерживавших конституционные свободы и Манифест 17 октября 1905 г. Активистами этого движения, помимо Ф. Карими, были М. Усманов, Г. Еникеев, А. А. Хусаинов, 3. Катаев, А. Капкаев и др. Все они представляли различные социальные группы и сферы деятельности, но при этом были объединены общими устремлениями. Что касается роли Ф. Карими, то активная. общественная деятельность- в 1905 — 1907 гг. предопределила местное «лидерство» указанного-деятеля.1

Второй, мусульманский съезд (13 - 23 января), прошедший в Петербурге, принял устав, программу партии «Иттифак», провёл районирование общественно - политического движения мусульманских деятелей. Участниками съезда от Оренбурга, кроме.Ф. Карими, стали мулла Зі Катаев, купец К. Рахимов, З.Рамеев, G. Усманови X. Абдулманов; выехавшие на съезд 10 января.3

Съезд согласовал тактику действий на будущих выборах. Поэтому сразу же после возвращения Ф. Карими приступил к активной предвыборной работе. 30 марта в городском театре состоялся митинг (более 2000 присутствующих), на котором председательствующий призвал собравшихся обсудить-и выдвинуть общий список выборщиков: из числа представителей мусульман;; и членов кадетской партии, так как, предварительное согласование списка с русскими представителями: требовало встречных действий мусульманских избирателей; Интересы «Иттифак»а в списке выборщиков представляли Ф. Карими, 3. Рамеев и Махмуд Хусаинов.4 На страницах газеты «Вакыт» развернулась пропаганда совместных действий мусульманских представителей с кадетами, читателей призвали активно участвовать в выборах.

Похожие диссертации на Фатих Карими: педагогическая и общественно-политическая деятельность