Введение к работе
Актуальность темы. Для сегодняшнего дня характерен повышенный интерес представителей гуманитарных дисциплин к церковно-религиозной тематике. Это вполне объяснимо, так как долгое время большинство подобных вопросов рассматривалось весьма односторонне и идеологически заданно. История православного духовенства представляется одним из наименее изученных вопросов в этой области, поскольку ему и до революции уделялось довольно мало внимания профессиональными историками. Представление о жизни российского социума будет неполным, если игнорировать существование и деятельность одного из наиболее значимых по официальному рангу сословий, влияние которого на далеко не атеистическое общество должно было быть, как минимум заметным. Отношения государства с духовенством в условиях России являлись важным элементом социальной политики, тесно связанным со многими другими; без учета этого представление о внутриполитическом курсе в тот или иной период также будет неполным. Кроме* того, корни многих современных церковных проблем уходят еще в синодальный период истории русской православной церкви, когда духовенство было превращено в государственное сословие и во многом приравнено к чиновничеству. Церковь оказалась в социальной изоляции, последствия которой сказывались и сказываются. Исследование истории духовного сословия может в подобной ситуации способствовать разрешению современных общественных проблем.
Степень научной разработанности темы. Первое собственно историческое исследование, посвященное приходскому духовенству, -докторская диссертация профессора Казанской духовной академии П.В.Знаменского1. Каркасом работы являются общероссийские законодательные акты, касающиеся духовного сословия, и их анализ, затем рассматриваются практические последствия правительственных мероприятий. Большинство вопросов, исследуемых Знаменским, подсказаны, скорее всего, предшествующей публицистикой. Это - образование, регулирование численности сословия, материальная обеспеченность клириков (а в связи с этим - взаимоотношения с прихожанами), сословная администрация и судопроизводство. В целом автор оценивает правительственную церковную политику XVIII в. - первой половины XIX в. негативно, причем отмечает, что и проводимые в период написания кни-
' Знаменский П.В. Приходское духовенство со времени реформы Петра. Казань, 1872.
ги мероприятия не привели еще к существенным сдвигам в лучшую сторону.
Поскольку впервые общественное внимание к истории духовного сословия было привлечено публицистикой, это в значительной мере определило то, что в дальнейшем исследования историков были тесно связаны с актуальными вопросами современности и часто излишне субъективны. Основное внимание историков привлекла тема духовного образования (здесь находил наиболее яркое подтверждение тезис "государственной школы" о закрепощении сословий государством). В целом все авторы (П.В.Знаменский, К.П.Дьяконов, И.А.Чистович, Б.В.Титлинов1) придерживаются весьма сходных точек зрения по данному вопросу, положительно оценивая создание централизованной сети духовных учебных заведений в царствование Александра I и отрицательно - те изменения, которые были произведены в жизни этих учебных заведений при Николае I. Наиболее полно и подробно исследована система духовного образования у Титлинова, но именно эта работа страдает крайним субъективизмом: автор приводит лишь те примеры, которые свидетельствуют о неблагополучном положении в духовной школе.
Другой актуальной для второй половины ХГХ-начала XX вв. вопрос - взаимоотношения церковных властей и приходского духовенства с приходской общиной - разрабатывался А.А.Папковым2. Его работы также несвободны от субъективизма: автор ставит знак равенства между крестьянской и приходской общиной и говорит о полном разрыве между этой общиной и приходским духовенством.
В работе И.Знаменского "Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла Г'3 характеризуется эволюция правительственного курса по отношению к духовенству на рубеже XVIII-XIX вв., когда начинается постепенное уравнивание официального статуса духовенства и дворянства. Исследование базируется в основном, на законода^ тельных документах центральных органов власти, что определило неко-
1 Знаменский П.В. 1.Основные начала духовно-училищной реформы в царствование Александра! Казань, 1878; 2.Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань; 3.История Казанской духовной академии. Казань, 1891. Дьяконов К.П. Духовная школа в царствование императора Николая I. Сергиев Посад, 1907. Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894. Титлинов Б.В. Духовная школа в России в ХГХ столетии. Вильна, 1908.
1 Папков А.А. І.Упадок православного прихода (XVIII-XIX вв.) М, 1899; 2.Церковно-
общественные вопросы в эпоху Царя-освободителя (1855-1870). СПб., 1902.
3 Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла 1. М., 1880.
торую узость тематики.
Что же касается уральских церковных историков (И.Е.Лаговский, Е.Попов)1, то они в своих работах не выходят за рамки простого изложения событий.
В общих трудах по истории русской православной церкви, написанных как до, так и после революции (А.Доброклонского, П.В.Верховского, С.Г.Рункевича, А.В.Карташева, Н.Тальберга, Н.М.Никольского, Б.Г.Литвака2), духовному сословию отводится крайне незначительное место. Обычно оно упоминается только в связи с различными законодательными актами.
Действительно глубоким анализом сословных проблем отличаются монографии Н.Д.Зольниковой, посвященные сибирскому духовенству XVIII в. Территориально-временные рамки не умаляют значения этих работ для нашей темы, поскольку они впервые полноценно восстанавливают преемственность с дореволюционной историографией и обогащают ее новыми подходами к традиционной тематике. Ценные статистические данные приводятся в монографии Б.Н.Миронова4. Здесь впервые проанализированы изменения в социальной мобильности белого духовенства, что же касается собственно исторического очерка о духовном сословии, то он повторяет основные положения дореволюционной историографии. По необходимости кратко, но весьма емко охарактеризована первая половина XIX в. в статьях С.В.Римского, посвященных церковной реформе Александра II5. Подлинно фундаментальное исследование русского духовного сословия прошлого столетия принадлежит американскому историку ("Приходское духовенство в России XIX в."
Лаговский И Е. История Пермской семинарии // Пермские епархиальные ведомости, 1870— 1877. Попов Е. Великопермская и Пермская Епархия
Доброклонский А Руководство по истории русской церкви. М., 1893. Верхоиский П.В. Очерки по истории русской церкви 18-19 столетия. Варшава, 1912. Руикевич С.Г. Русская церковь в XIX в. СПб, 1901. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М, 1991. Тальберг Н. История русской церкви. М, 1994. Никольский Н.М. История русской церкви. М, 1983. Литвак Б.Г. Русское православие в XIX в. веке // Русское православие: вехи истории. М., 1989. С.309-380.
Зольникова Н.Д. 1 .Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви я государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981; 2. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990.
Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860-е гг.: демографическое, социальное и экономическое развитие . Л., 1990.
Римский C.R 1.Церковная реформа 60-70-х іодов XIX века // Отечественная история. 1995. №2. С.166-175. 2.Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. 1996. №4. С.32^18.
Г.Л.Фриза1). По широте проблематики эта работа единственная может сравниться с книгой П.В.Знаменского. В то же время проблема взаимоотношений церкви и государства (основная тема исследования) сужена здесь до предела, автор видит в государственных мероприятиях, связанных с духовенством, исключительное утилитарное основание, остальные соображения полностью отметаются.
В целом можно сказать, что, несмотря на возрастающий в последние годы интерес к духовному сословию, тема по-прежнему не может считаться достаточно разработанной, поскольку, с одной стороны, внимание исследователей привлекали лишь частные вопросы, либо отдельные аспекты проблемы не связывались друг с другом, в результате чего из поля зрения исследователей ускользает эволюция внутрисословнои жизни. С другой стороны, мало внимания уделяется специфике отдельных регионов страны.
Целью данного исследования является многоаспектный анализ жизни духовного сословия в первой половине XIX в., определение его реального места в социальной структуре Российской империи на примере Пермской епархии, что позволяет выяснить особенности положения духовенства восточных районов страны. В связи с этим основными задачами работы стали следующие:
- определение состава духовного сословия, степени устойчиво
сти положения различных групп внутри него, выявление пограничных
групп, формально в сословие не входивших, но неразрывно с ним свя
занных, и источников их существования;
-исследование системы регулирования численности сословия и степени эффективности правительственных мероприятий в этой области, что выводит на проблемы духовного образования и внутрисословнои системы социальной защиты, в том числе - на положение в сословии женщин;
- комплексное исследование взаимоотношений духовенства с
приходской общиной в различных областях жизни;
-особое место занимают вопросы, связанные с формированием внутрисословнои культуры духовного сословия. Отдельные аспекты данной проблемы (материальные условия жизни духовенства, его образовательный уровень, награды и наказания духовенства, степень воздействия иносословных культур на культуру духовенства) зачастую перекликаются с вопросами, которые были поставлены выше, но позволяют
1 Freeze 0.1.. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Crisis, Reform. Conter-Reform.Prinseton. 1983.
взглянуть на них с несколько иной точки зрения.
Методологической базой работы является критический анализ имеющихся источников и систематизация содержащихся в них фактов, в конкретно-историческом контексте на основе принципов историзма и диалектического подхода.
Географические рамки исследования определяются границами Пермской епархии в первой половине XIX в. В этот период границы епархии совпадали с границами Пермской губернии и охватывали Вер-хотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Красно-уфимский, Куигурский, Осинский, Оханский, Пермский. Соликамский, Чсрдынский, Щадринский уезды. До выделения самостоятельной Екате-ринбурегкой епархии (1885 г.) вся эта территория находилась под управлением пермского архиерея, который имел право самостоятельно решать многие хозяйственные, юридические, культурные вопросы в жизни подведомственного сигу духовенства.
Хронологические рамки исследования. Нижней временной границей работы является 1799 г., когда была образована Пермская епархия, а верхней (достаточно условной) - 1855 г., конец правления Николая I, когда становится очевидным, что государственная политика зашла в тупик и требуется смена правительственного курса во всех областях, в том числе - в церковной.
Источниковой базой исследования послужили документы из архивохранилищ Екатеринбурга, Перми, Санкт-Пстсрб\'рга, а также опубликованные источники. По типологическому принципу их можно разделить на несколько групп:
I. Законодательные материалы и распоряжения:
-
центральных светских и духовных властей;
-
указы консистории и духовных правлений.
Первая подгруппа этого круга источников дает представление о нормативном положении в областях, взятых для освещения вопросов. Документы второй подгруппы позволяют проследить, как конкретизировались различные положения государственной политики в отношении приходского духовенства в Пермской епархии.
И. Деловая переписка:
1. между представителями церковных органов управления
Пермской епархии;
2. рапорты благочинных и приходских клириков.
Эти материалы имеют большое значение для изучения действия законов на местах. Они помогают восстановить сложности, возникавшие в процессе реализации политики правіггельства, отклонения от нее,
приспособление результатов законотворчества центра к местным условиям.
-
Статистические материалы - взяты в основном из клировых ведомостей уездов, располагавшихся на территории нынешней Свердловской области. Клировая ведомость на каждую церковь составлялась ежегодно и включала в себя сведения об уровне образования и профессиональной подготовки клириков, о материальных условиях их жизни, составе семей, домашнем обучении детей, о пособиях нуждающимся, а также о наказаниях духовных лиц.
-
Судебно-следственныс дела
Документы этой группы позволяют судить о взаимоотношениях клириков между собой и с прихожанами, но использование этих источников требует осторожности, так как они сообщают об экстраординарных ситуациях, а не о ''норме" во взаимоотношениях. Источников подобного рода сохранилось не очень много, а в Синод отправлялись лишь те дела, по котором местные власти затруднялись с вынесением решения, а также те, которые требовали лишения обвиняемого духовного сана.
V. Повествовательные источники: личные письма, дневники,
воспоминания, исторические, путевые и биографические очерки.
Эта наиболее "субъективная" по характеру группа источников служит дополнением к документам других групп, позволяя более зримо представить жизнь духовенства, выявить такие аспекты, которые не могли получить отражения в документах официального происхождения. Основными источниками в данном случае послужили дневники протоиерея Ф.Л.Карпинского и архимандрита Антонина (Капустина), который приложил к дневниковым записям также отрывки из семейной хроники и наброски воспоминаний, мемуарные очерки Д.Н.Мамина-Сибиряка и статьи профессора Пермской семинарии М.И.Капустина.
Подобный круг источников представляется достаточным для решения поставленных в исследовании задач.
Научная новизна работы определяется поставленными в ней целями и задачами. Впервые на уральском материале исследуется положение не только собственно духовенства, но и тех групп, которые занимали в сословии пограничное положение. Привлечение широкого круга источников, находящихся в отчасти забытых или малодоступных изданиях или местных архивах, позволило скорректировать выводы предшествующей историографии, базировавшейся на материалах Центральной России, относительно различных аспектов взаимоотношений духовенства и приходской общины, эффективности системы регулирования чис-
ленности духовного сословия, степени расхождения между официалъ-ным и реальным статусом духовенства в обществе, уровнем самооценки и самосознания духовенства как социальной группы.
Практическое значение работы. Результаты исследования, а также введенные в научный оборот источники могут быть использованы в исследованиях социально-экономических, социально-политических и культурологических аспектов истории как России в целом, так и Урала в частности, при чтении специальных вузовских курсов и составлении учебных пособий.
Апробация данных исследования. По теме диссертации опубликованы специальные работы, выполненные для международной научно-практической конференции, посвященной 400-лстию города Сургута (Сургут. 1994 г.), научных чтений, посвященных памяти великого князя Николая Михайловича (Екатеринбург, 1995), региональной научно-практической конференции "Летопись уральских деревень" (Екатеринбург, 1995).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения: списка литературы и источников и приложений. Работа изложена на 250 страницах, библиография включает 114 наименований,