Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в. Власова Анна Владимировна

Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в.
<
Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в. Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в. Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в. Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в. Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в. Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в. Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в. Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в. Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власова Анна Владимировна. Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Челябинск, 2004 193 c. РГБ ОД, 61:04-7/659

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Итоги изучения благотворительности в России 13

1.1. Дореволюционная историография благотворительности 13

1.2. Историография благотворительности 20-х - середины 80-х гг XX в 28

1.3. Историческая литература о благотворительности второй половины 80-х гг. -начала XXI в 35

Глава 2. Общественное движение на Урале в области социального призрения 48

2.1. Совершенствование традиционных форм помощи старикам и сиротам 48

2.2. Становление и развитие благотворительных обществ 61

Глава 3. Социокультурное развитие региона и благотворительность 92

3.1. Общественная благотворительность в области образования, культуры и здравоохранения 92

3.2. Мотивы благотворительной деятельности 123

Заключение 141

Примечания 147

Список источников и литературы 164

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В дореволюционной России в условиях отсутствия пенсионного обеспечения, развитого фабричного и страхового законодательства, общей социально-экономической отсталости и слабой социальной ответственности государства перед подданными добровольная бескорыстная помощь нуждающимся со стороны благотворительных организаций и частных лиц выполняла важную социальную функцию по защите экономически неактивного населения от деградации и физического вымирания; являлась показателем уровня нравственности и гуманности общества в целом. В капиталистическом обществе благотворительность, понимаемая как «целенаправленная деятельность на пользу другим» \ становится общественным явлением.

В рамках новой идеологии благотворительность рассматривалась как явление, «свойственное лишь классовому обществу», в котором она используется господствующими классами как средство к ограждению себя от потрясений 2.

В настоящее время в ходе радикальных рыночных реформ на постсоветском пространстве воссоздана социально-экономическая ситуация, в главных чертах, адекватная той, что имела место в исследуемый в диссертации хронологический период, в результате чего возникла объективная необходимость в воссоздании и института благотворительной помощи.

Сегодня, когда вновь общество разделилось по социальному признаку, а государство, отказавшись от собственности на средства производства, лишилось возможностей организации социального обеспечения, появляются многочисленные благотворительные организации и фонды, проводятся благотворительные акции в поддержку различных социальных и культурных программ.

На государственном уровне благотворительность получила официальный статус в Статье 39.3 Конституции РФ 1993 г. «Поощряются добровольное

социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности». Логическим продолжением этой политики стало принятие 11 августа 1995 г. Федерального Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятого с целью стимулирования и регулирования благотворительной деятельности. Однако большие надежды, возлагавшиеся на этот общественный институт в начале рыночных реформ, так и не оправдались. Поэтому важно обратиться к изучению опыта, накопленного в этой области в дореволюционной России, который может помочь найти более действенные организационные формы этого движения.

Вместе с тем в результате массового появления в исторической и публицистической литературе публикаций, идеализирующих социальную помощь в царской России, в обществе стали формироваться завышенные ожидания и надежды на благотворительность вообще и ее современную разновидность - спонсорство в частности.

На разработку и критическое осмысление практики благотворительной деятельности в России в предреволюционный период нацеливают и происходящие сегодня в обществе негативные процессы: появление массовой безработицы, многократный рост нищеты, почти полный отказ от государственного финансирования социально значимых сфер общественной жизни - здравоохранения, образования, культуры, коммунального хозяйства и т.п. Все это делает особенно значимым изучение различных видов и форм индивидуальной и общественной поддержки социально уязвимых слоев населения, получившей широкое развитие в дореволюционный период.

Значимость изучения истории благотворительности и меценатства на Урале заключается и в том, что анализируемый в диссертации материал позволяет выйти на широкие теоретические и практические выводы и обобщения, которые затрагивают не только прошлое, но и современное состояние меценатства и благотворительности в Уральском регионе и во всей России.

В этих условиях получение объективного представления об истории отечественной благотворительности и ее современных перспективах представляется важным как в теоретическом, так и в прикладном отношениях.

Территориальные рамки исследования. В изучаемый период Урал представлял собой относительно единый регион, куда первоначально входили Вятская, Пермская и Оренбургская, а затем добавились выделившиеся из двух последних Екатеринбургская и Уфимская губернии. Регион заметно отличался от центральной России сосредоточением на его территории горнозаводской промышленности и горнозаводского населения; пестрым этническим и религиозным составом, наличием больших изолированных сословных групп, малым удельным весом помещичьих латифундий, особыми традициями социальной поддержки. Все это дает основание выделить его в отдельный исследовательский комплекс.

Хронологические рамки диссертации охватывают вторую половину XIX -начало XX в., когда в России и в частности на Урале осуществлялся переход от традиционной организации общественных отношений к индустриальной. В этот период быстро менялась социальная структура общества, формировались основные классы буржуазного общества - пролетариат и буржуазия, резко возросла социальная и механическая мобильность населения. Все это влекло за собой необходимость в расширении и принципиальном изменении форм социальной помощи, с одной стороны, и осуществления государством активной социальной политики, в том числе и в области социального призрения - с другой.

Важным фактором развития социального призрения в России явилось формирование земств, которые, став преемниками приказов, внесли принципиально новые элементы в дело помощи нуждающемуся населению.

Изданный в 1892 г. «Устав об общественном призрении» существенно дополнил и конкретизировал законодательные основы регулирования как государственного, так и общественного призрения. Этот законодательный акт устанавливал порядок управления государственно-общественными

заведениями, распоряжения их капиталами. В первой книге Устава («Общее учреждение установлений общественного призрения и уставы заведений, им подведомственных»), отмечалось, что общее руководство делами общественного призрения в стране принадлежит Министерству внутренних дел. Общий местный надзор за исполнением положений Устава возлагался на губернаторов и градоначальников. Заведование же общественным призрением в губерниях и уездах возлагалось на земские учреждения, а там, где они отсутствовали на приказы общественного призрения. Таким образом, законодательно разграничивались функции центральной и региональной государственной власти, с одной стороны, органами местного самоуправления, - с другой.

Вместе с тем, с целью лучшего понимания динамики исторических событий автор в отдельных случаях использует и более ранние источники.

Верхней временной границей является февраль 1917 г. Пришедшее на смену самодержавию Временное правительство приступило к созданию принципиально новой системы социально-политических отношений. Было ликвидировано деление общества на сословия. Изданы декреты, освободившие общественные организации от мелочной опеки. В то же время началась полоса жесточайшего экономического и политического хаоса. Страна вступила в совершенно иную фазу развития, требующего изучения на основании постановки иных проблем, выдвижения иных гипотез и иных методологических принципов.

Цель диссертации заключается в выявлении основных тенденций развития, общих закономерностей и региональных особенностей функционирования этого общественного института.

В связи с этим автором определены следующие задачи:

- охарактеризовать конкретно исторические формы, направления и масштабы благотворительной деятельности на Урале;

- раскрыть историческую динамику и тенденции благотворительного движения, особенности их проявления в уральском регионе;

- показать место благотворительности в общей региональной системе социальной помощи и ее реальный вклад в развитие социально значимых общественных институтов в крае;

- изучить мотивы субъектов благотворительной деятельности;

проанализировать политику российских властей в отношении благотворительности в целом и добровольных благотворительных организаций в частности.

Объектом данного исследования является общественная и частная благотворительность, как составная часть общественной деятельности, направленной на поддержание экономически неактивных и социально ущемленных групп населения края, а также на развитие социально значимых общественных институтов (социального призрения, здравоохранения, образования, воспитания). В современной научной - философской, социологической, исторической литературе отсутствует единство взглядов на само понятие благотворительности, высказываются диаметрально противоположные суждения о сущности, значении, масштабах, общественной пользе этого явления. В диссертации в качестве наиболее существенных признаков благотворительной деятельности выделены ее добровольность и бескорыстность. По этой причине выполнение служебных обязанностей конкретными лицами, а также деятельность государственных и муниципальных учреждений в сфере социального призрения автор к благотворительности не относит.

Предмет исследования составляют субъекты, объекты, мотивы, основные направления и конкретные формы благотворительной деятельности в исследуемый период на Урале.

Методологической основой диссертации являются принципы историзма, научной объективности и диалектического подхода к явлениям социальной жизни, обусловливающие построение исследования в соответствии с признанием объективной закономерности исторического процесса, и требующие рассмотрения фактов и явлений в их взаимосвязи,

взаимообусловленности и развитии, безотносительно к существующей идеологической и политической конъюнктуре, личным симпатиям и антипатиям исследователя. Непосредственное применение в исследовании нашли методы системно-функционального, сравнительно-исторического, ретроспективного анализа.

Источниковая база диссертации состоит из четырех групп источников. Первую группу источников составляют официальные документы -законодательные акты и распоряжения правительства по вопросам благотворительности. Основным нормативным документом, регулирующим благотворительную деятельность в стране, был Устав об общественном призрении 3. В эту группу источников входят также «нормальные» и примерные уставы, разработанные Министерством внутренних дел для отдельных типов благотворительных организаций, а также многочисленные правила, регулирующие различные стороны благотворительной деятельности в России в конце XIX -нач. XX вв. \ В нее также включены опубликованные документы центральных благотворительных органов (Московского городского благотворительного Совета и Всероссийского Союза учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению), труды двух съездов по общественному призрению и благотворительности, носившие преимущественно рекомендательно-методический характер. Их анализ позволил выявить основные принципы государственной политики и организационной деятельности по регулированию благотворительности в России в конце XIX - начале XX вв.

Вторую группу источников представляют документы благотворительных организаций (уставы, отчеты, протоколы заседаний правлений и общих собраний членов), являющиеся наиболее массовым и значимым источником по теме. К этой группе отнесены также юбилейные обзоры и очерки деятельности, издаваемые самими обществами. Этот комплекс источников дает представление о характере и содержании конкретной деятельности благотворительных организаций, социальном и ином составе их членов, видах

и размерах, направлениях их деятельности, источниках финансовых поступлений, методики принятия исполнительских решений. 5. Опубликованные сведения о работе благотворительных учреждений содержатся в различных справочниках, адрес - календарях, уставах и отчетах организаций. Материалы, касающиеся социального обеспечения населения, опубликованы в таких сборниках как: «Систематический сводный сборник постановлений Уфимского губернского земского собрания за 35-летие. 1875-1909 гг. 1 учредительная 1-35 очередные и 1-42 чрезвычайные сессии», «Доклады Екатеринбургской уездной земской управы XXI очередному земскому собранию» 1890 г., «Сметы доходов и расходов на потребности Челябинского уездного земства», «Журналы Челябинского уездного земского собрания 1-й чрезвычайной и 1-й очередной сессии». 1913 г., «Журналы Пермского губернского земского собрания. Третьей очередной сессии (1872г.), «Оренбургское губернское земское собрание». 12 декабря 1913г., «Пермские губернские ведомости» и т.п.

Третья группа источников представлена материалами социологических и статистических обследований российских благотворительных учреждений, позволяющих проследить динамику роста благотворительных учреждений, участие различных сил в благотворительном движении, выявить приоритетные направления этой деятельности.

В четвёртую группу выделены материалы периодической печати. В России на рубеже XIX-XX веков выходили специальные журналы, посвященные благотворительности, ее различным видам: «Детская помощь» (1885-1894), «Вестник благотворительности» (1897-1902), «Трудовая помощь» (1897-1917), «Призрение и благотворительность в России» (1912-1917), содержащие многоплановую информацию о различных сторонах благотворительной деятельности. Вопросы благотворительности неизменно присутствовали и на страницах газет. Общие обзоры печатались в журналах «Вестник благотворительности», «Вестник Оренбургского учебного округа», «Оренбургские епархиальные ведомости», «Трудовая помощь», «Уральское

хозяйство», «Русская школа», «Пермские губернские ведомости», «Оренбургские губернские ведомости»; исторические очерки о благотворительности уральского края встречаются в газетах:

«Екатеринбургская неделя», «Пермская земская неделя», «Уральская жизнь», «Уральский край», «Зауральский край», «Наш Урал», «Урал».

Наряду с опубликованными материалами в диссертации использованы документы Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО).

Уникальная информация содержится в фондах Центрального Государственного исторического архива Республики Башкортостан. В ЦГИА РБ ф. 385 Оренбургский приказ общественного призрения содержит 37 дел. Особый интерес представляют журналы приказа, включающие сведения о его взаимодействии с городской полицией, Оренбургской удельной конторой, Оренбургской городской думой; распоряжения относительно призрения нуждающихся, посылавшиеся в подведомственные заведения; рапорты и отчеты о расходах и приходах денежных сумм, поступавшие из богаделен и больниц и т.п. Также были рассмотрены: ф.И-1 - Оренбургское губернское правление, ф. И-2. Канцелярия оренбургского генерал губернатора (1769-1878), ф. И-117 - Уфимская женская гимназия, ф. И-119 - Уфимская мужская гимназия, ф. 384. - Уфимское наместническое правление (1784-1842).

Часть исследования составили материалы, хранящиеся в Государственном архиве Оренбургской области (ГАОО). Наиболее важными для раскрытия темы являются документы 6 и 10 фондов ГАОО, содержащие сведения о деятельности Оренбургского приказа общественного призрения; статистические данные о расходах и доходах приказа, количестве призреваемых, информацию о благотворительных заведениях Оренбургской губернии и их штатах. Среди других фондов ГАОО следует назвать Ф. 41-Оренбургской городской управы, Ф. 3 - Оренбургской губернской земской

управы, Ф. 13 - Оренбургского губернского по крестьянским делам присутствия, Ф. 15 - Оренбургского губернского по городским и земским делам присутствия, Ф. 179 - Оренбургского епархиального женского монастыря г. Оренбурга (Успенского женского монастыря).

Наиболее важными в раскрытии проблематики темы представляются использованные в диссертационной работе материалы Государственного архива Свердловской области (ГАСО). Немалый интерес для нас представили фонды, имеющие отношение к развитию образования на Урале: ф. 4 -Екатеринбургская Алексеевская женская гимназия (1903-1918), содержащий 266 дел, ф. 48 - Екатеринбургское горное попечительство детского приюта Нурова (1856-1917), содержащий 54 дела, ф. 70 - Екатеринбургская 1-я женская гимназия (1885-1918), ф. 82 - Екатеринбургская торговая школа (1903-1918), 46 дел, ф. 83 - Екатеринбургское 2-е высшее начальное училище (1887-1919), ф. 90 - Екатеринбургское Алексеевское реальное училище, ф. 93 - Уральское горное училище, ф.735 - Вяткинская начальная церковно-приходская школа (1889-1915), ф. 747 -Шадри некая начальная церковно-приходская школа и др.

Важными для раскрытия темы являются документы Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО): ф.1 - Челябинская городская дума, ф.З - Челябинская городская управа, ф.9 - Челябинская уездная земская управа; ф. 20 - Управление Златоустовского горного округа.

Привлечение разнохарактерных документов и материалов позволили осветить основные вопросы диссертации более полно и разносторонне.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые проанализированы конкретно-исторические формы благотворительности, их соотношение с существующими теоретическими моделями; определены место и роль данного института в социальной политике и системе социального призрения на Урале.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и материалы диссертации могут быть использованы в разработке общих и специальных учебных курсов по истории Отечества, по истории

благотворительности, культуры, предпринимательства, социальной работы, истории Урала, а также при написании трудов обобщающего характера.

Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы исследования были изложены в докладах на международной научной конференции: «Развитие добровольческого движения в Челябинской области» (Челябинск, 2000), на Всероссийской научно-практической конференции «Милосердие и благотворительность в российской провинции» (Екатеринбург, 2002); на региональных научных конференциях: «Социально-экономическое развитие региона: проблемы и пути решения в условиях рынка» (Челябинск, 1999), «Проблема устойчивого развития общества переходного периода на рубеже веков» (Челябинск, 2001), «Экономика и социум на рубеже XX-XXI веков» (Челябинск, 2001), «Россия на пути реформ: подводя итоги XX столетия» (Челябинск, 2001), «Экономика и социум на рубеже веков» (Челябинск, 2002), «Социально-экономические проблемы региона в XXI столетии». (Челябинск, 2002).

Публикации. По результатам исследования опубликованы 8 работ общим объемом 3,2 печатных листа.

Структура диссертации. Структурно диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы.

Дореволюционная историография благотворительности

Российская благотворительность в отечественной историографии стала объектом пристального изучения с 60-х годов XIX века, что вызвано, на наш взгляд, дальнейшими изменениями в общественном сознании на фоне буржуазных реформ в России. К рубежу XIX-XX веков, когда вопросы общественного призрения и благотворительности стали особенно занимать как российское общество, так и правительство, ряд граждан России, имевших в силу социального или профессионального статуса, то или иное отношение к разработке нормативной базы и практической работе по организации социального призрения, а также представители различных отраслей науки, сочли своим долгом провести работу по систематизации в виде каталогов, либо кратких библиографических указателей, всей литературы, изданной к этому моменту в России и за рубежом по различным аспектам российской благотворительности.

В пореформенный период вопросам общественного призрения и благотворительности уделялось достаточно большое внимание, о чем свидетельствуют библиографические издания, называющие многочисленные публикации, относящиеся ко второй половине XIX в. 6 Значительная часть дореволюционной литературы по теме представлена публикациями в периодике и, прежде всего в специальных журналах, которые одновременно могут рассматриваться как исторические и историографические источники. Тематика статей разнообразна. Среди них работы по истории благотворительности, статьи теоретического характера, в которых рассматривались вопросы организации благотворительности, деятельности филантропических учреждений.

Особый интерес к изучению и обобщению опыта государственного благотворения объясняется рядом серьёзных причин. Во-первых, с момента начала активного становления системы государственной помощи нуждающимся, это направление в благотворении становится на долгое время главным, имевшим на начальном этапе даже задачу вытеснения частного элемента в связи с непомерным ростом профессионального нищенства. Во-вторых, несмотря на длительное отсутствие специального органа, координирующего и контролирующего дела призрения и благотворения в центре, наличие с 1775 года и далее таких органов в губерниях и оговоренная законом жесткая подотчетность всех благотворительных учреждений и заведений привели к накоплению весьма значительного статистического материала именно по линии государственного благотворения. И, в-третьих, преобладание внутри упомянутой системы учреждений и заведений со статусом «на особых основаниях управляемых», которые, по замыслу должны были носить характер полугосударственных — полуобщественных учреждений означало как монополию государственного подхода в их деятельности, так и первоочередное финансирование за счёт казны и различных поступлений.

Историко-статистический подход преобладал и в публикациях, посвященных исследованию отдельных проблем в области как государственного, так и общественного благотворения: мероприятий правительства и законодательства , деятельности органов самоуправления на благотворительном поприще 8; внутрисословной благотворительной помощи 9. Кроме того, в постреформенное время в работах, посвященных земскому и городскому общественному самоуправлению, тема организации, сущности и проблем общественного призрения становится обязательным атрибутом исследования.10

Совершенствование традиционных форм помощи старикам и сиротам

Во второй половине XIX — начале XX вв. основные финансовые потоки частной и общественной благотворительности были направлены на призрение детей и стариков, что нашло отражение в организации сети детских приютов и богаделен. Гораздо меньше внимания и средств уделялось другим слоям обездоленного населения, в том числе безработным и инвалидам. Впрочем, общественные организации предпринимали попытки оказания помощи и этим категориям населения.

Особенность положения закрытых учреждений для одиноких престарелых людей и детей-сирот заключалась в том, что по отношению к ним государство и отчасти церковь признавали обязательность социального призрения. После губернской реформы 1775 г. содержание богаделен и сиротских приютов входило в обязательные расходы приказов общественного призрения, а затем по мере создания земских учреждений содержание данных учреждений становилось обязательной составляющей деятельности земств. Устав об общественном призрении рекомендовал открывать богадельни волостным обществам, горнозаводчикам, учреждениям, «на особых основаниях управляемым». Немало богаделен содержалось на средства Синода, МВД, других министерств и ведомств. То же можно сказать и о некоторых других социальных учреждениях закрытого типа, прежде всего, о сиротских детских учреждениях. Большая часть их них создавалась на бюджетные, а не на благотворительные деньги. С другой стороны, как показало исследование Е.Е. Задворновой, абсолютное большинство из них не смогли бы существовать только на бюджетные средства. Например, обе имевшиеся в ведении Оренбургского приказа общественного призрения богадельни,

Шапошниковская и Деевская, были основаны и содержались на вклады лиц, чьими именами они впоследствии были названы. ш Поэтому, говоря о благотворительности в области закрытого призрения, следует обязательно различать социальное призрение, с одной стороны, и собственно благотворительность - с другой.

По всероссийской переписи 1897 г. нищие, бродяги, странники, богомольцы, гадалки и т.п. составили группу 362,5 тыс. человек (159735 мужчин и 203448 женщин). Кроме того, переписью было учтено 316,6 тыс. лиц, не указавших своих занятий и средств к существованию. По некоторым оценкам, число нищенствующих в России превышало 0,5 млн. человек (всего нуждающихся в постоянной социальной помощи было не менее 5 млн. человек). Как показывают сведения Статистического отдела канцелярии по учреждениям императрицы Марии за 1901 г., всего в России функционировали 2393 богадельни, располагавшие собственной недвижимостью на сумму в 41 млн. руб. и капиталами в 53 млн. Годовые расходы составили около 8 млн. Помощью богаделен воспользовались 670 тыс. человек. Однако, несмотря на внушительные количественные показатели, качество обслуживания оставалось крайне низким. Простой подсчет показывает, что в год на одного содержащегося в богадельне тратилось менее 12 руб., или менее одного рубля в месяц, то есть втрое ниже той минимальной суммы, о которой мечтали организаторы социального призрения. 114

По данным «Пермского адрес-календаря и памятной книжки на 1907 г.», в Пермской губернии имелось 37 богаделен, из которых 15 находились в городах, 12 — в заводских поселках, 10 — в деревнях и селах. К сожалению, данные, приводимые в «Адрес-календарях», являются неполными, так как в них размещались сведения только о тех благотворительных организациях, которые эту информацию прислали.

Общественная благотворительность в области образования, культуры и здравоохранения

Во второй половине XIX — начале XX вв. благотворительные капиталы играли значительную роль в финансировании духовных, учебных и медицинских учреждений.

Церковь с давних пор притягивала к себе благотворительные пожертвования. Довольно долгое время благотворительная помощь церквям и монастырям была доминирующей среди остальных форм частной и общественной благотворительности. Во второй половине XIX в. внимание общества в значительной мере переключилось на другие объекты. Произошло это далеко не сразу, поэтому в 50 — 70-е гг. XIX в. большие денежные потоки благотворительной помощи по-прежнему направлялись и распределялись церковными учреждениями. Начиная с 80-х гг. большая часть внимания и финансовых средств стала доставаться светским богадельням и приютам. Тем не менее, благотворительность по отношению к церкви сохранилась и даже приобрела новые формы. Несмотря на то, что в конце XIX — начале XX вв. строительство церквей на благотворительные средства потеряло прежний размах, оно имело (ф место. В ряде городов Урала местное купечество продолжало вкладывать средства в эту отрасль, особенным пристрастием к сооружению церквей славилось кунгурское купечество, причем эта традиция уходила своими корнями в XVIII в. В 1755-1761 гг. кунгурский купец И.М. Хлебников построил каменный Успенский храм, а в 1768-1781 гг. он воздвиг Спасо-Преображенский храм 158. Во второй половине XIX — начале XX вв. кунгурские предприниматели продолжили дело своих предков. В 1847 г. на средства купца Ф.Л. Шмакова была сооружена кладбищенская Всесвятская церковь. В 1887 1890 гг. вокруг храма по инициативе старосты, купца Д.И. Елтышева, воздвигнута каменная ограда, большая часть необходимых средств (1 тыс. руб.) была пожертвована купцом И.Е. Кобелевым.

В 1860 г. в Кунгуре была освящена Скорбященская церковь, построенная на пожертвованный купцом П.Е. Кузнецовым капитал в размере 24 тыс. руб. серебром. Этих средств хватило на строительство церкви, ее украшение и на содержание причта. В 1889 г. А.К., Г.К. и А.Г. Кузнецовы пожертвовали этой церкви 6 тыс. руб., еще 3 тыс. руб. поступило от купца С.Н. 0 Чуватова. Кроме того, в разные годы церкви были пожертвованы 4 дома. В начале 1880-х гг. была полностью перестроена Тихвинская церковь. В ходе строительства было израсходовано более 70 тыс. руб., большую часть которых пожертвовали купцы А.С. и А.С. Губкины, И.Т. и А.С. Ковалевы, Н.М. и Ф.С. Столбняковы. Многие купцы пожертвовали не только деньги, но и вещи. Например, Алексей Губкин подарил храму колокол в 700 пудов 159. Во второй половине XIX в. неоднократно на пожертвования купцов П.В. Васильева, А.С. Губкина, Е.С. Зырянова, И.И. Рязанова, ремонтировался и перестраивался один из главных кунгурских храмов — Иоанно-Предтеченский. В 1889 г. на средства купца А.П. Чулошникова была полностью обновлена его храмовая живопись. В 1892 г. началась его капитальная перестройка, стоившая более 120 тыс. руб. серебром. Эти средства предоставил потомственный почетный гражданин Александр Григорьевич Кузнецов, который кроме вышеупомянутой суммы передал на содержание храма еще 10 тыс. руб. "її серебром. В 1896-1917 гг. на средства купцов Пономаревых был построен каменный Богоявленский собор, имевший три придела.

Похожие диссертации на Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX в.