Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Степанов, Игорь Ильич

Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии
<
Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанов, Игорь Ильич. Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Степанов Игорь Ильич; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2012.- 248 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/782

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I Теоретические основы исследования социального служения РПЦ в Рязанской епархии в конце XIX - начале XX вв . 18-71

Раздел II Деятельность РПЦ в Рязанской епархии в области призрения и оказания различных видов помощи нуждающимся 72-121

Раздел III Деятельность РПЦ в сфере воспитания и образования на территории Рязанской епархии 122-168

Заключение

Приложения

Используемые источники и литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется её многофакторностью. Наличие большого количества нерешенных социальных проблем в современном российском обществе и активная помощь государству со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ) в решении этих проблем делает рассматриваемую тему особенно своевременной и значимой.

Призванием исторической науки является забота о приращении исторических знаний о прошлом, и, в частности, о развитии системы социальной помощи населению, доли участия в этом процессе государства, общества и Церкви.

Изучение практики социального служения РПЦ в российском государстве в конце XIX– начале XX вв. расширяет знания об истории нашей страны, истории её народов и их религиозной культуре, традициях социального служения, а также позволяет с учетом современных условий применять имеющийся опыт.

Опыт социального служения РПЦ должен изучаться конкретно и обстоятельно, по мнению автора, в преломлении на местном уровне. Необходимо убедиться в том, что та или иная форма социального служения на практике, действительно, была эффективной и способствовала оказанию различных видов помощи населению, несла позитивный заряд духовно-нравственного совершенствования, способствовала развитию отечественной культуры. В данной работе социальное служение РПЦ рассматривается на примере Рязанского края.

Исследование данной темы диссертации актуализируется тем, что среди современных исторических исследований отсутствуют самостоятельные работы, посвященные социальному служению РПЦ в Рязанской епархии в конце XIX – начале XX вв. В связи с этим необходимо восполнить пробел в изучении, анализе и обобщении трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике с учетом указанных временных и территориальных рамок.

История социального служения в Рязанской епархии в рассматриваемый период имеет актуальное значение для понимания процессов, которые на современном этапе развития характеризуют социальную деятельность РПЦ, в условиях, когда государство практически делегировало Церкви целый ряд направлений и сфер социальной деятельности.

Таким образом, актуальность данной темы исследования определяется:

потребностью исторической науки в приращении знаний о развитии российского государства, общества и Православной Церкви, а также об опыте соработничества государства и Церкви, имеющем важное значение для развития культурной, социально-экономической и политической жизни нашего государства в целом;

многоплановостью, спецификой и сложностью решения социальных проблем российского общества в период конца XIX – начала XX вв.;

отсутствием в исторической литературе специальных работ по заявленной теме и неизученностью социального служения в Рязанской епархии;

потребностью в обобщенных, систематизированных сведениях по данному вопросу и необходимостью выработки единой позиции ученых и практиков в отношении теории вопроса, а также определения понятия «социальное служение»;

потребностью в оценке социальной деятельности РПЦ, политики российской государственной власти по отношению к Церкви в Рязанской области - для понимания отношений, складывающихся между российским государством и различными вероисповеданиями на современном этапе развития, в условиях, когда государство выстраивает отношения с конфессиями, действующими на территории России;

необходимостью оценки исторического опыта в качестве основания для модернизации нормативно-правовой базы государства по вопросам социальной деятельности РПЦ и взаимодействия Церкви и современного государства;

потребностью глубокого научного исследования системы социального служения, сложившейся в нашей стране в конце XIX– начале XX вв.;

непреходящей научной и социально-политической значимостью изучения истории взаимоотношений государства, общества и Церкви, являющейся составной частью российской истории и истории российской культуры;

дискуссионностью заявленной темы исследования;

социальной и политической потребностью посредством науки извлекать из прошлого опыт и формулировать исторические уроки с целью избежать повторения допущенных ранее ошибок.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX века по 1917 гг. Нижняя временная граница определяется расцветом социального служения Русской Православной Церкви во всех его направлениях, видах и формах, включая исполнение делегированных государством функций. Верхняя граница хронологических рамок обусловлена завершением этапа огосударствленной социальной деятельности РПЦ: после вступления в новую историческую эпоху в России не осталось места даже для самых социально-значимых проявлений социального служения, миссионерской деятельности РПЦ.

Объектом исследования является Рязанская епархия как единица административного управления РПЦ, объединяющая епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри данной территории в конце XIX – начале XX вв.

Предмет исследования: содержание и организация социального служения РПЦ в Рязанской епархии, определение его места и роли в государственной и общественной жизни России в исследуемый период.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении положительных и отрицательных тенденций в развитии церковно-государственных отношений в изучаемый период в их взаимосвязи с социальной активностью РПЦ и теми конкретными формами, которые она принимала в исследуемый период на примере Рязанской епархии.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

- дать характеристику источникам и литературе, имеющим отношение к теме диссертационного исследования;

- систематизировать научные данные по исследуемой проблеме, определить содержание социального служения РПЦ в Рязанской епархии в указанный исторический период;

- сопоставить данные по практике социального служения Рязанской епархии в заявленный период с современными задачами соработничества государства и церкви;

- раскрыть специфику направлений, видов, форм, содержания и эффективности социального служения церкви в социальной, культурной, духовно-нравственной жизни общества;

- охарактеризовать материальное и правовое положение православной церкви и ее место в структуре российского общества вообще и на примере Рязанской епархии;

- выявить роль РПЦ как организатора сословной взаимопомощи на примере рязанского духовенства;

- рассмотреть социальную помощь, организованную и оказывавшуюся духовенством бедным учащимся учебных заведений, находившихся в ведении Церкви, на примере Рязанской епархии;

- определить значение церковно-приходской благотворительности для оказания необходимой социальной поддержки нуждающимся на примере Рязанской епархии;

- изучить благотворительную деятельность православных церковных братств Рязанской епархии;

- исследовать социальное служение православных монастырей Рязанской епархии;

- обобщить и оценить значение церковно-приходской и монастырской благотворительности для нуждающихся слоев населения;

- определить степень и роль участия РПЦ в деле становления народного образования на примере Рязанской епархии;

- изучить, проанализировать и выявить особенности организации православной церковью социальной помощи пострадавшим в годы народных бедствий (голода, войн, эпидемий) на примере Рязанской епархии;

- cформулировать выводы, извлеченные исторические уроки и разработанные практические рекомендации по использованию опыта РПЦ в Рязанской епархии в деле социального служения с учетом современных условий.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных исторических принципов и методов исследования.

В работе была использована комплексная методология исследования, включившая в себя:

обзор источников и их систематизацию;

исторический анализ событий;

ценностный подход к оценке исторических событий;

сравнительный анализ оценки событий с точки зрения участия в них разных представителей общества, включая религиозных деятелей рассматриваемого периода.

В данном диссертационном исследовании при решении поставленных задач, автор придерживался основных принципов исторической науки: объективности, историзма, системности, признания причинно-следственных связей событий и явлений, важной роли объективных факторов социального подхода.

В исследовании были использованы такие методы как классификационный, актуализации и периодизации, а также проблемно-хронологический подход.

В качестве конкретных методов работы были использованы следующие исторические методы исследования: сравнительный, аналитический, типологический, хронологический и метод периодизации.

Принцип историзма позволил не проецировать современные взгляды и оценки на события и явления изучаемого периода. Системно-аналитический метод позволил рассматривать историческую реальность как совокупность взаимодействующих объектов, аспектов, идей.

В исследовании использована также совокупность специальных методов архивоведения и источниковедения.

Степень научной разработанности проблемы в исторической литературе. При подготовке диссертации автор опирался на публикации отечественных и некоторых доступных зарубежных историков – светских и церковных: Е.Е. Голубинского, А.П. Доброклонского, С.Г. Рункевича, Н.А.Руновского, П.В. Знаменского, В.О. Ключевского, В.Ф. Барсова, Ф.В. Благовидова, Б.В. Титлинова, В.Н. Кудрявцева, А.А. Папкова, А.С. Пругавина, м.Макария (Булгакова), Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, А.В. Карташова, А. Шмемана, Н. Тальберга, И. К. Смолича, Г. Флоровского, А.С. Сенина, Д. Поспеловского, Ю. Освальта, С.В. Римского, А.Ю. Полунова, А.В. Сушко, Н.П. Сенько, М.И.Одинцова, К.А. Соловьев, Т.Б. Черемицыной, А.П. Афиногентовой, Л.В. Субботиной, И.С. Волкова, А.И. Пешкова, В.В. Панюковой, В.П. Сидорова, М.В. Никулина, С.И. Алексеевой, О.В. Князевой, Т.А. Дубровской, О.Н.Субаевой, О.В. Решетникова, С.Г. Зубановой, В.А. Федорова, А.В. Штепы, Н.П. Рузановой, о.Л.Л. Махно, А.В. Логинова, Н.Д. Патюлиной.

В первую очередь – это исследования, в которых изучалось положение РПЦ в российском обществе, отношение государственной власти к Православной Церкви в период империи, а также работы, посвященные различным аспектам социального служения.

Отдельно рассмотрены в работе диссертационные исследования, которые можно рассматривать как неопубликованные, индивидуальные монографические работы.

Отмечая значительный вклад отечественных и зарубежных специалистов в разработку различных аспектов заявленной темы исследования, приходится констатировать, что в исторической литературе отсутствует системное описание сущности, принципов, направлений, форм и методов, а также эволюции социального служения РПЦ в Российской империи на территории Рязанской епархии в конце XIX – начале XX вв.

Несмотря на то, что в конце XX-начале XXI веков появились серьезные работы по некоторым аспектам социального служения РПЦ, в них, однако, как правило, отсутствует социально-исторический аспект исследования социального служения и анализ государственно-церковных отношений в данный период.

Всесторонне тема социального служения РПЦ в Рязанской епархии в конце XIX – начале XX вв. в исторической науке не освещалась. На сегодняшний день нет научного труда, освещающего роль Рязанской епархии в истории социального служения Русской Православной Церкви.

Учитывая актуальность и значимость темы, её недостаточную разработанность в исторической науке, наличие неопубликованных документов и материалов, необходимость нового подхода к осмыслению исторического опыта, возникает потребность в продолжении научного поиска в данном направлении.

Источниковая база исследования. Решение задач, поставленных в диссертации, потребовало обращения к разнообразному кругу опубликованных и не опубликованных источников.

Использованные в диссертации опубликованные источники условно можно разделить на несколько групп.

В первую группу источников вошли официальные документы - законы, своды законов, уставы, уложения, постановления правительства, царские указы и манифесты, а также епархиальные распоряжения.

Вторая группа источников представлена опубликованными документами и статистическими материалами, раскрывающими материальное положение приходов РПЦ, осуществлявших различные социальные проекты.

Третья группа использованных в диссертации источников – это материалы периодической печати России XIX века, а также современные научные, научно-публицистические и краеведческие периодические издания.

Четвертую группу опубликованных источников составила справочная литература и энциклопедические издания.

Что касается неопубликованных документов, то они представлены архивными документами и материалами. Диссертация написана на основе документов 3-х российских архивов (РГИА, РГАДА, ГАРФ, ГАРО) и опубликованных источников.

Особую ценность представляют архивы Рязанской области: в первую очередь, это фонды: Рязанского епархиального миссионерского совета г. Рязани (Ф. 957), Совета дома трудолюбия и призрения неимущих г. Рязани (Ф. 261), Уездных комитетов попечительства о народной трезвости (Касимовского (Ф.879), Михайловского (Ф.878), Спасского (Ф.146), Рязанского (Ф.145); Рязанской Духовной Консистории (Ф.627), Рязанского Губернского присутствия по делам духовенства (Ф. 958), Правления эмеритальной кассы рязанского духовенства (Ф. 868), Рязанского губернского епархиального училищного совета (Ф.632), Рязанского дома трудолюбия и призрения неимущих (Ф.261), Рязанского губернского попечительства детских приютов (Ф.68), Комитетов по сбору и распределению пожертвований в пользу пострадавших от неурожая (Пронский уездный комитет и рязанский епархиальный комитет) - Ф. 1125 и др. Заметим, что в диссертации имеется значительное количество архивных документов, которые диссертант вводит в научный оборот впервые.

Представленные в работе архивные документы и материалы являются репрезентативными, они отражают реальные факты и события, позволяют раскрыть различные стороны избранной проблемы и служат основой для объективного освещения темы диссертации.

Научная новизна диссертационной работы определяется, прежде всего, тем, что впервые в отечественной исторической науке изучена самостоятельная научная проблема социального служения Русской Православной Церкви в Рязанской епархии в конце XIX - начале XX вв.:

впервые в исторической науке комплексно проанализирована научная проблвма – влияние духовно-нравственной православной традиции на культуру российского общества; систематизирован разнообразный исторический материал по содержанию и организации социального служения в епархии, позволивший получить обобщенное представление о состоянии социального служения в России в целом и о социально-исторической роли епархии в решении социальных проблем общества;

в научный оборот введены новые архивные документы и материалы по данной проблематике, характеризующиеся своей репрезентативностью, раскрываются основные этапы развития историографии и источниковой базы исследования;

сформулировано авторское определение «социальное служение епархиального уровня», предложена и обоснована классификация социального служения, дана оценка современной практике социального служения в соотнесении ее с исторической традицией;

обосновано утверждение о том, что социальное служение РПЦ, особенно в чрезвычайных ситуациях, связанных с периодами испытаний и войн, являлось часто практически единственным видом социальной помощи населению;

сформулированы исторические уроки и практические рекомендации, направленные на использование соответствующего исторического опыта в современных условиях. В частности, на основании обобщения исторических данных и фактов сформулированы рекомендации относительно необходимости соблюдения компетентностных границ государства и РПЦ в выборе сфер и видов социальной деятельности;

обосновано, что от характера государственно-церковных отношений в разные исторические периоды зависел масштаб социальных компетенций духовенства как социальной группы; степень близости или отчуждения Церкви и государства влияла на формирование различных направлений, видов и форм социального служения РПЦ (в том числе – на уровне епархии);

Теоретические основы исследования социального служения РПЦ в Рязанской епархии в конце XIX - начале XX вв.

В данном разделе нашего исследования рассмотрим с теоретической и практической точек зрения конкретно-исторические, социально-политические условия развития социального служения; охарактеризуем содержание социального служения во всей совокупности его направлений, видов, методов и форм; проанализируем различные подходы исследователей к определению понятия «социальное служение».

Кроме того, нам представляется целесообразным в данном разделе сформулировать авторское определение «социальное служение епархиального уровня»; представить и обосновать периодизацию (5 периодов) исследований, касающихся данной проблематики; рассмотреть историографию, а также состояние источников по теме диссертации. Научный интерес историков к проблеме социального служения РПЦ и конкретно - Рязанской епархии определяется значимостью места и роли вероисповеднического компонента в государственной и общественной жизни России.

Понятие «социальное служение» определяется как общественное, служение, относящееся к жизни людей и их связям в обществе, в данном контексте как «непрестанное служение Богу и людям»1. Понятийный аспект данной темы раскрывается такими категориями, как: «социальное служение - социальная деятельность, социальная работа», социальная активность, социальная среда, социальное положение, социальная помощь, социальные конфликты, общественное неравенство, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Социальное служение Русской Православной Церкви определяло жизнь российского народа. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» стали тем документом, который отразил общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом, а также четко сформулировал, какие социальные сферы являются областями соработничества Церкви и государства в нынешней исторический период, а именно: а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; б) забота о сохранении нравственности в обществе; в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры; е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений; ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственной воспитание; з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы; и) наука, включая гуманитарные исследования; к) здравоохранение; л) культура и творческая деятельность; м) работа церковных и светских средств массовой информации; н) деятельность по сохранению окружающей среды; о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества; п) поддержка института семьи, материнства и детства; р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества (см. Приложение № 1).

Соработничество Церкви и государства представляется также возможным в ряде других сфер в тех случаях, когда оно служит интересам народа, Церкви и государства1. Перечисленные направления социального служения сложились на протяжении всей истории Русской Православной Церкви. Данный документ определяет области соработничества государства и Церкви, призывает православную паству к «участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности»1.

Пример истинного социального служения ближнему мы видим в Святом Евангелии словами Спасителя: «...алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих Братьев моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36,40).2

Профессор А.И. Осипов так трактует понятие «социальное служение»: «церковная социальная деятельность может только в том случае быть служением Церкви (а не мирской деятельности) и принести духовное благо людям, когда она будет основана на искреннем стремлении ее служителей исполнить главную заповедь Евангелия...Ибо апостол Павел писал: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»3.

Первые шаги, рассчитанные на создание государственной системы социальной поддержки отдельных категорий населения, были отражены в указе Петра I №1856 от 8 июня 1701 г. «Об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых».

В настоящее время РПЦ рассматривает церковное социальное служение как благотворительную социальную работу, которая с апостольских времен являлась второй важнейшей, после совершения богослужений, стороной христианской жизни.

В данном, теоретическом, разделе уместны полемические замечания автора диссертации относительно некоторых высказываний и определений, характеризующих теоретические аспекты научной проблемы социального служения РПЦ. Так, например, автор выражает несогласие с теми исследовательскими подходами, которые излишне теоретизируют область социального служения РПЦ, используют достаточно сложную терминологию в обозначении направлений социального служения (микродименциональная диакония и макродименциональная диакония).

В научно-исторической школе Социального университета с 1995 года применяется следующее научно-обоснованное определение социального служения, которое характеризует его, как безвозмездную и бескорыстную социальную деятельность человека (или группы людей), общественной организации или какого-либо другого добровольного объединения единомышленников, Церкви, нацеленную на оказание социальной помощи нуждающимся в различных направлениях: (духовно-нравственном, психологическом, воспитательном, исправительном, трудовом; образовательном, культурно-просветительском и проч.), реализующихся в различных ее видах (борьба с нищенством, попрошайничеством и тунеядством; противодействие безграмотности и безпризорности; помощь инвалидам, больным и раненым; помощь вдовам и сиротам, а также священнослужителям, ушедшим «на покой»; повышение духовно-нравственной культуры общества и проч.), которые в свою очередь, воплощаются в жизнь в определенных организационных формах (церковно-приходские-школы, воскресные школы; православные гимназии; православные издательства; трудовые артели; богадельни и приюты для престарелых и немощных; дома трудолюбия; сиротские дома; общества любителей духовной поэзии, музыки и проч).

Деятельность РПЦ в Рязанской епархии в области призрения и оказания различных видов помощи нуждающимся

Прежде, чем мы дадим характеристику состоянию социального служения в исследуемый период в целом, а также по приходам Рязанской епархии, охарактеризуем городскую жизнь и саму Рязанскую епархию по состоянию на конец XIX — начало ХХвв. При этом мы будем иметь в виду, что Епархия (от греч. єяархіа) в христианской церкви — административно-территориальная единица во главе с епископом (архиереем). Устав РПЦ определяет епархию как местную церковь, возглавляемую архиереем и объединяющую епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, Духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии. Структура управления Русской Православной Церковью до 1917 года, которую мы приводим в Приложении № 2, наглядно демонстрирует уровень епархиальной власти в исследуемый нами исторический период: над епархией, возглавляемой архиереем, руководящий орган - Святейший Правительствующий Синод и его Канцелярия, Обер-прокурор и Канцелярия, и вершина церковной власти -глава РПЦ - Император.

Представляется интересным сравнить масштаб Рязанской епархии конца XIX — начала XX вв. и ее современную структуру и состояние (она имеет теперь название Рязанской митрополии - см. Приложение № 6). Также для современного исследователя истории Православной Церкви в целом представляет научный интерес сравнение параметров внешнего состояния РПЦ в конце XIX века и в настоящее время (см. Приложение № 4). Как видим из приводимой статистики, после 70-летней разрухи XX века Церковь восстанавливается не так быстро. При увеличении количества епархий (с 63 до 244), количество храмов уменьшилось на 16 000, священнослужителей -примерно на 30 000, духовных училищ - на 147, семинарий - па 18.

Со времени своего основания Рязанская епархия называлась Муромской и Рязанской. После перенесения епископской кафедры на Рязанскую землю она именовалась Рязанской и Муромской. С 1764 епархия стала называться Рязанской и Шацкой, с 1799 — Рязанской и Зарайской, с 1928 — снова Рязанской и Шацкой, с 1944 — Рязанская и Касимовская. На рубеже XIX — XX столетий Рязанская епархия была одной из крупнейших в России. По данным 1910 года, в ней насчитывалась 931 действующая церковь, 23 монастыря, большое количество церковно-приходских и монастырских школ, и других духовных заведений.

Заметный след в общественной и культурной жизни Рязани оставила деятельность русского писателя-сатирика и революционного демократа М. Е. Салтыкова-Щедрина, который в период подъема общественного движения в стране (1858-1860) занимал в Рязани пост вице-губернатора. С именем М.Е. Салтыкова связано развитие первой публичной библиотеки, он являлся членом попечительского библиотечного совета и пожертвовал туда часть своих книг, был одним из инициаторов постройки нового каменного здания для театра. Театр играл большую роль в культурной жизни города. В его репертуаре прочное место заняли величайшие произведения передового драматургического искусства.1

В 1869г. в Рязани открылось одно из первых в России училищ для подготовки сельских учителей, преобразованное в 1878 г. в Александровскую учительскую семинарию. Ежегодно семинария выпускала 25 человек. Рязань к последнему десятилетию XIX века стала крупным железнодорожным узлом. В 1890г. было осуществлено строительство железнодорожного вокзала. Появление паровозов повлекло за собой увеличение грузооборота, который стал превышать 19 млн. пудов в год. Пристань Рязань была к концу XIX века крупным перевалочным пунктом: она принимала речные грузы и передачи их на товарные составы до Москвы. С железнодорожных станций ежегодно отправлялось до 12 млн. пудов различных грузов. Среди них нефть (11 млн. пудов), лесные материалы (3 млн. пудов), руда, мануфактура, железные изделия и др. В начале XX века века город имел 15 площадей, 54 улицы, 14 переулков. Его площадь занимала 12 км.1

Вместе с тем, в Рязани в исследуемый нами период было значительное количество социально-бытовых проблем. Например, недостаточно была организована медицинская служба, дома не имели элементарных санитарных удобств, водопровод и канализация отсутствовали. Только в 1901 году на улице Полонского (Дворянская) открылся первый бесплатный родильный дом. В 1905 г. открылась первая городская больница.

Лишь в начале XX столетия стало медленно развиваться коммунальное хозяйство города. Улицы освещали 550 керосиновых фонарей, только в 1913 г. была пущена городская электростанция. Осветительная сеть составляла 20 верст и питала 15 тыс. лампочек и 500 электромоторов на предприятиях. Было проложено 35 верст водопроводных труб. Однако в 1913 г. водопровод имели только 200 домов.

Первые телефоны появились в 1914 году и была установлена телефонная связь с Москвой. Единственным городским видом транспорта оставались извозчики, которых в городе насчитывалось около 300.

В 1911 году Рязанская епархия была достаточно развита. Количество приходов составляло более 1 тысячи, которые окормлялись несколькими тысячами клириков и псаломщиков (более 40 благочинии), 98% жителей губернии были православными. В Рязани, насчитывавшей 46 тысяч населения, действовало около 40 приходов, а также действовали 3 известнейших в то время монастыря (мужские - Спасо-Преображенский и Свято-Троицкий, а так же Казанский женский). Насчитывалось: - в Касимове па 17 тысяч населения - 13 церквей и женская обитель. - в Зарайске - 8 тысяч населения, 11 церквей; - в Егорьевске - 28 тысяч населения, 5 церквей; - в Данкове - 5 тысяч населения, 5 церквей; - в Скопине - 15 тысяч населения, 11 церквей; - в Михайлове - 5 тысяч населения, 8 церквей и 1 монастырь; - в Спасске - 6 тысяч населения, 2 церкви; - в Пронске - 4 тысяч населения, 5 церквей и 1 монастырь; - в Сапожке - 6 тысяч населения, 5 церквей; - в Ряжске - 5 тысяч населения, 7 церквей и 1 монастырь; - в Ранненбурге - 6 тысяч населения, 6 церквей.

Вместе с провинциальными монастырями вышеперечисленными обителями стали молитвенным домом для 140 монахам, 100 монахиням, 150 инокам и 1000 инокиням, не считая многочисленных паломников и трудников.

Рязанская епархия вела обширную миссионерскую и просветительскую деятельность. Количество церковно-приходских школ в губернии - 800. Епархия сообща с государственными структурами пыталась повысить уровень грамотности людей и в целом увеличить численность грамотного населения. С 1885 года по 1910 было выделено на эти цели 2,1 миллиона рублей (государством выдано 2 миллиона рублей).1 В 1905 г. открылось реальное училище, первоначально как частное учебное заведение, а с 1912 г. как государственное.2

Деятельность РПЦ в сфере воспитания и образования на территории Рязанской епархии

Развитие российского общества в целом и отдельной личности в частности неразрывно связано с отечественными культурными традициями, в основе которых - православная вера и сформированная на ее основе система нравственных ценностей. Чувство национального согласия, основанного на общей культуре, общих убеждениях и ценностях, формирует развитие каждой личности, сохраняет устойчивый уклад жизни, национальные традиции. Решающую роль в становлении личности играет духовное развитие человека. Важнейшим для современной России является воспитание человека на основе сложившейся системы нравственных ценностей, сконцентрированной в основных христианских заповедях.

Заметим, что вся история Русской Православной Церкви - это единый и великий путь постижения христианской культуры, начиная от первых апостольских времен и продолжая принятием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и различными современными практиками деятельного служения Церкви. Положения названного документа подчеркивают, что «латинское слово cultura», означающее «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», происходит от слова cultis -«почитание», «поклонение», «культ». Таким образом указывается на религиозные корни культуры.1

Говоря о культуре российского общества, мы в первую очередь имеем в виду русскую православную культурную традицию, потому что Православие лежит в основе русского миропонимания, в основе особого способа жить и воспринимать окружающий мир.

Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся современном мире. Поэтому так актуальны слова Патриарха Кирилла: «Необходимо предпринять целый ряд шагов в сфере защиты, сохранения и воспроизводства отечественной духовной культуры, воспитания у подрастающего поколения уважения к национальным духовно-нравственным ценностям народов России»1. Сегодня невозможно представить себе российскую историю и действительность вне деятельности Русской Православной Церкви, которая оказала значительное влияние на становление национальной государственности и национальной культуры нашего Отечества.

Переживая вместе со своим народом все потрясения и радости, на протяжении всей своей истории Русская Православная Церковь активно занималась социальной деятельностью в объединении русской земли, в борьбе с раскольничеством и сектантством, в просвещении и ежедневном воспитании нравственного чувства народа народа, в различных формах благотворительности, миссионерской деятельности. Надо отметить, что Русская Православная Церковь накопила значительный опыт социального служения в сфере духовно-нравственного воспитания и образования, который может быть использован для решения современных задач социальной направленности,

Отметим, что социальное служение Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания и образования в конце XIX -начале XX века осуществлялось на нескольких уровнях: синодальном (общецерковном), епархиальном и местном (приходском).

На синодальном уровне, например, большое социальное значение (и с точки зрения собранных средств, и с точки зрения значительности задействованных в благотворительной акции масс) имели общегосударственные «кружечные» сборы, когда в течение одного или нескольких дней во всех приходах страны выставлялись «кружки» для сбора средств на конкретные нужды. В качестве примера приведем «кружечный» сбор средств в поддержку церковно-приходских школ, который проходил 24 мая.

На епархиальном уровне большое значение имела деятельность разнообразных братств, состоявших в основном из мирян православного исповедания. В 1893 году из 159 православных братств 24 считали благотворительность своей основной задачей.1 Многие братства, кроме благотворительности, занимались другими общественно-значимыми делами, а именно — миссионерской или просветительской деятельностью. Например, всероссийскую известность приобрело Рязанское миссионерское братство в честь свт. Василия Рязанского2, в своих отчетах отразившее состояние сектантского вопроса в Рязанской епархии с середины XIX века вплоть до 1918 года, когда братство прекратило свое существование.

На приходском уровне так же велась активная работа. Ее начало было положено 22 августа 1864 года принятием «Положения об учреждении православных церковно-приходских попечительств (ЦПП)». В этом же году при 1/5 части российских церквей были открыты церковно-приходские попечительства (ЦПП). Церковно-приходские попечительства существенно отличались друг от друга уровнем благосостояния и, соответственно, благотворительной активности. На их попечении находились малоимущие, вдовы, сироты, которым по предъявлении заявления и по расследовании обстоятельств оказывалось или единовременное, или постоянное вспоможение. Появление Церковно-приходских попечительств было значимым событием для страны, несмотря на различные сопутствующие сложности.

Социальное служение Рязанской епархии внесло значительный вклад в сокровищницу духовной культуры России. Прежде чем перейти к освещению вопросов, конкретно связанных с социальным служением Русской Православной Церкви на ниве духовно-нравственного воспитания и образования в Рязанской епархии, охарактеризуем уровень культурного развития в епархии на конец XIX столетия.

В 1897 году начальных школ в Рязанской губернии было 964, в том числе 357 церковно-приходских. Из числа светских школ насчитывалось министерских— 25, городских— 27, земских— 531, фабричных— 6, частных 18. Менее всего школ в уездах Данковском (5,2%), Михайловском (6,5 %) и Пронском (6,6 %); больше всего земских школ в уездах Рязанском (73), Спасском (63), Сапожковском (60) и Касимовском (58).

В городах епархии было 39 светских школ и 8 церковно-приходских, в селениях— 568 светских и 349 церковно-приходских. В 137 школах учились одни мальчики, в 56 — только девочки, в остальных — и те и другие. В 1896 - 1897 г обучалось всего 64092 детей (52077 мальчиков и 12015 девочек), и кроме того, в школах грамоты 6398 детей 64 % всех учащихся падает на земские шкоы, 24 % — на церковно-приходские. Учительский персонал в светских школах насчитывал 1462 чел. (в том числе 585 законоучителей и 335 учительниц), в церковно-приходских школах — 775.

Расход на все школы в Рязанской губернии составлял 462033 руб. (в том числе от земств губернии и уездов — 217 тыс. руб.). В среднем учителя получали: в светских школах 523 руб. в год, в церковно-приходских— 121 руб., учительницы в светских школах— 215 руб., в церковно-приходских — 111 руб. Средние учебные заведения Рязанской епархии имелись следующие: - 1 мужская гимназия (с 343 учащимися) - 1 женская гимназия (с 316 учащимися), - 3 мужских промышленных училища (1 из них преобразуется в среднетехническое училище) с 276 учащимися, - 4 женских прогимназии (с 486 учащимися), - 2 реальных училища (с 243 учащимися), - учительская семинарии с практической при ней школой (с 127 учащимися), - духовная семинария (с 627 учащимися), - техническое училище (с 81 учащимся), - женское епархиальное училище (с 556 учащимися) - 7 мужских духовных училищ (с 925 учащимися). Низшие училища: - 2 ремесленных (138 учащихся), - 11 уездных и городских (1422 учащихся), - 18 приходских (2229 учащихся), - школа при доме трудолюбия (72 учащихся), - детский приют, 5 монастырских училищ (246 учащихся), - 6 частных школ (158 учащихся) - 1 воскресная школа (114 учащихся). В Рязанской губернии имелась архивная комиссия; общества сельского хозяйства в г. Рязани и Ряжске и общество врачей в Рязани. Публичных библиотек насчитывалось - 20, книжных магазинов и лавок - 21, не считая базарных и монастырских лавок и книжных шкафов при станции железной дороги.

Похожие диссертации на Социальное служение Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв. : на примере Рязанской епархии