Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в. Биккузина Айсылу Хадисовна

Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в.
<
Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в. Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в. Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в. Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в. Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в. Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в. Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в. Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в. Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Биккузина Айсылу Хадисовна. Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Уфа, 2004 187 c. РГБ ОД, 61:05-7/162

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Изменения в структуре общинной организации башкирского народа во второй половине XIX в.

1. Административно-территориальное устройство и башкирское население во второй половине XIX в 26

2. Развитие самоуправления в новых условиях 43

Глава II. Поземельно-хозяйственные отношения в башкирской деревне во второй половине XIX в.

1. Развитие системы землепользования в башкирской общине. ..62

2. Эволюция земледельческо-хозяйственных занятий башкир в пореформенный период 81

3. Изменения в повинностях общинников 93

Глава III. Развитие общины как социально-правовой системы в пореформенный период

1. Регулирование общиной семейно-бытовых отношений 115

2. Участие общины в религиозных праздниках и культурно- обрядовых традициях 140

Заключение 155

Список использованных источников и литературы 159

Список сокращений 181

Приложения 182

Введение к работе

Актуальность. Община, отличаясь многообразием социальных и хозяйственных функций, оказала сильнейшее влияние на весь уклад крестьянской жизни: от экономических отношений до семейно-бытовой сферы. Во второй половине XIX века в жизни башкирской деревни наметились существенные перемены. По мере проникновения новых общественных отношений изменялся ее социально-экономический облик, хозяйственный и бытовой уклад. Однозначно охарактеризовать роль общины в этом процессе невозможно. С одной стороны, она с развитием капиталистических преобразований старалась приспособить к ним свои институты и функции; в рамках ее традиционных форм развивались новые исторические явления, и постепенно она трансформировалась в органичное звено единой социально-экономической цепи капиталистического общества. С другой стороны, община стремилась сохранить установленный строй хозяйственных и социальных отношений, к консервации сложившихся семейно-бытовых порядков, сохранению морально-этических и конфессиональных норм.

Изучение башкирской общины актуально и с позиций сегодняшнего перехода деревни на новые формы хозяйствования. В современных условиях управления сельским хозяйством, повышения роли индивидуальных крестьянских хозяйств, развития фермерства вопросы, связанные с традициями общественного самоуправления в деревне, межсемейного кооперирования в различных видах аграрного труда, приобретают новое звучание. Знание и использование накопленного исторического опыта представляется ценным как с научной, так и с практической точек зрения1.

Все формы крестьянской предприимчивости и раньше предполагали существование индивидуального хозяйства, обладавшего большой самостоятельностью. Но эта самостоятельность не означала безмерного своеволия в ущерб соседям или состоянию природной среды. Тут-то и вступал в силу кон-

1 Коновалов B.C. Крестьянство и реформы: российская деревня в начале XX в. М., 2000. С.5.

троль общины, которая не позволяла погубить реку или загрязнить отбросами лес.

Большой круг вопросов также связан с изучением общественного мнения, на складывании которого и поныне на селе играют малые неформальные группы: соседи, старшее поколение, авторитетные сельчане1.

Исторический опыт башкирской деревни отчетливо показывает, что при развитии индивидуального хозяйства, наделенного обширными правами и обладающего экономической инициативой, полезны и территориальные общности, в которые входят эти хозяйства. При этом оказываются необходимы четкие формы местного самоуправления и контроля. Низовая демократия - самая надежная из всех форм демократии, поскольку она опирается на наиболее полное знание людей в конкретной обстановке.

Также важно осмысление общины как низовой малой общности башкирского народа, аккумулировавшей богатейший социальный опыт, разнообразные образцы которого с разной степенью проявления можно проследить вплоть до современности.

Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что влияние этого института в последнее время реанимировалось как в социальной, так и в политической и идеологической областях. Ряд исследователей, основываясь, например, на материале отдельных государств Азии и Латинской Америки, вполне убедительно и весомо полагает, что особая модель развития, сочетающая в себе традиционные общинные нормы и современные технологические принципы, вполне может оказаться жизнеспособной2.

Таким образом, изучение исторической судьбы крестьянства и его социальной организации требует рассмотрения во взаимосвязи всей нашей жизни - социальной, экономической, политической, культурной, нравственной. Исследования в этой области могут дать очень многое, как современной общественной науке, так и практике. Они позволяют глубже осмыслить как всемир-

1 Громыко М.М. Место сельской (территориальной, соседской) общины в социальном механизме формирова
ния, хранения и изменения традиций// Советская этнография. 1984. № 5. С. 80.

2 Алаев Л. Б. Сельская община в Северной Индии. Основные этапы эволюции. М., 1981. С. 127-180; Он же.
Проблема сельской общины в классовых обществах// Вопросы истории. 1977. № 2. С. 98 - 1Ю;Саватеев А. Д.
Община и общинная ментальность в истории цивилизаций// Восток. 1994. № 4. С. 179-182.

но-исторический процесс, так и события и явления на страноведческом и региональном уровне.

Историография. Исследование башкирской общины пореформенного периода немыслимо без общего рассмотрения сельской крестьянской общины. Развитие отечественной историографии общины можно условно разделить на три этапа: дореволюционный, советский и современный.

Истоки историографии первого этапа лежат в первой половине XIX в., когда историки, сравнивая институты разных народов или выделяя в праве одного народа более древние или новые черты, получали возможность судить о давно исчезнувших порядках1. Один из последних представителей этого "метода переживаний" М. М. Ковалевский предпринял попытку доказать, что сельская община является преемницей родовой, а не семейной общины .

К. Маркс, размышляя о судьбах русской общины, поставил более широкую проблему - место общины в историческом процессе; выявил, какие последовательные стадии в своем развитии она прошла, раскрыл объективные закономерности изменения данной социальной формы на протяжении истории человечества3.

Заслуга ученого в том, он выявил внутренние противоречия общины, причем не в силу различия внешних воздействий, а по самой ее сущности. В экономическом плане дуализм сельской общины заключался в сосуществовании в ее недрах инертной первобытно-коллективной и динамичной частной собственности на средства и результаты производства. В социальном разрезе дуализм общины представлял собой противоречивые единства уравнительно-демократических традиций первобытнообщинной эпохи и властно-имущественных привилегий общинной верхушки. Сформулированные Марксом методологические принципы анализа общины и поныне сохраняют свое теоретическое значение.

На гребне массовой популярности общинной идеи появляются труды представителей народнического направления. Община в них предстает чуждой

1 Алаев Л.Б: община в его жизни. История научных идей. М., 2000. С. 87.

2 Ковалевский М.М. Родовой тип в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Опыт в области сравнитель
ной этнографии и истории права. М., 1901. Вып. 1. С. 54-61.

3 Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И. Засулич// Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. С.400-421.

товарно-денежным отношениям, и связанными с ними социальными бедами. Теоретики социализма утопично полагались на идеальность общинной жизни, считая, что именно она является истинной для России.

Накопление исторических и этнографических знаний позволило А.А. Кауфману проследить развитие общины на примере сибирской. Затрагивая вопрос о земле, Кауфман считал, что не общинная организация создает ту или иную форму землевладения, а, наоборот, условия хозяйствования диктуют формы землевладения, а отсюда и форму общины1. По его мнению, развитие сельской общины проходит следующие этапы: 1. Захватное землевладение; 2. Ограничение захвата; 3. Общее поравнение или переделы. Но не всегда развитие шло в этом направлении. Поэтому в качестве промежуточной стадии встречается и частичный передел.

По мнению СВ. Пахмана, сходство сельской общины со средневековой заключается лишь в мирском самоуправлении и совместном владении некоторыми угодьями. Хотя самоуправление ко второй половине XIX в. также нача-ло трансформироваться под влиянием внешних факторов .

Усложнение вопросов землепользования к XIX в. выявил в своей работе Ф.А. Щербина. В Центральной России, где, по его мнению, до XVII в. господствовала волостная община, начинается ее постепенное разложение, продиктованное ростом населения и осложнением "государственной жизни". В результате государственно-фискального и административного влияния на общинную жизнь стали образовываться разнообразные деревенские общинно-земельные формы . Также эта проблема затрагивалась в работах А.И. Василь-чикова4.

Историки по-разному объясняли возникновение земельных переделов. Одни видели причину в земельном утеснении, другие - во влиянии возрастающей феодальной эксплуатации5.

1 Кауфман А. А. К вопросу о происхождении русской поземельной общины // Русская мысль. 1907.Кн.10. С.27.

2 Пахман СВ. Обычное гражданское право в России. СПб., 1879.T.2. С. 21.

3 Щербина Ф. Русская земельная община. М., 1880. Кн. 8. С. 90, 105, 116-117.

4 Васильчиков А.И. Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах. СПб., 1881. Т.2.;
Он же. Сельский быт и сельское хозяйство в России. СПб., 1881. С. 34-45.

5 Качаровский К.Р. Русская община. М., 1906. С. 128 -154; Воронцов В. Крестьянская община// Итоги экономи
ческого развития России по данным земской статистики. М., 1892. Т.1. С. 85 - 94.

Важно изучение не только внешних проявлений общины, но и ее внутреннего содержания. Довольно подробно самоуправление сельской общины рассмотрел в своей монографии Н.П. Дружинин. Он подчеркивал, что многое в самоуправление крестьян иллюзорно и демонстративно. Имущественно-правовые возможности, предоставляемые общине, не использовались ее членами . Эти же вопросы изучались С. Г. Алексеевым, проследившим изменения в сфере общинного самоуправления крестьян на протяжении более двух веков. Основой самоуправления, "одним из нервов" является общинное владение землей, которое доводит крестьян до кровавых столкновений2. В работе С.А. Дедюлина самоуправление общинников выставляется главным стержнем общественной жизни деревни XIX в., которое изменяется как под влиянием государственной политики, так и в силу влияния окружающей среды3.

На рубеже веков вопрос о сохранении общинной собственности обсуждался многими дореволюционными обществоведами. Одни в прежних устоях видели стимул к "развитию промышленной предприимчивости в сельском населении"4. Другие считали, что такая форма землевладения является главным тормозом дальнейшего развития страны7.

После октября 1917 г. начинается новый этап в развитии историографии общины. Правда, серьезное изучение она получила лишь во второй половине 50-х гг.

В советской общественной жизни, социально-территориальные общности "деревня", "село" и, естественно, "община" как сельский социум, определялись как консервативная, а в отдельные исторические периоды и реакционная часть общества. Столь категоричное отношение к общине привело к тому, что до конца 50-х гг. советская историография склонна была рассматривать ее как депрессивный для развития экономики фактор. Поражает отсутствие исследований по русской общине. К примеру, в фундаментальной обобщающей моно-

1 Дружинин Н.П. Очерки крестьянской общественной жизни. СПб., 1905. С. 7-12.

2 Алексеев С.Г. Местное самоуправление русских крестьян. XVIII - XIX вв. СПб., 1902. С. 270.

3 Дедюлин С. А. Крестьянское самоуправление в связи с дворянским вопросом. СПб., 1902.

4 Кавелин К. Общинное владение. СПб., 1876. С. 62.

5 Лебедев С. Необходимые аграрные реформы в России. М., 1903. С. 5-7; Украинский В. Крестьянская община и
аграрная реформа. М., 1907. С. 87.

графии Б.Д. Грекова "Крестьяне на Руси" община после периода Киевской Руси вообще исчезает из изложения1.

В 60 - 70-х гг. с расширением изучения востоковедения повышается интерес и к проблемам общины. Сами исследователи рост интереса к проблемам общины объясняли тем, что "сотни миллионов крестьян в странах т.н. "третьего мира" и ныне живут в условиях общины, несмотря на то, что последняя ис-пытывает многообразное влияние, часто разрушительного характера" . Появ-ляются сборники статей, касающиеся различных сторон ее деятельности .

Усиливается интерес и к отечественной общине, к трансформации ее институтов после отмены крепостного права. Вопросами эволюции обычного права в русской общине, семейно-бытовой сферы занимался В. А. Александров4. Также проблемой обычно-правовых отношений в сибирской деревне начала интересоваться М. М. Громыко5. В целом названные авторы, наряду с И.В. Власовой, Л.И. Кучумовой и др., внесли большой вклад в изучение обычного права русского крестьянства. Они всесторонне анализируют место общины и обычного права в законодательстве и аграрной политике царского правительства, хозяйственно-поземельную деятельность общины, ее административно-податные функции, эволюцию традиционных норм поведения.

В этот же период 60-80 -х гг. вопросами земельно-хозяйственных отношений в сельской общине пореформенного периода занимались известные советские ученые - "аграрники": А. М. Анфимов, П. Н. Зырянов, В.П. Данилов и др. По мнению В.П. Данилова община пореформенного периода не могла уже удовлетворять интересы крестьян, поскольку потребность неизмеримо выросла, а условия удовлетворения были иного характера. Поэтому дальнейшее развитие капитализма в сельском хозяйстве привело бы крестьянскую поземель-

1 Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. М., 1952. Кн. 1. С. 243.

2 Социальная организация народов Азии и Африки. Сб. науч. стат. М., 1975. С. 3.

3 Община и социальная организация у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Сб ст. Л., 1967; Община в
Африке: проблемы типологии. Сб. ст. М., 1978; Проблемы этнографии и этнической истории народов Восточ
ной и Юго-Восточной Азии. Сб. ст. М., 1968.

4 Александров В.А. Обычное право крестьянской деревни России. XVIII - XIX вв. М., 1984; Он же. Сельская
община в России XVII - начала XIX вв. M., 1976; Он же. Типология русской крестьянской семьи в эпоху фео
дализма // История СССР. 1981. № 3. С. 78 - 96.

5 Громыко М.М. Территориальная крестьянская община Сибири. (30-е гг. XVIII - 60-е гг. ХІХв.)
//Крестьянская община в Сибири XVII - начале XX в. Новосибирск, 1977. С.57.

ную общину к разложению и исчезновению . Возникновение и причины сохранения переложных земель рассматривались в труде Л.В. Милова2. В частности П. Н. Зырянов, как и A.M. Анфимов считал, что действия правительства, в том числе и проведение столыпинской реформы, способствовали укреплению общины.

Методологическая база советской общинной историографии разрабатывалась С.Д. Заком, И. Д. Ковальченко и др.3 С.Д Зак роль К.Маркса и Ф.Энгельса в разработке теории общины видел в том, что они показали генетическую связь между типами общины (родовой, домашней, соседской), которые являются фазами "последовательной эволюции", занимая определенное историческое место в системе социальных институтов общества4.

Период с середины 80-х гг. характеризуется усилением краеведческого изучения общин с присущими для конкретных местностей особенностями. Н.П. Денисовой были исследованы фискальные и правовые функции чувашской общины. Она проследила разрушительное влияние института круговой поруки как сдерживающего фактора в развитии зажиточных дворов в деревнях Чувашии5. Отмеченная нами исследователь М.М. Громыко, продолжая заниматься проблемами сибирской крестьянской общины, больше уделяла внимание духовной культуре6. Н.А. Миненко продемонстрировала в своей статье роль старшего поколения в общине, как наиболее опытной и уважаемой категории населения7.

Проблему взаимоотношения общины и семьи рассматривала О. А. Ганц-кая. Она предложила собственную типологию семьи, исходя из наличия в ней

1 Данилов В.П. К вопросу о характере и значении крестьянской поземельной общины в России // Проблемы со
циально-экономической истории России. М., 1971. С. 355.

2 Милов Л.В. О роли переложных земель в русском земледелии II половины XVIII в. //Ежегодник по аграрной
истории Восточной Европы. Рига. 1961. С. 285 - 287.

3 Анфимов А. М., Зырянов П.Н. Некоторые черты эволюции русской крестьянской общины в пореформенный
период (1861 - 1914гг.) // История СССР. 1980. № 4. С. 26 - 42; Зырянов П.Н. Обычное гражданское право в
пореформенной общине // Проблемы истории русской общины. Ежегодник по аграрной истории. Вологда,
1976. Вып. 6. С. 46; Он же. Крестьянская община Европейской России. 1907 - 1914 гг. М., 1992.С. 56-68.

4 Зак С. Д. Методологические проблемы развития сельской поземельной общины// Социальная организация на
родов Азии и Африки. M., 1975. С. 236.

Денисова H. П. Административно-фискальные и правовые функции общины у чувашей (XIX - начало ХХв.) // Вопросы истории дореволюционной Чувашии. Чебоксары, 1984. С.58 - 61.

6 Громыко М.М. Место сельской (территориальной, поземельной) общины в социальном механизме формиро
вания, хранения и изменения традиций // С Э. 1984. № 5. С. 70-80; Она же. Семья и община в традиционной ду
ховной культуре русских крестьян XVIII - XIX вв. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 7-
24.

7 Миненко Н.А. Старики в русской крестьянской общине Западной Сибири XVIII - первой половине XIX в. //
Культурно-бытове процессы у русских Сибири. XVIII - начала XX в. Новосибирск, 1985. С. 89-104.

представителей нескольких поколений родственников1. Также свою типологию крестьянской семьи периода феодализма разработал В.А Александров2. В это время повышается интерес и к истории семьи более раннего периода3.

Кроме русской крестьянской семьи изучались институты семьи и брака других народов, населяющих Россию. С.Ш. Гаджиева исследовала развитие дагестанской семьи XIX - начала XX в. Мусульманские религиозные догмы влияли на любую сферу деятельности как человека в отдельности, так семьи и общины в целом4. Внутренние взаимоотношения семьи, положение женщины, воспитание подрастающего поколения бурят раскрыла К.Д. Басаева. Тяжелые бытовые условия жизни и высокая смертность детей объяснялись традицией, образом жизни, когда невозможно было соблюдение элементарных санитарно-гигиенических правил5. Улучшение быта она связывала с внедрением земледелия и оседлой жизнью.

Параллельно с российскими исследователями осмыслением опыта общины занимались и в ряде союзных республик. В монографии М.В. Акопяна рассматриваются вопросы землепользования сельской общины армян6. Ч.М. Яз-лыев наиболее необходимым атрибутом полновесного существования туркменской общины показал наличие водного источника7.

Третий этап - с конца 80 -х гг. XX в. по настоящее время - обозначен переосмыслением теоретических разработок советского периода и апробацией новых. Постепенное расширение круга ученых, интересующихся проблемой эволюции общинной организации, привело к укреплению методологической базы, и, как следствие, появились спорные вопросы, решение которых преследовалось на семинарах, устраиваемых на страницах журналов8.

1 Ганцкая О. А. Семья: структура, функции, типы// Советская этнография. 1984. №6. С. 16-17.

2 Александров В.А. Типология русской крестьянской семьи в эпоху феодализма// История СССР. 1981. №3
С.78-96.

3 Свердлов М. Б. Семья и община в Древней Руси // История СССР. 1981. № 3. С. 97-108; Кабо В. Р. Первобыт
ная доземледельческая община. М., 1986.С. 65 -105.

4 Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - нач. XX в. М, 1985. С. 235 -240.

5 Басаева К. Д. Семья и брак у бурят во второй половине XIX - нач.ХХ в. Новосибирск, 1980. С. 66-67.

6 Акопян М. В. Сельская община в Восточной Армении во второй половине XIX - начале XX в. Ереван, 1988.
С. 23-56.

7 Язлыев Ч.М. Водоземельная община у туркмен (XIX - начала XX вв.). Ашхабад, 1989. С.35.

8 Современные концепции аграрного развития. Теоретический семинар //Отечественная история. 1998. № 1. С.
118-139.

Общинное сознание и менталитет также стали предметом исследования. Благодаря присущему общине дуализму она имеет свойство совместимости с любой более развитой исторической и социально-экономической средой. Отсюда вытекает ее большая адаптационная способность и жизнестойкость. Лишь грубое вмешательство в сам ход жизни может привести ее к развалу1.

Рост интереса к развитию общинных организаций народов России подтверждается и тематикой диссертаций, защищенных в конце 80 - 90 гг., а также в современный нам период. Г.А. Никитина подготовила исследование по

О

истории удмуртской общины пореформенного периода . Тот же временной промежуток в марийской общине проследил В. Д. Шаров3. В 90 гг. XX в. были представлены работы по истории русской4, мордовской5 и татарской общин6. В 2000 г. была защищена работа об эволюции чувашской общины порефор-менного периода . Наличие таких работ доказывает необходимость и актуальность изучения развития башкирской общины в период интенсивного развития капитализма второй половины XIX в.

История башкирской общины в пореформенный период является неотъемлемой частью отечественной историографии, но сравнительно еще малоизученна.

Вопросы хозяйственной жизни башкир дореволюционного времени рассматривались в работах их современников, обществоведов, этнографов. Жизнь народа, окончательно оставившего полукочевое скотоводство, и вызванные

этим процессом трудности раскрываются в ряде статей того периода . Работы по территориальному охвату носят локальный характер, ограничиваясь, как

1 Бабашкин В. В. Крестьянский менталитет: наследие России царской в России коммунистической// ОНС. 1995.
№3. С. 99-110.

2 Никитина Г. А. Соседская община удмуртов в пореформенный период (1861 - 1900 гг.). Автореферат...к.и.н.
M., 1984.

3 Шаров В.Д. Сельская община крестьян Марийского края в середине XIX - началеХХ в. Автореферат...к.и.н.
М„ 1986.

4 Бирюков А. В. Крестьянская община Самарской губернии в пореформенный период (1861 - 1900гг). Авторе
ферат...к.и.н. Самара, 1999.

5 Еферина Т. В. Крестьянская община на территории Мордовии (60 -е гг. XIX - 30-е XX в.). Авторефе
рат... к.и.н. Саранск, 1995.

Бакиева Г.Т. Община у татар Зауралья: XVIII - нач. XX вв. Автореферат.. к.и.н. Екатеринбург, 1999.

7 Петров H. А. Община и обычное право чувашского крестьянства во второй половине XIX - начала XX в. Ру
копись... к.и.н. Чебоксары, 2000.

8 Александров Н.А. Степь: башкиры. Чтения для народа. М., 1900; Комар К. Ф. Ревизия и описание Караяку-
повской волости Уфимского уезда// Вестник Уфимского земства. Уфа, 1880. Выпуск 6. Т. XI. С.1-14; Ралль
Ф.А. Башкир и его хозяйство// Колосья. СПб, 1885. № 3. С. 201 - 207; Шиле Р. Этнографический очерк (харак
тер и быт)// Природа и люди. СПб., 1879. март. С. 1-16.

правило, пределами волости или уезда. Рассмотрение развития башкирских деревень по отдельным местностям приводит к выводу о схожести процесса переориентации основного типа хозяйства. В статьях имеются тонкие наблюдения над жизнью и бытовым укладом деревенских жителей, их обыденным сознанием, отношением к местной и центральной власти и т.д. Очевидно, что эти труды не претендуют на глубокие теоретические исследования, но они ценны "зарисовками с натуры", которые помогают более подробно раскрыть и осознать составляющие общинной жизни.

Институт припуска, порожденный особенностями башкирского землевладения, рассматривал Г.С. Десятое. Он отметил, что припущенничество было присуще лишь башкирской общине. Автор не только изложил историю его возникновения, но и описал современные формы1.

Вторая половина XIX в. отмечена в истории башкирской общины лишением огромных территорий плодородных вотчинных земель. Хищения и дешевые скупки участков чиновниками раскрыл общественности и актуализировал Н. В. Ремезов2.

Духовной стороне общинной жизни башкир посвятил статью А. Алимгу-лов . В ходе своего повествования он привел некоторые мифологические рассказы, распространенные среди башкир. Языческий по своей сути обряд "карга туй" был одним из самых древних, дошедшим вплоть до конца XIX в. и почитаемым наравне с исламскими праздниками. Отношение общины к религиозным постулатам проследил в своем очерке 3. Надеев4. Мировоззрение народа, его отношение к незыблемым духовным ценностям раскрыл в монографии С.Г. Рыбаков5. Он исследовал и записал в переводе самые распространенные в башкирском обществе песни и предания. Д.П. Никольский также собирал этнографический материал о башкирах6.

1 Десятое Г.С. Башкирские припущенники и их выкупные платежи. Пермь, 1889. С.23-56.

2 Ремезов Н. В. Землевладение в Уфимской губернии// Записки императорского Русского географического об
щества, отдел статистики. СПб, 1889. Т.4. С.95-229; Он же. Очерки из жизни Дикой Башкирии. Быль в сказоч
ной стране. М., 1889.

3 Алимгулов А. Башкирские мифологические рассказы// Вестник Оренбургского учебного округа. Уфа, 1915. №
5.Научный отдел. С.210-213.

4 Надеев 3. Башкиры - мусульмане// Инородческое обозрение. Казань. 1916. № 4-5. T.2. С. 267 - 272.

5 Рыбаков С. Г. Очерк быта и современное состояние инородцев// Наблюдатель. 1895. №7; № 8.

6 Никольский Д.П. Из поездки к лесным башкирам // Землеведение. 1895. № 4.

Постреволюционный период знаменовал собой повышение научного интереса к истории "инородцев". В 20-30 -е гг. XX в. этнографические исследования в среде башкир не упускались из поля зрения ученых1. По данным первой Всероссийской переписи Ф.А. Фиельструп подсчитал состав населения Приуралья и количество занятых в основных отраслях производства. В этих работах отражены изменения в традиционно-бытовом укладе сельского социума, но в целом они напоминают справочную литературу или полевые экспедиционные очерки, которые в свое время ставились на службу советской пропаганде.

На протяжении следующего периода историографии (с сер.30-х до сер. 50—х) этнографическое изучение башкирского народа не перешло в планомерное и систематическое изучение быта, фольклора и проведение с этой целью регулярных экспедиций. Объясняется это начавшейся деформацией общества, когда проявление интереса к национальной культуре стало интерпретироваться как буржуазный национализм.

В 50-е гг. вновь усилилось внимание местных исследователей к изучению прошлого коренного населения края. Была переиздана монография СИ. Руденко, в которой была дана весьма обстоятельная характеристика хозяйства вотчинников конца XIX в/ Работа отличается фундаментальностью и не теряет поныне своей научной значимости.

Прочной методологической базой, содержательностью выделяется моно-графия Р.Г. Кузеева об исторической этнографии башкир .

СМ. Васильев на основе диссертационного исследования написал обширную статью о башкирском припущенничестве конца XVII- начала XVIII в. Это была одна из первых серьезных попыток выявить сущность и содержание припуска на башкирские земли и определить социальное положение припу-щенников. Институт припуска представлен, с одной стороны, как способ проникновения в башкирскую общину "чужеродцев", с другой - как путь, по ко-

1 Кийков А. К. К истории семьи и брака у башкир, татар, мордвы и чуваш // Башкирский краеведческий сбор
ник. 1927. № 2. С. 54-61; Дмитриев Н. К. Собачьи клички у башкир// Доклады АН. М., 1928. № 15. С. 328 - 330.

2 Руденко СИ. Башкиры. Историко - этнографические очерки. М., Л., 1955.

3 Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир (родо-племенные организации башкир в XVII-XVIII
вв.). Уфа, 1957. С. 23-54.

торому припущенники попадали в экономическую и личную зависимость к феодалам1.

Х.Ф. Усманов рассмотрел в своей первой монографии проведение столы-пинской реформы в Башкирии . Несмотря на некоторые обобщения по основным категориям населения края, связанные с такой подборкой статистических материалов, она послужила в дальнейшем базой многим теоретическим разработкам. В последующие годы выводы Х.Ф. Усманова были уточнены М.И. Родновым .

Исследователями второй половины 60 - 70 гг. был введен в оборот целый пласт архивного материала, позволившего под другим углом зрения подойти к решению ряда вопросов. Также заново были переработаны материалы земской статистики. Эта методика позволила внести корректировки в установившееся мнение о степени и масштабах развития земледелия в башкирских хозяйствах XVIII - начала XX вв. Подобной новизной отличалась статья Р.З. Янгузина4.

Близкими по проблематике являются труды Х.Ф. Усманова5. Основываясь на статистических сборниках, неопубликованных данных ученый проследил изменения в характере земледелия башкир пореформенного периода в южноуральском регионе6. Резкий скачок посевов пшеницы в Зауралье объяснялся ростом рыночного спроса7. Он также проанализировал процесс трансформации полукочевого скотоводства в оседлое земледельческое хозяйство. Своя точка зрения на этот процесс была у Р.Г. Кузеева8.

1 Васильев СМ. К вопросу о землепользовании пришлого нерусского населения Башкирии в конце XVII - на
чале XVIII в. // Материалы научной сессии, посвященной 400-летию присоединения Башкирии к Русскому го
сударству. Уфа, 1958. С. 135, 138-139.

2 Усманов Х.Ф. Столыпинская аграрная реформа в Башкирии. Уфа, 1958.

3 Роднов М. И. К вопросу об обеспеченности землей башкирского крестьянства Уфимской губернии накануне
Октября// Социально - экономическое и политическое развитие Башкирии в k.XVI - н. XX вв. Уфа, 1992.С.
113-123.

4 Янгузин Р. 3. О земледелии в юго-восточном Зауралье в XIX в.// Археология и этнография Башкирии. 1968.
T.3. С. 322-326.

5 Усманов Х.Ф. Переход башкир к оседлости и земледельческому хозяйству// Исследования по истории Башки
рии XVII- XIX вв. Уфа, 1973. С. 71 -109.

6 Он же. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Башкирии в пореформенный период.(60 - 90 гг XIX в).
M., 1981.

7 Он же. Развитие торгового земледелия в пореформенный период.// Из истории сельского хозяйства Башкирии.
Уфа, 1976. С. 24-51.

8 Кузеев Р.Г. Социально-экономическое и этнонациональное развитие народов Южного Урала и Среднего По
волжья во второй половине Х1Х-начале XX в. (теоретические аспекты). Уфа, 1987.

Ученым были продолжены исследования по истории башкирского народа XVII- XIX вв. В работе о влиянии новых капиталистических преобразований на население Южного Урала особое внимание уделяется историко-этнографическому исследованию хозяйства, а также этническим и культурным связям с народами Средней Азии, Сибири, Северного Кавказа и Волго-Камья1.

Исследования У.Х. Рахматуллина относятся к изучению ясачного обложения башкир, института припуска общины, его постепенной эволюции. Он выявил, что проникновение чужеродцев в башкирскую общину и институт припущенников - два совершенно разных процесса. Поэтому формирование слоя припущенников в волости связано с отказом вотчинников принять чу-жаков в общину .

Дальнейшие изыскания ученого привели к отрицанию теории складывания классовых отношений в башкирском полукочевом обществе, сформулированной А. П.Чулошниковым. Ошибкой ленинградского ученого было смешивание двух разных по содержанию общественных явлений, таких как прием чужеродца в башкирскую общину и аренда (припуск) башкирских земель. Они относятся к социальным процессам с разными и даже взаимоисключающими направлениями. Поэтому и положения Чулошникова о разрушении "старой родовой" башкирской общины на основе приема в нее припущенников и последующего их выхода с частью общинной земли (повытьем) не доказуемы3.

Выделенный период характерен также возрастанием интереса к культурному наследию башкир, что вылилось в издание научных сборников этнографического характера, раскрывающих данную проблему4. В последующие годы интерес к материальной культуре башкирского народа не затухал. Отметим, например, опубликованный в Москве сборник трудов башкирских историков о хозяйстве и культуре башкир в XIX- начале XX в. В сборнике вышли работы С.Н. Шитовой, которая на основе богатого полевого и фактического материала

1 Кузеев Р.Г. О развитии капитализма и этнонациональкых процессах на Южном Урале и в Среднем Поволжье
во II половине XIX- начале XX в. Уфа, 1987.

2 Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII-XVHI вв. Вопросы формирования небашкирского населения.
M., 1988. С. 133.

3 Рахматуллин У.Х. Башкирская община XVII-XVIII вв. в оценке А.П. Чулошникова// Социально-кономическое
и политическое развитие Башкирии в конце XVI - начале XX вв. Уфа, 1992. С. 126.

4 Народное творчество башкир. Сборник научных статей. Уфа, 1976.

продемонстрировала разнообразие видов утвари в повседневном быту народа1. Н.В. Бикбулатов пришел к выводу, что развитие земледелия на обширной территории от Среднего Поволжья до Западной Сибири сопровождалось различными методами ведения земледелия, и не обязательно от перелога и подсеч-но-огневой системы к трехполью. Имел место и возврат от классического трехполья к перелогу и подсеке2. В этом же сборнике вышла статья М.В. Мур-забулатова, где он раскрывает кризисное состояние скотоводства башкир в конце XIX в.3

В последующее десятилетие исследования материальной культуры башкирского общества продолжились. Культурно-бытовым традициям и обычаям был посвящен сборник научных статей, выпущенный под редакцией Р.Г. Ку-зеева и Н.В. Бикбулатова4. В частности, в этой книге С.Н. Шитовой были рассмотрены летние поселения башкир. Стоимость материала для изготовления войлочных юрт дорожала, так как сокращение скотоводства порождало недостаток овечьих шкур. Недоступность этого и других видов жилья также способствовали свертыванию полукочевых традиций5.

В 90-е гг. и современный нам период исследования по проблемам истории Башкортостана остаются одними из приоритетных.

Ф.А. Шакурова объектом диссертационного исследования избрала башкирскую волость XVIII - первой половины XIX в.6 Позже, она опубликовала монографию о развитии башкирской общины и волости в указанный период времени7. Сравнительно с самоуправлением русской общины, в которой преобладало мирское начало, башкирской изначально была присуща авторитарность. Главная причина скрывалась в доминирующей системе хозяйствова-

1 Шитова С.Н. Башкирская деревянная утварь (опыт классификации и типологической характеристики)// Хозяйст
во и культура башкир в XIX - начале XX в. М, 1979. С. 170 - 202; Шитова С.Н. Утварь из кожи у башкир// Там
же. С. 146-169.

2 Бикбулатов Н. В. Пахотные орудия башкир в XIX - начала XX в.// Хозяйство и культура башкир в XIX - на
чала XX в. МД979. С. 46-61; Бикбулатов Н. В. Системы земледелия башкир в XIX - начала XX в.// Там же. С.
С.31-34.

3 Мурзабулатов М. В. Скотоводческое хозяйство зауральских башкир в XIX - начале XX в.// Хозяйство и куль
тура башкир в XIX - начале XX в. М., 1979. С. 62-77.

4 Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. Сборник научных статей. Уфа, 1980.

5 Шитова С. Н. Временные поселения башкир// Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. Уфа, 1980. С.
24-41.

6 Шакурова Ф. А. Башкирская волость в середине XVIII - первой половине XIX в. Автореферат... к.и.н. Казань,
1989.

7 Она же. Башкирская волость и община в середине XVIII - первой половине XIX в. Уфа, 1992.

ния: регулярные переходы с одних участков на другие требовали сосредоточения административно-хозяйственных функций в одном лице1. В более поздней работе она попыталась раскрыть причины малого процента отходничества среди башкирского населения2.

Исследование башкирской семьи тех же временных рамок провел А.З. Асфандияров. Автор представляет также свою точку зрения на возникновение такой категории населения как тептяри. Изначально это были башкиры, которых по каким-либо причинам выбили ( тибелеп - типтереп - типтер- теп-тярь) из собственной общины3.

В монографии А.И. Акманова раскрывается процесс размежевания башкирских дач, проводившийся царским правительством. Введение указа 10 февраля 1869 г. привело к массовой купле башкирских угодий, при этом цены на них зачастую носили символический характер. Сами вотчинники уже не в состоянии были урегулировать земельно-договорные отношения с переселенцами4.

Вопросами общинного самоуправления народов Урала в пореформенный период занималась СВ. Голикова5. По мнению автора политика унификации местного самоуправления, проводившаяся в первые десятилетия изучаемого периода, накладывалась на естественный процесс сближения общин населения Урала, связанный с проникновением в их состав иноэтничных членов. В этих условиях башкирская община, хотя и сохраняла некоторое своеобразие, но по структуре и внутреннему укладу стала похожа на общины других народов края.

Дополнительной информацией обладают и кандидатские исследования, касающиеся различных сторон деятельности общины6.

1 Шакурова Ф. А. Указ. Соч. С. 103.

2 Она же. К вопросу об исторической специфике урбанизационных процессов в кочевом мире// Городские баш
киры: проблемы языка и культуры. Уфа, 2001. С.106-110.

3 Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом. Уфа, 1997. С. 33-39.

4 Акманов А.И. Земельная политика царского правительства в Башкирии (вторая половина XVI- начало XX вв.)
Уфа, 1998. С. 141-145.

5 Голикова СВ. Самоуправление народов Урала в пореформенный период// Сельское и городское самоуправле
ние на Урале в XVIII- начале XX вв. М., 2003.С. 325 - 372.

6 Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в общественной и духовной жизни мусуль
манского населения Южного Урала в конце XVIII - XIX вв. Автореферат... к.и.н. Уфа, 1994; Ахтямов К.Ш. Ор
ганы административно-территориального управления на Южном Урале в 1881-1917 гг. Автореферат ...к.и.н.
Оренбург, 2000; Сулейманов Ф.М. Башкирский двор в конце XVIII-первой половине XIX в. Авторефе
рат.. .к.и.н. Уфа. 1998.

В целом анализ изученности темы показывает, что многим аспектам эволюции общины, прежде всего, русского крестьянства, в отечественной историографии уделялось достаточно большое внимание. Однако развитие общинных отношений в истории отдельных народов, в частности, башкирского, остается недостаточно изученным. Особенно это касается реализации всего спектра функций общины, ее роли в отдельных областях общественной жизни, многообразных форм деятельности и их эволюции в условиях политических и социально-экономических реформ в России второй половины XIX в. Ученые обращались только к некоторым аспектам рассматриваемой проблемы, или изучали ее в контексте других тематически созвучных вопросов. Такая ситуация обусловила актуальность изучения современными исследователями данной проблемы в масштабах южно-уральского региона на ближайшую историческую перспективу.

Источниковую базу диссертации составили три основные группы: рукописные, архивные; опубликованные документы и законодательные акты правительства.

Одними из ценных материалов, способствовавших прорабатыванию темы исследования, явились данные, извлеченные из хранилищ Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Особую значимость представляют материалы фондов Канцелярии Оренбургского генерал-губернатора (Ф. И-2) и гражданского губернатора (Ф. И-6), где сохранились данные по многим сторонам деятельности башкирского общества. По ним нам удалось проследить повседневную жизнь башкир не только после отмены кантонного управления краем, но и в предшествующий ему период1. Фонды содержат переписку генерал-губернатора с коллегами из других губерний, со своими подчиненными по вопросам, касающимся положения коренного населения края2. Из фонда Уфимского губернского правления (Ф.И-9) извлечены дела о внутренней жизни общин3.

Материалы, в полной мере раскрывающие проблемы землепользования башкир, отложились в фонде Уфимского губернского по крестьянским делам

1 ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1.Д. 10710,7347,6471, 1963, 11379, 11669, 13053, 2815,4863;Ф. И-6.0п.1.Д. 646.

2 ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 12496, 12459, 12602, 12598, 12503, 13022.

3 ЦГИА РБ. Ф.И-9. Оп.1. Д. 315, 355,412,470, 514, 519, 536, 604, 735.

присутствия (Ф. И-10). Здесь представлены приговоры сельских сходов башкирских обществ, в большинстве своем относящиеся к перераспределению земельного фонда между селениями1. Также имеется целый пласт документов о процессе дробления сельских обществ и закреплении за каждой обособившейся деревней своего надела2. Они используются впервые.

При рассмотрении дел приходилось сталкиваться с видимым единодушием общинников. В приговорах, касающихся повседневной жизни, присутствуют трафаретность и формальность. То же отмечал в свое время и Н.П. Дружинин, исследуя источники по русской крестьянской общине, "приговоры сельских сходов всегда или почти всегда единогласны. Но это единогласие -чисто искусственное, лишающее возможности судить по приговорам о группировке мнений и очень часто доказывающее, что в пользу данного мнения составлялось простое законное большинство"3. Но есть и плюсы, так как изучение приговоров позволяет исследовать какое-либо явление в значительном временном интервале. Они несут на себе отпечаток социального быта, традиций, взглядов и устремлений. В них прослеживается обыденная жизнь общины, ее повседневное функционирование.

Схожи по тематике материалы фонда Комиссии "высочайше" учрежденной для наделения землей башкирских припущенников (Ф. И-172). Они содержат данные как о добровольном согласии на раздел земли между вотчинниками и припущенниками, так и путем вынуждения4. В прояснении земельных отношений вотчинников и их арендаторов помогают фонды Уфимской губернской межевой комиссии (Ф. И-168) и Оренбургской губернской межевой комиссии (Ф. И-378)5. Данные фонда Уфимского отделения Крестьянского поземельного банка (Ф. И-336) показывают небольшое число башкир, стремившихся к обособлению наделов от общинных6.

Особый вклад в изучение семейно-бытовой сферы башкир пореформенного периода внесли документы Оренбургского магометанского духовного

1 ЦГИА РБ. Ф. И-Ю.Оп. 1. Д. 1242, 1284, 1296, 1301, 1604.

2 ЦГИА РБ. Ф. И-10. Оп. 3. Д. 15, 18, 30, 31.

3 Дружинин Н.П. Очерки крестьянской общественной жизни. СПб., 1905. С. 20.

4 ЦГИА РБ. Ф. И- 172. Оп. 1. Д. 160, 163, 165, 167.

5ЦГИАРБ.Ф.И- 168. Оп. 1.Д. 42,44, 142, 154, 211,226,269; Ф. И-378. Оп. 1.Д.6. 6 ЦГИА РБ. Ф. И-336. Оп. 1. Д. 2045, 2660, 2661, 2662.

собрания (Ф. И-295). Сюда входят материалы о причинах расторжения брака; отчеты имамов и других духовных лиц; переписка по вопросам обучения башкир и татар;1 жалобы супругов2. Раскрываются вопросы имущественно-правового характера: правильное составление завещаний башкирами, соблюдение законов шариата при разделе наследства, необходимость строительства мечети3. Большинство дел из этого фонда впервые вводятся в научный оборот, до недавнего времени они не просматривались и не имеют нумерации страниц.

В Государственном архиве Оренбургской области (ГА ОО) значимым для нас оказался фонд Оренбургского губернского по крестьянским делам присутствия (Ф. 13). В нем содержится разнообразный по тематике материал: земельные споры, обмен надельными угодьями между башкирскими деревнями; сведения о продаже земель в Оренбургской губернии4. К сожалению, не все решения сходов фиксировались письменно (в случае малозначительности обсуждаемой проблемы, низком уровне грамотности членов, специфики местных традиций и обычаев), что представляет определенные затруднения для исследователей проблемы.

В фонде Оренбургского губернского присутствия (Ф. 14) находятся ходатайства башкирских обществ с просьбой о разделении, данные об их экономическом положении; документы о масштабах размежевания земель5.

Из фонда Оренбургского губернского распорядительного комитета (Ф.16) нами впервые извлечены материалы об уровне поземельных сборов и других видов платежей с башкирских обществ, а также наличие недоимок6. Информация из фонда Канцелярии Оренбургского генерал-губернатора (Ф.6) помогает раскрыть внутреннее содержание общины7.

Нами также были почерпнуты сведения из научного архива Уфимского научного центра Российской Академии наук (НА УНЦ РАН). Видным по исторической ценности является фонд М. И. Уметбаева (Ф. 22). В нем находится

1 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 11. Д. 196, 208,244,311, 332,403. 2ЦГИАРБ.Ф. И-295. Оп. 1. Д. 412.

3 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 8. Д. 611, 719, 719, 769.

4 ГА ОО. Ф. 13. Оп.1. Д. 22,47, 52, 72, 79, 86, 94, 103, 107а, 107 б, 111, 172, 331, 340.

5 ГАОО. Ф. 14. Оп. 2. Д. 9, 25, 29, 58, 67-68,95-96, 129, 138, 159-161, 165; Оп. 3. Д. 12,14.

6 ГАОО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 24, 50, 68, 180, 302, 304, 327, 351.

7 ГАОО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 234, 12819, 14705.

его письмо губернатору Уфимской губернии, где он излагает свое видение причин обеднения башкирских хозяйств. В этом письме он описывает современное состояние народа и перечисляет ряд мер, необходимых для его экономического улучшения1. В фонде С. М. Васильева (Ф.46) раскрывается социально-экономическое положение Башкирии в XIX - начале XX вв.2 Специфика мировоззрения изучаемого народа, его истории обозначились в материалах фонда А. Н. Усманова (Ф.51 )3.

В диссертационном исследовании использованы источники Российского государственного исторического архива (РГИА). В фонде Земского отдела МВД (Ф. 1291) содержатся данные о действиях должностных лиц в башкирских общинах, переделе земли между селениями4.

Впервые в оборот вводятся материалы фондов департаментов окладных (Ф.573) и неокладных сборов (Ф.574), где хранится информация о количестве и сумме платежей с башкир, накоплении задолженностей по окладным счетам5. Данные о денежных поступлениях с них извлечены также из фонда департамента государственного казначейства (Ф. 565)6. Из фондов первого департамента министерства государственных имуществ (Ф. 383), департамента государственных земельных имуществ (Ф.396) и лесного департамента (Ф. 387) впервые собраны материалы о земельно-правовых вопросах вотчинников7.

Ревизия сенатора М. Е. Ковалевского в 1880-1881 гг. Уфимской, Оренбургской и Казанской губерний собрала материал о жизни населения этих регионов (Ф. 1356). Разного рода прошения, адресованные чиновнику, позволили установить наиболее существенные проблемы башкирской деревни .

Вопросы конфессионального управления башкирским краем содержатся в фонде департамента духовных дел иностранных исповеданий (Ф.821)9.

1 НА УНЦ РАН. Ф. 22. Оп. 1.Д. 1.

2 НА УНЦ РАН. Ф. 46. Оп. 1. Д. 16, 17, 62.

3 НА УНЦ РАН. Ф. 51. Оп. 1. 87, 90; Оп. 6. Д. 3-4, 9.

4 РГИА. Ф. 1291. Оп. 40. Д. 340; Оп. 66. Д. 1, 38, 27; Оп. 84. Д.16, 115, 117, 120, 135, 140, 144, 148, 155, 217, 278;
Оп. 131. Д. 78.

5 РГИА. Ф. 573. Оп. 3. Д. 4601, 4610,4626,4726, 4727; Оп. 4. 5818, 5820, 5827, 5828; Ф. 574. Оп. 9. Д. 64.

6 РГИА. Ф. 565. Оп. 5.Д. 18572; Оп.6. Д. 21919.

7 РГИА. Ф. 383. Оп. 9. Д.8266, 8494; Оп.13. Д.14121, 15216, 15228; Оп. 21. Д.29562; Оп. 22. Д. 34155; Оп. 29. Д.
81; Оп. 31. Д. 19; Ф. 396. Оп. 1. Д. 437, 439,441, 819, 821; Оп. 4. Д. 32, 263, 868; Ф. 387. Оп. 3. Д. 28208.

8 РГИА. Ф. 1356. Оп. 1. Д.145, 173,242,278.

9 РГИА. Ф. 821. Оп.8. Д. 841, 1035, 1181, 1182, 1197; Оп.88. Д. 964.

Таким образом, основными неопубликованными источниками для написания диссертации послужили материалы четырех республиканских, областных и центральных архивов. Значительная их часть впервые вводится в научный оборот.

Главными опубликованными источниками, отразившими социально-экономическую сферу жизни коренного населения башкирского края, послужили сборники статистических документов, выпущенные под руководством органов статистики земства. Они дают полную картину социально-экономического развития общества в рассматриваемое время по всем уездам Уфимской губернии. Имеются сведения о площади запасных земель; степени вовлечения башкир в земледельческое хозяйство; о формах землепользования; проведении переделов1. В целом сборники заключают в себе массу тщательно разработанных сведений, дающих основание для важных выводов о развитии пореформенной башкирской деревни.

Огромная работа по систематизации и анализу этнографического и другого материала, касающегося башкир, была проделана Оренбургской ученой архивной комиссией. Дореволюционные историки внесли огромный вклад в изучение хозяйственно-бытового уклада башкирского населения. Материалы, собранные местными краеведами, помогли раскрыть как внутреннее содержание, так и формы общинной организации. В этом плане труды Оренбургской ученой архивной комиссии весьма ценны2.

Также мы располагали сведениями о санитарном состоянии как всего на-селения Уфимской и Оренбургской губерний, так и башкирского .

Из категории административной статистики особое внимание было уделено "Обзорам губерний" (Уфимской и Оренбургской), являвшихся приложением к ежегодным отчетам губернаторов. Они позволяют проследить дина-

1 Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Уфа, 1898. T.4. Белебеевский уезд за 1896г.; Сбор
ник статистических сведений по Уфимской губернии за 1897 г. Уфа, 1899. T.6. Златоустовский уезд; Сборник
статистических сведений по Уфимской губернии за 1895 и 1897 гг. Самара, 1899. ТТ. 1,2. Стерлитамакскии
уезд и т.д.

2 Юдин М. Л. Материалы к истории Оренбургского края// Труды Оренбургской ученой архивной комиссии.
1899. Вып. V. С. 25-48; Первые врачи из башкир в Оренбургском крае// Там же. 1902. Вып. XI. С. 11-
37;Соколов Д.Н. О башкирских тамгах// Там же. 1904. Вып. XIII. С. 45-65 и др.

3 Санитарно - статистические сведения по Уфимской Губернии. Уфа, 1912. Вып. 1.Очерк движения населения
Уфимской губернии в 1897 - 1911;Санитарное состояние Оренбургской губернии по данным за трехлетие:
1897-1899 гг. Оренбург, 1901.

мику какого-либо процесса (к примеру, расширение площади ежегодных посевов).

Для изучения вопросов башкирской общины были использованы экономико-географические и этнографические описания Уфимской и Оренбургской губерний, вышедших в серии "Список населенных мест Российской империи".

В работе использовались материалы периодических изданий, таких как "Русский вестник", "Русская мысль" и др.

Поставленные задачи диссертационного исследования предопределили обязательное привлечение источников нормативно-законодательного характера. К их числу принадлежат законодательные акты правительства, относящиеся как в целом к крестьянству, так и к башкирам в отдельности. Из них стало известно, что сложный состав общин отнюдь не противоречил действующим указам1. Необходимые данные также были почерпнуты из Полного Собрания Законов Российской империи, второго (ПСЗ - II) и третьего собраний (ПСЗ -III) . Не менее значимым для нас является и "Положение о башкирах" от 14 мая 1863 г., регулировавшее практически все стороны жизнедеятельности башкирского населения после отмены кантонной системы управления3.

Совокупность источников, использованных в работе, позволяет по нашему представлению, осуществить основные замыслы диссертационного исследования.

Объектом исследования является капиталистическое развитие сельской общины во второй половине XIX в.

Предмет исследования - конкретно-исторические условия капиталистической эволюции общины башкирского народа на территории Южного Урала.

Цель диссертационного исследования - изучение развития общинной организации башкир, ее институтов и функций в пореформенный период. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1 Документы по истории крестьянской общины. М.,1983. Т.1.; М.,1984.Т.2.; М.,1987. Т.З.

2 ПСЗ. 1861-1880. Собр. 2. Т. 36-55.; 1861-1917. Собр. З.Т.1-37.

3 Высочайше утвержденное 14 мая 1863 года, Положение о башкирах, дополненное Оренбургским генерал-
губернатором, на основании высочайше утвержденного, 2 июля 1865 года, мнения Государственного Совета//
Законы Российской империи о башкирах. Уфа, 1999. С.421 -444.

изучить изменения форм общинной организации башкир под влиянием капиталистических преобразований;

- определить место сельского схода в системе самоуправления общины,

развитие его состава и полномочий;

исследовать систему землепользования башкирской общины;

показать изменения в повинностях общины;

раскрыть роль общины в семейно-бытовой сфере, ее взаимоотношения с

мусульманской конфессией.

Методологической базой исследования послужили научные разработки отечественных и зарубежных ученых, способствующие объективному освещению исторического прошлого.

Весь комплекс концептуально-содержательных выводов исследования был осуществлен благодаря использованию, в качестве основного, принципа историзма. Данный принцип предполагает исследование вопроса о развитии башкирской общины в общем контексте исторического развития.

В ходе работы важное значение имел сравнительно-исторический метод. Также для исследования изучаемого процесса в динамике привлечены истори-ко-генетический, проблемно-исторический методы, а также методы статистического характера.

Хронологические рамки исследования охватывают 1865 - 1900 —е годы. Выбор временных рамок связан с объективной значимостью этого периода в истории Башкортостана. Отмена кантонной системы управления башкирским краем (1865), продиктованная необходимостью проведения буржуазно-демократических преобразований, способствовала коренным изменениям в жизни башкир. Распространение на них "Положения о башкирах" от 14 мая 1863 г. предопределили многие изменения в составе и функциях поземельных общин на весь пореформенный период.

Конечная хронологическая дата (1900 г.) не определялась событиями переломного характера, но именно концом XIX в. завершается эпоха домонополистического, свободного промышленного капитализма, т.е. пореформенный период. К тому же, эта дата обоснована и с точки зрения изменения политики

правительства в отношении общинных организаций. До 90-х годов XIX в. российскому законодательству было присуще стремление сохранить общину и остановить разрушение патриархальных устоев деревни. Но к началу XX в. из-за несостоятельности проводившихся мер по внеэкономической поддержке общины, правительство берет курс на ее ликвидацию. Конечно, такой поворот отразился не только на внутриобщинных земельных порядках, функциях общины, но подействовал и на этнодемографическую картину мирских организаций. Поэтому, на наш взгляд, исследование общинной организации должно проводиться в связи с официальным законодательством.

Территориальные рамки охватывают Южный Урал, в существовавших административно-территориальных границах того времени. В 1865 г. территория прежней Оренбургской губернии была разделена на две: Уфимскую и Оренбургскую, в совокупности охватывавших одиннадцать уездов. В Уфимскую губернию входили Уфимский, Стерлитамакский, Бирский, Мензелинский, Белебеевский и Златоустовский уезды; в Оренбургскую - Оренбургский, Троицкий, Верхнеуральский, Орский и Челябинский уезды.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, 5 приложений.

Административно-территориальное устройство и башкирское население во второй половине XIX

В первой половине XIX основная территория, населенная башкирами, входила в состав Оренбургской губернии. Вначале губерния включала Оренбургский, Верхнеуральский, Троицкий, Челябинский, Уфимский, Стерлита-макский, Бирский, Мензелинский, Бугульминский и Бузулукский уезды. В 1802 г. добавили Бугурусланский и Белебеевский уезды. В 1851 г. Бугурус-ланский, Бузулукский и Бугульминский уезды включили в состав Самарской губернии.

Географические границы Оренбургской губернии охватывали Южный Урал, Приуралье и Зауралье, где наиболее компактно расселялась основная масса башкирского населения. За пределами губернии оставались северные башкиры, которые проживали в Елабужском и Сарапульском уездах Вятской губернии, в Осинском, Пермском, Красноуфимском, Екатеринбургском и Шадринском уездах Пермской губернии. Южные башкиры проживали на территории Хвалынского и Вольского уездов Саратовской губернии.

Уезды делились на волости, количество которых зависело от размера первых. С введением в 1798 г. кантонной системы, территория, населенная башкирами, мишарями и оренбургскими казаками, была разделена на кантоны и юрты, границы которых не совпадали с границами уездов и волостей, т.е. параллельно функционировали уездно-волостная и кантонно-юртовая системы управления.

К Башкирскому войску в 1855 г. присоединили тептяро-бобыльское население. Если до этого кантоны формировались по этническому признаку, то теперь население оказалось смешанным. Кроме того, новые башкирские волости оказались разделенными между разными кантонами, что способствовало окончательному нарушению границ, сохранившихся кое-где, башкирских родо-племенных волостей. Правительство перешло, таким образом, от политики обособления башкир к объединению их с другими категориями населения. Община башкир, тем не менее, к началу рассматриваемого периода придерживалась моноэтничного характера и проникшие в ее состав выходцы из других народов приобретали башкирскую принадлежность. Население Оренбургской губернии в 1850 г. составило 2393628 человек. Из них русских насчитывалось 1306299, башкир - 448738 (кроме них в Пермской губернии -50548, Вятской - 5198, Саратовской - 3280) человек.

К 1865 г. численность башкир в Уфимской губернии достигла 619296і, в Оренбургской - 187241 человек.

Вторая половина XIX в. внесла в имущественно - правовое положение башкир значительные изменения, обусловленные необходимостью проведения в стране буржуазно-демократических преобразований. Непосредственным шагом к реформированию гражданского состояния вотчинников послужило принятие "Положения о башкирах" от 14 мая 1863 г. По этому закону башкиры (и припущенники) должны были перевестись из военного в гражданское ведомство и уравняться в правах с крестьянами, т.е. стать сельскими обывателями. По своему содержанию данное положение отвечало насущным буржуазно -демократическим требованиям времени. Проект "Положения о башкирах" разрабатывался под руководством Оренбургского генерал - губернатора А.П. Без-ака в 1861 - 1862 гг. и задумывался как свод правил, определяющих правовое положение башкир и другого населения после отмены кантонной системы управления.

Развитие системы землепользования в башкирской общине.

Решение поземельных вопросов являлось одной из важнейших прерогатив башкирской общины. Земля всегда находилась в ее владении; башкиры -общинники, в отличие от других разрядов крестьян царской России, считались полноправными владельцами общинных земель, т.е. вотчинниками, как их именовали в официальных документах.

Башкирские земельные владения делились на дачи, приграничные территории которых порою относились одновременно к разным административным волостям. Данное обстоятельство порождало нарушения линии прежних владений, а с этим - и всех поземельных отношений. В большинстве дач вотчинные территории не разделялись между селениями башкир. Многие дачи находились в общинном владении вотчинников всей волости, или даже нескольких волостей, включая десятки и даже сотни тысяч десятин.

Общинники отдельной группы селений пользовались землей в тех границах, которые сложились в течение длительного времени. За каждым полноправным общинником закреплялась определенная часть общинных угодий, являвшаяся собственностью его семьи. Основная часть угодий, не входящая в общественное пользование, делилась между отдельными семьями или группами родственных семей. Приблизительно в XVIII в. произошел раздел части земель, закрепленных за общиной, на повытья. Распределение части вотчинных земель на участки - повытья способствовало, по мнению Р.Г. Кузеева, изменениям в типе общины: она приобрела еще большую схожесть с соседской. Правда, было и другое значение этого слова, как равное право доли, участия каждого члена в общей вотчине1.

По размеру повытья не представляли собой четко измеренные равноценные участки. Это объясняется тем, что складывались такие семейные "личные" наделы стихийно, без регламентирования со стороны других членов общества . Разделение вотчинных земель между аулами к XIX в. имело продолжающуюся тенденцию, о чем говорят и, зафиксированные письменно, споры.

Институт припуска существовал в башкирской общине задолго до появления переселенцев из Поволжья. Припущенниками становились башкиры из-за каких — либо политических или социально-экономических причин. В целом, как отмечает А. 3. Асфандияров, "припущенниками назывались безземельные башкиры, вышедшие из своих общин и принятые вотчинниками на условиях уплаты оброка, но сохранявшие сословную и этническую (башкирскую) принадлежность"2.

К рассматриваемому периоду состав припущенников значительно изменился: возросло количество татарских, русских, мишарских, удмуртских и чувашских крестьян. Земельные вопросы с каждым десятилетием приобретали всю большую остроту, и на повестку дня выдвинулась проблема четкого разделения земель, принадлежащих вотчинникам и их припущенникам.

Опубликование правил от 10 февраля 1869 г. привело к оживлению межевых работ. Вновь усилились жалобы между вотчинниками и припущенниками. Вотчинное право давалось башкирам на те земли, что принадлежали их предкам и по наследству перешли к ним. Но различные социально - политические и экономические обстоятельства вынуждали некоторых из них мигрировать на другие территории, т.е. стать припущенниками на чужих землях. Все это до поры особо не затрагивало интересов ни полноправных хозяев, ни пришлых башкир, но с началом межевания встала острая необходимость найти и вернуть свои угодья. Чем давнее было переселение, тем меньше была вероятность их возвращения на исконно принадлежащие владения. Вернуться назад они не могли, так как земли их были заняты другими. Следует упомянуть, что в XVIII в. миграции башкир были нередки. Они уезжали целыми деревнями, гонимые царскими репрессиями против восставших .

Регулирование общиной семейно-бытовых отношений

Роль малых социальных групп, члены которых вступают в прямой контакт, в хранении, передаче, изменении традиций остается до сих пор не изученной. Между тем именно контактные группы непосредственно осуществляют включение личности в общественную жизнь, хотя действуют при этом как части больших общностей. Место общины и семьи в организации разных областей традиционной духовной культуры тесно связано с ролью их в воспроизводстве традиций вообще. Семья и община реализуют эту функцию во взаимодействии.

Для любого отдельно взятого человека община представляла собой организацию, через которую он включался в непосредственную связь, как с окружающим социумом, так и в свои коллективистские взаимоотношения. Но корпоративность, свойственная любой крестьянской общности мешала его развитию. Ограниченная свобода действий и прав приводила к сужению социальной мобильности и личной инициативы. С другой стороны негативные проявления внешнего мира сплачивали общинников. Все это приводило к тому, что прогресс был практически не заметен, а коллектив был для человека условием социальной защиты и выживания.1

Общинная корпоративность пронизывала все стороны жизни башкир, при этом наиболее необходимыми они считали для себя два института - общинное самоуправление и общинное землепользование - о чем было изложено в предыдущих главах. Сюда следует добавить систему отношений семейной взаимовыручки, которая вместе с общинным землевладением составляла то, что связывало башкирские дворы в единое экономическое целое. Также ряд других культурно - бытовых традиций и этических ценностей, через которые проявлялась роль общины как среды, удовлетворяющей духовно-нравственные запросы своих членов. Одним словом, в данном и последующем параграфе необходимо проанализировать некоторые стороны культурно - бытовой обстановки в башкирской деревне пореформенного периода.

Рассматривая вопрос о природе отношений, связывавших крестьянские дворы в единое экономическое целое, и экономических связей между ними, Ю. И. Семенов отмечал, что крестьянскую общину как хозяйственный организм характеризует не только общинное владение землей, но и система отношений взаимной помощи. "Каждый крестьянский двор время от времени нуждался в помощи со стороны других крестьянских дворов. И он ее получал",1 -отмечал он. Неизбежная необходимость прибегать к помощи односельчан обусловливалась разными причинами, среди которых немаловажную роль играли подверженность сельскохозяйственного производства власти природно-климатических случайностей: погода, слабая всхожесть посевных, насекомые - вредители; сезонный характер большинства видов хозяйственной деятельности; постепенное изменение отношения числа работников к числу иждивенцев; различия в потребностях башкирских дворов; экстраординарные события: постройка дома, строительство совместно используемых помещений и т. п.

Взаимопомощь в башкирской общине, аналогичная русским помочам, называлась омэ. Основу омэ составлял совместный неоплачиваемый труд односельчан для быстрого завершения какого-либо срочного этапа работ у отдельных хозяев.

Все разнообразие форм коллективной взаимной помощи конца XIX - начала XX в. можно условно разделить на три типа. Первый тип - помочи, проводимый многими членами общины последовательно у каждого из работников. Этот тип помочей особо применялся в таких сезонных сельскохозяйственных работах как сенокос. Широко использовался он и в женских работах: осеннее прядение шерсти, валяние войлока.

Похожие диссертации на Башкирская община на Южном Урале во второй половине XIX в.