Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовная культура лакцев во второй половине XIX - начале XX в. Джандарова Аида Иса кызы

Духовная культура лакцев во второй половине XIX - начале XX в.
<
Духовная культура лакцев во второй половине XIX - начале XX в. Духовная культура лакцев во второй половине XIX - начале XX в. Духовная культура лакцев во второй половине XIX - начале XX в. Духовная культура лакцев во второй половине XIX - начале XX в. Духовная культура лакцев во второй половине XIX - начале XX в.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джандарова Аида Иса кызы. Духовная культура лакцев во второй половине XIX - начале XX в. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Махачкала, 2006 208 с. РГБ ОД, 61:07-7/386

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные общественные отношения ощущают острую потребность обращения и изучения духовно-нравственного богатства народа, накопленного и оправдавшего себя в течение многих веков. История «учит тех, кто желает учиться у нее». Актуальность исследования состоит в том, что при нынешних демократических преобразованиях для укрепления социальной стабильности общество нуждается в опоре на духовную культуру не только других народов, но и на духовно-идеологические ориентиры, на те ценности, которые выработаны долгим историческим процессом своего народа. Исследуемый период наиболее выпукло отразил духовное богатство лакского народа. В этой связи изучение и теоретическое осмысление духовной культуры лакского народа, его культурного наследия приобретает особую актуальность.

Стремление к возрождению культурно-исторических традиций народа побуждает, кроме всего прочего, ученых переосмысливать подходы к решению проблем духовного воспитания молодёжи, нахождению места духовно-культурных традиций прошлого, возможности перенесения на современную почву вековых ценностей. Период, выбранный для исследования, имеет свои и характерные особенности, аккумулирует в себе два встречных, как бы отталкивающихся друг от друга, общественно значимых цикла - восточный - арабо-мусульманский, наложенный на эволю-ционно развивавшиеся традиции и адаты лакского общества, которые со временем приобретали стойкую застойность, и европейско-российский светский, соответствующий новому времени, реализуемый политически толерантно, потому что метрополия в этом чувствовала объективную необходимость для укрепления своих прежде всего имперских интересов.

Актуальность исследуемой проблемы и в созвучности ее ныне переживаемым переменам при возрождении параллельно развивающейся ара-бо-мусульманской системы обучения, открытости лакского народа для Большого мира.

Актуальность работы заключается и в том, что именно со второй половины XIX в. явственно проступает стыковое положение Лакии и для светских ценностей, которые проявлялись и в политике, и в экономике, и в культуре, и в духовной жизни народа. Дагестан оказался именно в этот период на стыке цивилизаций, что отражается и на современности.

Объект и хронологические рамки исследования.

Объектом исследования является духовная культура лакцев во второй половине XIX - начале XX в., в понятие которой входят все стороны духовной жизнедеятельности конкретного общества и творческая самореализация сил человека.

Хронологические рамки исследования охватывают 1860-1915 гг. Этот этап истории лакцев является одним из своеобразных и насыщенных

событиями периодом, который, несомненно, оказал определенное влияние на духовную культуру всех народов Дагестана.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней:

Впервые комплексно и всесторонне раскрыты историко-культурные реалии формирования духовной культуры лакского народа, предпосылки развития светского образования в Казикумухском округе;

Показаны основные факторы и этапы традиционной культуры народа, пути и формы проникновения рационализма в общественное сознание;

Раскрыты роль и влияние русской культуры, найдены основные формы внедрения и реализации концепций и базовых принципов строительства светской школы, выдвинутых передовой русской педагогической мыслью;

Проанализированы роль и место художественной культуры и науки в общественном сознании лакского народа;

Существенно расширен круг источников изучения истории духовной культуры, на основе ранее не привлекавшихся обширных данных проведен историко-статистический анализ основ культуры XIX-XX вв., раскрывающие эволюцию ее структуры, динамику развития;

Проведен анализ содержания культуры в ее исторической динамике, основные моменты появления инновационных признаков в процессе развития традиционной культуры.

Методологической основой исследования является историзм-изучение событий истории в их становлении и развитии и исторический детерминизм-взаимообусловленность исторических событий. В диссертации выдержаны такие принципы как причинно-следственная связь, объективное изучение исторических фактов, разносторонний подход к освещению проблемных вопросов. В основу работы автор также поставил принцип сравнительного анализа и комплексный подход к исследованию.

Цель исследования - раскрыть и проанализировать процесс развития духовной культуры лакцев, зарождение и развитие светского образования на стыке веков, показать сущность, направленность и национально-региональные особенности динамики духовной культуры, систем мусульманского и светского образования на разных этапах.

Исходя из поставленной цели, в диссертации ставятся следующее исследовательские задачи:

анализ исторически сложившегося духовного опыта, накопленного предшествующим развитием лакцев, рассматривающий как фактор стимулирующий или тормозящий развитие образовательного процесса;

выявление места и роли арабо-мусульманской религиозной системы образования, рассматриваемой как первоначальный образовательный опыт в становлении лакской культуры;

показать роль и влияние духовной и светской интеллигенции на эволюцию культуры лакского народа в разные периоды развития;

обобщение достижений и недостатков как в общекультурной духовности, так и в образовательной системе лакского народа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в исследовательской и образовательной практике, при создании исторических трудов по проблемам культуры и образования, при разработке учебных курсов и спецкурсов по истории культуры Лаки и Дагестана в целом.

Степень изученности проблемы.

В исторической литературе специальных работ, посвященных изучаемой теме, нет. Но поскольку она охватывает довольно разнообразные вопросы истории культуры, естественно, что отдельные стороны ее нашли освещение в трудах отечественных исследователей XIX и XX вв.

Особую значимость для нашего исследования имеет историография XIX в. Она богата ценными сведениями и большим количеством фактического материала. Ценность работ авторов XIX в. прежде всего в том, что они написаны современниками, очевидцами того периода, которые, несомненно, объективно отражали обстановку и дух того времени.

Первым интеллигентом, соединившим в себе духовность арабо-мусульманской и светско-российской цивилизации был А.Омаров. Его работы «Как живут лаки» и «Воспоминания муталима»1 - крупный вклад в духовную культуру лакского народа. В этих произведениях автор затронул все стороны жизни лакцев, представил их в повседневном труде и быту, на праздниках, свадьбах. Здесь мы сталкиваемся с поверьями лакцев, с приемами народной медицины, с системой обучения подрастающего поколения в примечетских школах, жестокими нравами феодальных правителей Лакии.

О дагестанских адатах, в том числе и казикумухских, поведал нам в своих публикациях А.В. Комаров.2 Интересные наблюдения находим об одежде лакских женщин, описание старинного массового лакского танца в работе Н.И. Воронова «Из путешествия по Дагестану».3

В изучение духовной культуры лакцев определенный вклад внес П.К.Услар, изучивший лакский язык.4 Им же впервые были записаны и опубликованы лакские народные сказки.

Разнообразные сведения о лакцах мы встречаем в книге первого тома «История войны и владычества русских на Кавказе» академика Н.Ф.Дубровина.5

1 Омаров А. Как живут лаки //ССКГ. Вып. III-IV. Тифлис, 1870; Он же. Воспоми
нания муталима// ССКГ. Вып.1. Тифлис, 1868. Вып. II. 1869.

2 Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Вып. 1. Тифлис, 1868.

3 Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану // ССКГ. Вып.III. Тифлис, 1870.

4 Услар П.К. Лакский язык. Тифлис, 1890.

5 Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Кн. 1.
СПб.. 1871.

Летом 1882 г. при поездке по Дагестану Лакию посетил Д.Н. Ану-чин. В его работе встречаются сообщения о достопримечательностях Ку-муха, его мечетях, занятиях населения, его верованиях.1

Богатый фактический материал по исследуемой проблеме содержат труды Е.И.Козубского, работавшего преподавателем гимназии в Темир-Хан-Шуре и Порт-Петровске. Его работы2 вызывают большой интерес и служат научной опорой потому, что он возглавлял статистический комитет Дагестана и в своих трудах использовал эти материалы. Несмотря на идеологическую перегруженность в духе времени, труды Е.И.Козубского показывают реальную картину формирования светского образования и духовной загруженности дагестанского общества.

Видный кавказовед М.М. Ковалевский более подробно изучил Кавказ и опубликовал капитальный труд «Закон и обычай на Кавказе»3. Как крупный ученый М.М.Ковалевский охватил в своем труде все стороны жизни лакцев. В интересующем нас плане он довольно подробно описал и духовную сторону жизни и культуры лакцев. Здесь мы встречаемся с обрядами, народными праздниками, свадебными традициями, системой обучения детей в примечетских школах и т.д.

Интересные сведения имеются в статьях Д.Б.Бутаева: «Ловля жениха», «Из жизни Нагорного Дагестана», «Свадьба лакцев (казикумухцев)»,4 посвященные традиционной культуре земледелия, свадебным обрядам, верованиям лакского народа.

Исследование А.Т.Васильева «Кази-Кумухцы»5 ценно тем, что в нем дает наиболее полное представление о материальной и духовной культуре лакцев, их семейной и общественной обрядности к концу XIX в.

Крупным вкладом в исследование духовной культуры лакского народа является разностороннее исследование Сайда Габиева «Лаки, их прошлое и быт»6, которое является одним из самых содержательных и

1 Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 года// ИРГО. Т.ХХ. Вып. 4.

1884.

2 Козубский Е.И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-
Шуринского реального училища 1880-1889. Порт-Петровск, 1890; Он же. Отчет
о втором десятилетии. Темир-Хан-Шуринского реального училища 1880-1899.
Темир-Хан-Шура, 1901; Он же. К истории народного образования Дагестанской
области в первое пятидесятилетие // Дагестанский сборник. Вып.1. Темир-Хан-
Шура, 1902.

3 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т.П. М., 1890.

4 Бугаева Д.Б. Ловля жениха // Каспий. 1906. №38; Он же. Из жизни Нагорного
Дагестана //Дагестанские ведомости. 1912. №13; Он же. Свадьба лаков (казику
мухцев)//ЭО. 1916. №1,2.

5 Васильев А.Т. Кази-Кумухцы // ЭО. 1899. №3.

6 Габиев СИ. Лаки, их прошлое и быт // СМОМПК. Вып.36. Тифлис 1906.

полных дореволюционных исследований по истории и этнографии лакцев.

При исследовании духовной культуры лакского народа интерес представляют сведения, собранные и изданные Г.Ф. Чурсиным в «Очерках по этнологии Кавказа».'

Важным исследованием лакской культуры XIX - начала XX вв. является работа Э.Ю. Кассиева2, где изучается творчество лакских поэтов дореволюционного периода. Автор считает, что в дореволюционной лакской литературе существовали все основные жанры - лирика, эпос и драмы. В середине первой четверти XX в. появились проза и драматургия -как результат влияния русской классической литературы.

Важные для раскрытия изучаемой темы материалы и сведения содержит книга Д.Н.Ахмедова «Периодическая печать Дагестана (1900-1940 гг.)3. В ней исследуются издаваемые С.И.Габиевым газеты «Заря Дагестана», «Мусульманская газета» и поднимаемые в них жизненно-важные вопросы.

С новаторских позиций к изучению творческого наследия дагестанской духовной интеллигенции (арабисты-алимы) ещё в 1963 г. начал дагестанский философ М.А.Абдуллаев. В своей работе «Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв.» , посвященной широкому кругу вопросов истории становления и развития общественно-политической мысли в Дагестане и соответственно лакской интеллигенции, он писал что «в исторической и другой литературе, выходившей до последнего времени в Дагестане, отрицалось даже наличие у горцев в досоветский период письменности и письменной литературы. Признание культурного наследия прошлых времен рассматривалось чуть ли не как проявление национализма в условиях Дагестана, где научное, литературное и философское наследие было тесно перемещено с религиозными предрассудками и выражено на арабском языке - как проявление панисламизма и пантюркизма»5.

В 1964 г. А.-Г.С.Гаджиев опубликовал монографию «Роль русского народа в исторических судьбах наров Дагестана»6, в которой освещается вопрос о влиянии присоединения к России на развитие культуры народов Дагестана, системе школьного образования, капиталистической промышленности и появлении спроса на интеллектуальный труд, что ускорило подготовку кадров местной интеллигенции.

1 Чурсин Г.Ф. Очерках по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.

2 Кассиев Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959.

3 Ахмедов Д.Н. Периодическая печать Дагестана (1900-1940 гг.). Махачкала, 1963.

4 Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв. Махачкала. 1963.

5 Там же. С.З.

6 Гаджиев А.-Г.С. Роль русского народа в исторических судьбах наров Дагестана.
Махачкала. 1964.

Заслуживает внимания другая работа А.-Г.С.Гаджиева «Прогресс культуры и духовной жизни народов Дагестана в конце XIX - начале XX в.» так, как в ней приведены сведения о первых дагестанских педагогах старой закалки, революционной интеллигенции Дагестана, светских школах, типографиях, открывшихся в городе Петровске, библиотеках, медицинских учреждениях и системе здравоохранения, просветительских и музыкально-драматических кружках.

Идея о прогрессивном значении присоединения Дагестана к России для развития его экономики, науки и культуры нашла своё глубокое изучение в крупной монографии известного дагестанского историка В.Г.Гаджиева «Роль России в истории Дагестана»2. В.Г.Гаджиев признает благотворное влияние русской передовой культуры на развитие экономики и культуры горцев Дагестана особенно с окончанием Кавказской войны, когда царские власти стали на путь проведения реформ в Дагестане, создание в ней светской системы образования, системы здравоохранения. Им приведены интересные сведения о деятельности П.К.Услара по созданию алфавита для лакцев, его ученике А.Омарове, первых светских учебных заведениях, открытых в Дагестане 80-90-х гг. XIX в., лакских ученых-арабистах (А.Каяеве, Г.Гузунове), деятелях лакской интеллигенции (С.Габиеве, Г.Саидове).

В 1968 г. был опубликован совместный труд М.А. Абдуллаева и Ю.В.Меджидова под названием «Али Каяев. Жизненный путь, естественно-научные и общественно-политические воззрения»3. Как отмечают авторы во введении, эта работа посвящена анализу трудов видного ученого арабиста А.Каяева, в которых отражена история развития естественных наук и его общественно-политические взгляды. Работа содержит важный материал для раскрытия многих аспектов изучаемой нами проблемы.

В работе М.А.Абдуллаева «Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.»4 охарактеризованы основные направления мировоззрения Гасана Гузунова, Зейда Курклинско-го, Абдуллы Омарова.

Много интересного и ценного для нашего исследования содержит и работа М.А.Абдуллаева, посвященная анализу истории развития научной и педагогической мысли в досоветском Дагестане.5 В ней подробно описана система обучения мусульманских школах состоявшая из трех ступеней или звеньев: кораническая школа, мектеб и медресе. Медресе счита-

1 Гаджиев А.-Г.С. Прогресс культуры и духовной жизни народов Дагестана в кон
це XIX-B начале XX в. Махачкала, 1996.

2 Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965.

3 Меджидов Ю.В., Абдуллаев М.А. Али Каяев. Махачкала, 1968.

4 Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли
народов Дагестана в XIX в. М., 1968.

5 Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Да-

гестана. Махачкала, 1986.

лись высшей ступенью местного мусульманского образования и «открывались главным образом в мечетях». Это, так сказать, среднее образование, а «высшее образование дагестанцы получали самостоятельно на местах или в культурных центрах мусульманского Востока под руководством признанных ученых».1

Безусловно, важны для раскрытия темы нашего исследования наблюдения и выводы М.А.Абдуллаева о деятельности представителей лакской интеллигенции.

Отдельные аспекты исследуемой нами темы отразились и в целом ряде работ, изданных в более позднее время, в частности, в коллективной работе «Школьное образование в Дагестане». В её первой главе (автор СМ.Омаров) при освещении состояния школьного образования в дореволюционной Дагестане характеризуется старая дагестанская система обучения, которая с большим трудом постигалась горскими детьми.2

Безусловно, интересны сведения и их интерпретация известным педагогом Дагестана С.М.Омаровым об общеобразовательной школе на русском языке, сыгравшей огромную роль в подготовке будущей лакской интеллигенции, а также о системе женского образования в дореволюционном Дагестане/

Серьёзный вклад в изучение и освещение деятельности формировавшейся в исследуемый период дагестанской школьно-учительской интеллигенции и её роли в культурном строительстве Дагестана внес известный дагестанский ученый Г.Ш.Каймаразов. В его солидных, написанных с привлечением огромного фактического материала, вводимого им большинстве случаев в научный оборот впервые, монографиях освещены основные проблемы, связанные с развитием культуры народов Дагестана, системы образования и воспитания, а также с формированием лакской интеллигенции.

Особенно интересно для нашего исследования сведения из его работы «Очерки истории культуры народов Дагестана от времени присоединения к России до наших дней»4, о состоянии народного просвещения, системе подготовке кадров интеллигенции и специалистов для разных отраслей общественного производства как в Дагестане, так и за его пределами, о первых дагестанских интеллигентах, об участии дагестанской интеллигенции в революционных событиях 1905-1917 гг.

Серьезное внимание Г.Ш.Каймаразов уделил проблеме подготовки кадров просвещенческой (школьной) интеллигенции и связанным с ней

1 Там же. С.26.

2 Школьное образование в Дагестане / Под ред. Г.Ш.Каймаразова. Махачкала,

1968. С.11-26.

3 Там же. С.54-59.

4 Каймаразов Г.1І1. Очерки истории культуры народов Дагестана от времени при
соединения к России до наших дней. М., 1971.

вопросам в другой монографии , которая содержит и конкретные сведения об открытых в Дагестане школах, о роли мусульманского духовенства в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Достаточно хорошее описание литературно-творческой деятельности М.Чаринова содержит вступительная статья Н.Калиевой к сборнику его стихов. Н.Капиева считает, что М.Чаринов первый в Дагестане «обратился к жанру стихотворения в прозе и внес в него смелую, свежую образность, первым создал образцы лирики пейзажной («Утро в горах»), возвысил бытовую, будничную деталь».2 Интересны сведения Н.Калиевой об общественно-политической деятельности М.Чаринова.

Разные аспекты, исследуемой нами проблемы, затронуты в трудах С.А.Лугуева.3 Исследованные им культура общения и культура поведения в обществе, традиции и обычаи лакцев в совокупности отражают духовную культуру лакского народа.

В работе Р.Маршаева и Б.Бутаева «История лакцев»4 кратко рассматриваются основные периоды развития лакцев с древнейших времен до наших дней. Для нас интересна глава «Общественная жизнь лаков (вторая половина XIX - начало XX вв.)», посвященная уровню образования, открытия светских школ в Лакии, а также представителям лакской интеллигенции (Г.Гузунов, А.Каяев, С.Габиев, Г.Саидов).

Определенное значение для нашего исследования имеют сведения об арабоязычных рукописях, русских учителях, отдельных представителях дагестанской интеллигенции, работавших в системе образования до революции, содержащаяся в трудах Х.Г.Магидова.5

В 1999 г. вышел в свет совместный труд Б.Б.Булатова и С.А.Лугуева6, в котором подробно охарактеризована система конфессионального и светского образования в Дагестане, начало которому было положено открытием в 1837 г. в Дербенте уездного училища, где обучение велось на русском языке. Приведены сведения об открытии светских

1 Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989.

2 Капиева Н. Поэт и драматург Муэтдин Чаринов / Чаринов М. Звезды не гаснут.
Стихи. М., 1974. С.9.

3 Лугуев С.А. Взаимопомощь в хозяйственной деятельности лакцев в XIX в. //
Хозяйство народов Дагестана в XIX в. Махачкала, 1979; Он же. О кровной мес
ти у лакцев во второй половине XIX - начале XX в. // Семейный быт народов
Дагестана в XIX в. Махачкала. 1980; Он же. Общественное управление у лакцев
во второй половине XIX - начале XX в. // Быт сельского населения Дагестана
(XIX - начале XX в). Махачкала, 1981; Он же. Традиционные нормы культуры
поведения и этикет народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 2001.

4 Маршаев Р., Бутаев Б. История лакцев. Махачкала, 1991.

" Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. Махачкала. 1998.

бБулатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана (XVIII - XIX вв.). Махачкала, 1999.

школ для обучения детей местных народов в Темир-Хан-Шуре, Кумухе, Ахтах. Интерес для темы нашего исследования представляет также раздел о науке и народной медицине.

Важный вклад в изучении социальных отношений, материальной и духовной культуры лакцев XIX - начале XX в. внесла А.Г.Булатова', в работе которой интересующие нас аспекты духовной культуры рассматриваются через призму просвещения, народной медицины и религиозных воззрений народа.

В 2003 г. Э.М.-Г.Зульпукарова издала книгу «Формирование и деятельность дагестанской интеллигенции (конец XIX - середина XX в.)»2, где обстоятельно изучаются социально-экономические и политические предпосылки формирования дагестанской интеллигенции. Наиболее близка к теме нашего исследования глава о вкладе дагестанской интеллигенции в развитие экономики, науки и культуры народов Дагестана, в частности, о вкладе лакской интеллигенции (А.Каяев, Г.Гузунов, К.Закуев, С.Габиев, Г.Гаджиев, Г.Саидов).

Ряд аспектов проблемы духовной культуры лакского народа получил отражение в обобщающих трудах - «Очерки истории Дагестана», «История Дагестана», «История народов Северного Кавказа».3

Источниковая база диссертационного исследования достаточно обширна.

В диссертации использованы, прежде всего, материалы фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД). Эти материалы касаются распоряжений правительственных органов (главным образом Министерства народного просвещения). Много документов извлечено из переписки и обращений отдельных сельских обществ, округов, наибов к губернатору, к царским наместникам на Кавказе и в Дагестане. Ценные сведения мы извлекли из отчетов, рапортов, донесений начальников округов Дагестанской области, губернаторов вышестоящим органам власти. В работе использовались архивы Темир-Хан-Шуринского реального училища, Ставропольской гимназии, ежегодных обзоров Дагестанской области.

Основные материалы ЦГА РД извлечены из фондов: 2 (Канцелярия военного губернатора Дагестанской области); 21 (Дагестанский областной статистический комитет); 53 (Петровская мужская гимназия); 54 (Петровская женская гимназия); 76 (Темир-Хан-Шуринское реальное училище); 77 (Темир-Хан Шуринская женская гимназия); 81 (Инспекция на-

1 Булатова А.Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование (XIX - начале
XX вв.). Махачкала, 2000.

2 Зульпукарова Э.М.-Г. Формирование и деятельность дагестанской интеллиген
ции (конец XIX - середина XX в.). Махачкала, 2003.

' Очерки истории Дагестана. Т.1. Махачкала, 1957.; История Дагестана. Т.2. М.: Наука, 1968.; История народов Северного Кавказа (конец XIX в. - 1917 г.). М.: Наука. 1988.

родных училищ Дагестанской области Бакинско-Дагестанской дирекции народных училищ); 85 (Дерентская женская гимназия); 126 (Канцелярия начальника Дагестанской области).

Комплексное использование источников центрального и регионального характера позволяет увидеть положение дел в центре и на местах, проследить механизм взаимоотношений центральной власти и территорий по исследуемым проблемам. Местные архивы дают возможность иллюстрировать картину духовной культуры, отношение населения к образованию, к духовным ценностям.

В диссертации использованы материалы школьной переписи 1880 г., Всеобщей переписи населения 1897 г., проведенных центральным статистическим управлением Министерства народного просвещения по общему и специальному образованию, Однодневной переписи начальных школ в империи, произведенной 18 января 1911 г.

В исследовании использовались также опубликованные источники. Ценными являются такие публикации, как «Акты Кавказской археографической комиссии» (АКАК) в 12 томах,1 Обзоры Дагестанской области - приложения к отчетам военного губернатора за 1892-1916 гг., отчеты и циркуляры попечителя Кавказского учебного округа, издававшиеся в Тифлисе во второй половине XIX - начале XX в., материалы первой всеобщей переписи России 1897 г.2 Богатый материал по нашей проблеме имеются в «Кавказских календарях» (КК)3, «Кавказских сборниках» (КС)4, «Сборниках материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК)5, «Сборниках сведений о кавказских горцах» (ССКГ)6, «Дагестанских сборниках»7.

Среди материалов, опубликованных в указанных сборниках, преобладают официальные донесения, запросы представителей командования царской армии, должностных лиц военно-административного аппарата, переписка об открытии русских школ и устройстве детей в учебные заведения России. В них имеются также статистические данные о состоянии грамотности населения и школьного дела, его материальной и финансовой обеспеченности.

Из газет, выходивших до революции, больше всех вопросы культуры и образования освешгла газета «Кавказ». Она начала выходить в Тифлчсе с 1846 г. Кроме официальных документов в этой газете встречаются кор-

1 АКАК. ТТ. І-ХП. Тифлис, 1866-1904.

2 Первая всеобщая перепись населения Российской империи: Дагестанская обл.
СПб., 1905.

3 Кавказский календарь на 1850-1917 гг. Тифлис, 1849-1917.
А Кавказский сборник. ТТ. 1-ХХХ. Тифлис, 1876-1911.

5 Сборники материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК).
№№ 19, 20, 45, 46. Тифлис, 1894, 1926, 1929.

6 Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. I -X. Тифлис, 1868-1881.

7 Дагестанский сборник. Вып. 1-2. Темир-Хан-Шура, 1902, 1904.

респонденции о состоянии школьного дела, статьи, где предлагаются проекты реформ образования. В газете поднимались вопросы религиозного образования мусульман Кавказа, их духовности, печатались материалы, характеризующие отношение местного населения к русской школе.

В Дагестане до 1917 г. не сложилась традиция издания периодической печати за исключением нескольких выпусков «Дагестанского сборника», «Памятной книжки Дагестанской области» и «Обзоров Дагестанской области», издаваемых бывшим Дагестанским областным статистическим комитетом. Не было и газет на национальных языках. Первая дагестанская газета вышла на арабском языке в 1905 г. и называлась «Дагестан», но она до сих пор не обнаружена, есть только упоминание о ней. Вслед за ней появилась новая газета под тем же названием, которая выходила на русском языке, а редактором-издателем был И.А.Ильин. Она выходила в типографии А.М.Михайлова и просуществовала около года, №1 газеты вышел 27 февраля 1906 г. Очень показательно, что газета открыла полемику по вопросам просвещения дагестанцев статьей «Прогресс и мусульмане», в которой обвиняла мусульманское духовенство в торможении народного просвещения,1 выступала против диких пережитков патриархального строя, мешающих горцам идти к свету, знаниям, бичевала тупость и бюрократизм местной администрации.2

«Дагестанский вестник» выходил в Дербенте. Первый номер датируется 6 сентября 1907 г., но вскоре издание было прекращено редактором Г.Б.Векиловым. Вышло всего 15 номеров. С 15 февраля 1908 г. начала выходить газета «Дагестанские областные ведомости». Она выходила до 16 апреля 1917 г., в ней печатались распоряжения и приказы администрации. Газета поднимала ряд интересных вопросов, печатала проблемные и исторические статьи. Она предоставляла страницы Сайду Ибрагимовичу Габиеву - просветителю Дагестана. С.И.Габиев нашел много интересных фактов помощи русских людей делу просвещения горцев Дагестана. С 1912 г. редактором назначили подполковника Кафка, который сумел разнообразить публикуемый в газете материал. Чтобы текст был понятен горцам, редакция газету «Дагестан» выпускала малым форматом на арабском языке. Обе газеты печатались в типографии М.М.Мавраева.

28 февраля 1912 г. вышел №1 газпты «Заря Дагестана» Сайда Габие-ва, которая отличалась просветительским характером. Тазёта обещала обратить внимание на развитие самосознания горцев, вопросам школы. С 12 октября 1912 г. начала выходить другая газета С.И.Габиева «Мусульманская газета» на русском и татарском языках. Три года она просвещала дагестанцев.

Интересный материал по исследуемой проблеме мы находили в газете «Джаридату Дагьистан» А. Каяева.

' Газета «Дагестан». №8. 9 марта 1906. 2 Там же. №18. 1906.

Таким образом, при разработке исследования автор опирался на разнообразные типы источников, имеющих в большей или меньшей степени отношение к изучаемой проблеме, хотя духовная культура отражает состояние всей социально-экономической и политической ситуации региона.

В заключении необходимо подчеркнуть, что использование большого количества опубликованных документов и материалов из разных архивов, статистических сведений, мемуарной литературы, позволили автору диссертационной работы составить полное и подробное представление о сложном и противоречивом процессе становления и развития духовной культуры лакцев на стыке двух веков.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме публикаций, докладов и выступлений на научных и научно-практических конференциях.

По теме диссертации имеется пять опубликованных работ в научных сборниках и журналах. Работа обсуждалась на кафедрах Истории России и Истории стран Запада исторического факультета Дагестанского государственного педагогического университета.

Похожие диссертации на Духовная культура лакцев во второй половине XIX - начале XX в.