Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.) Филаткина Наталия Александровна

Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.)
<
Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.) Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.) Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.) Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.) Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.) Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.) Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.) Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.) Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филаткина Наталия Александровна. Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Москва, 2003 327 c. РГБ ОД, 61:04-7/111-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Предпринимательская деятельность Бахрушиных 21-59

1. 1. Становление династии

1.2. Московские предприниматели и промышленники

Глава II. Общественная и благотворительная деятельность 60

2.1. Роль Бахрушиных в общественной жизни России 60

2.2. Филантропические акции в Москве и Зарайске 65

2. 3. Церковная благотворительность 95

2.4. Пожертвования Бахрушины: общий итог 98

Глава III. Эволюция духовного облика представителей рода 113-170

3.1. Религиозность 113

3. 2. Образованность и расширение кругозора 116

3. 3. Жизненный уклад и поведение в быту 119

3.4. Матримониальные, дружеские и социальные связи 141

Глава IV. Вклад Бахрушиных культурную жизнь Москвы и России 171-201

4.1. Антрепренеры и меценаты 171

4. 2. Коллекционерская деятельность 180

Заключение 202-208

Приложение I. Биографические справки о представителях рода IV-V поколений 209

Приложение II. Родословная Бахрушиных 1920-х гг. 236

Приложение III. Поколенная роспись Бахрушиных 242

Приложение IV. Родословное древо Бахрушиных 316

Список использованных источников 317

Введение к работе

Полстолетия, прошедшие с отмены крепостного права в России до октября 1917 г., были отмечены, как известно, относительно свободным развитием частного предпринимательства. Во главе этого процесса шла вторая столица Российской империи - Москва, по объёму промышленного производства она в начале XIX в. занимала второе место после Петербурга. Предпосылки её промышленного развития в значительной степени были созданы торговлей, которая обеспечила накопление капитала и проторила пути для доставки сырья и сбыта готовой продукции. Этому способствовало географическое положение Москвы в центре Европейской части страны, удобство транспортных связей (Московский железно-дорожный узел) и избыток рабочей силы в окружающий губерниях. В своем развитии Москва опиралась на Подмосковье, население которого издавна было занято в кустарных промыслах.

В отличие от текстильной кожевенная промышленность не являлась ведущей отраслью народного хозяйства, в том числе и в Москве. В то же время, начиная с начала XIX в. - эпохи промышленного переворота она становится одной из динамично развивающихся отраслей российской индустрии. Протекционистская политика правительства вызывала усиленное развитие промышленности, и в том числе, кожевенных предприятий, производивших обмундирование для армии.

Московская буржуазия, как правило, вела своё происхождение из низших слоев общества 1. Преобладающее число московских купеческих фамилий вышли из помещичьих, реже государственных крестьян, а также из посадских людей. Выходцами из помещичьих крестьян были Алексеевы, Морозовы, Найдёновы, Рябушинские, Третьяковы, Челноковы и др. Из посадского населения вышли Перловы, Лепёшкины Сорокоумовские, Шапошниковы и Бахрушины. Почти все они, за исключением Перловых и Лукутиных, не были коренными уроженцами Москвы, а чаще всего происходили из уездного купечества.

Между тем надо отметить, что выдающихся торгово-промышленных династий, связанных с кожевенным производством, известно немного. Среди старейших предпринимательских фамилий династия Бахрушиных занимала одно из видных мест. Эта династия за короткий срок из владельцев небольшого кожевенного завода выдвинулась в первые ряды московской деловой элиты, её представители выросли в крупных торгово-промышленных, общественных и культурных деятелей, сыгравших заметную роль в истории Москвы и России в целом.

У Бахрушиных, как и у других представителей купеческих семей, вне зависимости их конфессиональной принадлежности, религиозное чувство было тесно связано с их отношением к собственному труду и накоплению своего богатства. Все они смотрели на свою предпринимательскую деятельность как на своеобразную миссию, возложенную на них Богом. Поэтому каждый понимал, как важно, согласно Евангелия, «в Бога богатеть», то есть не просто копить богатство, но помнить о неимущих, уделять часть из своих прибылей на облегчение положения беднейшего населения страны

Промышленный подъём в России совпал с расцветом русской художественной культуры, литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, Русскому Ренессансу в этой области общественной жизни способствовали наиболее прогрессивные дворяне, купцы, землевладельцы, заводчики и предприниматели. Россия с её культурой многим обязана этой плеяде людей особого склада, искренне радевших о процветании своего Отечества. Место дворянства в культурной и филантропической среде на рубеже XIX-XX ев. постепенно заступают наиболее образованные представители предпринимательских фамилий. Выходцы из российской глубинки, они в третьем-четвертом поколении не только превратились в энергичных организаторов производства, но и выдвинули из своей среды людей глубокой внутренней культуры, рассматривавших собственную деятельность как общественное служение; ставших не просто распорядителями капиталов, но крупными благотворителями, меценатами, вдохновителями творческих начал русской жизни, подлинными менеджерами в сфере культуры.

Представители многих предпринимательских родов, таких как Алексеевы, Вишняковы, Морозовы, Третьяковы, Боткины, Хлудовы, внесли значительный вклад в дело укрепления здравоохранения, в развитие народного образования России, в становление отечественной культуры и искусства. Между тем вклад семьи Бахрушиных в те же отрасли общественной жизни страны отличался целым рядом особенных черт, присущих только представителям данной династии.

Дореволюционная русская историография впервые обратилась к изучению предпринимательских родов во второй половине XIX в. Владельцы российских фирм по мере достижения 100-летних юбилеев своего развития создавали сами или заказывали исследователям книги или монографии по истории фамильного дела.2 Некоторые фирмы стремились отметить и более скромные юбилеи подобными репрезентативными и рекламными изданиями3. В этот же период стали появляться очерки о деятельности отдельных видных представителей отечественного бизнеса4.

По инициативе главы Московского Биржевого комитета, видного историка купечества - Н. А. Найдёнова было предпринято многотомное издание по истории московского купечества, а также опубликована под редакцией В. Н. Сторожева История Московского Купеческого общества5.

Из общих работ по истории кожевенной промышленности можно отметить книгу Диля А. Ф. "Русский кожевенный промысел и возможности его дальнейшего развития"6 крупного знатока в данной отрасли, призвавшего фабрикантов приступить к изданию специального журнала и организовать в России Общество кожевенных заводчиков для совместного решения общих проблем, а также статистический очерк В. И. Шарого, созданный как обобщение материалов по развитию кожевенной промышленности России к Ш-ему съезду Всероссийского общества кожевенных заводчиков 7.

В советское время история предпринимательства как самостоятельная дисциплина утратила свои позиции. По справедливому замечанию И. В. Поткиной, отечественная историография сосредоточилась «на анализе

социально-экономических процессов в классово-антагонистическом обществе... и политических проблемах, игнорируя функционально-экономические и социокультурные аспекты развития предпринимательства»8.

Тем не менее, уже в 1920-е гг. вышло несколько публикаций о российских предпринимателях, в том числе, П. И. Берлина9, Звягинцева Е., Кафенгауза Б. Б., Новицкого Г. А. и др. Некоторые из них вошли в сборник «Москва в её прошлом. Очерки социальной и экономической истории XVI-XIX вв.», изданный под редакцией профессора С. В. Бахрушина10.

Необходимо отметить, что советские историки внесли значительный вклад в изучение социально-экономической и политической истории России эпохи капитализма11. Но главное внимание ими было сосредоточено на проблемах взаимоотношений труда и капитала, а также отношениях буржуазии и царизма12. Российские предприниматели, как организаторы производства, заложившие основы экономического потенциала страны, по меткому выражению американского исследователя В. Билла, оказались «забытым классом» 13. В. И. Бовыкин также в одной из своих публикаций справедливо подчеркивал, что «в исторической литературе того времени, как в отечественной, так, впрочем, и в иностранной, было бы напрасно искать какие-либо конкретные сведения о тех, кто олицетворял собой российский капитализм» 14.

Положение существенно изменилось в постсоветскую эпоху. Начиная с конца 1980-х - начала 1990-х гг., изучение истории предпринимательства становится особенно актуальным, что доказывается выходом в свет колоссального количества исследований и статей, в которых уделяется внимание не только торгово-промышленным фирмам и представителям делового мира обеих столиц, но и провинциальному купечеству, а также отдельным предпринимательским кланам 15.

Одновременно начала быстрыми темпами возрождаться и отечественная генеалогия предпринимательских родов. Здесь необходимо отметить работы

крупнейшего исследователя в данной области — А. И. Аксёнова, который выпустил несколько исследований по генеалогии московского и уездного купечества, а вслед за ним подобные работы создали и другие историки16.

Большое внимание отечественные исследователи уделяют социально-психологическим и социокультурным аспектам истории российского делового мира, ментальносте, традициям и обычаям предпринимательского сословия. Этим проблемам посвящены труды, диссертационные работы и публикации А. В. Семёновой, М. В. Брянцева, О. Е. Ниловой, А. А. Преображенского, А. И. Куприянова, Т. И. Грико и других17.

Что касается современной историографии, начиная с 1990-х гг., ввиду того, что она по своему объёму столь велика и разнообразна, автор намеренно пользуется выборочным подходом к фоновой литературе, ограничиваясь той историографической базой, которая наиболее близка к теме данного исследования.

Из основных теоретических исследований о промышленных фирмах и предпринимательских династиях наиболее важным является монография Г. Р. Наумовой "Русская фабрика"18, которая представляет подробно разработанную методику их изучения. Автор выделила ряд важных разделов, по которым наиболее рационально можно изучит различные аспекты функционирования торгово-промышленных фирм. Одним из главных Г. Р. Наумова считает сведения, аккумулированные в справочниках по фабрично-заводской статистике. Подобные справочники неоднократно издавались в конце ХІХ-начале XX вв. Однако, данные справочников, как показывает сравнительно-исторический анализ, не всегда совпадают с данными из делопроизводственной документации предприятий.

По мнению Г. Р. Наумовой, немаловажную помощь в деле изучения хозяйственной, а также благотворительной деятельности предпринимателей оказывают так называемые представительские материалы. Среди них - 1) автобиографии предпринимателей, 2) очерки истории фабрик и заводов, филантропических учреждений, 3) рекламные и юбилейные издания фирм, 4)

выставочные альбомы и буклеты. В этом комплексе источников наибольшей информативностью отличаются, по мнению Г. Р. Наумовой ^стории фабрик и заводов. Кроме того, как показывает автор монографии, воссоздать историю фирм, а также торгово-промышленных династий помогает использование материалов личного происхождения, мемуаров и периодики. Воспоминания целого ряда российских предпринимателей и близких им лиц вышли ещё в конце XIX в. Многие из них создали мемуары, находясь в эмиграции19.

Генеалогию рода Бахрушиных среди других купеческих фамилий впервые исследовал А. И. Аксёнов в книге «Очерки генеалогии уездного купечества» 20, здесь содержатся сведения о зарайских корнях Бахрушиных. Но ввиду отсутствия писцовых книг XVII в. по городу Зарайску, у автора не было возможности проследить связь зарайских представителей семьи с московской ветвью.

Книга А. Н. Боханова «Коллекционеры и меценаты России», 21 повествующая о жизни и деятельности владельцев значительных частных коллекций и меценатов, в их числе обращает внимание на Бахрушиных, Морозовых, Третьяковых, Щукиных, С. И. Мамонтова, Ю. С. Нечаева-Мальцова; в ней впервые подчеркнута выдающаяся роль купечества в развитии российской культуры.

Тому же исследователю принадлежит публикация «Деловая элита России. 1914 г.». Автор выделяет среди лидеров отечественного делового мира трёх представителей рода - сыновей П. А. Бахрушина - Дмитрия, Николая и Константина Петровичей - владельцев недвижимости и членов советов наиболее крупных российских банков - Волжско-Камского, Московских Купеческого и Учетного22.

Роду Бахрушиных, в ряду других известных московских предпринимательских династий, было уделено внимание в книге Н. Г. Думовой «Московские меценаты»23. Автор рассказала о многочисленных делах милосердия московских меценатов, осветила их вклад в развитие русской

культуры серебряного века. В процессе работы она глубоко изучила огромный фонд Бахрушиных, хранящийся в ГЦТМ.

Монография А. М. Дубровского «С. В. Бахрушин и его время»24, посвящена одному из выдающихся представителей рода. Автор впервые создал научную биографию известного советского историка, члена-корреспондента Академии наук СССР, подчеркнул его вклад в развитие отечественной исторической науки, использовал значительное количество малоисследованных и неизвестных источников.

Фактографической точностью и полнотой отличаются обстоятельные очерки, посвященные выдающимся собирателям предметов искусства - А. А. и А. П. Бахрушиным, в книге Н. М. Полуниной и А. И. Фролова «Коллекционеры старой Москвы»25.

Деятельность Бахрушиных в качестве гласных Московской городской думы отражена в монографии Л. Ф. Писарьковой об истории городского муниципалитета 26. Опираясь на архивные источники по истории Московского городского управления, автор даёт краткие характеристики представителям рода как деятельным участникам общественной жизни Москвы.

В работе Г. Н. Ульяновой о благотворительности московских предпринимателей 27 на основе широкого круга разнообразных и, прежде всего, архивных источников раскрыты структура, механизм и мотивы деятельности московских предпринимателей-филантропов, реконструирована история создания системы заведений просвещения, здравоохранения и общественного призрения в Москве, установлены объём и динамика крупнейших пожертвований предпринимателей Московскому городскому управлению и Московскому Купеческому обществу. Автором посвящены развёрнутые очерки о филантропических акциях шести представителей семьи Бахрушиных, приведены новые архивные данные о благотворительной деятельности представителей династии.

Из наиболее обстоятельных общих работ по истории российского предпринимательства отметим исследование коллектива специалистов

Института Российской истории РАН «История предпринимательства в России»28. Данная монография явилась одной из первых попыток осмысления

истории российского предпринимательства в пореформенный период и создания обобщающего труда по этой теме. Авторы разделов неоднократно упоминают различные области деятельности Бахрушиных.

Зарубежом, как уже отмечалось, никогда не прекращалось изучение истории предпринимательства. Однако проблеме эволюции духовного и культурного облика российских предпринимателей посвящено немного исследований. Самым значительным из них является книга американской исследовательницы Дж. Ракман 29 посвященная истории московской деловой элиты. В ней автор рассматривает эту проблему как историю двух поколений, которые, по её мнению, существенно отличались образовательным уровнем, культурными интересами и политическими взглядами.

Ситуацию с источниками по истории семейной фирмы и торгово-промышленной династии Бахрушиных можно назвать относительно благоприятной. Изучение предпринимательской деятельности семьи возможно на основе документов фонда 1169 Центрального исторического архива Москвы (Товарищество кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей). Фонд насчитывает около 650 единиц хранения и охватывает период с 1869 по 1917 г. Помимо этого здесь же имеется небольшой личный фонд Сергея Владимировича Бахрушина (Ф. 2263), где отложились материалы некоторых комиссий Московской Городской думы, (в том числе - о народных развлечениях) в которой много лет трудились несколько представителей этой семьи; содержатся характеристики деятельности некоторых членов рода, их сослуживцев по Московской Городской думе и партнеров по бизнесу, небольшие воспоминания, посвященные работе в Московском городском управлении, материалы о мероприятиях в годы Первой мировой войны и другое.

Архивные документы, позволяющие восстановить историю известной буржуазной династии, можно разделить на несколько групп по своему содержанию и происхождению: а) материалы хозяйственной деятельности, б)

документы по благотворительной деятельности, в) материалы личного происхождения, г) материалы по генеалогии семьи.

К первой группе относятся разнообразные бухгалтерские документы: главные книги Товарищества, учетные и ярмарочные книги, журналы ресконтро, расчётные книги рабочих и служащих, договоры на сдачу в аренду бахрушинских владений, планы, принадлежавших им участков, описи имущества Товарищества конца XIX - начала XX вв. В ряде других фондов ЦИАМа: Ф. 120 - Московское Купеческое общество взаимного кредита, Ф. 142 -Московской Окружной суд, Ф. 179 - Московская Городская дума имеются также материалы о наследстве, разделах имущества между членами семьи Бахрушиных. Имущественные документы, позволяющие судить о масштабах недвижимого имущества семьи, обнаружены и в фондах ЦАНТД по Тверской, Серпуховской, Пятницкой и другим административным частям г. Москвы.

Ко второй группе источников можно отнести уставные документы и отчеты о деятельности, основанных членами семьи благотворительных учреждений, отложившиеся как в фонде Товарищества, так и в комплексе материалоь Московской Городской думы. Подобные комплексы документов, освещающие благотворительную деятельность представителей династии, имеются также в фондах ГЦТМ, СДИ МИГМ. Особенно много документов о меценатских и филантропических деяниях представителей рода отложилось в ГЦТМ в фонде А. А. Бахрушина (Ф. 1). Среди них - материалы, посвященные самому основателю Театрального музея, его общественной и творческой деятельности, обширная переписка по поводу устройства храмов и благотворительных учреждений на средства семьи, переписка с деятелями культуры и искусства, а также родственниками; материалы, связанные с творческой деятельностью Ю. А. Бахрушина, машинописная копия его мемуаров. Кроме того, имеется большой раздел Фамильного музея рода Бахрушиных, содержащий материалы по истории рода Бахрушиных, их первую родословную, составленную в 1920-х гг. Сергеем Дмитриевичем Бахрушиным, завещания Н. И. Бахрушиной и А. А. Бахрушина-старшего, биографические документы некоторых членов рода. Завещание Василия Бахрушина хранится в

Секторе документальных источников Музея истории города Москвы. Изучение завещаний позволяет определить соотношение средств направленных на укрепление благосостояния семьи и одновременно масштабы пожертвований на общественные нужды.

Материалы личного происхождения, а также прочие документы по истории семьи, находятся в ЦИАМ (Ф. 3 - Московская Купеческая управа), где в Посемейных списках купцов московских слобод встречаются Бахрушины и их родственники. Там же в Ф. 203 и Ф. 2122 (Духовная консистория и Церкви Замоскворецкого сорока), в многочисленных метрических книгах московских храмов имеются записи о рождениях, бракосочетаниях и отпеваниях разных членов рода. Матримониальные связи Бахрушиных ранее оставались вне поля зрения исследователей. Значительный блок документов по этой проблеме, включая генеалогические материалы, имеется среди архивных материалов ГЦТМ, здесь содержится переписка с родственниками о семейных событиях, многочисленные приглашения на семейные торжества, благословения и бракосочетания разных ее представителей. На этой основе восстанавливается степень родства Бахрушиных с восприемниками их детей и поручителями новобрачных пар, которые, несомненно, составляли близкий круг их общения.

Значительный массив документов личного характера сохранился в семейных архивах потомков Бахрушиных, т. е. в частных собраниях. Некоторые из них удалось, благодаря любезности архивовладельцев, привлечь в данном исследовании. Большинство из этих документов впервые вводится в научный оборот.

Автобиографии, как и прочие источники биографического характера аккумулируют с одной стороны семейную память и нравственные ценности отдельных династий; с другой стороны заключают в себе коллективную память, как социальную конструкцию, где господствует своя, в данном случае -корпоративная идеология и её нравственно-ценностные ориентиры.

Из документов личного происхождения можно выделить: мемуары П. А. Бурышкина «Москва купеческая», написанные в эмиграции и изданные в 1954 г. в Нью-Йорке30. В них отражена роль представителей московского купечества в

развитии экономики страны и, прежде всего, их вклад в развитие благотворительности, медицины, народного образования и культуры.

Автор был лично знаком с членами семьи Бахрушиных и оставил их краткие характеристики, он подчеркнул, что одним из его главных консультантов при создании этой книги был внук П. А. Бахрушина - М. Д. Бахрушин, крупный торгово-промышленный деятель и талантливый литератор. М. Д. Бахрушин также оставил интересные мемуары о дореволюционной Москве. К сожалению, они, как и воспоминания зятя Василия Бахрушина - Ф. В. Челнокова, не доступны российскому читателю, т. к. находятся в частном собрании во Франции.

К тем же источникам можно отнести:

  1. мемуары А. П. Бахрушина «Из записной книжки. Кто что собирает»31; эта книга до сих пор не потерявшая своей научной ценности, представляет собой серию очерков о 35-ти коллекционерах Москвы конца XIX - начала XX вв., лиц, близких автору, с которыми он вступал в деловые и партнерские отношения в деле собирательства книг и предметов искусства. Кроме того, в том же издании опубликован очерк «Москва», гдсавтор создал запоминающийся образ родного города со времен своего детства, дал описание современных ему событий, тесно связанных с изменением быта и архитектурного облика первопрестольной столицы.

  2. редкую брошюру, изданную Василием Алексеевичем Бахрушиным, о построении на его средства храма Василия Исповедника в Новой деревне32, близ Рогожской заставы сохранилась в одном из фондов Центрального Исторического архива Москвы. В ней автор повествует о нравственных мотивах, побудивших его построить храм в этой отдалённой рабочей окраине Москвы, подробно описывает, как шли поиски архитектора для выполнения этой задачи, как выбирались варианты архитектурйого облика и внутреннего убранства храма, всю историю его создания.

3) пьесу Владимира Александровича Бахрушина33, сохранившаяся в
фонде редких книг ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Отец известного историка был

автором нескольких замечательных драматических произведений, однако, до настоящего времени дошло всего одно из них. В архиве его потомков сохранились также его живописные и художественные фотоработы. Но творческое наследие его никогда не изучалось. Между тем он оказал огромное влияние на своего брата - А. А. Бахрушина - основателя Театрального музея в Москве и сына - члена-корреспондента Российской академии наук, С. В. Бахрушина.

4) не менее интересны воспоминания Юрия Алексеевича Бахрушина34, посвященные истории рода, развитию фамильного дел Бахрушиных со дня его возникновения в Москве; зарайским корням своей семьи. Он подробно описал развитие благотворительной деятельности Бахрушиных, их московские адреса, историю приобретения подмосковных усадеб - Ивановское, Афинеево («Верино»), близкое окружение и сферу культурных интересов разных представителей рода Бахрушиных, а также целого ряда московских предпринимательских фамилий. Его мемуары представляют собой энциклопедию жизни и быта купеческой Москвы на рубеже XIX-XX вв.

Конкретные черты бытового уклада и культурной эволюции торгово-промышленного класса, пережитого им на рубеже ХІХ-ХХ вв. можно почерпнуть в других предпринимательских воспоминаниях. Там же можно обнаружить отдельные сведения о представителях династии Бахрушиных35. Особо отметим мемуары Н. А. Варенцова «Слышанное. Виденное. Пережитое. Передуманное.»36, которые на большом фактическом материале рассказывают о жизни русского предпринимательства конца XIX - начала XX веков. Они содержат интереснейшие характеристики представителей, как старшего, так и младшего поколения рода Бахрушиных.

Подбор разнообразных источников, изученных по данной теме, позволяет решить поставленные задачи, детально осветить историю предпринимательского рода Бахрушиных.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Работа

иллюстрирована несколькими таблицами, она включает в себя список источников с привлечением материалов из 25-ти фондов восьми государственных и 19-ти частных архивов, и список литературы, который содержит более 130 наименований.

Хронологические рамки исследования определяются периодом существования фамильной фирмы Бахрушиных. Семейное дело известно в Москве с 1821 г. - со времени переезда сюда из Зарайска родоначальника династии - А. Ф. Бахрушина с семьёй. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что в 1918 г. в результате выхода декрета о национализации промышленности частная фирма «Товарищество кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновья» была ликвидирована.

Основная цель исследования заключалась в изучении династии Бахрушиных, как своеобразной модели московского предпринимательства XIX -начала XX в., характеризующейся собственными закономерностями формирования и развития. Конкретные цели состояли в том, чтобы на основе комплексного анализа: 1) проследить эволюцию развития фамильного бизнеса Бахрушиных, 2) выделить и подтвердить многогранность, особенности, а также оценить объем их благотворительной деятельности, 3) дать развернутое описание эволюции духовного, образовательного и культурного уровня представителей династии на протяжении рассматриваемого периода, 4) оценить вклад Бахрушиных в развитие культурной жизни Москвы, как форму самореализации личности.

Задачей исследования является выявить место и роль представителей династии Бахрушиных в составе московской деловой и культурной элиты XIX-XX вв. на основе изучения массовых архивных данных, а также анализа и систематизации общих и конкретно-исторических отечественных и зарубежных работ, выполненных на материале истории московских предпринимательских династий.

Комплексный характер работы диктует необходимость использования различных методов. Основным методом при написании диссертационного исследования является исторический, как соответствующий целям освещения

явлений в широких хронологических рамках. Кроме того, создание аналитического текста с привлечением большого количества автобиографических источников определяло специфику использования биографического метода, который даёт возможность наиболее полно раскрыть процесс самореализации личности предпринимателя, а также применялись другие методы: аксиологический, системный и описательный.

В первой главе исследования рассмотрены истоки происхождения династии, причины появления ее в Москве, становление фамильного бизнеса. Здесь же содержится анализ постепенных изменений хозяйственной деятельности Бахрушиных в свете инновационных процессов, характерных для периода промышленного переворота; развития предпринимательской стратегии, заключавшейся в различных видах использования капитала - приобретении недвижимости, банковских вкладах, участии в коммерческих предприятиях и социальной политике владельцев фирмы в отношении своих рабочих. Главу дополняют данные двух таблиц: 1) Таблица 1. Недвижимость, принадлежавшая Товариществу и отдельным членам рода накануне 1917 г., 2) Таблица 2 - о времени акционирования бахрушинского производства, основном капитале, суммах дивиденда, количестве рабочих в сравнении с теми же данными о фирмах их конкурентов - Жемочкиных и Скворцовых.

Вторая глава даёт представление о многоцелевом и разностороннем характере общественной и филантропической деятельности представителей династии, об объёме и динамике филантропических акций. Подробно освещаются разные виды благотворительных пожертвований на развитие медицинского обслуживания, народного образования, социального обеспечения беднейшего населения Москвы, отчисления средств на развитие системы московских городских попечительств о бедных, на борьбу с алкоголизмом, а также пожертвования на церковные нужды. Для большей наглядности масштабы пожертвований Бахрушиных Москве отражены в специальной таблице.

Третья глава посвящена духовной и культурной эволюции представителей династии, их трансформации из предпринимателей средней руки в представителей московской культурной и деловой элиты, благодаря росту

образовательного уровня, развитию творческих интересов, матримониальных, дружеских и социальных связей, при сохранении традиционных индивидуальных и корпоративных нравственно-ценностных ориентиров.

Четвёртая глава посвящена выявлению места и роли Бахрушиных в составе московской культурной элиты, описанию их вклада в культурную жизнь Москвы, как одному из способов самореализации личности представителей данной торгово-промышленной династии, а также оценке их меценатской деятельности со стороны коллег-предпринимателей и творческой интеллигенции.

Исследование сопровождается четырьмя приложениями.

Содержание приложений:

а) Приложение I. Биографические справки о представителях IV-V
поколений Бахрушиных.

б) Приложение II содержит родословную семьи, составленную С. Д.
Бахрушиным в 1920-е гг., которая послужила основой для составления
подробной поколенной росписи династии.

в) Приложение III представляет собой Поколенную роспись Бахрушиных
с учетом мужских и женских линий, созданную нами в 1994 г., и значительно
дополненную и переработанную для данного исследования, которая состоит из
330 персоналий. В основном тексте диссертации отдельные персоналии
выделены жирным шрифтом с тем, чтобы дать более полную информацию об
отдельных наиболее выдающихся представителях рода.

г) Приложение IV - графическое изображение родословного древа
Бахрушиных по мужской линии.

Примечания.

1- Петров Ю. А. Московская буржуазия начала XX в.: предпринимательство и политика. М., 2002. С. 50.

* К 100-летию чайной фирмы «В. Перлов с С-ми». М., 1890. Крестовников Н. К. Семейная хроника Крестовниковых. Кн. 1-3. М., 1903-1904. Вишняков Н. П. Сведения о купеческом роде Вишняковых. Ч. 1-3. М., 1903-1911. Грязное А. Ф. Ярославская Большая мануфактура. М, 1910. Краткий очерк торгово-промышленного товарищества «Иван Стахеев и К0». Б. г., б. м. [1913]. Торгово-промышленное дело Рябушинских. М., 1913. Терентиев П. Н. Материалы к истории Прохоровской Трёхгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. 1799-1899. М., 1915. * Золотой юбилей. К 50-летию со дня основания Товарищества Брокар и К. [М].[1915]

* .Благовещенский И. Мануфактур-советник, московский купец Т. В. Прохоров. М., 1860. Орлов Н. Жизнь и благотворительная деятельность действительного статского советника Ф. Я. Ермакова. М., 1896. ВитальА.

A. Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин . 1872-
1901. М., [1902] и др.

'-.Материалы для истории московского купечества. Т. 1-9. М., 1883-1885. Сторожев В. Н. История Московского Купеческого общества. М., 1916. *-.Диль А.Ф. Русский кожевенный промысел и возможности его дальнейшего развития. М., 1889. 7- Статистический очерк кожевенной промышленности и торговли. Сост.

B. И. Шарый. Пг., 1917.

Поткнна И. В. История предпринимательств. Становление научной дисциплины.//Отечественная история №2, 2002. С. 124.

9- Берлин П. И. Русская буржуазия в старое и новое время. М., 1922.

10- Звягинцев Е. Московский купец-компанейщик Михайло Гусятников и
его род. Новицкий Г. А. Первые московские мануфактуры XVII в. по
обработке кожи. Кафеигауз Б. Б. Купеческие мемуары. // Москва в её

прошлом. Очерки социальной и экономической истории XVI-XIX вв. Вып. 1. М, 1928.

11 Лавёрычев В. Я. Монополистический капитал в текстильной промышленности России. 1900-1917. М., 1963. Он же. Крупная буржуазия в пореформенной России. 1861-1900. М., 1974. Гиндин И. Ф. Русская буржуазия в период капитализма, её развитие и особенности. // История СССР. 1963. №2, 3. Он же. Московские банки в период империализма // Исторические записки. Т. 58. М., 1956. Рындзюнский П. Г. Утверждение капитализма в России. М., 1970. Бовыкнн В. И. Формирование финансового капитала в России. Конец ХІХ-1908г. М., 1984.

12- Балабанов М. От 1905 к 1917. Массовое рабочее движение. М.-Л.,
1927. Параоиюв П. К. К истории русской фабрики. // История
пролетариата СССР. М., 1933. № 1-2 (13-14). Златников М. Ф. К вопросу
об изучении истории рабочего класса и промышленности. // Каторга и
ссылка. 1935. № 1. Кабанов П. И., Ерман Р. К. Морозовская стачка 1885
года. М., 1963. Волобуев П. В. Пролетариат и буржуазия России в 1917 г.
М., 1964. Лавёрычев В. Я., Соловьева А. М. Боевой почин пролетариата.
М., 1985. Дякин В. С. Русская буржуазия и царизм в годы Первой мировой
войны (1914-1917). Л. 1967. Черменский Е. Д. Буржуазия и царизм в 1905-
1907 гг. М., 1970. Он же. Пролетариат и буржуазия в 1917 году. М., 1964.
Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX в. Проблемы
торгово-промышленной политики. М., 1981.

13- Цит. по: Бовыкин В. И. Морозовы и судьбы российского
предпринимательства. // Труды Первых Морозовских чтений. Ногинск.
1995.С. 6.

14- Бовыкин В. И. Указ. Соч. Там же.

15- Кузьмичёв А., Петров Р. Русские миллионщики. Семейные хроники.
М. 1993. Демская А., Семёнова Н. У Щукина, на Знаменке. М., 1993.
Баранова С. Ф., Родионов В. Н. Дело Варгиных. Б.г., б. м. [М], [1994].
Кусова И.Г., Чикваркина Г. Н. История рода Живаго. Рязань. 1994.

Фаберж-е О. А. Блёстки. Воспоминания. М, 1994. Кусова И. Г. Рязанское купечество. Очерки истории XVI-начала XIX вв. Рязань. 1996. Михалков А. В. Очерки из истории московского купечества... М., 1996. ПетровЮ. А. Династия Рябушинских. М. 1997. Ушаков В. К. Ушаковы. Деяния купечества во славу Отечества. 1998. Морозова Т. П., Поткина И. В. Савва Морозов. М., 1998. Арензон Е. А. Савва Мамонтов. М., 1998. - Аксёнов А. И. Генеалогия московского купечества XVIII в. М., 1988. Аксёнов А. И. Очерки генеалогии уездного купечества XVIII в. М., 1992. Морозовы. Опыт родословия. Филаткина Н. А. , ЛрозОов М. С. Ногинск. 1995. Краско А. В. Елисеевы. СПб., 1998.

17- Семёнова А. В. Национально-православные традиции в менталитете
купечества в период становления российского предпринимательства//
Купечество в России XV-первой половине XIX вв. М., 1997. Брянцев М.
Ф.
Русское купечество: социокультурный аспект формирования
предпринимательства в России в конце XVIII- начале XIX в. Автореф.
дисс. д. и. н. М, 2001. Нилова О. Е. Московское купечество конца XVIII-
первой четверти XIX в. Социальные аспекты мировоззрения и
самосознания. М., 2002. Преображенский А. А. Московский купец сер.
XIX в. о времени и о себе. // Менталитет и культура предпринимателей
России XVII-XIX вв. М., ИРИ РАН. 1996. Куприянов А. И. Представление
о труде и богатстве русского купечества пореформенной эпохи. //
Менталитет и культура предпринимателей России XVII-XIX вв. М., 1996.
Грико Т. И. К вопросу об источниках изучения менталитета
предпринимателей. // Тезисы докладов и выступлений научно-
практической конференции «Купцы Морозовы - российские
предприниматели и меценаты». Орехово-Зуево. 1997. С. 91-92.

18- Наумова Г. Р. Русская фабрика. Проблемы источниковедения. М.,
1984.

19- Боткин П. С. Картинки дипломатической жизни. Нью-Йорк, 1930.
Щербатов С. А. Московские меценаты. Современные записки № 67.
Париж 1938. Кривошеина Н. А. Четыре трети нашей жизни. Париж. 1984.

20- Аксёнов А. И. Очерки генеалогии уездного купечества XVIII в. М.,
1992.

21 Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты России. М., 1989.

22- Боханов А. Н. Деловая элита России. 1914 г. М., ИРИ РАН. 1994.

23- Думова Н. Г. Московские меценаты. М., 1992.

м- Дубровский А. М. С. В. Бахрушин и его время. М., 1992.

25« Полунина Н. М, Фролов А. И. Коллекционеры старой Москвы.

Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997.

26- Писарькова Л. Ф. Московская Городская дума. 1863-1917. М., 1998.

27- Ульянова Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей
1869-1914. Биографический словарь. М., 1999.

2в. История предпринимательства в России. Кн.1- 2. М., 1999.

- Ruckman J. A. The Moscow business elite. A social and cultural portret of

twy generations 1840-1905. -North Illinois, 1984.

30- Бурышкин П. А. Москва купеческая. M., 1991.

31 Бахрушин А. П. Из записной книжки. Кто что собирает. М., 1916.

32- ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 456. Д. 645.

33- Бахрушин Вл. А. В стороне от лукавого света. Изд. Разсохиной. М.,
1885.

34- Бахрушин Ю. А. Воспоминания. М., 1994

35- Щукин П. И. Из истории меценатства в России. Воспоминания. М.,
1998. Сабашников М. В. Записки. М., 1983. Рябушгшский В. П. Купечество
московское. Воспоминания. М.-Иерусалим, 1994. АнОреева-Бальмонт Е.
А.
Воспоминания. М., 1997. Харузииа В. Н. Прошлое. Воспоминания
детских и юношеских лет. М., 1999.

зв- Варенцов Н. А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М., 1999.

Становление династии

Период становления фамильного дела Бахрушиных уходит в область семейных преданий. Дореволюционные авторы обошли вниманием историю зарождения торгово-промышленной династии Бахрушиных. Первым, кто начал записывать сведения по истории семьи и фамильного дела, был Владимир Александрович Бахрушин. Его отрывочные записки использовали сын - С. В. Бахрушин и племянник Ю. А. Бахрушин в своих воспоминаниях.

Бахрушины вели своё происхождение из ближнего окружения татарского царевича Касыма, перешедшего на сторону московских князей в XV в. и получившего в удел Городец Мещерский на Оке, который позже стал известен как город Касимов.

В Материалах по истории города Касимова в XV в. значились две ветви: Бахруш-Оглы и Бахруш-Оловерн. По семейному преданию Бахрушиных, представители одной из них приняли в XVII в. православие и обратились к царю с просьбой впредь именоваться фамилией «Бахрушины». В результате, потомки татарских мурз (дворян) из окружения царевича Касима - стали русскими посадскими людьми, то есть, должны были опуститься на ступень ниже по сословной лестнице, однако при этом они сохраняли своё материальное состояние и даже получили некоторое денежное вознаграждение1. Несколько позже они перебрались из Касимова в Зарайск Рязанской губернии.

Зарайск - небольшой городок на границе Московской и Рязанской губерний в середине 1750-х годов, к моменту рождения будущего основателя московской ветви Бахрушиных, можно представить из сохранившегося описания этого города 1776 года:

«Город Зарайск герба никакого не имеет, огорожен стеной, на каждом угле башня, длина в стенах вокруг — 312 сажен, в стенах и башнях снизу от фундамента в верхах выкладено белым, тёсанным камнем от земли две сажени, а от белого вверх — кирпичом 1 сажень с вершком; стены в ширину 1 сажень — 1 сажень и 3 вершка, поверху зубцы вышиною по аршину; стены и башни крыты тёсом, крыш нет по стенам, а на башнях, хотя и есть, только на трёх углах и то в самой ветхости. В городе том стоят ворота:

1) к московской стороне — Никольские,

2) напротив, через город — Спасские,

3) в правой стороне от Никольских — Богоявленские.

В городе в год три ярмонки. Первая в день Чудотворца Николая, мая 9, вторая - на Сошествие Святого Духа, третья — в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Накануне оных дней народ съезжается из разных городов и уездов с разным товаром и рукоделием, бывает продажа и мена лошадям до 1000 [голов]. У купечества торгующим состоят товары, привозимые из Москвы или других городов: шёлковая материя, сукна, кумачи, холст, хрустальная посуда, сахар, мёд, воск, хмель;... виногардные вины, - да промысел их состоит: закупают рогатой скот в малороссийских и других украинских городах, которого выгоняют до 12 000, из онаго отгоняют в Москву и С. Петербург до 10 000.

Всего в городе и уезде положено в оклад с купечеством, мещанством, пашенными солдатами... 21 156 душ»2.

Эти материалы по истории города, ранее неопубликованные, были систематизированы в книге «Зарайск. Материалы для истории города XVI-XVIII столетий», изданной в Москве на средства Петра, Александра и Василия Бахрушиных и П. П. Сорокоумовского, ещё одного представителя московского купечества, ведущего своё происхождение из Зарайска. Книга эта была отредактирована видным торгово-промышленным деятелем и одновременно историком купечества - Н. А. Найдёновым. В ней впервые введены в научный оборот архивные материалы ревизских сказок и переписных книг XVII-XVIII вв.

Благодаря этой книге выясняется, что Бахрушины числились в составе зарайского купечества и занимались традиционным для этого города видом деятельности - перегоном скота и выделкой кож. Отсюда же можно установить, что зарайцы издавна имели торговые интересы не только в окраинных городах империи, но и тяготели к Москве и Петербургу.

Род Бахрушиных по переписным книгам прослеживался в Зарайске с середины XVII в., а по ревизским сказкам - с 1722 г. Книги 1-й ревизии 1722 г. по городу Зарайску не сохранилось. Однако ссылка на неё имеется в книге 2-й ревизии 1744-1745 гг., где упоминается «написанный в прежнюю перепись Емельян Федоров сын Бахрушин 79 лет, его родной брат Иван 71 года», их дети и внуки, родившиеся после прежней переписи.

Роль Бахрушиных в общественной жизни России

Общественная деятельность Бахрушиных была разнообразной и получила признание не только внутри России, но и за её пределами.

Большое значение в жизни России имели регулярно проходившие всероссийские промышленные выставки. Выставки были призваны продемонстрировать лучшие достижения отечественной индустрии. Их организации особое внимание уделяло правительство и сами предприниматели. Ещё в 1830-х - 1840-х гг. А. Ф. Бахрушин дважды удостаивался серебряных медалей за успехи в предпринимательской деятельности и высокое качество продукции своего завода. Помимо отечественных промышленных смотров фирма участвовала и в международных выставках. В 1851 г. на Первой всемирной выставке в Лондоне Бахрушины представили десять образцов сафьянов разных цветов и опойек для сапог1. В 1862 г., также на Лондонской всемирной выставке фирма продемонстрировала свои достижения сразу в двух отделах: не только в кожевенном, но и в производстве сукна.2 Высшим достижением фирмы было участие Бахрушиных во Всемирной выставке в Париже 1867 г., где кожевенная продукция их предприятия была удостоена серебряной медали и, тем самым, получила международное общественное признание.3 Продолжали участвовать Бахрушины и во Всероссийских выставках, так, П. А. Бахрушин, был награждён золотой медалью с надписью «За полезное» на Владимирской ленте за участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве 1882 г.4.

Бахрушины активно участвовали в общественной жизни Москвы, в том числе в работе Московского Биржевого комитета.

Традицию общественного служения заложил основатель династии — А. Ф. Бахрушин. Он в течение ряда лет являлся первоприсутствующим Сиротского суда. Об этом он писал одному из своих корреспондентов: «Я служу в Московском сиротском суде - служба в обществе почётная и в 8-ом классе, но исходящих до 800 бумаг, кроме журналов»6. И вся эта масса дел приходилась только на четырёх должностных лиц. Несмотря на трудности, эта общественная деятельность способствовала более быстрому продвижению по социальной лестнице, ускоряла получение нового, более высокого статуса и связанных с ним привилегий.

На протяжении многих лет активное участие Бахрушины принимали в работе Московского городского самоуправления. Трое братьев - старших представителей семьи - неоднократно избирались гласными в Московскую Городскую думу. Так Александр Алексеевич Бахрушин был гласным Думы с 1866 по 1900 г.; Петр Алексеевич Бахрушин - с 1877 по 1894 г.; Василий Алексеевич Бахрушин - с 1877 по 1906 г. В издании, посвященном гласным Московской Городской думы, об Александре Алексеевиче Бахрушине сказано: «Мануфактур-советник, старый гласный; никогда не говорит в думе, но совместно с братьями сделал для города столько, сколько не сделают десятки говорящих гласных»7.

Известный деятель Московской Городской управы Н. И. Астров в своих воспоминаниях писал: «Среди гласных встречались и довольно образованные люди... это были по преимуществу купцы старшего поколения... Они не имели официальных дипломов учебных заведений, но часто были весьма просвещёнными людьми, иногда широкой европейской культуры, сделавшие для Москвы весьма много. Среди них современники особенно выделяли известных благотворителей А. А. и В. А. Бахрушиных»8. За огромный вклад в деятельность Московского городского самоуправления Александр и Василий Алексеевичи Бахрушины были удостоены редкой чести: гласные Думы предложили разместить их живописные портреты в зале заседаний Городской думы Москвы9. Основанные ими благотворительные учреждения Бахрушины неизменно приносили в дар Московскому городскому самоуправлению.

Гласными Думы избирались и младшие представители бахрушинской семьи - сыновья Александра Алексеевича — Владимир (с 1885 по 1910 г.), участвовавший в работе различных думских комиссий: по урегулированию улиц, по выкупу предприятия конно-железных дорог и устройстве электрических дорог, то есть - трамвая, по обсуждению проекта Окружной железной дороги, комиссии по народным развлечениям. Вл. А. Бахрушин (См. Прил. III №. 27/4) также состоял гласным губернского земства, казначеем, а затем почётным членом Императорского Коммерческого училища на Остоженке, членом благотворительного Совета при Московском городском управлении и попечительства о народной трезвости, он входил в Совет Сергиево-Елизаветинского трудового убежища для увечных воинов русско-японской войны10. Алексей Александрович Бахрушин (См. Прил. III №. 32/4) был гласным МГД (с 1901 по 1917 г.), вслед за старшим братом, почти бессменно являлся членом, а затем председателем комиссий по народным развлечениям и училищной.

Религиозность

Авторы купеческих мемуаров единодушно утверждают, что основой мировоззрения московских предпринимателей была религиозность, покоящаяся на догматах православной веры .

Семья Бахрушиных была известна в Москве своими крепкими православными устоями. Причём представители этой семьи всегда были едины в своей конфессиональной принадлежности. Глубоко верующими людьми были -основатель московской ветви рода А. Ф. Бахрушин и его супруга Наталья Ивановна. По словам их сына - Александра, отец всегда говорил своим детям: «Вы знали нужду со мною вместе, умейте же уважать её и у других; никогда не говорите о человеке чего-нибудь, что может повредить его доброму имени, или деловым отношениям и благосостоянию. Если что и услышите, знайте про себя»2.

В Бахрушинском музее сохранились дневники Петра Алексеевича Бахрушина, первый из которых относится к ноябрю-декабрю 1848 г. В нём отчётливо прослеживается внутренний мир православного предпринимателя: «14 вторник. В 7 часов утра... Богу помолясь, чаю напился, по заводу прошёл, товары принял и разобрал... на Мытный двор поехал, а оттуда в город на Солянку... за покупками для поминок... 15 среда. Поминки - полгода по родителю. Богу помолясь, сходил к обедне, отстоял панихиду. Прошёл по заводу... Поехал на кладбище, отстоял обедню и панихиду, поклонился на могилки и домой приехал обедать. Были сродственники до 30 человек. Чаю напились и разъехались, а я поехал в город на полчаса и приехал домой, сели в карты играть...21 воскресенье Введение во храм Пресвятой Богородицы. В 4 часа встал... сходил к заутрене и обедне... К поздней обедне поехал с Катериной Ивановной в Донской монастырь... Обедню служил архимандрит, и проповедь говорил он же до 12, 5 часов...24 среда. Екатерина Мученица. В 6 часов сходил к обедне. От Троицы подымали иконы в дом, помолились Богу и со святой водой ходили по заводу. Везде служил сам священник»3.

Второй дневник П. А. Бахрушина о его поездке в Зарайск вместе с женой, дочерью Натальей и сестрой Ольгой Алексеевной относится к 1852 г. Сообщая о визитах к провинциальным родственникам, он постоянно пишет и о посещении церкви. Из дневника следует, что он редкий день не был у обедни и, что молитва сопутствовала старшим представителям рода ежедневно, в каждом деле4.

Своё отношение к Богу старшее поколение постаралось передать своим потомкам. Об этом свидетельствует в своих мемуарах Н. А. Варенцов, близко знакомый со многими представителями бахрушинской семьи. Так о сыне П. А. Бахрушина - Николае Петровиче - он пишет, что Н. П. Бахрушин «отличался религиозностью, но не был ханжой. Семью воспитывал своими жизнеными примерами; оставшись вдовцом в полной силе, вёл себя безукоризненно. Старался привести детей рассказами о разных случаях своей жизни и жизни других людей к сознанию ничтожности каждого человека без Божьей помощи, каковая только возможна при вдумчивом ч любовном отношении ко всем тебя окружающим. Его наставления... поддержали их во время тяжёлых переживаний, ... сделав их людьми со стойким духом»5.

О своём отце Н. П. Бахрушин рассказывал, что он «не угрозами или наказанием приводил детей к необходимости исполнять его приказания... Непременным его приказанием было посещение церкви каждый праздник к ранней обедне, со вниманием слушать всё читаемое, не вести разговоров и не оглядывать окружающих, а свой ум и чувства со вниманием вкладывать в святые слова.

Влияние огромного нравственного авторитета старших Бахрушиных испытывали на себе не только близкие родственники, но и посторонние люди, и в их числе священник Иван Кедров, долгое время служивший в храме Всех Скорбящих радость при Бахрушинской больнице.

Похожие диссертации на Династия Бахрушиных (Эволюция московских предпринимателей XIX - начала XX вв.)