Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Провинциальные клирики и кризис русского самодержавия (1905-1916 гг.) 24
1. Деятельность священно- и церковнослужителей Курской губернии по обновлению общественной жизни приходского сообщества 24
2. Миссионерство и просветительство клира Курской епархии в условиях государственной политики по «укреплению начал веротерпимости» 60
Глава 2. Региональное духовенство и трансформация российской государственности (1917-1929 гг.) 108
1. Служение церковников Курской губернии в 1917-1922 гг 108
2. Практика курских служителей Церкви в условиях укрепления советской политической системы (1923-1929 гг.) 143
Заключение 171
Список источников и литературы 184
Приложения 220
- Деятельность священно- и церковнослужителей Курской губернии по обновлению общественной жизни приходского сообщества
- Миссионерство и просветительство клира Курской епархии в условиях государственной политики по «укреплению начал веротерпимости»
- Служение церковников Курской губернии в 1917-1922 гг
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена острой необходимостью изучения локального исторического опыта, накопленного в период трансформации российской государственности в 1905-1929 гг., для преодоления переживаемого современной Россией кризиса культурно-национального самосознания. В стране не завершилась модернизация, т.е. продолжаются семантические и аксиологические изменения сознания и культуры россиян: с одной стороны, становление государственности и общества на новых началах сопровождается пересмотром системы идеалов российско-советской цивилизации; с другой -культивирование на отечественном культурном пространстве ценностей и норм поведения западной англосаксонской цивилизации влечет утрату россиянами национальной идентичности. Нарастание кризисных явлений в духовной сфере страны побуждает Русскую православную церковь к активному участию в жизни социума - к деятельности по сохранению общественного консенсуса (мира) и по приобщению российского народа к православно-традиционалистским идеалам и ценностям.
Вследствие периодического обострения в 1905-1929 гг. в России социальных отношений и идейно-политической ситуации, принимавшего формы гражданского противостояния, Церковь активизировала внешнюю (социальную, религиозно-просветительскую, миссионерскую, внебогослужебную проповедническую, политическую) деятельность по смягчению общественной конфронтации и культивированию в мирянах православной нравственности. Кроме того, в 1918-1929 гг. практика клириков осложнялась тем, что им приходилось бороться за существование самой Церкви как центра духовной жизни населения.
Актуальность работы также определяется тем, что с XI века православие играет значительную роль в духовно-нравственной жизни многих курян. Курский край стал родиной или местом служения 28 святых (Феодосии Печерский, епископ Иоасаф (Горленко), Серафим Саровский, архиепископ Дамиан (Воскресенский) и др.) и остается до настоящего времени одним из крупных духов-
4 но-религиозных центров России (Курская Коренная пустынь). В конце 1980-х -начале 1990-х гг. в Курской области началось православное культурное возрождение, что в частности проявилось в сфере светского образования (например, в 1997 г. Курский регион был первым среди субъектов Российской Федерации, в школах которого официально стала преподаваться дисциплина «Основы православной культуры»).
В основном исследователи ограничивали изучение практики православного духовенства или дореволюционным (до февраля - октября 1917 г.), или советским (после Октябрьской революции 1917 г.) периодами. В настоящей работе деятельность курских клириков рассматривается в контексте государственно-политических изменений 1905-1929 гг. - кризиса русского самодержавия, перехода от либерально-демократического режима к большевистской диктатуре, укрепления советской однопартийной политической системы, в том числе в период существования свободы совести как правовой нормы.
Комплексное исследование внешней деятельности клира Курского края в условиях коренных изменений отечественной государственно-политической системы в 1905-1929 гг. с целью выработки мер для дальнейшего сотрудничества Русской православной церкви и государства по преодолению духовно-нравственного кризиса общества представляется актуальной задачей исторической науки.
Объектом исследования является история Русской православной церкви в контексте трансформации российской государственности.
Предметом исследования выступает внешняя (социальная, религиозно-просветительская, миссионерская, внебогослужебная проповедническая) деятельность православного духовенства Курского края в условиях государственно-политических изменений 1905-1929 гг.
Хронологические рамки работы охватывают временной отрезок с 1905 по 1929 г. В рассматриваемый период российская государственно-политическая система претерпела коренные изменения. В 1905-1917 гг. самодержавие частично трансформировалась в конституционную монархию (Манифест об усо-
5 вершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г., Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.). Благодаря Февральской революции 1917 г. произошла демократизация политической жизни страны, результатом которой стало провозглашение 1 сентября демократической республики. В 1918-1922 гг. установилась большевистская диктатура. Политическое устройство Советской России определялось как республика советов, государственное - как федерация национальных республик (Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа от 10-18 января 1918 г., Конституция РСФСР 1918 г.). В конце 1922 г. - начале 1924 г. государственно-политическая система РСФСР изменилась, которая стала частью федеративного союза - СССР (Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Конституции СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г.). С марта 1919 г. компартия стала постепенно устанавливать контроль над государственным управлением. В 1923-1929 гг. укрепилась советская однопартийная политическая система (ликвидированы меньшевистская, эсеровская и другие социалистические партии, оппозиция внутри РКП (б) - ВКП (б).
Благодаря объявлению свободы совести (в частности, прекращалось преследование православных за их переход в другие христианские конфессии), реформе религиозного законодательства расширился круг вероисповедных свобод сектантства и старообрядчества, некоторыми из которых, например, предание общинами статуса юридического лица, не обладала Церковь (Указ об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905 г., Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г., Указ о порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин от 17 октября 1906 г.). Временное правительство провозгласило равенство всех религий перед законом, отменялись религиозные и национальные ограничения. Кроме того, свобода совести гарантировалась тем, что принадлежность или не принадлежность гражданина к тому или иному вероисповеданию не ограничивала его гражданские и политические права (постановления Временного правительства об отмене вероисповедных и национальных ограничений от 20 марта и о свободе совести от 14 июля 1917 г.). Советское правительство провозгласило отделение
Церкви от государства и свободу совести, т.е. исповедания или не исповедания религии, религиозной и антирелигиозной пропаганды (Декрет СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23 января 1918 г., Конституция РСФСР 1918, 1925 гг. и СССР 1924 г.). В то же время государство в 1918 -1922 гг. предпринимало попытки ликвидировать Церковь - от ее раскола до физического уничтожения духовенства и верующих. В 1923 г. и 1927 г. высшее церковное руководство признало Советское государство. В начале 1929 г. кардинально изменилась государственная религиозная политика. Если ранее государство допускало контроль над внешней деятельностью Церкви, то оно стало вмешиваться во внутреннюю церковную жизнь, например в область канонического права (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. об религиозных объединениях). Согласно внесенной 18 мая 1929 г. поправке 4 статьи Конституции РСФСР, вместо свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды устанавливалась свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды.
Географические рамки исследования охватывают Курскую губернию (1797-1928 гг.); Белгородский, Курский, Льговский округа Центрально-Черноземной области (1928-1934 гг.). В 1905-1929 г. в границах Курского края существовали Курская епархия, в состав которой входили викариатства: Белгородское (1905-1933 гг.), Рыльское (1906-1935 гг.) Дмитриевское (1926 г.), Но-вооскольское (1926 г.), и Старооскольская епархия (1929-1935 гг.). В рассматриваемый период Курский край представлял собой типичный провинциальный регион европейской России, в котором преобладал аграрный сектор экономики и доминировало крестьянство. В этническом и конфессиональном составе курского населения большинство составляли великороссы (77,3 % из общего числа жителей) и православные христиане (98,7 %). Кроме того, территориальные границы исследования определены рамками Курского региона также в связи с тем, что это — край, в котором православие всегда являлось традиционной религией.
Степень изученности проблемы. Историография деятельности российского православного духовенства в 1905-1929 гг. представлена различными исследовательскими концепциями, раскрывающими роль практики клириков в общественно-политической жизни России, и делится на три периода: дооктябрьский (1905-1917 гг.), советский (1917-1991 гг.) и современный (с 1992 года до настоящего времени).
Осмыслению автором темы способствовали работы дореволюционных исследователей и публицистов, принадлежавших к либеральной, консервативной и революционной группам русской общественности. В работах представителей первой группы исследовались процессы церковно-общественной жизни начала XX века, позиции высшей государственной и церковной власти к этим явлениям, взаимные влияния различных внутрицерковных и общественных сил (Н.А. Аксаков, Н.П. Антонов, Ф.В. Благовидов и др.)1.
Консервативная группа в лице И.Г. Айвазова, епископа Е. Аквилонова, Алексия (Дородницына), архиепископа Антония (Храповицкого), И.И. Востор-гова, Р.В. Ризположенского, признавая существование общественного и церковного кризисов, полагали, что главной причиной их возникновения и развития стало революционное движение2.
Отношение большинства революционных публицистов к религии и, в частности, к Церкви было отрицательным (хотя в годы политической реакции среди части революционеров получили распространение идеи о богоискательстве и богостроительстве). Так, по мнению В.И. Ленина, для сохранения своего господствующего положения Церковь была вынуждена поддерживать русское
1 Аксаков Н.А. К церковному собору. СПб., 1906. С. 14-15; Антонов Н.П. Русские светские богословы и их ре
лигиозно-общественное положение. СПб., 1912. С. 21-22.; Благовидов Ф.В. К работам общественной мысли по
вопросу о церковной реформе. Казань, 1905. С. 5-7; Карташев А.В. Церковь в 1905 году. СПб., 1906. С. 11-12:
Лебедев А.П. Об участии мирян на соборах. М.ІЦІ.906.' С. 9-12.
2 Айвазов И.Г. Обновленцы и староцерковники. М., 1909. 3-4, 56-62; Он же. Православная церковь и высшие
государственные учреждения в РоссииАМ-. 1912. 42 с; Аквилонов Е. Христианство и социал-демократия в от
ношении к современным событиям. СПб., 1906. С. 19-21; Алексий (Дородницын). Христианство и коммунизм.
Казань, 1909. С. 14-15.; Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. М., 1906. С. 8, 10; Восторгов
И.И. К вопросу о приходе. М., 1907. 41 с; Ризположенский Р.В. В защиту православного русского народа. Ка
зань, 1906. С. 16-18.
8 самодержавие.3 А.В. Луначарский выступал за отделение Церкви от государства, освобождение ее от государственно-полицейского контроля .
В дореволюционной историографии политическая деятельность православного духовенства рассматривалась, главным образом, в рамках его сотрудничества с реакционными партийными и общественными объединениями. Так, в сборнике «Общественное движение в России в начале XX века» участие клириков в российской общественно-политической жизни ограничено освещением деятельностью таких церковных иерархов, как Антония (Храповицкого), Евлогия (Георгиевского) и других служителей Церкви, в правых монархических организациях5.
С 1920-х гг. в советской исторической науке началось изучение участия православного духовенства в общественно-политической жизни начала XX века. В работах 1920-1930-х гг., позволивших диссертанту установить некоторые формы внешней деятельности духовенства в 1905-1920 гг., утвердилась точка зрения, что не только иерархи, но и большая часть клириков поддерживала самодержавный строй (Б.П. Кандидов, Ф. Путинцев)6. В исследованиях Н. Ростова, Ю. Солнышко также осуждался союз Церкви, в том числе курских церковников, с самодержавием. Особенно подробно рассматривалось участие духовенства в черносотенном движении. В этих работах клир был показан как единый реакционный монолит в 1905-1917 гг.7
Вместе с тем в ряде работ 1920-х гг. утверждалось о частичном союзе Церкви и освободительного движения в период Первой русской революции, когда духовенство раскололось на сторонников самодержавия (в основном иерархи) и оппозиционных сил (либеральные клирики). По их мнению, среди священно- и церковнослужителей также росло недовольство, выразившееся в со-
3См., напр.: Ленин В.И. Социализм и религия // Полн. собр. соч. Т. 12. М., 1960. С. 142-147; Он же. Духовенство на выборах и выборы с духовенством // Полн. собр. соч. T.22. М., 1961. С. 129-132.
4 Луначарский А.В. Почему нельзя верить в бога. М., 1965. С. 190-192.
5 См.: Общественное движение в России в начале XX века / Под ред. Ю. Мартова: В 4 т. Спб., 1910-1914.
6 См., напр.: Кандидов Б.П. Церковь и 1905 г. М., 1926. 198 с; Он же. Церковный фронт в годы Мировой войны.
М., 1929. 159 с; Путинцев Ф. Контрреволюционная роль духовенства в революции 1905 г. //Антирелигиозник.
1939. №7. С. 27-31.
7 См., напр.: Ростов H. Русское духовенство и контрреволюция конца династии Романовых. М., 1930. 156 с;
Солнышко Ю. Курское духовенство на службе помещиков и капиталистов //Антирелигиозный сборник /Сост.
Н. Просеков. Курск, 1940. С. 36-43.
9 противлении части церковников самовластию иерархии. В то же время Н.Ф. Платонов, хотя и признавал появление церковной оппозиции в конце Первой русской революции, считал, что большинство клира продолжало поддерживать царизм8.
Разработке проблемы практики провинциальных клириков в условиях трансформации царизма в 1905-1916 гг. способствовал труд Н.М. Никольского, в котором кризис «государственной» Церкви в пореформенный период объяснялся ее «функциональным ослаблением» (малая эффективность церковно-религиозных средств по «одурманиванию народной массы» - проповеднической, законоучительской деятельности клириков) и разложением (переход православных христиан в сектантство, старообрядчество, рост антирелигиозных настроений в среде рабочих и интеллигенции, противостояние приходского духовенства и «епископской администрации»)9.
В начале 1920-х гг. в советской историографии сформировался определенный набор одиозных оценок. Согласно им, духовенство являлось одной из опор свергнутого самодержавия, осуществляло сугубо контрреволюционную деятельность во время Октябрьской революции 1917 г., Гражданской войны и эксплуатировало трудовое население. Большинство этих положений стало идейной основой первых специальных исследований 1930-х гг., посвященных участию клириков в событиях постреволюционной политической междоусобицы (Б.П. Кандидов, К.П. Абросенко, Н.К. Амосов)10.
В конце 1950-х гг. рост общего уровня советской исторической науки и относительная либерализация общественной жизни позволили появиться более объективным научным исследованиям, посвященным проблемам церковной истории в послереволюционный период. Вместе с тем их направленность по-прежнему определялась потребностями идеологической борьбы Советского го-
8 См., напр.: Титлинов Б.В. Православие на службе самодержавия в русском государстве. Л., 1924. 210 с; Пла
тонов Н.Ф. Православная церковь в борьбе с революционным движением в России (1900-1917) // Ежегодник
Музея истории религии и атеизма.Т. 4. М. - Л., 1960. С. 156, 157.
9 Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983. С. 404-435.
10 Кандидов Б.П. Религиозная контрреволюция 1918-1920-х годов и интервенция (Очерки и материалы). М,
1930. С. 32-34, 42-43; Он же. Вредительство, интервенция и церковь. М., 1931. 60 с; Он же. Меньшевики и по
повщина в борьбе против Октябрьской революции. М.-Л., 1931. 109 с; Абросенко К.П. Религия на службе
контрреволюции в Сибири. Иркутск, 1938. 71 с; Амосов Н.К. Октябрьская революция и церковь. М., 1939. 72 с.
10 сударства с религией и Церковью, так как рубеж 1950-1960-х гг. стал временем нового наступления на РПЦ. Вследствие чего основные положения работ указанного периода имели идейную преемственность с исследованиями 1920-1930-х гг. В то же время расширилась тематика исследований. Если внимание довоенных авторов концентрировалось, главным образом, на «контрреволюционной» деятельности духовенства в первые годы существования Советского государства, то с конца 1950-х гг. предметом изучения становятся проблемы государственной антирелигиозной политики. Ряд исследований был посвящен созданию законодательной базы политики Советского государства по отношению к религиозным объединениям и первых мероприятий по реализации на практике Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 г. и других нормативных актов. В этой связи монография М.М. Персица стача, по существу, первым примером обращения к данной проблематике. Его работу отличает стремление определить суть отличий в юридическом статусе различных религиозных организаций в дореволюционной и Советской России, а также выяснить предпосылки изменений в религиозном законодательстве послереволюционного периода11. В труде В.Ф. Зыбковца преследуется более частная задача - прослеживание хода и особенностей применения Декрета в отношении монастырей и их имущества12.
Предметом исследования также стало становление советской антирелигиозной пропаганды, практики коммунистической партии и общественных организаций по атеистическому воспитанию населения. Это направление историографии в наибольшей степени находилось под влиянием господствовавших в исторической науке идеологических стереотипов. Авторы раскрыли роль большевистской партии в складывании системы антирелигиозной пропаганды. Однако они игнорировали те трудности, с которыми сталкивался, например, Союз безбожников в организации своей пропагандистской деятельности. Исследователи подробно рассматривали эволюцию атеистического движения в
" Персии М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР. М., 1958. 198 с.
12 Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921). М., 1975. 205 с.
1 ~\
СССР . Множество работ было посвящено влиянию идей В.И. Ленина на идеологию и формы организации атеистического движения14.
В ряде работ конца 1960-х—1980-х гг. исследовались изменения в социальной концепции Российской православной церкви в зависимости от происходивших в стране политических процессов15, что способствовало пониманию автором стремления части курского духовенства осуществлять деятельность по обновлению общественной жизни приходского сообщества. В частности П.Н. Зырянов утверждал, что стремление духовенства, выступившего союзником самодержавия в борьбе с революционным движением, реформировать Церковь в начале XX века обуславливалось тем, что требовалось обновление «средств воздействия на народ», которые оказались почти неэффективными в подавлении революции 1905-1907 гг.16 По аспектам религиозного реформизма в 1980-х гг. вышли исследования Н.П. Красникова, в которых доказывалось, что не только светские и церковные сторонники реформации, но и высшее церковное руководство в начале XX столетия было вынуждено приступить к частичному обновлению социально-политического церковного учения. Ученый пришел к заключению, что в виду кризиса русского самодержавия официальная Церковь склонялась к идее изменяемости форм государственной идеологии17.
Представляет интерес диссертация, защищенная в 1975 г. в Понтификаль-ном Восточном институте г. Рима и изданная в том же году отдельным изданием, церковного ученого B.C. Рожкова. Он показал на примере участия православного духовенства в деятельности дореволюционной Государственной Думы и обсуждения ее членами церковно-религиозных вопросов «духовное раз-
13 См., напр.: Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917-1937). Л., 1973.
176 с.
14 См., напр.: Воронцов Г.В. Ленинские принципы свободы совести. Л., 1980. 70 с; Шахнович М.И. Ленин и
проблемы атеизма. Критика религии в трудах В.И. Ленина. М.-Л., 1961. 671 с.
15 См., напр.: Красников Н.П. В погоне за веком. (Отражение социальных процессов в богословских трудах и
проповеднической деятельности православных священнослужителей). М., 1968. 160 с; Курочкин П.К. Соци
альная позиция русского православия. М., 1969; Шейнман М.М. Христианский социализм. М., 1969.
16 Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1984; Он же. Церковь в период
трех российских революций // Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. М., 1989. С. 380—
437.
17 Красников Н.П. Социально-этический аспект религиозного реформаторства конца XIX - начала XX века //
Вопросы научного атеизма. М., 1980. Вып. 26. С. 206-222; Он же. Социально-политическая позиция русской
православной церкви в 1905-1917 гг. // Вопросы научного атеизма. М., 1985. Вып. 32. С. 185-204.
12 межевание трех основных сил русской государственности» - Церкви, самодержавия и общественности, - приведшее к падению монархии18.
В советской исторической науке особое место отводилось изучению вопроса о предпосылках, причинах возникновения, месте, значении, преемственности дореволюционного и советского обновленчества. В исследованиях В.М. Андреева, Н.С. Гордиенко и др. доказывалось, что революционный 1905 год стал начальным этапом обновленческого движения, и реализация программы обновленцев означала бы осуществление русского варианта реформации, что способствовало бы ликвидации разрыва между капиталистическим развитием страны и феодально-крепостническими основами официальной идеологии19.
В советской исторической науке сформировались три направления в изучении политической позиции Церкви в феврале - октябре 1917 г. Представители первого направления рассматривали РПЦ как монархическую, контрреволюционную организацию и союзницу русского самодержавия (Н.М. Лукин, Б.П. Кандидов, А.И. Введенский, Б.В. Титлинов, Л.И. Емелях, П.Н. Зырянов) . Исследователи второго направления доказывали, что стремление Церкви сохранить свои финансово-материальные интересы в государстве и обществе обусловило ее аполитичность в период Февральской революции (Р.Ю. Плаксин, Е.Ф. Грекулов) . В рамках третьего направления историки утверждали, что изменение общественно-политической конъюнктуры в стране, в которой стали преобладать антимонархические настроения, повлекло смену политической ли-
Рожков В. Церковные вопросы в Государственной Думе / Материалы по истории Церкви. Кн. 23. М., 2004. 561 с.
19 Андреев В.М. Либерально-обновленческое движение в русском православии начала XX в. и его идеология:
Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. Л., 1971. С. 9, 12, 13; Гордиенко Н.С, Курочкин П.К. Либерально-
обновленческое движение в русском православии в начале XX века // Вопросы научного атеизма. Вып. 7. М.,
1969. С. 332; Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971. 270 с; Шишкин А.А.
Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970. 367 с.
и др.
20 Лукин Н.М. Революция и церковь. М., 1923. 36 с; Кандидов Б.П. Церковь и Февральская революция. М.,
1934. 96 с; Введенский А.И. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России
1918-1922 гг. М., 1923. 253 с; Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Петроград, 1924. 110 с; Емелях
Л.И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., 1976. 182 с; Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с
революцией 1905-1907 гг. М., 1984. С. 218; Он же. Церковь в период трех российских революций // Русское
православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. М., 1989. С. 425-427.
21 Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917-1923 гг. M., 1968. 192 с; Грекулов Е.Ф. Церковь,
самодержавие, народ. (2-я половина XIX - начало XX в). М., 1969. 184 с.
13 ний РПЦ (Е.С. Осипова, Э.Г. Копенкин, Э.А. Снигирева)22. Однако в результате проведенного исследования диссертант пришел к выводу о том, что к 1917 г. монархические настроения среди курских клириков не были преобладающими.
Во второй половине XX века была выработана общепринятая среди историков концепция по вопросу об эволюции политики Российской православной церкви в 1918-1920-е гг. Согласно ей, духовенство выступало как контрреволюционная сила, поддерживавшая борьбу иностранной и внутренней военно-политической оппозиций против большевистского режима. Однако в связи с поддержкой большинства населения и части клириков мероприятий большевиков политический курс высшего церковного руководства стал лояльным по отношению к Советской власти23.
В связи с отсутствием цензуры русские зарубежные исследователи могли свободно исследовать запрещенные для советских историков темы. Однако для большинства их работ характерен ряд недостатков. Это, прежде всего, однообразие тем. Недостаточно не изучались закономерности эволюции религиозной политики Советского государства. Поверхностно освещалась реакция населения на преследования государством Церкви. Благодаря тому, что многие авторы принадлежали различным церковным расколам, их исследования отличались тенденциозностью. Например, критически оценивался поиск руководства патриаршей Церковью путей сосуществования с Советской властью. Они рассматривали деятельность, в особенности митрополита Сергия (Страгородско-го), отчасти митрополита Петра (Полянского) и патриарха Тихона, как сотрудничество с безбожным государством. Основным предметом их изысканий стали гонения на православную Церковь в Советской России и обновленческий рас-
Осипова Е.С. Политика православной церкви в период подготовки Октябрьской революции (март — октябрь 1917 г.). М, 1966. 279 с; Копенкин Э.Г. Социально-политическая и идеологическая переориентация Русской Православной церкви в предреволюционной России как фактор эволюции православия. Л., 1973. 181 с; Снигирева Э.А. Политическая переориентация русского православия в первое десятилетие советской власти. 1917-]927гг.Л., 1974.202 с.
23 Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917-1923. М., 1968. 192 с; Он же. Тихоновшина и ее крах: Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской революции и гражданской войны. Л., 1987. 206 с; Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1982. 263 с; Гордиенко Н.С. Православие в советском обществе. Основные этапы эволюции // Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клиба-нов. М., 1989. С. 617-647 и др.
14 кол (А.А. Боголепов, М. Польский, Л. Регельсон, А. Левитин-Краснов и В. Шавров)24.
Современная российская историческая наука во многом изменила свои оценки церковно-государственных отношений дореволюционного и советского периодов. Выводы диссертанта об активизации деятельности части курского клира по обновлению общественной жизни приходской общины нашли свое подтверждение в работах других исследователей, посвященных различным аспектам социальной практики духовенства и «церковного реформирования» в царской России. Например, Э.Б. Ершова исследовала опыт монашества по оказанию благотворительной и гуманитарной помощи сиротам и бездомным детям25. Так, в труде С.Л. Фирсова прослеживаются изменения в положении Церкви в зависимости от трансформации российского государственности в конце 1890-х гг-1918 г., т.е. в период существования абсолютистской монархии (до 1905 г.), конституционной монархии (1905-1917 гг.), демократического режима (февраль-октябрь 1917 г.), установления диктатуры большевиков (октябрь 1917 г.—1918 г.). В частности автор рассматривает такие вопросы, как стремление клириков и мирян восстановить в начале XX века канонический строй церковной жизни, «церковное строительство» в межреволюционное время (1907-1917 гг.), а также взаимоотношения Церкви и Временного правительства, Советского государства26. Протоиерей Н. Балашов исследует попытки духовенства обновить в 1905-1918 гг. литургическую культуру, в частности в сфере совершения божественной литургии, исправления и переводе на русский язык богослужебных текстов, пересмотре богослужебного устава и т.д. В монографии Е.В. Беляковой рассматриваются дискуссии православного сообще-
24 Боголепов А.А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958. 202 с; Польский М. Новые мученики российские. Сведения о мучениках и исповедниках Русской Церкви, биографические данные о епископах и документы о внутрицерковной борьбе после 1927 года. Т. 1-2. Собрание материалов. Джорданвилль, 1949-1957; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. Париж, 1977. 625 с; Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. В 3 т. Кюснахт, 1978.
Ершова Э.Б. Роль православных монастырей в организации учебных заведений для бедных слоев населения России в XIX в. // Вторые Дамиановские Чтения: Сборник материалов / Под общей ред. В.В. Гвоздева и З.Д. Ильиной. Курск, 2003. С. 93-96.
26 Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). М., 2002. 624 с.
27 Баташов Н. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. 509 с.
15 ства по реформированию церковного суда, института брака и развода, укрепле-нию церковной дисциплины, введению второбрачия священников и др.
В современной отечественной историографии нежелание высшего церковного руководства выступить в феврале 1917 г. в поддержку самодержавия интерпретируется как демонстрация иерархией недовольства затягиванием императором решения вопроса о предоставлении Церкви самоуправления (М.И. Одинцов, А.Н. Кашеваров, С.Л. Фирсов) . Ряд историков такие действия иерархов объясняют тем, что в течение синодского периода РПЦ у клириков сформировалось пассивное отношение к политической жизни России (М.Б. Да-нилушкин, Т.К. Никольская, М.В. Шкаровский и др.)30. В российской исторической науке получили освещение такие новые темы, как «церковная революция» весны-лета 1917 г. (Б. Бакулин, С.Л. Фирсов), борьба рядовых церковников с иерархией за демократизацию внутрицерковной жизни и установления социальной справедливости в церковной среде (Т.Г. Фруменкова)31. В последнее время появились работы, в которых отказ большей части православного духовенства выступить в 1917 г. в защиту царизма объясняется тем, что клир воспользовался сложившейся в России политической обстановкой для достижения независимости Церкви от государства3 .
В связи с рассекречиванием государственных архивов с 1990-х гг. стали активно разрабатываться такие проблемы, как роль отдельных деятелей большевистского руководства в осуществлении антицерковных мероприятий, практика карательных органов Советского государства в борьбе с Церковью, ис-
Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. M, 2004. 664 с. 29 Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994. С. 29; Кашеваров А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной церкви. 1917-1945. СПб., 1995. С. 16-17; Фирсов С.Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., 1996. С. 575-576.
о0 Данилушкин М.Б., Никольская Т.К., Шкаровский М.В. и др. История Русской Православной церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. 1917-1970 гг. Т. 1. Спб., 1997. С. 93.
31 Бакулин Б. Несвоевременные воспоминания // На пути к свободе совести. Вып. II. Религия и демократия. М..
1993. С. 149 - 163; Фирсов С.Л. Революция 1917 г. и попытки «демократизации» Русской Церкви //Церковно-
исторический вестник. M., 2000. № 6-7. С. 196-208; Фруменкова Т.Г. Высшее православное духовенство в Рос
сии в 1917 г. // Из глубины времен. Вып. 5. СПб., 1995. С. 74-94.
32 См., напр.: Бабкин М.А. Святейший синод Православной российской церкви и революционные события фев
раля - октября 1917 г. // КЛИО. СПб. 2002. № 2 (17). С. 110-120; Он же. Приходское духовенство Российской
православной церкви и свержение монархии в 1917 г. // Вопросы истории. 2003. № 6. С. 59-71; Он. же. Сверже
ние монархии в России в 1917 году и православная церковь: Автореф.... канд. ист. наук. М., 2003.27 с.
пользование властью кампании по изъятию церковных ценностей в целях рас-кола православного духовенства и т.д. В монографии С.Н. Емельянова рассматриваются различные аспекты взаимоотношений Советской власти и духовенства Курской губернии в 1917-1922 гг. (мероприятия по реализации Декрета об отделении Церкви от государства и сопротивление им православного сообщества, репрессии против клириков и т.д.), различных групп церковников, клира и прихожан, эволюция институтов церковного управления. Однако не исследованы происшедшие в этот период изменения во внешней деятельности курских священно- и церковнослужителей, не раскрыта роль проводившейся государством кампании по изъятию церковных ценностей в расколе духовенства на «тихоновцев» и обновленцев34.
В отличие от современных работ, в которых доказывается, что с момента прихода в октябре 1917 г. к власти большевиков руководство Церкви стремилось сохранить нейтралитет в отношениях с Советской властью и антибольшевистской оппозицией35, в данной диссертации показано, что часть рядового духовенства сотрудничала как с коммунистическим режимом, так и с антисоветскими силами.
Важным для настоящей работы является вывод Д.В. Поспеловского о том, что антирелигиозная и репрессивная политика Советского государства не смогла остановить начавшееся в 1920-е гг. церковное духовное возрождение (например, организовывались публичные богословские лекции, диспуты, дискуссии, концерты духовной музыки, создавались благотворительные учреждения). Однако оно было прервано в 1929 г., когда стала проводиться государственная
См., напр.: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М, 1991. 398 с; Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений, 1917-1938 гг.). М., 1991. 63 с; Васильева О.Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 гг. // Вопросы истории. 1993. № 8. С. 40-54; Крапивин М.Ю. Противостояние: большевики и церковь (1917-1941 гг.). Волгоград, 1993. 100 с; Кашеваров А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви. 1917-1945 гг. СПб., 1995. 139 с; Кривова Н.А. Власть и церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997.248 с.
34 Емельянов С.Н. Власть и церковь: Эволюция государственной религиозной политики и институтов церковно
го управления в губерниях Центрального Черноземья. 1917-1922. М. - Курск, 2001. 176 с.
35 См., напр.: Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С. 52-56 и др.; Шкаров-
ский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в
СССР в 1939 - 1964 годах) / Материалы по истории Церкви. Кн. 24. M., 2000. С. 72, 78.
17 политика «массовой ликвидации религии»36. Ряд работ, в которых православное духовенство, в частности Курского края, рассматривается как важный носитель (и ретранслятор от поколения к поколению) высоких духовно-нравственных ценностей российского народа, послужил теоретической основой для изучения проблемы сохранения значительного влияния православия на жизнь большей части курян в 1920-е гг.37
Примеры квалифицированного анализа отдельных церковных документов, научная разработка и применение современных методов источниковедческой практики, описанных в работах СО. Шмидта, В.В. Кабанова и др., позволили автору критически оценить как достоверность сведений, приведенных в монографической литературе, так и творчески подойти к сопоставлению фактов из разнородных источников дореволюционного, советского и постсоветского периодов с целью восполнения пробела в истории изучения государственно-
v. 38
церковных отношении на локально-региональном уровне .
В научно-краеведческой литературе рассмотрены отдельные аспекты миссионерской, религиозно-просветительской, законоучительской, социальной, политической деятельности православного духовенства Курского края в 1905 -1929 гг. (А.Ю. Друговская, Б.Д. Беспарточный, Т.Н. Арцыбашева, А.Н. Курцев, Ю.А. Бугров, В.В. Раков, В.Г. Карнасевич, С.Н. Емельянов и др.39).
' Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С. 111-112, 164-165. j7 См., напр.: Ильина З.Д. Церковь и власть: судьбы православных курян (1920-1930-е годы) // Из истории монастырей и храмов Курского края / Отв. ред. и сост. А.Ю. Друговская. Курск, 1998. С. 106-116; Беспарточный Б.Д., Ильина З.Д., Карнасевич В.Г. Культура и власть: из рассекреченных архивов ВЧК - ОГПУ - НКВД / Под общей ред. Б.Д. Беспарточного. Курск, 1999. С. 69-102; Ильина З.Д., Карнасевич В.Г. Религия и власть: из рассекреченных архивов Курского ОГПУ // КЛИО. СПб, 2000. № 2 (11). С. 260-265; Ильина З.Д., Карнасевич В.Г. Культура и власть: из рассекреченных архивов Курского ОГПУ // Вторые Дамиановские Чтения: Сборник материалов / Под обшей ред. В.В. Гвоздева и З.Д. Ильиной. Курск, 2003. С. 226-241. ^8 Шмидт СО. Церковно-приходские летописи как источник по истории русской деревни // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1971. Вильнюс, 1974. С. 397-404; Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества: Курс лекций. М., 1997. 388 с; Козлов В.Ф. Неутомимый исследователь московской церковной старины. Николай Алексеевич Скворцов. 1861-1917 // Краеведы Москвы (Историки и знатоки Москвы): Сборник / Сост. Л.В. Иванова, СО. Шмидт. М., 1997. С.171-195; Раздорский А.И. Архиереи Курского края XVH-XX вв.: Крат, биограф, справ. Курск, 2004. 127 с; Добренький СИ. Городская церковно-приходская летопись Петропавловской церкви г. Симбирска // Источниковедение и краеведение в культуре России. Сборник к 50-летию служения Сигурда Оттовича Шмидта Историко-архивному институту. М., 2000. С. 282-285 и др. 39 Друговская А.Ю. Просветительная деятельность Курского епархиального братства на рубеже XIX-XX веков // Из истории монастырей и храмов Курского края / Отв. ред. и сост. А.Ю. Друговская. Курск, 1998. С. 88-91; Жуков В.И., Беспарточный Б.Д., Черкашин М.Д., Юрковецкий В.Л. Курский край: Антология социальной работы. Деятельность Русской Православной Церкви. Научно-популярная серия в 10 томах. Т.1. М., 2001. С 92-114, 133-150 и др.; Арцыбашева Т.Н. Православный Курский край. Курск, 2002; Курцев А.Н. Культовые миграции населения Центрального Черноземья в 1861-1917 гг. // Из истории монастырей и храмов Курского края. Курск,
Несмотря на повышенный интерес исследователей к отдельным видам деятельности православного духовенства в дореволюционный или советский периоды, современная историография по изучаемой проблеме страдает от отсутствия целостной картины освещения внешней практики провинциальных клириков, в том числе Курского края, в контексте трансформации российской государственности в 1905-1929 гг.
Методологическая основа исследования. При написании данной работы автор руководствовался принципами историзма и научной объективности. При решении исследовательских задач применялись источниковедческий, историко-типологический, историко-сравнительный и аналитический методы.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение внешней деятельности православного духовенства Курского края в условиях коренных изменений отечественной государственности (1905-1929 гг.). Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать деятельность клириков Курской епархии по обновлению общественной жизни приходского сообщества в контексте кризиса русского самодержавия 1905-1916 гг.;
раскрыть содержание миссионерства и просветительства курских служителей Церкви в условиях государственной политики по «укреплению начал веротерпимости» 1905-1916 гг.;
1998. С. 92-96; Бугров Ю. История Курской епархии. Курск, 2003. 104 с; Емельянов С.Н., Раков В.В. Курская епархия в годы гражданской войны // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Белгород, 1998. С. 93-94; Реутов В., Карнасевич В.Г. Архиепископ Дамиан - сын земли Курской. Курск, 1999. 88 с; Апанасенок А.В. Старообрядчество Курской губернии в конце XIX - начале XX в.: Дис.... канд. ист. наук. Курск, 2004. С. 137-158; Гатилова Л.С. Благотворительность курских монастырей в конце XIX - начале XX вв. // Курский край: Науч.-ист. журнал: № 1-2 (33-34). Курск, 2003. С. 10-12; Козлов К.В. Политика Русской Православной церкви в области образования и ее реализация в деятельности епархий Центрального Черноземья. 1884-1914.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2004. 26 с; Савенкова Л.В. Попытки модернизации церковных институтов в социально-политической повседневности периода Гражданской войны в России (1917-1920 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2002. 23 с; Стародубцева М.С. Влияние Русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине Х1Х-начале XX вв.: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Курск, 2001. 22 с; Шашкова О.Л. История сопротивления православной церкви ЦЧО политике большевизма в 20 - 30-е годы // История и культура: прошлое и современность. Курск, 2000. С. 133-136; Шуклина Л.А. Культурно-просветительская деятельность Русской православной церкви в конце Х1Х-начале XX вв. (по материалам Курской губернии): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. 25 с; Юрковецкий В.Л. Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений. Курск, 2001. 268 с.
проследить изменения в практике клира Курской губернии в период трансформации государственного строя из либерально-демократического режима в большевистскую диктатуру (1917-1922 гг.);
выявить особенности служения церковников Курского края в рамках укрепления советской политической системы в 1923-1929 гг.
Источниковую базу исследования составляют архивные документы и печатные материалы.
К первой группе относятся материалы федеральных и региональных архивов. Внешняя деятельность духовенства Курской губернии в условиях кризиса самодержавного строя в 1905-1917 гг. представлена в материалах фондов Государственного архива Курской области (ф. 20 «Курская духовная консистория», ф. 750 «Учреждения церковного управления и суда Курской епархии, созданные после отделения церкви от государства). В них освещается просветительство, миссионерство курских клириков, практика церковников по обновлению общественной жизни приходского сообщества, их уровень профессиональной подготовки, региональная конфессиональная ситуации, дискуссии церковной общественности о реформировании прихода.
Материалы о внебогослужебной практике курских священно- и церковнослужителей в контексте трансформации российской государственности в 1917— 1929 гг. - от демократического режима к советской однопартийной политической системе - содержатся в фондах Государственного архива Российской Федерации (ф. Р - 1235 «ВЦИК»; ф. Р - 393 «НКВД РСФСР»), Российского государственного архива социально-политической истории (ф. 17 «Центральный Комитет КПСС»; ф. 60 «Московский областной комитет РКП (б)»), Госархива Курской области (ф. 20; ф. 750; ф. Р - 325 «Курский губернский исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов»), Государственного архива общественно-политической истории Курской области (ф. П - 65 «Курский губернский комитет РКП (б)»; П - 11 «Льговский окружной комитет ВКП (б)»; П - 79 «Курский окружной комитет ВКП (б)»), архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по
20 Курской области (ф. 10). В них имеются сведения о церковно-просветительской, миссионерской, благотворительной, проповеднической, политической деятельности духовенства, религиозных настроениях населения, конфессиональной обстановке, антирелигиозной практике, пропаганде советско-партийных органов власти, сопротивлении ей православного сообщества, обновленческом и атеистическом движении в Курском крае.
Ко второй группе относятся печатные источники различных видов. Это -во-первых, опубликованные документы российских центральных архивов, в которых содержатся важные сведения о деятельности курских клириков в 1920-е гг.; во-вторых, материалы биографических изданий; в-третьих, законодательные акты Российской империи, Временного правительства и Советской России, которые регулировали отношения между государством и конфессиональными организациями, в том числе Российской православной церковью. В-четвертых, широко использовались материалы региональной периодической церковной и светской печати. В «Курских епархиальных ведомостях» (1905 - 1917 гг.), «Курском миссионерском листке» (1913 г.), «Курском епархиальном вестнике» (1918 г.) и «Курской были» (1915 г.) подробно освещается социальная, церков-но-просветительская, миссионерская деятельность духовенства и церковных епархиальных, викарных, благочинных, приходских организаций, конфессиональная ситуация в Курской губернии 1905-1918 гг. В газете «Курская правда» (1922 г.) имеются сведения о проведенной в 1922 г. в крае кампании по изъятию церковных ценностей, об отношении к ней курян, становлении курского обновленческого движения.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем рассматривается деятельность провинциального православного духовенства, в частности Курской губернии, в условиях трансформации российской государственности в 1905-1929 гг. В зависимости от трансформационных процессов в государственном строе России - кризиса русского самодержавия в 1905-1917 гг., перехода от либерально-демократического режима к большевистской диктатуре в 1917-1922 гг., укрепления советской однопартийной политической системы в
21 1923-1929 гг. - прослеживаются изменения во внешней практике клириков на регионально-локальном (губернско-епархиальном, уездном, благочинном, приходском) уровне. Внебогослужебная деятельность церковников Курской губернии также рассматривается в контексте существования в 1905-1929 гг. свободы совести в качестве правовой нормы.
В работе исследуются формы и содержание миссионерской, культурно-просветительской, социальной, проповеднической, политической практики курских священно- и церковнослужителей, объединений в условиях религиозной политики царизма, Временного правительства и Советского государства. Рассматриваются объективные и субъективные факторы, благоприятствовавшие или препятствовавшие общественному служению клира в Курском крае.
В научный оборот введены имена православных христиан, активно участвовавших в церковно-общественной жизни Курского края, - клириков (епископы Рыльские Иоасаф и Павлин, Белгородский Никон; протоиереи И. Чеканов, П. Никитин, И. Пузанов, И. Каллистратов, Л. Иваницкий и др.; священники П. Амфитеатров, И. Серокуров, П. Моисеев, Ф. Косминский, Н. Наседкин, М.И. Коровин, И. Егоров, В. Пятницкий и др.; диакон И. Васильев; псаломщики М.Я. Пименов, М. Грибков; монах СИ. Сафонов), миссионеров (В. Ильин, И. Рябу-хин, П. Осокин, Г.В. Щелчков, В. Красниковский, А. Недригайлов и др.), мирян (Г.А. Шечков, А.К. Арнольди, К.П. Курочкин, И.Г. Меснянкин, Д.Е. Марков, Х.П. Батурин, Е.П. Гожина и др.).
На основе фактов, ранее неизвестных исторической науке, автором делается вывод о том, что курский клир в условиях проводившейся в 1905-1916 гг. Российским государством политики «по укреплению начал веротерпимости» активизировал миссионерскую, культурно-просветительскую, социальную деятельность, направленную на сохранение православной традиционалистской идентичности государственно-образующей русской нации.
В противовес общепринятому мнению историков о том, что в духовенстве господствовали монархические настроения, в исследовании показано, что большая часть клириков Курской губернии поддержала Февральскую револю-
22 цию 1917 г. и высказалась за установление республиканской формы правления. В то же время, несмотря на демократизацию общественно-политической жизни России в феврале - октябре 1917 г., курские власти, например Фатежского уезда, стремились контролировать практику священнослужителей, которым в частности запрещалось проповедовать на политические темы.
В работе впервые приведены сведения о том, что благодаря деятельности клириков, осуществлявшейся в условиях советской государственной антирелигиозной политики, церковного обновленческого раскола, укрепления позиций сектантства, в 1918-1929 гг. большинство населения, например Льговского и Щигровского уездов, продолжало ориентироваться в своей повседневной жизни на православные духовно-нравственные ценности. Кроме того, в этот период духовенство активно влияло на формирование общественного («антисоветского») мнения православных христиан г. Курска, Курского, Щигровского и других уездов Курской губернии; Белгородского, Курского, Льговского округов Центрально-Черноземной области.
Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения диссертации и содержащийся в ней фактический материал могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории Отечества и Русской православной церкви в XX веке, учебников и учебных пособий, разработке лекционных курсов и спецкурсов по истории России для студентов исторических факультетов, вузовских курсов краеведения. Материалы исследования могут найти свое практическое применение в социальной, миссионерской, просветительской деятельности Церкви, а также помочь в разработке государственной политики в области конфессиональных отношений на региональном уровне.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в семи публикациях общим объемом 1,75 п.л., докладывались на российской (Москва, 2004), региональных (Курск, 2000, 2002, 2004) конференциях и заседаниях кафедры истории Отечества Курского государственного университета (2004).
23 Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Деятельность священно- и церковнослужителей Курской губернии по обновлению общественной жизни приходского сообщества
Российское государство, осуществлявшее во второй половине Х1Х-начале XX веков экономическую модернизацию, направленную на создание индустриальной основы экономики, в то же время стремилось сохранить систему традиционных социальных отношений, ценностей и норм поведения в социуме. Однако внутренняя политика самодержавия не соответствовала происходившим в стране социально-экономическим и общественно-политическим процессам, характерным для индустриального общества, т.е. становлению рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Противоречия развития пореформенной России способствовали росту социальной дифференциации, напряженности и идейно-политической конфронтации россиян, что не позволило выработать единую общенациональную идеологию, которая выражала бы ведущую тенденцию общественного развития страны и ее истинные национальные интересы. Вследствие чего в начале XX века самодержавную государственность и общество России охватил системный кризис40.
Для преодоления социального и идейно-политического антагонизма в стране деятельность Российской православной церкви, в частности духовенства Курской епархии, была направлена на обновление церковно-общественной жизни религиозного приходского сообщества, которое заключалось в том, что вследствие совместной практики клириков и прихожан, восстановления общественного авторитета клира должно было осуществиться единение общества. В результате этого жизнь прихода перестала ограничиваться в основном культовым (церковно-обрядовым) общением между духовенством и прихожанами, а стала также развиваться в русле общественной деятельности членов приходского сообщества.
Вследствие модернизации система традиционных (православных) социальных отношений, ценностей и норм поведения россиян подверглась трансформации, что способствовало формированию у части населения новой религиозной социальной и трудовой этики, выражавшемуся в ее переходе из лона Российской православной церкви в протестантство и старообрядчество. В условиях усиления в начале XX века общенационального кризиса, который также проявлялся в обострении религиозных проблем, государство оказалось вынужденным изменить конфессиональную политику в отношении неправославных религиозных объединений41. Так, на основании манифеста «Об усовершенствовании Государственного порядка» от 17 октября 1905 г. декларативно была введена свобода совести. Согласно положениям Комитета министров «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г., сектантству, старообрядчеству предоставлялись значительные вероисповедные свободы (например, прекращались преследования старообрядцев, сектантов за проведение ими «общественных богомолений», добровольных переходов из православия в другую религию). Благодаря указу от 17 октября 1906 г. старообрядческие, сектантские общины оказались даже в более выгодном положении, чем православные приходы (они наделялись правами юридического лица).42 Итак, в многоконфессиональной России пошатнулось господствующее положение православной Церкви.
Миссионерство и просветительство клира Курской епархии в условиях государственной политики по «укреплению начал веротерпимости»
Модернизация, происходившая во второй половине XIX - начале XX веков в России, способствовала изменению общественного сознания россиян - постепенной смене системы норм поведения, ценностей и идеалов традиционалистского социума этикой индустриального общества. В пореформенной России социокультурная трансформация выражалась в частности в том, что часть населения переходила в протестантизм, старообрядчество, чьи системы социально-религиозных отношений в большей степени, чем государственно-православной идеологии, соответствовали формировавшейся социально-трудовой этике индустриального социума. Кроме того, усиливались тенденции роста религиозного индифферентизма и атеистических настроений в российском обществе. Несоответствие проводившейся самодержавием внутренней политики происходившим изменениям общественного сознания спровоцировало в начале XX века в стране социальную и общественно-политическую конфронтацию (например, революции 1905-1907 и 1917 гг.).
Для умиротворения народных масс 17 октября 1905 г. Российское государство декларативно ввело свободу совести и в 1905-1906 гг. реформировало религиозное законодательство. В связи с этим государство и Российская православная церковь также лишались части правовых оснований для применения административно-полицейских средств в отношении практики старообрядцев и сектантов1 . Вследствие проводившейся государственной политики по укреплению начал веротерпимости православное духовенство Курской губернии в 1905-1916 гг. активизировало миссионерскую и просветительскую деятельность.
В 1905-1916 гг. в Курской губернии центром по координации миссионерской и культурно-просветительской деятельности духовенства стало основанное в 1891 г. Братство преподобного Феодосия Печерского. В 1903-1905 гг. оно переживало кризис. Например, в связи с отсутствием скоординированных действий между миссионерами и ним миссионерская деятельность учреждения не имела успеха. Вследствие этого в конце 1905 г. начинается обсуждение проектов преобразования организации, заключавшаяся в оживлении ее деятельности и реорганизация братского аппарата управления. На общем собрании членов Братства 7 мая 1906 г. при обсуждении проекта реформирования организации, разработанного 7 декабря 1905 г. Советом, выяснилось, что целесообразным являлось преследование в своей деятельности исключительно миссионерских и просветительских задач. Совет 13 октября 1906 г. одобрил постановление общего собрания о реорганизации Братства. Реформированное Братство с 1 января 1907 г. приступило к основанной на новых началах церковно-просветительской и миссионерской деятельности .
Служение церковников Курской губернии в 1917-1922 гг
В начале XX века политика самодержавного государства не смогла преодолеть социальные и идейно-политические противоречия пореформенной России, для ликвидации которых в очередной раз потребовались революционные методы. Однако нестабильное положение демократического режима, утвердившегося в результате Февральской революции 1917 г., провоцировало витки конфронтации различных общественно-политических сил. В целях преодоления антагонизма и сохранения идентичности государственно-образующей русской нации православная Церковь, как одна из демократических сил, стремилась установить новые церковно-государственные отношения, основанные, с одной стороны, на сохранении привилегированного конфессионального статуса, а, с другой - на восстановлении самостоятельности. В то же время Временное правительство гарантировало российским гражданам свободу совести, т.е. исповедовать или не исповедовать религию, прекращение преследований по религиозным убеждениям .
Российская православная церковь поддержала Февральскую революцию 1917 г. Святейший Синод 9 марта 1917 г. обратился с посланием к пастве, в котором призвал ее поддержать Временное правительство в установлении в России нового государственно-общественного строя273.
Духовенство (от архиепископа до рядовых клириков) Курской епархии также поддержало революцию. Так, 30 апреля архиепископ Курский и Обоян-ский Тихон в своей речи пастве отмечал, что в России совершилось «великое дело» и «желанная заря новой жизни ... указала совсем новые пути для определения государственного самосознания»274. Курский епархиальный съезд 16 мая принял резолюцию, в которой приветствовалось крушение самодержавия, основанного на насилии и произволе, и указывалось, что только демократический республиканский строй, который может гарантировать свободу, права и равенство граждан, в том числе независимость православной Церкви, более всего со-ответствует евангельскому идеалу любви и братства .
В связи с изменением государственной религиозной политики в православном сообществе развернулась дискуссия о характере взаимоотношений Церкви и государства, церковном устройстве. Например, съезд духовенства и мирян Белгородского уезда, состоявшийся 25-26 апреля 1917 г., рассматривал вопрос о церковно-государственных отношениях, церковном строе и управле-нии . В апреле 1917 г. собрание клира и мирян Обоянского уезда обсуждало вопрос о реформировании института благочинных .
В условиях новой общественно-политической ситуации духовенство Курской губернии попыталось решить такие старые проблемы церковной жизни, как повышение уровня профессиональной деятельности, улучшение материально-правового положения клира, нормализация его отношений с паствой и другое. Так, апрельский съезд духовенства и мирян Белгородского уезда рассматривал вопрос о правовом, материальном положении клириков, состоянии духовно-учебных заведений и церковно-приходской школе278.