Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Мурыгина Елена Анатольевна

Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв.
<
Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мурыгина Елена Анатольевна. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Мурыгина Елена Анатольевна; [Место защиты: Дальневост. гос. гуманитар. ун-т]. - Хабаровск, 2008. - 203 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-7/325

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-политические и демографические условия формирования поликонфессиональной структуры Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв 27

1.1. Государственная политика в отношении религиозных организаций на Дальнем Востоке во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв 27

1.2. Конфессиональная динамика в Приамурье, Приморье и Забайкалье во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв 40

Глава 2. Формирование и развитие баптистских общин на территории Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв 61

2.1. Баптистские общины на территории Приамурья, Приморья и Забайкалья во второй половине XIX в. — 1917 г 61

2.2. Деятельность баптистских общин на территории Приамурья, Приморья и Забайкалья в 1917- 1935 гг „ 83

Глава 3. Взаимодействие баптистских церквей с другими христианскими конфессиями н обществом во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв 99

3.1. Отношения баптистских организаций с РПЦ, адвентистами и евангелистами 99

3.2. Миссионерская деятельность ЕХБ среди населения края во второй половине XIX- 30-х гг. XX вв 128

Заключение 143

Список использованных источников илитературьг 147

Приложения 172

Введение к работе

Актуальность исследования. Религиозная история России как многонационального и поликонфессионального государства привлекает внимание многих исследователей. Различные аспекты религиозных процессов рассматриваются религиоведами, историками, социологами, юристами, политиками, журналистами и др.

С середины 80-х гг. XX в. в государственно-церковных: отношениях в России произошли радикальные перемены. Религиозные организации выходят из созданной многочисленными запретами изоляции. Процесс демократизации религиозной сферы социума позволил снять ранее существовавшие ограничения на культовую и иную деятельность вероисповедных объединений и участие в ней граждан. Это способствовало увеличению численности религиозных организаций и повлияло на характер государственно-конфессиональных отношений. В постсоветское время в условиях переориентации политики в области свободы совести, проявляется интерес к исследованиям раскрывающим взаимодействия государства и церкви, церкви и общества. Обобщение исторического опыта существования религиозных организаций в России имеет не только теоретическую ценность, но и практическое значение, так как помогает выработке определенной позиции на пути укрепления гражданского согласия в обществе. Исторические исследования религиозных аспектов жизни российского общества, в том числе и в региональном масштабе позволяют проследить взаимоотношения различных конфессий с государственной властью и обществом.

Новая модель государственного регулирования религиозной жизни невозможна без учета и осмысления истории конфессий, которые долгое время относили к «сектам» и преследовали за свои убеждения. Сегодня они являются неотъемлемой частью нашего общества, поэтому требуется объективное рассмотрение исторических событий, происходивших в различных регионах России для более полного анализа современных религиозных процессов.

Протестантские течения на Дальнем Востоке России играли заметную роль в религиозной жизни региона во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв. Баптистские общины по численности своих приверженцев занимали второе место после православия и являлись неотъемлемой составной частью духовной культуры региона. В современной религиозной жизни Дальнего Востока России так же наблюдается увеличение численности протестантских конфессий и возрастает их социальная роль. Поэтому история формирования и развития баптистских религиозных организаций заслуживает изучения современными историками.

Степень научной разработанности темы. В отечественной историографии исследования этой проблемы можно выделить три периода: дореволюционный, советский и постсоветский. В основу такого разделения положена трансформация государственно-политического строя в России и, как следствие, изменения в отношениях между государством и церковью.

В дореволюционном периоде, в свою очередь, можно выделить работы общероссийского характера и исследования, относящиеся конкретно к дальневосточному региону.

Первая группа представлена трудами В. Д. Бонч-Бруевича , в которых автор неоднократно высказывался об актуальности изучения христианских неправославных конфессий, акцентировал внимание на том, что различного

рода «сектанты» «...внесли свою лепту в дело строительства новых форм русской общественной лсизни» . По его мнению, историческая наука не могла проигнорировать такое крупное народное явление, которое долгое время определяло внутреннюю жизнь и устройство миллионных масс населения. Ценность его работ заключается в том, что автор стремился к достоверному описанию жизни общин старообрядцев, баптистов, пггундистов, молокан и др., исследуя хозяйственную, экономическую, обрядовую стороны их жизнедеятельности. Для этой цели им была составлена специальная «программа для исследования сектантства» , что позволило собрать много ценного фактического материала. Исследованием сектантства занимались А. К. Бороздин , А. С. Пругавин . Последний попытался представить все современные ему христианские учения, получившие развитие на территории России, в работе «Раскол сверху» , раскрыл историю распространения евангельского учения в среде высшего сословия. Изучением вероисповедания духоборов молокан и штундистов занимались П. Оболенский, С. Богданович, А. Рождественский . Цель их работ заключалась в создании пособий в помощь православным священникам для борьбы с инакомыслием, поэтому они не лишены конфессиональной субъективной оценки, но содержат информацию по вероучению штундистов, молокан, духоборов. В обличительном стиле написаны труды И. Г. Айвазова и епископа Алексия (Дородницын А. Я.)8. Ряд статей и книг был написан руководителями баптизма для разъяснения вероучения .

Вторая группа представлена работами, характеризующими переселенческое движение на Дальний Восток, в которых информация о

религиозном пространстве региона отражалась кратко и неполно .

Большая часть исследований посвящена истории русской православной

її 10

церкви ' Труды А. В. Кириллова и К. Литвинцева раскрывают жизнь «духовных христиан» в Амурской области: молокан, духоборов.

В литературе дореволюционного периода освещаются общие процессы становления баптизма на территории центральной и южной России, рассматривается сущность их вероучения. Специальные работы по истории этой конфессии на территории Дальнего Востока России в дореволюционный период отсутствуют. Эпизодически информация встречается в периодических изданиях того времени, и, в основном, это отчеты православных миссионеров. Отнести их можно скорее к источникам .

В советский период отношение к религии определялось политикой партии, ориентированной на преодоление религиозного влияния, основные положения которой были сформулированы в работах В. И. Ленина и закреплены в партийной программе (8 съезд РКПб). Политика государства по отношению к церкви была отражена в трудах А. В. Луначарского15 и продолжившего исследование религии в советское время В. Д. Бонч-Бруевича " Марксистско-ленинская концепция была обязательна для всех исследователей. В ходе глубокой «перестройки» общественного сознания и искоренения влияния религии на общество с 1929 г. положение религиозных организаций в России ухудшилось, антирелигиозная пропаганда усилилась. В статьях и книгах, как правило, разоблачали негативную сущность религии и церкви. К таким трудам можно отнести работы М. Чудновцева, Н. К. Амосова, Б. Кандидова Б. Тихимирова и др. 7

В годы Великой Отечественной войны лидеры религиозных конфессий осудили фашистскую агрессию, отношения между государством и церковью улучшились. Однако уже в 1954 г. ЦК КПСС принял ряд постановлений: «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее

улучшения», «Об ошибках в проведении антирелигиозной пропаганды среди населения», которые определили программу развертывания научно-атеистического воспитания. Со временем характер атеистической пропаганды становился корректным и научным. Это отразилось в работах известных исследователей религии А. И. Клибанова и Л. Н. Митрохина . Конечно, их труды отражают влияние партийной идеологии и, как следствие, содержат ряд суждений и выводов,, с которыми на современном этапе нельзя согласиться. Но, несмотря на эти недостатки, это солидные академические работы, содержащие богатый фактический, архивный материал важный для исследования. Критике баптизма посвящены труды Г. С. Лялиной , в которых автор освещает кризисные процессы, происходившие в одной из крупных протестантских церквей (ЕХБ) в СССР, раскрывает причины раскола в этой организации. Статьи сборника «Вопросы истории советского Дальнего Востока», так же отражают реакционную роль церкви на Дальнем Востоке . Об атеистическом воспитании и антирелигиозной работе в 20-е годы в Дальневосточном крае писали Л. Д. Шеховцова, Л. И. Сачкова . Критике сектантства в регионе посвящены работы А. Долотова, И. В. Сосниной, А. Г. Евтушевской, В. С. Флерова .

Изучением молоканства, баптизма и адвентизма на юге Дальнего Востока занималась Н. М. Балалаева . В докторской диссертации «История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР (1856 - 1936)»24 проанализирована деятельность этих конфессий. В работе много внимания уделялось процессам зарождения сектантства на Дальнем Востоке, в частности молоканству, характеризовались экономические, хозяйственные процессы. Баптисты и адвентисты представлены как активная контрреволюционная сила, на которую делало ставку американское правительство в период гражданской войны с целью свержения Советской

власти. Основной вывод диссертации отражал отношение к религии в то время: «причина загнивания и упадка сектантства к середине 30—х гг.

заключается в победе социализма» . Конечно, работа не потеряла научной ценности и сегодня, так как содержит много фактического материала, но из-за насаждавшихся в советское время стереотипов о невозможности советскому человеку иметь религиозную идентификацию, автор не мог дать объективную оценку деятельности протестантских церквей.

Во второй половине 80 — 90-е гг. XX в. в связи с начавшимися политическими изменениями в стране и крушением идеологической парадигмы в историографии религиозных процессов начинается новый этап. Изменяются подходы к изучению религии, расширяется источниковая база, появляются конфессиональные труды^ раскрывающие историю своих церквей.

Примечательным событием стало опубликование в 1989 г. Всесоюзным советом евангельских христиан баптистов (ВСЕХБ) «Истории евангельских христиан-баптистов в СССР» . Это издание явилось обобщающим трудом, раскрывающим возникновение и развитие евангельского движения России. Центральное место занимает история русско-украинского евангельско-баптистского братства, таюке описывается жизнь национальных общин: молдавской, эстонской, латвийской, литовской и белорусской; различных конфессий: христиан веры евангельской (пятидесятников), менонитов. В работе были использованы статьи и книги, брошюры и монографии, относящиеся к истории евангельских христиан-баптистов, написанные членами церквей ЕХБ, а таюке православными и светскими, отечественными и зарубежными авторами. Но в издании содержится минимальное количество информации по дальневосточным общинам ЕХБ.

В 1995 - 1996-х гг. Одесская богословская семинария выпустила ряд работ, посвященных истории ЕХБ в России" . В них авторы заостряют внимание на том, что русско-украинский баптизм после англо-американского и немецко-европейского является третьей разновидностью всемирного баптизма. Концепция «самобытности», отраженная в «Истории ЕХБ в СССР», прослеживается и в этих изданиях.

История протестантских и католических церквей в России нашла отражение и в трудах представителей русской православной церкви (РЦП) .

Для разработки новой государственной вероисповедательной концепции потребовались труды, раскрывающие историю взаимоотношений государства и конфессий в России. К исследователям, занимающимся этими вопросами, можно отнести В. А. Алексеева, Н. А. Трофимчука, Л. Ы. Митрохина, М. И. Одинцова и др. Пересмотрев многие положения своих ранних работ, Л. Н. Митрохин издал новый труд по истории баптизма , в котором объективно излагает события истории зарождения и развития этого движения, используя большое количество конфессиональных источников.

Функционирование «Советской модели» государственной политики в религиозном вопросе проанализирована в работах Ю. Н. Макарова . В них автор осуществил комплексный теоретический и конкретно-исторический анализ проблемы места и роли органов ВЧК-1 І1У-ОІ 11У-НКВД СССР в процессе выработки и реализации общего курса религиозной политики советского государства.

Современная религиозная жизнь России рассматривается и в информационно-аналитическом издании московских ученых под редакцией

'JO

М. Бз'рдо и С. Филатова ' В работе представлены сведения о существующих в стране религиозных организациях, их численности, конфессиональных заведениях, СМИ, благотворительной деятельности. Раскрыты основы

вероучений, подходы к социально значимым проблемам, проанализированы идейные течения и конфликты внутри религиозных сообществ, их взаимоотношения с властью, кратко охарактеризована религиозная жизнь в регионах. Первый том посвящен православным церквям различных юрисдиісций, католичеству. Во втором томе рассматриваются протестантские церкви.

Большое количество информации о религиозной жизни России (статьи, книги, доклады и пр.) содержится на сайте российского объединения

" 33

исследователей религии .

На современном этапе возрос интерес ученных к исследованиям религиозных процессов на Дальнем Востоке. В зоне их внимания оказались вопросы, посвященные деятельности РЦП в регионе, церковному образованию, взаимоотношениям государства и религиозных конфессий в

различные периоды времени .

История старообрядчества освещена в работах Ю. В. Аргудяевой и Ф. Ф. Болонева . В монографии Ю. В. Аргудяевой, посвященной рассмотрению основных процессов освоения русскими юга Дальнего Востока России во второй половине XIX — начале XX вв., освещаются особенности формирования крестьянского населения в регионе, анализируются этнический, хозяйственный и конфессиональный состав населения"".

Существенный вклад в исследование религиозных процессов на Дальнем Востоке внесла С. М. Дударенок. Ее монография посвящена истории и современным процессам формирования к развития нетрадиционных религий на Дальнем Востоке37.

Отдельно следует выделить научную работу, М. Б. Сердюк38 посвященную исследованию религиозной жизни Дальнего Востока (1858 —

1917 гг.). В ней автор раскрывает взаимоотношение государства и различных религиозных конфессий Приамурье и Приморье в дореволюционный период.

Проблемы духовной жизни дальневосточного края отражены в материалах международных и региональных конференциях .

Вместе с тем в отечественной исторической науке постсоветского периода по истории протестантских конфессий на Дальнем Востоке, в частности баптизма, исследования не проводились, за исключением отдельных статей .

На территории Забайкалья историю баптистских и адвентистских общин исследовал В. П. Сикерин41, большая часть его работ посвящена современному состоянию церквей.

Существенный вклад в исследование религиозной ситуации в Читинской области внесли группы ученых: Читинского областного краеведческого музея (ЧОКМ) имени Кузнецова; лаборатории социологических исследований Байкальской экономической академии. В 2003 г. они выпустили коллективный труд «Современная религиозная ситуация в восточном Забайкалье» . В нем раскрываются процессы формирования системы религиозных конфессий и взаимоотношений в Читинской области и Агинском Бурятском Автономном Округе. Приведены данные об основных религиозных группах. Авторами отмечается, что для воссоздания целостной панорамы религиозной жизни необходимо разностороннее исследование вопросов в историческом, религиоведческом и социологическом направлениях.

Таким образом, историографический анализ показывает, что деятельность протестантских церквей на Дальнем Востоке России в современных исследованиях отражена крайне слабо и эпизодически.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании истории становления и развития баптистских общин на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - 30-х гг. XX в. как важной части религиозной жизни региона.

Исходя из цели исследования, автор ставит перед собой следующие задачи: -раскрыть политику государственной власти по отношению к

протестантским конфессиям на Дальнем Востоке России во второй

половине XIX - 30-х гг. XX в.; -рассмотреть процесс формирования поликонфессиональной структуры

дальневосточного региона России во второй половине XIX - 30-х гг. XX в.; -показать изменения внутренней религиозной жизни общин после

проведения региональных и общероссийских съездов баптистов; -осветить процесс формирования баптистских общин на территории

Приамурья, Приморья, Забайкалья во второй половине XIX - 30-х гг.

XX вв.; -проанализировать отношения баптистов с другими религиозными

конфессиями; -исследовать развитие миссионерской деятельности баптистов в различные

периоды существования общин.

Объектом исследования является религиозная политика государственной власти по отношению к протестантским конфессиям на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - 30-х гг. XX в.

Предметом исследования являются баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-х г. XX в.

Под религиозной общиной понимается объединение в пределах определенной территории группы людей, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потрсиностей. наряду с термином «община» в диссертационном исследовании используется терміні «церковь», трактуемый в расширенном смысле как организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX - 30-е гг. XX вв. Основанием выделения нижней хронологической границы явилось начало распространения баптистского вероучения на Дальнем Востоке. Верхняя граница выделена в связи с прекращением деятельности Союза баптистов в 30-х гг. XX в.

Географические рамки исследования охватывают территории, обозначенные в исторической литературе понятием «Дальний Восток России». Это современные административные границы Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Еврейской автономной областей, Восточного Забайкалья. В дореволюционный период данные территории входили в состав Приамурского генерал-губернаторства. В диссертации для обозначения территории используется название «Дальний Восток России» (дальневосточный регион /край).

Исходными методологическими положениями в раскрытии темы исследования являются современные достижения отечественной исторической науки, рассматривающий исторический процесс как много факторный, включающий сложное переплетение экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов, при анализе которых представляется общая картина событий, происходивших в конкретный исторический период. Руководствуясь современным пониманием

исторического процесса, религия рассматривается как важная составляющая духовной культуры общества. Баптистские общины на Дальнем Востоке России во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв. показаны как часть поликонфессиональной структуры региона.

При работе над диссертационным исследованием автор применял принципы научного познания историзма и объективности. Принцип историзма предопределил изучение ситуации, сложившейся на Дальнем Востоке во второй половине ХЕХ - 30-х гт. XX вв. в исторической динамике с выявлением основных тенденций и закономерностей развития. Принцип объективности дал возможность провести комплексный анализ исторических фактов применялся для выявления взаимосвязи процессов, происходивших на Дальнем Востоке, с социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в российском обществе в рассматриваемый период. В исследовании применялись конкретно-исторические методы: проблемно-хронологический метод позволил организовать исследование, выделить проблемы, структурировать проанализированные данные, рассматривая их с учетом временной компоненты; с помощью каузального, историко-генетического подходов удалось выявить комплекс причинно-следственных связей и особенностей в развитии баптизма на Дальнем Востоке России. Общенаучные методы представлены в работе анализом и синтезом, которые позволили проанализировать и обобщить фактический материал. Метод количественного анализа, позволил выявить и оформить в виде таблиц и графиков численные и количественные характеристики.

Источниковая база диссертационного исследования включает широкий круг опубликованных и неопубликованных источников, часть из которых вводится в научный оборот впервые. Все использованные материалы можно разделить по видовой принадлежности на несколько группг

К первой группе относятся различные законодательные акты, регулирующие религиозную деятельность церквей в дореволюционный период, представленные в «Сводах законов Российской империи», собрании распоряжений правительства, императорских указов, определяюпщх привилегированное положение РПЦ по отношению к другим конфессиям. Взаимодействия церкви и государства в период деятельности Советской власти также регламентировали различные законодательные акты. В первые месяцы деятельности советов был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Далее последовало еще ряд постановлений, касающихся вопросов реализации декрета: «циркуляр Наркомюста от 13 июня 1919 г.», «Постановление ВЦИК от 1921 г.», инструкция по вопросам, связанным с проведением декрета от 1923 г. На пятом всероссийском съезде Советов была принята конституция РСФСР, в которой была закреплена «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды». Все общероссийские постановления подтверждались законопроектами и указами на местном уровне. Но, наряду со свободой религиозной пропаганды, осуществлялась и свобода антирелигиозной пропаганды. В 1929 г. вышел ряд циркуляров ВЦСПС, направленных на усиление антирелигиозной пропаганды. Закон «о религиозных объединениях РСФСР» изменил тошсование 4 статьи конституции РСФСР и поставил религиозные общины вне закона. Законодательные и правовые акты Советского государства: декреты, постановления, циркуляры, инструкции центральных органов власти опубликованы в «Собрании узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства», документах Дальневосточного революционного комитета. Ряд источников содержится в сборнике ГАХК «Религия и власть на Дальнем Востоке».

Вторую группу составляют делопроизводственные материалы: переписка с департаментом духовных дел, внутренние просительные документы,

документы Переселенческого Управления, комитетов Сибирской железной дороги, Забайкальской железной дороги, по заселению Дальнего Востока, переписка с МВД Приамурского военного губернатора, военного губернатора Забайкальской области. Огромный пласт информации содержится в различного рода отчетах и обзорах. Эта доісументация представлена отчетами военных генерал-губернаторов, в которых представлено много статистических сведений, епархиальных священников, полицейских управлений, казачьих атаманов, Дальревкома, окружных и краевых союзов безбожников.

Наибольшую ценность для исследования представляют фонды Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ): канцелярии приамурского генерал-губернатора (Ф. 702); канцелярии военного губернатора Амурской области (Ф. 704); Приморского областного правления (Ф. 1); главного управления Восточной Сибири (Ф. 701); Дальневосточного революционного комитета (Дальревком) (Ф. Р-2422); Дальневосточного краевого исполнительного комитета Советов депутатов трудящихся (Далькрайисполком) (Ф. Р-2413); Амурского окружного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (Ф. Р-2638). В фондах советского периода собраны разъяснения центральных органов власти, Дальревкома, указания, инструкции, о проведении национализации имущества церкви, проведении антирелигиозной работы и т.п.

В Государственном архиве Приморского края (ГАПК) хранятся многочисленные документы по истории взаимоотношения церкви и государства. Протоколы, резолюции, постановления и решения, отчеты справки, информационные записки содержатся в различных фондах: исполнительного комитета Приморского областного Совета рабочих, крестьянсішх и красноармейских депутатов (Ф. Р-25), Владивостокского

городского Совета народных депутатов и его исполнительного комитет (Ф. Р-86), Приморского губернского комитета ВКП (б) (Ф. П-61), Никольско -Уссурийского уездного комитета РЛКСМ (Ф. П-32), Владивостокского окружного комитета ВЛКСМ (Ф. П-34), Владивостокского окружного комитета ВКПб (Ф. П-67), Исполнительного комитета калининского района совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов (Ф. 930), Приморского областного комитета ВКПб (Ф. П-1). Особая ценность партийных документов ГАПКа заключается в том, что многие документы недавно были рассекречены и впервые стали доступны широкому кругу исследователей.

В работе были использованы документы Государственного архива Хабаровского края (ГАХК) из фондов: исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов (Ф. Р-137), Особого отдела полномочного представительства ОПТУ по Дальневосточной области (Ф. Р-424), в котором сосредоточены сведения о церковных группировках, их деятельности в Дальневосточном крае (ДВК), обзоры религиозной ситуации 1920-х годов. В партийных фондах: Хабаровского краевого комитета Российского Союза молодежи (Ф. П-617), Дальневосточного краевого Комитета ВКП (б) (Ф. П-2), Хабаровский краевой комитет КП РСФСР (Ф. П-35) содержатся документы по антирелигиозной работе в крае 1920 - 30-е гг.

В Государственном архиве Амурской области (ГААО) использованы документы из фондов: Камчатской и Благовещенской духовной консистории (Ф. 4-И, Ф. 29-И), канцелярии военного губернатора (Ф. 15-И), Амурского обкома и губкома ВКП (б) (Ф. П-1, П-9), окружного исполкома Амурского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф. Р-376). Амурского Окрисполкома (Ф. 376); Амурского Губкома ВКП (Ф. 481).

В государственном архиве Читинской области (ГАЧО) были изучены фонды: Иркутской духовной консистории и Забайкальской духовной консистории (Ф. 282), Забайкальского областного управления (Ф. lo), военного губернатора Забайкальской области (Ф. 13), Забайкальского статистического комитета (Ф. 19), Забайкальской духовной консистории святейшего правительственного Синода (Ф. 8)

Представленные в фондах документы позволили изучить и проанализировать позицию региональной власти по отношению к религиозным конфессиям, программные установки политических и общественных организаций, их роль в социальной жизни региона.

Третью группу источников составляют документы конфессионального
характера, раскрывающие как внутреннюю жизнь религиозной общины, так и
ее отношение и реакцию на внешние социальные и политические изменения.
Это уставы, резолюции, доклады и постановления региональных и
всероссийских съездов баптистов. Отдельно хотелось бы выделить
электронный ресурс «История Евангельского движения в Евразии.
Материалы и документы», составленные Евро-Азиатской Аккредитационной
Ассоциацией, в котором содержится информация в виде книг, журналов,
архивных документов, раскрывающих жизнь баптистских,

пятидесятнических, меннонитских, адвентистских общин.

Четвертую группу составляют документы личного происхождения: мемуары, письма, воспоминания, фотографии. Значительная часть подобного материала хранится в личных архивах баптистских служителей, церквях, у потомков участников описываемых событий. Большую ценность представляет рукопись В. Т. Лебедева, дьякона церкви ЕХБ «Центральная» г. Хабаровска, который на протяжении 50 лет собирал исторические данные о баптистском движении на Дальнем Востоке. Сложность работы с таким

материалом заключалась в отсутствии систематизации документов: часто личная информация раскрывает субъективное понимание происходящих событий. Поэтому, только сопоставив ряд источников, относящихся к тому или иному событию, можно было сделать определенные выводы.

К пятой выделенной нами группе относятся справочные издания, содержащие как общие сведения о дальневосточном регионе, так и конкретную информацию. Она представлена адрес-календарями, торгово-промьппленными календарями, путеводителями и справочниками по областям.

Шестую группу представляет периодическая печать: центральные и региональные газеты и журналы. Местные издания: «Камчатские епархиальные ведомости» (1895, 1898 гг.), «Благовещенские епархиальные ведомости» (1899,1900 —1916 гг.), «Забайкальские епархиальные ведомости» (1900, 1914, 1916 гг.), «Дальний Восток» (1908 - 1912 гг.), «Далекая окраина». Центральная периодическая печать: «Утро», «Церковные ведомости» (1891, 1913 гг.), «Безбожник» (1924 - 1926 гг.), «Антирелигиозник» (1926 г.). Особое место среди периодических изданий занимают конфессиональные газеты и журналы такие, как: «Баптист» (1907 -1927 гг.), «Братский вестник» (1945, 1957, 1993 гг.), «Голос христианской молодежи» (1918 г.), «Христианин» (1927 — 1928 гг.), «Слово истины» (1917 г.).

Комплексное рассмотрение всех представленных источников позволило проанализировать религиозную обстановку в регионе, проследить деятельность баптистских церквей, осветить поставленные задачи исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

-рассмотренна политика Советского государства по отношению к

протестантским религиозным общинам в первые годы существования.

Охарактеризовано изменение курса политики партии в отношении религии

в конце 20-х - 30-х гг. XX в.; —впервые была проанализирована и обобщена деятельность баптистских

общин в период наибольшей их активизации (во второй половине ХЕХ — 30-

х гг. XX вв.) на территориях Приамурья, Приморья и Забайкалья; —раскрыта организационная структура местных баптистских общин; -предложена авторская периодизация истории баптистского движения на

Дальнем Востоке во второй половине ХГХ — 30-х гг. XX вв.; —показано влияние съездов Дальневосточного Союза Баптистов на

внутреннюю жизнь общин; -раскрыта миссионерская деятельность баптистских общин на территории

Дальнего Востока во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв.; —впервые в научный оборот введены малоизвестные документы, извлеченные

из фондов архивов и материалы личных архивов, освещающих деятельность

конфессий на территории Дальнего Востока России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем становления и развития, протестантских конфессий на Дальнем Востоке России, и при подготовке спецкурсов по истории Дальнего Востока России в средних и высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Важнейшие положения диссертации были представлены в сообщениях на международных и региональных научных конференциях: региональной научно-практической конференции «Молодежь XXI века: шаг в будущее» в 2005 и 2007 гг. (Благовещенск); международной научно-практической конференции «Исторический опыт

аграрных реформ в Сибири и на Дальнем Востоке». (Благовещенск, 2006); региональной научно-практической конференции «Приамурье форпост России на дальневосточных рубежах». (Благовещенск, 2006); международной научно-практической конференции Ш Муравьевские чтения «От диалога культур — к гражданскому обществу». (Благовещенск, 2006); Международной научно-практической конференции «Межконфессиональные отношения на рубеже тысячелетий». Улан-Удэ, 2007; Шестой международной конференции «Макарьевские чтения». (Горно-Алтайск, 2007); Съезде историков-архивистов «Сохранение и развитие историко-культурных ценностей на Дальнем Востоке» (Благовещенск, 2007); «Россия - Китай: взаимодействие двух культур, партнерство и сотрудничество». (Благовещенск, 2007). Опубликованы в сборниках материалов конференций и в региональных периодических научных изданиях. По теме диссертации опубликовано 11 научных статей, в том числе 2 работы в журналах перечня ВАК.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

ІБонч-Бруевич, В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола Баптисты. Штундисты / В. Д. Бонч-Бруевич. - СПб., 1908; Бонч-Бруевич, В. Д. Избранные сочинения. Т.1. О религии, религиозном сектантстве и церкви (статьи, письма) / В. Д. Бонч-Бруевич. - М., 1959; Бонч-Бруевич, В. Д. Новый Израиль (с предисловием и примечанием) / В.Д. Бонч-Бруевич. - СПб, 1911; Штундисты. - Постники. Свободные христиане. Духовные скопцы. Старообрядцы. Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Выпуск третий. / под ред. Бонч-Бруевича В. Д. — СПб., 1910.

2 Штундисты. Постники. Свободные христиане. Духовные скопцы. Старообрядцы.
Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Выпуск
третий, /под ред. Бонч-Бруевича В. Д.-СПб., 1910.—С.5-8

3 Там же. С.6.

4 Бороздин, А. К. Русское религиозное разномыслие. 2-е издание дополненное
/А. К. Бороздин. - СПб., 1907.

5 Пругавин, А. С. Религиозные отщепенцы (очерки религиозного сектантства): в 2-х.
частях / А. С. Пургавин. - СПб., 1904; Он же. Раскол - сектантство. - М., 1887; Он же.
Значение сектантства в русской народной жизни. — М., 1905.

  1. Пругавин, А. С. Раскол сверху: очерки религиозных исканий в привилегированной среде / А.С. Пургавин. - СПб., 1909.

  2. Оболенский П. Критический разбор вероисповедания русских сектантов: духоборцев, молокан и штундистов. Учебное пособие / П. Оболенский. — Казань, 1900; Южнорусский штундизм. Исследование священника Арсения Рождественского. - СПб., 1889; Богданович, С. Миссионерская работа со штундистами /С. Богданович. - Умань, 1891.

8Айвазов, И. Г. Баптизм - орудие пангерманизма /И.Г. Айвазов. - М., 1915; Айвазов, И. Г. Русское сектантство / И. Г. Айвазов. — М., 1916; Айвазов, И. Г. Московские сектанты и московские «братцы» / И. Г. Айвазов. - М., 1910; Айвазов, И. Г. О сектантской музыке / И. Г. Айвазов // Миссионерское обозрение. — 1904. - № 5; Епископ Алексий (Дородницын А. Я.). Баптисты — Екатеринославль, 1895; Епископ Алексий (Дородницын А. Я.) Южно русский нео-баптизм известный под именем штунды. — Ставрополь, 1903; Епископ Алексий (Дородницын А. Я.) Материалы по истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. — Казань, 1908; Он же. Религиозное движение на юге России во второй половине XIX столетия. -Казань, 1909.

9 Павлов, В. Г. Правда о баптистах / В. Г. Павлов. // Баптист. — 1911. - № 44; Изложение
евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан. / изд. И. С. Проханова. 1-е. -
СПб., 1910; Сектанты о сектантах. — Одесса, 1913.

10 Забайкалье. Краткий исторический, географический и статистический очерк
Забайкальской области. — Иркутск, 1891; Грум-Гржимайло, Г. Е. Описание Амурской
области / Г. Е. Грум-Гржимайло. - СПб., 1894; Азиатская Россия. Т.1. — СПб., 1914;
Ядринцев, Н. М. Сибирь как колония. Современное положение Сибири. Ее нужды и
потребности. Ее прошлое и будущее / Н. М. Ядринцев. - СПб 1889; Меркулов, С. Д.
Вопросы колонизации Приамурского края (статьи письма записки) / С. Д. Меркулов. —
СПб., 1911; Приамурье. Цифры, факты, наблюдения. — М., 1909. и др.

11 Виноградов, А. краткий очерк распространения христианства в Сибири / А. Виноградов
// Восточно-сибирский календарь на 1885 г. - Иркутск, 1884; Ваулин, Г. Первая обитель на
Дальнем Востоке/ Г. Ваулин. — Владивосток, 1903; Кирилов, А. В. Материалы для истории
христианской миссии на Амуре, со времен присоединения его к России до 1865 г.
/ А. В. Кирилов // камчатские епархиальные ведомости. — 1896. - № 1,3; Разумовский А.
Владивостокская епархия за первые пять лет существования (1899 -1903 гг.)
/А. Разумовский // Владивостокские епархиальные ведомости. — Владивосток, - 1903. -
№4-5,8,12-14. и др.

  1. Кирилов, А. В. Явление царя царей (страничка из жизни амурских прыгунов) / А. В. Кирилов //Камчатские епархиальные ведомости. — 1895 № 1-5; Он же. Амурские прыгуны или духовные христиане (краткий Историко-этнографический очерк). — Благовещенск, 1898; Литвинцев К., Амурские сектанты: молокане и духоборы / К. Литвинцев. - СПб., 1888.

  2. Отчет епархиального противосектантского миссионера Благовещенской епархии //Благовещенские епархиальные ведомости. — 1915. - № 4; Толпегин, С. Штундисты на Дальнем Востоке // Дальний Восток. —1912. - № 85.

  1. Ленин, В. И. Социализм и религия. Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. Т. 12. — М, 1972. - С. 142 - 148; Ленин, В. И. Об отношении рабочей партии к религии. Полное собрание сочинений. Т. 17 / В. И. Ленин. - М., 1973.

  2. Луначарский, А .В Интеллигенция и религия / А. В. Луначарский. — М., 1925.

  1. Бонч-Бруевич, В. Д. Ленин В. И. и религиозный вопрос/ В. Д. Бонч-Бруевич //Антирелигиозник. - 1929. - №1. - С. 6 - 25.

  2. Чудновцев, М. Церковники и сектанты в борьбе против культурной революции / М. Чудновцев. - М., 1930; Амосов, Н. К. Октябрьская революция и церковь / Н. К. Амосов- — М., 1939; Кандидов Б. Религиозная контрреволюция 1918-1920 гг. и интервенция / Б. Кандидов. — М., 1930; Тихомиров, Б. Баптизм и его политическое лицо / Б. Тихомиров. 2-е изд. - М., 1929. и др.

18Клибанов, А. И. Из мира религиозного сектантства. / А. И. Клибанов — М., 1974; Клибанов, А. И. История религиозного сектантства в России (60-е XIX — 1917 г.) / А. И. Клибанов. - М., 1965; Клибанов, А. И. Народная социальная утопия в России в период феодализма / А. И. Клибанов. — М., 1977; Клибанов, А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем / А. И. Клибанов. - М., 1973; Клибанов, А. И. Из мира религиозного сектантства / А. И. Клибанов. - М., 1974. Митрохин, Л. Ы. Баптизм и современность / Л. К. Митрохин. — М.: Знание, 1964; Митрохин, Л. И- Раскол в современном баптизме / Л. Н. Митрохин // Вопросы научного атеизма. - 1967 - №3; Клибанов, А. И., Митрохин, Л. Н. Кризисные явления в современном баптизме / А. И. Клибанов, Л. Н. Митрохин. — М., 1967.

  1. Лялина, Г. С. Баптизм: иллюзии и реальность / Г. С. Лялина. — М., 1977; Лялина, Г. С. Новые тенденции в идеологии баптизма / Г. С. Лялина. — М., 1979.

  2. Лобазов, П. К. Из истории церковной контрреволюции / П. К. Лобазов // Вопросы истории Советского Дальнего Востока. Вып. 3. Советский Дальний Восток в период строительства социализма в СССР (1917 - 1958 гг.): (Тезисы докл. и сообщ.). -Владивосток, 1965. - С. 39 - 42; Приходько, Л. И. Реакционная роль Русской православной церкви на Дальнем Востоке (1917 — 1922 гг.) / Л. И. Приходько // Вопросы истории Советского Дальнего Востока. Вып. 3. Советский Дальний Восток в период строительства социализма в СССР (1917 - 1958 гг.): (Тезисы докл. и сообщ.). - Владивосток, 1965. - С. 37 - 39; Эйнгорн, И. Д. К вопросу о реакционной роли сектантства в период массовой колонизации / И. Д. Эйгорн // Вопросы истории Советского Дальнего Востока. Вып. 3. Советский Дальний Восток в период строительства социализма в СССР (1917 - 1958 гг.): (Тезисы докл. и сообщ.). - Владивосток, 1965. - С.74 - 78; Окладников, А. Церковь в борьбе с революцией в Восточной Сибири / А. Окладников. // Будущая Сибирь — 1932. -№4-6.

21Шеховцова, Л. Д. Партийное руководство антирелигиозной пропагандой на Дальнем
Востоке в годы восстановления народного хозяйства (1922 - 1925 гг.) / Л. Д. Шеховцова
// Партийные организации Дальнего Востока в авангарде борьбы за построение
социализма и коммунизма: Межвузовский сборник научных трудов. — Хабаровск, 1974. —
С. 268 — 289; Сачкова, Л. И. Из истории атеистического воспитания трудящихся Дальнего
Востока (1917- 1925) Автореф. Дисс канд. ист. наук. /Л. И. Сачкова. — М., 1969.

22 Долотов, А. Сектанты в дальневосточном крае. Критика религиозного сектантства (опыт изучения религиозного сектантства в 20-х начале 30-х гг.) / А. Долотов. - М., 1974; Соснина, И. В. Правда, об амурских сектантах / И. В. Соснина — Благовещенск, 1962; Флеров, В. С. контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в

!

1918 - 1923гг I Флеров В. С. // Ученые записки Томского университета. — Томск, 1959. -№37 - С. 71 - 133; Евтушевский, А. Г. Идеологическая интервенция США на Дальнем Востоке и борьба с ней (1918 - 1922 гг.) / А. Г. Евтушевский. Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. — Томск, 1980; Мракобесы без маски: правда, о религиозных организациях действующих в Амурской области. — Благовещенск, - I960.

  1. Балалаева, Н. М. Контрреволюционная деятельность зарубежных христианских миссий на Дальнем Востоке 1917 - 1922 гг. / Н. М. Балалаева // Дальний Восток. — 1970 - № 11.-С. 139 - 144; Балалаева, Н. М. О переселении молокан в Амурскую область / Н. М. Балалаева // Ученые записки ХГПИ (серия историческая). Т. 16. — Хабаровск, 1968; Балалаева, Н. М. Адвентизм седьмого дня в Приамурье в период империализма / Н. М. Балалаева. // Ученые записки ХГПИ (серия историческая). Т.21.- Хабаровск, 1969; Балалаева, Н.М. Появление баптизма в Приамурье / Н. М. Балалаева // ученые записки ХГПИ (серия историческая). Т.21. —Хабаровск, 1969.

  1. Балалаева, Н. М. История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР (1856 -1936). Автореф. дисс. ...докт. ист. наук. /Н. М. Балалаева. - М., 1971.

  2. Там же.

  3. История евангельских христиан баптистов в СССР. Издательство ВСЕХБ.—М., 1989. 27Савинский, С. Н. История русско-украинского баптизма. / С. Н. Савинский. - Одесса, 1995; История баптизма. Выпуск 1. / Ред. С. В. Санников. — Одесса, 1996.

28 Православная церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в
России. Выпуск 1. / под редакцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского
Иоанна. Приложение к журналу «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости».
Выпуск 1. издание Санкт-Петербургской митрополии. - СПб., 1994.

  1. Алексеев, В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии / В.А. Алексеев. — М., 1991; История религий в России / под общ. ред. Н. А. Трофимчука. - М., 2002; Трофимчук, Н. А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды / Н. А. Трофимчук. — М. , 1991; Трофимчук, Н. А. Развитие взаимоотношений государства и религии в контексте нового политического мышления. — М., 1990; Трофимчук, Н. А. Экспансия / Н. А. Трофимчук, М. П. Свищев. — М, 2000; Религия и политика в пост коммунистической России / отв. ред. Л. М. Митрохин. — М., 1994; Одинцов, М. И. Религиозный фактор и политический конфликт: в прошлом и настоящем России / М. И. Одинцов //Религия национальное согласие и возрождение России. — М., 1993; Одинцов, М. И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - М., 1995; Одинцов, М.И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) /М.И. Одинцов //На пути к свободе совести. — М., 1989.

  2. Митрохин, Л. М. Баптизм: история и современность / Л. М. Митрохин.—М., 1998.

  3. Макаров, Ю. Н. Советская государственная религиозная политика и органы ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД СССР (окт 1917 - конец 1930гг.) Автореф. дисс. ...докт. ист. наук. / Ю. Н. Макаров. - СПб. , 2007; Макаров, Ю. Н. Органы государственной безопасности как инструмент преодоления религиозного влияния: поиск и выработка механизмов вмешательства в жизнедеятельность Православной Российской Церкви (1919 - 1921 гг.) / Ю. Н. Макаров // Человек. Сообщество. Управление: Аісгуальньїе проблемы исторической науки. - Краснодар. 2006. - С.63 - 74; Макаров, Ю. Н. Издательская деятельность религиозных организаций СССР в 1920-е гг. (ч.1) / Ю. Н. Макаров // Вестник Санкт-Петербургского университета. (Сер.2. История). 2007. - №4; Макаров, Ю. Н. Религиозные и религиозно-политические организации молодежи, действовавшие на

территории СССР (октябрь 1917 - 1930-е гг.) / IO. Н. Макаров // Клио: журнал для ученых

- СПб., 2004. - № 3. - С .134-154. и др.

32Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания в 2-х т. /отв. ред. М. Бурдо, СБ. Филатов. - М., 2004.

  1. Лынша, О. Б. История образования на Дальнем Востоке. Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. / О. Б. Лынша. - Владивосток, 1999; Федирко, О. П. Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии. Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. / О. П. Федирко-Благовещенск, 2001; Ипатьева А. А. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв. Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. / А. А Ипатьева. — Красноярск, 1999; Капранова, Е. А. Развитие церковно-административного устройства и управления русской православной церкви на Дальнем востоке России (1840 — 1918 гг.) Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. / Е. А. Капранова. - Благовещенск, 2003; Дударенок, С. В. Религиозная ситуация на российском Дальнем Востоке: история и современность / С. В. Дударенок // Россия и АТР.

- Владивосток, 2004. - № 2; Потапова, Н. В. Религиозная жизнь Сахалина (во второй
половине XIX - начале XX вв.) Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. / Н. В. Потапова. —
Владивосток, 2004; Бакшеева, Е. Б. Политика советского государства по отношению к
русской православной церкви на Дальнем Востоке России (октябрь 1922 — июнь 1941 гг.)
автореферат дисс. ...канд. ист. наук. / Е. Б. Бакшеева. — Хабаровск, 2004; Смагин, А. Н.
Роль православного духовенства в освоении юга Дальнего Востока России во второй
половине XIX - начале XX вв. Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. / А. Н. Смагин. —
Владивосток, 2006. и др.

35 Аргудяева Ю. В. Семья и быт старообрядцев Приморья во второй половине XIX -
начале XX вв. // Культура Дальнего Востока в XIX - XX вв. — Владивосток, 1992; Лобанов
В. Ф. Старообрядчество на Дальнем Востоке. // Очерки истории родного края. —
Хабаровск, 1993; Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII — XX вв. —
Новосибирск, 1994. и др.

36 Аргудяева, Ю. В. Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего
Востока России (вторая половина XIX - начало XX вв.) Книга I. Крестьяне.
/ Ю. В. Аргудяева. - Владивосток: ДВО РАН, 2006.

  1. Дударенок, С. М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность / С. М. Дударенок. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004.

  2. Сердюк, М. Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг.). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. / М. Б. Сердюк - Владивосток, 1998.

  3. Культура и религия на Дальнем Востоке: история и современность. Тез. докл. регион, научн. конференции. — Хабаровск, 1997; Алтарь России: материалы научн. — практич. Конференции. — Большой Камень, 1997; Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. — Владивосток, 2000; Духовная жизнь Дальнего Востока России: материалы региональной науч. практич. конференции. — Хабаровск, 2000; Межконфессиональные отношения на Дальнем Востоке России на рубеже тысячелетий. — Владивосток, 2002. и др.

40Сердюк, М. Б. Адвентисты седьмого дня на российском Дальнем Востоке / М. Б. Сердюк // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 3. Москва, 2006. - 569 с. — POHP/; Дударенок, С. М. Церковь адвентистов седьмого дня на российском Дальнем Востоке. XX век. (Советский период)

/ С. М. Дударенок // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты-Выпуск 3. Москва, 2006. - РОИР/ ; Рудакова, Ю. С. Сектанты в Амурской области (на примере судьбы Г. И. Шипкова) / Ю. С. Рудакова // Вестник АМГУ. Выпуск 10. - Благовещенск, 2000. - С. 60 — 61; Мурыгина, Е.А. Взаимоотношение государственной власти и евангельских конфессий в годы первой мировой войны на территории Приамурского генерал губернаторства / ЕЛ. Мурыгина // Известия Российского государственного исторического архива Дальнего Востока. Том IX. — Владивосток, 2005. С. 261 — 267; Мурыгина, Е. А. К вопросу о распространении вероучений протестантского толка в Приамурье конца XIX начала XX в. / Е. А. Мурыгина // Региональная научно-практическая конференция «Приамурье форпост России на дальневосточных рубежах» - Благовещенск, 2006. — С. 165 - 169.

41 Сикерин, В. П. Религии на карте Забайкалья / В. П. Сикерин. - Чита, 1995; Сикерин, В. П. Религия в Забайкалье / В. П. Сикерин // География Читинской области. — Чита, 1997; Сикерин, В. П. «Антиохия» - церковь баптистов / В. П. Сикерин // Читинское обозрение от 7 декабря, 1994. и др.

42Жуков, А. В. Современная религиозная ситуация в восточном Забайкалье / А. В- Жуков, А. Г. Янков, А. О. Баринов, А. В. Дроботушенко. — Чита, 2003.

Государственная политика в отношении религиозных организаций на Дальнем Востоке во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв

Дальний Восток для России в середине ХВС в. являлся важным стратегическим объектом. Внешнеполитическая обстановка (ослабление Китая и превращение его в экономически зависимую страну от Европейских стран, слабость восточных рубежей Российской империи) диктовала необходимость окончательного присоединения и освоения края. Забайкальская область, образованная из Верхнеудского и Нерченского округов на территории Иркутской губернии указом Николая 1 от 11 июля 1851 г.1, послужила своеобразным плацдармом для присоединения Приамурья к России и его освоения. Своим рождением область во многом обязана активной государственно-административной деятельности генерал — губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьева - Амурского, который, доказав перспективность развития горнорудной и золотодобывающей промышленности в Забайкалье и Приамурье, сумел убедить Николая I начать политику восстановления суверенных прав в Приамурье. Началась активная дипломатическая работа. В результате последовала серия русско-китайских договоров2, которая позволила России закрепить за собой обширный край левобережья Амура и укрепить свои позиции на востоке. Дальневосточная окраина вошла в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. Все земли по левому берегу Амура составили новую Амурскую область, ее административным центром стал г. Благовещенск. Уссурийский край и территории Нижнего Амура вошли в состав Приморской области. В 1884 г. было создано Приамурское генерал — губернаторство, куда вошли Сахалин, Амурская и Приморская области, и Забайкалье, последняя состояла в нем до 1906 г.3 Несмотря на то, что административные границы впоследствии подвергались изменениям, между всеми территориальными единицами генерал- губернаторства сохранялись тесные хозяйственные и культурные связи.

После создания Амурской и Приморской областей перед правительством и Приамурской администрацией стала острая задача заселения этих земель. В 1854 — 1855 гг. вниз по Амуру сплавились первые жители неосвоенных территорий закрепленных за Россией. Это были забайкальские казаки и 13-й линейный батальон, которых направили «для занятия и защиты устья Амура и залива де - Кастри»4. В 1856 — 1857 гг. они основали 16 станиц в районе верхнего и среднего течения Амура5. На базе которых в 1858 г. было сформировано Амурское казачье войско . В том же году, на территории Приморья на реке Уссури были созданы первые казачьи поселки, и в декабре же был образован Уссурийский казачий пеший батальон. Всего в течение 1858 — 1862 гг. в Амурскую и Приморскую области из Забайкалья было переселено от более 15 тыс. казаков, которые основали 104 поселения . С 1895- 1900 год на Дальний Восток прибыло еще более 5 тысяч человек8.

Баптистские общины на территории Приамурья, Приморья и Забайкалья во второй половине XIX в. — 1917 г

Реформаторские процессы в Европе XVI - XVIH вв. способствовали возникновению и развитию протестантских церквей. Многообразие форм протестантизма объясняется различными историческими, культурными, социальными и географическими условиями, особенностями конкретных личностей, вокруг которых складывались новые направления. К наиболее крупным течениям протестантизма принято относить: реформаторов, лютеран, кальвинистов, присветериан, цвинглиан, пуритан, меннонитов, англикан, квакеров, методистов, баптистов, адвентистов, евангелистов и др. Церкви и общины связанные своим происхождением с Реформацией приняли ее основные идеи: высший авторитет Священного Писания, спасение личной верой и священство всех верующих. Баптизм длительное время активно развивался в Америке и европейских странах: Англии, Германии, Дании, Швеции, но в середине XIX в. это вероучение распространяется и в других государствах, в том числе и России.

Российский баптизм имеет достаточно сложную и запутанную историю. За полтора века в общем евангелическом движении совершались различные многочисленные преобразования, размежевания и сближения. Развитие этого религиозного течения напрямую связано с политикой государства, которое регулярно, порой бесцеремонно вмешивалось в процесс формирования и развития конфессиональной структуры. По мнению одного из исследователей баптизма Л. Н. Митрохина распространение любого религиозного течения на новые территории совершается далеко не автоматически. Что бы обрести самостоятельность церковь должна вписаться в культурные традиции страны, причем не вообще в «социальную идеологию», а в сознание конкретных людей, стать их собственной внутренней верой. То есть речь идет о внедрении в православную культуру Руси с ее самобытностью и достаточно стойким антизападным иммунитетом.

До появления баптизма Россия уже была знакома с протестантскими церквями. Прозападная политика Петра I привела в страну кальвинистов и лютеран. Со времен правления Екатерины П появились меннониты, которые обосновали многочисленные колонии на русской земле. К официальной дате рождения российского баптизма 1867 г. их насчитывалось около 40 тыс. человек1. Но влияние этих церквей на русское население было незначительным, так как во многом они сохраняли национально - этнические черты.

На Руси после официального принятия христианства, уже через два десятилетия появляются различные религиозные искания и разномыслия, правда, первоначально в среде монашества. Первым массовым движением, объединившим несогласных с установлениями Православной церкви и сопровождавшимся открытой проповедью и толкованием Евангелия, было движение так называемых стригольников (XIV — XV вв.). Не смотря на подавление «ереси», идеи стригольников не умерли. Они нашли свое продолжение в религиозных движениях конца XV - начала XVI вв. В конце XV в. в среде монастырского, или черного, духовенства возникло движение нестяжателей3, просуществовавшее около ста лет. Затем возникает учение Матвея Башкина и Феодосия Косого4, и др. В 1667 г. при патриархе Никоне произошел раскол в Православной церкви.

Отношения баптистских организаций с РПЦ, адвентистами и евангелистами

В России между церковью и государством существовала тесная взаимосвязь. Главенствующие позиции занимала русская православная церковь (РЦП). После реформ Петра I (образование Синода), РПЦ стала неотъемлемой частью государственной системы, и выполняла не только религиозные функции, но и различные государственные. Например: священники производили запись актов гражданского состояния, преподавали в государственных и частных учебных заведениях, осуществляли контроль не только религиозных, но и политических прав верующего населения и др.

Положение РПЦ было закреплено законодательством Российской империи, и нарушение такового каралось по всей строгости . Приоритетные позиции отражало право свободной проповеди и миссионерской деятельности среди населения страны. Ни какой другой конфессии разрешенной на территории страны нельзя было проповедовать свое вероучение среди православных. Более того, отпадение от православия до начала XX в. было запрещено и уголовно наказуемо. Специальный раздел Уложения о наказаниях «О преступлениях против веры и о нарушениях ограждающих оную постановлений», состоявший из 65 статей, предусматривал за данную категорию преступлений наказания от 4 месяцев тюрьмы до 15 лет каторжных работ. Действовал и особый епархиальный (консисторский) суд с достаточно широкой компетенцией . Таким образом, положение не православных религиозных конфессий в России всегда определялось отношением к ним, прежде всего русской православной церкви. Христианские религиозные организации находились в более выгодном положении по отношении к некоторым не христианским (иудаизм, мусульманство, язычество). В огромной многонациональной стране с поликонфессиональным населением существовала градация на «терпимых» и «не терпимых». К терпимым, как правило, относили католическую, армяно-григорианскую церкви. Из протестантских конфессий к ним относили лютеран, с 1879 г. к таким стали причислять менонитов и баптистов по так называемому «Маковскому Циркуляру», в котором говорилось, что они могут «беспрепятственно исповедовать свое вероучение и исполнять обряды веры по существующим у них обычаям»3. Но уже в 1882 г. появилось разъяснение Министерства внутренние дел, в котором отмечалось, что этот закон не распространяется на русских баптистов, а относится к иностранным подданным, проживающим в России и принявшим русское подданство, будучи баптистами, и к русским подданным, обратившимся в эту веру из не православного исповедания. Деятельность всех иных исповеданий, относившихся к числу «гонимых и преследуемых», была запрещена.

Организационные структуры и порядок управления, права и обязанности, разрешенных не православных конфессий определялись Уставом духовных дел иностранных исповеданий4. Контроль за его исполнением, а также сбор необходимой отчетности возлагались на Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел (МВД). Департамент полностью контролировал деятельность церквей: увольнял «духовных лиц», если деятельность их признавалась «вредной», контролировал духовные учреждения и монастыри, разрешал командировки и отпуска духовенства, учреждал новые приходы, давал разрешения на постройку культовых зданий и покупку недвижимости, ведал выплатой содержания духовенству и средств государственного казначейства и др. То есть не православные оргганизации находились в тесной связи с государством и более того, в зависимости от него.

Похожие диссертации на Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв.