Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Военно-философские идеи русского зарубежья первой половины XX века Манеев, Игорь Валерьевич

Военно-философские идеи русского зарубежья первой половины XX века
<
Военно-философские идеи русского зарубежья первой половины XX века Военно-философские идеи русского зарубежья первой половины XX века Военно-философские идеи русского зарубежья первой половины XX века Военно-философские идеи русского зарубежья первой половины XX века Военно-философские идеи русского зарубежья первой половины XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манеев, Игорь Валерьевич. Военно-философские идеи русского зарубежья первой половины XX века : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Манеев Игорь Валерьевич; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2011.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/430

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Социально-исторические условия и идейно-теоретические предпосылки формирования военно-философских взглядов русского зарубежья 20

Раздел 2. Содержание военно-философских взглядов русского зарубежья первой половины XX века 58

Раздел 3. Место и роль военно-философских идей русского зарубежья 115

Заключение 158

Литература 170

Введение к работе

В начале XXI века российская государственность находится в состоянии активного совершенствования. В процессах социальной модернизации страны и формирования нового перспективного облика Вооруженных Сил важное место занимает изучении истории, осмысление вопросов войны и мира, обоснования роли военнослужащего и армии в структуре российских государственных и гражданских отношений.

В истории отечественной философии XX века существует период, который до недавнего времени оставался малоизвестным. Речь идет о феномене философии русского зарубежья, который включает в себя активную идейно-мыслительную деятельность отечественных авторов, оказавшихся за пределами страны в первой половине XX века. Работы представителей русского зарубежья содержат идеи, теоретические рассуждения и точки зрения военно-философского характера. Представляется, что наибольший интерес в контексте настоящего исследования приобретает военно-философская мысль 1920-1940-х годов, связанная с так называемой «первой волной» русской эмиграции. Этот период ознаменован творчеством Н.А. Бердяева и И.А. Ильина, обращавшихся к военной тематике, а также началом научной деятельности военных теоретиков А.К. Баиова, Н.Н. Головина, Е.Э. Месснера и др.

Перечень философских идей о войне и мире, армии, насилии и военном насилии, обсуждавшихся представителями русского зарубежья, достаточно широк, а порой и противоречив. Тем не менее, ряд аспектов рассмотрения этой проблемы сохраняют духовную преемственность в русской философской мысли, которая во все времена своего существования была, прежде всего, философией нравственности и духовности. Проявилось это и в военно-философских исканиях мыслителей русского зарубежья, которые активно полемизировали по вопросам устройства армии будущей (не советской, не большевистской) России как школы патриотизма, хранительницы народных идеалов и традиций, о роли и месте офицерских кадров в ней. Обсуждалось место духовного фактора в военном деле и его учет при построении и функционировании будущей военной организации России.

Изучение военно-философского наследия русского зарубежья, позволяет более полно осмыслить прошлое страны, использовать идеи и дискуссии представителей эмиграции для развития отечественной философской культуры. Обращение к мыслителям русского зарубежья, которых назвали «величинами мирового масштаба»1, чья «научность, идейная сила и глубина, высокий нравственный заряд, блеск и выразительность мысли, блестящий и понятный русский язык»"" позволяла им проникать в суть военно-философских проблем, может стать существенной частью научно-методологического базиса. Размышления авторов русского зарубежья представляющих собой своеобразный синтез военно-философского опыта дореволюционной и послереволюционной России важен также для обоснования современных военно-философских проблем.

Однако следует признать, что ряд имен и трудов русского зарубежья сегодня мало или вовсе не известны ни профессиональным философам, ни военным интеллектуалам. Дискуссии о месте и роли военно-философских идей русского зарубежья в отечественной философии продолжаются и в наши дни. Они имеют острый полемический характер, а иногда становятся предметом научной моды и даже конъюнктурных соображений отдельных авторов.

Интерес к военно-философским идеям русского зарубежья порождает и некоторые «издержки» их трактовок. Они выражаются в распространении и утверждении мнений, не всегда адекватных первоисточникам изложений, комментариев и аналитических оценок военно-философских идей русской эмиграции. Имеют место случаи, когда идеи, выдвинутые мыслителями русского зарубежья произвольно переносятся на решение современных военных вопросов.

Савипкин А.Е. Про оружие духа забыли // Независимое военное обозрение. 2006. №81.-С. 6.

Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье... — М., 2004 — С. 175.

Сложность и противоречивость военно-философских идей русского зарубежья и присущая1 им внутренняя напряженность дополняются порой их неоднозначной идеологической интерпретацией. Так, негативное влияние на оценку военно-философских трудов русского зарубежья оказывают имеющиеся конъюнктурные попытки необоснованной реабилитации некоторых русских эмигрантов, запятнавших себя сотрудничеством в годы войны с немецкими нацистами1.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, недостаточной исследованностью военно-философских идей русского зарубежья первой половины XX века, неопределенностью оценок их места в духовном наследии всего русского зарубежья, отсутствием историко-политического и нравственного обоснования их статуса.

Во-вторых, внутренней сложностью и многозначностью военно-философских воззрений русского зарубежья, анализом своеобразия концептуальных построений содержания, нестандартности используемых подходов.

В-третьих, необходимостью осмысления социально-исторических условий и идейно-теоретических предпосылок возникновения, формирования и развития военно-философских взглядов русского зарубежья, которые важно соотносить с современными военно-философскими концепциями отечественной науки, с поиском новых подходов к решению вопросов, связанных с бытием Вооруженных Сил и обеспечением военной безопасности российского государства.

В-четвертых, возможностью использования военно-философского наследия русского зарубежья как интеллектуальной базы для укрепления рос- 1 В этой связи показательна общественная полемика по поводу личности генерала П.Н. Краснова. См., например: Возможная реабилитация атамана Петра Краснова: Выступление Б.В. Соколова в эфире радиостанции «Эхо Москвы» от 21.01.2008. Поляков И.А. Краснов-Власов. Воспоминания. Нью-Йорк, 1959; Иванов С. Руки прочь от «русского Киплинга»! Слово в защигу генерала Краснова // Агентство политических новостей. 2008. 30 янв. articlel9062.htm; Совет атаманов ростовских округов Войска Донского принял решение добиваться политической реабилитации генерала Петра Краснова // КоммерсантЪ. 2008. 23 янв. и др. сийской государственности, совершенствования отношений в военно-социальной сфере.

В-пятых, интеллектуальной привлекательностью военно-философских рассуждений представителей русского зарубежья, которые могут служить определенной методологической основой для выявления изменений в социальном характере и содержании современных войн и военных действий будущего, а также для понимания особого жертвенного смысла воинской службы на благо Отечества.

Труды авторов русского зарубежья первой половины XX века содержат богатый военно-философскими идеями пласт, который изучен далеко недостаточно. Интеллектуальный, духовно-теоретический опыт русских эмигрантов продолжил и воплотил в себе одну из наиболее ценных традиций русской философской мысли — ее нравственное содержание.

В последние десятилетия были опубликованы основные работы авторов русского зарубежья, которые стали достоянием научной общественности, однако следует признать, что специальных, обобщающих исследований, посвященных военно-философскому наследию как особой, значимой части творчества мыслителей русского зарубежья еще не проводилось..

Степень научной разработанности темы определяется наличием источников и литературы, содержащих военно-философские идеи русского зарубежья и помогающих раскрыть авторскую концепцию исследования.

В целом литературу темы диссертации молено разделить на три основные группы:

К первой группе относятся предпосылочные, предшествующие работы, явившиеся впоследствии основой формирования военно-философских идей русского зарубежья. В этой связи в диссертации рассматривается научно-философское, военно-теоретическое и художественное творчество отечественных мыслителей, внесших вклад в развитие военной проблематики и подошедших к философским обобщениям военно-политической реальности. Это труды, созданные русскими писателями и философами (Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой1), а также отечественными военными теоретиками и видными военачальниками дореволюционной России (Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов А.С. Блиох, М.И. Драгомиров, Г.А. Леер, Н.П. Михневич, и др."). Данные работы выступают общим философским и художественно-мировозренческим фундаментом рассмотрения проблем войны и армии авторами русского зарубежья.

Вторая; самая многочисленная группа включает базовые первоисточники, произведения самих представителей русского зарубежья. Основной массив работ данной группы составляют труды философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Ф.А. Степуна и др.3

Существенную часть библиографии темы составляют труды авторов, вышедших из военной среды. Среди них - А.К. Баиов, А.В. Геру а, Ы.Н. Головин, А.А. Зайцов, А.А. Керсновский, Е.Э. Месснер, В.А. Штейфон и др.' Этот разнообразный материал включает в себя как объемные монографии, так и небольшие статьи, заметки и обзоры, содержащие военно-философский аспект.

См.: Достоевский Ф.М. Парадокционист; Признания славянофила // Русские философы о войне. - М., 2005; Соловьев B.C. Смысл войны; Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе и с приложениями // Русские философы о войне. - М., 2005; Толстой Л.П. Патриотизм или мир; Приближение конца; Письмо к фельдфебелю; По поводу конгресса о мире; Письмо к шведам; Не убий; Солдатская памятка; Офицерская памятка // Отечественная философская мысль о войне, армии и воинском долге. - М., 1995 и др. 2 См.: Блиох И. С. Будущая война и ее экономические последствия. - СПб., 1898; Дра гомиров М.И. Подготовка войск в мирное время // Избранные труды. М., 1956; Куту зов М.И. Документы: В 5 т. - М., 1950-1956 гг.; Леер Г.А. Опыт критико-исторического ис следования законов искусства и ведения войны. - СПб., 1869; Михневич Н.П. История воен ного искусства с древнейших времен до начала девятнадцатого столетия. - СПб., 1896; Петр Первый. Указы, инструкции, реляции, письма 1700-1709 гг. // Российский военный сборник. Вып. 23. - М, 2010; Суворов А.В. Собр. писем и сочинений. - М, 1819 и др. 3 См.: Бердяев Н.А. Душа России. Мысли о природе войны. Война и кризис интел лигентского сознания // Русские философы о войне. — М., 2005; Булгаков С.Н. Русские ду мы, Война и русское самосознание // Русские философы о войне. М., 2005; Зеньков- ский В.В. По поводу книги И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» // Ильин И.А.: Pro et contra. - СПб., 2004; Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. - М., 1996. Т. 5; Он э/се. Основное нравственное противоречие войны // Собр. соч.: В 10 т. - М., 1996. Т. 5; Он же. Духовный смысл войны // Собр. соч.: В 10 т. - М., 1999. Т. 9-Ю; Сте- пун Ф.А. Из писем прапорщика-артиллериста. - Прага, 1926 и др.

См.: Баиов А.К. Начальные основы строительства будущей русской армии // Русский Колокол. - Берлин, 1929. № 8; 1930. № 9; Геруа В.А Поворот на малые армии // Вестник военных знаний. - Сараево, 1930. № 6; Он э/се. Монизм // Вестник военных знаний. -Сараево, 1933. № 4; Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне: В 2 т. - Париж, 1939. Т. 1-2; Он э/се. Паука о войне. О социологическом изучении войны. Париж,

Офицеры, военные теоретики и практики, оказавшиеся в эмиграции, своим творчеством внесли весомый вклад в разработку отдельных аспектов военно-философской проблематики. Многие из них были активными участниками Первой мировой войны, занимали высокие командные и штабные должности в русской армии. К кругу авторов, которые уделяли внимание проблемам теории войны, стоит отнести: Ю.Н. Данилова («Беседы о войне и мире». Париж, 1930-1931); А.А. Керсновского-(«Философия войны». Харбин, 1932); Е.Э. Месснера («Лик современной войны». Буэнос-Айрес, 1958); М.А. Тубе («Вечный мир или вечная война?». Берлин, 1922) и мн. др.

В ходе исследования рассмотрен ряд военно-теоретических работ, по своей глубине и степени обобщения приближающихся к философскому уровню. Анализу военно-стратегических проблем посвятили свои работы: А. Бубнов («Тихоокеанская проблема в XX столетии». Прага, 1924); Н.Н. Головин («Современная стратегическая обстановка на Дальнем Востоке». Белград, 1934; «К чему идет Великобритания? Стратегическое исследование». Рига, 1935; «Русский вопрос на Дальнем Востоке». Париж, 1932); Е.Э. Месснер («О стратегии гражданской войны». Сараево, 1930-1931) и др.

В работах русского военного зарубежья важное место занимали проблемы оперативного искусства и тактики родов войск. В числе авторов работ по данной проблематике следует назвать того же Н.Н. Головина («Авиация в минувшую войну и в будущую». Прага, 1922; «Современная конница». Белград, 1924-1929; «Танки в минувшую войну и в будущую». Прага, 1925).

Проблемы теории строительства вооруженных сил также находились в центре внимания исследователей: А.К. Баиов («Начальные основы строительства будущей Русской армии». Белград, 1920-1930); А.А. Керсновскии («Наш будущий офицерский корпус». Белград, 1930); А.Б. Штейфон («Национальная военная доктрина». Сараево, 1933) и др.

1938; ЗайцовЛ.А. Мысли о гражданской войне // Русский инвалид. - Париж, 1930. № 10; № 11; Керсновскии А.А. Философия войны // Философия войны. Российский военный сборник. -М., 1995. Месснер Е.Э. Война между континентами // Вестник военных знаний. Сараево, 1930. № 6. Он эюе. Всемирная мятежевойна. — М., 2004; Штейфон Б.А. О малых армиях // Царский вестник. - Белград, 1934. № 160; № 163; Он Dice. Национальная военная доктрина// Вестник военных знаний. — Белград,1933. № 4 и др.

В список авторов и их трудов на иные темы, носящие военно-философский характер, входят: В.Х. Даватц, Н.Н. Львов («Русская армия на чужбине». Белград, 1923); А.И.Деникин («Очерки русской смуты»: В 5 т. Берлин, 1921-1926); Р.К. Дрейлинг («Воинский устав Петра Великого и Суворов». Белград, 1931); А.А. Керсновский («История Русской армии»: В 4 т. Белград, 1933-1938); Е.Э. Месснер («Российские офицеры». Буэнос-Айрес, 1959) и др.

Определенный интерес для историко-философского исследования представляют теоретические работы авторов русского зарубежья по военной психологии, военной педагогике и военной социологии. Среди наиболее характерных трудов в этой связи следует отметить работы: А. Болтунова («О воинском воспитании». Белград, 1928); В. Вязьмитинова («Война и психология». Белград, 1922); Е. Масловского («Значение духовной сущности боя». Париж, 1932); П. Ольховского («Воинское воспитание». Белград, 1925 -1928); А.Б. Штейфона («Психология гражданской войны». Белград, 1930); Н.Н. Головина («О социологическом изучении войны». Брюссель, 1935) и др.

Значительное место авторами русского зарубежья уделялось изучению состава и боевых возможностей Красной Армии. Среди авторов и работ данной группы следует выделить: А.А. Зайцова («Красная Армия». Париж, 1932); Н.В. Пятницкого («Устройство Красной Армии и ее доктрина». Париж, 1933); К.И. Сербиновича («Тактика Красной Армии». Париж, 1932) и др.

Перечисленные и иные имеющиеся работы различных авторов русского зарубежья этой группы не всегда напрямую связаны с разработкой военно-философских идей, но они необходимы для демонстрации той военно-научной основы, на которую опирались философы в разработке военно-философских идей.

К третьей группе относятся исследовательские работы по военно-философскому аспекту наследия русского зарубежья, изданные в разные годы в СССР и постсоветской России. В этой связи можно выделить работы О.В. Волкогоновой, А.И. Дырина, Г.И. Ефимова, М.В. Загребина,

Б.И. Каверина, Т.Н. Москальковой, Е.Ф. Скорика, С.А. Тюшкевича, П.И. Чижика, А.А. Щербы и др.1 Данные авторы исследуют отдельные аспекты военно-философской проблематики русского зарубежья, а их работы содержат разнообразный теоретический и эмпирический материал по теме.

Существенное значение для диссертационного исследования имеет содержание, а также предисловия, вводные и заключительные статьи и приложения, представленные в изданиях «Российского военного сборника», авто-рами-составителями которого являются А.Е. Савинкин и И.В. Домнин". Значительное количество материала, содержащего военно-философский аспект, стало доступно с открытием в 1995 г. в Москве библиотеки фонда «Русское Зарубежье». Кроме того, разнообразный материал по военно-философскому наследию русского зарубежья представлен в информационных ресурсах Интернет3.

Данные группы работ содержат достаточное количество информации по теме исследования. Их наличие позволяет вести речь о существовании источ-никовой базы диссертации и выделить ее предмет, военно-философскую составляющую русского зарубежья. При этом следует отметить и определенные пробелы, касающиеся обобщения и систематизации имеющегося материала.

См.: Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. - М., 1998; Дырин А.И., Дыргш И. А. Патриотическая идея и военная доктрина для будущей России в литературе русского зарубежья первой половины XX века. — М, 2008; Ефимов Г.И. Проблема зла и насилия в нравственной философии Н.А. Бердяева: Автореф. дис. ...канд. фи-лос. наук. - М., 1993; Загребни М. В. Проблема насилия в философском наследии И.А.Ильина: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - М., 1996; Каверин Б. К, Чижик П.И. Социально-философские проблемы мира, войны и армии. - М., 2008; Москапькова Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. — М.,1999; Скорик Е.Ф Концепция ненасилия Л.Ы. Толстого: история и современность: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - М., 1992; Тюшкевич С.А. Отечественная военная наука. - Краснодар, 2001; Щер-баА.А. Государственно-патриотическая идея евразийства: Авгореф. дис. ...канд. филос. наук. - М., 2002. " См.: Домнин П.В. Военная грань российской эмиграции // Российский военный сборник (РВС). - М., 1994. Вып. 8; Савинкин А.Е. Какая армия нужна России? Взгляд из истории // РВС. - М., 1995. Вып. 9.; Домнин И.В. Духовный смысл военной русской эмиграции // РВС. М., 1999. Вып. 13. С. 8-10; Савинкин А Е. Общие основания будущей российской вооруженной силы // РВС. - М., 1999. Вып. 16; Он эюе. Заветные идеалы русского офицерского корпуса // РВС. - М., 2000. Вып. 17; Он же. Грозная опасность всемирной мятежевойны // РВС. - М., 2005. Вып. 21 и др. 3 См. например, сайты: Военная библиотека // ; Вехи // ; Русская идея // Библиотека «Религиоведение и русская религиозная философия в изданиях XVIII - н. XX вв.» // ; Сайт СВ. Волкова // и др.

Диссертационное исследование представляет одну из первых попыток специального исследования военно-философской проблематики русского зарубежья. Исходя из актуальности, научной разработанности и недостаточной изученности темы, можно определить объектно-предметную сферу диссертации.

При этом объектом исследования является философское наследие мыслителей русского зарубежья первой половины XX века. Предметом диссертации выступают военно-философские идеи, сформированные в среде русского зарубежья, которые включают особенности и содержание трактовок философского осмысления авторами проблем: войны и ее роли в истории; насилия вообще и вооруженного насилия - в частности; армии как орудия военной политики государства и объекта, включенного в разнообразные социальные отношения.

Целью диссертационного исследования является осуществление историко-философского анализа военно-философских идей русского зарубежья.

Достижение данной цели осуществляется решением ряда исследовательских задач. Важнейшими из них стали следующие:

Раскрыть социально-исторические условия и идейно-теоретические предпосылки разработки военно-философских проблем авторами русского зарубежья.

Проанализировать особенности и содержание военно-философских воззрений авторов русского зарубежья.

Выявить основные направления и раскрыть характер эволюции военно-философских воззрений русского зарубежья.

4. Рассмотреть возможности воздействия военно-философских идей русского зарубежья на современную российскую военно-философскую мысль, показать их значение для теории и практики военного строительства.

Теоретической основой исследования является совокупность опубликованных источников и имеющихся архивных материалов, содержащих военно-философские идеи и дискуссии авторов русского зарубежья. Это философские, религиозные, социально-исторические, политико-правовые, научно- публицистические, историософские сочинения, биографические и справочно-аналитические материалы и иные труды. В диссертации использованы опубликованные исследовательские работы современных авторов, а также труды, содержащие критические материалы по изучаемой теме.

Перечисленные теоретические основания диссертационного исследования использованы и в методологическом аспекте. Важное значение для раскрытия и обоснования авторской концепции имеют исходные понятия, мировоззренческие установки и подходы к рассмотрению военно-философской проблематики, которая осмысливалась и обсуждалась мыслителями русского зарубежья.

В работе использовались диалектический, герменевтический, социокультурный и системный подходы, а также собственно историко-философские методы: ис-торико-описательный, историко-сравнительный, проблемно-исторический, истори-ко-библиографический и метод конкретно-исторического анализа. Особое влияние на концептуальное формирование диссертационного исследования оказал опыт применения метода историко-философской реконструкции, предполагающий смещение акцента с исторического исследования конкретного эмпирического материала, авторов русского зарубежья, на их теоретическое осмысление и интерпретацию.

Научная новизна диссертации выражена в следующих положениях и выводах: раскрыты социально-исторические условия и идейно-теоретические источники возникновения военно-философской мысли русского зарубежья; осуществлен анализ особенностей и содержания военно-философских воззрений авторов русского зарубежья на насилие, войну и армию, их влияние на формирование военной политики государства. Рассмотрены особенности военно-философских и научно-теоретических взглядов русского зарубежья на строительство военной организации России; обоснованы основные направления и характер эволюции военно-философских воззрений русского зарубежья; определено воздействие военно-философских идей русского зарубе- жья на российскую военно-философскую мысль в целом, а также отмечено их значение для современной России и ее Вооруженных Сил.

На защиту выносятся следующие положения и их обоснование:

1. В сложившихся социально-исторических условиях идейно-теоретическими источниками формирования военно-философских взглядов русского зарубежья выступают: проблема допустимости военного насилия (полемика И.А. Ильина с Л.Н. Толстым по концепции о непротивлении злу силою); осознание смены типологии воинства (заочная дискуссия между С.Н. Булгаковым и Н.К. Михайловским о героизме и подвижничестве); вопрос о том, может ли война быть «святой» и выступать средством прогресса (дебаты между B.C. Соловьевым и Е.Н. Трубецким о противодействии христолюбивого воинства всемирному злу или солидарности с антихристом); тема поведения человека в условиях боевых действий (И.С. Шмелев и Ф.М. Достоевский о том, что праведная война делает героями «лучших людей», обретающих истинные духовные ценности); проблема влияния мировой войны на процессы объединения человечества (Н.Ф. Федоров и Н.А. Бердяев об условиях рождения «твердого сознания» всечеловеческого единства) и др.

Философы и военные теоретики русского зарубежья в научном творчестве стремились исполнить особую миссию — сохранить преемственность отечественной философской и военно-философской традиции.

Духовный стержень внутреннего мира русского зарубежья составляла обоснованная отечественными философами «русская идея», которая выступала базовым источником их рассуждений. В содержательном плане эту идею характеризуют следующие черты: осознание мессианской роли России для всего мира, глубокие патриотические и государственнические чувства, утверждение православной духовности в русской нации.

Наиболее радикально повлияла на формирование военно-философских взглядов православная вера. Православие обусловило формирование в русском зарубежье убеждения в том, что именно в духовности, питающей нравст- венные силы человека, находится ключ к отгадке природы зла и насилия в мире. В духе человек живет своими благородными силами, обращенными на совершение добра, на общение с Богом, все то, что человек признает высшим благом. И напротив, все, что не соответствует состоянию духовности, есть зло, которое имманентно порождает насилие. Задача человека - бороться со злом всеми силами своего духа, главной из которой должна быть «волевая сила».

2. Основной проблематикой, раскрывающей суть военно-философского наследия русского зарубежья, являются: анализ и переоценка сущности войны и вооруженного насилия, тема места и роли воинского сословия в судьбах Отечества, духовно-нравственные качества воинства и воинского служения; образ армии России и способы её комплектования; изменение форм и методов ведения войны; увеличение пространств ведения боевых действий как следствие новых вызовов и угроз России в военной сфере; духовное воспитание военнослужащих и др.

Военно-философские воззрения русского зарубежья представляют собой совокупность взглядов, подходов, трактовок вопросов генезиса, сущности, содержания, структуры, тенденций и закономерностей функционирования и развития военной сферы общества, а также армии, как целостного образования и подсистемы государства.

По содержанию военно-философская мысль русского зарубежья представлена совокупностью взглядов на сущность войны, ее причинную обусловленность и цели; на соотношение войны и мира в социальной практике общества; зависимость войны от политики, стратегии от политики; места и роли армии в структуре общества; взглядов на общие принципы комплектования и организацию армии.

Война в русском зарубежье объявлялась закономерной результирующей насилия, воздействие которого на политику прослеживается на протяжении всей истории развития общества. Насилие же детерминировано биологической природой человека, стремлением различных людей удовлетворить свои потребности и интересы. Источниками войны выступают многочислен - ные факторы социальной жизни: политические, экономические, геополитические, национально-психологические.

По своему влиянию на ход общественного развития война - противоречивое, но вместе с тем и взаимодополняемое сочетание разрушительного воздействия и прогрессивного начала. В трудах мыслителей русского зарубежья война рассматривается и средством сплочения нации.

Социальный характер войны включает ее оценку с национально-патриотических позиций. Справедливость или несправедливость войны определяется степенью близости достижения главной цели — реализации «русской идеи». При этом авторы русского зарубежья призывают руководствоваться не интересами какого-то класса или социальной группы, а интересами всего государства. Смысл войны, по взглядам авторов русского зарубежья, состоит в обеспечении свободы и независимости России, утверждении ее мессианской роли для сохранения мира.

Военно-философские взгляды русского зарубежья по вопросам классификации войн в традициях классической и неклассической науки осуществлялись на разнообразии мировоззренческих оснований.

3. Военно-философские идеи русского зарубежья под влиянием изменений мировой военно-политической обстановки активно эволюционировали по следующим направлениям: нравственное и мировоззренческое изменение оценок характера грядущей войны, места и роли в этой войне русского зарубежья и Советской России (Н.А. Бердяев); переход от классической военно-политической трактовки войны к неклассической, выраженной в форме духовно-информационного противоборства (Е.Э. Месснер); движение мысли от анализа отдельных аспектов войны к осознанию необходимости создания комплексного системного учения о войне (Н.Н. Головин) и др.

Наиболее значимыми для мыслителей русского зарубежья являлось осмысление характера и особенностей современных войн и размышления об исторических судьбах армии (на фоне воспоминаний о ее былом величии, славном прошлом, осмысления проблем дня сегодняшнего и видения проектов будущего). В среде военных теоретиков русского зарубежья большой интерес вызывала идея создания общей теории войны, выявление ее законов, взаимосвязей между войной и миром.

Предметом особого интереса была история русской армии. Героические подвиги и гибель могучей армии огромной империи в Первой мировой войне, поражение белого движения будоражили чувства и разум всех, кто служил верой и правдой, а потом оказался на чужбине. В работах военных теоретиков русского зарубежья вскрываются истоки этой трагедии, главные и сопутствующие причины. Для современной России многие работы на эту тему представляют не только исторический интерес. Они особенно актуальны в нынешней ситуации, когда Российская армия переживает трудные времена становления ее «нового облика».

4. Воздействие военно-философских идей русского зарубежья на со временную российскую мысль необходимо обозначить по следующим направлениям: военно-теоретическое (осмысление военно- философского наследия русского зарубежья по отдельным проблемам и персоналиям в рамках деятельности Российского военного сборника, Военно-философского общества, Института военной истории, в создании Военно-философской энциклопедии) и военно-практическое (учет и использование оригинальных военно-философских идей русского зарубежья в военном строительстве в современной России, обретении нового облика Вооруженных сил, выявлении информационных и духовных вызовов и угроз, в военном образовании и др.)«

Вклад отечественных мыслителей русского зарубежья в развитие отечественной военно-философской мысли, заключается в том, что они попытались глубоко осмыслить войну как одну из важнейших проблем человеческого бытия. Вопросы о военном насилии, войне и армии принадлежат к числу тех вопросов, которые не поддаются окончательному решению, несмотря на кажущуюся простоту. Интересные, порой спорные военно-философские идеи русского зарубежья, которые долгое время оставались невостребованными, необходимо включить в общую историю отечественной философии.

Многие военно-фршософские труды авторов русского зарубежья, могут пополнить военно-философское наследие России. Сегодня имена этих людей и их идеи, опыт важно использовать для формирования духовности военнослужащих российской армии.

Научно-теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования рассмотренных положений и полученных выводов для углубления и совершенствования знаний об истоках и факторах зарождения и основном содержании военно-философских воззрений мыслителей русского зарубежья и самой отечественной военно-философской мысли как элемента русской духовной культуры.

Они могут способствовать успешному проведению обобщающих исследований в истории русской философии, в конкретизации места и роли военно-философской проблематики в творчестве ее представителей. В ходе диссертационного исследования выявлены проблемы, которые могут быть соотнесены с предметной сферой иных исследовательских проектов.

Положения и выводы диссертации могут использоваться в качестве теоретических и методологических оснований новых исследований в истории русской военно-философской мысли. Представляется, что нуждаются в специальном историко-философском изучении на уровне диссертационных исследований военно-философские воззрения Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Ф.А. Степуна, Л.П. Карсавина, А.К. Баиова, А.В. Геруа, Н.Н. Головина, А.И. Деникина, А.А. Керсновского и Е.Э. Месснера.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностями использования его результатов, прежде всего в научном и учебно-педагогическом процессах. Данное диссертационное исследование может послужить предпосылкой для осмысления военно-философских проблем строительства современных Вооруженных Сил РФ и других силовых структур России, в этих целях необходимо:

Продолжить научные исследования по онтологическому, историко-философскому и социально-философскому анализу военно-философской мысли русского зарубежья. Особое внимание следует обратить на методологические принципы и основания при исследовании военно-философской проблематики в философии русского зарубежья в тесной взаимосвязи с историко-философским наследием мыслителей прошлого.

Ограниченный временной интервал исследования и большое количество источников потребовали, с одной стороны, общего рассмотрения военно-философских воззрений русского зарубежья, а с другой - выявление типичного в их многообразных подходах в философском осмыслении военного насилия, войны и армии.

В разрешении подобного противоречия может помочь исследование подходов к пониманию войны, с выделением различий этой формы проявления вооруженного насилия. Значительную роль в этом сыграло бы издание коллективной монографии, например, под названием «Философское наследие отечественных мыслителей о войне, армии и воинском долге». Одну из глав этой работы целесообразно было бы посвятить освящению военно-философских взглядов русского зарубежья.

3. Предусмотреть в учебной программе курса философии воен ных ВУЗов тему, отражающую содержание этапов развития отечественной военно-философской мысли (в том числе и русского зарубежья) по проблеме осмысления военного насилия, войны и армии.

В системе общественно-государственной подготовки офицеров Вооруженных сил РФ и внутренних войск МВД РФ ввести тему, посвященную раскрытия содержания отечественной военно-философской мыли (в том числе и русского зарубежья).

Шире вводить в практику преподавания истории философии анализ первоисточников, аутентичных военно-философских текстов отечественных мыслителей (в том числе и русского зарубежья).

Материалы диссертационного исследования, теоретические выводы и авторские обобщения использовались при проведении учебных занятий с курсантами и слушателями Военного университета, излагались в научных сообщениях на научных и научно-практических конференциях, на заседании кафедры философии и религиоведения Военного университета.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях: Научные статьи, опубликованные в журналах, входящих в перечень ВАК

1. Манеев КВ. Философские идеи о войне и армии в творческом насле дии русской эмиграции первой половины XX века // Вестник МГОУ. Сер. Фи лософские науки. М.: изд-во МГОУ, 2010. Вып. № 4-5. С. 127-138 - 1,0 п.л.

Публикации в других научных изданиях

Манеев КВ. Военно-философские идеи в творческом наследии русской эмиграции первой волны // Сборник научных статей. М.: ВУ. 2009. Вып. №18.4. 1.С. 197-221-1,1 п.л.

Манеев КВ. Философская мысль русского зарубежья первой половины XX века о войне, армии и воинском долге // Сборник научных статей адъюнктов, аспирантов и соискателей Новосибирского ВВКУ. Новосибирск, 2011.-0,6 п.л.

Общий объем по теме исследования составил 2,7 печатных листа.

Социально-исторические условия и идейно-теоретические предпосылки формирования военно-философских взглядов русского зарубежья

Все более заметным и примечательным явлением духовной жизни России становится возвращение к многоплановому наследию культуры прошлых поколений. И этот процесс стимулирован не только объективной логикой культурно-исторического процесса, сколько в возникновении необходимости восполнить выпавший пробел в преемственности развития отечественной философской мысли. Социально-политические процессы, протекающие в современной России, особенно те из них, которые связаны с определяющими критериями ее военно-силовой составляющей, настоятельно требуют своего качественного осмысления.

Проходящая сегодня неоднозначно оцениваемая реформа Вооруженных Сил Российской Федерации, названные противоречивым и расплывчатым сочетанием - «формированием их нового перспективного облика», обратила внимание научного сообщества России на исторические философско-теоретические разработки отечественной мысли: предреволюционной России, советского опыта и русского зарубежья. Хотя зачастую военно-философские воззрения оказывались противоположными. Научное изучение социального характера военно-философских вопросов прошлого способствуют выяснению роли военного насилия, войн и армии в истории России и социокультурном развитии российского общества.

При этом долгое время фундаментального, цельного и системного философского исследования по военно-философской проблематики русского зарубежья не проводилось. Генерал Н.Н. Головин, как один военных теоретиков русского зарубежья исследуя военно-философскую проблематику первой половины XX века, так охарактеризовал мало последовательностью вопросов связанных с военным насилием, войны и армии в рамках науки о войне: «Всем известно, что науки, изучающие явления социальной жизни, нахо дятся в начальной стадии своего развития; еще в большей степени это верно в отношении науки о войне, так как из всех явлений социальной жизни война является наиболее сложным и многогранным»1.

Историко-философский анализ сущности вооруженного насилия, войны и армии в русской философии представляет собой важную сторону наук об обществе и человеке. В течение пяти тысяч лет мировой истории произошло около пятнадцати тысяч войн и военных конфликтов. В период с конца XIX века до начала Первой мировой войны происходило в среднем по два вооруженных конфликта в год. За двадцать лет от Первой до Второй мировых войн уже по четыре. Войны требовали максимальной отдачи от науки, культуры, искусства, литературы, духовных сил народа, а самое главное — жизни многих миллионов соотечественников. Чтобы представить себе цену пережитых Россией войн, никогда не следует забывать, что в них в общей сложности погибло примерно 100 млн. соотечественников и в несколько раз больше было раненых и искалеченных".

Характеризуя сущность войны, как социально-политического явления, мыслители русского зарубежья пытались рассмотреть и ее нравственные проблемы. Является ли она абсолютным злом, или же ее последствия могут быть благими? Как разрешить основное нравственное противоречие войны, когда сталкиваются необходимость убивать с абсолютным моральным запретом убийства? Как совместить гуманистический пафос нашей эпохи с тем фактом, что войны продолжаются и становятся все более жестокими? Все эти и другие нравственные проблемы войны пытались рассмотреть такие выдающиеся мыслители русского зарубежья, как Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев, Ф.А. Степун, В.В. Зеньковский, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, Н.Н. Головин, А.В. Геруа, А.К. Баиов, А.А. Керсновский, Е.Э. Месснер и др.

Понимая, какое практическое значение играет армия в условиях протекания социальных противоречий в мире философы и военные теоретике русского зарубежья подчеркивали необходимость соотношения требований со- временной войны к реалиям воинской службы, к системе комплектования, подготовки и воспитания армии, к духовно-нравственным нормам отношения военнослужащих между собой и к своим обязанностям, к определению кодекса офицерской чести и к порядку использования Вооруженных Сил в интересах страны.

Все вышеперечисленные проблемы, рассмотренные в трудах мыслителей русского зарубежья, актуальны и сегодня. Их исследование позволит качественно осмыслить современные процессы преобразования Вооруженных Сил РФ и участия России в предотвращении войн и установлении мира.

Следует отметить, что фундаментального философского исследования воззрений русской воєнно-философ ской мысли и конечно военно-философской мысли русского зарубежья на армию и военные проблемы государства в отечественной научной мысли не проводилось. Поэтому, обращение к мыслителям русского зарубежья будет актуальным для нашего времени.

Русская эмиграция в первые два десятилетия XX века формировалась в эпоху великих мировых миграционных потоков. Мотивы, причины и характер этих перемещений были весьма разнообразны. Здесь и стремление к улучшению своего материального положения, выгодные деловые предложения, получение образования и т.п. Но другой характер носила русская эмиграция в 1920-1940-е гг. Она была обусловлена Февральской и Октябрьскими революциями 1917 г. и Гражданской войной 1918-1921 гг., а также теми политическими и социальными катаклизмами, которые были вызваны данными историческими событиями. Именно, эта эмиграционная волна сформировала такое социальное явление, как русское зарубежье . В мировой истории нет подобного по своей численности и культурному значению явления, которое могло бы сравниться с русским зарубежьем"". Волна русской эмиграции формировалась более десятилетия. Только в 1920-1240 гг. она исчислялась 9-10 млн. человек (90-95% составляли русские) . В числе русской эмиграции за пределами России в начале 1920-х годов оказалось общей сложностью более 300 тысяч бывших солдат и офицеров дореволюционной армии". Следует отметить, что в среде русского зарубежья выделялась значительная.прослойка интеллигенции, в которой Н.А. Бердяев видел особое, лишь для России характерное, духовно-социальное образование, целиком увлеченное идеями и готовое во имя своих идей идти в тюрьму, на каторгу и казнь. При этом мыслитель подчеркивал, что интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в будущем, а иногда - в прошедшем . А, по мнению И.А. Ильина, эмигрировавшей русской интеллигенции были присущи не изжиты все недуги былой общественности: это беспочвенное и безыдейное важничанье, это осторожное, «нерискующее» честолюбие, это сочетание выжидающей пассивности с максимальными претензиями, политиканствующая ложь, интрига и клевета4.

Содержание военно-философских взглядов русского зарубежья первой половины XX века

Сегодня проявление интереса к своей истории и культуре, в том числе, и к военно-философским идеям российской эмиграции 1920-1940-х годов, явилось фактором переоценки современностью отечественного культурного наследия. Данный опыт дает возможность использовать этот богатый интеллектуальный материал при строительстве и реформе государственных институтов современной России. Это касается, в первую очередь, вопросов реформы и строительства Вооруженных Сил государства, предназначенных обеспечить территориальную целостность и независимость страны.

Характеризуя противоречивое мировоззрение русского зарубежья того времени, можно привести слова Н.А. Бердяева о том, что в интеллигенции «происходили бурные и быстрые переходы от марксизма к идеализму, от идеализма к православию, от эстетизма и декадентства к мистике и религии, от материализма и позитивизма к метафизике и мистичному мироощущению. Веяние духа пронеслось над всем миром в начале ХХ-го столетия»1. Только такая катастрофа, как первая мировая война, смогла «изменить и расширить сознание русского интеллигента»2.

Перед интиллегенцией русского зарубежья в военно-философской сфере возникло два понимания своих задач. С одной стороны, авторы русского зарубежья видят задачу эмиграции в превращении ее в военно-идеологический контрреволюционный лагерь. Другое понимание видит эту задачу в создании арены свободной мысли, задавленной внутри России, в творческом продолжении традиций русской духовной культуры, подвергнутой величайшим опасностям. Первое понимание — военно-социальное, сформировалось под воздействием господствующего в умах настроений белого движения и итогов гражданской войны. Оно оформилось, как способ свержения вооруженным путем установившейся власти в Советской России (СССР).

Другое понимание задачи эмиграции воспринималось, прежде всего, как духовно-культурное и выразилось в выполнении ряда функций. Первой функцией русского зарубежья было сохранение традиций России и ее национального самосознания, становление в меру возможностей как бы блоком памяти своей нации. Эту роль на чужбине в узком смысле выполняла Православная церковь, множество приходских школ и культурных центров. В широком смысле - это эмигрантская литература, давшая множество исследовний, мемуаров и художественных произведений, в том числе, и по военно-филосовской проблематике. Наряду с русской классикой многие издания русского зарубежья запечатлели утраченую российскую дореволюционную цивилизацию и сохранили ее духовные ценности в надежде, что они когда-нибудь пригодятся будущей России.

Вторая функция русского зарубежья, в выполнении которой участвовали более узкие круги, заключалась в непосредственной помощи тем силам на родине, которые сопротивлялись установишемуся режиму в России (СССР), отставивая традиционные нравственные ценности. Это выражалось в заступничестве за преследуемых деятелей, создании им международного авторитета, в издании за рубежом их работ, в нелегальной переправке в СССР запрещенной литературы (художественной, исторической и религиозно-философской).

Третьей функцией выступило духовное осмысление революции 1917 года и всего трагического XX века во всемирном масштабе. В умах мыслителей русского зарубежья стало проявляться определенное смирение и попытка понять результаты революции, а так же тех последствий, к которым она привела. Философы и военные теоретики русского зарубежья соприкоснулась со всеми идеологиями, противоборствующими в этом столетии и познала подлинный расклад мировых сил. В обретении этого уникального опыта, применительно к мировым и российским проблемам нынешнего времени, и заключалась главная миссия русского зарубежья, определяющая ее суть. Этот опыт - самое ценное, чем русское зарубежье может быть полезно для своего народа. Более того, усвоит ли современная Россия- этот опыт, зависит и возможность ее возрождения и судьба всего мира.

Первоначальное поверхностное понимание этих задач эмиграции лишь укрепляло и поддерживало позицию пришедших к власти в России большевиков. Тем самым, создавался необходимый им дискредитирующий образ антинародного контрреволюционного буржуазного врага, которым они пугали народные массы внутри страны. И лишь постепенно в умах русской эмиграции формировалось новое представление, что возможно и в эмиграции можно развивать свободную и объективную мысль, анализировать и решать военно-философские проблемы и при этом продолжить великие традиции русской философской мысли.

В этом смысле русское зарубежье предприняло попытку перестать воспринимать себя как военно-идеологический контрреволюционный военный лагерь. При этом она признала, что сложившаяся социально-политическая ситуация в мире и России поставила перед ней новые творческие проблемы, в том числе, и по военно-философским вопросам. Мыслители русского зарубежья считали, что возникший социально-политический кризис в России может быть разрешен лишь при создании в стране духовно-нравственных и социальных условий. Только тогда, в российском обществе будет установлена истинно русская система ценностей, которая по причине революционных событий была деформирована. Данный аспект коснулся и военно-философской проблематики русского зарубежья.

Русская эмиграция принципиально не смогла быть мировоззренчески единой по причине своей социальной разнородности, идеологической несовместимости и, главное, неготовности идти на взаимные уступки для консолидации совместной деятельности по свержению власти в России (СССР). Но при всем этом, было понимание, что в своей деятельности необходимо посвятить все усилия воспитанию у молодого поколения эмиграции сознания своего духовного и социального долга перед исторической родиной1 и привлечению ее к участию в «идеологии будущей России»". При этом мыслители русского зарубежья отдельно обратили свой взор к анализу обострившихся вопросов военно-философской проблематики. Вопрос о войне, её происхождении, историческом предназначении стал одним из центральных предметов исследований в творчестве научной интеллигенции русского зарубежья. Мыслители в своих произведениях не только трактуют своё понимание- войны, но и чётко аргументируют свою точку зрения.

Свои военно-философские концепции философы русского зарубежья строили на последовательных и взаимосвязанных принципах. Во-первых, это сохранение и преумножение традиций русской военной системы. Во-вторых, это осознание ошибок и промахов старой военной системы России и извлечение уроков из опыта последних войн; предварительное определение осно-вопологаюших идей и путей устройства будущих российских Вооруженных Сил, основанной на военно-философском анализе и проработке теорий ведения современной войны. В-третьих, это поиск оптимальной и современной системы подготовки офицерских кадров для «будущей России». Мыслители русского зарубежья верили в пользу своего духовного опыта для развития русского военного искусства в грядущем3.

Место и роль военно-философских идей русского зарубежья

Русское зарубежье в своем классическом периоде имела относительно недолгую- историю. Масштабность и многоплановость решаемых военно-философским направлением задач, внутренняя» напряженность, большое количество молодых, ярких разносторонне развитых участников, широкая полемика и шквал критики в свой адрес и со стороны советской России - все это послужило на протяжении XX века причинами малоразработан ности и невостребованности на Родине военно-философских идей русского зарубежья. Военно-философская и военно-теоретическая проблематика поднимаемая русским зарубежьем по своему чрезвычайно обширному содержанию и по актуальности привлекает в последнее время все большее внимание широкой общественности и специалистов. Можно смело сказать, что начиная со второй половины 1980-х годов отечественная история философии, прямо или опосредованно относящаяся к истории русской эмиграции, традиционно занимает одно из первых мест. Военно-философские концепции «зарубежной России» в сочетании со здоровыми государственно-патриотическими идеями российской эмиграции может и должно быть использовано в деле духовного становления Вооруженных Сил современной России.

Крутой поворот к военно-философской проблематике русского зарубежья в научных исследованиях понятен и объясним, так как долго по идеологическим причинам этот пласт военно-философских идей был закрыт для абсолютного большинства читателей. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками процесса восстановления исторического прошлого страны в его подлинной сложности и многообразии. Теперь мало у кого вызывает сомнение, что русское зарубежье, сформировавшееся в основном в послереволюционный период, является органической частью российской истории ХХ-го века. Духовное развитие современной России невозможно без возвращения на Родину богатейших и разнообразных культурных ценностей, сохраненных и развитых нашими соотечественниками в эмиграции, без их интеграции в современную российскую- культуру. Естественен и понятен факт появления множества публикаций трудов русских эмигрантов, как и выход в свет целого ряда статей и книг о русском зарубежье, сделавших эту тему одной из наиболее актуальных и востребованных сегодня.

Но очевидно и другое: хотя исследования военно-философской тематики русского зарубежья после затянувшегося «романтического периода» первого узнавания и начинают, по мнению таких ученых, как А.И. Дырин, И.А. Дырин, И.В. Домнин, А.Е Савинкин, А.А. Корольков, А.Г. Соколов и других, постепенно приобретать «более серьезный характер научного познания и научного изучения»1, хотя научно-исследовательская работа в этой области уже ведется, но строго объективный и, главное, комплексный анализ военно-философского наследия русского зарубежья пока остается нерешенной задачей. Назрела необходимость этапных систематических исследований, каждое из которых, как справедливо считает большинство специалистов, будет способствовать достижению полнокровного и полномасштабного изучения «зарубежной России» для решения задач сегодняшнего и завтрашнего дня.

Объективный и взвешенный анализ военно-философской мысли русских эмигрантов важен во многих отношениях. Он позволит по-новому подойти и переосмыслить длительное время господствовавшие в советской литературе односторонне негативные характеристики идейного и теоретического наследия русских мыслителей за рубежом, их взглядов и возможности полноценного осмысления сущности войны. Задача видится, прежде всего, в том, чтобы сделать достоянием широкой общественности все богатство военно-философских идей и идеологических установок русской эмиграции и реально оценить значение ее вклада в развитие отечественной военно-философской-мысли ХХ-го века.

Но научная и строго объективная оценка военно-философских и военно-теоретических взглядов и воззрений русских эмигрантов на фундаментальные проблемы войны и армии, порожденные историческим опытом мировой войны и российской революции 1917 года, важна не только и даже не столько сама по себе как историографический факт. Изучение политического и философского наследия русского зарубежья необходимо, прежде всего, с точки зрения современных проблем военного развития России. В переломное время, которое- вновь переживает наша российская история, обостренно встают вопросы на проблемы возрождения и самого будущего российской государственности и ее Вооруженных Сил и военной безопасности. Реальности и условия современного этапа в развитии армии и флота России корреспондируются с драматизмом явлений и событий, которым был отмечен весь ход российской истории. Это необходимо сделать для сравнительного анализа: крушение прежней государственности, прежних институтов власти (армии и флота), рождение новой системы, неизбежно усиливающие конфликтность общественного сознания в условиях распада традиционных ценностей и сопровождающиеся мучительными и непредсказуемыми издержками для основной массы населения.

В такие моменты общество всегда обращается назад — к своему прошлому, стремясь подтвердить проводимые военные преобразования авторитетом традиций, найти оптимальные пути развития Вооруженных Сил России. Поэтому понятно острое внимание современников к событиям недавней российской истории, как понятен интерес к интеллектуальному наследию и политическому опыту наиболее просвещенных представителей русского зарубежья, сыгравших, как теперь уже становится очевидным, выдающуюся роль в истории России, да и мира в целом.

Идеи и теории по вопросам войны и армии русских эмигрантов имеют принципиально важное значение для национального самосознания, для осмысления исторического пути России и будущего ее Вооруженных Сил. Тогда, как и сегодня, искали смысла в понимании и предназначения русской армии в истории, ее роли и места в России. Можно утверждать, что и сами философские дискуссии об истоках и смысле войны, в которых принимала участие русская эмиграция, несмотря на их остроту и злободневность, являлись в идейной жизни русских изгнанников в значительной мере частными по сравнению с такими важными для русского сознания проблемами, как проблема общего и особенного в историческом развитии России, проблем смысла бытия российского государства. Тем ценнее может оказаться ознакомление с военно-философским наследием эмиграции, творческие изыскания которой во многом созвучны сегодняшним изысканиям думающей части русского народа.

Похожие диссертации на Военно-философские идеи русского зарубежья первой половины XX века