Введение к работе
Актуальность теми исследования,. Марксизм, возникший и оуср-їявшийся в XIX ввкэ как новое революционное мировоззрение, стал одним из тех научннх направлений, которые сыграли решающую роль в определении характера и перспектив развития чэловеческтза в Л. столетий. 7ге один тот факт, что с момента сб^зго возникновения учение !ї!арнса вызывало ожесточенные споры, которые не просто но утихают в настоящее время, но, наоборот9 разгораются с ощо больЕвй силой, говори? о тог.!,, что оно не только затронуло то проблбїяі, которые вилнозеїла к і7>здолжакт золнот?"?ь человечество» ::о п предложило своз собственное решение зтах проблей» значительно стлячашвося от гпох предадуачх.
С сопалеігїем пріходится констатировать, что ссылки кг. произведения Маркса и Энгельса зачастую продстазллг-г собо." лзгъ даль советской философской традиции г. но свидлатаетвуот о глу-йоасм системном изучении адей основополслащпов марксизма в ума- ' гсіп прякклть эга пдзз з процессе анализа лстсричэскс" деист їпїєльностн. Обр&щенио я существующей мзрксоввдЧі'.снс?. ллтера-уууэ показывает, что изучение талого йундаментаглюго вопроса, я ел специфика Марнсова п~ямчания сознания, т ик-эот достаточно сбобсшписс п-гяоегных исследований, которые би непосредственно па матерзалв работ самого Маркса отобраг.ха еср спаца-фаиу становления диалсг.гллс-"атарааллстлчег«-:ого поюн'гсы соэ-наггдя. Зтот вопрос, особенно в настолпоо вре?.ія5 заслуживает того, чтеба па него обратили пристальное вчякаїпе. Бєсї-'л ядту-альнаа являются сейчас такие направления, разработка которая епособстзоз&та бы решения» Философских дроблен, засадаияоя перспектив разгсі'гя общества, его позначна п самопознания. С эта-
- г -
на проблемами тесно связан вопрос о даалектг-ко-материаяиста-чэоном понимании сознания.
Взаимодействие общественного бятия и общественного сознания, динамика сложных социально-психических процессов достаточно глубоко а своеобразно раскрываются в трудах Маркса. Его взгляды на природу и сущность человеческого сознания гораздо сложнее в богаче, чей их изложение значительной частью исследователей .'Ларксова наследил. Можно сказать, что прн шлющемся достаточно бельком объема литературы, трактувдей понимание создания в марксизме, практически нет работ, представляющих детальное в систематическое исследоваїше того, как понимал природу и характер сознания в своих работах сам Маркс. Несомненно к то, что предъявлявшиеся Марксу как раньше, так і особенно d нинеснов вромл упрокл в упрощенном поюшании соаш гая во кногом обусловлены тем, что в достаточной доре вся от здфина Мархсовах взглядов на этот предмет и условия становло-кия этих взглядов не отражены в систематическом и полном азлі яанпи. Попытка представить такое изложение ыогат иметь опреда ленную ценность как углубление и дополнение мархсоведческой традиция, как средство ответной критики на необоснованные е неточные интерпретация .Маркса и как исследование по проблемо сознания, являющейся одним из наиболее активно обсуждаемых Еопросоз в историко-философской области. Актуальность ксслад вания имеет также определенный социально-полатичесицй аспект паключаюсайел в тоа, что работа приобретает позитивный задн* ный смысл по отнононея к теоретическому наследию Маркса в с? цащейоя атмосфере враждебного отношения к марксизму. Нагата ЕИСТСХИ9 тенденции в общественном сознании, направленные но
гіарксастскую теорию, свя.аны во многом с упрощении:.* толкованием Маркса. Исследование же проблэкш сознания во всей ее полноте а сложности непосредственно на материале Марксова наследия является противопоставлением тем нктарпре?й'.тяя>і, которые нсяа-яаат подлинное содержание трудов Маркса.
Цель и задачи ясслодовацяя, В диссертсотонной работе со-йорзатея попытка проанализировать становление я развитие марксистского понимания сознания на прч?лорэ работ /Маркса периода формирования марксизма.,, а такжэ выявить и показать теснув связь нсгсрлзо-ыатарналястической ионгуїпцнв. обиоства и горксистскоЗ концепцаа сознания. Иннші словакав в работе будет проаналязз-ровапа Марксова теоряя сознакяя с позкгяй соотнесенности с тй Карзсовоп таорші обнэстЕзнкого развития. Под тряиц углом зрения рассмотрел парЕод фориироваїшя мзрксазьм, то ост:, период, когда Сияя, в делом сформулированы основино положення карксчетекей Ф-?-лэсефтд, а проголодало «тзнозлзнзэ снст<жы Т9ср-::ятоскн>: воззрения Шряса а Энгельса, центром которой является теория об-ееотввиЕОго развития, а одним аз ваяагайзих пагокеннй - маря-спстепоо, то SsjTb дазлоятняо-матвряалистлпаскоэ понимание соз-нанзя, развитие и стапстланиэ которого еетт- косгъбмлемая часть формирования везй елсте'/а марясчетсчого научного знанмя.
Б райотэ показало, что развитие взглядов с--ого М?ркса цло чероз раярекзгас опредчлзннкх Пм?: звере ч^?» в огу асг.одкнх Ф?лосо$-спйг. її мпрогозгреглвенчх Еосіязаг. І'ояаю вн^олять, по крайней мери, два группу так юс протаворвчза. ІТчрвая - зто ппо~ тяворетл кзяду п,~еас.с7ичвскиот, 2длозгр,">лч! ггредсгавлсішят об общество, которип х5шл. xapar.vipmi для Маркса з начало его ядзЛяой'а твсрчэсксП ззолюкая, я осознатпбк' нззехазадлявого,
эксплуататорского характера отого общества и, следовательно, возникающей потребностью его преобразования. Другая группа противоречий характеризует проблемы философской теории сознания как таковой. К ней относится, например, противоречие между убеждением об объективно?.: содержании сознания, с одной стороны» п признанном иллвзорніїми существующих представлений об обществе я своел1 подлинном мосте в нем, с другой.
Такт.; образом, целью работа является исследование наиболее существенных моментов в изложении Уіарксова понимания сознания з соотнесенности со всей теоретической системой марксизма з выявление тесной связи между марксистской теорией общественного развития и марксистской концепцией сознания. Дзл этого необходимо решить следуювде задача:
выявить сущность Марксова понимания сознания;
проследить, как изменялось и развивалось ліарксово понимание сознания в ходе его духовной эволюции в период формирования марксизма а выяснить причины а закономерности этого развитая;
определить место и роль Марксовой концепция сознания в системе его философского мировоззрения;
показать связь принципа диалектико-материалистического понимания созналиі с принципом материалистического понимания
ИСТОрЗЕ.
Говоря о степени разработанности тематики, следует отметить, что проблеме сознания посвящено огромное количество работ как в советской, так п в зарубежной философской литературе. Массив работ, посвященных Марксу очень велик, но проблемы сознания у Маркса, того, как она непосредственно раскрывается в содержании его работ, касаются пемногго авторы. Нам неизвестно
ші одной работы, цэликом аосвяшенноЯ этой текэ, п которой би путем Т'датэльного текстуального анализа реконструировалось Марк-сово понимание сознания как целостная аонцзшоя. Но й той кла иной степени этой темы коснулась илогна исслэдов&тэлг з затш-спкоста от поставленных задач и принципа азложвнля материала.
Во-первых, есть работы, в которых рассматриваются опрвде-лвнныэ пвряодк становленні марксизма, а, следовательно, проблема сознания излагается а понтепсто исторического развития марксистской философа в процессе облого анализа трудоз Маркса я ах хронологическом псрядг.е. К тез»? >:отло отнчетч работи' ОЛзермана Т.Н., Лапина Н.И., Малитакa R,A., Кіняару.-.а В.И., Орудгэва З.М. а многие друтас. Ео-вторызс, .'.мэстся работы, рсо-сматрііЕаюшаз решенпв Млрксои опре дел (nana, пройлэм ка протявкал вечй ого творческой достэлыгасгя жСз в отдэлькых грудах. Одіш из этлх работ !:эпосро;,етг-онко пос!ілд?"л проблоу> 'Л-.ркоо?„.і зоі;2.члея еозпгаая, другао -'атрагг.вйют :,а в овяг:; о росакясм wis задач» К такпч работай относятся, например рпбэтн Порского И,С,, :-h.M.4pr,crn::i-Ti '!,!'., 1!а"-\сар-?.!Г< ?.Г.- Гйбо A.A.f !*ip~ кусга Д., ІуДва^а П.К» а другдх,
Работч советских алософсп о стансЕлзклд л разгптм иерп-слстсдсл коїщепе-іа созыанг.т, uocormeu:iot зяслу^Езз? прлсталь-пого в»г*.'.;згая. По в то у> прзчя, гнала»,/! npol-auy оозіганггл п кзраензт, соготспао автора гатастуз из гьпеодк:- за прэдолц этой прсблота с излг-я радомограг-ггп: go о nortnnfl ггарасаст-сзо5 фалосо$сг.ой системы в цэтеа, 2 еодораисіе их рабо? сгр^пз чзвз^тея прзкпуь.эстзег.чо разл^чтп^з астшдтгмз карзсисгсясЗ zcv.-цешда сознанял.
ІГдрояо зззэстка философские работы Лапипа Я.И., Кузьмина В.П.,
- б -
б которнх осуществляете;', системный подход к анализу марксистского философского знаішя. Более того, s совотской философской литературе есть опыт изложения отдельных продлеы с точка зреная их маета в философской система марксизма. Примером могет послужить :;шіга Шлроградского В.И. "Диалектика становления философской системы марксизма", где прослеживается диалектика становления идеи революционной практики преобразования общества а формирования основных частей марксистской философской системы.
Целесообразность системного подхода несомненна а состоит в том, чтобы, изучав сущность и взаимосвязи различия чаотеЗ марксистской теория, добиться кан можно более полного понимания внутренней динамики развзтня марксизма. В русло этого направления осуществляется исследование в предлагаемой дассерта-ісш, где путем системного подхода к анализу теоретической структури марксистского мировоззрения выявляется место н роль в нем принципа диадэктико-матераалястЕчесиого понимания сознания к прослеживается становление и развитие этого принципа в пройэвздениях .'Маркса периода формирования марксизма.
Наряду с системным подходе*.; методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма, в иоторше разработаны диалвктиао-матвраалистичэсЕиа подход к оценке научных теорий, к анализу общественно-исторического развития р. принцип дналектшю-маториалистпческого понимания сознания. Само это исследование выполнялось как гграмеяэнао марксистских требований к пониманию теории по отиошенг.ы я наследи» самого Маркса. В диссертации применяются результаты, достигнутые советскими философами в разработге даалептико-матераалистичоскоЭ концепции сознания. Автор опирается на методологические указа-
еля, содержащийся в работа:: таких исследователей, каи Ойзор-ксл Т.П., Богомолов Л.С, Лапин Н.И., Багатурия Г.А., Кузьмин В.ІЇ. а др«
Научная новизна данной работ» зяилвчаэтся в том, что сна представляет собой исследование t. где дай столь подробіпй сис-темаїзчзскчй анализ Марнсоса покиманпя созгшпя на раннем эта-пч его творческого развития. Достигнуто бслез гчубоноо поіпіла-ііЕо внутренней дшогикя развития взглядов f.'oiодогс "аркеа. Ряд выводов, относящихся к таким зннчдтелкшм работа;,?, код "Зг.ономпчоско-фалоео^юкио рукописи" 1844 года, "Немоцчая идеология" нооііТ оригвлальннЯ характер е д/аэт 5олг>э точлоз ир-эд-Сїавлеігао о взглядах Г&ряся в цэлсм.
Научно-практическое значение ря.ботк. Матер;'".те ,",чзср'-?а-ГОГ! могут быть попользовали прз разработке к лзучз:кіИ тляях нал-раггвнпЯ современного г.ирксовэдэнкя, кал анализ структури философской сястегл? марг.сп?г:з, стаіі.-влвіио Марксо?ой кониопитг соз-яад::я п формирован::1.? принципа материал.:^ мческого г.лпг.юлд;." де-торгл. Содаряанпп дзтеертзцдл, сдвланннэ в ноЛ выводи ::огу? послужить матврдалс:? ч разработав у^-эбпкг. яурсс.з по темам, сря-гайнуй с формированием клргеизка и пониманием узнаки;: в различиях философски:: столах. Диссертация орявнтйруе*! на продол-еопяо пзучзпдя тгорчоского наследия ос.;эвополохя''.::оа кярнсг.зма.
Апробация рабогч. Основные положения диссертационного исследования обоуядэлиоь на аспирантском семинарэ под руководством г.ф.н. Петренко ЕЛ.,; была излокечч в докллдэ ла заседании йафодріі" истории марксистско-ленинской философия фп^ософеного факультета МГУ; опубликованы в яачестг"5 тезисов выступления па конференции молоднх учэних в Упгородскоя государственно;?
университете; освещаются в двух статьях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории марксистско-ленинской философии философского факультета МГУ 13 ноября 1990 года п рекомендована к защите.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, эахлачетш и списка литературы. Хотя отсутствует единое основание, по которому выделены главы, такое доле-ііі;з представляется целесообразным, поскольку первая глава является автономным разделом, имевшим особое методологическое значение, а последующие две главы отражают два важнейших этапа а идэКнсЛ эволюция Маркса периода формирования марксизма.