Введение к работе
Актуальность исследования. Коренные общественно-эконсиычас кие а социальные преобразования в Республике Узбекистан, осл^х-д-. ляемыэ в контексте последовательной реализации независимости и самостоятельного разеигня, сопровождаются процессом иацшхилыим. возрождения и коренныы духовным обновлением всего обиества.
Ваянный источниками и компонентами высокой духовности выот/ -пают уходящая своими корнями в далекое прошлое общественно- І.ч/.о соусная мысль и религиозное самосознание как факторы духоЕПО-нравстзенного формирования человека. Характеризуя эти cjaKV.-pu, Президент/ Республики Узбекистан И.А.Каримов, в частности, отмєіиі. "Государство, которое мы строим, долано быть основано на кеиг.ъ.в тете нашего народа, для которого характерна высокая духовності., стременне к просвещенности, образованности, справедливости, м многом эти черты сформировались под воздействием философии JOCTO ка, <}илосоЗии просвещенного ислама, в развитие которых узбекскгы народ внес неоценимый, всеми признанный вклад".
Следует отметить, что на этот аспект концептуального осі.ні;т.. ния взаимосвязи ллосоии и религиозно-философской мысли ук:13><ы; в далеком прошлом великий мыслитель Востока, выходец из Средней Азии Абу Иаср Фараби, который имея в виду подлинные, истин-ие -;-, лософив и религию писал, что "они обе объясняют конечную исч) существования человека, а именно достижение предельного счасіля"*1, В данной случае их единая цель связана прежде всего с духовно-нравственными проблемами, вопросами формирования морального оо.,'ч ка человека, приобщения к традиционным ценностям.
Особое значение обретают те аспекты духовного наследил, .;uv, рые в недавнем прошлом в условиях господства догматической /д.іолі гии в республиках бывшего Союза оказались искаженными либо і ;.е данными забвению, в частности, проблемы интеграции религиозно-нравственных ценностей в Зилософско-Ь'ировоззренчоские систем* мыслителей мусульманского Востока.
Каримов К.А. Основные принципы общественно-политического и ли. комического развития Узбекистана. Доклад на Первой сессии 11 л»- :": Мажлиса Республики Узбекистан // Ііародное слово, 24 феврал». 1995 Г.
Аль-4араби. О достижении счастья. // Соцнально-атичрикие гі-.м. таты. -Алма-Ата: Наука, 1973. - С.ЗЗЬ.
Большой интерес в атом отношения представляет малоизученный асиект философского наследия Абу Басра Фараби, связанный с философ ско-мировоэзренческим освоением религиозно-нравственной проблематике, его религиозно-нравственные воззрения в целом.
Многие исследователи научного наследия Фараби отмечают его огромную значимость для дальнейшего более афективного приобие-яяя как к общечеловеческим, так к традиционным восточным духовным ценностям, в частности, народов мусульманского вероисповедания. Между тем именно эти стороны его мировоззрения оказались наименее изученными историко-философской наукой.
Все вто обусловило наш выбор темы диссертационного исследования, связанный с философехой интеграцией религиозно-нравственной проблематики как неотъемлемой частя мировоззренческой системы Фараби.
Степень разработанности проблемы. Следует прежде всего отметить, что в мировой, в том числе узбекской науке проделана огромная работа по источниковедческому анализу, переводу и публикации трудов Абу Васра Фараби, изучению его вклада в мировую науку, культуру в целом?.
В ряде изданий как зарубежных, так и узбекских ученых проводятся обзор и анализ мировой литературы по данному вопросу. Наиболее обстоятельное рассмотрение его содержится в трудах одного из первых исследователей, занимающихся специальным историко-философским изучением научного наследия Фараби,аяадеыинв М.М. Хайруплаева.
В некоторых исследованиях общемировоэзренческого содержания я конкретных аспектов философия Фараби затрагявалясь так или иначе связанные с нашей диссертационной темой проблемы соотношения философии и религии, их роли в жизни общества , этического уче-
Вваду обширности фарабиведческой литературы ее перечень приводится в библиографии данного диссертационного исследования.
ХаДруллаев U.M. Мировоззрение Фараби я его значение в истории философии.-Таякент:Фан, 1967. -С.39-88; Нарибеков К.Б. Аль-Фа-раби: Библиографический указатель. -Алма-Ата:ІІаука, 1977.
Хайруллаев М.М. Фарабя, эпоха, учение.-Ташкент.-Узбекистан, 1975; Касымханов А.Х. Абу-Наср аль-Фараби, -Иосква:Кысль, 1982; Сага-деев А.В. Учение Ибн Рушда о соотношение философии, теологии я религии я его истоки в трудах аль-Фараби //Лл-Сараби: научное твдрчоство. -Москва:Наука, 1975; Продолжение сноски на стр.6.
ішя*. социально-общественные вопросы, проблемы достижения счас-
ть** и др.
Однако до сих пор не подвергались специальному анализу воззрения Фараби на. интеграционное значение философской и религиозной проблематики а духовной жизни общества, философские.аспекти репигиозно-нрааственных воззрений Фараби, которые выступают обі-ектоы обстоятельного исследования в данной диссертационной работ.:
Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы является рассмотрение отношения Фараби к религии вообще, концептуально-методологический анализ соотношения философ на я. религии в его мировоззрении, исследование религиозно-нравственных воззрений мыслителя.
Продолжение сноски
Касымжанов А.Х. Абу-Паср аль-Фараби. -Москва:К.ысль, 1982; Садиков Р.Г. Аль-Фараби и Ибн Сина о соотношении философии и религии //Аль-Фараби я духовное інследие. Материалы к Нейду народной научно-теоретической конференции "аль-Фараби в истории наука и культуры народов Востока . -Алматы:Кайнар, 1994: Раимбекова Г.ї. О религиозно-философских взглядах аль-Фараби //Там же; Аргфхано-ва СМ. Религия в философской системе Абу Насра аль-Фараби //Теп ке; Бейсенова Г.А. Проблема взаимоотношения философии я религия в работах аль-Фараби "'ірактат о религии" а "Книга букв" // Там же; Али Хакка. Философия пророчества //Там ке; Муминов А.К. Религиозно-политические взгляды аль-Фараби /Таи же; Баходиров Р. Абу Абдуллах,, аль-Хоразмийнинг илшй-фалсафий царашлари //Узбекястон да ижтимоий-фалсафий фйкяар тарихидан. -Тошкент:Уэбекистон,19Э5; Китаб алЧ'араби ад-диішя /Китаб ал-милля ва цусус ухра. -Бейрут, 1968 (на араб, яз.); Ал-4араби. Китаб ал-хуруф. -Бейрут, 1969. (на араб, яз.) (введение); Абу-Наср ал-Фарабя. -Бейрут, IS68. (на араб, яз.) я др.
Хайруллаев М.М. Абу Наср аль-Фараби. -Косква:Наука, 1982; Джу» мабаев Ю.Д., Мамедов Ш.Ф. Из истории этических учений в Средней Азии. -Москва, 1975; їумабоев И. Урта Осие атикаси тариха очерклари. -Тошкент: Уэбекястон, 1980; Харенко Е.Д. Соцзальио-этические воззрения аль-Фараби // Аль-Фараби: научное творчество. -Косква: Наука, І97Б; Коллектив. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. -Алма-Ата: Наука, 1984; Ураз-беков А. Этика аль-Фараби Г/ Возвращение учителя. -Алма-Ата: їазуш, 1973 и др.
Хайруллаев К.Ы. К проблеме социальной утопии на Востоке //Социально-утопические идеи в Средней Азии. -Ташкент: Фан, 1933; Абдурасудов А, Социально-утопические идеи Фараби //Там же; Сй~ тыбекова С.К. Гуманизм аль-Фараби. -Алма-Ата: Наука, ІУ76; Игиатенко А.А. В поисках счастья. -Москва: Мысль, 1989; Коля-баева Т.Р. Проблема счастья в филосоіия аль-Фарабя //Аль-Фараби и духовное наследие ... -Алмати: Кайнар, 1994; Какагатава А. Проблема нравственных ценностей //Таи же, и др.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих конкретных задач:
выявление основных культурно-исторических факторов, идеіі-ішх источников формирования религиозно-этических воззрений Фараби;
философско-методологический анализ его концепции о соотношении философской и религиозной проблематики, целей философии Ц религии, их сравнительной значимости в духовной вдзни общества;
исследование философских асиектов отражения религиозно-нравственных ценностей в мировоззрении мыслителя;
рассмотрение проблемы достижения счастья как цели религиозно-философских исканий и совершенной нравственности.
Методологической основой диссертации выступает современные общеконцептуальше и проблемно-теоретические принципы исследования философской и религиозно-философской проблематики, объективно-исторический подход к историко-философскому процессу, научная трактовка соотношения религии, в частности ислама а нравственности в исторической разрезе, опыт использования наследия прошлого в современной духовной жизни, в частности, народов Центральной Азии,
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
выявлены основные факторы и идейные источники разработки философских аспектов религиозно-нравственной проблематики в ииро-воззрении Фараби;
проанализированы концептуально-методологические принципы иодхода мислителя к интерпретации соотношения философии и религии, их значения в духовной кизни рбщества и отдельной личности;
исследованы религиозно-нравственные воззрения Фараби, их значимость в духовном формировании и совершенствовании личности;
подвергнуты специальному анализу особенности его интерпретации проблемы достижения счастья как принципа интеграции философской и религиозно-нравственной проблематики, цели совершенной нравственности в целом.
Научно-практическая значимость диссертации вытекает из того, что данное исследование призвано способствовать изучению важных малоизученных аспектов мировоззрения Фараби, которые по различным причинам до сих пор' не выступали объектом специального ашли-аа, преодолению некоторых несостоятельных методологических подходи» к наследив Фараби, обусловленных господством' в недавнем прош-
7 хом догматической одностороннє классовой идеологии.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации определяется также тем, что она может способствовать использованию философского наследия в духовном формировании личности в уели виях общественно-духовного реформирования Узбекистана, вовлечении-. в этот процесс религиозно-нравственных, религиозно-философских воззрений мыслителя прошлого. Следует отметить, что изучение нас ледия Фараби может помочь делу дальнейшей всесторонней взаимной интеграции культур, в частности народов мусульманского Востока.
Результаты исследования могут быть использоваїш в вузовских курсах по истории философии, этике, спецкурсах по изучении философии Фараби, а также религиоведению.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались на I и И Республиканских научно-теоретических конференциях по актуальным проблемам философских и юридических наук, проводимых Институтом философии и права им.И.МЛ/у^инова АН РУз. Диссертация прошла апробацию на совместных заседаниях отделов истории филосо-фия и современной философии Востока и религии, а также на заседании проблемного совета по философии того же института.
Структура работы..диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.