Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы экологии в философской культуре Латинской Америки (на примере стран Индского региона) Фраксиско Хавьер, Родригес Абраам

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фраксиско Хавьер, Родригес Абраам. Проблемы экологии в философской культуре Латинской Америки (на примере стран Индского региона) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 1994.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Вопрос об актуальности темы представленной диссертации, сегодня, в сфере научной реальности обвества yse не является вопросом на мировоззренческом уровне, а безусловной стоящей уже в онтологической теме, центральной проблемой отношений "человек-природа", проблемой основополагающих принципов, на которых выстроена вся система социума. Однако, не желая нарунать традиции, несмотря на общепризнанную актуальность экологических проблем и связанных с ними, вопросов, позволим себе заметить, что в последние годы ни одна глобальная проблема современности не интересует и не занимает так сильно самых разных людей планеты, от простых граядан до государственных деятелей, как проблема экологии, й зто понятно - она наиболее наглядным образом раскрала тот опасный рубеж, которого человеческая цивилизация достигла в своей развитии. Зтот рубев - граница мегду аизнью и гибельи человечестза. При этой, ваано ответить следующее: в отличие от других проблем встававших и встаящих перед человечеством, проблемы экологии обладают принципиальным отличием. Прежде всего, экологические проблемы, по преимуществу, являются проблемами системы "человек-природа" (имея в виду еще существование системы "человек-человек"), т.е. исходным в конечной итоге при рассмотрении всей реальности социума, а следовательно они носят абсо-лнтный универсальный характер для человеческого начала на планете Земля, й второй момент, не менее ванный. - проблемы экологии обусловлены не внзвниии факторами, а внутренними причинами существования социума. Последний определяет возможность их реаения, выдвигая абсолютную необходимость рассмотрения их. исходя из философско-мировоззренческого восприятия всех явлений реальности мира.

Накануне XIX века, когда человечество достигло высочай-оего уровня развития и, казалось бы, судествушт все условия для удовлетворения перввйвих потребностей всех и какдого представителя вида Ново sapiens, перед нами открывается уяасавцая картина сегодняшней хизни: сотни тысячи умираввдх от голода людей, кровопролитные войны, смертельные, ранее

- J -

неизвестные болезни, старые к сегодня необузданные болезни, низкий уровень образования, неграмотность, агрессии одних стран против других, эксплуатация слабых стран более сильными, бездумное расточительство богатств планеты... Возникает вопрос: нецкели люди были, всегда такими агрессивными не только по отношении'друг к -другу, но и по отношению к окружающей, породившей их природной среде?

На вопрос, поставленный выие и в'ыраааюиий тревогу мно
гих современных землян относительно будущего, как настоящего
так и грядущих поколений, необходимо -найти ответ. Но для
действенно плодотворного- ответа на этот Вопрос предваритель
но необходимо дать ответ на многие частные и более конкрет
ные вопроси. С' этой: целью обратимся к конкретной культуре, в
конкретное историческое'время и из тех материалов, что нам в
настоящее время доступны и попытаемся выяснить и понять ин
тересующее нас явление. Предметом нашего анализа является
Американский континент, в частности рассмотрим два периода
из аизни индейских культур Индского региона; Первый период,
начинается с появлением первых, людей (ок. ''50 ткс. лет тому
назад) и кончается с приходом ' европейцев, конкистадоров и
колонизаторов, в конце XU - первые десятилетия Х'Л вв. Можно
сказать с почти абсолютной уверенностью.' что в этом первом
периоде -индейские народы континента прошли свой путь разви
тия в полной.изоляции от культурного влияния других цивили
заций. Vts древних охотников Палеолита, которые постепенно
населяли континент, осваивая его' многообразные ландшафты, с
непохожими друг на друга условиями возникли различные очаги
культуры, многие достигли значительных успехов в различных
областях науки, техники и искусства. Во втором периоде, на-
чало которому полоккло столкновение индейской реальности с
представителями европейских культур, в визни континента про
изошли большие изменения, в ток числе и в области отношений
"человек-общество-природа". -Последнее и есть та область и
предмет исследования, где в данном случае, нам предстоит
искать ответ на каши вопросы. ''

Цель и задачи исследования. Главной 'целью представленной работы выступает обоснование полоаения о том, что в цивилизациях многих неевропейских народов, в данном случае аборигенных народов- ймерики, содеркатся вакные для решения современных экологических проблем принципы отношений в

системе "человек-обтцество-природа".

Цель исследования определила и решение в диссертации задачи. Наиболее ванными среди них могут быть названы следующие:

- посредствен анализа различных определений понятий
"культура", "цивилизация" и понятия "экология" дать опреде
ление экологической культуры . показать его место в миро
воззренческом сознании и прежде всего в философии;

-- осуществить анализ отношений народов доколумбовой Америки к природе, обозначить место и роль этих отношений в их культуре;

выделить специфику экологического сознания доколумбо-вых цивилизаций Америки:

обозначить философский смисл отношений различных типов экологического сезнания во всемирной истории Сна примере культур Старого и Нового Света);

проанализировать современное состояние взаимодействия двух типов сознания: экологическое сознание доколумбовах ци-' вилизаний и экологическое сознание современной цивилизации:

показать значение принципов органического единства с природой доколумбовых цивилизаций Америки для ее современной культуры.

Степень разработанности проблемы. Тема эта недостаточно разработана во всех смыслах, хотя и существует много исследований о различных сторонах яизни древних культур Нового Света и о современных индейских народах. В русской как и зарубежной философской литературе практически нет таких работ'. в которых говорилось бы об экологической культуре этих народов в плане ее исторического развития. Тем более нет исследований об отражении экологических проблем в индейском сознании, как и об отражении этого сознания в практике их исторического развития.

В Латинской нмерике литературы по исследуемой ' теме практически нет. Приходится искать те элементы, которые близки к главному вопросу, затронутому в диссертации, в других областях культуры континента. Зто прежде всего область художественной литературы, где а образной Форме и иногда как бы во втором плене говорится о влиянии среды на человека, где затрагиваются проблемы адаптации индейского мировоззрения к новым условиям западного образа низки. ' Зто произведе-

ния так называемых "indigenistas": Сиро йлегрии, . Йатто де Тунер, Х.М. Аргедаса и драгие. Вместе с ними большое значение имеет трилогия уругвайца З.Галеано "Память огня", выборку переводов из которой мы приводим в качестве приложения к диссертации. В поэзии П.Неролы, в новеллах й.Диаду и Х.Борхеса, как и в произведениях других латиноамериканских авторов, чдвствуюгся волнения неспокойной природы Американского континента. Но эти произведения создают лишь своего рода эмоциональную атмосферу, приблияающди нас к конкретному экологическому бытии континента. Небезингересны также работы различных исследовательских центров, фондов и неправительственных организаций по проблемам окруяащей среды и яизни общества. Даке есть попытки синтезировать специфику экологических требований латиноамериканского социума, что выравается, к примеру, в выдвикении концепций "поиска нового пути развития" и "зкоразвития" сотрудниками ЗК/ШК /примЛ/.

Ваяно отметить, что ученые, худогники и общественные деятели Латинской Америки ведут активную Дятельность по сохранению экологического равновесия, по переустройству моделей развития и по спасению экологического багажа дсколум-бовых народов. Как отмечалось в письме, направленном президентам восьми латиноамериканских стран, участвовавшим ..во встречи в Мексике, 27-29 ноября І98? г., "Группой Ста" /группа общественных и культурных деятелей Латинской Америки/, "проблемы разрушения природных ресурсов и ущерба экологии и окружавшей среде уае является составной частью латиноамериканского сознания" /прим.2/.

В философской плане нет работ об экологическом сознании латиноамериканского человека, и тем более о подобном сознании людей доколуыбовой эпохи. Следует отметить, что при исследовании вопросов о сущности латиноамериканского человека, многие авторы затрагивают и область отношений "человек-природа". Здесь,, покалуй, выделяются Д. Сармиенто, Р.Пруденсио, Оберико, и др. Исследуя главную проблему диссертации, автор обращался к работам философов Ф.М.Кесада, Х.К.Мариатеги, .М.Л.Портилья, Л.Сеа, К.нстрады. Скалабрини

і. Журнал "Латинская Америка", к.4. 1989. с. 24-25.

2. "FPCH al dla". Lima, ano 2. nro. 3. Julio-septiembre.p. i.

Ортиса, н.С.Бонди. 3.Эстрады, и др., - такне к работам историков и зкологов З.Орны, Э.Ромеро, н.Рокка. Х.Басадре, Й.Липшутца. М.М.Валье, А.Бракка, и др. Особое внимание уделялось хроникам и произведениям времен испанской конкисты и колонии, среди них трцдам Б.де лас Касаса, П.Сиеза де Леока, Й.Д'Зрсилья, Х.Г.Сепульоеды, Гарсиласо де ла Веги.

Среди зарубевной литературы учитывались произведения П.Тейяра де Іардена, Х.Л.Йбельяна, М.Мруса, ft.Азимова, С.Бойдена и К.Хедли, У.0.Дугласа. Ф.Сен-Марка, Ф.Сарагосы, М.Стингла, З.Б.Тайлора, В.Хесле, и др. Среди работ российских авторов, особое внимание было обращено на произведения В.И.Вернадского, П.Н.Гумилева, ft.Ф.Лосева. Д.С.Лихачева, и др. Среди российских авторов-латиноамериканистоз, чьи работы были принята во внимание и использованы, следует отметить В.Г.Йладьина, Ю.Е.Березкииа, Т.В.Гончаревой. В.й.Гуляева. Ш.Зубрицкого. Б.И. Коваля, В.И. Козлова, Б.И. Нерина, И.К.Самаркиной, Р.И.Сукерника, М.Г.Кроуфорда, Л.ft. Файнберга, Н.Филиповской, н.В.Шестопала. С.Н.Якушенкова.

Методология исследования. В качестве иетодологической основы диссертации автор использовал сравнительно-исторический и системний методы исследования. В этой связи при написании диссертации вааное значение имели труды российских исследователей в области философского понимания экологической проблематики З.В.Гирусова, В.К.Рахилина. З.йбдуллаева, Н.Г.Васильева, fl.ft.Горелова, Г.ft.Давыдовой, В.К.Зазодскова. Н.Оелигова, Н.Н.Киселева, В.Д.Комарова, Й.П.Котовской, Л.Ю.Лисиной. н.Ф.Лиходиевского, В.Й.Ухова, М.Н.Фоминой, Й.С.нхиезера, Н.Ф.Реймерса.

Научная новизна диссертации. Представленная работа является первым философским исследованием экологической культуры Латинской Америки. Основными результатами ее, обладавшими существенными элементами новизны, являются. на наш взгляд, следующие:

делается попытка выявить и сформулировать специфику и особенности экологической ситуации доколумбовых цивилизаций и философское осмысление их;

экологическая культура рассматривается как вавнейший момент философско-мировоззренческой реальности социума;

делается попытка сформулировать понятие "зкорегиона" в качестве важного элемента как экологической так и философской культуры;

выявляется непосредственное влияние отнесений человека и природы на отношение человека'с человеком в доколумбо-вой Рмерике;

осуществляется анализ исторического взаимодействия различных типов экологического сознания и дается оценка зто7 го взаимодействия для'Формирования философской культуры Латинской Америки;

-делается вывод о вакном значении экологической культуры человека доколумбовой эпохи в историческом формировании мировоззренческой культуры народов региона.

Научно-практическая значимость работы. Основные положения диссертации могут быть использованы в культурологических и конкретных историко-философских исследованиях, главным образом при анализе экологического сознания представителей различных этносов, как уиедвих так и настояних цивилизаций, а такіе при определении содержания экологического сознания и культуры будущих поколений. Материалы диссертации когут быть такве использованы в преподавании специальных курсов по истории философии Латинской Америки, по истории исследований4 экологической культуры в маситабах всей планеты, о значении экологической культуры древних цивилизаций для формирования современной экологической культуры. Кроме того основные выводы и результаты диссертации могут слуаить важным моментом в дальнейиих научных разработках темы диссертации,

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертация нашли"отраяение на выступлениях автора на конференции "Диалог цивилизаций: Восток-Запад" в мае 1992 г.. на круглом столе ученых латиноамериканистов в райках XIX Всемирного философского конгресса в йоскве 22-28 августа 1993 г. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории философии философского отделения РУДН и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и при-лоаения.

Похожие диссертации на Проблемы экологии в философской культуре Латинской Америки (на примере стран Индского региона)