Введение к работе
Философ, историк и методолог науки, родоначальник "нового рационализма" Башляр (1884-1962) известен такме в области эстетики как "отец" новой литературной критики. Многообразие интересов выдающегося мыслителя позволило соотечественникам философа назвать его французским Леонардо XX столетия. Башляр оставил очень значительное философское наследие, интерес к которому не только не уменьшается с годами, но, напротив, все возрастает. Работы Башляра переиздаются (его книга "Новый научный дух", например, во Франции была переиздана 16 раз) и переводятся. Проблемам, поставленным в работах Башляра, посвящаются семинары, конгрессы, симпозиумы. Философское наследие Башляра противостоит забвению, ставя все новые и новые вопросы историкам и методологам науки, философам, литературоведам, культурологам, теоретикам в области эстетики.
На протяжении всего своего научного пути Башляр постоянно обращается к проблеме творчества. Эта проблема присутствует практически во всех его работах и по методологии науки и по поэтике. Проблема творчества явно или косвенно выявляется при анализе Башляроы методологических проблем науки и искусства и в его психоанализе. Однако работ, в которых концепция творческой деятельности была бы разработана, у Башляра нет. И вместе с тем исследование творческих возможностей, творческого настроя науки л искусства, условий творчества в науке и искусстве, психоаналитическое выявление факторов, мешающих раскрытию творческих потенций, является одним из основных компонентов методологии Башляра. Поэтому актуально реконструировать и исследовать концепцию творческой деятельности в философии Башляра. Тем более, что на наш взгляд, именно концепция творческой деятельности позволяет выявить цельность концепции Башляра, проследить на теоретическом уровне взаимосвязь его концепции Нового Научного Духа и Поэтики. Анализ проблемы творческой деятельности и целостный анализ философской методологии Башляра позволяет выявить особенности философской концепции Башляра и оценить ее место в общем развитии философии XX столетия. Через анализ концепции творческое деятельности можно раскрыть и специфику психоанализа Башляра. Башляровский под-.
- г -
ход в анализу творчества в науке и в искусстве представляет интерес и для философов и методологов науки и для специалистов в области эстетики.
До сих пор в критической философской литературе целостная концепции творческой деятельности Башляра не была исследована. Исследователи творчества Башляра акцентировали свое внимание преаде всего на конкретных элементах' методологии и поэтики Башляра. В большей степени методология науки исследована А.Ф.Зотовым. Проблемам истории и методологии науки посвящена работа Ж.Старобински. Проблематика творчества, целостного творческого настроя Научного духа в них присутствует лишь косвенно. Аналогичную ситуацию иы наблюдаем и в критической литературе по поэтике Башляра. Отдельные аспекты проблемы воображения исследованы в работах Г.В.Балашовой, В.П.Большакова, Л.И.Филиппова. Элементы проблематики творческой деятельности присутствуют з работах по литературной критике К.Рамну и Дж.Кларка. Эти авторы ограничились исследованием отдельных компонентов проблемы творческой деятельности из-за ограниченности самой темы исследования. В критической литературе дискутируется вопрос, возможно ли найти некий теоретический принцип, объединяющий поэтику Башляра к его методологию науки? Некоторые авторы (например, Д.Дезанти, Ж.Старобински) считают, что в творчестве Башляра поэтика и методология науки существуют параллельно. Другие же ищут некий объединяющий принцип, находя его в стремлении к переоценке ценностей (Т.Балашова), в стиле (К.Рамну), в феноменологии Башляра и т.д. Анализ целостной концепции Башляра на базе концепции творческой деятельности позволяет включиться в эту дискуссию. Анализ философской концепции Башляра с точки зрения его концепции творческой деятельности до сих пор реализован ие был.
Целью данной работы является анализ концепции творческой деятельности Башляра. В философии Башляра эта концепция имеет принципиально важное значение. В данной работе концепция ТЕор-ческой деятельности Башляра реконструируется и исследуется. Необходимость реконструкцій этой концепции объясняется тем, что работ, в которых она была бы изложена в чистом виде, у Башляра нет. Задача данного исследования - показать, что принцип творческой деятельности можно принять в качестве метода анализа фи-
лософии Башляра. В таком случае концепция духа науки Башляра предстает как изменение представления о характере творчества в чауке. В задачи работы входит анализ принципа творческой активности как ключевого методологического принципа исследований Башляра в области поэтики, а такяе как теоретического принципа, связующего в философии Башляра философскую методологию и поэтику. При анализе философской концепции Башляра большую роль играет тершшология. Поскольку в своих работах Башляр очень часто использует терцины, возникшие у других авторов, в других философских школах, школах психологии или литературной критики, наделяя подчас их совершенно иным, отличным от первоначально утвердившегося, содержанием. Пример тому: понятия психоанализа и архетипа. Прочтение работ Башляра без уточнения смысловой нагрузки понятий ыоает привести к различным кривотолкам,-противоречиям. См. статьи Балашовой, Филиппова, К.Рамну. Поэтому в задачи данной работы входит выяснение смысловой нагрузки ключевых понятий концепции Башяяра. Что очень ваяно, поскольку от этого зависит как трактовка концепции в целом, так и понимание отдельных проблем, поставленных Башляром. И в то же время выяснить смысл понятий в контексте концепции Башляра можно лишь в результате целостного анализа его методологической концепции и поэтики.
Научная новизна и практическая ценность диссертации. В данной работе впервые реконструируется концепция творческой деятельности в философии Гастона Башляра. Показано, что эта концепция имеет принципиально ванное значение в философской концепции Башляра, поскольку именно она позволяет провести целостный анализ философии Башляра, выяснить взаимосвязь между философской методологией и поэтикой Башляра на теоретическом уровне, а такяе уточнить понятийный аппарат, используемый Баш-ляром. В данной работе показано, что в концепции творческой деятельности Башляра необходимо уточнить сиысл понятия "психоанализ", включая представление о методах и задачах психоанализа, как их понимает Башлпр; сравниваются представления о роли и задачах психоанализа, как их понимают соответственно Виг и Башляр, а такке представления обоих авторов об архетипе. Впервые в работе предпринят анализ концепции художественного творчества Башляра, его представлений о худозестзенном обраэотвор-
честве, образе, переходе от индивидуального'образотворчества к общезначимому на основе понимания Башляром методов и задач психоанализа. Показано значение Башляровского представления о психоанализе для концепции творческой деятельности и для концепции Духа Науки. В данной работе показано принципиальное значение переосмысления Башляром понятия реальности. Показано значение понятия "научной реальности" в концепции творческой деятельности в науке - как творческого принципа развития науки на уровне методологии и значение понятия реальности мира образов - в поэтике.
Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях философии Башляра, а также для развития представлений в области философии и ыегодологии науки, методологии исследования поэтического творчества, развития представлений в области психоанализа применительно к исследованию проблем творчества в науке, в искусстве и в более общем смысле -творчества как феномена культуры. Материалы диссертации могут ' бить использованы и в вузовском курсе лекций по истории философии.
Апробация работы.Главные положения работы освещались на заседаниях кафедры истории зарубежной философии философского факультета ИГУ ии.М.В.Ломоносова, в тезисах выступлений на научной конференции аспирантов 1939 г.
Структура работы. Цель и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, состоящей из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы.