Введение к работе
Актуальность исследования. С обретением независимости Узбекистаном резко возрос интерес к изучению духовного наследия узбекского народа,его богатого культурного прошлого. В трудах и выступлениях Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова постоянно подчеркивается необходимость освоения национальных культурных ценностей кок важной предпосылки дальнейшего духовного развития современного обшества. "Особое внимание должно.бить уделено возрождению самобытности национальной культуры. Вместо с тем возрождение национального самосознания не может быть оторвано от идеалов мировой гуманистической культуры и общечеловеческих ценностей, традиции нашего многонационального общества" .
Одной из важных задач, стоящих перед учеными независимого Узбекистана, является более полное возрогкдение и объективное оевз-шение осщественно-ЗЬилософской мысли народов нашей' страны, восстановление исторической правды, незаслуженно забытых имён, с которыми связан большой вклад в сокровищницу национальной и мировой культуры.
Как известно, в. годы тоталитарно-административного реякма многие известные представите/ш культурі прошлого, в том числе об-цественно-филоссфской мысли были преданы забвению, а их творчестве pjсолитривгиюсь с односторонных партийно-классовых позиций,что нередко приводило к искажению их воззрений. Вот почему творчество» мировоззрение многих восточных мыслителей средневековья ДЛЯ СБОЭ-. го переосмысления нуждаются в новом подходе, новнх методологических и концептуально-Теоретических решениях. Одним из таких мыслителей является Бобора.хкм Мошриб, выцаюииПея узбекский пеэт ХУЛ- ' Xl'L еєкоїі. В контексте определенных идеологических стереотипов недавнего прошлого творчество Мяшрабя, его обшественно-философское наследие, пронизанное глубоким гуманизмом и общечеловеческими идеями, в ряде аспектов получило' неадекватное истолкование, предстало в неверном свете. А между том оно но потерялотсвоего теоретического и практического значения, требует нового обращения к себе, своего дальнейшего углубленного и более объективного исследования.
I. Каримов К.А..Узбекистан свой путь обновления и прогресса. -Tpljkcht: Узбекистан, 1992. - С. 67.
_ 4 -
Слепнет отмотить, что наследие Маораба, наше активное приобіпение к нему обретают особую значимость и актуальность в свете современных духовных процессов, когда склепывается иной подход к ряду ияейннх течений прошлого.
Наконец тематическая актуальность ленного исследования определяется также тем, что историческчГ: период,который представлен творчеством Ыашраба, наименее изучен в историко-философской неуке и неслучайно в последнее время привлекает и себе всё более пристальное внимание наших ученых. Толкуемый ранее преимущественно в негативном аспекте период ХУП-ХУШ вв. в настоящее время представляет большой интерес,ибо тогда складывались и развивались самостоятельные узбекские государства, интенсифицировалось дальнейшее развитие национальных духовных традиций формирование национального самосознания в целом.
Степень разработанности проблеми. Следует сказать,что богатое творческое наследие Боборахима Машраба до сих пор не полу-'чило своей, обстоятельной и всестороней разработки в нашей историко-философской литературе, хотя учу давно привлекает внимание многих ученых. Прекде всего была проделана большая работа по изданию его произведений, в частности диванов,стихотворных сборников . Б последние годы была установлена принадлежность ему трактатов, "Мабдвн нур" и "Киме*. Следует отметить, что творчество Машраба кааяо свое отражение и освеыение еф в трудах напкх ученых ХУП-ХУЇЇ вв., в частности Аблул Муталдибя 8ахми, Мухаммеда Баде Ыалехо, Сайда Хакимхонтуры . В последующем отдельным аспектам творчества были посвящены кссле-
-
Машраб.Танланган асарлар.-ТоикенТдМОЗ; Машраб.Танлзніпігвсвр-лор.-Тоикєнт, F,Рулой номидаги Лдабиот ва саньат нашристи, 19vl; Моираб. Девон.-Тоукєнт :F.ry.w.i цс-ііхшіТі; Лдабиїіт га саиъаг нал-ш^тіі, Ivt-G- Цашрг-j. Избранное. Перевод с узбекского на„рус.пз.-Тошкент,1959; Машраб шегриятицан:-Гошкент; Узбекистон ІІГ1 ьіКнинг нашриеїи, 19/9; Бобора^им Я&шрлб. Мезфибоним кайдасан?-Тоикеит: Р. Кул ом нрыидаги Адебиёт ва спігьат нашриёти. 199J; і'ііссг.й Узшраб. Тсшкент: «зувчм, 1992; Lfojj iMtupafi киссаеи.-Тошкент*. ьг.р:, І39І.
-
Му.\акмад Бадеъ Малечо. 'Ьоскпрул-ос>;обгСй!.:орт5анг. , 18:^-91; Агт.ул і!утолли5 Xyv.a o>;u;:". ^г-му?.:.' йі^чиП.Дг.ї'раа for ;-:№« но-маълум/, КоЗ; Сайд Хсккххонт^ра Мунгахпб ут-товоркх.-'^он,1872.
- 5 -дования таких известных, русских востоковедов и историков, как В.Л.Бяткин, Н.И.Васеловский, Н.С.Лыкошин и другие.
Крупный вклад в изучение творческого наследия Машраба как в контексте разработки общей истории узбекской литературы, так и в плане специальных,в том число текстологических исследований творчества поэта внесли узбекские литературоведы, такие какФит-рат, Г.Гулям, И.Султан, В.Ахмедов, В.Абдуллаев, А.АЇдугафуров, А.Хайишетов, И.Абдуллаев, М.йокири, К.Юсупов, Н.Комилов, Г.Саля-мов, И.Хаккулов, Б.Садыков, В.Рахмонов и другие.
Исследование философских аспектов творческого наследия Машраба проводили И.М.Муминов, М.М.Хайруллаев, А.Д.Шарипов,Х.Алику-лов, М.Нуритдинов и другие философы нашей республики.
1. Вяткин В.Л. Ферганский мистик Дивана - и Машраб.-Ташкент,1923;
Васеловский Н.И. Восточные заметки.-Петербург, 1895; Лыкошин Н.С. Дивана-и Машраб.-Ташкент, 1910.
2. Фитрат. Маыраб//Ёш лешшчи.-І99І,29.3І.УІ,2,УІІ: Г.Гулом.Асар-
лар. ХІ-Т0М. Адабий танкиаип меколалар.-Тоакент,1969; Султон И.,
Ахмедов В. Асл Машраб.-Тошкент, 1936; Абдуллаев В. Узбек адабиёти
тарихи.-Пт.- Топкенг. I960; Абдура<+урсв А. і'збек адабиёти тари-хи. Li-T,-Тошкенг, 19о2; Его ке. Йашраб. Сузбоши уршща.-Тошкент,
1963.; Хайитметов А, Х,аётбахш чаша.-Тошкент,1974; Его жа.Машраб
лиринаси//1і1арі{ юлдузн.-1980,3-сон; Его жэ.Еарк. адабивтинниг тшо-
дий методи тарихидак.-ТопквктЛ9?0; йбдуллаез И. Мябаа-и-иурга
сУз боши //Шарк юлдузи. 1992.12-сон; .ЗокириЙ М.Адабий-тавдидий
очерк.-Тошкент,1966;Юсупов К. Хдкикий Маирабни излаб.-Тошкент ,
1990; Комилов ІЇ. .Саломов Г. Шоири аналхак - Тошкент, 1990; Хак-
кулов И. Тасаввуф Еа іє-ьрият-.-Ташкент, 1992; Содиков Б. Хотира.
-Тошкент, 1919; Районов В. Бувк исёнкор.-Тошкент, 1900; и др.
3. Муминов И. Танланган асарлар. - 1-том. - Тошкент, 1969;
.Хайруллаев М. Уйгониш даври ва Шарц ыутафпккири. - Тошкент, 1971;
Шаркпов- А. Мировоззрение Машраба // Очерки истории общественно -философской мысли в Узбекистане. - Ташкент, 1977; Аликулов X. Ур-та Осиё калклари хурфикрлилиги тарихидан. - 1У - іоб.-- - Тошкент, 1990; Иуритдинов М. Юсуф ИорабогиП ва Урта 0сиёда\Ш-ВД1 аср-лардаги ижтимоий-фалсафий фикр. - Тошненг, 1991. и другие.
В своих исследованиях они раскрывали сложное и противоречивое мировоззрение Ыапраба,особенности общественно-философских воззрений мыслителя,его вклад в духовное развитие народов Средней Азии ХУП-ХУІІІ вв. Однако не следует забывать,что в историко-философских и литературоческих трудах, написанных в недавнем прошлом нередко проявляется односторонний подход к творчеству Машраба, его идеи противопоставлялись исламу,недостаточно уделялось внимания общечеловеческим аспектам мировоззрения мыслителя.
Большим событием в духовной кизни Республики Узбекистан стало проведение юбилея Машраба - 350-летия со дня его роадвния. В связи с этой цатой вышли в свет его новые сочинения,книги, шсвяшенные его творчеству,был осуществлен ряд публикаций в куриалах и гезетах. В них были лредприяты попытки по более объективному освещению некоторых аспектов мировоззрения'мыслителя, малоизученных сторон его творчества.
Однако до сих пор нет специального монографического исследования, научного труда,посвяшенного целостному анализу философских аспектов творчества Машраба. Объектиьное и всестороннее изу чение обшественно-философских воззрений Машраба предстает одной из важных и актуальных задач,стоящих перед нашими историками философии.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в том,чтобы в контексте изучения социально-экономических предпосылок, обше культурных идейно-духовных истоков гворчес кого нас-ледия Машраба проанализировать основныа особенности его обце-ственно-философскодрелигиозно-философских/зоциально-этичееких воззрений,выявить место и роль в них суфизма,раскрыть гуманистическую сушность его мировоззрения в целом.
Исходя из этого в диссертации решаются следуишие конкретные а ад ели:
-раскрыть оспоеныс особшшетк и тенденции обшоственно-по-лиі'кческой и культурной жизни СреднеR Лзии ХУІІ-ХУІІІ веков;
выявить идейно-духовные истоки обшеств'енно-философскнх воззрений Машробс;
изучить малоизвзегкш еспекты его їворческого наелвяия, в том числе трактаты;
показать место и значение ислама в его мировоззрении;
исследовать особенности суфист ской концепции;
проанализировать социально'-зтическио взгляды;
виявить место и роль обмрственно-фшюсс^ского наследия мислителя в развитии духовно?! ккэни Средне!! Азии.
Методологические основы и источники. Теоретической и методологической осноіой диссертации явились принципи научно-объективного, конкретно-исторического н диалектического подхода к духовкой визни,рвзвитию обшественно-философской мысли. Автор стремится преодолеть некоторые негативные аспекты прошлых методологических установок, в частности преимущественно отрицательного подхода к су$истким тарикатам.роли исламской религии в духовно,", жт~ ни Востока, жесткого вэпимолротивопоставдения иде!1но-философских течений, пренебрежительного отношения к выявлению национальных особенностей духовных процессов и т.д. При разработке концептуально-теоретической и методологической основы мы постарались учесть методологию историко-философского исследования прошлых уче них Востока, в том числе Центральной" Азии, и Запада, а также современные теоретико-шзтоаологические'достккения в области истории философии, истории литературы, истории культуры в целом. Текстологической основой послужили труды Машраба, издание на узбекском и русском языках.
Научная новизна исследования заключается в слепупірм:
изучены основные особенности общественно-политической и духовной жизни Средней Азии ХУТІ-ХУШ вв. некоторые её малоизученные аспекты, имевшие важное значение для-формирования мировоэре-ния Машраба;
на основе обстоятельного анализа духовно - идейных источников его творчества внесены коррективы в прешоо толкование этой проблемы;
. - подвергнуты специальному историко-философскому анализу некоторые малоизученные аспекты его творческого наследия,в частности его трактаты "Йабдал нур" и "Киме";
' - вскрыты особенности его суфистной концепции,ео место в счетеме суфистских тарикатов того времени;
- на основе новых подходов вылдлены роль и место религии в
его мировоззрении,резличнкг аспекты отношения к духовенству;
' - исслодоїшл/ социально-этические воззрения,их понятиГі но-
- a -
категориальное содержание,значимость для духовно-нравственного совершенствования человека в его борьбе за социальную справедливость;
- на основе обобіцения и сопоставительного анализа различных конкретных аспектов мировоззрения мыслителя делается вывод о его обцегуманистической сущности, об органической взаимосвязи в нем обішечеловеческих и национальных ценностей.
Ііаучно-практическое значение диссертации определяется тем, что объективное изучение обіцественно-философской мысли ХУП-ХУ1ІІ вв, в частности мировоззрения Машраба, на наш ізгляд, поможет восполнить один из тех пробелов, которые существовали в истории обідественно-философской мысли Средней Азии этого периода,определить подлинный характер развития обшественной мысли,выработать некоторые новые критерии поступательности историко-философского процессе. Научное значение насгсдоузй диссертации состоит таете в том, что всестороннее рассмотрение места религии и суфизма в общественной жизни того периода,свободомыслия Машраба,взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей в его общественно-философских воззрениях будет в определенной мере способствовать дальнейшей разработке современной концептуальной интерпретации этого периода духовного развития Средней Азии.
О практическом значении работы свидетельствует широкое использование ее основных результатов в учебной работе,при чтении лекций по философии и политологии в Дтэакском педагогическом институте ии.А.Каішри,Ді,изЕкском политехническом институте,ftsii-закском институте повышения квалификации учителей и других учреждениях. В последушэм они могут быть привлечены для ЧТЄНЛЯ курсов по философии,истории философии,основ литературоведения, этики и эстетики, истории и теории культуры, методики препода— вания литературы я другим предметам, о также в ходе воспитательной работы с молодежью.
Апробация работы. Основное соаержание работы опубликовано в ряде журнглов, периодической печати я получило положительную оценку. Оно нашло свое отражение также г выстдплен::.-;; диссертанта но теоретических конференциях, методологических соипнорах, п такие Машребских чтениях,проводимых ежегодно в Исмг.мгана.
Структура работы. Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения и списка использованной литературы.