Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-философские воззрения Абдураура Фитрата Гаюпова, Шахноза Амануллаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаюпова, Шахноза Амануллаевна. Общественно-философские воззрения Абдураура Фитрата : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Ташкент, 1996.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Джадидское движение и его идеология возникли на рубеже XIX и XX столетий, и связанное с ними огромное научно-культурное наследие только за последнее десятилетие превратилось в объект исследования наиих общественных наук. Это объясняется, с одной сторони, коренными духовно-социальными изменениями, вызванными обретением Республикой Узбекистан политической независимости, с другой - естественной потребностью народа, который в течение шогих лет на имел широкого доступа к своэму идейно-историческсну наследил.

В целом, негативное отноиенке к днадидизму в период господства советской идеологий определялось тем, что ее требованиям не отвечали джадидские идеи о национальной независимости, национально» самосознании, о путях общественного прогресса.

Лиаь в настоящее вреі-и созданы возможности для всесторонней объективной реконструкции всей слокной и многограккой системы воззрений джадидизма, удивительно перекликающихся с современными общественно-духовными ценностями навего народа, идейной подоплекой происходящих политико-экономических преобразований.

Одним из видных представителей дкадидизма являлся Абдурауф Фитрат, которой оставил яркий след з истории сбщэетвенно-философ-ской шели народов Туркестана конца XIX и начала XX вв. В условиях зреющих общественно-исторических перемой, борьбн против национального порабощения он искал свои оптимально верные решения. В какой бы области науки и политики он ки работал, его основной целью было слуьсекиа прогрессу образования^ культуры, общественно-политической жизни своего народе. В трудах витрата разрабатывается глубОЕсая национальная идея, призванная лечь а основу поиска путей к свобода и независимости. 3 колечком итого он смог надвинуть идеи, выражающие душ я чаяния своей нации, ее нрзрствонко-поли-' тические воззрения.

. Как утверждает учений-тярколог Зия Кукалп, "любая философии «растеризуется сочетание!*, с едкой сторони, ИНТОрЭСП к обг,ич »аучн закономерностям, с другой - стремлением дрть духовной "изни человека стимул надо-дм, уверенности, счастья, ептачтм-ч. ІоотротЛвенно философия, <: одной стороны, обгр.чтнкна, с другая » уб'ьектптш. Поэтому она не обясана буть ин'.тр.чяцион/і'гьло.'і, к?ц* юбал другая наука, она мотет иметь и иэционмиз--.';'' у.цлх'гъп. ",гтц-лоинч-иук

философию .

Этот оригинальный подход Зия Кукалпа выводит философию иэ традиционных рамок абстрактных положений и рзсииряет ее потенциальные возможности, особенно в настоящее время, когда чувствуется острая потребность в объективном воссоздании истории общественно-философской шсли узбекского народа. Поэтому историко-философское изучение научного наследия витрата, в основе которого лежит стремление к оптимальной гармонизации национальных и общечеловеческих ценностей, обретает особую актуальность в наши гіи. Еще один важный аспект изучения общзственно-философской мысли Фитрата состоит в том, что его творчество, являясь синтетическим освоением и развитием идей общественнно-философской мысли конца XIX и начала XX вв., выступает своего рода путеводным фактором для реконструвдии подлинных идей и целей джадидизма, для воссоздания более полной картины идейной кизни того времени.

' Фитрат был знатоком средневековой общественно-философской мысли мусульманского Востока, в частности Центральной Азии, духор-ной культуры в целом. Он вел научно-исследовательскую работу над произведениями таких великих мыслителей, как Омар Хайям, Алишер Навои, Юсуф Хае Хаджиб, Бедиль, Яссави, Бабур. Кроме того, Фитрат обладал солидными знаниями по западноевропейской философии и литературе, что не могло не отразиться на его научных трудах. Поэтому его творчество, воплощающее в себе лучшие философские тра-. диции Запада и Востока, привлекает к себе в настоящее время о.со-бое внимание. Ныне, когда остро стоит проблема развития националь ного самосознания, традиций национальной независимости, исследование общественно-философской мысли Фитрата и раскрытие ее практической значимости в общественной жизни призваны сыграть определенную роль в создании национальной идеологии и духовно-нравственных, основ независимого Узбекистана.

Степень изученности проблемы. Первоначальные обобщенные сведения и статьи о деятельности и творчестве Фитрата стали появляться еще в 20-е годы в таких газетах и журналах, как "Туркис-тон", '%рилиш", "Кизил Узбекиетон", ."Маориф ва укитувчи" и др.

Известный общественный и государственный деятель Назир Тура кулов написал предисловие к книге Фитрата "Бедил", а Файзулла Хэджаев, имея в виду его произведения "Рассказ Индийского путеше ственника" ("Хинд сайёхи"), "Призыв" ("Сайха"), "Семяь" ("Оила")

I. Зиё. Кукалп. Турк--".г!'к ясоеллр». - Топкент,І?34. -121-122 бб.

"Бегижон", а одной из первчх специальных работ о джадндиэме указал, что он беспощадно критиковал и раскрывал недостатки существующего строя . Крупний представитель узбекской и таджикской литературы Садриддин Айни в своем труде "К истории революции Бухары", который был создан в І920-І92І гг., рассказывая об общественно-политической жизни той эпохи, уделяет особое внимание анализу деятельности и творчества Фитрата в І9І0-І9І5 гг., того влияния, которое он оказывал на просветителей Бухари.

С начала 20-х годов, когда стали прослеживаться грубне нарушения законности, стремление к административно-силовому решению идеологических вопросов, духовной культуры в целой, псе более меняется отношение к творчеству Фитрата. В частности, в статьях "Не раз-облачение, а прикрывание" (1934), "К вопросу о классовости джадидской литературы" (1935), "Узбекская буржуазная литерє-тура в период военного коммунизма" (1935) критикуются произведения Мунаввара Кари, Бехбуди, Чулпана, Сидки Гавалло, Шзкира Цух-тари, витрата, несправедливо обвиняются в "туркизие", "аовиниз-ие", "исламизме".

С 193? года изучение творчества Фитрата было приостановлено, а сам он был, наряду

Было бы несправедлива утверіздать, что творческое наследий дкадидизма п условиях господства советской идеологии изучалось лкпь с критической точки зрения. В частности, в трудах Айбояа, Н.М.Мумикова, С.Касымова, А.Алимова, Х.Вахидова, О.Шарафутдннопа,

  1. Ходалеа Ф. Избранные произведения, Т.Ш. - Ташкент: <5ан, 1970, — С. 96-99

  2. Валнхужаев Б. Айний талккнида Фитрат //Узбекистан адабиити за сангати. - 1983. - 4 нокб.

  3. Олилкон .\. Мукакмал асарлар тупламн. б-жилд. - Ташкент: УЧплл-бийнвшр, I960. - 133-187 бо'.

  4. Си.: Вя>;обов М.Г. Хіадидизннинг социал иох.ияти //Jntwor-iti комчунисти. - І9С0. - v I ', Батыев СО. О татарской дуядидиэ-мо //Исіошія СССР. - 1964. - ,'" й; ЕсагинскиД И.О. О ппиро^е ' среднеазиатского дглдидисмз а спете'лит^гл'гусчпЛ ;>гя')')Л>іг-Г*'н д-п.я^П"-//1!стор.чл СССР. - 1965. - .7 Є. '

З.Каримова, Ш.Турдгева и др. прослеживается стремление к более эбъекгявноцу подходу к анализу проблем джадидизма, з то:* числе творчества Фитрата.

За последнее десятилетие узбекские учение достигли больших успехов в области изучения жизни и творчества витрата; поясняйсь исследования, раскрыващиз новые сторона его шогсгранпого творчества . Философские воззрения йитрата подвергались специальному анализу лишь в докторской Диссертация Б.Эргаазиа , и которой, однако, нз ставится целью- систенно-коглілекснзе исследование его общестЕенио^-;яософского наследия. Тем не кепэс, данная работа призвана сыграть вапную роль б разверчивании дальпзГдах исследований философского творчества С'итрата.оИ.Гак;:ес посвятил, ряд работ изучению его литературного наследия"3.

В целом, большинство научных исследований творческого наследил витрата относится к области литературоведения и публицистики, поэтому в настоящее время назрела насуп;;:ая необходимость его изучения с философской точки зрения. Мировоззрение С'г.трата, его общественно-философские взгляды призваны сыграть немалойданую роль в дальнейшем формировании и развитии национальной идеологии Узбекистана.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в анализе'философских аспектов просветительских,общо-ственно-нашшнальшх идей Нитрата, их роли и значения d стпнопленки джадидизма. Исходя из этой цели, были поставлеш следующие -

задачи:

- выявить причины и основше фактори появления дкадкдекой

идеологии и условиях обл;зс?веино-исторической жязшг Туркестана

конца XIX - начала XX вв. ;

І.Цззат Султон. Кжажонов С. Маданиятимизнинг иккп сий;лоси // Узбекистон вдабиёти ва санш?п,~1939.-'Г' 4 карт ; Езрэфутдянов О Лбдуот^ф Фитрзт //ызлнк.--1990.-Л- 5; Каримов д. Фитратни-'" хаё-тп вп !№Сдп//Узбек тили вп апабиети.-І&ЗО.-;,'' 3; Каримов Н. ~'.а~ бек адпбиёгиипкг каглоддари //Фан за rvotfyc,-19Э1.47.;г 1,2.3? Пзлгпбооз X'. Нс-.къ;ум йитрпт //Ьэнн;.-19--0.--<,' 4 ; Турдиев її. Х-.:і:д ихтилзлчнлЕпн ажизен хаі-;нда '/Ша.щ гадузг.-1^'ЭО.-'-''- 4 ; I aw.cvt 1!. Бокиіі асз;> Л-Узбекистон адебиспі на санбати. ->.9-Ю.-![ г-онь ; і'ічз^н'Ий.і.Г. ччтраткпкг геенн //.Уо'.Чпшстон пдабиГп-и в ся«!Ьр.ти.-Х'ЭЭ1. -5 скт. ва осі":;.

  1. Zyrrwcn Б.л'. Из истсгйи становления и :-"w; '-'я оспееггрнпо--по;.1<г.;чэс:кнх ндл'і дл.."д----і.і:зу^, идеологи:; г'Л.^г.г'утагос-.*: Дис. ... i,-v-'i фнлое.чаус. - і'ашент. 1932.

  2. Гснис-а !. йитг-тн,!:'.' тн-.-^г.;-. яг':?-.:"! м;-.:-;':г ;:п.-,'от'г:г" Лт- с'нзт м catn,:u v~—.:. , і :!? t ; І ..г-Ьт. сътн:,-;:,. i'-.o-.-- у ' : : /.--лОГ~, 10:4 : -.'.';- - г..'.._;; ;;.- b-.-ono: :4-:,, -.,,1:^.

?

раскрыть концептуально-философские основы идеН Фитрата о нации и просвещении как стеркневых прэблем его общественных воз-ярений ;

исследовать концепцию нации, национального развития и отношение к национальньы традициям в творчестве Фитрата, а также связанные с ними проблемы национатьного характера, сознания, независимости, гуманизма ;

провести анализ нового подхода к наукам, их классификации, разработанной Нитратом, и выявить малоисследованные аспекты его просветительской деятельности ;

проанализировать отношение Фитрата к религии, ее роли в национально-духовном переустройстве общества, духовно-нравственном формировании человека;

показать практическое значение идей Фитрата о формировании на почве узбекской социальной философии нового направления, нацеленного на развитие нации, национального самосознания кач нового этапа национального возрояздения в начало XX столетия.

Научно-методологическая основа исследования. 3 диссертации автор использовал ряд методов научного исследования, таких как объективность, историческое еопрставление и логичность, обобщон-но-конкреТизированный подход, а также идеи о диалектическом единстве всемирного исторического процесса...

В диссертации особое внимание уделялось подходу с точки зрения оптимального соотношения традиционности и новаторства, интеграции национальных и общечеловеческих ценностей.

Научно-методологической основой данного исследования послужили также концептуально-теоретические положения, содержащиеся в исторических документах, принятых органами верховной власти Республики Узбекистан, трудах и выступлениях Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, исследованиях отечественных и зарубежных востоковедов, философов, историков, филологов и др.

Основные источники. Произведения Фитрата и ранние научные іеследования его творчества в основном сохранились на страница"/ іредста массовой печати 20-30 годов, поэтому их токсти воспрэиэ-юдились со страниц этих изданий, осуществлявпихся на арабской-рафике очень малым тиражом, к тому жо повсеместно уничтояапших-я в годы репрессий.

tl ходе ^исоортационного исследования нами были использованы акио сродства массовой почати, как "Туркостанскио исдом-пч;»",„

,8 "Іуркистон вилоитинннг газети", "Садои Туркистон", "Ойика", "Ity-зил Узбекистон", "Инкилоб", "Уэгаритчи ёшлар", "Ыаориф ва уки-тувчи", изучались источниковедческие материалы, хранящиеся в рукописном фонде Института востоковедения АН РУ, Центральном Государственном архиве Узбекистана, книжных фондах Республиканской национальной библиотеки им.А.Навои, научной библиотеки "Турен" Ташкентской области.

Автор выражает признательность ученым Д.Рашидовой, Ш.Вахидо-

Су, И.ГаїШеву, КОТОрае ПреДОСТаВПЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПОЛЬЗОЬаТЬСЯ

материалами своих личных архивов к библиотек.

Научная новизна работы заключается в следующем:

был изучен ряд малоисследованных аспектов общественно-исторических условий становления и развития дтадидского движения и. их роли і< формировании воззрений Фитрата ;

подвергнуто специальному анализу его толкование проблем нации, национального самосознания, независимости, путей национального прогресса ;

исследован концептуальный подход мыслителя"к наукам, их классификации, роля б развитии просветительской идеологии и общественном переустройстве ;

проанализрованы его воззреьия на религию, ислам, ее духовно-нравственный и гуманистический потенциал, роль и значение в общественных процессах и формировании личности ;

показаны значение общественно-философских воззрений Фит- . ратэ. в современных духовно-обцесгвекных процессах, их роль в формировании и развитии национальной идеологии.

Научно-практическое значение исследования состоит в том, что, во-первых, оно призвано способствовать дальнейшему развертыванию изучения обцёственно-философских взглядов Фитрата, их адекватной реконструкции ; во-вторых, их специальное исследование даст,возможность ярче'и полнее представить процесс развития общественно-философской мысли в Туркестане конца XIX и начала XX столетий ; в-третьих, воссоздание общественно-философских идей Фитрата расширит идейно-исторические основы, идеологические предпосылки независимости Геспублики'Узбекистан, ее общественно-духовного переустройства.

Практическое значение настоящего исследования связано с возможностью использования его материалом при к?дешш теоретического кчурса, спецкурса л спецсеминара п-о курсу "Сс'гт'стгэнчо-

философские взгляды в Туркестане конца XDC и начала XX столетий',' которий проходится на факультетах истории, философии, языка и литера'.'ург, искусстповедения гысашх учебных заведений, а также в средних школах и гимназиях нашей республики.

А.іробация исследования. Основное содержание диссертации излагалось па традиционных научных конференциях профессорско-преподавательского состава философского факультета ТатГУ, философского общества Республик» Узбекистан, на страницах журналов "Узбек тили ва адабиёти", "Гулистон", газеты "Узбекистон адабндтя ва сакьатк", в сборниках научных статей "Муоснр Бузсоро филологи-яси", а также в передачах Узбекского радио.

Диссертация была сбсувдена на кафедра истории философии и логики философского факультета ТакГУ, на теоретическом семинара при кафедре фадософди Ташкентского Государственного института искусствоведения им.М.Уйгура и ракомендована к защите на заседании Проблемного совета по истории философии при Институте философии и права им.И.М.Муминова АН РУ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих п себя шесть параграфов, заключительной части и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Общественно-философские воззрения Абдураура Фитрата