Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

М.О. Ауэзов как мыслитель Тайжанов Алтай Тайжанович

М.О. Ауэзов как мыслитель
<
М.О. Ауэзов как мыслитель М.О. Ауэзов как мыслитель М.О. Ауэзов как мыслитель М.О. Ауэзов как мыслитель М.О. Ауэзов как мыслитель М.О. Ауэзов как мыслитель М.О. Ауэзов как мыслитель
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тайжанов Алтай Тайжанович. М.О. Ауэзов как мыслитель : ил РГБ ОД 61:85-9/525

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Жизненный путь, деятельность и творчество М.О.Ауэзова .

I. Основные этапы жизни и деятельности М.О.Ауэзова

2. Роль литературного и научного творчества М.О.Ауэзова в становлении духовной культуры социалистического Казахстана

Глава II. М.О.Ауэзов как исследователь истории литературы и общественной

I. М.О.Ауэзов о соотношении традиций и новаторства в истории развития литературы и общественной мысли Казахстана

2. М.О.Ауэзов о мировоззрении и исторической роли Абая Кунанбаева

Глава III. Мировоззренческие аспекты в творчестве М.О.Ауэзова .

I. М.О.Ауэзов о литературе и искусстве как особых формах отражения жизни

2. М.О.Ауэзов о роли устного народного творчества в сформировании и развитии духовной жизни народа

3. "Мысли разных лет" и разные мысли о наиболее важных проблемах развития литературы и общественной жизни

Заключение

Библиография

Введение к работе

Изучение творчества представителей философской и общественно-политической мысли приобретает значимость в современную эпоху, особенно - для идеологической борьбы, для освещения истории философии с подлинно научной точки зрения на основе методологии марксизма-ленинизма.

Казахский народ, как и многие другие народы, внес огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Поэтому изучение творчества его ученых, философов, писателей-поэтов является одной из важнейших задач современных исследований.

Известно, что среди буржуазных философов бытует теория, согласно которой история философии начинается в Древней Греции и в дальнейшем продолжается только у европейских народов. Для Востока же, в том числе Средней Азии, характерно полное отсутствие подлинно философского мышления.

Например, Гегель в своей "Лекции по истории философии" всю философию так называемого мусульманского Востока уместил в двух небольших главах под общим названием " Арабская философия " и "Восточная философия", включая в это понятие все страны, исповедующие ислам, в том числе и Среднюю Азию. В частности, он пишет, что философия арабов "была заимствована извне", что о ней можно говорить лишь в смысле "внешнего сохранения и дальнейшего распространения философии", что у арабов философия не составляла своеобразной ступени в ходе развития философии", что "их главная работа состояла в многообразии комментарий произведений Аристотеля" . По мнению Гегеля, философское познание действитель-

I Гегель В. Лекции по истории философии. Кн.третья. Ч.П. Глава I. Арабская философия. - Соч., т.ХХ. М.: Госиздат, 1935, с.102, 105. ности у восточных народов отсутствует,, следовательно, "восточную мысль следует исключить из истории философии" . Или буржуазный философ Бертран Рассел в своем труде "История Западной философии", повторяя избитые утверждения своих единомышленников, пишет: " Арабская философия как оригинальная система не имеет важного значения, Такие мыслители, как Авиценна и другие, являлись по преимуществу комментаторами... Мусульманская цивилизация в свои великие дни достигла замечательных успехов в области искусства и во многих областях техники", но обнаружила полную неспособность к самостоятельным умозрительным построениям в теоре-тических вопросах" .

Только марксизм-ленинизм решительно отвергает всяческие идеи о расовой и национальной исключительности, утверждает равноправие народов и наций, отдает должное тому вкладу, который вносит каждый народ в сокровищницу мировой культуры.

Ба июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, в докладе "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" К. У. Черненко дал высокую оценку работе ученых в области общественных наук. "В своей теоретической деятельности, - подчеркнул К.У.Черненко, - КПСС опирается на лучшие труды советских философов, эко-номистов, историков, социологов, юристов, психологов" .

Эти слова, еще раз наглядно показывают, что партия придает особое значение изучению общественных наук, оказывающей существенную помощь для " полного раскрытия объективных законов обще-

Гегель В. Лекции по истории философии. Кн.первая, Раздел "Введение в историю философии. 3. Пункт В. Исключение Востока и его философии. Соч., т.IX, М.: Госиздат, 1932. с.92

Рассел Б. История Западной философии. М, 1959, с.144.

К.У.Черненко. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с.32. - 5 -ственного развития" .

Отсюда приобретает большую научно-теоретическую и практи-ко-политическую ценность изучения истории философской и общественно-политической мысли вообще, народов нашей страны в частности. Ибо дальнейшее развитие исследований этих проблем имеет существенное значение для разработки философских проблем в це-ломг.

Общественная мысль Казахстана в конце XIX начале XX столетий ознаменовалось вступлением на социально-политическую арену ряда замечательных представителей передовой идеологии. Видное место в этом ряду занимал классик советской и мировой литературы, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, академик Академии Наук Казахской ССР Мухтар Омарханович Ауэзов. (1897-1961) , разносторонняя деятельность которого вошла в золотой фонд культурного наследия нашей страны.

В последнее время сама жизнь выдвигала множество различных проблем, на которые прежде не обращалось должного внимания. Среди них одной из важнейших и самых сложных являлась проблема места и назначения писателя в обществе, который призван "всегда и во всем занимать активную позицию стойкого борца за наше об-щее дело" .

Ныне накоплен советской историко-философской наукой опыт в изучении и раскрытии творчества великих писателей,4 поэтов прошлого, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М.Достоевский, И.О.Тургенев, Т.Г.

К.У.Черненко. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с.32.

См.: Высокий долг советских философов. - Правда, 1975, 19 сентября.

Речь тов. К.У.Черненко на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 г. - Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. М.: Политиздат, 1984, с.9. mm Q wm

Шевченко, Абай, И.Алтынсарин, їукай и другие .

За последние годы наряду с трудами, в которых разрабатываются общие вопросы марксистско-ленинской эстетики, стали появляться работы, освещающие некоторые аспекты мировоззрения и теоретических концепций известных художников советского периода и деятелей культурьг.

Все эти работы создают необходимые методологические предпосылки о возможности целостного изучения мировоззрения творчества любого общепризнанного, выдающегося, тем более великого, писателя - как мыслителя - к числу которых несомненно относится и М.О.Ауэзов.

Художественная литература всегда была и остается важным средством обоснования и утверждения передовых идей. Это значит, что без анализа творческого наследия крупнейших художников сло-

I См.: Семенова Н.А. Проблема отношения искусства и нравственности в эстетике Л.Н.Толстого. - Дис. ... канд.филос.наук.-Волгоград, 1978.,- 177 с: Храпченко М,Б. Лев Толстой как художник, м.: Худож.лит., 1978. - 580 с; Достоевский - художник и мыслитель. /Сборник статей/. М.:Худож.лит., 1972. - 687 с: Михайлов В.В. Философия Достоевского и современность. Автореферат дис. ...канд.филос.наук. М., 1976. - 26 е.; Головко В.М. Проблема личности в творчестве позднего Тургенева. Дис. ...канд. фи долог, наук. М., 1974. - 214 л; Назаренко И.Д. Общественно-политические, философские, эстетические атеистические взгляды Т.Г.Шевченко. Киев, 1964 и др., Бейсембиев К. Мировоззрение Абая Кунанбаева. Алма-Ата: Изд-во Акад.наук КазССР, 1956. - 171 с. и др.

Уразбеков А. Этические воззрения Шрая Алтынсарина. Алма-Ата: Наука, 1974. - 112 с. и др.; Агишев Я. Творчество Габдуллы Тукая. /Общественно-политические мотивы/. Казань: Іаткниг Госиздат. 1954. - 95 с. . ' 2 См.: Константинов И.М. Философские взгляды М.Горького по вопросам культуры. Публицистическое наследие. - Дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 1971. - 225 с; Хотамов Н.Б. Отражение Бухарской Народной Советской революции в трудах Садрвддина Айни.-Автореферат дис. ... канд.истор.наук. - Душанбе, 1973. - 38 с; Крылов"В.П. Философская проза. Л.Леонова. - Дис. ... доктора филолог, наук. - Петрозаводск, 1977. - 442 с; Девастхали. Концепция будущего в творчестве В.В.Шяковского .- Дис. ... канд. филолог, наук. - М., 1978. - 182 с; Газизова А.А. Нравственно-философские искания современной советской прозы. /Ч.Айтматов, В.Распутин/. -Дис. ... канд. филолог, наук. М., 1980. - 175 с. ва нельзя составить полное представление о философии той или иной эпохи. Особенно важно учитывать это обстоятельство при изу-чении истории общественно-политической и философской мысли казахского народа, так как вплоть до Октябрьской революции духовная деятельность казахского народа была воплощена главным образом, в художественной литературе, устной и печатной.

В творчестве М.О.Ауэзова отражены все основные этапы жизни Казахстана конца ХЕХ-го первой половины XX веков, в том числе история" духовного развития казахского народа и его идеология.

Молодость М.0.Ауэзова совпала с переломной эпохой, с периодом крушения капитализма и построения социализма в нашей стране.

Не сразу встал он на позицию научного коммунизма. Этому , предшествовала сложная идейная эволюция.

В современную эпоху, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, все новые народы мира, тысячи прогрессивных деятелей науки, литературы и искусства связывают свою судьбу с социализмом. В таких условиях изучение процесса, формирования и развития мировоззрения мыслителей подобных М.О.Дуэзову представляется важной и актуальной задачей. Тем более, что идейное развитие М.0.Ауэзова содержало ряд черт, типичных для многих мыслителей и общественных деятелей, вставших под знамя марксизма-ленинизма.

И еще. Творчество и теоретические воззрения М.0.Ауэзова и сегодня помогают нам разоблачить идеалистические концепции ис^-кусства - от учения Платона до теории Фрейда, от концепции элитарности до теории автономности искусства и способствуют разоблачению реакционно-мистических взглядов на художественное творчество, иррапионадистических учений о таланте.

Духовное наследие М.0.Ауэзова изучено в основном в историко-филологическом, литературоведческом плане. Из них, специально посвященных творчеству ВДухтара"Ауэзова, можно отметить увидевший свет в 1951 году критико-биографический очерк З.С.Кедриной1, в котором была дана общая характеристика и прослежены важные вехи развития творчества писателя до 50-х годов.

Затем были опубликованы несколько работ А.Буркатовым , в которых наряду с краткой справкой жизни и деятельности М.О.Ауэ-зова подробно анализирован его творческий путь до 60-х годов. В них автор провел исследование многих произведений выдающегося казахского писателя и особенно его романа об Абае.

В 1967 году появился очерк о писателе, написанный М.К.Ка-ратаевым . Здесь критик-литературовед освещает сложную творческую судьбу романиста, многообразие литературных интересов, исследует художественные особенности его произведении.

В 1968-1969 годах выходят крупные монографические работы Е.В.Лизуновой , Л.М.Ауэзовой. В монографии Е.В. Лизунов ой подробно освещен творческий путь писателя, дан обстоятельный разбор эпопеи "Путь Абая", романа "Племя младое". В ней рассказывается о том новом, что внесли произведения М.О.Ауэзова в духовный мир современника и показаны интернациональные и литературные связи писателя.

Кедрина З.С. Цухтар Ауэзов. Критико-биографический очерк,-М.:Сов.писатель, 1951. -124 с.

Нуркатов А. Мухтар Ауэзов. /На каз.языке/. Алма-Ата. 1957,-183 с; его же. М.Ауэзов. /ш русском языке/. М.: Знание, I960, -32 gi его же. М.Эуезов .творчествосы. Шкалалар. Алма-Ата; Жазу-шы, 1965.

См.:Каратаев М.К. Мухтар Ауэзов. Заметки о творчестве. Алма-Ата: ІНазуш, 1967, - 86 с.

См.: ішунова Е.В. Мастерство Мухтара Ауэзова. Алма-Ата: їїазуш, 1968. - 288 с.

В монографии Л.М.Ауэзовой? получившей высокую оценку в научной общественности, с большой полнотой раскрываются особенности социального историзма, присущего роману-эпопее "Путь Абая".

Этот труд является результатом глубокого изучения проблемы. Большой интерес представляют привлечение многочисленных архивных, исторических и литературных источников, в том числе уникальных рукописных записей самого %хтара Ауэзова, их тщательное изучение и обобщение. Л.М.Ауэзов исследует особенности советского исторического романа на примере эпопеи "Путь Абая": воссоздание прошлого через связь с современностью, соотношение исторической правды и художественного вымысла и т.п.

Следует также отметить статью Е.1анпеисова , в которой раскрывается роль М.О.Ауэзова в развитии казахского литературного языка, книгу И.Дюсенбаева , представляющих собой серию статей и исследований, касающихся разных сторон творческой деятельности писателя, и книгу Р.Нургалиева , освещающую творчество М.О. Ауэзова-драматурга. Композиционно-сюжетная структура эпопеи "Путь Абая" была предметом рассмотрения в работе А.Байтанаева . В работе К.Сыздыкова , опубликованной в периодической печати, подвергнуты анализу ранние статьи М.О.Ауэзова, написанные им в

Ауэзова Л.М. Исторические основы эпопеи "Путь Абая". Алма-Ата: Наука, 1969. - 315 с.

См.жнпеисов Е. Казак эдебит!л!н дамытудагы М.Ауэзовтын рол!.- Известия АН КазССР. Серия "Литература и языкознание". 1977. гё 3.

См.:Дюсенбаев И. Мухтар Эуезов. Макалалар. Естеліктер. Алма-Ата: Гылым, 1974. - 231 бет.

См.:Нургалиев Р. Поэтика драмы. Истоки и тенденции развития казахской драматургии. Алма-Ата: Жазушы, 1979. - 245 с.

См.: Байтанаев Э. "Абай жолы" жэне элеуметт!к мэселелер.-Онтустїк Кааакотан. 1977. 27 сентябрь; его же. Халыктын боотандык курес дастаны. Жетїсу. 1977. 23 сентябрь. .

См.: Сыздыков К.Мухан творчествосындагы азаматтык.- Онтустік Казакстан. 1977, 28 сентябрь; его же М.Эуезовтын когамдык-элеуметт!к кэзкарастарынын калыптасуы. - Известия АН КазССР. Серия "Общественная" . 1967, № 2. в I9I7-I927 годах. Имеется ряд диссертационных работ по творчеству М.О.Ауэзова, освещающих филологический аспект.

Названные выше работы достаточно хорошо известны читателям, поэтому нет необходимости останавливаться здесь на анализе каждой из них в отдельности. Но хотелось бы отметить, что будучи разными по содержанию и жанровым особенностям, все они в совокупности внесли заметный вклад в осмысление произведений писателя в разработку целого ряда проблем, связанных с .его творчеством. Если обобщенно говорить о том, какие стороны творчества М.0.Ауэзова более изучены, то необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Имеющиеся работы содержат общую характеристику творчества М.0.Ауэзова, литературоведческий разбор и оценку основных его произведений и верно определяют значение творчества писателя, его место и роль в развитии казахской и всей советской литературы. Творчество М.О.Ауэзова рассматривается в них главным образом с точки зрения проблематики и идейно-художественных особенностей. Нередко выделяются произведения одного жанра: рассказы и повести, драматургия, крупная эпическая проза и т.д.,что дает возможность рассматривать эти произведения с учетом своеобразия их жанровой структуры. Вместе с тем во многих исследованиях выдвигается целый ряд конкретных литературоведческих проблем: соотношение исторической правды и художественного вымысла, проблема раскрытия современника, проблема художественного мастерства писателя и т.д.

Разумеется, здесь названы лишь некоторые крупномасштабные

I См.:Бурмаханов Х.М. М.Эуезов драма лык шыгармаларынын эмо-ционалды-экспрессивт! лексикасы.- Дис. ... канд.шилолог.наук.Алма-Ата, 1968; Тыныбаева O.K. М.Эуезовтын "Абай жольг эпопеяснндагы эйелдер образы.- Дис. ... канд.филолог наук. Алма-Ата, 1975. -185 бет, и другие. - II - проблемы.

Большую работу по изучению жизни и творчества М.О.Ауэзова проводит Дом-музей писателя под руководством доктора исторических наук ЛЦМ.Ауэзовой. Итогом работы, проведенной группой литературоведов по систематизации материалов о творчестве писателя, явилось составление "Библиографического указателя по творчеству М.О.Ауэзова" /том первый/, опубликованного под редакцией Л.М.Ауэзовой в 1972 году. Указатель охватывает период с 1917 по 1971 гг., дает подробные сведения о публикации как произведений писателя, так и статей и исследований о нем с привлечением при этом всех доступных составителем материалов на казахском и русском языках, на языках народов СССР, а также на иностранных языках.

Огромное количество изданий произведений М.0.Ауэзова на казахском и русском языках, на языках братских народов нашей страны, на многих иностранных языках, как и обилие литературы о писателе, также опубликованной на многих языках, с особой наглядностью свидетельствует о большой роли М.0.Ауэзова в развитии всей советской литературы и художественной культуры, а также мирового литературно-художественного процесса.

Широта интересов и общительность дали возможность М.О.Ауэ-зову поддерживать постоянные творческие связи со многими видными писателями, деятелями науки и культуры. А две книги воспоминаний об М.О.Ауэзове, вышедшие в 1974 и 1976 годах на русском и казахском языках, содержат богатый и разнообразный материал о его жизни и творческой деятельности.

В 1977 году было широко отмечено 80-летие со дня рождения М.О.Ауэзова в нашей стране и за рубежом. Только в этом юбилейном году различными авторами, было написано около 600 статей, иссле- — 12 — дований, монографий. Численность авторов,.изучающих жизнь и творчество М.О.Ауэзова, уже сегодня перевалило за тысячу . № вышедших в свет к 80-летию писателя трудов следует особо отметить книгу "Рукописное наследие М.0.Ауэзова", представляющих собой научное описание рукописного архива %хтара Ауэзова. В книге содержится богатый материал: сведения об опубликованных и не опубликованных произведениях, отзывы писателя на труды разных авторов, разного рода заметки, наброски и другие материалы. Эта книга, являющаяся результатом изучения и систематизации богатого рукописного архива М.0.Ауэзова группой сотрудников Дома-музея писателя, дает возможность шире привлекать к исследованию ценные до сих пор малоизвестные рукописные материалы.

Заслуживает особого внимания юбилейный сборник "Певец наро-да" и материалы юбилейных торжеств , в которые вошли выступления видных деятелей Коммунистической партии и правительства Казахстана, известных советских писателей, представителей литературной общественности братских союзных республик, деятелей науки и культуры, зарубежных гостей. Материалы, вошедшие в эти книги, рассказывают о творчестве М.О.Ауэзова , о его вкладе в развитие казахской и всей советской многонациональной литературы, раскрывают своеобразие многогранной личности писателя.

Известно, что тема Абая была главной в творчестве М.О.Ауэзова, Он создал научную биографию Абая, внес большой вклад в изучение и издание произведений великого поэта, мыслителя, написал ряд исследований и статей, имеющих для абавведения первостепен- І с!м.:ї4фзахметов. М.Мухтар Эуезов жзне Абайтану проблемалары. АлматыгГылым, 1982, с. 5.

2. См. рукописное наследие М.О.Ауэзова.Алма-Ата:Наука, 1977. -802 с.

3 Певец народа. Сборник статей к 80-летию М.0.Ауэзова. - Алма-Ата: %ука, 1977. - 151 с.

4 М.0.Ауэзов- классик советской литературы.Алма-Ата:Наука, -1980. - 187 с. «ІЗ-ное научное значение. Все это явилось предметом исследования работы М.Мырзахметова "М.О.Ауэзов и проблемы абаеведения", вышедшей в 1982 году.

Немало сделано в исследовании жизненного и творческого пути и в популяризации наследия М.О.Ауэзова на русском и казахском языках, а также на.языках народов СССР и зарубежных стран . йорчество М.О.Ауэзова - это целая эпоха в истории развития казахской духовной культуры, и не только казахской, а всех тех национальных культур нашей.страны, становление которых.произошло после Октября 1917 года. "Зная М.О.Ауэзова - писал К.Федин, -можно судить с большой глубиной о том, что произошло в мире, когда пробил Октябрь 1917 года. Зная М.0.Ауэзова, можно понять, что принес с собой Октябрь народам Азии" . Любое его произведение воздействовало на каждого читателя в отдельности и на общество в целом будило мысль, звало к.битве за справедливость.

Анализируя деятельность М.0.Ауэзова следует всегда помнить о той социальной среде, которая вскормила его, подготовила его появление, - то есть о народе. . .

По словам академика А.Х.Шргудан М.О.Ауэзов "заявил о себе очень рано", к 20-ти годам он "выступил, и как писатель, и как жур-налист, и как публицист, критик, ученый, философ". Очень интересны и.представляют особую научную ценность его первые статьи "Наука", "Культура и нация", "О философии", "Япония" и другие,

См.:История Казахской литературы. В 3-х томах.Т.3. Казахская советская литература. Алма-Ата,: Наука, 1971, с.448 - 788; Казахская литература в оценке зарубежной критики. Алма-Ата: Наука, 1971. - 191 с; и другие.

Федин К.Соратник. - Литературная газета. 1961, 29 июня.

Маргулан А.Х. В начале творческого пути. - В кн.:Мухтар Ауэзов - классик советской литературы. Алма-Ата: Наука, 1980, с. 67. опубликованные в журнале "Абай"к /1918/. Прошло немало времени с той поры, и ныне, все что вышло из-под пера М.О.Ауэзова, -рассказы, сценарии и либретто, очерки, статьи, публицистические труды, - все это достойно самого пристального внимания и углубленного изучения. Поэтому настало время шире и глубже изучать жизнь и деятельность М.ОДуэзова не только как писателя, но и как крупного мыслителя. Мыслитель в М.0.Ауэзове не "растворялся" в художнике окончательно, не исчезал в нем, он просто был менее заметен. И если бы такое "растворение" произошло, разве могли бы иметь мы помимо не нуждающихся в эпитетах художественных произведении еще и те замечательные и глубокие мысли об искусстве, которые не просто обобщают собственный опыт, но и вносят новое в понимание путей развития художественной мысли. мыслитель - тот, кто лучше всего осознает общественный смысл сформирующего замысла. Мыслитель отчетливо осознает общественную суть творчества вообще и отдельной его единицы художественного произведения.

По нашему мнению рассмотрение творчества М.О.Ауэзова именно как мыслителя поможет исследователям шире и глубже, разносторонне изучить его наследие. То есть подойти к изучению его творчества как общественного и государственного деятеля, ученого, социолога, этика, эстетика, философа. Пока в этом плане можно напомнить только единственную диссертацию К.Есбаева , где предпринята попытка в определенной мере раскрыть эстетическую сторону многогранного творчества большого художника и ряд ста- "Абай" - / ». ft—* I / - литературный журнал, издавав шийся на каз.языке арабским шрифтом; выпускался с февраля по ок тябрь 1918 года в Новом Семее. Всего вышло II номеров.

I Есбаев К. Эстетические воззрения. М.0.Ауэзова. - Дис... канд. филос. наук. /Текст на каз.языке/. - Алма-Ата, 1973. -176 с. тей,1 вышедших на страницах периодической печати в вышеупомянутые юбилейные дни и позже.

Среди них особо следует выделить статьи профессоров Н.Сар-сенбаева и М.Бурабаева, которые впервые ставят проблемы: изучение творчества . М,0,Ауэзова как мыслителя /Н.Сарсенбаев/ и как одного из основоположников научной разработки истории общественной мысли Казахстана /М.Бурабаев/.

Итак, изучение жизни, творчества и наследия М,0.Ауэзова в настоящее время приковывает пристальное внимание и литературоведов , и филологов, и историков, и философэв.

В основу настоящей работы положены произведения классиков марксизма-ленинизма, в которых нашли глубокую разработку методологические принципы историко-философской науки, принципы подхода и оценки культурного наследия прошлого с точки зрения интересов социалистического и коммунистического преобразования общества.

Вместе с тем в ходе написания диссертации автор руководствовался важнейшими партийными решениями по идеологическим вопросам, по вопросам дальнейшего развития общественных наук, реше-

I См.: Нусупбеков А. М.О.Ауэзов в советской историографии,-йзвестия АН КазССР. Серия "Общественная". 1968, № 3; Есбаев К. М.0.Ауэзов и некоторые вопросы теории эстетики. - Известия АН КазССР. Серия "Общественная", 1971, № I; Жарыкбаев К.М.Эуезов жастар тарбиес! туралы. - Казакстан мугалімі. 1977, 23 сентябрь; Алимжанов А. Художник, ученый, мыслитель. - Прикаспийская коммуна. 1977, 28 сентября; Лизунова Е. Октябрь в творчестве писателя.-Казахстанская правда. 1977, 21 сентября; Мырзахметов М. М.Эуезов Абай мурасынын бїрегей б!лг!р!. - Жетісу, 1977, 16 сентябрь; его же. М.Эуезов Абайдын шыгыска.катысы жайлы. - Казакстан мектеб!. 1977, Л 9;,его же.М.Эуезов уды.акыннын биографы. - Коммунизм нуры. 1977, 22 сентябрь; Петрова С.А. М.Ауэзов исследователь творчества Джамбула. - Известия АН КазССР. Серия "Филологическая". 1977, № 4; Сарсенбаев Н.С. М.Ауэзов как мыслитель. - Известия АН КазССР. Серия "Общественных наук". 1978, II 3; Бурабаев М.С.Научное наследие Мухтара Ауэзова и проблемы истории общественной мысли. - Вестник АН КазССР. 1983, Ш Б и др. — 16 — ниями съездов партии и Пленумов ЦК КПСС» Широко использованы в работе также Постановления съездов партий и Пленумов ЦК Коммунистической партии Казахстана, особенно в той их части, кото-рые имеют непосредственное отношение к развитию общественных наук в нашей республике.

Цель настоящей работы осветить многогранное творчество Мух-тара Омархановича Ауэзова во всей полноте и сложности, как целостный процесс, на широком историко-литературном, общественно-философском фоне. Диссертант стремится более подробно и систематизировано раскрыть общественно-политические взгляды писателя и ученого, их социальную основу и идейные истоки, полнее анализировать его мировоззренческие принципы и научно-литературное наследие в тесной взаимосвязи с историческими условиями Казахстана. Диссертант ставит задачу определить и показать место и роль М.О.Ауэзова в истории развития казахской литературы и культуры, общественной и научной мысли.

Одним словом, показать, что писатель М.О.Ауэзов выступал как мыслитель, обобщая характер своей эпохи, передавая ее духовный облик грядущим поколениям.

Сегодня можно наблюдать следующее: различные вопросы развития духовной культуры народа стали разрабатываться комплексно, объединенными усилиями обществоведов и художников слова. Характеризуя эту тенденцию, академик П.Федосеев пишет: "Вполне закономерно усиление интереса писателей к вопросам философии, социологии, этнографии, а у философов, историков, социологов, этнографов - к художественной литературе, к психологии творчества" .

В связи с этим попытку исследования М.О.Ауэзова как мыслите- .

I Федосеев П. Наука об обществе и общественный Новый мир. 1977, К II, с.179. -17-ти, думается, можно считать и научно-актуальной, и практически необходимой.

На наш взгляд проблема раскрытия М.О.Ауэзова как мыслителя требует специального изучения и обобщения. Исходя из вышеуказанного, можно говорить и о назначении настоящей работы, автор которой "опираясь на уже имеющиеся труды по исследованию жизни и творчества М.О.Ауэзова на основе изучения и обобщения историко-литературного материала и источников, опубликованных в периодической печати м произведений М.О.Ауэзова на русском, казахском и арабском языках, ставит своей задачей изучить и обобщить вышеуказанные исследования. Разумеется, данная диссертационная работа - это лишь первая попытка такого анализа.

Основные этапы жизни и деятельности М.О.Ауэзова

Ныне для нас, почитателей таланта М.0.Ауэзова, стало привычным сравнивать его с Михаилом Шолоховым, Рабиндранатом Тагором и с многими другими выдающимися деятелями литературы, внес-тими неоценимый вклад в историю развития не только своей собственной, национальной культуры, но и в сокровищницу мировой культуры. При этом мы часто забываем о том, что сравнения эти могут быть неточны в том смысле, что любой талант уникален и неповторим уже сам по себе. К тому же нельзя не считаться с объективными условиями, ставшими основой для проявления данного таланта. Мы имеем в виду общественную среду, в котором рос будущий писатель, остроту классовых противоречий, опыт развития национальной культуры, степень развития искусства и литературы там, где и появился великий художник, чье творчество стало отражением целой эпохи в истории его родного народа и обогатило художественную сокровищницу человечества. Без такого подхода нельзя в полной мере оценить роль, значение и место великих художников слова в истории культуры. Без такого подхода невозможно представить себе их величие, значимость не только для современников, но и для потомков.

В.И.Ленин указывал, что при оценке действий исторических личностей необходимо подходить конкретно, брать за исходный пункт живую личность с теми помыслами и чувствами, "которые действительно создаются условиями их жизни, данной системой производственных отношений"1. Отсюда для того, чтобы глубже понять пути становления М.О.Ауэзова как писателя-мыслителя, в начале необходимо хотя бы коротко охарактеризовать экономические, социально-политические условия под влиянием которых происходили крупные изменения духовной жизни казахского народа. События, происходившие в жизни Казахстана в конце XIX - начала XX вв., были тесно связаны с социально-экономическими и политическими переменами в России, в которой несмотря на отсталость от других стран Европы, капитализм перерос в империалистическую стадию своего развития, и в силу ряда обстоятельств, она стала узловым пунктом всех противоречий империализма.

В этот период центр революционного движения из Западной Европы переместился в Россию, а русский рабочий класс стал передовым отрядом международного пролетариата. Все перемены, крупные повороты с общественной жизни России того времени оказали на Казахстан, как на ее колониальную окраину, громадное влияние, втянув его в водоворот экономической и политической метрополии. "Трудовая масса Кирнаселения" еще в тумане грядущих дней инстинктивно чувствовала приближение зари восходящего солнца свобо- да и над его унылыми степями" .

Вце одно большое историческое, общественное, классовое явление этого периода заключается в выделении из среды казахского народа рабочего класса. Промышленность городов, различные заводы, промышленные предприятия, шахты, которые открывались в просторных краях Казахстана во второй половине XIX и начале XX вв., обуславливают развитие и рост рабочего класса. В Казахстане, как и во всей стране росло забастовочное движение. Нарастали ненависть к царизму и эксплуататорским классам, протест и возмущение широких масс. Как указывал В.И.Ленин, "социальная революция не мокет произойти иначе, как в виде эпохи, соединяющей гражданскую войну пролетариата с буржуазией в передовых странах и целый ряд демократических и революционных, в том числе национально-освободительных движений в неразвитых, отсталых и угнетенных нациях" .

Именно в плане этого ленинского высказывания следует рассматривать охватившие Казахстан и Среднюю Азию восстания 1916 года. Они были связаны с назреванием революции в России и смыкались с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства многонациональной страны.

Начало XX века ознаменовалось крупнейшими историческими событиями. Развернулась революционная борьба рабочих и крестьян, руководимых большевистской партией, на новую ступень поднялось национально-освободительное движение в степи. Все шире распространяется в массах марксистско-ленинское учение, в глубинах общественного сознания зарождались основы революционной идеологии. Характеризуя подъем революционного движения в стране конца XIX и начала XX вв., В.И.Ленин писал: "... наступает период непосредственной политической деятельности простонародья... Просыпается мысль и разум миллионов забитых людей, просыпается не только для чтения книжек, а для дела живого, человеческого дела, для исторического творчества" .

Роль литературного и научного творчества М.О.Ауэзова в становлении духовной культуры социалистического Казахстана

"Философия каждой эпохи, - отмечал Ф.Энгельс, - располагает в качестве предпосылки определенным мыслительным материалом, который передан ей ее предшественниками и из которого оно исходит"2.

Литература как одна из форм общественного сознания обусловленного общественным бытием, является ценным "мыслительным материалом" мировоззренческого содержания любой эпохи, любой страны. Именно поэтому в становлении и развитии духовной культуры коммунизма, в коммунистическом воспитании советских людей немаловажную роль играет прогрессивное творчество выдающихся поэтов-писателей.

В наше время Казахстан переживает как бы свое второе рождение. Интерес к духовному наследию Казахстана велик. В связи с этим глубокий с марксистских позиций анализ литературного и научного творчества М.О.Ауэзова, произведения которого любимы народом и широко читаются, необходимо не только для изучения истории развития философской мысли Казахстана, но и для понимания психологии народов современного Востока, что может "оказать действенную помощь в деле сближения народов" .

В интересующем аспекте ценные сведения, содержащиеся во многих трудах М.О.Ауэзова, его научные выводы ныне пршбретают особую актуальность, ибо в современных условиях возрастает важность исследований, истории духовной культуры народов нашей страны. Это вызвано во-первых, необходимостью открыть всем людям еще более широкий доступ ко всему лучшему, что дает духовная жизнь каждого из наших народов, и, во-вторых, дальнеишіш обогащением социалистической многонациональной культуры на основе интенсивного обмена духовными ценностями прогрессивных традиций всех народов нашей страны.

с&мечательные успехи казахской советской литературы, формирование и становление всей культуры Казахстана тесно связано с именем М.О.Ауэзова. Выдающийся мастер слова сформировался под влиянием всепобеждающих ленинских идей о революционном преобразовании мира. Отмечая силу и мощь ленинского учения в развитии культуры вообще, он писал, что " наука, искусство, техника-все виды материальной и духовной культуры в нашей стране связа-ны незримыми могучими нитями с ленинским учением".

М.0.Ауэзов был в числе тех, кто пропагандировал среди масс завоевания Октября, отстаивал и защищал социалистический строй. "Лэгика прошлых событий и анализ мероприятий сегодняшнего дня -писал он, - раз и навсегда определяют для киргиза /казаха- А.Т./ его путь, его направление и разрешают для него вопрос, на чьей стороне должна быть его симпатия" .

Совершая коренной переворот в материальной и духовной сферах общества, Октябрьская революция обусловила новый подъем идейно-эстетической мысли в развитии художественной культуры, привела к новым открытиям на поприще литературы и искусства. Одно из таких выдающихся открытий выпало на долю казахской литературы. Этим открытием явилась грандиозная эпопея Мухтара Ауэзо-ва "Путь Абая", возникшая на магистральном пути художественного познания народной истории. М.О.Ауэзов взял на себя поистине огромную социально-художественную задачу - познать, осмыслить эпоху народного бытия накануне крушения кочевого мира, осознать, кто мы такие, как и с чем мы пришли к новой жизни. В этом была не только его личная творческая потребность, но в этом сказалась и потребность казахского народа, вышедшего из недр прошлого, имея за плечами свою долгую, многострадальную историю. Ибо "каждый народ должен отражать в произведениях литературы и искусства наиболее важные события своей истории, осмыслить их с высоты своего времени и правильно истолковать" .

Новое поколение казахской социалистической нации должно было взглянуть собственными глазами на собственное прошлое,"постигнуть мир идей, мир великих ценностей, понимать и уважать людей и осознать самих себя как величайшую ценность" . Этими глазами нации оказался М.О.Ауэзов. Счастливое совпадение духовной потребности.художника и народа вылилось под пером М.О.Ауэзова, подобно тому, как это случилось в шолоховском "Тихом Доне" в единое полноводное русло народной казахской эпопеи.

На гребне величайшего перелома мировой истории, вызванного Великим Октябрем, видел М.САуэзов свой творческий путь от дра-мы "Енлик Кебек" к "Пути Абая" - путь художественного вживания в нашу эпоху. Вживание диалектическое. Он понимал эпоху в ее движении, а не как неподвижный отрывок времени. При этом М.О.Ауэзов руководствовался положением М.Горького, который писал: "... чем лучше мы будем знать прошлое, тем лучше, тем более и радостно поймем великое значение творимого настоящего" .

Любая стоящая книга, как бы не давлели над ней домысел и личная биография писателя, так или иначе несет в себе основную правду своей эпохи. Вымысел необходим уже потому, что, по словам Белинского, в отличие от задачи историка - "сказать, что было", задача художника - "показать как было" . А для этого необходимо постичь философию факта, эстетически переработать его. Вымысел при этом должен нести в себе объективное, должен вырастать из факта, объяоняя его. Он направлен на раскрытие характеристики факта, на подключение его к цепи других и помогать через отдельный факт передать глубинную правду эпохи, являться необходимым звеном в компоновке событий, в художественной организации идей.

М.О.Ауэзов о соотношении традиций и новаторства в истории развития литературы и общественной мысли Казахстана

Изучение истории развития литературы и общественной мысли казахского народа является одним из важнейших условии поступательного движения философской мысли, которое стало исследоваться лишь после победы Великой Октябрьской революции.

В обобщении и научной разработке исторического опыта развития общественной мысли в Казахстане и в раскрытии "общих и частных закономерностей движения литературных процессов в нашем многонациональном государстве , определенный вклад внес М.О. Ауэзов, утверждавший, что "лучшие представители национальных литератур проникнутые сознанием своей ответственности перед народом, были связаны духовных родством с передовой русской общест-венной мыслью".

Изучая богатое творческое наследие писателя, мы разделяем мнение некоторых исследователей считающих, что М.О.Ауэзов является "одним из основоположников научной разработки истории об-щественной мысли Казахстана".

Классики марксизма-ленинизма постоянно подчеркивали, что общие положения исторического материализма должны служить лишь руководящей нитью при осуществлении конкретных исследований. Когда правильными общими положениями начинают пользоваться как отмычкой, механически прилагают их ко всем случаям, они превращаются в свою противоположность, " ибо всякое общее историческое соображение, применяемое к отдельному случаю без особого разбора условий именно данного случая становится фразой" .

М.О.Ауэзов обязан своими лучшими достижениями в разработке истории литературы и общественной мысли этим методологичесішм принципам. Известно, что в развитии литературно-общественной мысли Казахстана имела большое значение проблема традиции и новаторства, которая занимает особое место в исследованиях М.О.Ауэзова. Вместе с тем, по мнению большинства ученых, проблема традиции и новаторства и ныне является одним из актуальных проблем марксистско-ленинской философии, эстетики и современного литературоведения .

Проблема традиций обычно рассматривается в связи с ролью творческого новаторства. В ее правильном решении ключ к понима я нию самых истоков художественного развития всего человечества .

Ленинское положение о культурном наследии, ленинская теория путей создания пролетарской социалистической культуры имеют жизненно важное, глубокое и непреходящее значение для исследования и этой проблемы. В.И.Ленин подчеркивал, что новая культура опирается на передовые, прогрессивные моменты, на завоевания и достижения старой культуры. Поэтому необходимо не отбрасывать, а усвоить, овладеть, практически переработать все ценное в наследии прошлого. "Мы можем строить коммунизм только из той суммы знаний, организаций и учреждений, при том запасе человеческих сил и средств, которые остались нам от старого общества" .

Из этих ленинских положений М.О.Ауэзов делает вывод: что не разрыв с традициями, а их продолжение, причем настоящее новаторство - это не простое продолжение традиций, а революционное. Ибо "ленинское понимание и оценка эпохи, истории народов и народных культур учит нас анализу явлений и их преемственной связи, в организованном единстве исторических процессов" . Поэтому литераторы должны изучать прогрессивные произведения прошлого в "виде подлинных - народных творений,...с точки зрения взаимосвязей в прошлом и взаимопроникновений в настоящем" .

Искусство социалистического реализма не противостоит предшествующему искусству, не исключает его. По мнению М.О.Ауэзова, наше искусство при всей принципиальной качественной новизне своего художественного метода развиваясь, вбирает в себя существенные традиции прошлого, применительно к новым сторонам современной действительности.

Становление нового всегда трудно. В.И.Ленин в работе "Великий почин" пишет: "... Следы старого в нравах известное время после переворота неизбежно будут преобладать над ростками ново го. Когда новое только что родилось, старое всегда остается в течение некоторого времени, сильнее его, это всегда бывает так и в природе и в общественной жизни" . .

Национальные традиции, как известно, создаются передовой практикой многих поколений. Из века в век отшлифовываются в литературе и искусстве способы художественного освоения мира, передаются принципы оценки общественной среды и природы, накапливаются богатство изобразительных средств.

М.О.Ауэзов о литературе и искусстве как особых формах отражения жизни

Многогранное творчество великого казахского поэта и мыслителя, просветителя-демократа Абая Кунанбаева/ 1845-1904 / имеет богатое содержание, насыщенное глубокими идеями в области философии, литературы, истории, педагогики, психологии.

Творчество Абая отражает передовые идеи современного ему казахского общества и представляет собой прогрессивное демократическое явление в культуре казахского народа. Из общественно-политических проблем Абай уделяет много внимания вопросам государственного устройства, устройства суда биев; из проблем истории -вопросам о происхождении и образовании казахской народности; из проблем литературы и эстетики поэт освещает такие вопросы, как назначение искусства, роль поэта в жизни народа, форма и содержание искусства и др.; из проблем философии мыслитель рассматривает вопрос о природе человека, его познавательной способности. Освещая проблемы этики, Абай подвергает критике феодально-патриархальную мораль, пытается показать причины морального падения господствующего класса. Вместе с тем он развивает учение о положительных нравственных качествах человека, указывает пути их воспитания, выдвигает гуманистические принципы морального совершенствования человека.

При изучении такого многогранного творческого наследия Абая Кунанбаева, естественно, возникли вопросы: идеологом какого класса выступал Абай, на какой идейной основе возникло и сформировалось мировоззрение, каковы идейные источники творчества поэта-мыслителя С другой стороны, эта путаница выражала идейно-теоретическую незрелость самих исследователей. Дело в том, что в процессе создания.новой советской литературы была поднята проблема критического освоения литературного наследия прошлого .В.И.Ленин неоднократно указывал на необходимость внимательного, бережливого отношения к культурному наследию прошлого, на необходимость глубокого изучения. "Без ясного понимания того, - писал В.И.Ленин,-что только точным знанием культуры созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру"2.

В этой связи большое актуальное значение приобрела оценка творчества-Абая, определение его места и роли в истории казахской культуры вообще, и казахской литературы в частности.

Поскольку в культурном наследии казахского народа творчество Абая занимает самое выдающееся место, различный подход к нему в разные периоды-развития социалистического общества является как бы лакмусом , в котором проявились ошибки и заблуждения, но также рост зрелости исследований.

. Уже во второй половине 30-х годов и в последующее время "находит пути правильного понимания творчества Абая иоследователь-екая мысль в Казахстане"0. В работу по всестороннему изучению жизни и.творчества Абая, обогащению абаеведения внесли своей посильный вклад.многие деятели культуры республики - С.ЭДуканов, Г»Мусрепов, Х.Джумаяиев, Е.Исмаилов, М.Сильченко, Б.Кенжебаев, М.Каратаев, А.Нуркатов, Р.Сыздыкова,.А.Жиренчин, Б.Габдуллин, З.Ахметов, М.Божаев, X.Суюншалиев, Т.Алимкулов и другие поэты, прозаики, ученые-обществоведы. В их трудах раскрываются идейные источники, народного, реализм поэзии Айая, показывается тесная связь творчества поэта с жизнью народа, выявляется глубочайший гуманизм и человечность, щедрость натуры и одаренность, всеохватывающий-энциклопедический размах мышления поэта.

Ряд ученых - обществоведов Т.Тджибаев, К.Бейсембиев, Б.Казы ханова, О.Сегизбаев, М.Бурабаев, А.Калмырзаев и другие исследовали общественно-политические, философские, педагогические, эти ко-эстетические -взгляды поэта-мыслителя. В их работах раскрываются закономерности, субъективные и-объективные факторы формирования Абая Кунанбаева как мыслителя, поэта-просветителя, гуманиста демократа. В этом.отношении, то есть в изучении и познании всего, что создано Абаем, наряду с другими учеными велика роль М.О.Ауэ зова. . .. . .

Отстаивая "строгую историчность в истории философии" В.И.Ленин одним из непременных условий выдвигал требование " не приписывать древним такого развития" их идей, которое нам понятно, но на деле отсутствовало еще у .древних" . Применительно к сфере анализа жизни и творчества Абая это ленинское.положение выступает важнейшим критерием историзма исследования. М.0.Ауэзов внимательно и бережно относился к культурному наследию прошлого и строго, не умоляя и не переоценивая, изучал творчество и мишвоз-зрение Абая. В определении социального содержания творчества просветителя он исходил из того, что "Абай был выразителем взглядов трудящихся казахов" ."Все факты творческой и общественной жизни Абая в зрелый период его деятельности свидетельствуют о том, писал М.О.Ауэзов, - что он был непримиримым врагом реакционных сил,- был последователен, непреклонен и велик в выборе спаситель" ного пути для своего терзаемого двойным угнетением народа" . В период жизни Абая среди кпзахского крестьянства были отсталые элементы, носители рутины и консерватизма, и прогрессивная прос-лойка тяготевшая к русским посланцам, стремившаяся вести хозяйство по их образцу, понять преимущества их хозяйственной деятельности и быта, перенять их производственные и культурные навыки. Именно данная часть казахского крестьянства выступала прогрессивной общественной силой, носительницей передовых для своего времени идей, и она прежде всего, как отмечал М.О.Ауэзов, являлась социальной основой творчества великого казахского просветителя.

Похожие диссертации на М.О. Ауэзов как мыслитель