Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования) Рудой Валерий Исаевич

Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования)
<
Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования) Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования) Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования) Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования) Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования) Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования) Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования) Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования) Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рудой Валерий Исаевич. Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования) : ил РГБ ОД 71:91-9/137

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС БУДДИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

I. Ранний этап становления буддизма : социальная база буддийской религиозной идеологии, отражение в канонической литературе различных уровней функционирования буддизма 22

2. Социальная значимость религиозных идеалов двух направлений в идеологии буддизма. Соотношение религии и философии 41

ГЛАВА II. ЧЕТЫРЕ СИСТЖЫ БУДДИЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ РЕЛИГИОЗНО ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

I. Философская интерпретация основных положений буддийской религиозной доктрины. Определение дхармы 53

2. Определяющая роль концепции дхармы в формировании философского дискурса школ классической индобудцийской традиции 72

ГЛАВА III. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПОДХОДА К ВОПРОСУ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ИСТОЛКОВАНИЯ БУДДИЙСКИХ КЛАССИЧЕСКИХ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ПАМЯТНИКОВ

І. Отечественная историко-философская школа буддологии: вклад в разработку метода исследования 99

2. Принципы синтетического подхода к проблеме историко-философского истолкования буддийских логико--дискурсивных текстов 124

3. Философская семантика в процессе истолкования текстов индобуддийской традиции 152

ГЛАВА ІУ. АНАЛИЗ ОСНОВ ФИЛОСОФИИ ВАЙБХАШИКЙ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ АБХИДХАРМЫ ВАСУЕА 167

I. Интерпретация термина дхарма в процедуре историко-философского истолкования 169

2. Исходный предмет абхидхармистской философии. Классификационные определения дхармы 183

3. Абхидхармистские представления о материи 205

4. Соотношение чувственного и интеллектуального уровней познания.

Доктриналышй и логико-дискурсивный аспекты тернарной классификации 223

ГЛАВА V. АБХИДХАРМИСТСКИЕ УЧЕНИЕ О ДЕТЕРМИНАНТАХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Детерминанты психической деятельности в свете классификации дхарм по группам и источникам сознания. Логико -дискурсивная интерпретация доктринальных классификационных единиц 241

2. Классификация по классам элементов детерминанты психической деятельности в неизменённых и изменённых состояниях 2633

ГЛАВА МІ. АБХИДХАРМИСТСКИЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ

I. Источники логического познания 292

2. Концепция опор сознания 317

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 344

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список сокращений 353

Библиография 355

Введение к работе

Данная работа посвящена исследованию религиозно-философских школ, сформировавшихся в Индии в рамках буддийской традиции.

Изучение буддийской классической религиозно-философской мысли, функционирование которой охватывает период І-ХП в. н.э., представляет серьёзную методологическую проблему. В последние десятилетия история духовной культуры Индии всё более привлекает к себе внимание отечественных историков философии. Этот интерес обусловлен прежде всего пониманием того обстоятельства, что вопросы, связанные с общей задачей реконструкции всемирного историко-философского процесса, не могут быть решены только на материале мыслительной традиции, возникшей в античности в странах средиземноморского ареала. Здесь необходимо обращение также и к традициям, генетически автономным, т.е. к тем типам философствования, которые сложились в Индии и Китае (см., в частности, Кобзев 1988)* в эпоху древности и раннего средневековья.

Философская мысль в процессе своего исторического становления обнаруживает общие закономерности, хотя форма проявления этих закономерностей всегда имеет свою конкретную историко-культурную обусловленность. Выявление диалектики общего и особенного в истории становления философских традиций Индии, Китая и средиземноморской античности, - традиций, которые не опосредовали друг друга в своём возникновении, и представляет собой центральную проблему научной реконструкции всемирного историко-философского процесса.

В период древности и раннего средневековья историко-философ- к Ссылочный аппарат даётся в соответствии с кодовой системой, принятой в ГРВЯ издательства "Наука". - См. Библиографию. ский процесс на Индийском субконтиненте развивался в основном под влиянием мощных доктрин религиозной идеологии - противосто- ящих друг .другу доктрин буддизма и брахманизма, хотя, разумеется, он не может быть целиком редуцирован только к этому» Религиозная идеология пронизывала все сферы общественной жизни. Абсолютное большинство социально-значимых идеологических движений с необходимостью принимало религиозную форму. И эта господствующая тенденция характерна не только для Индии, но в равной степени и для дальневосточного культурного очага; она представляет собой существенное историко-культурное отличие этих двух регионов от цивилизации средиземноморской античности.

Тенденция господства религиозной идеологии решающим образом предопределила конкретные формы развития философского учения на Индийском субконтиненте. Исследование письменных памятников индийской классической религиозно-философской мысли показывает, что основное направление идейной полемики разворачивалось по преимуществу именно внутри этой тенденции. Таким образом, перед историком философии встаёт серьёзнейшая задача : необходимо разработать такую методологическую схему, которая бы позволяла при анализе религиозно-философских оригинальных текстов отделить собственно философское содержание, прояснить соотношение религии и философского знания.

Одновременно с господствующей тенденцией в индийской философии существовала и контртенденция в форме материализма (школы адживики, локаята), открыто порывавшего с религией, но эта конр-

Под брахманистским мировоззрением мы имеем в виду всю совокупность идеологических представлений, разработанных носителями теоретического сознания различных социальных групп брахманского (жреческого) класса-сословия. тенденция едва намечена. В древнем и раннесредневековом индийском обществе в силу его культурно-исторических особенностей атеистический материализм не имел сколько-нибудь широкой социальной базы и поэтому не мог представлять решающей альтернативы мировоззрению религиозно-философских школ. Непризнание этого факта влечёт за собой неизбежное искажение историко-культурной реальности. Подобное искажение способно радикально повредить выявлению общих закономерностей в процессе формирования философских воззрений в данном регионе, помешать адекватному установлению общего и особенного в этом процессе.

В огромном массиве индийского классического философского наследия, среди памятников, уже введённых в научный оборот к настоящему времени, не обнаружено текстов, аутентично излагающих собственно материалистическую философскую традицию. Именно это обстоятельство и послужило катализатором для развернувшейся в Индии с начала 50-х гг. идеологической борьбы за национальное философское наследае. Идейное противостояние обозначилось между западными буржуазными историками философии и индийскими традиционалистами, с одной стороны, и марксистскими исследователями, с другой.

Традиционалисты, а вслед за ними и большинство западных историков философии выдвигают идеалистическую по своему существу интерпретацию историко-философского процесса на Индийском субконтиненте. Основные положения этой интерпретации состоят в утверждении уникальности классической индийской философии, в её по преимуществу спиритуалистическом характере (см., например, Радхакришнан 1956, с.14-15), в отрицании приложимости общих закономерностей историко-философского процесса применительно к тому типу мыслительности, который возник и получил письменное закрепление в древней и раннесредневековой Индии.

В противовес этой позиции индийские марксисты стремятся всемерно подчеркнуть роль атеистических и материалистических учений в период древности и раннего средневековья. Поиски в этом направлении, однако, были сопряжены с некоторыми крайностями, обусловленными остротой идеологической борьбы как внутри современной Индии, так и за её пределами, и прежде всего в странах, национальная культура которых формировалась под влиянием различных аспектов индийской историко-культурной традиции. В сегодняшней социально-политической практике этих государств и самой Индии классическое культурное наследие играет огромную роль, продолжая выступать одним из основных элементов национального самосознания. Именно поэтому борьба за культурное наследие есть борьба за преимущественное идеологическое влияние в сфере общественного сознания, есть борьба, которая имеет вполне отчётливые политические аппликации.

Традиционалистские позиции в современной индийской историко--философской науке сформировались значительно раньше, нежели позиции марксистские. Основные установки традиционализма в области истории философии закладывались ещё на рубеже XX столетия, и эти позиции первоначально имели - с точки зрения политической практики - положительное значение для формирования национального самосознания. Утверждение уникальности вклада Индии в .духовную культуру человечества, всемерное подчёркивание особенностей специфических черт индийской мыслительной традиции, богатстве религиозно-философского наследия - всё это явилось мощным инструментом объединения народов Индии в борьбе за независимость.

Индийская марксистская историко-философская наука выступила на путь идеологической борьбы значительно позже традиционалистов и в борьбе с традиционалистскими воззрениями использовала по сути тот же самый метафизический приём, но только сделав при этом чрезмерный акцент не на спиритуализме философского наследия Индии, а на атеистическом материализме. Таким образом, индийские марксисты в сфере историко-философской науки оказались в таком положении, когда, по словам К.Маркса, "первая критика всякой науки необходимо находится во власти предпосылок той самой науки, против которой она ведёт борьбу" JMapKC К. Т.2., с.33).

Эти крайности, связанные с попыткой абстрактного противопоставления материалистических и идеалистических учений в индийской классической философии, нашли известное отражение даже в творчестве крупнейшего представителя индийской марксистской историко-философской науки - Д.Чаттопадхъяи. В таких его трудах, как "Локаята даршана" (Чаттопадхъяя 1961), "История индийской философии" (Чаттопадхъяя 1966) и "Индийский атеизм" (Чаттопадхъяя 1973) - работах, исключительно богатых оригинальными фактическими данными, атеистический материализм превращается из едва наметившейся контртенденции - каким он только и мог быть в эпоху тотального господства религиозной идеологии в древней и раннесредневековой Индии - в одну из ведущих тенденций историко-философског процесса в этом регионе.

Тем не менее весь ход творческой эволюции Д.Чаттопадхъяи, неразрывно связанный с освоением диалектико-материалистического метода в полном объёме, способствовал преодолению - в значительной мере - абстрактного подхода к классическому философскому наследию. Итоговая в этом смысле монография "Живое и мёртвое в индийской философии" (Чаттопадхъяя 1981) содержит в себе попытку анализа противостояния идеалистических и материалистических решений узловых философских проблем. Именно этот обновлённый подход и позволил индийскому исследователю указать на прогрессивную роль буддийской философской мысли, которую он называет "диалектическим мировоззрением". В этом состоит существенный вклад Д.Чаттопадхъяи в марксистское исследование индийской классической религиозно-философской мысли.

В рамках функционирования индийских классических религиозно--философских систем(школ) наиболее яркий период связан с активным противоборством двух линий - буддийской и брахманистской. Философские системы, лояльные брахманистской доктрине, защищали тезисы о существовании субстанциальной мировой души (атмана) и души индивидуальной, о божественной сотворенности мира. В противоположность им философия, сформировавшаяся под влиянием буддийской религиозной традиции, отрицала субстанциальную душу, как мировую и индивидуальную, выдвигая утверждение о несотворённости мира и его принципиальной познаваемости ("Буддизм" 1970). Такая мировоззренческая позиция, которую занимали буддисты по отношению к брахманской ортодоксии, безусловно, представляла собой специфическую форму свободомыслия. И это принципиально важно .для понимания существа идеологических процессов в .древней и раннесредневековой Индии.

Хотя буддийская религиозно-философская мысль и испытывала сильнейшее влияние религиозной доктрины, она тем не менее не была скована необходимостью признания абсолютного авторитета Вед - архаического первоисточника брахманской ортодоксии. Веды, зафиксировавшие идеологические представления и религиозные культы эпохи родо-племенных общественных отношений и начала их разложения, не включались буддистами в комплекс обязательного традиционного образования. Буддийская религиозная идеология формировалась как идеология военной знати, хотя носителями теоретического сознания в буддизме являлись именно представители монашеских общин. Одна из социальных функций буддийской религиозной доктрины состояла в заведомом снижении ценностного статуса жреческого (брахманского) сословия в традиционном индийском обществе. - II -

В уравнении всех сословий индийского общества относительно возможности реализовать конечные религиозные цели ( достижение "освобождения" ) также можно обнаружить черты исторически конкретных форм проявления буддийского свободомыслия.

Социальным и религиозно-идеологическим противостоянием буддизма и брахманизма во многом предопределялось и противоборство религиозно-философских школ, сформировавшихся в русле этих двух традиций. Буддийская религиозно-философская традиция, выступавшая одной из важнейших компонент в историко-идеологическом процессе на Индийском субконтиненте, к ХП в. н.э. практически прекратила своё функционирование в данном регионе, будучи вытесненной под напором брахманистских теистических систем в Центральную Азию и на Дальний Восток. К этому моменту философская проблематика классического буддизма уже откристаллизовалась и может рассматриваться нами как конкретно-исторический результат предшествующей стадии историко-философского процесса в Индии. Победа ортодоксальных брахманистских философских школ не означала, однако, полное прекращение существования индобуддийской традиции.

В преформированном виде структурирующее влияние этой традиции отчётливо прослеживается в письменных памятниках Центральной Азии и Дальнего Востока. Именно эти два новых региона и осваивались индийскими миссионерами-буддистами в первую очередь. Под влиянием индобуддийской традиции здесь сформировались два вторичных буддийских религиозно-философских комплекса - тибето-буддий-ская традиция в Центральной Азии и начальная буддодаосская традиция в Китае.

Индобуддийская философская традиция ассимилировалась в этих новых для неё регионах по-разному. В Китае к моменту проникновения туда первых письменных памятников буддийской мысли уже функционировала наряду с .другими письменная философская традиция, созданная в рамках религиозной идеологии даосизма. Перевод ин-добуддийских философских текстов на китайский язык осуществлялся посредством привлечения понятийно-терминологического аппарата этой автохтонной .дальневосточной традиции. Важно подчеркнуть, что принцип перевода - "подбор подходящего по смыслу"(Цюрхер 1969, с.203), господствовавший на первом этапе рецепции буддизма в Китае, с необходимостью предполагал наличие у переводчика философской рефлексии как на даосскую, так и на индобуддийскую традицию. А это означает, что для исследования раннего исторического этапа становления буддодаосизма знание текстов индобуддий-ской традиции является абсолютно необходимым. Историко-философской науке принадлежит в таком исследовании главенствующая роль.

Становление буддизма в Тибете происходило иначе, нежели на Дальнем Востоке, однако роль индобуддийской традиции в формировании философского .дискурса в этом регионе не менее важна. До проникновения первых буддийских миссионеров в Тибет письменная культурная традиция здесь ещё не сформировалась. Философский дискурс как форма теоретического сознания также был неизвестен. В целом, тибетское общество находилось на более ранней социально-экономической стадии развития, нежели общество индийское на тот же период. В области идеологии господствовали анимистические и иные культы, среди которых в специальной литературе принято выделять идеологическое образование, именуемое "религией Бон" или "бонским шаманизмом".

Принцип перевода индобуддийских канонических и прочих текстов на тибетский язык был принципом "кальки", посредством которого практически однозначно воспроизводилась философская семантика оригиналов (см. подробнее: "Праджня" 1965, с. У-УШ, а также Си-монсон 1957). Этот процесс складывания языка тибетобуддийской религиозно-философской традиции охватывал около четырёхсот лет и - ІЗ - в результате привёл к формированию письменного языка буддийской учёности в этом регионе. Только по завершении этого процесса и начали появляться оригинальные тибетобудцийские философские сочинения*

Благодаря своей способности ассимилировать автохтонные идеологические образования индобуддийская традиция значительно видоизменилась в Тибете и в этой своей вторичной, собственно тибето-буддийокой форме, и была зафиксирована в оригинальных тибетских философских текстах.

Адекватное понимание этих текстов и, следовательно, понимание процесса становления философского дискурса в Тибете может быть достигнуто только с учётом роли в этом становлении исходной индобуддийской традиции, исследованию философского содержания которой и посвящена предлагаемая работа. » х ж

Общая характеристика работы :

Актуальность темы данного исследования обусловлена факторами как научно-прикладного, так и фундаментального характера.

Отечественная историко-философская наука вплоть до последнего времени не уделяла достаточного внимания изучению истории классической индийской религиозно-философской мысли и, в частности, буддийской, на материале оригинальных традиционных текстов. Исследование этого круга философских источников проводится, как правило, лишь в рамках востоковедных разработок и по преимуществу методами источниковедения. Исключение представляют собой только выдающиеся труды историко-философской школы в буддологии (Ф.И.Щербатской, О.О.Розенберг) в первой трети XX в., интерес к которым в последние годы возрос в весьма зна- чительной степени. Тем не менее вне фундаментальных историко--философских исследований того огромного вклада, который внесла классическая буддийская религиозно-философская мысль в мировую культуру, невозможно претендовать на полноту научных представлений о ходе всемирного историко-философского процесса. Данная работа призвана в известной степени восполнить этот пробел как в методологическом, так и в содержательном аспектах.

Другой фактор, обусловливающий актуальность темы, связан с задачами изучения буддийской идеологии и культуры в целом. Эти задачи не могут быть успешно разрешены без преодоления европоцентристского взгляда на историко-философский процесс, без критического переосмысления подхода, который признаёт статус философии лишь за европейской традицией философского знания, берущей своё начало в греческой античности.

Именно на пути решения этих актуальных вопросов и могут быть достигнуты, как нам представляется, научно значимые результаты.

Предмет исследования. Изучение классической буддийской религиозно-философской мысли связано с исследованием оригинальных палийских и санскритских текстов, созданных в эпоху .древности и раннего средневековья. Специфика этого философского материала состоит в том, что дошедшие до нас тексты изложены специальным, высокотерминологичным языком и в силу этого не могут быть прочитаны и поняты без предварительной историко-философской интерпретации понятийно-терминологического аппарата. Эта задача неразрешима в рамках филологии, так как имеет специально философскую природу.

Реконструкция философских воззрений, сформировавшихся в различных школах и направлениях буддизма, также представляет отдельную историко-философскую проблему, поскольку классификация материала в этих системах была принципиально иной, нежели в философских системах средиземноморской античности. Именно поэтому в центре нашего исследования стоит проблема историко-философского истолкования традиционных буддийских текстов.

Объект исследования и стерень его изученности. Полный историко-философский анализ, который имел своей целью продемонстрировать разработанную нами специальную теорию истолкования и одновременно дать реконструкцию философских воззрений школы Вайб-хашики, проводился на материале одного из самых значительных памятников классической индобуддийской традиции - Энциклопедии Абхидхармы (Абхидхармакоша) , - принадлежащего крупнейшему систематизатору философии хинаяноких школ Васубандху (У в. н.э.). Энциклопедия Абхидхармы представляет собой подлинную сокровищницу буддийского теоретического умозрения, в которой подводится итог всему, что накопила буддийская философская мысль со времени своего возникновения и в чём она противостоит брахманиот-ским религиозно-философским системам древней и раннесредневеко-вой Индии. Историко-философская уникальность этого важнейшего первоисточника состоит также и в том, что он был полностью переведён на китайский (УІ и УП вв. н.э.) и тибетский (IX в. н.э.) языки. В этой связи изучение санскритского оригинала представляется нам делом первостепенной важности, т.к. позволяет провести сравнительное содержательное исследование санскритской,

Абхидхарма - третий раздел корпуса буддийских канонических текстов, включающий в себя собственно философские трактаты. Способ философствования, развившийся на основе этих трактатов, получил наименование "абхидхармистская философия", или абхи-дхармика. Подробнее см.: ЭБ 1961, с. 89-90. тибетской и двух китайских версий и сформулировать научно достоверный взгляд на способы и результаты передачи индобуддийокой религиозно-философской традиции средствами .других культур, выступающих реципиентами этой традиции.

Энциклопедия Абхидхармы Васубандху интересна также и тем, что, являясь нормативным образцом абхидхармистской философии, она изучалась представителями практически всех школ и направлений буддизма как в Индии, гак и в Тибете, Монголии, Китае и Японии. Этот фундаментальный текст содержит весь понятийно-терминологический аппарат индобуддийокой религиозно-философской традиции и представляет способы философствования и самый стиль мышления, получивший распространение в школах хинаянского направления.

Выбор Энциклопедии Абхидхармы в качестве объекта исследования связан ещё и с тем обстоятельством, что санскритский оригинал её долгое время считался безвозвратно утраченным. Он был случайно обнаружен в середине 30-х гг. в небольшом тибетском монастыре Нгор (Санкритьяяна 1937), а издан лишь в І967(АКБ 1967).

Исследования Ф.И.Щербатского, О.О.Розенберга, Л. де ла Балле Пуссена - переводы, интерпретации текста Абхидхармакоши -проводились на основе её тибетской и китайской версий (Щербат-ской 1923, Розенберг 1918, І. де ла Балле Пуссен І923-І93І). Мы впервые обратились к санскритскому оригиналу этого памятника и с целью его ввода в научный оборот подготовили полный перевод разделов "Анализ по классам элементов", "Анализ психических способностей" и "Анализ картины мира". Наши историко-философские исследования опирались на предварительные источниковедческие разыскания и перевод текста.

Цель исследование - I) сформулировать на базе общих принципов диалектико-материалистической методологии специальные положения историко-философского истолкования текстов индийских классических религиозно-философских систем ; 2) проверить истинность и достоверность этих положений на материале конкретных текстов индобуддийской религиозно-философской традиции, в частности, на материале трактата "Энциклопедия Абхи-дхармы" Васубандху (У в. н.э.),, ?адачи исследования. При реализации цели данной работы мы выделили основную и четыре вспомогательных задачи :

Конкретизация общих принципов диалектики применительно к проблеме историко-философского истолкования текстов индийских классических религиозно-философских систем :

Обзор становления проблемы историко-философского истолкования текста в отечественной буддологической литературе. Оценка вклада отечественной историко-философской школы.

Анализ структурной специфики индийских классических религиозно-философских школ с позиций общих принципов диалектико-материалистической методологии.

Формулирование основных положений разработанного нами синтетического подхода к проблеме истолкования традиционных индийских философских текстов.

Изложение полного историко-философского истолкования текста I раздела Энциклопедии Абхидхармы Васубандху - как синхронный версии философских воззрений школы Вайбхашика (хинаянское направление).

Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы данной работы нами использовались труда классиков марксизма-ленинизма, а также исследования советских философов в области теории историко-философского процесса - А.С .Богомолова, Б.В.Емельянова, М.В.Желнова, К.Н.Любутина, Т.И.Ой-зермана, Э.Г.Юдина и др.

В работе учтены конкретно-методологические достижения классиков отечественного востоковедения - основоположника историко-философской школы в буддологии В.Ф.Щербатского и его видного последователя О.О.Розенберга.

В процессе разработки теоретических вопросов историко-философского истолкования текстов индийских классических религиозно-философских школ мы обращались также к трудам отечественных авторов, исследовавших методологический аспект проблемы истолкования в критическом и позитивном отношениях, и прежде всего к публикациям П.П.Гайденко, В.С.Горского, А.Я.Гуреви-ча, Г.И.Богина, С.М.Брайновича, Г.Г.Майорова, С.М.Маркова и др.

Новизна исследования. Пункты, характеризующие новизну результатов данной работы, могут быть сгруппированы следующим образом :

Конкретно-методологическая новизна. Нами предложен принципиально новый подход к вопросу истолкования философских текстов индобуддийской традиции. Этот подход позволяет реконструировать и объяснить не только философские воззрения, зафиксированные в конкретном тексте, но также способ и содержание взаимодействия на синхронном срезе различных относительно автономных уровней функционирования буддийской идеологии (религиозная доктрина, культовая психотехническая практика и собственно философский дискурс). Предлагаемый нами по.цход применим - с равной степенью обоснованности - и к текстам брахманистской религиозно-философской традиции.

Новизна в целостном осмыслении индобуддийской традиции: а) впервые в отечественной специальной историко-философ ской литературе дан системно-генетический очерк ста новления буддийской религиозно-философской традиции, основанный на предварительном исследовании оригиналь ных источников соответствующих школ и направлений ; б) нами предлагается сравнительный анализ основных по ложений четырёх школ классической буддийской фило софии в Индии, построенный на определении исходно го предмета философствования ; в) намечены - в содержательном аспекте - пути решения проблемы взаимодействия религиозной доктрины и фи лософии в буддизме.

Новизна в изучении конкретной школы классической фд-дийской философии - школы Вайбхашика (хинаянское направление): а) впервые в отечественной и международной буддологии проведено последовательное историко-философское истолкование всех без изъятия параграфов (карик) I (экспозиционного) раздела Энциклопедии Абхидхармы Васубандху, причём в истолковании сохранена - что представляется в настоящее время особенно важным -традиционная последовательность подачи материала ; б) дана радикально новая историко-философская интерпре тация ряда важнейших для буддийской философской тра диции понятий (дхарма, нирвана и др.) ; в) установлен в аналитически-доказательной форме исход ный предмет философствования школы Вайбхашики - религиозно-идеологически детерминированное рассмот рение человеческой психики.

Апробация исследования. Основные результаты данной работы изложены в монографии "Васубандху. Энциклопедия Абхи-дхармы. Часть I. Анализ по классам элементов. (Введение, перевод, комментарий, историко-философское исследование В.И.Рудого)". М., 1980, 20 а.л.

Большинство положений и методик данного исследования было представлено автором в научных докладах и сообщениях на заседаниях Годичной научной сессии ЛО ИВ АН СССР (1984, 1985, 1986, 1987, 1988, 1989, 1990 гг.); на Ежегодном расширенном заседании Сектора Южной и Юго-Восточной Азии ЛО ИВ АН СССР (1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1988); на I Всесоюзном совещании по проблемам философии и идеологии стран зарубежного Востока (Душанбе, 1981 г.), на П Всесоюзной буддологической конференции (Москва, 1987). Все упомянутые выступления получили положительную оценку.

Данная работа была обсуждена и на объединённом заседании сотрудников Отделов литератур, общих проблем, письменных памятников Индии и стран Южной Азии, Группы по изучению проблем неомистицизма Института востоковедения АН СССР ( Москра, 1987 г.); на заседании Группы по изучению буддизма ЛО Института востоковедения АН СССР (Ленинград, 1989 г.); на за- седании Кафедры истории философии философского факультета Ленинградского государственного университета (1990 г.). Brows Р9ШІРШР? ЙРОАедрвания осуществлялось по трём направлениям : І) в разработке спецкурса "Религии Индии", прочитанного на философском факультете ЛГУ (1983/84 - 1987/88 учебные года), спецкурса "История индийской философии", прочитанного там же (1982/83, 1983/84, 1984/85, 1985/86, 1988/ 89 учебные года) и спецкурса "Философия в духовной культуре стран Востока" для аспирантов ЛНЦ АН СССР (1987, 1988, 1989, 1990); 2) в разработке перспективной исследовательской программы до 2005 г, для руководимой автором межсекторальной проблемной Группы по изучению буддизма ЛО ИВ АН СССР; 3) в лекционной работе по линии общества "Знание" (Лекторий ЛО ИВ АН СССР, Центральный лекторий общества "Знание"); 4) в исследованиях сотрудников межоекторальной проблемной Группы по изучению буддизма ЛО ИВ АН СССР - М.Е.Ермакова, Е.П.Островской, Е.А.Торчинова.

Структура диссертации. Специфика системно-генетического метода в изучении буддизма как полиморфного идеологического образования, принятого в работе, определили логику исследования и соответственно архитектонику диссертации, которая состоит из Введения, шести глав, Заключения, библиографии и приложения.

Ранний этап становления буддизма : социальная база буддийской религиозной идеологии, отражение в канонической литературе различных уровней функционирования буддизма

На протяжении длительного исторического периода по преимуществу два фактора оказывали важнейшее влияние на становление философской проблематики в буддизме. Это, во-первых, собственно религиозная доктрина, письменно зафиксированная в Сутра-питаке, первом разделе буддийского канонического корпуса (т.н. Буддийский канон). Во-вторых, по всему диахронно-му срезу функционирования буддийской религиозно-философской мысли в Индии развитие основных её идей сопровождалось непрестанной полемикой с ортодоксальными брахманистскими религиозно-философскими школами. В силу этого для правильного понимания существа буддийского философствования,этапов становления его проблематики и для уяснения основных закономерностей развития данного процесса необходимо прежде всего про составе и структуре буддийского канонического корпуса см. : Ламотт 1958, с. 163-210.

Содержание полемики зафиксировано как в собственно буддийских постканонических текстах логико-дискурсивного уровня (Абхидхармахридая, Абхидхармакоша, Абхидхармадипа, Спхутар-тхабхидхармакоша-вьякхья и т.д.), так и в комментаторской литературе практически всех брахманистских религиозно-философских систем. анализировать проблему соотношения религиозной доктрины и философского дискурса в буддизме.

Обратимся к узловым точкам в истории формирования буддизма. Буддизм возникает в середине I тысячелетия до н.э. в русле традиции, подвергшей радикальной критике характерную для брахма-нистской ортодоксии веру в абсолютный авторитет Вед и выдвинувшей идеологические доктрины, напрямую не связанные с брахманизмом (джайнизм, адживика).

Наиболее ранние свидетельства, относящиеся к начальным этапам истории буддизма, представлены данными эпиграфики и археологии, датируемыми приблизительно серединой Ш века до н.э. Здесь прежде всего следует упомянуть надпись на колонне близ непальского города Румминдеи (Бонгард-Левин, Ильин 1969, с. 428, п.4), своеобразный мемориал в честь основателя буддийского вероучения Сиддхартхи Гаутамы из кшатрийокого (воинского) клана Шакьев, и наскальные эдикты императора Ашоки, в которых приводятся названия сутр (бесед-наставлений), изложенных Буддой для преодоления "ложных воззрений" (Л. де ла Балле Пуссен 1930, с.126-133).

Философская интерпретация основных положений буддийской религиозной доктрины. Определение дхармы

Классический период развития буддизма в Индии дал истории философии многочисленные образцы логико-дискурсивных текстов, созданных в русле четырёх ведущих школ - Вайбхашики ( другое название : Сарвастивада) и Саутрантики (хинаянская традиция), Мадхъямики и Виджнянавады (махаянская традиция). Эти тексты позволяют с достаточной полнотой реконструировать основные установки, предмет философствования, базовые идеи и метод, сложившиеся в рамках каждой из перечисленных школ.

Краткий очерк этих четырёх систем буддийской мысли следует, по всей очевидности, начать с вычленения концепций, общих практически для каждой философской школы, возникшей внутри буддизма как системного идеологического образования. Здесь важно подчеркнуть, что .для понимания существа рассматриваемой философской проблематики исследователь с необходимостью должен обращаться к тем фундаментальным положениям религиозной доктрины, которые и представляют собой содержательные идеологические детерминанты буддийского философского .дискурса.

В качестве свода таковых главнейших доктринальных положений выступает, как мы уже отмечали, прежде всего учение. Религиозно-идеологический аспект "четырёх благородных истин" рассматривался нами в последнем параграфе предыдущей главы настоящей работы.

Своё воздействие в процессе становления философских идей на всём протяжении функционирования буддизма в любой из стран распространения буддийской культуры.

Философия по мере своего развития всё более автономизи-ровалась как форма общественного сознания, хотя и никогда не порывала с религией. Она ставила проблемы, уже не так непосредственно связанные с нуждами доктрины, как это было в доклассический период. Но поскольку это была всё же религиозная философия, то её характер в целом, самая её направленность не могли выйти за установленные доктриной пределы? Учение о "четырёх благородных истинах" и выступало в роли такого идеологического ограничителя.

Отечественная историко-философская школа буддологии: вклад в разработку метода исследования

Значительный этап в развитии не только отечественной, но и мировой буддологической мысли связан с периодом становления и функционирования Петербургской историко-философской школы в буддологии. Ф.И.Щербатской, а позднее и его ученик О.О.Розенберг явились создателями нового научного метода в изучении как буддийской культуры в целом, так и систем буддийской философии.

Ф.И.Щербатской (1866-1942) был востоковедом широкого профиля : крупный санскритолог, внесший значительный вклад в исследование индийской поэтики, тибетолог, палист, историк индийской культуры, он, тем не менее, сосредоточил свои основные усилия на изучении историко-философской проблематики, уделяя преимущественное внимание буддизму как религиозно--философской системе.

Чтобы правильно оценить то новое, что связано с первым этапом деятельности Ф.И.Щербатского в области буддологи-ческих исследований, необходимо кратко обрисовать интеллектуальную ситуацию, сложившуюся к началу XX века в западноевропейской буддологии. Характерной чертой этой ситуации являлось практически полное доминирование так называемого "филологического" (то есть заимствованнного из греко-латинской филологии) подхода к изучению буддийских религиозно-философских текстов. Поскольку философия рассматривалась как нечто, первично возникшее в средиземноморском ареале, то и жанровая квалификация текстов буддийского происхождения находилась в прямой зависимости от .древнегреческих образцов. Иными словами, европоцентризм как ведущая методологическая установка функционировал в умах западноевропейских исследователей внерефлексивно. Но поскольку буддийская культура не представляла прямых и полных аналогий тому, что в Европе понималось под философским трактатом, то проблема жанровой квалификации её текстов настоятельно требовала для своего разрешения новой методологии. Основной массив буддийских собственно философских текстов входил в состав известного к тому времени в Европе Палийского канона - собрания текстов, возводимых по традиции к основателю учения Гаутаме Будде. Канон, как мы уже отмечали в главе I настоящей работы, включал три раздела : Сутта-питаку (собрание бесед-наставлений), Виная-питаку (свод дисциплинарных правил для монашеских сообществ) и Абхидхарма-питаку (философский дискурс, имеющий целью разъяснить и детализировать основные доктринальные положения, изложенные в первом разделе).

Интерпретация термина дхарма в процедуре историко-философского истолкования

Термин .дхарма в той его специфической семантике, единственно в рамках которой он зафиксирован в классических буддийских логико-дискурсивных текстах, ставил в тупик не одно поколение профессиональных буддологов. Объяснение этому сле 1 0 различных направлениях истолкования этого базового понятия буддийской идеологии подробно см.: Розенберг 1918,с.82 .дует искать, на наш взгляд, не столько в трудностях понимания для европейского исследователя значения этого философского термина, сколько в самом характере по.дхода к изучению буддизма. И здесь необходимо ещё раз конкретно указать на два существенных обстоятельства, затруднявших интерпретацию термина дхарма.

Первое из них - это господство конфессионально-изолирующего принципа изучения буддизма. И это прежде всего выражается в тенденции рассматривать буддийскую культуру как нечто развивающееся по своим собственным законам, а буддийскую философию исследовать вне её непосредственной идейной и понятийно-терминологической связи с другими - небуддийски- религиозно-философскими системами Индии. Следствие а также: Щербатской 1923, с.1-6, где убедительно демонстрируется ограниченность "чисто филологического" по.дхода при интерпретации ключевых слов (терминов) буддийской философии. Одна из последних по времени попыток актуального разграничения семантического поля термина дхарма была предпринята А.К.Уордером (См.: Уордер 1971, с.272-295).

Немногочисленные исключения представлены здесь двухтомным исследованием Ф.И.Щербатского "Буддийская логика", отдельными статьями Л. де ла Балле Пуссена в журнале "Китайский и буддийский сборник" (Брюссель, І93І-І937) и некоторыми работами, написанными в русле методологических установок отечественной историко-философской школы в буддологии (см.,в частности: Шаст-ри, 1964).

Детерминанты психической деятельности в свете классификации дхарм по группам и источникам сознания. Логико -дискурсивная интерпретация доктринальных классификационных единиц

Абхидхармисты рассматривали человеческую субъективность, то есть индивидуальную психику, в .динамике её развёртывания, как онтологическую реальность. Необратимость существования реальности во времени неотделима от непрерывного переживания этой реальности. В силу данного обстоятельства время выступает общей детерминантой всего причинно-обусловленного как в предметном мире, так и в психике, поскольку действие закона причинно-зависимого возникновения необратимо во времени.

Такой подход предполагал разделение бытия как целого на то, что подпадает под действие закона причинно-зависимого возникновения, то есть существует как преходящее и конкретное, и то, что существует как абсолютное и вечное (см.: АКБ, 1,с.37). Это разделение в дальнейшем признавалось всеми последующими школами буддийской мысли, хотя и не было подвергнуто, как мы стремились это показать на материале четырёх ведущих систем, определённым реинтерпретациям.

Проблема трансформации сознания, то есть "перехода" бытия из модуса причинно-зависимого и невечного в модус абсолютного и вневременного, предполагала - в плане логико-дискурсивного обоснования - разработку систематического анализа как неизменённых состояний сознания, так и этапов психотехнической процедуры, направленной на остановку развёртывания потока индивидуальной субъективности. Однако здесь важно ешё раз подчеркнуть то существенное обстоятельство, что опорные категории такого анализа задавались доктриной, то есть уже в доктри-нальных текстах были зафиксированы классификационные понятия, хотя их связь между собой эксплицитно и не была прояснена.

Исходя из этого, Васубандху при изложении абхидхармистско-го традиционного учения о психике ставил перед собой задачу максимально отчётливо прояснить эти связи, подкрепляя свои рассуждения авторитетом канонической Абхидхармы и текстов Сутра-питаки. Материал, представленный им в кариках 21 - 22 I раздела Абхидхармакоши (АКБ, I, с.14-22), .даёт возможность реконструировать взгляды вайбхашиков на проблему обусловленности сознания чувственным уровнем отражения предметной действительности. Кроме того, здесь же рассматриваются вопросы, связанные с логико-дискурсивным изложением психотехнического аспекта этой проблемы. В этой карике и автокомментарии на неё Васубандху даёт доктринальное обоснование классификации явлений сознания (чайтта или чайтасика), которые в своей тотальности могут быть описаны посредством четырёх групп - чувствительности, понятий, форматирующих факторов и сознания (см.: АКБ, I,c.I4). Группа сознания объединяет внутри себя такие виды сознания, по отношению к которым все остальные психические проявления сознания выступают его модусами, или зависимыми переменными.

Похожие диссертации на Классическая буддийская религиозно-философская мысль (методология историко-философского исследования)