Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-философский анализ евразийского учения Игнатова С. В.

Историко-философский анализ евразийского учения
<
Историко-философский анализ евразийского учения Историко-философский анализ евразийского учения Историко-философский анализ евразийского учения Историко-философский анализ евразийского учения Историко-философский анализ евразийского учения Историко-философский анализ евразийского учения Историко-философский анализ евразийского учения Историко-философский анализ евразийского учения Историко-философский анализ евразийского учения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Игнатова С. В.. Историко-философский анализ евразийского учения : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Москва, 1995 154 с. РГБ ОД, 61:95-9/100-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I, Евразийство как философия культуры 31

1. Истоки и специфика евразийского учения 31

2. Евразийство о вваимоевязи православия и русской культуры 48

ГЛАВА II. Теософия и философия истории евразийского учения

1. Геософия как структурообразующий элемент евразийской теории 64

2. Концепция истории России 75

ГЛАВА III. Евразийская "социально-политическая философия 92

1. Трактовка проблем государства,, права и хозяйства 92

2. Современные модификации евразийства 11

Заключение 1.39

Библиография.

Введение к работе

В настоящее время Россия переживает период обострения социальных и межнациональных противоречий. Как никогда остро стоит проблема сохранения этнической и культурной целостности Российского государства. Угроза распада Российской Федерации приобрела реальные очертания. Поэтому неудивителен рост научного интереса к русским социально-философским концепциям начала XX века, когда Россия также столкнулась с явлениями глубокого кризиса. Возрос интерес и к евразийскому учению. В частности актуальное звучание приобрели взгляды евразийцев на проблему сохранения историко-культурной самобытности евразийских народов.

Таким образом, интерес к евразийству не является чисто академическим. Евразийство получило дальнейшее осмысление в работах ряда современных российских исследователей (А. Дугин, Е Султанов), которые пытаются дать свое видение самобытности России как Евразии. Представитель позднего евразийства Л. Е Гумилев утверждал, что "если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство"!. Мы считаем, что осмысление евразийского наследия является актуальной научной проблемой и имеет важное теоретико-методологическое и прикладное значение.

Евразийское движение возникло в 1920 г. в Софии в среде русской эмиграции. Как отметил современный исследователь евра-

1 Начала. М. , 1992. N 4. С. 16.

зийства А. В. Соболев, - "С самого своего зарождения евразийство выступало как попытка творческого реагирования русского национального сознания на факт русской революции"^. Различные представители эмиграции пытались осмыслить причины и характер революции, а также определить свое место в дальнейшем развитии событий в России.

Картина политических течений в среде русской эмиграции ции была в то время весьма многообразной. На крайне левых позициях находились эсеры, социал-демократы (меньшевики), сменовеховцы и, впоследствии, троцкисты. К либерально-демократическому направлению относились эмигранты, объединившиеся вокруг газеты "Возрождение", которую издавал Е Струве. Крайне правых взглядов придерживались участники фашистских парижских и харбинских группировок (младороосы и др.), возникшие под влиянием победы Б. Муссолини в Италии в 20-е годы.

Евразийство представляло собой своеобразное движение, которое сложно вместить в рамки какой-либо определенной политической ориентации. По замечанию Е А. Бердяева "евразийцы стоят вне обычных правых и левых"2. После 1928 года часть из них, так называемая "кламарская группа", перешла на леворадикальные позиции.

Идейными предшественниками "кламарского уклона" в евра-

  1. Соболев А. Е Князь Е С. Трубецкой и евразийство// Литературная учеба. М. , 1991. N б. С. 121.

  2. Бердяев Н. А. Евразийцы//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М. ,1993. С. 293.

зийстве (который будет рассмотрен ниже) были "сменовеховцы". Это политическое направление русской эмиграции получило название от сборника "Смена вех", изданного в Праге в 1921 году группой идейно близких авторов (Е В. Устрялов, Ю. В. Ключников, С. С. Чахотин, Ю. ЕПотехин). В противоположность авторам сборника "Вехи" (Е Бердяев и др.), вышедшего вскоре после революции 1905-1907 гг. , "сменовеховцы" выступили с призывом к сотрудничеству с Советской властью в расчете -на ее перерождение. Аналогичных взглядов в целом придерживались и участники евразийской "кламарской группы".

Здесь уместно отметить, что в своем социально-философском аспекте евразийство было тесно связано с текущей политикой. Евразийская социальная философия основывалась на теоретическом фундаменте других компонентов учения - теософии и культурологии. На наш взгляд, именно в рамках евразийской "географической школы" и религиозной культурологии получили оформление исходные принципы учения, составляющие его константу.

У истоков евразийского учения стояли талантливые ученые; филолог Е С. Трубецкой, музыковед и публицист Е IL Сувчинский, географ и экономист Е Е Савицкий, религиозный писатель В. Е Ильин, правовед ЕЕ Алексеев, историки Г. В. Вернадский, Л. Е Карсавин и М. М. Шахматов. Евразийство было идейно-неоднородным, в связи с чем состав участников движения часто менялся.

Отсутствие идейно-теоретического единства в среде евразийцев затрудняет исследование их научного наследия. В данной работе предпринята попытка вычленить инвариантные составляющие

евразийства, а затем дать оценку степени близости конкретных авторов основным константам евразийской модели. Следует отметить, что почти каждый идеолог евразийства претендовал на теоретическую самостоятельность, но нас интересуют общие очертания социокультурной концепции евразийства. Поэтому в центре нашего внимания вопросы, составляющие, на наш взгляд, проблемное поле собственно евразийства и определившие внутреннюю логику и структуру учения.

Сам термин "евразийство", предложенный П. Е Савицким, вызвал споры среди основателей движения. Так, Г. Б. Флоровский утверждал, что это название затушевывает православную сущность русской культуры. В то же время он признавал название "бьющим в глаза, вызывающим, а потому подходящим для для агитационных целей"1.

Основателем и идейным лидером евразийства по праву считается князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), русский ученый-языковед. Он родился в семье, принадлежавшей к интеллектуальной элите русского общества Его отец, Сергей Николаевич, был профессором Московского университета, известным исследователем античной философий. Интеллектуальная атмосфера семьи оказала несомненное влияние на духовное развитие Е С. Трубецкого. Закончив исторический факультет Московского университета по специальности "лингвистика", ЕС.Трубецкой получил известность как выдающийся филолог. После Октябрьской революции Трубецкой покинул Россию. В эмиграции он основал ев-

1 Путь. N 2. Париж, 1926. С. 29.

разийское движение и стал его ведущим теоретиком. Работа а С. Трубецкого "Европа и человечество"(1920), в которой он выступил против идеологии европоцентризма, послужила отправным моментом для формирования евразийской историософии. Исследования Е С. Трубецкого развивались по двум направлениям: обоснование роли туранского влияния на культурное развитие России и разработка концепции "истинного и ложного национализма". На всем протяжении существования евразийского движения Е С. Трубецкой принимал в нем активное участие.

Другой видный представитель евразийства, Петр Николаевич Савицкий, родился в Чернигове в 1895 году. Перед революцией он получил известность как автор ряда исследований в области экономической географии. Бо время гражданской войны Савицкий эмигрировал в Болгарию, где редактировал журнал "Русская мысль", а затем в Чехословакию, где заведовал кафедрой экономики Русского аграрного института и читал лекции в Русском свободном университете. В 1922 году, совместно с Е С. Трубецким, Е Е Савицкий возглавил евразийское движение. Он стал постоянным редактором евразийских изданий, где публиковал свои исследования по вопросам экономики и геополитики. Б период оккупации Гитлером Чехословакии Е Е Савицкий был директором русской гимназии. В 1945 году он был арестован органами НКВД и осужден на 10 лет лагерей. После реабилитации в 1956 году вернулся в Прагу, где работал в качестве члена государственной комиссии по аграрной географии. Е Е Савицкий умер в Праге в 1965 году, им написано множество работ, в частности "Географические особенности России" (1927), "Россия - особый географи-

ческий мир"(1927), а также большое количество статей.

Заметное место в разработке евразийской концепции по правовым вопросам принадлежит теоретику государства и права Николаю Николаевичу Алексееву (1879-1964). Он родился в семье профессионального юриста и, следуя семейной традиции, поступил на юридический факультет Московского университета. В 1911 году защитил магистерскую диссертацию на тему "Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов". С 1912 являлся штатным профессором Московского университета. Основной сферой его научных интересов была философия государства и права.

В годы гражданской войны Е Е Алексеев принимал участие в подготовке Учредительного собрания. В 1921 году он эмигрировал и вскоре был приглашен в Прагу в качестве профессора русского юридического факультета. В Праге Е Е Алексеев сблизился с кружком будущих участников евразийского движения и, с 1927 года начал постоянно сотрудничать в евразийских изданиях, где опубликовал ряд статей, в частности "Евразийцы и государство" (1927), "Евразийство и марксизм" (1929) и другие. Умер в Швейцарии в 1964 году.

Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973) был одним из крупнейших историков русского зарубежья. Он родился в семье выдающегося ученого Владимира Ивановича Вернадского, всю жизнь серьезно интересовавшегося историей. Г. В. Вернадский получил университетское историческое образование. Уже в студенческие годы центр научных интересов іюлодого ученого составляла история взаимоотношений древней Руси с Востоком. Некоторое время

- у -

Г. В. Берн аде кий преподавал в Петербургском, а затем Таврическом университетах. После революции эмигрировал в Прагу, где познакомился с П. Н. Савицким и примкнул к евразийскому движению. Опубликовал ряд статей по истории Древней Руси и Евразии. После 192? .года поселился в США, где преподавал в Йельеком университете и создал свою историческую школу.

Заметное место в разработке евразийского учения занимают Л. П. Карсавин и Г. В. Флоровский. Лев Платонович Карсавин, русский религиозный философ и историк, родился в 1832 году в Петербурге, в семье артиста балета. Закончил исторический факультет Петербургского университета где, после стажировки в Италии и на юге Франции, стал работать в качестве профессора. Основными офенями его на\7чн^'х ин^епеоор являлись религиозная культурология и историософия. Б 1922 году Карсавин был выслан из России. Находясь в эмиграции, он сблизился с евразийцами на почве мессианской идеи исторического предназначения России. Став идейным лидером движения, Карсавин перешел на позиции оправдания революции и большевизма. В 1929 году в силу идейных разногласий с другими участниками движения Л. П. Карсавин отошел от евразийства. Позднее он работал на кафедре всеобшей истории Каунасского университета (Литва). После присоединения прибалтийских государств к СССР, Карсавин был арестован органами НКВД. Скончался в лагере в 1952 году.

Как уже отмечалось, начиная с 1S26 года, когда центр евразийства переместился в Париж, Карсавин фактически стал идейным лидером движения. Под его руководством евразийство приоб-г,р jfQ гатротз^ия ^єопйтичєско^п йтп-тилфря, ''Т жесткой идеологии.

Карсавину принадлежит основная заслуга в создании программного документа "Евразийство. Опыт систематического изложения''!, который обозначил превращение евразийства в единую идеологическую платформу. Б этом документе раскрыта концепция идеократи-ческого государства, предпринята попытка наметить конкретные пути перехода к постбольшевистскому евразийскому государственному строю в России. Карсавин предполагал, что такой переход произойдет мирным путем, в результате диалога с переродившейся партийной верхушкой СССР.

Начиная с 19S8 года, евразийское движение пошло на спад. Б этой ситуации претензии Карсавина на теоретическое и идейное лидерство в движении привели его к обострению отношений с другими членами "кламарской группы" и отходу от движения.

Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979) был известен как видный религиозный философ и богослов. После окончания историко-филологического факультета Одесского университета специализировался по фософии. После революции эмигрировал, преподавал богословие в Париже, а с 1948 года в Нью-Йорке. Последние годы жизни преподавал в Лринстонском унверситете (США).

В первом евразийском сборнике "Исход к Востоку" (1921) Г. В. Флоровский поместил статью "О народах неисторических", в которой развивал идею Н. С. Трубецкого о культурно-исторической равноценности народов, а также проследил общие и отличчитель-ные черты евразийства и идеологии славянофилов. В сборнике "На

1 Евразийство. Опыт систематического излодения//Пути Евразии. М. , 1993.

путях. Утверждение евразийцев" (1922) Г. В. Флоровский сформулировал принципиальные положения евразийской концепции межнациональных отношений. В 1928 году Г. В. Флоровский отошел от евразийского движения в связи с идейными разногласиями с другими его участниками. В статье "Евразийский соблазн" он подверг евразийство резкой критике за его чрезмерную политизацию.

Г. В. Флоровский не мог согласиться с наметившейся в движении к середине 20-х годов устойчивой тенденции примирить евразийство с марксизмом. "И вот подлинную творимую Россию евразийцы увидели не там, где есть она, не в твердынях православного духа, а у "воров". Всю жуткую и трагическую проблематику религиозно-культурного перерождения и преображения евразийцы по старой интеллигентской манере свели на задачу создания нового направления, новой партии, единой и единственной, которая должна переслоить выброшенный революционными бурями "новый правящий слой", с тиранической властностью организовать его вокруг себя и стать его основою и направляющей силой"Ї, - писал Флоровский в статье "Евразийский соблазн".

Наиболее неразгаданной фигурой в евразийском движении является Петр Петрович Сувчинский (1892-1985), русский музыковед и философ. Он родился 17.10.1892 г. в Санкт-Петербурге, высшее образование получил в Германии. Вернувшись в Россию в 1915 году, Сувчинский стал сотрудничать в периодических изданиях, посвященных музыке. К этому периоду относятся его статьи

1 Флоровский Г. В. Евразийский соблазн//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М. , 1993. С. 247.

о философии искусства и музыкальной поэтике. В 1920 году Сув-чинский выехал в Софию и стал одним из основателей евразийского движения. С 1922 по 1928 руководил выпуском евразийских периодических изданий в Берлине и Париже, а в 1928 году стал одним из инициаторов "кламарского раскола" в евразийстве. С 1930 года отошел от движения и постоянно поселился в Париже, где пережил немецкую оккупацию. В 50-е годы опубликовал во французской университетской прессе серию статей о русской музыке. Автор работ посвященных "онтологии музыки" (философским аспектам музыкального творчества) 2.

Ключевою роль в расколе евразийского движения играл и Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1880-1939). После революции он эмигрировал в Лондон, где встретился с П. П. Сувчинским, на которого в это время была возложена задача по распространению евразийских идей в странах Европы. В 1925 году Д. П. Святополк-Мирский создал в Лондоне группу последователей евразийства. В этом же году он опубликовал в "Славянском обозрении" статью "Евразийское движение", в которой наряду с позитивным изложением основ евразийства содержались идеи, по существу отождествлявшие последнее с марксизмом. Так, говоря о соединении мистического сознания с практической деятельностью, Д. П. Святополк-Мирекий в качестве иллюстрации привел ленинский план эликтрификации России, а также провел аналогию между идеей соборности личности и большевистским коллективизмом. По его мнению, "коммунизм и фашизм надо понимать как огрубленное

1 Encyclopedie de la musique. Paris, 1961. Vol.3. P. 721.

приближение к идеалу идеократического государства"*. Д. П. Свя-тополк-Мирекий считал что, хотя евразийство выросло из консервативных традиций русской мысли, оно неуклонно эволюцио нирует влево и может найти сторонников в Советской России. Он одним из первых деятелей эмиграции признал прогрессивное значение революции, факт существования советской культуры, что привело его к идейным расхождениям с основателями евразийского движения (Н. С. Трубецким и П. Н. Савицким).

Наряду с ЕЕ Сувчинским Д. П. Свято полк-Мире кий известен как инициатор раскола в евразийстве. В 1928 году ЕЕСувчинс-кий находился в Кламаре, где ему было поручено наблюдение за работой типографии, печатавшей новый орган движения - газету "Евразия". Неожиданно для Н.С.Трубецкого и Е Н.Савицкого, Сув-чинский взял на себя всю полноту редакторской ответственности, поместив в первом номере газеты обращение Марины Цветаевой к Маяковскому и свою статью, содержавшую апологию большевизма. Сувчинского поддержали Л. Е Карсавин, С. Я. Эфрон и другие. Е Н. Савицкий расценил деятельность "кламарской группы" как измену главным принципам движения. Н. С. Трубецкой также резко осудил действия "кламарцев", но одновременно в письме Е Н. Савицкому он выразил разочарование в связи с "отрывом евразийства 07 реальной русской жизни и культуры" и указал на необходимость реформировать движение, отказавшись от "национальной

1 Mirsky D. S. The Eurasian Movement//The Slavonic Review. London, 1927. Vol.6. N 17. P. 312.

- 14 -ограниченности"і.

После "кламарского раскола" Д. Е Святополк-Мирекий продолжал развивать идею сближения евразийства с большевизмом. Б 1931 году он опубликовал в газете "Ла нувель ревю франсез" статью о необходимости пересмотра основ движения в направлении синтеза православия с коммунистическими идеалами^. Б 1932 году, при содействии А. М. Горького, Д. П. Свят ополк-Мире кий получил советское гражданство и вернулся в Россию. В 1937 году он был обвинен в троцкизме и арестован. Погиб в лагере под Магаданом в 1939 году.

Б 1939 году органы НКВД начали следствие по делу об контрреволюционной организации "Евразия". Были арестованы бывшие эмигранты, сотрудничавшие с органами НКВД в период пребывания за границей и участвовавшие в издании газеты "Евразия", среди них видный деятель "кламарского уклона" в евразийстве С. Я Эфрон. Все они были приговорены к раестрелуЗ.

Подводя итог краткому знакомству с основными участниками евразийского движения необходимо вновь подчеркнуть его заметную идейную неоднородность. Участников движения объединяли в первую очередь их патриотические настроения, отрицание европо-

  1. ГАРФ , ф. 5783, оп. 1, ед. хр. 420, л. 82// Письмо Н.С.Трубецкого П. Н. Савицкому от 8-10.11.1930 г.

  2. См.: Mirsky D. Le histoire de un emancipation//La nouvelle revue francaise. 1931. N216. P. 284-397.

  3. Cm. : Фейнберг M. , Клюкин Ю. Дело Сергея Эфрона//Столица. 1992. N 33,39.

- 15 -центризма, убежденность в особой исторической миссий России. Традиционное евразийство представлено, на наш взгляд, именами Н.С.Трубецкого, IL Н. Савицкого, Г. В. Вернадского, Н. П. Алексеева и, отчасти, Л. Е Карсавина (в тех его публикациях, где он пытался суммировать принципиальные установки "традиционного евразийства").

В развитии евразийского движения можно проследить, два основных этапа.

Первый период: 1921-1925 годы. Разработка географических и историко-культурных аспектов учения. Первым коллективным евразийским сборником стала работа "Исход к Востоку", авторами которой были Н. С. Трубецкой, П. П. Сувчинский, П. Н. Савицкий и Г. В. Флоровский. В 1923 году к евразийскому движению присоединился Г. В. Вернадский, который стал одним из авторов евразийской исторической концепции.

Второй период: 1926-1938 годы. Активная разработка политической проблематики, поиск путей преодоления большевизма и создания в России идеократического государства. Дентр евразийства перемещается из Праги в Париж, его лидером становится JL П. Карсавин. В 1928 году произошел "кламарский раскол" в евразийстве, когда часть евразийцев, объединившаяся вокруг газеты "Евразия", перешла на позиции оправдания большевизма. Газета "Евразия" выходила в Кламаре (Франция) в 1928-1929 годах, в ней помимо П. П. Сувчинского и Д. П Святополк-Мирского сотрудничали П. С. Арапов, А. С. Лурье, В. R Никитин, С. Я. Эфрон и другие.

С момента раскола началось постепенное угасание евразийского движения. После кончины Н.С.Трубецкого (1938) оно прекра-

тшк> -ра&ил^ свое существование.

Основным источником, позволяющем раскрыть специфику со-цио-культурной философии евразийства являются работы самих евразийцев, а также материалы архивных фондов. Помимо монографических трудов и сборников статей евразийцы выпускали тематические сборники: "На путях. Утверждение евразийцев" (Берлин, 1922); "Евразийская хроника" (Под редакцией IIН. Савицкого, Прага, 1925-1926; Париж, 1926-1928); "Евразийский временник" (Берлин, Париж, 1923-1927); "Евразиец" (Брюссель, 1929-1934); "Евразийские тетради" (Париж, 1934-1936). В 1928-1929 годах во Франции выходила еженедельная газета "Евразия".

Публикации евразийцев сопровождались острыми дискуссиями в интеллектуальной среде русской эмиграции. Г. В. Флоровский и П М. Бицилли, первоначально близкие к движению, позднее выступили с резкой критикой в его адрес. В полемику с евразийцами вступали также Н.А.Бердяев, И. А. Ильин, А. А. Кизеветтер, П. Н. Милюков, Ф. А. Степун, В. А. Мякотин и другие.

Русский историк, публицист и политолог А. А. Кизеветтер (1866-1933) с 1922 года возглавлявший в Праге Русский исторический архив, был одним из наиболее серьезных оппонентов евразийства. Развернутая критика евразийской концепции дана им в статье "Евразийство" (1925). Истинным теоретическим ядром евразийства, по мнению Кизеветтера, является "... мысль о том, что в национальных культурах нет общечеловеческих элементов, что человечество в своей культурной жизни разбито на взаимно чуждые культурные миры и что нет и не может быть таких культурных духовных ценностей, которые имели бы значение общечело-

- 17 -веческое":?. Выразив таким образом свое понимание сущности евразийства, Кизеветтер подверг учение критике с позиций европоцентризма.

Другой мыслитель русской эмиграции, историк и философ культуры П. М. Бицилли в статье "Два лика евразийства" (1927) солидаризировался с евразийским призывом к русскому культурному возрождению, "под каковым понимается религиозное возрождение", с утверждением примата Руси как носительницы высшей христианской культуры и гражданственности в Евразии. П. М. Бицилли подверг критике евразийский проект будущего государственного устройства России, возражая против привлечения церкви к управлению государством: "Бее дело портит их проект "единственной правящей партии "...Положение Деркви в "Евразии", т.е. в Российской империи, будет при наличности "правящей православной партии" неизбежно одним из органов имперского властвования - и этим самым уже определяется ее положение и в собственно России. Этого ли хотят евразийцы, так красноречиво говорящие о свободе церкви"?^

Статья "Два лика евразийства" относится к периоду, когда Е М. Бицилли идейно примыкал к евразийству. Позднее он усмотрел в евразийской идеологии реакционно-тоталитарные тенденции, отошел от движения и выступил с его резкой критикой.

  1. Кизеветтер А. Евразийство//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М. , 1993. С. 271.

  2. Бицилли П. М. Два лика евразийства//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М. , 1993. С. 288.

Проживавший в Париже русский историк В. А. Мякотин (1867-1937) дал критику евразийства в статье "Об отношениях между Россией и Западной Европой". Анализируя евразийство, В. А. мякотин отметил, что "в исходных положениях этой теории правильные положения причудливо смешаны с неправильными, противоречащими представлениям, установленным современной социологией и историей и воскрешающими устаревшие, отброшенные уже наукой взгляды"^. В. А. Мякотин считал, что евразийцы воскрешают и пытаются переложить на современную действительность патриархальные черты русского образа жизни. Согласно его мнению, поводом к появлению евразийской теории стали психологические переживания ее авторов, связанные с вынужденной эмиграцией. Таким образом, он фактически лишил евразийство статуса научной теории.

Переходя к обзору отечественных публикаций о евразийстве, необходимо сразу отметить что, к сожалению, евразийская проблематика стала предметом серьезных исследований отечественных ученых только в самое последнее время. Возникшая в последние годы возможность отказаться от обязательных стереотипов и схем, а также внутриполотическая обстановка в России, возникшая в результате распада СССР, обусловили рост научного интереса к евразийству.

До 1989 года советская историография евразийства насчитывала крайне незначительное количество публикаций. К 1979 г. впервые в отечественной историографии вышли статьи, авторы ко-

1 ГАРФ, ф. 5917, д. 9, оп. 1, л. 2.

- 19 -торых С Л. В. Данилова, В. В. Каргалов и В. Мещеряков) і предприняли попытки критики исторических построений евразийского учения, а также перечислили имена основных его участников. В 1979 году в Тарту были опубликованы тезисы доклада М. И. Черемисской "Концепция исторического развития у евразийцев". Автором дан подробный анализ программных положений евразийства, показано его место в контексте идейных течений начала XX века. В частности, М. И. Черемисская прослеживает связь евразийства не только со взглядами русских славянофилов XIX века, но также с идеологиями панмонголизма и пантюркизма?.

В 1980 году была издана монография В. А. Кувакина "Религиозная философия в России: начало XX века". 3 Параграф четвертой главы монографии озаглавлен "Континент-океан" или проект создания в России государства фашистского типа", в нем впервые в философской литературе сделана попытка оценки социально-политического аспекта учения. В данном разделе автор характеризует евразийство как заметное направление философского и социологи-

  1. Данилова Л. В. Русское средневековье в современной историографии США//Вопросы истории. М, , 1961. N3. С. 63-91; Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М. , 1967. С. 234-245. ; Мещеряков В. Евразийцы // БСЭ. 1-е изд. М. , 1979. Т. S3. С. 827-828.

  2. Черемисская М. И. Концепция исторического развития у евразийцев. Тезисы доклада. Тарту, 1979. С. 186-192.

  3. Кувакин В. А. Религиозная философия в России: начало XX века. М. , 1980. С. 124-129.

- 0 -ческого сознания буржуазно-помещичьей эмиграции 20-х-начала- 30-х годов. По-мнению В. А. Кувакина, "социальный утопизм и либерализм с элементами просветительства уживался здесь с контрреволюционными, националистическими, империалистическими и... даме... фашистскими тенденциями"!. Автор подчеркивает, что "определяющими в евразийстве были антизападнические настроения":!. Касаясь проблемы идейной эволюции евразийства, автор прходит к выводу, что "она отразила факт проникновения идеологии сначала итальянского, а затем немецкого фашизма в определенные слои контрреволюционной эмиграции",?.

В вышедших позднее статьях Д. II ШишкинаЗ и А. В. Гусевой4, предприняты первые попытки ввести широкого читателя в курс евразийской проблематики, расставить самые основные акценты. В этом мы видим главное значение указанных публикаций, в которых содержится лишь краткое изложение основных, с точки зрения авторов, положений евразийства, причем выбор этих положений не всегда удачен- В целом у авторов часто отсутствует критический и историко-культурный анализ евразийских текстов.

  1. Там же. С. 125.

  2. Там же. С. 129.

  3. Шишкин Д. П. Историософия евразийства и русский консерватизм второй половины XIX в. //Из истории философской мысли России второй полоеины XIХ-начала XX в. № , 1984. С. 69-83. Деп. в ЙНИОН.

  4. Гусева А. В. Концепция русской самобытности у евразийцев: критический анализ. Рукопись деп. в ЙНИОН АН СССР, Л. , 1986.

Одновременно евразийская прблематика была затронута в работах Л. Н. Гумилева? (в контексте взаимоотношений Руси и Великой Степи) и в полемике, развернувшейся вокруг этих работе. Содержание концепции Л. Я. Гумилева рассматривается в заключительном разделе диссертации.

Широкое научное обсуждение проблем евразийства началось с конца 80-х годов. В 1989 г. в журнале "Вопросы философии'* вышла статья С. С. Хоружего о IE КарсавинеЗ. В статье излагаются философские взгляды Л. IX Карсавина и проведен сравнительный анализ идейно-политической ориентации Карсавина и французского писателя и философа начала XIX века идеолога католицизма Ж. де Местра. В этом же году были опубликованы работы И. А. Исаева, посвященные социально-политическим и социокультурным аспектам евразийской философии. В статье "Геополитические аспекты тотальности: евразийство"^ Исаев впервые проследил геополитические истоки и установки евразийства в контексте актуальной для XX века проблематики тоталитарного общества. Статья представ-

  1. Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. М., 1966. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. ML . 1989.

  2. Чивилихин В. В. Память // Роман-Газета. М., 1982. N 16-17; Сулейменов 0. Аз и Я. Алма-Ата, 1975.

  3. Хоружий С. С. Карсавин и де Местр //Вопросы философии. 1989. N 3. С. 79-93.

  4. Исаев И. А. Геополитические аспекты тотальности: евразийство//Тот элитаризм как исторический феномен. М., 1989, С. 203-222.

- 22 -ляет определенный интерес, поскольку в ней на материале евразийских текстов проводится анализ евразийской модели государственного устройства, затрагиваются ранее неисследовавшиеся проблемы геополитики, в частности соотношение в истории континентальных и морских цивилизаций.

В 1990 году в Институте философии АН СССР прошла конференция по евразийству., организованная А. В. Соболевым. В последующие годы появились многочисленные публикации о евразийстве не только в научных изданиях, но и в периодике.

Политологи стали рассматривать евразийскую концепцию государственного устройства в контексте охватившего Россию кризиса межнациональных отношений. Усилившаяся тенденция дезинтеграции России стимулировала напряженные поиски сохранения целостности государства и русской нации. Интерес к евразийству принял политизированные формні.

В статье Ю. В. Линника "Евразийцы" подчеркнут свойственный евразийцам глобально-ноосферный подход к пониманию бытия России-Евразии, в грандиозном пространстве-времени которого органически сливаются различные культуры и народы в великий "собор народов" как "симфоническую личность"^.

Изучению евразийства посвящены также статьи Ф. И. Гиренка, С. Ю. Ключникова, В. Козловского, О. В. Манихина, Л. И. Новиковой,

1 См: Гумилев Л. Н. Заметки последнего евразийца//Наше наследие. 1991. N 3. С. 19-26; Кожинов В. Историософия евразийе-тва//Наш современник. 1992, N 2, с. 140-144.

Линник Ю. В. Евразийцы/УСевер. 1990. N12. С. 133-141.

- 23 -Л Н. Сиземской, И. А. Савкина, А. В. Соболева, И. А. Тугаринова, А. Г. Дугина и другихі. В научно-философский обиход введено значительное количество евразийских текстов.

В 1991 году в журнале "Философские науки" вышла статья М. И. Новиковой и И. Н. Сиземской "Евразийский искус", посвященная анализу сборника "Исход к Востоку". В статье рассмотрено содержание сборника, приведены сведения о его участниках. Авторы весьма критически оценивают концептуальные положения евразийства, видя в них вариант социальной утопии. В этом же году в журнале "Советское славяноведение" завершилась публикация статьи В. Н. Топорова о Н. С. ТрубецкомЗ. В статье показан научный путь Н. С. Трубецкого в контексте развития русских духовных традиций 20-30 годов. В статье В. Дурновцева "Между лесом и степью" раскрыты истоки евразийства и дан очень краткий очерк евразийской концепции русской истории. Автор основывается,

1 См: Дугин А. Г. Пробуждение с тихий//Эле менты. 1992. N 1. С. 3-4; Гиренок Ф. И. Евразийские тропы//Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. М. , 1993. С. 162-180. ; Соболев А. В. Полюса евразийстваУ/Новый мир. 1991. N 1. С. 180-182. ; Хору-жий С. 0. Карсавин, евразийство и ВКП// Вопросы философии. 1992. N 2. С. 78-84.

S Новикова М. Л , Сиземская И. Н. Евразийский искус//Философе кие науки. 1991. N 12. С. 103-108.

3 ТопорОЕ В. Н. Николай Сергеевич Трубецкой: ученый, мыслитель, человек - к столетию со дня рождения//Советское славяноведение. 1990. N б. 1990. N 1. 1991.

главным образом, на взглядах Г. В. Вернадского, оставляя без внимания исторические построения других представителей евра-зийстваі.

В 1991 году в Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО состоялась конференция на тему "Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра". Многие участники конференции (И. Исаев, А.Соболев и другие) посвятили свои выступления анализу евразийской концепции внешнеполитической ориентации России*?. В 1992 году была опубликована статья Н. А. ОмельченкоЗ, в которой дан обзор полемики, развернувшейся вокруг евразийства в среде русской эмиграции. Актуальность евразийского наследия представлена в вышедшей в 1993 г. статье В. Я Пащенко "Евразийцы и мы"4.

Исследованию различных аспектов евразийского учения посвящено несколько защищенных в последние годы кандидатских диссертаций. В диссертации Р. А. Урхановой^ предпринята попытка це-

  1. Дурновцев В. Медеду лесом и степью (еще одна тайна русской истории)//Родина. 1991. N4. С. 51-55.

  2. Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра. Из материалов конференции, состоявшейся в Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО/ /Иностранная литература. 1991. N 12. С. 213-228.

  3. Оме ль ченко Н. А. Споры о евразийстве: опыт исторической ре-конструкции//Полис. 1993, N 3. С. 156-163.

А Пащенко В. Я Евразийцы и мы//Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. N 3. С. 79-89, N 4. С. 48-58.

5 Урханова Р. И. Евразийство как идейно-политическое течение в русской культуре XX века (автореферат кандидатской диссертации). Институт философии Российской АН. М. , 1992.

- 25 -лостного рассмотрения евразийства в контексте развития русских духовных традиций и, в частности, в ряду социально-политических и историко-философских учений русской эмиграции. В целом диссертация представляет собой систематизацию и описание евразийских текстов. Она представляет определенный интерес в качестве комплексного введения в исследование духовного феномена евразийства. В кандидатской диссертации А. Г. Горяева "Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект":/ даны дефиниции евразийства как идеи и евразийства как явления культуры, рассмотрена связь евразийства с традициями русского славянофильства. Автор предпринимает не всегда корректные попытки актуализации евразийства.

Другой автор кандидатской диссертации, С. И. Данилове, исследуя социальную философию евразийства, попытался применить приемы научного исследования, разработанные Д. Лукачем и Ю. Ха-бермасом. Не вполне убедительными представляются попытки С. И. Данилова перевести евразийскую социальную философию в область онтологии, связав ее с проблемой решения фундаментальных вопросов бытия и мышления. Диссертационная работа Ю. В. Колесни-

  1. Горяев А.Г. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект (автореферат кандидатской дисеертаци). М. , 1993.

  2. Данилов СИ. Социальная философия евразийства: истоки, сущность, современное состояние (автореферат кандидатской диссертации). Росс. гос. социальный институт. М. , 1994.

- 26 -ченкоі имеет во многом эклектичный характер; язык работы неоп-равдано усложнен. В то же время евразийская теорий личности, разрабатывавшаяся в основном Л. П. Карсавиным, представляет собой наиболее сложный для для восприятия компонент евразийского учения, поэтому попытка исследования этого компонента, предпринятая Ю. В. Колесниченко, представляет определенный научный интерес.

Еще одну немаловажную группу источников по евразийскому учению составляют публикации, вышедшие на Западе. Они стали появляться уже в 20-е годы. Среди более поздних, вышедших за рубежом исследований евразийства можно отметить статью русского философа, проживавшего с 1925 года в Германии Ф. А. Степуна "Россия между Европой и Азией". Ф. А. Степун был современником евразийцев, но упомянутая статья написана им в 1962 году. Это дало автору возможность рассмотреть евразийство в качестве целостного и логически-завершенного учения. В статье отмечено парадоксальное сходство взглядов отечественных националистов и западноевропейских "русофобов". И те, и другие утверждали, что Россия как в силу своей культурно-исторической специфики должна быть отнесена не к Европе, а к Азии. С целью проиллюстрировать интенсивный характер культурных контактов России с Европой (а евразийцы в целом не подвергали их сомнению), Ф. А. Сте-

  1. Колесниченко Ю. В. Концепция личности в философии евразийства (автореферат кандидатской диссертации). МГУ. М. , 1994.

  2. См.: Степун Ф. А. Россия между Европой и Азией//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М. , 1993. С, 307-327.

'О'У

пун привел многочисленные примеры культурных контактов и взаимовлияний этих двух регионов.

Заслуживает упоминания и ряд других зарубежных исследований евразийского учения. Несколько таких исследований создано проживающим в США русским социологом Н. В. Рязановскмм. Так, в статье "Азия глазами русского" он подчеркнул, что одной из основных тем в русском наследии является тема осмысления русской революции. Согласно взглядам евразийцев помимо отрицательных сторон русская революция имела и положительные аспекты, связанные с ростом социальной активности народных масс. Е целом же евразийцы считали большевизм логическим завершением идей российского западничества. История рассматривалась ими как катастрофический процесс, а революция как одно из проявлений трагичности истории. Н. В. Рязановский подробно исследовал связь евразийства с другими социально-философскими направлениями русской духовной традиции. В частности он пришел к выводу о том, что евразийцы, занимая положение между ранними славянофилами и Н. Я. Данилевским, все-таки ближе к последнему!.

Автором обстоятельной монографии "Учение евразийцев" является немецкий философ 0. Босс. Касаясь оценки евразийцами смысла, характера и последствий русской революции, 0. Босс выделил ряд моментов, сближающих евразийство с марксизмом. Из

  1. Riasanovsky N. V. Asia Through Russian Eyes /J Asia-and-Stan-ford. 1972. P. 3-29.

  2. Boss 0. Pie Lehre der Euras іer; Ein Beitrag zur russischen Ideengeschichte des 20. Jahrhunderts-Wiesbaden, 1961.

текста монографии видно, что автор проделал значительную работу по анализу материалов зарубежных евразийских архивов. Очевидно, что он пытался суммировать противоречивые взгляды участников евразийского движения и построить "идеальную модель" евразийства. Поставленная автором задача - определение идейных позиций, общих для евразийства и для марксизма, во многом обусловила выбор анализируемых в монографии текстов,

В 1973 г. вышла глава в работе Р. Берли "Европоцентристская историография в России"!, посвященная евразийству. Анализу исторической и социально-политической концепций посвящены также работы С. Утехина, Р. Уильямса, Ч Гальперина, Л. Люкса и других,?.

Как уже отмечалось, особенностью современных подходов к евразийству является их крайняя политизированность. Крупные научные публикации по проблеме евразийства пока очень немногочисленны. Стремясь восполнить этот пробел автор усматривает свою цель в том, чтобы в форме диссертационного исследования выявить сущность, структуру и специфику евразийской со-

  1. Beyerly Е. The Europecentric Historiagraphy of Russia. P. , 1973

  2. Utechin. S. Russian political thought. N. Y. , 1964; Williams R. C. Culture in Exile. Russian Emigres in Germany (1981-1941). Cornelle Univ. Press. It аса and London. 1972; Halperin Ch. Russia and the Golden Horde: the Mongol impact on the medieval Russia history. Bloomington, 1985; Люкс Л Россия между Западом и Востоком. М. , 1993.

цио-культурной философии в контексте общего развития русской философской мысли.

Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие задачи:

  1. дать общий анализ ключевых аспектов религиозной культурологии евразийства;

  2. предпринять детальное рассмотрение теософию - одного из ведущих компонентов евразийской философии;

  3. выявить основные положения евразийской социально-политической теории и философии хозяйства;

  4. определить место евразийства в философско-исторической традиции, связанной с именами Н. Я Данилевского и К Н. Леонтьева и в "теософской" традиции, в русле которой работали Д. И. Менделеев, R 0. Ключевский, Л. И. Мечников, А. Ф.Щапов, В. Й. Ламанский и другие;

  5. дать оценку современным интерпретациям евразийского учения.

Методологической основой работы послужили сравнительно-исторический анализ источников, а также общенаучные принципы исследования. В работе был проведен отбор евразийских текстов в соответствии с актуальностью, научной ценностью и поставленными задачами. Б процессе изучения материалов о евразийстве остро встала необходимость учитывать сложные личные и идейные отношения между участниками движения, отделить принципиальные теоретические установки евразийства от конъюнктурных идей и утверждений. Это потребовало конкретно-исторического подхода к исследованию евразийских текстов.

- зо -

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественной историографии предпринята попытка детального и целостного анализа основных компонентов социо-культурной философии евразийства. Конкретизирована история эволюции евразийского учения, уточнена степень связи различных компонентов евразийства с другими направлениями русской философской мысли, более детально прослежены духовные истоки и идейные предпосылки евразийства. Специальное рассмотрение историко-культурного контекста развития евразийского учения позволило определить наличие в среде русской послереволюционной эмиграции общих проблемных направлений социального исследования, ориентированных на осмысление места России в системе отношений Востока и Запада. В диссертации подробно анализируются идейные разногласия среди участников евразийского движения, выяснены направления и оттенки их духовных поисков, определены причины раскола в движении. В заключительном разделе работы дан обзор современных модификаций евразийского учения и показана его актуальность.

Содержащиеся в диссертации выводы и теоретические положения могут послужить основой для дальнейших исследований истории русской философской мысли XX века. Кроме того, они могут быть использованы в процессе преподавания курса истории отечественной философии, спецкурсов по истории русской социально-политической мысли.

Истоки и специфика евразийского учения

Вопрос об истоках философии евразийства был уже затронут во введении к настоящей работе. Прежде чем более углубленно подойти к проблеме, необходимо, на наш взгляд, дать предварительное определение евразийского учения, выработанное на основе изучения текстов самих евразийцев, научной литературы по данной тематике.

С нашей точки зрения, евразийство представляет собой идейно-политическое течение, участники которого на основе общефилософских, теософских и культурологических построений создали свой вариант обоснования историко-культурной самобытности России (Евразии).

Таким образом, можно предварительно выделить три структурообразующих элемента евразийства 1). Теософия - учение о влиянии географического фактора на историко-культурное развитие стран и народов. Евразийская теософия включет концепцию русской истории, созданную с учетом решающего влияния географических и природных условий на развитие России. 2). Культурология, основным объектом исследования которой является религиозная культура. Последняя рассмотрена в качестве опосредующего звена между природой и социумом. Большое значение в культурологии евразийства имеет теория личности. 3). Социально-политическая философия, в рамках которой анализируется единство и взаимосвязь культуры, географии и государства

Систематическое изложение идей евразийства дается в евра зийском манифесте "Евразийство. Опыт систематического изложе-ния"2, написанном в основном ЛIL Карсавиным и Н.Н.Алексеевым, вышедшем в Париже в 1926 году., . .

Важное место в обосновании особого пути развития России евразийские философы отводят православию. При этом подчеркивается его интегрирующее начало. Так, в упомянутом выше манифесте настойчиво проводится мысль о наличии целого "религиозно-культурного мира", "тяготеющего к русскому Православию как к своему центру" . Одним из ключевых положений манифеста является тезис о единстве православия и русской культуры: "Православная Русская Церковь эмпирически и есть русская культура, становящаяся Церковью. Этой целью и вытекающими из нее задачами определяется существо русской культуры. Она же является истинным центром тяготения всего православного мира"3.

Большое значение в религиозной культурологии евразийства занимает теория "симфонической личности", авторство которой принадлежит JL IL Карсавину. Б частности авторы манифеста формулировки 1926 года определяют Евразию как "особую симфонически-личную индивидуацию Православной церкви и культуры"4.

Центральным компонентом системы идей евразийства является концепция воздействия географического фактора на возникновение особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта как "симфонической личности": "Культура рождается и развивается как органическое целое. Она сразу ("конвергентно") проявляется в формах политических и социально-хозяйственных, и в бытовом укладе, и в этическом типе, и в географических особенностях ее территории"!.

Третье ключевое звено евразийства - социально-политическая философия, ядром которой является развернутое обоснование особого пути развития России. Значительное место занимают здесь размышления о будущем государственном устройстве, подчеркивается заметная роль в нем православной церкви: "Так, наряду с Церковью ... возникает и другая, производственная, или вторичная форма личного бытия той же культуры (того же народа и т. д.). Ее то мы и называем государством... Принципиально государство есть сама культура в ее единстве и в качестве единства многообразия, т.е. принципиально государство объемлет все сферы жизни". Следует заметить однако, что получив по преимуществу, светское образование, некоторые евразийцы осторожно подходили к проблеме участия церкви в политической жизни будущего постсоветского общества. С другой стороны, церкви единодушно отводилась роль духовной силы в возрождения традиционной русской культуры.

Прежде чем перейти к исследованию трех указанных выше компонентов "органической системы идей" евразийства, необходимо рассмотреть вопрос о его идейных истоках и духовных предпосылках. Исследование генезиса философии евразийства показывает ее глубокую связь с предшествующей.русской духовной традицией. В то же время проблема достаточно сложна, поскольку каждый из мыслителей евразийского направления в рамках общей традиции имел собственную интерпретацию особого пути развития России. Б связи с этим Н.С.Трубецкой, П. Н. Савицкий, Л П. Карсавин использовали различные традиции отечественной и зарубежной философской мысли. Так, Г. В. Вернадскому были близки работы русских историков рубежа столетия (В. В. Ключевского, С.Ф.Платонова и других) , а Л П. Карсавин в значительной степени опирался на западноевропейскую духовную традицию.

Как ужа было сказано, одной из центральных проблем философии евразийства является вопрос об отношении России к Востоку и Западу. Идея исторической миссии России, особого пути ее развития берет свое начало еще в русской святоотеческой традиций. "Так знай, боголюбец и христолюбец, -сказано в послании псковского инока Филофея Великому князю Московскому Василию, - что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это - российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит а четвертому не бывать"!

Евразийство о вваимоевязи православия и русской культуры

Вычленение и анализ отдельных компонентов социокультурной философии евразийства представляется сложной задачей по причине отсутствия теоретического единства в евразийском движении. Тем не менее можно выделить принципиально важные положения евразийской культурологии, во многом определяющие специфику других аспектов их системы идей.

В процессе ознакомления с публикациями евразийских философов становится очевидным, что центральной идеей евразийства явилась идея России-Евразии как заданной культуроличности, идея политического и культурного единства православно-евразийского мира-континента. Евразийцы утверждают примат России как носительницы христианской культуры и гражданственности в Евразии. Значительное место в их системе идей заняли призывы к культурному, прежде всего к религиозному, возрождению, а также критика теории универсальности европейской (романо-германской) культуры. Доминирующее место в евразийской культурологии заняла концепция множественности культур.

Отстаивая идею русского культурного своеобразия, евразийцы определили русскую культуру как "евразийскую". Они отказались от свойственных ранним славянофилам позиций панславизма, утверждая, в частности, что поляки и чехи составляют одну из культурных областей европейского мира. Так, уже в первом евразийском сборнике статей Н. С, Трубецкого "Исход к Востоку" (1921) подчеркивается, что "перед судом действительности понятие "славянства" ... не оправдало тех надежд, которые возлагало на него славянофильство, И свой, национализм МЬЕ обращаем как к субъекту не только к "славянам", но к целому кругу народов "евразийского мира", между которыми народ российский занимает срединное положение":?.

Отказавшись от идей панславизма, евразийцы в целях доказательства культурного своеобразия России обратили внимание на сочетание в русской культуре европейских и азиатских корней. Наличие последних было признано положительным фактором, поскольку они связали русскую культуру с обладающим мощным, творческим в своей исторической роли, миром азиатских культур. Связь с азиатским миром позволила евразийцам провести параллель между Россией и Византией, которая, и их точки зрения , тагане обладала евразийской культурой. Евразийцы создали собственную концепцию русской культуры, из которой пытались сделать практические выводы, касающиеся современности.

Как уже было отмечено, евразийцы вслед за Н. Я. Данилевским отрицали "общечеловеческий" характер современной им европейской культуры. Они подчеркивали относительность многих ее достижений. Так, признавая определенные успехи, достигнутые Европой в области развития естественных наук и техники, евразийцы отметили отставание европейцев в сфере искусства и особенно нравственности, рост настроений отчуждения и эгоцентризма. Н. С. Трубецкой считал, что "культура должна быть для каждого народа другая. Б своей национальной культуре каждый народ должен ярко выявить всю свою индивидуальность, при том так, чтобы все элементы этой культуры гармонировали друг с другом, будучи окрашены в один общий национальный тон... У народов, близких друг к другу по своему национальному характеру, и культуры будут сходные. Но общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, невозможна";/. П. Н. Савицкий в СБОЮ очередь отметил, что "дифференцированное рассмотрение культуры показывает отсутствие народов "культурных" и "некультурных", и что "разнообразнейшие народы, которых европейцы именуют "дикарями", в своих навыках, обычаях и знаниях, обладают "культурой", по некоторым отраслям и с некоторых точек зрения стоящей высоко",?.

Таким образом, на первом этапе истории евразийства, основные направления культурологии определял тезис о множественности культур и многовариантности процесса исторического развития, проводившийся Н.С.Трубецким и її. Н. Савицким. Работа "Европа и человечество" (1920) Н.С.Трубецкого появилась в контексте конкретной социокультурной ситуации, по окончании первой мировой войны, когда в Европе получили распространение настроения утраты чувства исторической общности человечества. В этот период теме упадка европейской цивилизации уделяли внимание многие известные мыслители, в частности 0. Шпенглер и II Сорокин.

В статье "Основы политики", вышедшей в Париже в 1927 г. и являющейся своего рода программным документом евразийства, Л. П. Карсавин отмечал следующее: "...мы считаем возможным выделить основные сферы культуры: 1) сферу государственную или политическую, в которой преимущественно осуществляется единство культуры и личное бытие ее субъекта; ) сферу духовного творчества, или духовной культуры, духовно-культурную сферу и 3)... сферу материальной культурьГЗ. Он отмечает, что "несмотря на многообразное взаимопереплетение, эти сферы различимы сравнительно легко и относятся друг к другу в порядке иерархическом, определяемом значением их в культуре, как в целом"?. Он считал, что последняя "существенно определена отношением субъекта культуры (и его соответствующих индивидуаций) к миру природы и использованием этого мира ради высших, духовных заданий культуры, причем в эти высшие задания входит и одухотворение ("лицетворение", в частности - познание) самой природы. Именно потому ценности материально-культурной сферы и предстают, как разъединенные и следовательно легко определимые";?. Л IL Карсавин относит к сфере материальной культуры и чисто духовные ценности, если они материально опосредованы.

Геософия как структурообразующий элемент евразийской теории

В разделе о духовных предпосылках возникновения евразийства уже упоминались мыслители, оказавшие воздействие на евразийские представления о роли географического фактора. Качественный перелом в развитии идей географического детерминизма начался с немецкого географа конца XIX - начала XX вв. Фридриха Ратцеля. Ратцель сформулировал геополитические законы, в которых выразил совокупность принципов пространственного роста государств. В частности, он научно обосновал геополитические преимущества больших государств перед малыми. Именно Ратцель выдвинул ряд положений, заложивших основы геополитики. Он считал, что в своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, русла рек, равнины, районы, богатые природными ресурсами. Согласно его выводам, первый импульс к территориальному росту приходит к примитивным государствам извне, от более высоких цивилизаций!.

Термин "геополитика" был впервые употреблен в начале XX века шведским политологом Рудольфом Челленом, который, вслед за Спенсером, сравнивал государство с живым организмом. Он утверждал, что естественный органический импульс развитию государства дает сила. В качестве живого существа, государство следует закону роста: "сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем слияния, колонизации или завоевания" .

В начале XX века возникли геостратегические теории и доктрины глобального масштаба. Некоторые из них непосредственно повлияли на содержание евразийской теософии.

Одной из наиболее известных теорий такого рода стала геостратегическая концепция английского географа Хальфорда мак-киндера. Сущность его идеи заключалась в том, что роль осевого региона мировой политики и итории он отвел внутренним пространствам Евразии. По мнению Маккиндера, господство над этими пространствами может послужить основой для глобального господства. Маккиндер считал, что любая континентальная держава, например Россия, Германия или Китай, захватив господствующее положение в осевом регионе, может обойти с флангов морской мир, и прежде всего Великобританию. Поэтому, опасаясь русско-германского сближения, он призывал к укреплению связей Великобритании с Россией. Осевой регион получил у него название "Хартленд". Другим ключевым понятием геополитической концепции маккиндера стал "мировой остров", под которым он понимал сплошной континентальный пояс, состоящий из Европы, Азии и Африки. Окруженный Мировым океаном, этот остров благодаря своему географическому положению является главным местом расположения человечества на нашей планете. В завершенном виде геополитические построения выглядели следующим образом: "Кто правит Восточной Европой, господствует над Хартлендом. Кто правит Хартлендом, господствует над Мировым островом. Кто правит Мировым островом, господствует над миром"!.

Логическим развитием взглядов Маккиндера послужила геополитическая концепция Карла Хаусхофера, с которой фактически связана вся немецкая геополитика начала XX века, включая и теоретическое оправдание нацистской идеи мирового господства. В его работах нет систематического изложения геополитической концепции, в то же время она строится им на совершенно определенных основаниях. Опираясь на идею Ратцеля о преимуществах больших государств перед малыми и на идею Маккиндера о Мировом острове, Хаусхофер полностью оправдывал борьбу, направленную на достижение Германией господства в Хартленде. Вслед за Мак-киндером он считал, что континентальная держава обладает фундаментальными преимуществами над державой морской. В контексте своей теории, Хаусхофер призывал к сближению Германии с Россией и Японией .

Участники евразийского движения, несомненно, были знакомы с перечисленными выше геополитическими концепциями и, прежде всего, со взглядами К. Хаусхофера, с которым они тесно контактировали. Факты частых встреч евразийцев с Хаусхофером в Праге дают возможность предполагать, что некоторые аспекты учения развивались ими параллельно.

Заметное место в разработке евразийской теософии занимают исследования Н.С.Трубецкого, Л. п. Карсавина и особенно П. Е Савицкого, который являлся специалистом в области географии.

Мыслители евразийского направления стремились осуществить "радикальное преобразование господствовавших доселе мировоззрения и жизненного строя"1. С целью обоснования своих теоретических задач евразийцы попытались применить новый географический подход к объяснению истории России. Они не случайно выбрали для названия своего движения имя географического происхождения, по названию срединного материка "Евразия". Вслед за историком В. И. Ламанским, который еще в 1892 году сравнивал Россию с особым материком, они утверждали, что в основном массиве земель Старого Света необходимо различать не два, как делалось раньше, а три материка.

Наиболее полное представление о специфике евразийской теософии дают работы и статьи П. Н. Савицкого, который настаивал на особом значении России, указывая на ее пространственные масштабы, на географическую природу, "единую во многом на всем ее пространстве и в то же время отличную от природы прилегающих стран"!. Срединную часть материка той обширной области, центром которой является средостение между Европой и Азией оправданно квалифицировать как самостоятельный материк, так как по характеру местности, по природным и климатическим условиям эта территория представляет собой своеобразный мир, отличный и от Европы и от Азии.

Евразия, по оценкам Савицкого, "наиболее континентальный мир из всех географических миров того же пространственного масштаба, которые можно было бы выкроить на материках земного шара". Топографически отличительным элементом России, как географического целого, являются три равнины: Российская (Бело-моро-Кавказская), Сибирская и Туркестанская, образующие, единое равнинное пространство. Топография России "представляет собой сочетание этих равнин с частью горных стран, окаймляющих ее равнинное пространство с востока и юга... "3. Особенностью климата России является его единообразие на всем протяжении страны, в то же время этот климат существенно отличается от господствующих климатов

Трактовка проблем государства,, права и хозяйства

Как уже было отмечено, евразийское учение не было достаточно однородно и на протяжении своего существования претерпело заметную эволюцию, вызванную изменением политических ориентиров основоположников евразийства. Чтобы правильно оценить и понять значение евразийства в истории русской культуры необходимо тщательное изучение произведений участников этого движения. Дачный раздел работы представляет собой попытку обобщения идейных установок авторов евразийства с целью составить целостное представление о евразийском проекте идеального государственного устройства в России.

В основе евразийской социально-политической доктрины лежало три априорных постулата: 1) существование особого континента Евразии, характеризующегося специфическими для данного климатического региона природными условиями и ландшафтами; 2) жительство на этой территории порождает определенный культурно-исторический тип нравственности, менталитета, религиозности (в этом положении евразийцы развивали идеи Е Монтескье, В. И. Ламанского и В. 0. Ключевского); 3) культурный менталитет и географические условия жизни народа порождают особую социально-политическую организацию со тест на на территории .Евразии, ь программном документе "Евразийство. Опыт систематического изложения" подчеркнуто, что именно "естественные условия равнинной Евразии, ее почва и особенно ее степная полоса., по которой распространилась русская народность, определяют хозяйственно-социальные процессы евразийской культуры и, в частности характерные для нее колонизационные движения, в которых приобретает оформление исконная кочевая стихия". Основными чертами евразийского психического уклада в ней названы "сознание органичности социально-политической жизни и связи ее с природой, к "материковому" размаху, к "русской широте" и к известной условности исторически устаивающихся форм.,. "1

За исторической изменчивостью культурных и социально-политических процессов евразийцы пытались найти структурообразующие элементы евразийских государств. Империя Чингиз-Хана, Московское государство, Российская империя, СССР, с точки зрения евразийцев, несли в себе зародыш будущего евразийского государства. Следует подчеркнуть, что их мысль была обращена не столько в прошлое, сколько в будущее. Евразийская социально-политическая доктрина представляла собой идеальный проект государства, наиболее отвечающего специфичным географическим и культурным ценностям Евразии.

Колоссальный континент-океан Евразии с его неограниченными по разнообразию возможностями, регион, объединяющий различные народы, которые исторически призваны жить вместе, вести автаркическое, т. е. замкнутое на себя, хозяйство, иметь замкнутый внутри своего союза народов-государств товарообмен, является одновременно и центром мира и его периферией, ориентированным как на изоляцию, так и на интеграцию.

Уже было отмечено, что в понятие Евразии евразийцы вкладывали сжатую культурно-историческую характеристику такого мира, который представлял из себя сочетание элементов культурных традиций Европы и Азии, но не являлся в то же время ни Европой, НИ Азией!.

Национальное бытие народа в каждый данный момент существования составляет производное всей своей истории, отражает в себе ее особенности и одновременно подчиняется историческому развитию в целом. Культурно-материковое единство, сложившееся на евразийском континенте, особенности этого континента-океана побуждали евразийцев искать культурного единства Евразии не в Киевской Руси, которая была колыбелью будущего государства, и даже не в Северо-Восточной Руси, а в империи Чингиз-Хана, преемницей которой, как считали евразийцы, стало Московское государство.

Именно в эпохе монголо-татарского нашествия, как неоднократно отмечало большинство евразийских авторов, кроется генезис русской самобытной государственности. Сна возникла под внешним давлением опеки монгольской центральной государственной власти. Под угрозой монгольского нашествия "агрегат самос-тийничавших враждовавших славянских народов оказался включенным в организм великой Монгольской державы, для того, чтобы выйти из нее совершенно обновленной этнографически и политически силой и самому в свою очередь сделаться центром евразийского всеединства", - писал в "Евразийской хронике" В. Н. Ильин:/, воспроизводя выводы Н.С.Трубецкого, лидера евразийского движения. За историческим многообразием тех государств, которые существовали на территории Евразии в XIV веке, теоретики евразийства пытались увидеть то общее, что было характерно только для этих государств, а также о универсальное, что объединяло эти государства с другими государствами, существовавшими в истории человечества. Московское государство, с их точки зрения, представляло собой один из прообразов грядущего евразийского государства. Они считали общими для всех евразийских государств следующие черты: 1) авторитаризм, сочетающийся с широким местным самоуправлением; 2) определяющая роль религиозно-нравственных принципов в системе социальных и правовых отношений; 3) социальная справедливость, понимаемая, если применять терминологию Аристотеля, как гармоничное сочетание уравнивающей и воздающей справедливости.

Похожие диссертации на Историко-философский анализ евразийского учения