Введение к работе
Актуальностью и степенью разработанности проблемы определены следующие основные цели исследования:
раскрытие теоретических и социально-исторических предпосылок философии веховства,
рассмотрение генезиса веховской философии в контексте основных веховских, публикаций;
определение места философии веховства в истерическом развитии философии,отношение веховства к марксизму и другим философским системам;
раскрытие проблеми "интеллигенция. и револте ,ия" как основной, определяющей содержание и смысл философии веховства.
Реализация целей исследования потребовала .решения'следующих основных задач:
анализа исторического развития, веховской" философии;
выделения историко-философских предпосылок философии веховства;
выделения основных теоретических проблем философии вехов-ства, их сравнения с аналогичными проблемами других философских систем;
рассмотрения базисних категорий веховской философии;
раскрытия веховской трактовки природы интеллигентокогс сознания и рево;„зцин в их сравнении с марксистской концепцией.
Методологическое базой исследования является материалисти
ческая диалектика, признанная как метод к анализу веховства кан
исторический формы философии с одной стороны и социально-истори-
Чвских условий, в рамках которых данная философия возникает, с
другой. В числе конкретною методологического инструментария
следуем назвать такие особенные моменты всеобщего метода диалек
тики как; единство исторической, теоретической и логической ферм
ргчвития философии, принцип отрицания и преемственности истори
ческих форм филоиофии, ііринциі. взаимосвязи социальной эпохи и ее
теоретической реконструкции в философских системах, принцип фи
лософской партийности, являющийся нешередсгвешшм результатом
развития основного вопроса философии, присутствующего тем или
иным образом в каждой исторической.форме философии. При'атом
определение принадлежности фьлософии веховства к той или иной
форме решения основного вопроса философии рассматривается нами
не в качестве результата, а в качестве начального пункта иссле
дования. ..
Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней:
уточняется предметное содержание филооофии веховотва;
впервые детально раскрываются предпосылки и исходные философские установки веховской философии на основе, детального анализа сборника "Проблемы идеализма";
впервые рассматривается проблема "интеллигенция и револю-. для" в контексте трех сборников веховства - "Проблемы идеализма", "Вехи", "Из глубины";.
- вводится в широкое научное обращение сборник "Из глубины".
Помимо отмеченных выше пр-ЛйПйалыю ювых моментов к числу
основных положений, вшгосимых на зашиту следует отнести:
- философия веховства возникает кан определенная реакция
на распространение позитивистских идей, а также философии марк
сизма в Росси ;
основное содержание философии веховства определенс тремя вышеназванными фундаментатышми сборниками, попытки расширитель-ного толкования философии веховства едва ли праг^мерны;
центральной проблемой веховской философии, обусловливающей ее содержание, является проблема "интеллигенция и революции";
понятие интеллигенции в веховской философии в большей степени характеризует состояние сознания, его направленность, чем определенную социатьную принадлежность;
революция в противоположность марксизму понимается кая катастрофа, как "болезнь общества", черео преодоление которой оно движется к Прогрессу;
в *илософии веховства были отмечены тенденции послереволюционного общества к. тоталитаризму, политическому террору, подавляющему господству идеологической монополии.
Практическая зиачі .гость работа состо*"? в том, что ее положения и результаты мсгут быть испсльэозаны при чтении курса истории философии, а также могут стать основой спецкурса. Кроме того, ряд положений может быть полезен для подготовки курса по истории и теории отечественной культуры, истории религии.
Апробация работы. Осковные положения ра отн были изложены автором на межвузовской научно-геісгэтической конференции:"Перспективы развития гуманного, демократического социализма", Алма-Ата 1991г., на межреспубликанской конференции "іилосо|>ия, история, культура", проводившей^ институтом филос-^чи и права Кыргызстана, Фруязз 1990 г.
Диссертация обсуждена па кафедре истории философии и логики философско-экономического факультета Казахского Государственного университета.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.