Введение к работе
Актуальность темы исследования. В памяти каждого существуют вопросы, на которые необходимо отвечать: Как и откуда произошла Вселенная? Где следует искать первопричину и корни бытия? Какова субстанция мира - единая или множественная? Есть ли цели и задачи у Вселенной или нет? Существуют ли между существами мира какие либо связи или нет? Каковы их отношения друг с другом? Какова связь человека с Вселенной? В чем заключается счастье человека и его несчастье? Что такое счастливая жизнь?
Однако прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо ответить на некоторые другие основные вопросы: способен ли человек понимать и познавать вещи в том виде, в котором они реально существуют или нет?; каковы функции чувств и разума в этом контексте?; какими инструментами или орудиями познания располагает человеческий разум?; каково соотношение нашего знания о вещи с её реальным бытием?; что такое мера соответствия? - и другие подобные вопросы, ещё издревле занимали умы мыслителей. Согласно сложившимся в историко-философской литературе традициям, эти вопросы впервые были заданы софистами. С тех пор, многие мыслители попытались дать положительный или отрицательный ответ на эти вопросы.
Однако вопросы эпистемологии не относились к кругу основных вопросов, дискутируемых античными философами. Они начали актуализироваться в эпоху Ренессанса и легли в основу рациональной философии Запада. Таким образом, можно утверждать, что западная философия до Ренессанса по сути являлась онтологической, а после Ренессанса она подверглась основательным изменениям, приобретая эпистемологическую и гносеологическую сущность. Основные усилия философов эпохи Ренессанса были сосредоточены на определении сущности природы, характера и масштаба знания, орудий его приобретения, его источников, степени его достоверности и т.д.
Следует отметить, что до эпохи Ренессанса, среди мыслителей и исследователей, изучавших природу и сущность знания, превалировало мнение о том, что разум, несмотря на его восприимчивость, не способен объективно воспринимать бытие, что реальная и объективная истина непостижима либо недосягаема для разума. Поэтому, для устранения этих сомнений в отношении разума и его возможностей, прежде чем дискутировать вопросы онтологии, необходимо обсудить проблемы гносеологии и эпистемологии, что и было начато в эпоху Ренессанса. В связи с этим, изучение истории эпистемологии и её эволюции, знакомство с гносеологическими и эпистемологическими воззрениями философов и ученых разных периодов в наши дни приобрело актуальное значение.
В настоящее время, в западной историко-философской литературе центром эпистемологии считается античная философия, и первые эпистемологические воззрения связываются с именами древнегреческих софистов. Не возражая против этого, отметим, что западные исследователи, занимающиеся историей гносеологии и онтологии, почти ничего не говорят об эпистемологических воззрениях мусульманских мыслителей, в то время, как анализ и сопоставление их воззрений с гносеологическими и онтологическими концепциями других древних и средневековых школ может существенно обогатить материальную базу эпистемологических исследований. Все это обосновывает актуальность темы настоящего исследования.
Степень изученности темы. Многие вопросы, прямо или косвенно связанные с темой нашего исследования достаточно хорошо изучены иранскими, российскими и европейскими, таджикскими, арабскими, узбекскими и казахскими исследователями.
Изучение капитальных трудов по истории философии позволяет вкратце ознакомиться с онтологической и гносеологической доктринами Ибн Сины и Газали. Из числа трудов по общей философии можно отметить, например, труд иранского ученого М.Рашшода под названием «Философия с древности до современности», коллективный труд таджикских исследователей «История таджикской философии» и двухтомное учебное пособие по философии, написанное коллективом ученых преподавателей Таджикского национального университета.
В трудах по истории философской мысли народов Ирана и Средней Азии более подробно исследованы теории бытия и познания Ибн Сины, Газали и других персидско-таджикских ученых. Из числа трудов, посвященных истории философской мысли в Иране, а также трудов по истории исламской философии, в которых изучаются различные гносеологические и онтологические концепции в рамках исламской и персидско-таджикской философии, можно отметить, например, труды иранских ученых Н.Сайидхусейна, А.Партав, Ф.Махди, М.Хонсори, А.Халаби, И.Хусейни, М.Шариф и многих других ученых.
Более подробно онтологическая и гносеологическая концепция персидско-таджикской философии нашла свое отражение в трудах, которые посвящены непосредственно жизни и творчеству персидско-таджикских ученых, в том числе Ибн Сины, Газали, Насириддина Туси и других мыслителей IX-XI вв. Из числа многочисленных трудов, входящие в данную категорию отметим труды П.Азкони, Э.Афшора, А.Дехудо, Р.Д.Ардакони, Дж.Насири, М.Наджмободи, М.Диноршоева, М.Рахимова, З.Диноршоевой, М.Касымжановой, А.В. Сагадеева, М.М. Хайруллаева и других известных ученых. Среди этих трудов, посвященных творчеству Ибн Сины особенно следует отметить труд М.Диноршоева «Натурфилософия Ибн Сины», где посредством глубокого и всестороннего анализа философских воззрений Ибн Сины, выявляются передовые научные идеи мыслителя и определяется их роль в дальнейшей эволюции научной мысли.
Авиценновская онтология и теория познания и их отличие от аристотелевских аналогичных систем достаточно хорошо исследованы русскими и европейскими исследователями, среди которых можно особо выделить Ю.Н.Завадовского, А.В.Сагадаева, А.Корбэна.
Систематический перевод на разные языки, в том числе и на русский, и издание дошедших до нас произведений Ибн Сины и Газали, вошедшее в традицию еще в советский период, способствовали расширению круга исследователей, заинтересованных в изучении научного и философского наследия этих великих мыслителей.
В целом, научная литература, в той или иной степени связанная с темой нашего исследования, очень многочисленна и мы не имеем возможности в рамках своей диссертационной работы проанализировать всю её детально. Все же следует отметить, что уже высказанное мнение о вкладе персидско-таджикских ученых в развитие онтологии и гносеологии подтверждается нашими отечественными исследователями и определенной группой западных исследователей, свободных от «европоцентристских» взглядов. Однако, для того, чтобы доказать достоверность этого мнения, требуется не одно монографическое и комплексное исследование научных идей и творчества наших предшественников. Более того, в большей части западной историко-философской литературы (в том числе и в трудах русских авторов) проблеме освещения средневековой исламской научно-философской мысли, в том числе онтологическим и гносеологическим воззрениям персидско-таджикских и в целом, мусульманских мыслителей, уделено значительно меньше внимание. Наше исследование является лишь попыткой восполнить этот пробел.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования заключается в комплексном изучении генезиса гносеологической и онтологической теорий в рамках религиозно-философских школ древнего мира и средневековья и выявление особенностей их эволюции в рамках исламской философии (на примере воззрений Ибн Сины и Газали).
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
показать основные научные центры и теоретические источники, оказавшие влияние на философские воззрения мусульманских философов;
охарактеризовать основные положения онтологических и гносеологических концепций древнеиндийских, китайских, греческих и христианских религиозно-философских школ;
проанализировать внешние и автохтонные истоки персидско-таджикской онтологической и гносеологической мысли;
кратко описать социально-политические и культурные условия, при которых сложилась и развивалась персидско-таджикская философия;
детально проанализировать, описать и разъяснить кораническую онтологию и гносеологию, показать сущность и особенности онтологических и эпистемологических идей Ибн Сины, Газали и других мусульманских мыслителей, оценить и определить их роль в развитии теории бытия и познания;
показать преемственность онтологических и гносеологических идей и традиций персидско-таджикских ученых для современной эпистемологии.
Объектом исследования является краткая история онтологии и гносеологии в философских школах древности и средневековья.
Предметом исследования является онтологические и гносеологические воззрения мусульманских мыслителей и их особенности (на примере Ибн Сины и Газали).
Теоретическую основу исследования составили труды известных философов, культурологов и науковедов Ирана, Таджикистана, России и Европы.
Методологическими принципами исследования являются общенаучные и отраслевые (частные) методы исследования: анализ и синтез, сравнительный, объективный, исторический и философский методы исследования проблем истории научно-философской мысли.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
впервые проводится комплексный историко-философский анализ генезиса и взаимовлияния онтологической и гносеологической концепций в рамках религиозных и философских школ древнего мира и средневековья;
впервые в постсоветской историко-философской науке ставятся и рассматриваются вопросы исламской религиозно-философской эпистемологии в примере Ибн Сины и Газали;
высказывается идея о необходимости рассмотрения вопросов, связанных с историей онтологии и гносеологии в контексте истории философской мысли иранских народов;
проводится сопоставление онтологических и гносеологических концепций разных школ древнего мира и средневековья с воззрениями Ибн Сины и Газали, выявляются их сходства и различия.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
в современной философии проблема роста и развития знания занимает центральное место. Эта проблема решается в рамках эпистемологии. Её основной задачей является выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и построение на этой основе теории эволюции науки. На эпистемологию возлагаются обязанности открывать с помощью логического анализа фундаментальные принципы научного познания. Важную роль в развитии эпистемологии играют историко-научные исследования, в которых особое внимание уделяется конкуренции научных школ, проблеме преемственности научных традиций, аксиологии (ценности научного знания), научной этике и т.д. Таким образом, изучение предшествующих онтологических и гносеологических концепций прошлого способствует обновлению и обогащению эпистемологии;
-
чем дальше продвигается история человечества, тем больше обогащается клад его знаний, который называется философией и имеет столь же древнюю историю, как и цивилизация. Этот огромный клад знаний в основном состоит из двух частей: онтология и гносеология. В течении многовековой эволюции философской мысли, в разных центрах и колыбелях цивилизации были созданы десятки онтологических и гносеологических доктрин и концепций, написаны сотни произведений, дискутирующих проблемы бытия и познания, которые призваны утолить жажду тех, кто старается постичь тайны мироздания и бытия. С первыми более или менее упорядоченными онтологическими и гносеологическими представлениями - некой смеси мифических, предрассудочных, фантастических, интуитивных, религиозных и философских знаний, можно встретиться в письменном наследии древнеиндийской, древнекитайской и древнеиранской культуры. После этого, возрождение, формирование и развитие философских представлений о бытии и познании более высокими темпами продолжается в Греции - общепризнанной колыбели классической философской системы;
-
огромный вклад в дальнейшем обогащении философии и эпистемологии внесли мусульманские мыслители. Исламская философия, безусловно, служила важным звеном, связывающим современную западную философию с античной философией. Принимая и продолжая традиции греческой философии, мусульманские мыслители не ограничивались лишь комментированием дошедшего до них греческого философского наследия. Более того, у них основным источником и «пищей для размышления» служило учение Корана и хадисы, что позволило им разработать уникальные и весьма оригинальные онтологические и гносеологические доктрины, во многом превосходящие свои древнегреческие аналоги;
-
оригинальность онтологии и гносеологии ислама, проповедуемая в Коране, состоит в том, что в исламе разум и вера находят точку компромисса, в исламе не существует дихотомического разделения и противопоставления науки и религии. Согласно коранической онтологии, мир, со всеми его физическими, химическими, математическими и прочими законами создан Всевышним Аллахом и полностью подконтролен Ему. Все открытые (и еще не открытые) наукой законы созданы Богом для стабильности и комфортного существования своих творений. Человеку эти законы дают возможность предсказывать события и использовать их на своё благо;
-
все мусульманские мыслители и мистики, все средневековые философские и религиозно-мистические школы исламского мира, включая последователей Платона и Аристотеля, в основном, в своих интеллектуальных и мистических занятиях опирались на кораническое учение. Ярким примером сказанного служат труды Ибн Сины и Газали, оказавших огромное влияние на развитие онтологии и гносеологии, а также религиозно-философской мысли в целом на мусульманском Востоке и христианском Западе;
-
возникновение ислама предвещало начало новой эры в развитии философии, во взаимоотношениях веры и разума. Примирение веры и разума в рамках коранического учения оказало значительное влияние на воззрения мусульманских мыслителей, воодушевляло их на размышление над тайнами сокровенного и сотворенного миров. В этом направлении между различными школами и их отдельными представителями иногда возникали споры и разногласия, примером которых могут быть претензии и обвинения Газали в адрес Ибн Сины и его последователей. Тем не менее, и Ибн Сина, и Газали в своих произведениях обогатили философию оригинальными, с точки зрения современной эпистемологии, идеями.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Выводы и положения диссертации могут быть полезными при дальнейшем исследовании вопросов истории персидско-таджикской научно-философской мысли и в целом вопросов истории философии, а также истории и философии науки. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для составления учебников по истории философской мысли народов Ирана, Таджикистана и сопредельных стран Средней Азии.
Апробация результатов работы. Диссертация выполнена на факультете философии Таджикского национального университета, обсуждена и рекомендована к защите на заседании этого научного подразделения.
Ключевые положения и выводы исследования изложены в научных статьях, опубликованных в «Вестнике Таджикского национального университета», а также в ряде статей, опубликованных в иранских изданиях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографии.