Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-религиозная антропология Ауробиндо Гхоша Шустова, Алла Михайловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шустова, Алла Михайловна. Философско-религиозная антропология Ауробиндо Гхоша : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 2000.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-9/190-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Природа человека в философской антропологии Ауробиндо Гхоша 32

1. Отражение триединства абсолюта в строении человека 39

2. Эволюционно-энергетическая концепция сознания 45

3. Разум как переходная стадия эволюции от материальной к духовной сфере бытия 60

Глава 2. Человек в эволюционной концепции Ауробиндо Гхоша 91

1. Основные положения эволюционного учения Ауробиндо Гхоша .91

2. Духовная трансформация человека как эволюционная необходимость 106

3. Перевоплощение души как основная форма эволюции 124

Глава 3. Антропологические аспекты теории йоги 143

1. Синтез йоги как целостное духовно-практическое учение 145

2. Основные принципы интегральной йоги как средства реализации идеала совершенного человека 155

Заключение 169

Литература 177

Введение к работе

. Актуальность исследования.

Ауробиндо Гхош (1872-1950) является значительной фигурой среди мыслителей первой половины XX века, чья творческая судьба, философское и культурное наследие отразили сложные, часто противоречивые тенденции развития современного человечества. Заметный вклад Ауробиндо в философию и духовную мысль получил мировое признание. Готовилось решение о присуждении ему Нобелевской премии, но его уход из жизни опередил это решение.

Ауробиндо был восточным человеком (бенгальцем) по происхождению, но образование получил западное (в Англии), на всю жизнь оставшись англоязычным индийцем, тем не менее, знавшим более десятка европейских и индийских языков. Блестящее знание западной культуры и философии дополнялось у него глубоким знанием восточных учений и традиций, особенно самых древних, связанных с Ведами и Упанишадами. Ауробиндо сочетал в себе глубокого мыслителя (он был философом, культурологом, литературным критиком, публицистом, переводчиком и комментатором древних текстов, наконец, поэтом) и выдающегося духовного подвижника, практика йоги. Всё это отложило отпечаток на его мировоззрении,' которое характеризовалось стремлением к синтетическому видению всех процессов, происходящих в мире, и выработке интегральных подходов к осмыслению реалий современной эпохи. Таким образом, Ауробиндо стал выразителем новой историко-философской тенденции, выражавшейся в попытках синтезирования знаний Востока и Запада, древности и современности, научной и основанной на вере картины мира. В этом смысле феномен Ауробиндо символически можно рассматривать как мост между Востоком и Западом, между восточным и западным путями постижения Истины.

Для истории философии опыт Ауробиндо чрезвычайно важен, так как он будет повторяться, может быть, уже в глобальных масштабах, когда люди будут стремиться вырваться из ограничений Запада и Востока и установить общечеловеческое, планетарное культурное единство.

Необходимо также отметить, что эволюция взглядов Ауробиндо прошла через такой период его деятельности, благодаря которому он стал известен как яркий революционер, организатор национально-освободительного движения, общественный деятель, замечательный оратор, редактор газеты и руководитель политической партии. Мысли о национальном освобождении Индии переросли у Ауробиндо в идею освобождения человечества от невежества, пороков и зла, а идея революционной борьбы трансформировалась в идею сложной работы по преображению природы человека и всей материи земли. Такая эволюция взглядов Ауробиндо сближает его со многими представителями русского духовного возрождения XX века. Целая плеяда мыслителей (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Д.С. Мережковский и др.) повернула тогда "от марксизма к идеализму", от социально-политической односторонности к всеохватному, космическому взгляду на мир, на смысл истории и задачу в ней человечества. Таким образом, Ауробиндо стал выразителем также и новой социокультурной обстановки, характеризующейся возникновением новых учений и пересмотром, модернизацией уже известных традиционных философских систем. Так, Ауробиндо является оригинальным интерпретатором древнего учения Вед, Упанишад, Бхагавадгиты, причём он обращается к этим источникам, минуя средневековые разработки этих традиций, а также он является наиболее радикальным, интересным модернизатором ве-дантистских идей, внесшим значительный вклад в индийский духовный ренессанс XIX—XX вв. и в систему неоведантизма, наряду с такими крупными его представителями как Рам Мохан Рой, Даянанд Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Б.Г. Тилак, Махатма Ганди, Рабиндранат Тагор и др.

Почему именно философско-религиозная антропология Ауробиндо стала предметом данного исследования? Во-первых, сам Ауробиндо ставил учение о человеке на центральное место в своей многоплановой философской системе. Для Ауробиндо человек представляет собой своеобразный универсум, в котором сконцентрированы все проблемы мира. Познание человека, отыскание ключей к тайнам его внутреннего существа, раскрытие природы души ведёт не только к позна-

нию мира, в котором он существует, но и к возможности преображения этого мира.

Во-вторых: восточное учение о человеке не только способно обогатить наши знания о нём, но и дать, может быть, ключи к пониманию его будущего. Здесь имеется в виду восточный взгляд на человека как на существо духовное, как на дух, использующий определённые стороны бытия человека для самопроявления во Вселенной. И несмотря на различия между западным и восточным взглядом на человека, существует область мысли, где эти взгляды могут быть успешно сближены и соединены. Эта область — эволюционное учение, принимаемое как западной наукой, так и восточной духовностью. Ауробиндо не только развивал учение об эволюции, но и считал его важнейшим методологическим ключом для его философской системы. Философско-религиозная антропология Ауробиндо, насыщенная эволюционными идеями, вносит, по мнению автора диссертации, значительный вклад в дело сближения двух во многом ещё различных подходов (западного и восточного) к проблеме человека.

Не последнюю роль для актуальности исследования антропологии играет и сложившаяся в настоящее время ситуация в мире, которую можно охарактеризовать как кризис человека, антропологический кризис. Сейчас решается судьба не только отдельных государств, но и вопросы существования целой планеты и жизни человека на ней. В этой связи антропологические исследования приобретают новое значение, как поиск знаний о том, как сохранить человека и планету, а также как сохранить культурно-историческую преемственность человечества.

И последнее. В России в настоящее время появилось достаточно большое количество русских переводов работ Ауробиндо, что свидетельствует о значительном интересе русских читателей к его философии. Эти переводы стали доступны не только специалистам, но и более широкой аудитории. В России появляются неформальные группы и направления различной ориентации, пытающиеся вовлечь в круг своего изучения некоторые стороны обширной системы Ауробиндо. В этой связи возрастает значимость как исследований антропологического учения Ауробиндо, так и вообще исследования его философии.

Актуальность исследования обусловлена также тем фактом, что философская антропология Ауробиндо как целостный историко-философский феномен мало разработана, особенно в отечественных исследованиях. Причиной этого во многом является сложность и большой объём его творчества, использование им специфической терминологии и языка, плохо поддающегося адекватному переводу.

Степень разработанности темы.

Возросший интерес к духовно-религиозной и духовно-философской литературе среди современных исследователей привлекает их большое внимание и к фи-лософско-духовному наследию Ауробиндо Гхоша. Существует достаточно большое количество печатных работ о нём и его учении, проводятся различные симпозиумы и конференции, посвященные его творчеству, как в Индии, так и в ряде других стран1. Ашрамом Шри Ауробиндо в Пондичери (Индия) издаются журналы, посвященные его жизни и деятельности, — "Advent" и "Sadhana", последний из которых переводится на многие языки, в том числе и на русский.

В России тематика, связанная с творчеством Ауробиндо, разработана мало. Среди отечественных исследователей философии Ауробиндо следует отметить В.В. Бродова, А.Д. Литмана, B.C. Костюченко. В.В. Бродов в своих исследованиях работ Ауробиндо касался онтологических, гносеологических и социологических аспектов его философии, давая лишь схематичное, обобщённое представление о его творчестве. А.Д. Литман пытался дать более широкий подход к работам Ауробиндо, но делал это с позиций непримиримой критики всей его системы. Многое из того, что было написано об Ауробиндо В.В. Бродовым и А.Д. Литманом, находится под знаменем прошлой эпохи с её строгими идеологическими установками.

Лидером в "ауробиндоведении" в России несомненно является B.C. Костюченко, который первым среди российских авторов, подверг наиболее полному и глубокому рассмотрению творчество Ауробиндо Гхоша. Он чётко

1 All India conference on the relevance of Sri Aurobindo today. Calcutta, 1975. The integral philosophy of Sri Aurobindo. A commemorative symposium, London, I960.

определил своеобразное место и значение работ Ауробиндо в мировой философии, выделив основные положения и черты его философствования, среди которых всеобщий интегральный подход, преемственность и развитие по отношению к неоведантистской мысли, последовательное опровержение учения об иллюзорности мира, направленный в будущее эволюционизм и др. Интересна мысль B.C. Костюченко о придании философского смысла и поэтическому творчеству Ауробиндо, ведь Ауробиндо — автор уникального поэтического произведения "Савитри", имеющего, по мнению автора диссертации, помимо художественной, и философскую ценность.

Первая книга в России, целиком посвященная исследованию наследия Ауробиндо, — "Интегральная веданта" (М., 1970) B.C. Костюченко. Это исследование продолжает его кандидатскую диссертацию на тему "Философские взгляды Ауробиндо Гхоша" (1966). В этой книге делается попытка осмыслить философский и духовный опыт Ауробиндо на основе главной его работы "The Life Divine". В книге "Классическая веданта и неоведантизм" (М., 1983) (гл.10-12) B.C. Костюченко исследует роль и значение Ауробиндо в развитии неоведантистских идей, раскрывая такие направления модернизации веданты у Ауробиндо, как "политический ведантизм" и "интегральная веданта". В недавно вышедшей книге под названием "Шри Ауробиндо. Многообразие наследия и единство мысли" (СПб-Пондичери, 1998) B.C. Костюченко подводит итог своим исследованиям наследия Ауробиндо, кратко и по существу представляя всю его систему. Эта небольшая книга (60 с.) может служить примером теоретической работы, которая по содержательности, концентрированности идей бывает ценнее многостраничного тома.

В 1999 г. Казаковой М.И. была защищена диссертация (по специальности социальная философия) на соискание учёной степени кандидата философских наук на тему "Проблема человека в философии Шри Ауробиндо Гхоша". Эта диссертация базируется в основном на том анализе работ Ауробиндо, который проделал B.C. Костюченко и представляет человека прежде всего в контексте исторического и культурного развития общества. Характерной чертой этой диссертации является сопоставление идей Ауробиндо и некоторых западных (М. Шелер, О. Шпенглер,

X. Ортега-и-Гассет, Р. Гвардини, А. Тойнби и др.) и русского (Н. Бердяев) мыслителей.

Другие исследования творчества Ауробиндо содержат изложение тех или иных аспектов его учения, критику и осмысление их значения для индийской и мировой философской мысли. Некоторые работы носят комментаторский характер. В этой связи я бы отметила книги Сатпрема2, которые, хотя и не написаны в стиле научного исследования, но имеют значение для интерпретации основных понятий и положений философствования Ауробиндо. Многими авторами отмечается вклад Ауробиндо в теорию веданты и неоведанты, а также в разработку теории йоги. Большинство авторов считают плодотворной предпринятую им попытку интеграции и синтеза мировоззренческих принципов Востока и Запада, но оценивают её неоднозначно. Так, В.К. Гокак3 и К. Варадачари4 считают, что Ауробиндо открыл "новую главу в философском мышлении"5. Ч. Мур, бывший в своё время директором Центра "Восток-Запад" при Гавайском университете в Гонолулу, П. Сорокин6, а также индийские исследователи Д.Р. Бали7, С.К. Майтра8, X. Чаудхури9, С.К. Банерджи10 отмечают актуальность поставленной Ауробиндо проблемы интеграции и синтеза и считают, что предлагаемое им решение не есть утопия, а имеет реальное основание.

В то же время ряд авторов подвергает критике претензию Ауробиндо на "всеобъемлющий интегрализм, на синтезирование всего и вся в сфере мировоззрения"1 ', а значит, как утверждает А.Д. Литман, идеализма и материализма, что

2 Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. СПб., 1993. Сатпрем. Шри Ауро
биндо. На пути к сверхчеловечеству. Краснодар, 1992.

3 Gokak V.K. Sri Aurobindo — Seer and Poet. New Delhi, 1973.

4 The integral philosophy of Sri Aurobindo. A commemorative symposium, London, 1960.

5 Ibid. P.119.

6 Ibid. P.205.

7 Bali D.R. Modern Indian Thought (Rammohan Roy to M.N. Roy). L., 1960.

8 Maitra S.K. Introduction to the Philosophy of Sri Aurobindo. Banaras, 1945.

9 Chaudhuri H. Being, evolution and immortality. An outline of integral philosophy. Wheaton,
1974.

10 Banerji S.K. Sri Aurobindo and the future of man. A study in synthesis. Pondicherry, 1974.

11 Литман А.Д. Современная индийская философия. М, 1985. С.142.

было неприемлемо для философов-марксистов. Индийский мыслитель Бховани Сен12 подвергает сомнению претензию Ауробиндо на интеграцию науки и философии и вообще считает во многом противоречивой всю философскую систему Ауробиндо.

В оценке созданной Ауробиндо философско-религиозной системы существуют разноречивые и порой полярно противоположные мнения. Одни считают её вершиной философской мысли XX века, другеє видят в ней бесформенное нагромождение интуитивных прозрений и бессмысленных сложностей. Почти все исследователи отмечают, что при изучении сочинений Ауробиндо возникают многочисленные трудности в понимании и осмыслении его философствования. На взгляд автора диссертации, творчество Ауробиндо лишь тогда будет плодотворно исследовано, когда оно будет рассмотрено как целостный феномен, с учётом жизненного пути мыслителя, который некоторым образом отражает его учение, а также с учётом той традиции, восприемником которой оно становится.

Существуют попытки соотнести философскую систему Ауробиндо Гхоша с некоторыми западными философскими концепциями. Так, историки философии нередко сопоставляют учение Ауробиндо с идеями Гегеля'3, хотя сам Ауробиндо категорически отрицает какое бы то ни было влияние трудов Гегеля на своё творчество. Так, можно указать на параллели между следующими идеями, выдвинутыми этими мыслителями: идея универсальной триадичности; спиралевидный характер развития; самоотчуждение духа в материи и возвршцение его на высшей стадии развития к Абсолюту; особая роль человеческой истории в мироздании. По-моему, было бы интересно с историко-философской точки зрения сравнить учение Ауробиндо с учением Платона и неоплатоников. Таких развёрнутых ра-

12 Sen В. Sri Aurobindo's Philosophy. —New Age (Monthly), 1955, August, vol.4. #8.

13 Cm. The integral philosophy of Sri Aurobindo. A commemorative symposium, London, 1960, p.
85; Phillips S.H. Aurobindo's Philosophy of Brahman. Leiden, 1986, p. 115-117; Костюченко В.
С. Шри Ауробиндо. Многообразие наследия и единство мысли. СПб.-Пондичери, 1998,
с. 34-36; Лигман А.Д. Современная индийская философия. М., 1985, с. 150.

бот пока ещё нет, хотя попытки провести параллели между ведантой и неоплатонизмом были14.

Некоторые исследователи отмечали сходство теории эволюции Ауробиндо с различными вариантами западноевропейских учений о "творческой" и "эмерджентной" эволюции. Так, например, в работе Бхаттачарьи "Шри Ауробиндо и Бергсон"15 сравнивается философия Ауробиндо и философия Бергсона. В своих заметках о Бергсоне16 Ауробиндо соглашается с критикой интеллекта у Бергсона и выдвигаемой им концепцией преимущества интуитивного познания, а также с критикой механицизма и редукционизма. И у Бергсона, и у Ауробиндо понятие "жизнь" расширяется по сравнению с обычным значением этого слова. У Ауробиндо "жизнь" — это неоднозначное понятие; он рассматривает его и как некое универсальное начало, и как жизненную энергию, и как "средний элемент", связующий физическое тело и ум, и как определённый этап эволюции. И Ауробиндо, и Бергсон подчёркивали сложный характер эволюции, не укладывающийся в рамки чисто физических теорий.

С интересной идеей сопоставить эволюционные идеи Ауробиндо и Тейяра де Шардена выступил Жан Фейз17. И у Ауробиндо, и у Тейяра де Шардена целью эволюции оказывается совершенствование ("повышение") сознания, в обоих случаях этот процесс осмысляется телеологически, в обоих случаях выделяются три сходных этапа предшествующей эволюции ("преджизнь - жизнь - мысль" у Тейяра и "материя - жизнь - разум" у Ауробиндо) и, наконец, весь процесс в целом завершается бессмертным объединением личностей ("сверхжизнь" у Тейяра, "сверхразумное" человечество у Ауробиндо).

В этой связи можно упомянуть и В.И. Вернадского, который был знаком с трудами Ауробиндо. Размышляя о природе разума, научной творческой мысли,

См., например, Neoplatonism and Indian Thought, Norfolk, 1982.

Bhattacharya A. С Sri Aurobindo and Bergson. Varanasi, 1972.

Sri Aurobindo Birth Centenary Library. In 30 V. Pondicherry, 1972. Vol. XVII, p. 388-390.

Feys J. The philosophy of evolution in Sri Aurobindo and Teilhard de Chardin. Calcutta, 1973.

которая выходит за пределы логики, об интуиции и вдохновении, он замечал, что здесь мы входим в область явлений, ещё наукой не охваченную, но уже осмысленную индийской философией, как древней, так и современной. Вот что писал он в одном из примечаний в книге "Философские мысли натуралиста": "И в новой, и в старой индусской мысли есть философские течения, ничем не противоречащие нашей современной науке (меньше ей противоречащие, чем многие философские системы Запада), как, например, некоторые системы, связанные с Адвайтой-Ведантой, или даже религиозно-философские искания. Сколько я их знаю, например, современного крупного религиозного мыслителя — Ауробиндо Гхоша [1872— 1950]"'8.

Дель диссертации ставилась с учётом ситуации, которая сложилась в теоретическом исследовании философского наследия Ауробиндо Гхоша. Целью данной диссертации является реконструкция антропологии Ауробиндо, её интерпретация и анализ. В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи:

  1. возможно полно представить антропологические воззрения Ауробиндо и тот круг проблем, который он при этом ставит и решает;

  2. выявить источники, оказавшие решающее влияние на формирование философско-религиозной антропологии Ауробиндо;

  3. показать отличие антропологической концепции Ауробиндо от классической ведантистской традиции;

  4. раскрыть смысл основных положений учения Ауробиндо о человеке и представить интерпретацию вводимых им понятий;

  5. рассмотреть в связи с антропологической проблематикой эволюционную концепцию Ауробиндо;

  6. предложить рассмотрение теории йоги, а также её синтеза, представленного Ауробиндо, в свете его концепции совершенствования человека.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 154.

Методология исследования.

В работе использованы следующие методы:

  1. Метод реконструкции. В своём учении Ауробиндо не выделяет специально антропологические вопросы, а неразрывно вплетает их в ткань своих теоретических и практических исследований, поэтому реконструкция собственно антропологии Ауробиндо уместна и необходима.

  2. Конкретно-исторический метод. В данной работе необходим широкий подход как в выявлении теоретических источников традиции, которую наследует Ауробиндо, так и истоков его собственных мыслей.

  3. Герменевтический метод. Специфическая манера изложения, использование многозначных терминов индийской философии, а также понятий, введённых самим Ауробиндо, обусловливают потребность в герменевтическом рассмотрении текстов Ауробиндо.

4.Метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения.

Источниковедческая база исследования состоит из работ Ауробиндо Гхо-ша, изданных на английском языке, русских переводов работ как самого Ауробиндо, так и его последователей (Мирры Ришар — "Матери", Сатпрема, а также А.Б. Пурани), трудов по истории индийской культуры и философии, священных текстов Индии, а также отечественных и зарубежных исследований творчества Ауробиндо.

Научная новизна.

  1. Впервые в отечественной литературе предпринято рассмотрение философско-религиозной антропологии Ауробиндо Гхоша как целостного историко-философского феномена;

  2. антропология Ауробиндо рассмотрена в новом контексте, а именно в свете идеи активной эволюции, когда человек из объекта превращается в субъект эволюционного процесса;

  3. отдельно рассматривается метод интеграции и синтеза, позволяющий Ауро-

биндо выйти в новые области познания и существенно расширить теоретическую базу философствования;

  1. впервые исследовано учение Ауробиндо о перевоплощении в контексте других подобных учений;

  2. интегральная веданта и интегральная йога Ауробиндо рассматриваются как две стороны (теоретическая и практическая) единой мировоззренческой системы, в которой главное значение придается человеку как существу целостному.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии (религиозно-философские учения Индии — веданта и неоведанта), а также при чтении спецкурсов по философии Ауробиндо Гхоша, по неоведантизму.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите. Автором был сделан доклад на тему "Жизнь и учение Ауробиндо Гхоша" на научно-философском семинаре журнала "Дельфис". Основные результаты исследования отражены в публикациях автора.

Автор выражает благодарность проф. Г.Я. Стрельцовой за большую помощь и поддержку в продвижении диссертации к защите, а также за замечания и предложения, позволившие существенно улучшить диссертационную работу. Я благодарна проф. А.Н. Чанышеву, доцентам М.А. Гарнцеву и В.Ф. Коровину за внимательное отношение к диссертации и ценные замечания, с учётом которых возрос научный статус диссертации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения и библиографии. В начале первой главы содержится творческая биография Ауробиндо Гхоша.

Отражение триединства абсолюта в строении человека

Основным пунктом философско-религиозной антропологии Ауробиндо является то, что истинную натуру человека он видит в том, что реальный человек есть дух, который использует определенные стороны бытия человека для самопроявления во Вселенной. Этот дух, как утверждается Ауробиндо, триедин и есть "бесконечное существование", "безграничное сознание" и "безмерный восторг"49, которые скрыты и ограничены в видимом существе человека и стремятся к самораскрытию и полному проявлению. "Человек есть тот знак и символ высшего Бытия, сошедший в материальный мир, где низшему предоставлена возможность преобразовать себя и обрести природу высшего, а высшему открыт путь раскрыть себя в формах низшего" .

Триединое бытие духа Ауробиндо называет традиционным ве-дантистским трёхсоставным понятием Сатчитананда (Sachchidananda, tir M ), в котором Сат — бытие (Existence), Чит — сознание (Consciousness), а Ананда — блаженство (Bliss), выступают как нераздельная целостность. Сатчитананда — наивысшее выражение сути Брахмана, Абсолюта. Самопроявляясь во Вселенной, дух наделяет качеством триадности всё мироздание. В человеке троичность имеет универсальный характер. В нём, согласно Ауробиндо, начиная с самых нижних зон человеческого микрокосма, она выражена как неотъемлемое качество и ярко проявляется в его строении.

Низшим или первым в рассмотрении строения человека Ауробиндо считает "физическую материю" (Matter), ограниченную определенной формой. Но это, согласно Ауробиндо, совсем не то, что мы обычно отождествляем с человеческим телом. Это только конгломерат косной материи, которая "является основой и низшим состоянием всех наших энергий и реализаций"51. Для того, чтобы эта материя стала привычным для нас телом, по мнению Ауробиндо, необходима активная энергия, с помощью которой поддерживалось бы существование, или жизнь тела. Эту энергию он называет "жизненной энергией" (life-energy), "которая есть наш способ существования в материальном теле"5 . Эта жизненная энергия "течет через всю нервную систему и придает свой отпечаток нашим телесным действиям так, что все имеет характер действия живущего, а не инертного механического тела" . Определенная комбинация и гармония физической жизненной энергии — праны — и физической материи образует "плотное" физическое, или "грубое" тело. Помимо косной материи и энергии, наделяющей эту материю жизненной активностью, Ауробиндо говорит о "физическом уме" (physical mind), или "уме физических ощущений" (sense-mind), который наделяет грубое тело зачатками разума, пока еще-не развитого, во многом инстинктивного и животного порядка. Этот ум инстинктов заставляет грубое физическое тело работать согласованно, как живой организм. Его работа во многом нами не осознается, как, например, не осознается многогранный процесс обмена веществ в нашем организме.

Таким образом, сугубо физическое в человеке Ауробиндо подразделяет на три уровня: собственно материю, энергию, формирующую и "оживляющую" эту материю, и "ум физических инстинктов". Эти три аспекта в своём взаимопереплетении и представляют физическое тело человека. Такой взгляд традиционен для индийской философии.

Ауробиндо придает большое значение физическому телу человека, в противовес тем учениям, которые отрицают его значимость или рассматривают его как нечто вредоносное, греховное. Он называет тело "инструментом", который предоставляется человеку как духу для реализации его высшей божественной природы, и сопоставляет тело также с сосудом, в котором помещается Высшее начало человека и в котором "Божественное пытается самораскрыться на земле"54.

Наряду с физическим телом, или "физическим существом" (physical being) Ауробиндо Гхош выделяет "виталическое существо " (vital being), под которым он понимает все то, что относится к чувственной, эмоциональной сфере человека. Это из него "исходят" все страсти, желания, волнения, страхи, депрессии, отвращение, ярость, а также энтузиазм, динамизм, активность, смелость, неустрашимость и т. д. "Виталическое существо", по Ауробиндо, также троично. Он упоминает "материальное виталическое", под которым надо понимать виталическую материю, подобно материи плотной физической. Материальное виталическое, согласно Ауробиндо, проявляется в человеке через мелкие желания, алчность, похоть. Существует также собственно виталическое начало и "ум жизни", или "виталический ум", который в своем действии "обслуживает" виталическое существо человека, так же как физический ум обслуживает его физическое существо.

Виталическое существо, или тело в учении Ауробиндо можно соотнести со страстной, чувственной натурой человека, имеющей свои законы проявления и функционирования, отличные от тех, которым подчиняется физическое тело. На ранних этапах своего развития, согласно Ауробиндо, оно не имеет чёткой формы. И только в ходе своей эволюции может приобрести собственную форму, аналогичную нашему физическому телу.

Далее Ауробиндо вводит в рассмотрение "умственное существо" (mental being). Эта третья составляющая человеческой природы также троична (эта троичность более подробно будет рассмотрена в 3). Ум действует, перерабатывая идеи и образы. Продуктом действия ума, как считает Ауробиндо, являются мысли. Ум имеет различные способности: понятливость, память, волю, воображение и другие. В отличие от жестко зафиксированного в форме физического существа человека и едва оформленного витального, по мнению Ауробиндо, форма ума расплывчата: она "подобна волнообразной, волнующейся, колеблющейся облачной массе, которая приходит и удаляется"55. Ауробиндо замечает, что очень немногие люди организовали свой ум настолько, чтобы хранить его внутри себя компактно, так, чтобы он не блуждал. Он также утверждает, что ум не есть инструмент познания, ум использует знания для организации действия. Если физическое тело непосредственно осуществляет действие, виталическое снабжает это действие необходимой "эмоциональной энергией", энтузиазмом, реализующей силой, то ум организует, оформляет идеи так, чтобы они могли быть реализованы в этом действии. Кроме того, у Ауробиндо ум наделяется способностью контроля над всеми витали-ческими импульсами.

Физическое, витальное, умственное существа у Ауробиндо называются также "телами" (bodies), или "оболочками" (sheaths). Оболочки накладываются одна на другую, взаимно перекрываясь, выступают наподобие покрытия и могут быть сброшены. Сбрасывание физической оболочки есть смерть физического тела.

Кроме того, в плане осознания тел человека Ауробиндо разделяет две зоны: ту, которая нормально им осознается через всю внешнюю активность тела, чувств, эмоций и ума и которую Ауробиндо называет "внешней персональностью", или "внешним существом " (outer being), и "внутреннее существо" (inner being), которое связано с духовной природой, подлинным "я" человека. По словам Ауробиндо, внешнее существо живёт как бы в трёхмерном пространстве, которое у Ауробиндо часто рассматриваются как "ум, жизнь и тело" (Mind, Life and Body). Он употребляет термины "ум, жизнь, тело" чаще всего нераздельно. Ауробиндо осознаёт не только специфику тройственности в строении человека, но и её значимость в познании эволюционных процессов в природе. Ум, жизнь и тело не совсем то, что мы обычно имеем в виду под этими понятиями. В них прослеживается аналогия трем мирам природы, которые также являются отражением троичности Абсолюта, только уже на природном уровне, где телу соответствует минеральный мир, жизни — растительный, а уму — животный. Человек — дух, который использует подготовленные эволюцией природы ум, жизнь и тело как инструменты для своей реализации.

Разум как переходная стадия эволюции от материальной к духовной сфере бытия

По мнению Ауробиндо, постижение тайны бытия человека во многом зависит от познания природы человеческого разума. "Человек типично умственное существо. Кроме того, в настоящее время интеллект является его высочайшим статусом, в котором он ближе всего подходит к своему подлинному Я и наиболее легко и широко сознаёт дух" . Разум не только выделяет человека из животной среды, но и приближает его к бытию божественному. "Пространство" разума неоднородно: в нём наличествуют как вещественные, так и духовные элементы, создавая в своём взаимодействии сложную картину, проявляющуюся в многогранности поведения человека, в неоднозначности его судьбы.

Раскрытие проблемы человеческого разума Ауробиндо начинает с рассмотрения его строения. Древнеиндийская философская традиция обладает определённой системой представлений и знаний об умственной сфере человека. Ауробиндо переосмысливает её основные понятия, пытаясь не только дать им новое "звучание", но и расширить их понимание в соответствии с эволюционным видением человеческого бытия.

Вначале он рассматривает "вещество", основу, на которых зиждется функционирование ума человека. Это самый первичный материал сознания, служащий базой для начала умственных проявлений. Эта базовая субстанция ума называется читта. Читта, как и жизненная энергия, прана, универсальна. Как материя, читта механистична.

Для человека движения чипы скорее подсознательны, скрыты от бодрствующего сознания. "Фактически, все действия ума, или внутреннего существа (инструмента), поднимаются из этой Читты, или базового сознания, частично сознательной, частично подсознательной и частично внесознательной для нашей действующей умственности. Когда она получает толчок из наружного мира или понуждается рефлекторной силой субъективного внутреннего существа, она вырабатывает определённые привычные действия, шаблон которых был определён нашей эволюцией" . Таким образом, читта— это самая первая ступень, "первый кирпичик", первичный уровень на пути эволюции разума. Сама по себе читта, согласно Ауробиндо, имеет вещественно-энергетическую природу, уяснить которую можно по её действию.

Читта, по мнению Ауробиндо, имеет в явном или неявном виде два типа действия: пассивное, или воспринимающее, и активное, реагирующее, формирующее ответную реакцию. Пассивная сторона деятельности читты выражается в получении всевозможных воздействий, даже умственно не осознанных и полученных безо всякого внимания ума, и откладывании их в "необъятном хранилище пассивной подсознательной памяти"79. Поэтому читту называют ещё и "пассивной памятью", где хранится всё многообразие впечатлений, полученных человеком в ходе эволюции. Активный ум может черпать любую информацию из этой пассивной памяти. Но обычно, как утверждает Ауробиндо, "ум вытаскивает оттуда только то, что он наблюдал и понял в своё время" . Причём более легко это получается с тем, что наблюдалось тщательно и было хорошо понято, и труднее с тем, что наблюдалось и понималось плохо.

Но, согласно Ауробиндо, в сознании есть сила, способная проявить в активном уме даже то, что не было прослежено умом и затем осознано человеком. Эта сила действует заметно, как утверждает Ауробиндо, только в экстраординарных условиях, когда некоторая часть несознаваемой материи ума, подсознательной или внесознательной (сублимальной), прорывается на поверхность, в ту зону действия ума, где "происходит прямая связь и общение с окружающим миром"81.

Активной стороной деятельности читты, согласно Ауробиндо, являются эмоциональные проявления. "Их действия также регулируются главным образом привычкой и эмоциональной памятью"82. Ауробиндо утверждает, что совсем не обязательно, чтобы реакции ума человека сопровождались эмоциональным фоном: печалью, гневом, ненавистью, отвращением или же симпатией, любовью. Всё это лишь "привычки" эмоционального ума, которые могут быть изменены сознательной волей духа. "Мы можем даже подняться полностью над всем подчинением горю, гневу, ненависти, дуализму симпатии и антипатии. Мы подвластны этому только пока сами упорно продолжаем подчиняться механическому действию Читты в эмоциональном уме" . Избавиться от этого действия, согласно Ауробиндо, очень трудно, и человек находится в сильной зависимости от механистичности читты. Поэтому эмоциональный ум иногда называют жизненной душой (Life-soul), сердцем (не путать с физическим сердцем, это скорее то, что мы называем "сердечностью", и именно это сердце требует очищения), душой желаний, которая есть смешение виталиче-ского желания и соответствующего сознания. Подлинная эмоциональная душа, как утверждает Ауробиндо, "не есть душа желаний, но душа чистой любви и восторга; но она, подобно остальному в нашем подлинном существе, может проявиться только тогда, когда искажение, созданное жизнью желания, будет выправлено и перестанет быть характерным действием нашего существа .

Далее Ауробиндо рассматривает чувствующий, или чувственный, ощущающий ум — манас. По его мнению, манас развился из внешней читты. Он является первым оформлением "сырого" материала сознания, вызванного и пробуждённого внешними контактами. Действие этого чувствующего ума, согласно Ауробиндо, не в эмоции, а в сознательном нервном отклике, нервном чувстве и возбуждении, в импульсе, который побуждает тело двигаться, что-то предпринимать в целях удовлетворения некоторых желаний, которые ясно осознаются человеком. Ауробиндо различает собственно нервные ощущения и эмоции, которые являются их выражением. Эмоции — это, в некотором смысле, язык нервных ощущений. Так, страх у Ауробиндо — это "в большей степени нервное ощущение"85, нежели эмоция. Страх может стать "причиной" выражения многих эмоций (рассеянности, недоумения, ненависти, грубости и т. д.). Здесь, вероятно, уместна аналогия, когда одна и та же мысль может быть выражена в разных словах и по-разному у различных людей.

Чувства не являются простыми результатами нервной деятельности человека. Как утверждает Ауробиндо, "наиболее существенно в них не нервное возбуждение, а сознание, действие Читты" , которое использует нервные импульсы и органы чувств как каналы для получения информации. Сущность чувства заключена в базовом сознании, в энергии, которая из него исходит и может интерпретироваться как манас, чувствующий ум. По мнению Ауробиндо, "зрение, слух, вкус, обоняние, осязание по-настоящему принадлежат уму, а не телу" . Кроме того, "ум также может изменять, смягчать, сдерживать охват, длительность и напряжённость чувственных импульсов" . Чувства у Ауробиндо связываются с развитием сознания. Именно сознание делает чувства чувствами. Физические органы чувств — это лишь приборы, а сами чувства — интерпретация показаний этих "приборов" с помощью сознания. Эта интерпретация есть действие манаса, чувствующего ума. Чем больше развито сознание человека (то есть чем выше его эволюционный статус), тем ярче и насыщеннее выражение его чувств.

Но манас не только "переводит в чувство" внешние импульсы, передаваемые через нервную систему и физические органы чувств, но и имеет, согласно Ауробиндо, собственные, внутренние проявления, тонкое видение и слышание, не зависящие от физических органов чувств. Но эти способности или силы ума человек обычно не использует и не развивает. Они для него внесознательны и очень редко могут проявиться лишь в каких-то особых, аномальных состояниях. Как утверждает Ауробиндо, эти силы "действия Манаса из внесознатель-ной зоны"89 составляют основу ясновидения, яснослышания, телепатии и других оккультных проявлений, хотя и не являются их единственной "причиной".

Таким образом, манас является "организатором чувственного опыта". По мнению Ауробиндо, в ходе эволюции сначала тело, наполненное жизнью ("живущее тело") стало полем проявления и действия самого первичного, базового сознания (читты). Потом в самой читте стал образовываться чувствующий элемент, манас. В своё время и в манасе, или чувствующем уме, стал образовываться "мыслительный элемент", "определённая распространяющаяся и захватывающая сила, которая умственно использует чувственные данные, превращает их в восприятия и первые представления, ассоциирует опыт с другими переживаниями и, тем или иным путём, думает, сознаёт и проявляет волю на чувственной основе"90.

Духовная трансформация человека как эволюционная необходимость

Опираясь на развиваемую им теорию эволюции, Ауробиндо задаёт вопросы: какими будут новый человек, новая раса, новое человечество? — и пытается найти ответы на них. Он указывает, что новый человек не будет как бы количественно усовершенствованным продолжением современного типа людей, достигших высшей степени развития интеллекта, физической силы, духовной святости. Это будет нечто качественно новое, и оно достигается не "продолжением", а глубокой трансформацией (Transformation). Появление нового человека, по мнению Ауробиндо, равнозначно появлению Жизни в Материи или Разума в Жизни. Трансформация должна касаться всех сторон бытия, её цель — преобразовать человеческую жизнь в такое существование, которое Ауробиндо называет Божественной Жизнью.

Божественная Жизнь в материальном мире, согласно Ауробиндо, подразумевает соединение духовных высот и материальной основы. Сознание растёт в материи, но не отбрасывает пройденные ступени, а соединяет и высоты, и глубины. Сначала эволюция должна достигнуть этапа, когда происходит встреча восходящих энергий материи и нисходящей силы духа, затем дух во всей своей мощи спускается в материю, наполняет и трансформирует жизнь, которая становится всё более и более божественной. Материя, в силу определённых своих свойств, оказывает сопротивление трансформации и может рассматриваться как препятствие для духа, несмотря на то, что она сама есть инструмент духа, его форма. Божественная жизнь, как утверждает Ауробиндо, не отвергает ничего, что способно к преобразованию. "Она не отбрасывает энергии материи, её способности, её методы, а выявляет их скрытые возможности, возвышает, очищает, раскрывает их внутреннюю Божественность, — всё будет собрано, возвышено, сделано абсолютно совершенным"142.

Высшее совершенство, по мнению Ауробиндо, возможно только при трансформации низшей человеческой природы. Ум должен быть преобразован в проводник истины, жизнь — в источник силы и света.

Ум и жизнь за счёт правильного использования всех своих свойств должны стать инструментами возвышения человеческого существа за пределы его нынешней ограниченности. Должна также произойти трансформация и тела в совершенный инструмент проявления духа. Вопрос изменения тела, как считает Ауробиндо, является наиболее непонятным и трудным.

В прошлом, как указывает Ауробиндо, духовные искатели рассматривали тело скорее как препятствие, как то, что надо победить, а не как то, что может быть инструментом духовного совершенствования и сферой духовных изменений. Тело осуждали за грубость материи, низость её проявлений, сильное сопротивление духовным воздействиям. Ограниченность тела считалась неизменной и делающей его духовную трансформацию невозможной. По мнению Ауробиндо, такое воззрение на тело возникло потому, что оно пробуждено лишь частично, сковано инерцией и бессознательностью материи. "Но если Божественная Жизнь возможна на Земле, — считает Ауробиндо, — то возможно и изменение, расширение функций тела"143. Поэтому вместо отрицания всего телесного, что было условием аскетического отречения, необходимо включение материи в духовные искания. Это даёт возможность для раскрытия определённых способностей, которые не рассматривались духовными практиками прежних времён. По мнению Ауробиндо, работа божественного должна происходить в мире, а не вне или отдельно от него. Отличительной чертой такой работы является преобразование физического тела.

Таким образом, Ауробиндо предлагает новый подход к рассмотрению телесной природы человека, его тела. Телесная природа человека, как и он сам, находится в стадии эволюционного развития. Абсолютно отвергать её — значит, идти против эволюции, против духовной силы, которая стремится выразить себя через эту сторону бытия человека. Наоборот, человек должен принять сознательное участие в эволюционном преобразовании своего тела.

Согласно взгляду на материю, как на содержащую внутри себя сокрытое сознание или сверхсознание, присутствующее в каждой точке и движении материального универсума, Ауробиндо делает вывод, что и в теле человека есть сверхсознание. Если бы его не было, не было бы и самого тела; оно создало его, и раскрытие всех возможностей тела, как достойного инструмента божественного, является одной из целей эволюции и ключом к тайне человеческого существования. Поэтому Ауробиндо придавал большое значение расширенному и многостороннему физическому воспитанию и дисциплине. Он выдвинул также концепцию тотального совершенствования тела. "Есть два условия этого совершенствования: как можно более полное пробуждение телесного сознания и всестороннее раскрытие потенциальных его возможностей"144. Только физических средств недостаточно, необходимо обращение к энергии духа, к божественной энергии. Рост сознания в теле должен идти вместе с сознательным откликом на импульсы более высоких уровней человеческого существа. Кроме того, согласно Ауробиндо, очень важно гармоничное взаимодействие тела и ума человека, ведь человек ментальное существо. Его ум постепенно раскрывается сверхразуму, влияния которого будут проникать всё более и более во все части его существа. Даже для чисто ментальной деятельности, как отмечает Ауробиндо, пригодность, готовность или высокая тренированность телесного инструмента является незаменимым условием.

Ценность взгляда Ауробиндо на телесную природу заключается не только в том, что он видел большое значение влияния духа в процессе совершенствования тела, но и в выдвижении идеи гармоничного взаимодействия ума и тела.

Частью общего совершенства тела является отзывчивость, или восприимчивость (perception). Тело должно стать способным отвечать сознательной воле и изменяться в соответствии с её велениями. Оно должно соответственным образом отвечать на вибрации высшего сознания, высвобождая скрытую в себе духовную силу и становясь всё более сознательным. "Тело необходимо сделать полностью сознательным сосудом и инструментом, символом и печатью Силы Духа"145. Сознательная податливость, пластичность, гибкость функционирования, высокое качество отклика и служения — вот характерные черты совершенного тела. Другие его качества, такие как красота, сила, здоровье, лёгкость, озарённость и даже бессмертие или, по крайней мере, способность видоизменять свою форму, будут проистекать из этого основного свойства. "Оно могло бы даже стать откровенным носителем Высшей Воли и Блаженства, распространяя красоту света Духа, исходящую от него, как лампа отражает и распространяет свет пребывающего в ней пламени, неся в себе Истинную Духовность, радость видящего ума, жизни, счастья материи, освобождённой в духовном сознании и трепещущей в постоянном экстазе . Совершенное одухотворённое тело — это Божественное тело, в котором и будет реализовываться Божественная Жизнь. По мнению Ауробиндо, Божественное тело должно стать таким же естественным продуктом эволюции, как и физическое тело современного человека.

В результате развития и совершенствования появляется возможность трансформации тела. Только если ранее эволюция проходила медленно и трудно, то с проявлением сверхразума, супраментального и истинного сознания и силы, свободной от ограниченности и несовершенства ментального существования, медленное и трудное изменение не должно больше быть законом. Истинное сознание и сила духовного бытия будут определять всё; трансформация станет спонтанной. Никакие препятствия больше не будут противостоять проявлению духа.

Трансформация потребует нескольких стадий изменений, которые затронут ум, жизнь и тело. Психологические перемены, постепенное установление господства над природой, преобразование ума в ум истинного знания или Света, а жизненной силы — в одухотворённую энергию, обладающую полнотой чистоты — это, как утверждает Ауробиндо, будет только первым приближением к Божественной Супраментальной жизни в земных условиях. Способность воспринимать и одухотворять некоторые движения земной жизни, трансформация животной природы человека, очищение и просветление сознания и мотивов поступков уже продемонстрированы жизнью тех, кто обладал духовными силами, но как нечто исключительное, скорее случайное и неполное, а не как проявление совершенно новой природы, новой жизни и нового сознания.

Основные принципы интегральной йоги как средства реализации идеала совершенного человека

Реализация интегральной йоги предполагает и интегральный результат — совершенную гармонию в развитии всех сторон человека в устремлении к божественной природе. Идеал человеческого совершенства волновал мыслителей во все времена. Ауробиндо указывает, что некоторые полагали такой идеал осуществимым в мирской жизни, другие связывали его с религиозным обращением.

Согласно Ауробиндо, мирское совершенство очень часто понимается как чисто внешнее действие, касающееся, в основном, социальной сферы жизни человека. Это и улучшенный образ жизни, и гармоничное и справедливое равновесие гражданских прав и обязанностей, и более рациональные отношения человека с окружающей средой. Другие выдвигают более внутренний идеал: гармоничное развитие способностей человека, а также развитие культуры, образования, этических и эстетических элементов общества. Делается акцент либо на совершенстве внешней жизни, либо на совершенстве личности, или эти две тенденции объединяются. Мирская цель принимает во внимание современную жизнь и её возможности.

Религиозная же цель, как утверждает Ауробиндо, имеет в виду, прежде всего, жизнь будущую, иное существование после смерти. Религиозный идеал — это чистая святость, которой человек достигает через обращение своей греховной, несовершенной натуры, благодаря той религии, которую он исповедует. Он может охватывать также и социальные изменения, при условии, что все они будут выражать и некий религиозный смысл.

Основываясь на доктрине синтеза, Ауробиндо выдвигает концепцию интегрального совершенства. Для него достижения идеалов только мирского или только религиозного совершенства недостаточно. Принцип интегрального совершенства должен включать в себя эти идеалы и быть в то же время гораздо шире, обладать бесспорной универсальной истиной.

Человеческое существо развивается согласно божественному закону. Оно постепенно становится самосознающим, его жизнь всё больше раскрывается к духу, заключённому внутри него, как и в мире. Ум, жизнь, тело, все формы природы человека являются средствами его духовного роста. Но они не отражают всей полноты его бытия. Поэтому для достижения совершенства необходимо, делает заключение Ауробиндо, чтобы в человеке произошло раскрытие к чему-то, их превосходящему. Интеллектуальное, волевое, этическое, эмоциональное, эстетическое и физическое развитие должно достигнуть такого уровня, когда человек станет хорошо осознавать присутствие в себе духа, который получит возможность непосредственно влиять и воздействовать на его жизнь. Необходимым условием реального совершенства человека как раз и будет это прямое действие духа, совершающее духовное обращение всего человеческого существа. "Врасти в истину и силу Духа и посредством прямого действия этой силы стать пригодным каналом его самовыражения — жизнь человека в Божественном и божественная жизнь Духа в человечестве"190 — вот что будет означать интегральное совершенство человека.

Ауробиндо указывает на две стадии прохождения процесса самосовершенствования человека. Первая стадия будет характеризоваться тем, что по мере осознания себя как духовного существа, человек всё более и более будет связывать все свои помыслы и устремления с духовной жизнью и истиной. В этот период в нём должен произойти внутренний переворот, меняющий всё его мировоззрение. "Именно от этого поворота осознанная Йога, понимающая свою цель, начинается: происходит новое пробуждение и возвышающее изменение жизненных мотивов"191. Это очень важный момент, потому что пока имеет место лишь интеллектуальное, этическое, психологическое развитие, которое не выходит за обычные рамки действия ума, жизни и тела, человек, по мнению Ауробиндо, стремится не к интегральному, а к обычному, "мирскому" совершенству, которое можно считать только подготовительной ступенью. Должно произойти буквально потрясение всего существа человека, нечто, что не укладывается в его обычные представления о себе и о мире, после чего духовное устремление и желание божественного совершенства превращаются для него в неотъемлемую реальность и силу. В этом направлении он начинает прилагать сознательные усилия, то есть, становится на путь йоги.

Поначалу человек продвигается по этому пути без видимой поддержки, внутренней помощи, благодаря своим личным усилиям.

Согласно Ауробиндо, эти усилия должны исчерпать себя, так как они являются усилиями ума, который по своей природе конечен и не может постоянно подниматься "выше" себя. Но, тем не менее, на этом этапе человек способен на частичное отражение божественной природы в своём сознании. Более великие результаты могут быть достигнуты только более высокой силой, нежели ум. Если человек смог прикоснуться к такой силе, то для него начинается вторая стадия процесса совершенствования. Она характеризуется предоставлением всего существа этой более высокой духовной силе, замещением личного усилия её действием. Благодаря этому и должно произойти полное духовное преобразование, приводящее к интегральному совершенству.

О двух стадиях духовного процесса говорится и в христианской аскетике. Это так называемая "внешняя" или "отрицательная" аскеза, собственно "практика", подготовительная ступень к соединению с "божественными энергиями", и "внутренняя", "положительная" аскеза, приводящая к непосредственному богообщению, "стяжанию благодати", вступлению в контакт с божественными силами. Наличие двух сил: собственно человеческого усилия, активного и сознательного, и божественного содействия, благодати, необходимо для обожения, для преодоления данной природы человека. Таким образом, идеалы интегрального совершенства Ауробиндо и православного обожения близки с точки зрения действия двух сил: человеческой и божественной.

Как утверждает Ауробиндо, интегральное совершенство гораздо выше мирского совершенства, идеал которого — совершенство внутри границ ума, жизни и тела. Оно игнорирует духовный элемент в природе человека, в отличие от концепции интегрального совершенства, которая рассматривает человека как божественное духовное существо, включающее в себя ум, жизнь и тело. Целью интегрального совершенства является поэтому не только совершенство обычной человеческой жизни, а освобождение и совершенство божественной природы человека. Интегральное совершенство не отвергает ничего, что есть существенного в мирской жизни человека, оно расширяет и одухотворяет ограниченное земное существование, придавая ему бесконечный и божественный смысл.

Интегральное совершенство совпадает с религиозным идеалом в нескольких пунктах, но превосходит его в смысле обширности и полноты. Религиозное совершенство возможно только в отрыве от земной жизни, через религиозно-этическое изменение личности человека, отказ от эмоционального бытия и значительной деятельности в миру, часто с аскетическим уклоном, с надеждой на награду на небесах. В отличие от этой позиции, концепция интегрального совершенства рассматривает духовное бытие как вездесущее существование. Его полнота осуществляется не путём перенесения в чисто духовные миры, а расширением сознания человека через разнообразный опыт, получаемый им во всей земной жизни. Интегральное совершенство достигается не какой-либо формой религиозного благочестия, а духовным поиском тотального божественного единения, через интегральную йогу. "Допуская сверхкосмическую истину и жизнь в высших мирах, Интегральная Йога допускает также земное как непрерывное выражение одного существования, а изменение индивидуальной и общественной жизни на земле — как расширение его божественного значения"192.

Похожие диссертации на Философско-религиозная антропология Ауробиндо Гхоша