Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские воззрения Асади Туси в "Гаршаспнаме" Джураева Дильбар Рахимходжаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джураева Дильбар Рахимходжаевна. Философские воззрения Асади Туси в "Гаршаспнаме": автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.03 / Джураева Дильбар Рахимходжаевна;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2014

Введение к работе

Актуальность темы. В современном Таджикистане, происходят значительные изменения в экономической, политической, социальной и культурной жизни общества, укрепляется национальное единство. В этих условиях необходимо целостно охватить для всестороннего осмысления и проникновения в суть происходящих изменений в республике, для определения направления дальнейшего развития общества неизмеримо повышается роль философии и философских наук. Пробуждение и усиление национального самосознания, стремление к определению того, кто мы есть на самом деле, соответственно усиливает интерес к истории, к философии и к религии со стороны самых различных слоев таджикского общества.

В истории каждого народа есть взлеты и падения, удачи и неудачи и каждое поколение оглядываясь назад, изучая свою историю, сопоставляя ее с современной жизнью, стремится извлечь уроки из прошлого и использовать его для улучшения современно жизни. Опыт истории, ее осмысление и правильные выводы помогают новому поколению избежать повторения ошибок в нынешней жизни. Поэтому, изучение и осмысление своей истории по этим источником являются всегда актуальным.

Значимость данного исследования усиливается в связи с тем, что глубокие философские рассуждения оформлялись не только посредством философских понятий и концепций, но и находили свое выражение в поэзии и литературе. Поэтому считаем целесообразным, исследовать творчество Асади Туси, который в поэтической форме излагал свои философские идеи. Кроме того, подобные исследования необходимы и в связи с тем, что если строгие философские концепции сложны для осмысления их массовым сознанием, то в поэтической форме они легче проникают в сознание широких масс.

Фирдавси и вслед за ним Асади в поисках истоков культуры и государственности своего народа обратились к доисламской культуре Ирана и этим хотели доказать преемственность культур и поколений. И в «Шахнаме» Фирдавси и в «Гаршаспнаме» Асади проблемы гуманизма, героизма, воспевание разума, знаний и нравственности, занимают значительное место. Эти проблемы не чужды нам и стоят перед нами и сегодня, поэтому наше обращение к своей истории к «Шахнаме» и «Гаршаспнаме» является весьма актуальным.

В современных условиях, для того чтобы возродить и сохранить своеобразную культуру таджикского народа, возродить нашу нравственность и самобытность, для того чтобы разработать новые концепции идеологии мы должны, прежде всего, опираться на свою историю и на свою философию, на свою нравственность. И поэтому наше внимание к своей истории, к своей древней культуре на основе изучения произведения «Гаршаспнаме» Асади Туси, оправдано и является актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Первое сообщение об Асади Туси появился только в XV веке в книге Давлатшаха Самарканди «Тазкира туш-шуаро» (Жизнеописание поэтов), именно эта книга стала для европейских исследователей первым источником, в котором сообщается об Асади Туси. В этом сочинении кроме фактов приведены и домысли автора, которые далеки об истине и ввели в заблуждение европейских исследователей, которые отнеслись к данному сочинению некритично. В мировой ориенталистике об Асади и о его «Гаршаспнаме» имеется определенная исследовательская литература. О наследии Асади Туси, творчество которого имеет значительный художественный и исторический интерес европейские востоковеды провели ряд исследований, например Э. Броун в своей «Истории персидской литературы»; Г. Эте в своих «Персидских тенцонах», где он издал три муназиры Асади в переводе на немецком языке это «Прения ночи и дня», «Прения копья и лука», «Прения неба и земли»; К. Ноедеке в своем труде «Об иранском национальном эпосе», оценивали творчество Асади и определяли его место в истории восточной и мировой литературы.

В советском востоковедении о Асади и месте его поэмы в литературе и истории писали многие, самыми значительными являются исследования Е. Э. Бертельса, И. С. Брагинского, К.И. Чайкина.

Исследованию творчества мыслителя большое внимание уделили иранские ученые Ризакулихан Хидаят, З.Сафо, Б. Фурузунфар, Ахмад Тамимдарї, Субхани Х. Рафозод Шафак и другие.

Из Иранских исследователей творчества Асади наиболее полным, по оценке творчества Асади, по моему мнению, стоит Ахмад Тамимдари.

Другие Иранские исследователи в своих сочинениях лишь вскользь упоминали об Асади как об авторе «мунозара», «Гаршаспнаме» и «Лугати фурс», более серьезного исследования, который к примеру проводил Е.Э. Бертельс, мы в сочинениях иранских авторов не встретили.

Из числа таджикских исследователей творчества Асади нельзя не называть Х. Мирзозода, хотя его мнение во многом откликается с точкой зрения Е.Э. Бертельса, но имеется ряд особенностей исходя из которых, он оценивает творчество Асади.

В отличии от мнения Х.Мирзозода, мы думаем, что «Гаршаспнаме» Асади является оригинальным произведением, в нем поэт кроме описаний художественного образа Гаршаспа и его приключений приводит взгляды всех философских, религиозно-философских течений своей эпохи и этим оно сильно отличается от «Шахнаме», но это ничуть не делает его хуже ни по смыслу, ни по стилю.

В последнее время более серьезные исследования проведены таджикским исследователем Али Мухаммадом Хуросони, которое отражено в его работе «Асади Туси и его эпическая поэма «Гаршаспнаме»», так же в статьях «Асади Туси и его творчество», «Изучение и исследование жизни и творчества Асади Туси в Европе», «Творческие источники «Гаршаспнаме» Асадии Туси».

Но никто из вышеназванных исследователей не ставил перед собой задачу исследовать мировоззрение Асади, определить истоки его философских воззрений.

В связи с этим, в настоящей диссертации впервые предпринимается попытка изучать, проанализировать философские взгляды Асади Туси и попытаться восполнить указанный пробел в отечественной историко-философской науке. Ставя перед собой эту задачу в качестве одной из основных, мы стремились в то же время исследовать философские взгляды Асади в плане ее социокультурной значимости.

Целью исследования является анализ основных положений философских воззрений Асади. Также определяется значения его философских взглядов в контексте отечественной истории философии и философии культуры. Поэтому мы ставим перед собой следующие задачи:

- выявить, особенности социально – политических и идейных истоков возникновения и становления философских воззрений Асади;

- показать, что на процесс формирования и становления его философских воззрений оказывали огромное влияние социально-политические условия жизни эпохи мыслителя, также различные философские и религиозные школы и течения мусульманского Востока, такие как зороастризм, ислам, дахризм, философия «друзей первоматерии», философия восточного перипатетизма, исмаилизм, суфизм и др.;

- определить место философских воззрений Асади в контексте мировой и персидско - таджикской философской мысли;

- раскрыть взаимосвязь философской мысли в «Гаршаспнаме» с авестийской философской мыслью, вместе с этим показать, что истоки философских воззрений Асади надо искать не в зороастризме, а в исламе;

- определить сущность и место мифологических, религиозных и рациональных аспектов в философском учении Асади;

- выявление и исследование общечеловеческих ценностей в учении поэта - мыслителя;

- выявить гуманистические тенденции в системе философских взглядов мыслителя;

- определение места и роли «Гаршаспнаме» в развитии философской мысли таджикского народа;

Научная новизна работы. Мировоззрение Асади, несомненно, является отражением ряда философских и этических взглядов мыслителей XI века и предшествующих эпох; философско–этические воззрения Асади, ранее не подвергались подобному исследованию и рассмотрению. В настоящей работе впервые:

- выявляются основные положения и определяются идейные истоки мировоззрения Асади во взаимосвязи с культурными традициями таджикского народа;

- доказывается, что основу философских воззрений Асади составляют Коран и сунна, взгляды мусульманских мыслителей, таких как Фараби, Ибни Сино, Газзали, исмаилитов и др. Примечательно то, что Асади не просто критиковал или одобрял эти идеи, он дал им новое понимание, наполнил соответствующим своему воззрению и времени содержанием;

- раскрывается теоретико-методологическая преемственность философских взглядов Асади;

- делается попытка определить место Асади в истории философских учений мусульманского востока

- рассматривается проблема монотеизма в трактовке Асади в «Гаршаспнаме»;

- в культурологическом плане определяется и рассматривается проблема человека в философии Асади;

- показано, что нравственно-этические идеалы, положенные в основу «Гаршаспнаме», в нашу эпоху, могут помочь в деле воспитания гражданина, гуманиста и патриота. Все эти ценности в наше время, в условиях национальной независимости приобретают особую актуальность. Поэтому всестороннее исследования идей «Гаршаспнаме», в особенности ее этических принципов, является крайне важным.

На защиту выносятся следующие положения:

- выявлено, что главными источниками формирования имплицитного, философского мировоззрения Асади являются древнетаджикская и индоиранская мифология, имеющие единый арийский корень; философские, этические и эстетические теории античных авторов, религиозные, моральние идеи мусульманских мыслителей, господствовавшие в его эпоху, а также на формирование его взглядов свое влияние оказала реальная социальная среда, в условиях которой создавалась «Гаршаспнаме»;

- установлено, что, несмотря, на философско - этическое мышление Асади, «Гаршаспнаме» носит имплицитный характер, тем не менее, оно не являются бессистемным и ему присуща концептуальная стройность;

- выявлено, что в центре философско - этической концепции Асади стоит человек, все ценности мира рассматриваются великим мыслителем через призму интересов человека, именно человек гармонично связывает в единое целое, космос, Бога и общество. Асади особое внимание уделяет проблемам бытия бога, природы, происхождения человека и общества;

- определено, что «Гаршаспнаме» Асади является не только литературным художественным произведением, но и обладает характеристиками философского произведения, так как в ней рассматриваются вопросы как теоретической философии – единство бога, происхождение мира, так и практической философии – человек и его нравственность.

Объектом диссертационного исследования является философские воззрения Асадии Туси в его произведении «Гаршаспнаме».

Предмет диссертационного исследования составили социально-политические предпосылки формирования мировоззрения Асади Туси, онтологические, гносеологические и социально-этические взгляды Асади Туси в «Гаршаспнаме».

Методология исследования определяется его целями и задачами, а также характером используемых источников. Методологической основой исследования является принцип историзма, который сформулирован в работах ведущих философов прошлого и в трудах современных исследователей философии. Этот метод, прежде всего, предполагает объективное рассмотрение той или иной философской концепции в строгих логических формах.

В данной работе, прежде всего, акцентируется внимание на такой методологический принцип как анализ и рассмотрение духовного наследия прошлого с позиции общечеловеческих ценностей.

Методологической базой для диссертации послужили труды известных исследователей, А. М. Богоутдинова, Е.Э. Бертельса, И. С. Брагинского, В. В. Бартольда, Х. Додихудоева, Г. Ашурова, К. Олимова, А. А. Шамолова, Н.Н. Садыкавой, М. Диноршоева, З.М. Диноршоевой, Х.Х. Муминджонова, М. Султонова, А. М. Мухаммадходжаева, М.Хазраткулова, С.Рахимова, Х. Мирзозода, Н. Кулматова (Арабзода), А.Х. Касымжанова, М. Рахимова, М.Т. Махмаджоновой , С. Забиулло, С. Нафиси, А. Тамимдари, М. И. Занда и др.

Источники исследования. Основными источниками настоящего исследования являются «Гаршаспнаме» Асади; «Шахнаме» Фирдавси; Авеста. Избранные гимны. (в перев. на русский Стеблин Каменского); «Готхо – сурудхои поки Зартушти Спентамон ва ьафт ьот» (в перев. на тадж. Алиакбари Джаъфари); Коран (перевод Крачковского И. Ю.); «Сирати фалсафи»; «Тибби рухони»; «Аломати икбол ва давлат» Закария Рази; «Тадбири манзил» («Домоводство»), «Хай ибн Якзон» Ибн-Сины; «Метафизика», «Поэтика», «Риторика» Аристотеля; «Диалоги» Платона; «Опревержение философов» Абу Хамида Мухаммада ал-Газзали; «Опровержение опровержения» Аверроэса.

Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий по истории мусульманской философии, истории религии, литературы и культурологии. Результаты работы могут быть применены в преподавании разделов истории философии, при разработке курсов лекций по философии, культурологии, а также в нравственном, и патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Инновационные идеи исследования могут стать материалом для более углубленных научных разработок по философии и мифологии ираноязычных народов.

Апробация исследования. Работа обсуждалась на кафедре философии Худжандского Государственного Университета имени Б.Гафурова, в отделе истории философии. Основное содержание диссертации отражено в ряде статей автора. Так же материалы диссертации докладывались в Республиканских научно-теоретических конференций таких как: посвященной 1150-летию Закариёи Рози» (ф. МГУ г. Душанбе 24-25 апреля 2014г.); конференции молодых ученых, посвященной 23 мая Дню молодежи Таджикистана на тему «Государственная молодежная политика: состояние и перспектива» (Душанбе 22 мая 2014г.); научно-теоритическая конференция на тему «Вклад женшин в развитии науки» (Душанбе АН РТ 17 июня 2014г.)

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Философские воззрения Асади Туси в "Гаршаспнаме"