Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские и этические воззрения Абулкосима Фирдавси Гулам Наби Якин Секандер

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гулам Наби Якин Секандер. Философские и этические воззрения Абулкосима Фирдавси : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Гулам Наби Якин Секандер; [Место защиты: Ин-т философии, политологии и права им. А.М. Богоутдинова].- Душанбе, 2012.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/490

Введение к работе

Актуальность исследования Актуальность исследования философского, социального антропологического и этического наследия мыслителей периода классического средневековья обусловлена практическими потребностями развития философских исследований в современном афганском обществе, необходимостью систематического и последовательного изучения истории философской и этико-эстетической мысли, пополнения того нравственного вакуума, который превалирует в нашем обществе. Последовательное и целенаправленное решение проблемы ценностей и адекватная реконструкция сложившейся на региональном уровне идеологической и культурной ситуации возможно лишь при условии активного изучения как теоретической, так и национальной философской мысли.

Необходимость систематического изучения истории философской и этической мысли диктуется также настоятельными идеологическими и религиозными потребностями, связанными с задачами объективной оценки места и роли ислама и мусульманских мыслителей в развитии общечеловеческих ценностей. Философские, социальные и этические взгляды многих наших мыслителей давно стали объектом анализа и интерпретации в современной философии и этике.

Целесообразность анализа социального аспекта философской мысли средневековья определяется также наличием в современной философской литературе своеобразных мотивов, претендующих на выделение «собственного» исторического духовного наследия.

Данный интерес также обуславливается неиссякаемым интересом к наследию Абулкасима Фирдавси, тем обстоятельством, что к его мудрости не перестают обращаться во всех регионах мира, а его Шахнаме продолжает оставаться одним из читаемых и востребованных современной цивилизацией памятников персидско-таджикской культуры. Прежде всего, философские, социальные и этико-эстетические идеи Фирдавси являются предметом всеобщего интереса, так как его апелляция к разуму не имеет аналогов ни в его эпоху, ни в последующие века. Вместе с тем, идеи Фирдавси все еще остаются недостаточно изученными, и в востоковедческой литературе, за исключением отдельных работ, все еще нет специального исследования, в котором была бы системно проанализирована эта тема. Изучение философских, социальных и этико-эстетических взглядов Абулкосима Фирдавси с позиции историко-философского анализа достаточно актуально.

Далее, крупнейшие востоковеды и известные ученые Запада и Востока склонны считать, что в «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси можно встретить влияние большинства популярных религиозных, философских и культурных направлений, а так же наличие исторических традиций и ценностей. На этом фоне компаративистский анализ социально-исторических факторов влияющих на создание великого произведения Фирдавси может способствовать более обоснованным заключениям относительно мировоззренческих представлений Абулкосима Фирдавси.

Социальная философия «Шахнаме» и Абулкосима Фирдавси является той частью его мировоззрения, которая требует теоретического осмысления во всей своей полноте. В связи с этим сравнительное изучение социальной философии Абулкосима Фирдавси вызвано необходимостью определения и составления объективной картины и направленности его философских идей в целом и общественно-политических взглядов.

Актуальность изучения философских, социальных, этико-эстетических воззрений Абулкосима Фирдавси обусловлена также следующими обстоятельствами и причинами:

- сохраняющаяся социальная напряженность в мусульманском мире, межэтнические и межконфессиональные вызовы современности, религиозно-экстремистские настроения часто ставят остро проблему социальной стабилизации, установления мира и консенсуса различных общественных групп через разработку стратегии согласия и мира. Исследование философских, социальных, этико-эстетических воззрений Абулкосима Фирдавси в сравнительном ракурсе наравне с другими современными общественными и гуманитарными науками предоставляет значительный материал для разработки данной стратегии;

- исследование проблемы совершенного, зрелого общества (на примере концепции «торжества разума»), которая рассматривалась Фирдавси в его «Шахнаме», актуально в плане того, что дальнейшее поступательное развитие социума возможно при условии апелляции на разум. Действительное развитие социума, воспитание в нем зрелого, адекватного человека является также условием разумно отвечать на современные вызовы;

- изучение вопроса о государстве, действующего на основе разума и логики, как и разумного общества характеризующегося, с одной стороны, многообразием, с другой – единством и взаимосвязью составляющих ее элементов так же немаловажно для современного общества, в том числе и для Таджикистана. Основные положения учения «Шахнаме» и Абулкосима Фирдавси о государстве имеют рациональное зерно, и обстоятельное их изучение могло бы в значительной мере помочь разработке новых подходов к данной проблеме;

- Актуально также изучение личности человека в «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси, где одним из центральных тезисов является утверждение, что индивид и личность формируются и развиваются в процессе своей жизнедеятельности через приобретение определенного социального опыта;

- онтологические и гносеологические аспекты философии разума Фирдавси способствуют реконструкции позитивного и светского мировоззрения, способствовавшего в мусульманской культуре средневековья сохранить баланс рационального и иррационального и через это-оставаться востребованным по настоящее время.

- исследование социально-этических вопросов добра и зла, справедливости, гуманизма и др., обозначение роли нравственных ценностей в жизни человека, обращение внимания на важность этического фактора в организации всего социального уклада, остается особенно актуально для современного общества. Анализ социально-этических проблем в «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси позволяет определить и сформулировать аксиологические основания воспитания человека, базирующиеся на принципах добродетели, разумности и апелляции на разум, гуманизма, справедливости, гармоничного и всестороннего развития личности и общества.

Степень разработанности темы. «Шахнаме» великого Фирдавси является своеобразной энциклопедией, где поэтически изложены философские, нравственные, религиозные и эстетические взгляды мыслителя. Образ всесторонне развитого прекрасного, совершенного человека - идеала Фирдавси, который изображен в «Шахнаме» несмотря на то, что прошло тысячелетие, является актуальным и сегодня. Начиная с XIX века ориенталистами Европы обстоятельно изучены жизнь и творчество поэта, дан общий анализ его литературного наследия, философских, социально - этических и эстетических взглядов, определены его место и роль в развитии персидской и мировой культуры. Большая работа проделана по переводу «Шахнаме» на многие языки мира. Европейское востоковедение, посвятили Фирдавси и его поэме много трудов. Ни одно исследование по истории и литературе Ирана не обходилась без освещения жизни и деятельности Фирдавси и его бессмертного наследия.

В советском востоковедении В. В. Бартольд, Е. Э. Бертельс, И. С. Брагинский уделили большое внимание и оценили место Фирдавси и его поэмы в литературе и истории, косвенно или непосредственно затронув некоторые аспекты этической системы поэта-мыслителя. В работах И. Орбели, A.A. Ромаскевича, К.В. Травера, М. Н. О. Османова, М. М. Дьяконова, Б. Г. Гафурова, И. В. Пьянкова наряду с жизнью и творчеством поэта, анализируются основные аспекты поэмы «Шахнаме», ее историческая направленность и историко-мифологический характер. В них анализируется жизнь и творчество Фирдавси, большее внимание уделяли именно, между тем, как философско-этические и эстетические проблемы его мировоззрения остаются открытыми.

В большом количестве иранских исследований Фирдавси представляется как проповедник исламской религии шиитского толка, при этом упускаются из вида другие аспекты его воззрений. В работах 3. Сафо, С. Нафиси и Дж. Мисгар-Нажода есть некоторые идеи по поводу философии, этики и эстетики Фирдавси.

Из числа исследований таджикских ученых посвященных философско-этической проблематике в «Шахнаме», прежде всего, следует отметить ценное исследование таджикского ученого М. Раджабова «Фирдоуси и современность». В данной работе рассматриваются мировоззренческие и философские проблемами (бог, природа, человек), социально политические взгляды поэта и его этические идеи. Исследователь определяет мировоззрение Фирдавси как философско - этическую систему и считает главными в ней принципы разума, знания, добра и зла. В работе Маллаева Р.К. данный тезис подвергается критике и подчеркивается, что в поэме особое внимание уделено изображению образа прекрасного и совершенного (калокагатийного) человека и кроме того все категории эстетики в «Шахнаме» имеют свое отображение.

В монографии А. М Атаева «Проблемы нравственности в «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси» уделяется особое внимание теоретико-практическим аспектам нравственной философии Фирдавси и анализируются идеи мыслителя о добре и зле, о справедливости и мужестве, о патриотизме и гуманизме, о любви и дружбе, о морали и этикете правителей и т.д.

Из числа исследований, посвященных различным аспектам идей Фирдавси, особо можно выделить работы: Б.Гафурова, А.М.Богутдинова, М.Диноршоева, Г.Ашурова, А. А. Шамолова, К. Бекзода,Ф.Турсунзаде. Исследования этих авторов являются определенным вкладом в изучение рационалистического характера мировоззрения Фирдавси. В статье Ф. Турсунзаде предпринята попытка исследования эстетических идей Фирдавси, где указывается, что его поэзия покоится на единой эстетической платформе и основана на единых эстетических принципах. Некоторые проблемы эстетики Фирдавси рассматриваются в работах таджикских исследователей С. Рахимова, X. X. Муминджанова, М. Хазраткулова., А. Курбонмамадова и некоторых других авторов. Отдельную группу составляют научные сборники, издававшиеся в разных странах, а также переводы и издания произведений Абулкасима Фирдавси на языках мира, которые содержат статьи, предисловия, примечания и комментарии философско-научного характера, в том числе социально-философской направленности. Самый весомый научный сборник –– выпущенный в честь 1000-летия Абулкасима Фирдавси, включает в себя более статьей ученых и исследователей разного уровня, где включены статьи, которые освещают разные аспекты философского мировоззрения Абулкасима Фирдавси. В них затрагиваются и некоторые вопросы его социальной философии.

Между тем, приведенный далеко не полный перечень работ, демонстрируя широкий дисциплинарный и проблемный спектр изучения «Шахнаме» Фирдавси, доказывает отсутствие комплексного философского, социально-этического и эстетического анализа «Шахнаме» Фирдавси и выявления места и значения его социально-этической и эстетической философии для развития духовной культуры Центральной Азии и Афганистана. Тогда как динамику современных многоплановых и противоречивых тенденций в духовно-культурной жизни общества данного региона вряд ли можно глубоко понять, не учитывая её специфики (как исторической, так и современной).

Более того, остается спорной даже сама идея о наличии или отсутствии единой философской, социально-этической и эстетической системы в эпопее. Причиной тому служит не только в не контекстуальный анализ мировоззренческой сущности «Шахнаме», но и в европоцентристском подходе к исследованию данного произведения. В связи с этим, в настоящей диссертации предпринимается попытка восполнить указанный пробел в историко-философской науке. Ставя перед собой эту задачу в качестве одной из основных, мы стремились в то же время продемонстрировать актуальность исследования философского, социально-этического учения Фирдавси в плане ее социокультурной значимости.

Цель и задачи исследования. Основная цель данной работы – выявление основных положений философского, социально-этического учения Абулкосима Фирдавси на основе его «Шахнаме».

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- определение онтологических и гносеологических аспектов и параметров философии Абулкасима Фирдавси;

- выявление социально-политических факторов и идейных источников формирования социальной философии Абулкосима Фирдавси;

- выделение общего и отдельного в социальной философии и реконструкция социальной философии Абулкасима Фирдавси;

- анализ концепции всеобщего разума, природы власти, государства и социальных групп, нравственных и духовных основ общества в ракурсе общественной деятельности человека;

- оценка общности и различия взглядов Абулкосима Фирдавси и его современников через анализ философских, социальных и этико-эстетических проблем.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются философские, социальные, этико-эстетические воззрения Абулкосима Фирдавси, предметом – его взгляды на разум, общество, государство, власть, социальные группы, человека и его мораль, добродетель и прекрасное.

Теоретико-методологическая основа исследования. В процессе диссертационного исследования были использованы компаративный, исторический, логический и системный методы, что способствовало комплексному изучению проблемы. В работе использованы положения и выводы, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями, которые занимались изучением рассматриваемых в работе проблем.

Источники исследования. Основным источникам данного исследования является «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси и подобные ему по стилистике произведения.

Новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного сравнительного анализа философских, антропологических, социальных, этико-эстетических идей Абулкосима Фирдавси.

Новизну проведенного более конкретно отражают следующие результаты:

- выявлены общность и различие историко-политических предпосылок формирования философских, антропологических, социальных, этико-эстетических воззрений Абулкосима Фирдавси на основе анализа его основного произведения и реальных событий эпохи их жизни и деятельности;

- впервые предложена авторская концепция структуры учения Абулкосима Фирдавси с фокусом на определении значимости идеи торжества разума, добродетели, антропологических и социальных идей в рамках его мировоззрения;

- впервые реконструирован синкретизм воззрений Абулкосима Фирдавси, базирующийся на разных философских и социальных, этико-эстетических концепциях древнегреческой философской мысли, доисламских и исламских философских и религиозных школ;

- дан анализ значимости человека, его разума и добродетели в обществе и истории;

- в сопоставительном плане изложен вопрос о формировании философских, социальных, этических воззренийи Абулкосима Фирдавси об обществе и государстве. Дан обстоятельный сравнительный анализ концепции разума и добродетели в формировании личности, общества и государства, их происхождение, значение их структуры, функции государства, выявлены предпосылки и целевые интенции в развитии понимания власти и др.;

- по социальным идеям «Шахнаме» и Абулкосима Фирдавси определены принципы классификации социальных групп на основе отношения людей к освоению знаний, принадлежности к религиям, к духовным, нравственным ценностям и их взаимоотношения в социуме;

- выявлены общность и различия в понимании и интерпретации таких понятий, как воля и свобода человека и их соотношение в добродетелью. Вскрыты общефилософские причины восприятия Фирдавси свободы воли в системном, ценностном и субстанциональном плане;

- исследованы этические взгляды «Шахнаме» и Абулкосима Фирдавси, где особое внимание уделено аксеологическому анализу, выявлению значения добродетели, этических норм, нравственности и морали в развитии человека в его взаимоотношениях с другими людьми и общества в целом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Истоки формирования социальных идей «Шахнаме» и Абулкосима Фирдавси показаны в контексте истории развития мусульманского общества при правлении древнеиранских царей. Фирдавси крайне критически относится к узурпации власти и ее легитимизации, что отражается в его философском мировоззрении и социальной философии и принципах порицания.

2. Философские, социальные, этико-эстетические воззрения Абулкосима Фирдавси имеют синкретический характер. Синтез древнегреческой, средневековой мусульманской философии, философских и теологических идей различных религий формирует его рациональное мировоззрение и его подход к решению философских, социальных, этико-эстетических проблем.

3. Структура общества Абулкосима Фирдавси многомерна и представляет собой совокупность множества различных слоев со своими отличительными знаками. Общество также характеризируется единством своего организма через структурирование слоев социума в иерархию. Общественная же сбалансированность достигается путем развития элементов общества через самосовершенствование с помощью «‘акл» («разум») и «‘илм» («знание, науки»), которые являются аксиологически главными критериями определения статуса человека в обществе.

4. Фирдавси выделяет два вида государства: государство добродетельных людей и государство недобродетельных людей, которые, чередуясь во времени, сменяют друг друга. Фирдавси конкретно не рассматривает государство в подобных двух формах и в такой трактовке, но косвенно оно нашла отражение в его произведении через его отношение (хвала или критика) к правителям своего времени, которых он, как и государства, разделяет на «хороших» и «плохих».

5. При анализе проблемы человека Фирдавси выделяет аспекты, связанные с вопросом соотношения и взаимодействия духовного, биологического, социального и приобретенного и унаследованного в человеке.

6. Фирдавси делит власть и закон в соответствии с их происхождением на естественную и божественную. Его трактовка проблем, связанных с политикой, вытекает из отношения мыслителя к правителям своего времени в свете существующих культурно-религиозных традиций.

7. Фирдавси опирается на такие категориальные основы свободы человека, как предопределенность воли человека в рамках воли Бога и независимая воля человека. Волю Бога Фирдавси толкует в свете существовавших культурно-религиозных традиций. В антропологии Фирдавси не лишает человека возможности проявлять собственную волю, хотя констатирует ее зависимость от Божественного предопределения.

8. Фирдавси призывает в рамках общественных законов активно следовать добродетели, хотя призыв к законопослушности и подчиненности в его этических воззрениях также остаются актуальными. Он не призывает людей к пассивному образу жизни, а труд и добывание счастья собственными руками считает задачей человека.

9. Фирдавси связывает нравственность с формированием и совершенствованием души человека. Этика и нравственность Фирдавси связаны с практическим анализом вопроса о благе и счастье общественного человека. Добро и зло рассматриваются им как ценностные категории и определяющие нормы его поведения.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты и содержащийся в работе материал значительно расширяют знания о философских, социальных, этико-эстетических воззрениях Абулкосима Фирдавси, способствуют углубленному изучению социальной, антропологической и феноменологической основ существования человека в условиях социума. Разработанный диссертантом подход к изучению парадигм важнейших понятий, теорий, методов и принципов на основе философии, антропологии, этики и эстетики «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси позволяет создать концептуальную основу для целостного философского исследования смысла человеческого существования.

Разработанные в диссертации положения и выводы могут быть использованы при написании учебных пособий по истории социальной философии, истории философии, философии религии, антропологии, культурологии, а также при проведении лекционных и семинарских занятий.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, среди которых наиболее значимыми является: международная конференция, посвященная 1000-летию «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси (Душанбе, декабрь 2011),

Результаты исследования использовались диссертантом при чтении учебных курсов по истории философии, этике и эстетике в Университетах г. Кабула и г. Герата (Афганистан).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела истории таджикской философии и стран ближнего зарубежья Института философии, политологии и права им. Ак. А.М.Богоутдинова АН РТ (протокол № от « »______ 2012 г.).

Структура исследования. Диссертация включает введение, три главы (10 параграфов), заключение и библиографию.

Похожие диссертации на Философские и этические воззрения Абулкосима Фирдавси