Введение к работе
Актуальность темы исследования Развитие национального самосознания — основа существования любой этносоциальной общности. Оно немыслимо без постоянного обращения к минувшему, без изучения истории, причем истории не только общественно-политической, но и духовной, основу которой составляет философия. В русле возрастающего интереса к истории изучение философского наследия Киевской Руси приобретает особое значение и актуальность, позволяет адекватно представить важный этап духовного развития, когда была заложена первооснова восточнославянской цивилизации. Изучение идей киеворусской эпохи, особенно культуры ее западных (будущих белорусских) земель имеет исключительное значение для понимания истоков и сущности духовного развития белорусского этноса; выяснения слагающих процесса складывания старобелорусской культуры; освещения проблемы возникновения философской мысли Беларуси и ее последующего формирования.
Степень разработанности проблемы. Изучение древнерусской философии домонгольского периода берет свое начало с 40 годоз XIX века. Большее внимание в дореволюционный период уделяли мировоззренческому слою древнерусской культуры представители смежных с философией наук, прежде всего, филологи и историки. В первые послереволюционные годы появился ряд работ, посвященных общим вопросам истории философии, где содержались оценки раннего периода духовного развития, делались методологические выводы. Наиболее значительные кз них: статья АЛосепа "Русская философия" и книга Г.Шпета "Очерк развития русской философии". Философские исследования древнерусской культуры возобновились лишь к началу 60-х годов. В работе М.Тихсмирова "Философия з Дрезней Руси" отмечается наличие философских вдей у таких древнерусских авторов, как Иларион Киевский, Климент Смолатич, Кирилл Туровский, Владимир Мономах, Даниил Заточник. Фиксацией философем ограничивают своя задачи и авторы 1 тома "Истории философии в СССР", а также АТалактионоз и П.Никандров в первом издании своей монографии "Русская философия"
Более плодотворные подходы к анализу мировоззренческих сенов древнерусской культуры в 60-е годы были предложены советскими филологами и, прежде всего, ДЛихачевым. По сути дела в своігх произведениях он создает целостпую картину древиеруесхого словестпого тгорчгстаз, последуя не только глубинные истоки стилей и форм выражения, присущие древнерусским книжникам, но и чисто философские феномены. Глубокие мировоззренческие обобщения содержатся также в трудах И.Еремипа, В.Колесова, Л.Дмитриева и др.
Оживление исследовательской работы по изучению древнерусской философии произошло в начале 80-х годов. В 1983-1990 годах вышел ряд
4 сборников, посвященных этой проблематике. В частности, некоторые аспекты славянской мифологии нашли свое отражение в работах Н.Чмыхова, Т.Голиченко, А.Бычки, И.Бычко, А.Замалеева, В.Милькова; вопросы методологи» древнерусской философии — в статьях А.Сухова, А.Абрамова, Л.Полякова, В.Малинина, М.Громова, В.Горского и др. Изучались проблемы гносеологии (В.Пустарнаков, М.Громов), древнерусской эстетики (В.Конон, К.Шохин), этики (Н.Головаха, И.Одоховская). Предметом исследования стало и творчество отдельных мыслителей. Илариону Киевскому был посвящен специальный сборник статей, вышедший вместе с научным изданием и переводом его трудов. К творчеству Илариона Киевского обращались также В.Горский, В.Мильков, Н.Пилюгин. Рассматривались отдельные аспекты творчества Кирилла Туровского (А.Клевченя), Нестора Летописца и Феодосия Печерского (Н.Котляр, А.Замалеев).
В 80-е годы появился ряд обобщающих работ, посвященных истории древнерусской философии. Целостную картину исследуемого нами феномена попытались дать А.Замалеев и В.Зоц. Привлекая большой фактологический материал, авторы аргументируют мысль, что на характер философствования древнерусских книжников особое влияние оказывали языческие представления древних славян. Сходная точка зрения на характер древнерусской философской мысли была высказана во втором издании книги А.Галактнонова и П.Никандрова "Русская философия".
Свое понимание предмета древнерусской философии и методов его постижения предлагает М.Громов. Автор считает, что необходимо говорить о философии как особой форме сознания, объединяющей в себе различные типы философствования, из которых М.Громов выделяет три: нравственно-практический (сократовский), метод художественного творчества (платоновский) и аристотелевский, он же метод логического анализа. Древнерусская философия, ло мнению исследователя, развивалась в основном в русле первых двух методов. Исходя из этого, автор проводит исследование специфики философствования древнерусских книжников.
Л.Поляков считает, что исследовательским нолем историка древнеру-ской философии должен стать комплекс знаний, ограниченный рамками да-маскианского определения философии — эталонного для рассматриваемого периода.
Ряд фундаментальных работ, посвященных анализу древнерусского философского наследия, принадлежит перу В.Горского. Им написаны разделы в коллективных трудах "философская мысль в Киеве", "История философии на Украине", а также монография "философские идеи в культуре Киевской Руси". Автор, определяя древнерусское мировоззрение как моральїю-философско-теологический синкретизм, предлагает исследовать древнерусское философское наследие по таким основным точкам приложения как знание, мир, история, человек.
Давая общую оценку степени разработанности проблемы, необходимо отметить, что почти за полтора века устойчивого интереса к истории древнерусской философии была создана определенная база знаний как методологи-
ческого, так и конкретно-содержательного характера, определился круг источников, суждений и оценок предмета и объекта исследования, философского наследия отдельных персоналий. Однако необходимо отметить, что перечень непроясненных и дискуссионых проблем, пока заметно доминирует над общепризнанными и неоспоримыми результатами анализа.
Метотодологической и теоретической основой диссертационной работы выступает понимание национальной философии как относительно самостоятельной мировоззренческой системы. Исходя из этого, генезис философии в пределах конкретно-цивилизационных ориентации должен рассматриваться не как некоторый ряд персоналий и прогрессирующих идей, а как процесс сложного взаимодействия локальных философских культур, в рамках которых под влиянием определенных факторов философ осуществляет свою творческую деятельность. Процесс развития локальной философской культуры анализируется в максимально широком культурологическом контексте, с предварительным выяснением его истоков, характера функционирования, ориентации и многообразных детерминаций. Общеметодологнческим базисом подобной исследовательской стратегии являются идеи, высказанные в работах Г.Гегеля, К.Маркса, В.Дильтея, О.Шпенглера, А.Лосева, М.Бахтина, С.Аверинцева, В.Горского, М.Громова, и др., па чьи исследования опирался автор.
Наичная новизна диссертации определяется тем, что п ней предпринята попытка анализа киево-русской философии, исходя из понимания ее как системы глобальных ориентации и аксиологических ценностей древнерусского общества, а также способов их выражения. Чертами нэеого подхода характеризуется стремление показать на конкретном материале особенности связи рассматриваемого типа философской культуры и мышления со славянской мифологией и восточно-православной культурой. Элементы новизны содержатся в последовательной сопоставительной характернстке специфической философской позиции таких выдающихся отечественных мыслителей как Иларион Киевский, Феодосии Печерский, Нестор Летописец, Ефросинья Полоцкая, Климент Смолятич, Кирилл Туровский. Стремление к утверждению более широких воззрений на природу и характер киево-русской духовной культуры выразилось в конкретном раскрытии тезиса о многообразии' средств и форм ее существования, что нашло свое отражение в некоторых специфических особенностях восприятия мира книжниками — выходцами из западнорусских (будущих белорусских) земель. Новым также является указание конкретных направлений трансляции ценностей древнерусской культуры на последующее становление философской мысли Беларуси XV — XX веков.
Цели и задачи исследования. Цель исследования — анализ общего направления и специфических особенностей становления древнерусской философии, ее истоков, идеалов и принципов, основных достижений п позднейших реминисценций. В соответствии с этим определены и основные исследовательские задачи:
выявить особенности восточнославянского языческого мировоззрения, формирующие элементы мифологической картины мира, степень воздействия на книжную и народную культуру киево-русского периода;
проследить содержание, направленность и характер влияния восточно-православной, а также западноевропейской философии на философию древнерусскую, выявить идейно-концептуальные и политико-государственные приоритеты о этом процессе;
определить объект и предмет истории древнерусской философии;
дать целостный анализ наиболее значимых в философском отношении источников, исследовать мировоззрение авторов, особенности их общефилософских, этических, эстетических взглядов;
показать оригинальность и самостоятельность киево-русского любомудрия;
раскрыть своеобразие философских представлений выходцев из западных земель Ефросиньи Полоцкой, Климента Смолятича, Кирилла Туровского;
исследовать характер эволюции древнерусской философии, определить этапы ее развития, причины смены представлений, особенности протекания в различных регионах киево-русского государства.
Положения выносимые на защити.
— Генезис философии развертывается как процесс сложного взаимо
действия локальных философских культур, в рамках которых под влиянием
конкретно-исторических факторов философ осуществляет свою деятельность.
Прогрессивность или регрессивность этой деятельности могут быть оценены
на основе ведущих тенденций развития конкретной исторической эпохи, ее
духовных запросов и потребностей. Специфика древнерусского философско
го сознания определяется комплексом компонентов: стремлением к целост
ному отображению мира (онтологизм и софийность); направленностью на
духовно-практическое освоение и преобразование социума (героизм и по
движничество) ; ориентацией древнерусских книжников на общегосударствен
ные и общинные интересы, которым отдавался безусловный приоритет перед
интересами человека (соборность).
Истоки древнерусской философии — в славянской мифологии, в разках которой были выработаны такие важнейшие мировоззренческие компоненты, как четырехзвенная картина мира, комплекс эсхатологических идей, система моральных ориентации, исходящая из приоритета общего над личным. После принятия христианства в качестве государственной религии мифологические атавизмы долгое время продолжали оказывать существенное влияние как на письменную, так и на народную культуру. В рамках последней язычество продолжило свое развитие через мифологию героизма, отраженную в сказках и былинах, к своей полной десакрализации, к превращению в чисто художественное явление.
Реальный выбор религии осуществлялся древними русичами путем интенсивного общения с представителями различных культур Запада и Вос-іїка в пределах четырех основных парадигм: восточно-православной, запад-
но-римской, иудейской и мусульманской. Принятое за канон православие, принесло на Русь идею обожествления верховной власти, ориентацию на книгу как объективный источник знания, подчеркнутый интерес к проблемам богостроительства, ярко выраженную мистическую основу.
Истоки отечественной культуры и философии связаны с творчеством Илариона Киевского; используя метод символического параллелизма, он рисует эмоционально-насыщенную картину становления мировой истории как изначально заданный процесс постепенного освобождения человека (путем приобщения к богу) от пут материальности, которые для древнерусского книжника являются идеальным образцом фактической зависимости человека от родоплеменной общности; выход из нее к новым феодальным отношениям, новой религии Иларион считает истинной свободой, царство которой приходит на современную ему Русь.
Процесс усиления феодальной раздробленности на Руси создает новую духовную ситуацию, характерузующуюся неустойчивостью и враждебностью внешнего мира, которая становится благодатной почвой для развития аскетизма, представляющего собой сложный комплекс представлений. Важнейшими из них являются: идея абсолютной предопределенности судьбы человека и социума, о греховности земного и чистоте небесногЬ, рассмотрение человеческой жизни как данного богом послушания для борьбы со злой плотью, персонофикация добра и зла, и связанная с этой проблемой демонология, по сути, первая попытка описания психики человека в древнерусской литературе.
Соединение морально-этических императивов древнерусского мопа-шества со шкалой национально-сословных ценностей создало первичную мировоззренческую основу древнерусского летописания, обусловило такие черты эстетики "Повести временных лет", как шггерсубъектпвность времени; отсутствие каузальной зависимости между отображаемыми феноменами; стандартизация персонажа, исходя из идеалов социально-сословной лестницы феодального общества; объявление этого соответствия критерием моральности поведения; рассмотрение исторического процесса как всемирного спектакля, разыгрываемого богом ради воспитания человека; теория казней божьих.
Своеобразие общественно-политической и духовной ситуЕЦШі в западнорусских княжествах обусловило особенности позиция Ефросиньи Полоцкой в отношении к дилемме материального к идеального, вело к замене противопоставления порочное-материальное — благое-идеальное на иерархическое доминирование вечного идеального над проходящим материальным, а также порождало неприятие аскетизма в области познания митрополитом Климентом Смолятнчем, его стремление объединить в жизни монаха моральное совершенствование с постоянным познанием мира.
Синтезирующей фигурой в философской мысля домонгольского периода является Кирилл Туровский. Основные черты его мировоззрения: в онтологии приверженность идеям иерархизма; аскетизм в морали; умеренный иррационализм в гносеологии. Его эстетику отличает активное использова-
ниє метафизики света, а также принципов аристотелевой диалектики при построении текстов.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что она вносит определенный вклад в разработку проблемы генезиса отечественной философии, уясняет истоки современной духовной культуры. Основные результаты выполненной работы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, стать исходным материалом для дальнейшей работы по построению целостной истории белорусской философской мысли, особенно ее ранних периодов. Материал исследования может быть полезен для лекционно-пропагандистской работы, а также для написания курса по истории киево-русской философии.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании Отдела истории философии Института философии и нрава АН Беларуси.
Стриктура диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
Структура содержания исследования обусловлена его целями и задачами, а также авторским пониманием общей логики отражаемого процесса. Первая глава посвящена конкретно-историческому анализу основных предшествующих мировоззренческих форм — мифологического сознания древних славян (|) и православной теофилософской традиции (2). Во второй главе исследуются особенности и тенденции развития древнерусской философии (временной и пространственный аспект), выделяются такие основные содержательные блоки как историософская концепция митрополита Илариона (!) религиозный аскетизм киево-печерского монашества (2), философия истории "Повести временных лет" (3). Особое внимание обращается на выявление особенностей философских компонентов в творчестве западнорусских книжников — Ефросиньи Полоцкой, Климента Смолятича и Кирилла Туровского (4).
Обьем текстовой части диссертации 165 стр., список литературы 24 стр..
Диссертация набрана и сверстана автором на настолыю-издатсльской системе, гарнитура Гельветика.