Введение к работе
Предмет_ исследования. Диссертация посвящена анализу философской космография в древних с современных культурах Востока и Запада. Под космографией понимаются космогонические и космологические системы, замкнутые на космогоганетаршй архетип и отображенные во всех философско-мировоззренческих сферах Логоса, Дао и Ом как в древности, так и в современности. Диссертант принимает научную номинацию предфилософских и философских культур Логоса, Дао и Ом, их формальное и содержательное определение и следует направлению исследования, выработанному современным антиковедедаем и востоковедением.
В силу единства космопланетарного архетипа дофилософская системно-структурная космография грехов, китайцев и индийцев имеет близкое сходство. На стадии собственно философии происходит подразделение на "западную" и "восточную" философскую космографию. Оно проявляется в структурно-функциональном различии Логоса с одной стороны и Дао и Ом с другой и в специфике дальнейшего самостоятельного развития философии в западном и восточной регионах.
Непосредственно в предметную область древности включаются:
а) статике—динамический космопланетарный архетип, на осно
ве которого вырастают предфилософские ж философские культуроло
гические системы греков, китайцев и индийцев;
б) предфилософская космография в виде космологических и
космогонических систем;
в) философская космография авторского творчества, предста
вленная философскими учениями первых мудрецов и философов.
В хронологическом плане предмет исследования завершается современностью. Среднее звено (средневековье) рассматривается только фрагментарно, оно сознательно опускается в пользу выполнения поставленных в диссертации задач. Преимущественное внимание уделяется сопоставлении восточной древности и современности космографии философских культур Дао и Ом. Это делается потому, что древняя космография оказывается здесь живой и действенной. Б буквальном смысле она является мкровоззренчес-
ким каркасом, на котором возводится вся современная идеологкчео кая оболочка, различные социально-политические и философские учения. Вследствие глубокойсущностномсвязи космографической тра. диции и современного сознания в сфере последнего не только возможны, но и возрождаются древние культурологические символы, не сущие громадную организующую нагрузку. Эти символы не условны, а безусловны, имеют первостепенную значимость для современности. В диссертации они прочитываются в государственных символах стран Дальневосточного региона, в территориальном районировании в политических и экономических концепциях организации внутренней жизни стран, в способах построения внешних отношений, в соз даний континентальных политико-экономических союзов восточных стран, в выработке трансконтинентальных концепций мирного сосуществования и содружества.
ЫтМёёШОЛ-ШШ- Актуальность избранной темы обосновывается спросом ее разработки в целом ряде отраслей современного научного знания.
Во-перЕых, в самом пироном плане тема включается в реиение актуальной проблемы построения диалога культур западной и восточной цивилизаций. Она показывает каналы согласования западной и восточной культур на стадии их складывания по единому коеыо-планетарному канону и на стадии уже сложившихся древних культур Вместе с тем она показывает сущностные моменты расхождения культур на западную и восточную в отсчете от единого космоплане-тарного архетипа и возможности последующего взаимопонимания этих культур через построение информационных моделей адекватной трансформации идей одной в органический состав другой.
Во-вторых, историко-философская наука заинтересована в дан ной теме для реконструкции полной картины возникновения и разви тия философского самосознания. Она приобретает новые критерии сопоставления западной и восточной философий и определения их мировоззренческой квалификации.
В-третьих, в такой теме заинтересована и политология. Она находит в ней традиционные основания современных политических идей, которые являют себя не только научными схемами, но и живши космографическими культурологическими символами.
В-четвертых, сама философия тоже имеет глубокий интерес в этой теме. Как показывают ее исторические возрасты "древности", "средневековья" и "нового времени',' философия "бьется" над решением тайны собственного рождения и питается отыскать свои истоки. В этом плане древняя предфштософская и философская космография предстает перед философией как зеркало, в котором она распознает свой подлинный философский лик.
Шзк-Е^ЗМ^иШМШШШ- Чель диссертации состоит в исследовании древней космографии на примере предфилософки и ранней философии греков, индийцев и китайцев и выяснении роли космографии в современной культуре.
Цель диссертации конкретизируется решением следующих задач:
-
Обосновать положение о том, что структурно-функциональный космопланетарный архетип, зафиксированный в западной и восточной предфилософии ж философии, является системообразующим принципом древней философской космографии, на базе которой зарождаются все сферы греческой, китайской и индийской культур.
-
Проанализировать органические образы философской космографии, выявить их состав, описать эффект их художественно-чувственного появления к существования как в космологической статике, так и в космогонической динамике Логоса, Ом и Дао, когда одновременно формируется и философское понятие и его архетипический зрительный образ.
-
Объяснить информационную культурологическую и генетическую сущность космографии, показать этнокультурное содержание ее образов, раскрыть их регулятивные функции, обеспечивающие жизнедеятельность человеческих общностей.
-
Определить возможности "западного" и "восточного" пу-той развития культур Логоса, Дао и Ом в момент структурной деформации коеыопланетаркого архетипа. Провести типологию способов реставрации гармонической космографии по сущностному наполнению и субъектно?.зу составу космопланетарного архетипа.
-
Выяснить роль древней космографии в современной культуре стран Дальневосточного региона, найти структуріше и сім-
волические соответствия на политической карте, в экономике, политике и организации политико-экономических союзов.
Методы и гтркемы, исследования. В диссертации используются методы, выработанные в области историко-философского исследования западной и восточной древности и современности. Они общеизвестны, в полокительном плане градационны и результативны. Это методы восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического к логического, метод структурно-функционального подхода, метод сопоставительного анализа и другие. Относительно исследуемого материала они конкретизируются и приобретают специфику.
диссертант применил и специальные методы исследования. Это ггрезде всего метод согласования философских культур Логоса, Дао и Ом по графической формуле их генетического кода. Сюда же входит и метод,условно называемый космо-картографический, по которому на современной политической и географической карте той или иной восточной страны прочитывается архетипнческая система космографии. Еце одним специальным методом является метод расшифровки формулы межнациональных к межгосударственных общений. Несомненно, в исследовании привлекались и некоторые специальные методы текстологии.
Й22НЦШШз. В диссертации использованы оригинальные источники на греческом, китайском, японском, санскрите и хинди. Диссертант не владеет отими языками, но работал над текстами с помощью специалистов. Кроме того он активно привлекал исто-л чники, переведенные на русский и западные языки.
Нау_чная_нощ^а_иссле^о^вашя. Диссертационное исследование проводилось в Центре изучения восточной культуры и философии РУДН в соответствии с принятой Центром научной программой. Избранная диссертантом тема плотно смыкается с рядом других востоковедческих тем, которые разрабатываются и апробируются по единой методике. Поэтому диссертант считает здесь уместным подчеркнуть, что содержащаяся в работе новизна в определенной мере есть проявление обадах результатов, полученных Центром. В то же время диссертант чувствует и свою исследовательскую самостоятельность и, насколько может судить сам, новизна в
раскрытии темы сказывается в следующем,
-
Космопланетарный спиральный архетип Логоса, Дао и Ом прилагается как общий механизм Армирования философской космографии и истолковывается как принцип, объясняющий сходство этш-культурнкх символов у различных народов Запада и Востока.
-
Намечен момент размежевания культур Логоса, Дао и Ом на "западный" и "восточный" пути.
-
В качество примера взаимодействия и согласования культур с единой архетипической формулой космографии прослежены каналы прихода и распространения индийского буддизма на китайской почве.
-
Впервые применена попытка прочтения современной политической, экономической и географической карта стран Дальневосточного региона по формуле архетипа древней философской космографии. По той же (Ьоріфле читаются теоретические концепции внутреннего жизнеобеспечения людей, внутри- и внешнеполитические идеологеш, объясняются структуры политико-экономических союзов восточнъя стран, а также формулы документов межгосударственного сотрудничества.
Освещение темы в научной литературе. Тема диссертации не является абсолютно новой для историко-философской науки. Соотношение древности и современности всегда остается под пристальным вниманием исследователей. Однако в ряде аспектов тема поставлена по-новому.
При анализе древней космографии диссертант использозал идеи космизма, отображенную у греческих досократиков и в воззрениях Платона, у мудрецов индийских упанинад и у китайских даосистов ж частью у конфуцианцев. Она включена в диссертации в предметный план складывания космографической структуры Логоса, Дао и Ом на основе космопланетарного архетипа. Кроме того, диссертант обращался к представителям русского космизма и философии всеединства В.С.Соловьева, К.Э.Циолковского, АД. Чижевского, П.А.Флоренского, Г.П.Федотова, Б.И.Вернадского.
В процессе рассмотрения космографии греческой античности диссертант отталкивался от трудов отечественных антиковедоп В.Ф.Асмуса, Ф.Х.Кессдди, А.Ф.Лосева, А.В.Сёмушкяна, А.Н.Чаны-шева и других автороз. В особенности свое внимание он сосредо-
точил на результатах структурного исследования античного космоса, специфике космологии и космогонии, ее объемных и линейных построениях.
Древнекитайская космография культуры Дао принята по преимуществу в освещении А.Е,Лукьянова с расшифровкой графической формулы генетического кода спиралей культур Дао, Ом и Логоса. Содержательные моменты историк древнекитайской философии диссертант извлек из работ Ф.С.БыкоЕа, В.П.Васильева, Л.С.Васильева, А.И.Кобзева, В.В.Малявина, Л.С.Переломова, Л.Е.Померанцевой, Л.Д.Позднеевой, Б.Л.Тйфткна, В.С.Спирина, Ы.Л.Титарешсо, В.Ф.Феоктистова, З.М.Яншиной.
К аналитике древнеиндийской космографии в той мере, в какой она изложена в диссертации, привлекались результаты исследований Ф.И.Щербатсксго, О.О.Розенберга, В.В.Бродова, Т.Я.Еле-заренковой, М.Е.Ермакова, В.С.Костючекко, Е.П.Островской, В.И, І^удого, А.Я.Сыркина.
Некоторые из подходов освещения связи древней космографии с современностью диссертант перенял из работ В.П.Казначеева и Е.А.Спирина.
В диссертации активно использовались переводы оригинальных текстов на русский, трактовки и комментарии отдельных терминов специалистами в области западной и восточной древности, а такке работы зарубежных авторов.
Практическая .ценность^ работа. Материалы и выводы диссертационного исследования вносят свой посильный вклад в изучение истории философии, способствуют поиску каналов в налаживании диалога культур западной и восточной цивилизаций. Полученные автором результаты могут быть использованы в дальнейшем исследовании взаимосвязи философской древности и современности и влияния первой на вторую. Кроме историко-философской науки они найдут спрос в культурологии и политологии. Данная работа является одним из звеньев комплексной Научной программы Центра изучения восточной культуры и философии РУДН. Диссертация мокет сдуашть лекционным материалом в учебных программах вузов для студентов и спецкурсов для аспирантов.
Апробация,!боты. Основные результаты работы излагались автором на семинарах Центра изучения восточной культуры и философии РУДІ (1992-1993 гг.), в научном докладе на Всероссийской конференции "Возрождение России и русская общественная мысль" (Нижний Новгород, 1993) и в авторских публикациях.
ОшіШХ&^ШййШ- Диссертация состоит из введения, трех глав (восемь параграфов), заключения и списка литературы.