Введение к работе
Актуальность тени исследования» В условиях всестороннего обновления советссого общества чрезвы ійно большой интороо проявляется к истории философской мысли, jto непосредственно связано о тем, что в эпоху бурных перемен ответы на многие вопросы св-годняпнего дня мы мокем найти, только изучат, собственнуо и мировую историю. В гтой связи во всей полноте возникает проблема ликвидации "бел.их пятен"в истории, которые по тем или иным причинам имеют место и в историко-философской науке. Л таковым с полним правом можно отнести и изучение становления и развитии философо-ко-социологической мысли в Казанском университета.
Необходимо подчеркнуть,что в истории отечественной философии университеты занимали доиольно заметное место и на ее развитие оказывали существенное воздействие. Однако, до последнего времени на указаннув проблему в историко-философских исследованиях обращалось недостаточное ькимание, а в исследованиях, в которых она затрагивается, объектами внимания выступает лишь столичные университета. Но наряду с ними и провинциальные университеты, образовавшиеся в начале XIX века, оказывали значительное влияние на развитие духовной культуры России в целом и ее отдельных регионов. Среди них особое место занимает казанский университет, основанный в 180 году. Он продолжительное время оставался самым восточным российским высшим светским учебным заведпнион как по географическому положении, так и по степзни ЕоздеГ-ствия на восточные народы. Научная жизнь университета стала чажным (|а>;тором в развитии общественной мысли в центральной полосе России. Актуальность темы Обусловлена еце и тем, что середина XIX ьика является периодом глубоких Общественно-политических процессов большой части страны, которые не обошли стороной и Поволжье, ^ти процессы в той или иной степени нашли свое отражение в философской и социологической мысли в Казаноком университета. Следовательно, изучение
См..например,: Розгнфельд У.Д. Философская мысль в Петербургском университете. 20-50 годы XIX ь.:Автороф.дис.,..канд.филос. наук.-М,,1965; Московский университет и развитие философской и общественно-политической миол^ в Росоии.-М..ІУ57; 'пыуо В.Ф, Борьба философских течений в Московском университете в 70-х гг. XIX з.//Йзбр.филее.груды: d 2 т.- М.,1971.-Т.2.-С.236-266.
&
4. деятелей Казанского университета. Например, Н.Г.Чернышеве п'Я, Н.А.Добролюбов и другие постоянно следили за состоянием высшего образования в і осени, зннмательнэ изучали новейшую научную литературу и в некоторых случаях выступали по этим проблемам в печати.
Н.Г.Чершшэвския интересовался историей татарского народа, деятельностью Казанского университета. '*'ак, в "Современнике" он выступав с анализом взглядов' некоторых ученых университета -Н.Булича*" и Бабста . Н.А.Доброявбов после выхода статьи физиолога Казанского университета В.Берви пишет рецензии на его работу. Отношение Н.Г.Черныше.к:кого и Н.А.Добролвбова представляет большой интерес для оценки деятельности ученых университета. Революционные демократы впервые дают ее философский анализ.
В послеоктябрьский период предпринимались попытки воссоздать иотэрио Казанского университета. Работая в этом направлении,М.К. Корбу'т публикует 2 томное сочинение к 125-летию университета.3 где даотся некоторые сведения и о кафедре философии. Вместе о тем автор делает заключение, с которым трудно согласиться. Он пишет, что университет "долго являлся одним из винтиков грандиозней машины пс угнетенно народов Аолжско-Камского края" и не оказывал на них никакого полоиительного воздействия.
.. . В 20-х годах ныневшего столетия в связи со 100-летним юбилеем неэвкявдовой геометрии Н.И.Лобачевского проводились научные конференции. На них соэбщались результати исследований творческого
Г "~~
Чэрннвэвский Н.Г, Антропологический принцип в философии //Соч.: 3 15 г.-М.,19ча.-Т.7.-С.гб8.
2 Чэрнынэвсяия Н.Г. Соч.:В 15 т.-М.,19ч7.-Т..).-С.519-525.
Там кеГ С552-569.
ч Добролюбов Н.А. Рецензия на статью В.Берви. Физиологически-психологический и сравнительный взгляд на начало и конец низни// Собр.соч.:В 3 r.~M,,I950.-T.I.-C.V79-W6.
Корбут М.К. Казанский университет им.В.И.Ульянова-Ленина за
125 лет. 1й0'05-1929/30: В 2 т.-Казань.1930.
5. наследия геометра, делались попиткч показать философское значение его открытия.
Начиная с 30-х и вплоть до 50--х годов исследования по истории университета'носят эпизодическая «арактер. Появились отдзль-н-е работы, посвященные гзоыетрии Н.И.Лобачевского; а тайга сборник под названием "Еизнь замечательных людей в Казани" , где рассказывается и о некоторых ученых университета.
Новый этап в изучении истории университета начинается с 60-х гсдоя XX века. В труда» Л.Л.Галактнонова и П.Ф.Чикандрова по истории русское философии анализируется, правда довольно коротко, мировоззрений преподавателя философии и богослэвмк унигорситэта архимандрита Гавриила (В.Н.Волкресенского). Имя Архимандрита Гавриила вспоминается такка в работах' Б.З.Емельянова и А.И.Новикова.? Одкако б указанных работах деятельность Гавриила к его труды за-траг'иЕаотся яяаь иопутио другим задачам исследований авторов. Тем более, что последние не рассьіат^лзают философскую мысль jiis.»^poK-тета з цежои» Это односторонность кайла своэ отрахекие и з такси
Ііраадкозйнае Кгзааскик университетом столетия откритйк нвэвкли-довой геомотрмк Хоб&чеьзким.-Казань, 1927; Столетие іїєзвклидоеоЯ геометрии Лойач8вокогоо-Кггань,І923; Парфентьев Н.К, Натурфилософия Й.ИДобачевикого //Уч.^ап.Казан.ун-та.-1930.-ToSO.-Кн.3 и 4.-С.303-311 и др.
Фряйман Х.П. Мировоззрение Н.И.1обачевского:дис.. ..канд.филос.
наук.-Днепропетровск. 1943,- Марков Н.В. Философское значений идей
Н.И.Лобачевского об оргеничесхой связи пространства и материи:
Автореф.дис....канд.филос.наук.-М.,1951 и др.
3 ( іизнь замечательных лвдей в Казали: В 2 кн.-Казань,I940-19W.
Галактионов А.Л., Никандров ІІ.Ф, Русская философия XI—XIX веков -
Емельянов Е.В. источниковедение истории русской философии ьто-
роР четверти XIX века: Лвтореф.дис .. .канд.филос. наук. -Л, ,1970, Новихов А.И. Методологические проблемы истории русской философии: Автореф.дис... .д-ра филос.нг.;'к.-Л. ,1967; Еь льянов Б.В., Лсбутин К.Н. Введение в историю философии.-М.,1967.
&
І?
е?
&"
7.
нов, Л.Л.Тузов. Они довольно подробно анализируют философские общественно-политические и научные взгляды А.П.Щапова, Н.И.Лобачевского, А.М.Бутлерова, В.И.Григоровича, М.Казем-Бека, O.K. Ковалевского А.С.Лубккна.
Большой интерес представляет литература, посвященная истерии татарской общественной мысхч, где наряду с другими указывается и то значение, которое имел Казанский университет в ее развитии.
Плодотворно работают в указанном аспекте Н.Г.Абдуллин, СМ. Михайлова, Р.И.Нафигов, К.Ф.Фасеев, М.А.Усманов и другие.
Я.Г.Абдуллин в своих трудах аргументированно раскрывает прогрессивное значение деятельности ученых университета в формировании и развитии татарской просветительской мысли. Ученый подчеркивает тесную взаимосвязь и взаимовлияние русской и татарской общественной мысли. А С.М.Михайлова исследует историю Казанско-
Абдуллаев М.А. Казем-Бек - ученый и мыслитель.-Махачкала196Э; Его же. Из истэрии философской и общественно-политической мысли народов .Дагестана в XIX в.-М.,1966; Мазитова Н.А. Изучение Ближнего и Среднего Востока в казанском университете. Первая половина XIX в.-Казань,1972; Оіамов Г.Ф. Роль Лобачевского в создании восточного разряда в Казанском университете.-Казань, 1936; Его же. Профессор О.М.Ковалевский: Очерк жизни и научная деятельность.-Казань,1963; Тузов Л.Л. К з истории философской, мысли в Казанском университете.Полемика А.С.Лубкина против кан-товской философии //Уч.зап.Казан.ун-та.-1956.-Т.116.-Кн.5.-С.268-272; Зймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох.-М.,1965.
Абдуллин Н.Г. Свет просвещения.-Казань,19S7.-На татар.яз.; Его же.Татарская просветительская мысль.-Казань,1976.
Михайлова СМ. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья.1600-186!.-Казань,1972; Ее же.Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья.-Казань,1979; Казанский университет и развитие духовной культуры народов Востока России XIX века. Автореф.дис....д-ра ист.наук.-М.,1985.
a.
го университета с точки зрения его значення в просвещении народов воотока России. Р.И.Нафигов, К.'''.Фасвев и М.А.Усманов, рассматривая татарскую сбщоотвенно-политическуп мысль и деятельность ее отдельных представителей в ХІХ-нач.ХХ ев., показывают роль и место университета в истории местного края.
Ценные материала по истории университета имеются в исследованиях А.Г.Каримуллина, посвященных истории татарской книги. Он изучает и деятельность типографии университета со дня ее основания и пишет о том, какие книги издавались здесь и распространялись среди населения. Раскрывает значение типографии университета в книгоиздательском деле в России, оту жо тему освещает, правда з рамках первой половины XIX века, Н.іЗ.Парамонова.
Как видно, по истории Казанского унлверситета имеется до-аольно богатая научная литература, вместе с тем продолжает существовать потребность более глубокого и всестороннего анализа становления и функционироьания философской мысли в данном высшем учебном заведении в первой по;о»ине XIX столетие.
Научаая новизна настоящее диссертации заключается в следующем:
впервые комплексно рассматриваются философская и социологическая миедь в унирпрситете в 10-60 гг. XIX века;
проводился анализ процесса становления философской науки со аре-
Нафигов Р.И. Нормирование и развитие передовой общественно-политической мысли.ІІІ95-І317.-Казань, 196*; Усманов М.А,Заветная мечта Хусаина іаизханова.-Казань,1980; Фасееи К.. Из истории татарской общестаеь .їй мысли.Вторая пол.ХІХ-нач.ХХ вв.-Казань, 1955; Фасэев іі.ї. .Абдуллик З.Г. Н.Г.Чернышевский и татарская прогрессивная мысль //Н.Г.Чернышевский.Историй философии.Литература. -Ссратоь.-І93і.-С.163-170.
2 Каримуллии А.Г. У истоков татарской книги.-Казань,1971; Его же.
Татарская книга.-Казань,197*; Яго жз. Лз истории татарской книги ХУІН-первой половини XIX в.//Материалы н исследовация;-Бып. 16.-0.126-154.
Парамонова Н.Б. Книгоиздательская деятельность Казанского уни
верситета в первой половине XIX века: Автореф.дио....канд.филол.
наук.-Л.,і977.-16 с. '
9. кени основания университета;
впервые делается попытка проследить ьялглшв западноевропейской милэсофии на русскув ка примера Лазьискогс укисерситста;
показывается преемственний характер развития философской науки;
вводятся в научный оборот новив источниковедческие материалы, я том числе архивные;
спеи/.аньно ставится проблема разработки в университете методологии историко-философских исследований;
прослеживается ьлияние Н' тчнок мысли в университета на развитие общественной мисли в регионе;
Цельс данной работы является всесторонней и глубокий анализ процесса формирования и функционирования философской мчели в Казанском университете со времени его основания вплоть до 60 гг. XJX столетия и определение того места, которое он занимал в историко-философском процессе России. Для достижения посіавлгниой ца-ли решаются следующие азаимоевлзанные аадачи:
показываются социально-экономические предпосылки создания Казанского университета;
раскрывается процесс формирования философской мысли в университете со лремени его основания (..TulM) до -60-х гг.XIX е<са на основе аьализа источников;
анализируется влияние Запада и России на развитии философской науки в университете h первой половино XIX столетия;
анализируются общие закономерности и.специфические особенности з философской процессе в университете;
вчясняется содержание основних философских проблем, разработанных учеными Казанского университета;
рассматривается состояние социологической мысли;
определяются пути ч формы ьозздоиствия деятельности университета на развитие татарской общественной мисли.
Методологической основой проведенного диссертационного исследования является общая методология историко-философской науки, разработанная классиками марксизма-ленинизма, В частности, положение о том, что история $илисофии есть история взаимодействия и взаимовлияния различных философских школ и направлений. Вакное методологическое значение имеет указание В.И.Ленина о том, что "...исторические заслуги судятся нз по тому, чего не дали
10. исторические деятоли сравнительно с современными трибованиякч, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшэ';?-взнниками". іікесте с тем, автор стремился учитывать новеГзие достижения в области методологии исторчко-филпсофской науки, в исследовании предпринимается попытка рассматривать все философские течения как равноправные, взаимосвязанные .и взаимодействующие между собой,
Лсточни::овоИ базой исследования служили сочинения ученых Казанского университета, а также некоторые архивные материалы , местная и центральная периодическая печать первой половины XIX века.
Практическая ценность. Материалы и выводы настоящего исследования могут быть использованы для создзвия обобщающих трудов по истории русской философия, татарской общественной мысли, по истории Казанского университета и местного края. Основные положения диссертации могут быть полезны при чтении спецкурсов, при подготоеке публикации для периодической печати, а лелционио-г.ро-пагандистской работе съеди населения.
Апробация работы. Непосредственная проварка научной и практической актуальности и ценности исследования осушестзлена через выступления автора на итоговых научных конференциях "нзанекого научного центра Ah C'JDP I9oc-J.9S<0 гг., на конференции молодых ученых .Інститути лзы/.а, литературы л истории .1НП АН СССР, на региональной научной конференции "Методологические проблемы изучения прогрессивных направлений общественной и философской мысли народов России зторой половины ХЇХ-начала .XX веков" 'уКазань, 19Ьо). Основное идейное содержание диссертационного исследования отралоно а опубликованных автором статьях.
Структура исследования. Выдвинутые диссертантом цоль и задачі; определили структуру работы, которая включает введепиз.три главы (7 параграфов), заключение, список литературы и библиографическую сиралху.