Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Философия техники Энгельмейера .
1.1 Предпосылки становления философии техники в России .., .15
1.2 Интеллектуальная биография. Энгельмейера 32
1.3 Основные идеи философии техники Энгельмейера 70
Глава П. Проблемы іворчесіва в философии Энгельмейера .
2.1 Становление философии творчества 116
2.2 Теория творчества - главный труд. Энгельмейера 127
2.3 Творческая личность и среда 157
Заключение 180
Библиографический список использованной литературы 189
- Предпосылки становления философии техники в России
- Основные идеи философии техники Энгельмейера
- Становление философии творчества
- Творческая личность и среда
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
В настоящее время в условиях обострения глобальных кризисов и проблем, порожденных техногенной цивилизацией, поставивших под угрозу само существование человечества, выделяются три главных проблемы: проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования техники и оружия массового уничтожения, проблема нарастания экологического кризиса в глобальных масштабах и проблема сохранения человеческой личности.
Влияние техники на все аспекты цивилизации и человека огромно. Его называют техногенным. Реальность, вызванная не столько техникой, сколько технической цивилизацией, требует: во-первых, особого осмысления техники, ее природы и сущности; во-вторых, уяснения роли личности в этом процессе; в-третьих, поиска путей разрешения этих проблем. Поэтому в перспективе актуален не отказ человека от техники, от технического отношения к миру, без которого невозможно существование человеческой цивилизации, а поиск новых гуманитарных форм их отношения, вызывающих интерес к проблемам человеческой культуры и инновационной деятельности.
Техника привлекала внимание философов еще в древности, однако предметом научно-философского аншшза она стала только в конце XIX и начале XX столетий. Для многих само соединение слов «философия» и «техника» казались противоестественным. Но сегодня техника является объектом пристального внимания философов, а термин «философия техники» стал привычным.
Актуальность философского исследования техники в наши дни обусловлена тем, что она не только изменяет облик земного тиара, но и влияет на многие важные экономические, экологические, социальные, научные и политические решения. Проблемы, возникшие в наши дни,
4 породили необходимость не только глубокого исследования техники, как социального феномена, как феномена культуры, но и изменения методологии инженерной деятельности.
Именно на это обратил внимание в период конца XIX - начала XX столетия русский ученый, инженер-механик и философ техники П,К, Энгельмейер, творчество которого недостаточно исследовано. Он был одним из первых, кто на рубеже веков откликнулся на запросы и потребности качественно новой исторической эпохи, наступившей в развитии техники, сделав предметом своих исследований технику и творчество.
Несмотря на появляющийся интерес к П.К. Энгельмейеру и его идеям, до настоящего времени не было систематического исследования источника его идей и факторов, способствовавших их совершенствованию. При этом совершенно не изучалась философия П.К.Энгельмейера в плане обращения к его последователям.
Таким образом, актуальность темы исследования была обусловлена, во-первых, возрастающим интересом к проблемам техники и творчества в системе оснований человеческой культуры, и методологическими проблемами технического знания, в фокусе которых стоит феномен и сущность техники, а также поиском в интеллектуальной сфере путей разрешения проблем современной цивилизации; во-вторых, недостаточной исследованностью творческого наследия ПК. Энгельмейера, который в принципиально обновленном и далеко необычном плане рассматривает технику: творчество и инженерную деятельность, которая предстает как органичная целостность приложения технических и естественнонаучных знаний, экономических и социальных факторов, этических и эстетических аспектов, а также высоких духовных качеств и реализацией творческих способностей; в-третьих, необходимостью ухода от традиционного взгляда на технику как на объект только практической и прагматической деятельности; в-четвертых, возможностью выхода на уровень решения проблем инновационной деятельности не только инженера, но и любого специалиста, обусловленных формированием нового типа мировоззрения и мышления; в-пятых, необходимостью преодоления сложившихся исторических стереотипов, которые тормозят дальнейшее развитие его основных концепций, и, наконец, позволить ПК. Энгельмейеру занять почетное место б плеяде выдающихся деятелей русской культуры «серебряного века». Основанием для данной работы послужило, то обстоятельство, что в трудах П.К.Энгельмейера, забытых, ни разу не переиздававшихся воплотилось наиболее существенное, что было присуще лучшим ученым, инженерам и философам рубежа веков: во-первых, понимание человека как деятельного существа, приоритетной ценностью которого является творчество; во-вторых, понимание самой деятельности как творческого процесса, направленного на социальное преобразование объектов с целью увеличения красоты, добра и пользы; в-третьих, восприятие природы как внешней по отношению к человеку, закономерно упорядоченной предметной среды, которая должна служить материалом и ресурсами для человеческой деятельности; в-четвертых, вся техника построена на творчестве и служит ему основанием.
Степень щученности и .разработанности темы. Личность Петра Климентьевича Энгельмейера как ученого значительна, а теоретическое наследие — велико, однако долгое время он находился в России в тени. О жизни П.К.Энгельмейера известно немного. В отличие от многих ученых его имя не вошло ни в «Большую советскую энциклопедию», ни в другие справочные издания, за исключеннем последних лет издания, например: «Русские мыслители второй половины XIX- начала XX века» Емельянова
Б.В. и Куликова В.В.,1 малый энциклопедический словарь «Русская философия»,2
Количество публикаций о теоретике инженерного дела в нашей стране совсем незначительно. Одной из первых была статья П.К. Голованова «Философ-инженер П.К. Энгельмейер» , приуроченная к чествованию ШСЭнгельмейсра как старейшего работника на поприще философии техники и как послесловие к этой дате была статья Ю. Власова «Сел, подумал, изобрел» , в которой давалась оценка творческой деятельности П.К.Энгельмейера для России.
Процесс восстановления философского и научного наследия ПХЭнгельмейера начался с работ, в значительной степени связанных с переоценкой философии техники как самостоятельного раздела философских исследований. До тех пор, вплоть до 1990-х гг., фигура П,К,Энгельмейера оставалась забыта.
Примером таких публикаций могут служить статьи ВТ. Горохова «Русский инженер-механик и философ техники Петр Климентьевич Энгельмейер»5 и К. Хессе «Петр Климентьевич Энгельмейер - к философскому наследию русского инженера».6 В разделе «Страницы истории» журнала «Инженер» в 1994г. появилась статья Е. Шуховой «Инженер и философ Петр Энгельмейер» , в которой она пыталась привлечь внимание общественности ко многим русским мыслителям, ученым, инженерам, поэтам, писателям, художникам, творившим на рубеже 1 Емельянов G.B. Куликов В.В. Русские мыслители второй половины ХГХ - начала XX века. Екаїериігбург Изд-ыэ Ур-го ун-та, 1996.
Русская философия. Ма."[ый энциклопедический' словарь — М.. Наука, 1995.-624t:. ' Головиной П.К. Фіглоиоф-ннженерП.К.ЭшътьмейсрВолник инженерен н [cuiJiKDB.- М. 1927.-№8.-С368-369г * Власов КХ Сел, подумал, изобрел...//В ннрс книг, f996»-Jfe4.-C22-23. 1 Гортала В.Г Русский нижнер-механнк н философ техники Петр Климснтьсвич Энгельмейер // Вопросы исгорип епестаоэнания и текники М, 1990.-№4.-С,41-60 0 Хсссс К. Петр Климеюгьевич Эн[-е;[ьмсйер.К фияо.-іоїщфоко.чу нлелслию руесхої и ннжниера // Вопросы истории ecick:iHorjHiiHwiHivxiiHKH.-M.-I990l-Ni>4r-C.60-70. 7 Шухова Е- Инженер it философ Петр ЭнгельмеИфУ/Ин#енер- f994.-№7--C36-39.
ХІХ-ХХ веков, одному из них - ПХЭнгельмейеру ею дана обстоятельная оценка,
В 1996 году появились еще две статьи, различные по характеру и содержанию, но обсуждающие совершенно конкретные вопросы творческой детальности: статья Курочкиной JTJL, «Человек и творчество в русской культуре начала XX века» (П.Энгелъмейер) и статья Корнилова И. «Философия техники ПК.Энгельмейера»2.
Об ПК-Энгельмеиере дают информацию Никитина Н.Н, в «Философии культуры русскою позитивизма начала векш> (1996rJ п Горохов В.Г. - в справочнике путеводителя об ученых, инженерах и изобретателях (1997г,) -«Петр Климентьевич Эпгельмейер (1855-1941)».
Имеются статьи, их большинство, в которых только упоминается имя П.ЕСЭнгельмейера, Несмотря на появляющийся интерес к ученому и его идеям, степень изученности его трудов до сих пор невысока. Процесс восстановления философского и научного наследия ПКЭнгельмейера начался, но этого явно недостаточно.
В противоположность конкретной тематике, степень разработанности общечетодологических основ изучения философии техники можно признать более высокой. Следует особо выделить работы в B.C. Стелина, В.Г, Горохова, М,А. Розова, В.М Розипа, в которых среди других идей и проблем философии техники рассматривается творчество ПК. Энгельмейера.
В круге работ, посвященных проблемам философии техники, можно назвать труды И, Игнатовой, В. Самарина, А, Горелова, Ю.Мелещенко, КМейзеля, Е-Шаповалова, К.Пигрова, Д.Федяева, В.Кашперского и др. Нельзя не указать на работы зарубежных ученых, представленные
Курочшня ЛЯ. Человек и творчкпю в русский культуре началаXX пека (П. Эпгельмейер) .' Человек. Экокоыич&лше н духонние ценности общества (сб- научных трудив) -Воронеж, 19%.-С 53-6L 1 Корнилов ft. «Философия техники* 11.К. 'Лш,ет.мейера..,,/І5ьісшсеіі<)різоЕінис:ьРосо[ін.-[99Л.-:№4'С. ІА4-ІII. " НнкшннаИ.Н. Фнлиьофия к^лыуры pyctrtUi-u ііозш-иніина іш'іала ьска. М/Аспсит Пресс 199b.- 136с.
Городов В.Г. Псір Кліічєнте^еи'і ЭнгсльмсЕгср^ Иижсиср-мсхании и философ техтжи 1855-1941. М: Hav^a, 1997.
Л,Мэмфордом, Ж. Элл юл ем, М.Хайдеггером, А.Геленом, X. Ленком, КМитчемом, Г.Раполем, Ф.Раппом, К.Ясперсом и др. Достаточно глубоко рассматриваются проблемы творчества А. Бергсоном, Ж, Делезом, В работах русских философов СБулгакова, А-Богданова, Н.Бердяева, И.И.Лалщина выдвигаются ряд оригинальных положений, определяющих направленность теоретического поиска настоящего времени.
Постепенно возвращаются к нам имена выдающихся русских философов и ученых, творивших на рубеже XIX-XX веков. Вместе с тем, творчество П.К.Энтельмейера на сей день не изучено достойным образом. Поэтому права Е.Шухова, заявившая, что «культура «серебряного века» отражает свою целостность, многогранность и полноту. Однако значительный пласт ее все еще остается недостаточно понятым и мато изученным».
Несмотря на то, что с 1990г. количество публикаций по философии техники и творчества П-К.Энгельмейера увеличилось, но до полной изученности творчества П.К.Энгельмейера еше далеко.
Цель и задачи исслеаовання*
Основная цель диссертационного исследования - дать обобщенный историко-философский анализ новой и актуальной исследовательской проблемы отечественной философии - философии техники и творчества в широком диапазоне действия, у истоков которой стоял выдающийся русский инженер-изобретатель и философ П.К. Энгельмейер - основоположник не только русской, но и европейской философии техники.
Для достижения намеченной в работе цели требуется решить следующие задачи; выявить социально-исторические и философские предпосылки становления философии техники в России;
Шухова Е. Инженер н философ Петр Злгепьчейер,/УИн#аіер. 1994.-№7.-СЗб. раскрыть интеллектуальную биографию П.К. Энгельмейера, показать формирование и развитие его как ученого и философа, обладающего энцикл one личностью знаний, одним из первых пришедшего к новой философской концепции; дать содержательный анализ проблемного поля и философских взглядов мыслителя, показать влияние традиций отечественной и западноевропейской мысли на их формирование и эволюцию, проанализировать содержанке, основные идеи и понятия философии техники П.К. Энгельмейера, определить ее функциональную значимость и ее место в общеевропейском наследии; г- исследовать вклад ученого в разработку проблем творчества — одной из ключевых программ русской философии в широком диапазоне действия и переосмыслить основное противоречие инновационного процесса, сформированное философом -взаимодействие творческой личности и среды; оценить вклад П.К. Энгельмейера в популяризацию и развитие философской, научной и технической мысли в России, рассмотреть влияние его идей на формирование новых ориентиров и стратегии современной цивилизации в контексте общества, культуры, образования и прогресса,
Истоминки_ н методология исследования. Источниками диссертационной работы являются многочисленные ранее опубликованные статьи и книги П. К-Энгельмейера, а также исследовательская литература, посвященная его творчеству, традициям отечественной и западноевропейской философской мысли. Однако, одним из факторов, значительно затрудняющим раскрытие избранной темы, является недостаточность исследований и литературы, посвященных творчеству ученого.
10 Методология исследования определяется задачами диссертации, используются основные методы и принципы историко-философского анализа, В основу генезиса философии ГІ.К. Энгелъмейера положена идея неразрывной связи и исторической преемственности научных школ. Для этого мы, исследуя источники и литературу по данному вопросу, сочетали логические и исторические методы- При изложении материшіа были использованы биографические и тематические подходы.
Научная новизна исследования. В диссертационной работе осуществлено первое историко-философское исследование в отечественной философии - философии техники и творчества, исследование, в котором рассматривается процесс формирования новой науки в России, направленной на развитие гуманитарного, научного и технического взглядов на технику и творчество - теоретической базы человеческой культуры в создании нового человеческого мира, у истоков которой стоял ПК. Энгельмейер, ученый энциклопедических знаний, воплотивший в себе наиболее существенное, что было присуще мировоззрению лучших российских инженеров и философов рубежа ХІХ-ХХ веков; дан глубокий историко-философский анализ прошлого, выявлены социально-исторические и философские предпосылки становления философии техники в России; раскрыта интеллектуальная биография П,К. Энгелъмейера, одного из первых откликнувшегося на запросы и потребности качественно повой исторической эпохи, насту пившей в развитии философии, науки, техники и образования; предложена концепция эволюции взглядов мыслителя в области техники и творчества; показано влияние традиций отечественной и западноевропейской мысли на формирование и развитие его взглядов; - дан содержательный анализ проблемного поля и философских взглядов П.К.Энгельмейера и показано влияние традиций отечественной и западноевропейской мысли на их формирование и эволюцию; проанализировано содержание и основные идеи философии техники П.К.Энгельмейера, определена социальная значимость и ее место в европейском наследии; исследован вклад ученого в разработку проблем творчества - одной из ключевых программ русской философии в широком диапазоне действия, переосмыслено основное противоречие инновационного процесса, сформулированное философом - взаимодействие творческой личности и среды, раскрыта основополагающая картина мира мыслителя - внутренне цельной системы, несущей в себе единство гносеологических, праксеологических, научно-методологических аспектов; выявлено, что философское мировоззрение П.К.Энгельмейера - «техницизм» представляет собой систему, в которой прослеживается рождение одного из наиболее ярких течений в отечественной философии на рубеже XIX-XX веков - философии техники и творчества, которое становится введением в инновационную философию культуры, философию новизны, эволюции, прогресса и жизни; достойно оценен вклад творчества П.К.Энгельмейера в осмыслении проблем техники во всемирно-историческом масштабе культуры и влияние его идей на популяризацию и развитие философской, научной, и технической мысли в России, влияние его идей на формирование новых ориентиров и стратегии современной цивилизации в контексте общества, культуры, образования и прогресса.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования, его выводы и результаты могут быть использованы при подготовке как общих курсов по истории философии,
12 философии» философии техники, так и специальных курсов по философии техники и творчества, быть основной стартовой базой для более частных исследований.
Историко-философские исследования смогут быть полезными в теоретико-методологическом отношении при создании новых объектов техники и для дальнейшего процесса формирования отечественной философии техники и творчества. Несомненно, это окажет положительное влияние на отношение между наукой и техникой, естествознанием и техническими науками, на специфику теоретических и практических исслелований в современных технических науках, наряду с проблемами историко-культурного осмысления сущности техники, социальной и гуманитарной оценки техники, инженерной деятельности и ее социальных, экологических и других последствий.
Апробация работы. Основные положения диссертации прозвучали в выступлениях автора на конференциях и отражены в следующих работах:
У истоков философии техники в России. (П.КЭнгельмейер) // Гуманитарный вектор. Вестник забайкальского отделения академии гуманитарных наук. Чита, 1998.-№ 1 (3) С.100-102,
Что мы знаем о ПК, Энгельмейере? // Философская и педагогическая антропология. (Первые Соколовские чтения); Материалы региональной научно-теоретической конференции 25-27 мая 1998г, Нижневартовск, 1998.-C.14G-141.
Отечественная философия техники: П.К.Энгельмейер, А.А.Богданов // Философия и педагогика (Вторые Соколовские чтения): Материалы региональной научно-практической конференции 17-19 мая
4. Системообразующий фактор в философии творчества. (П.КЗнгельмейер, А.АЛэОГданов) // Образование - основа устойчивого развития России. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической ІЗ конференции (с международным участием) 7-8 декабря 1999г.-Екатеринбург, 1999.- С.54-55.
Язык как важнейший источник идей и образов/УОбразование -основа устойчивого развития России: Тезисы докладов Всероссийской научно - практической конференции (с международным участием) 7-8 декабря 1999г.-Екатеринбург, 1999.- С. 56-57.
Техническое творчество в динамизации высшего технического образования // Системный подход к развитию творческих способностей студентов в вузе: Тезисы докладов Второго международного научно-практического семинара. 21-22 февраля 1995г. - Гомель, -1995.- С. І 8-20.
Путь к инновациям. // Материалы второй региональной конференции «Роль инноваций в экономике Уральского региона». Часть 2: Тезисы докладов. Екатеринбург, 2000г.- С97-98.
Структура диссертации обусловлена целями, задачами исследования и логикой изложения. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обозначены причины интереса автора к данной теме, обосновывается актуальность выбранной темы, дается характеристика степени ее научной разработанности, формируются цели и задачи исследования, методологические основания, формулируется научная новизна и научно-практическая ценность.
Первая глава посвящена философии техники П.К.Энгельмейера. В первом параграфе предлагается рассмотреть предпосылки становления и развития философий техники в России. Во втором параграфе раскрывается этапы жизни и творчества мыслителя. В третьем параграфе обсуждаются основные идеи и содержание одного из фундаментальных трудов «Философии техники», положившег'О основание новому философскому направлению - философии техники.
Вторая глава посвящена теории творчества П.К.Энгельмейера- В первом параграфе рассматривается становление философии творчества. Во
14 втором параграфе раскрывается содержание, основная суть и социальная значимость теории творчества, посвященные проблемам творческого процесса не только в технике, но и в науке, религии, искусстве и в жизни. Третий параграф посвящен творческой личности, раскрытию противоречий творческой личности и среды, определению возможных путей преодоления конфликта и противоречий между ними.
В заключении излагаются выводы диссертационного исследования и обозначаются перспективы дальнейшей работы.
Содержание работы изложено на 202 страницах машинописного текста, Библиография включает 165 наименований, в том числе источники на иностранных языках.
Предпосылки становления философии техники в России
Философия техники, как самостоятельное направление существует уже почти столетие. В фокусе изучения философии техники стоит феномен и сущность техники. Несмотря на то, что техника является настолько древней, как и само человечество, а феномен техники привлекал внимание еще античных философов, однако поставленной в центр систематического научно-философского анализа она стала в конце XIX - начале XX века, а самостоятельной философской дисциплиной, стала лишь в XX веке. Несомненно, философия техники - одно из важнейших направлений современной науки. Это новое философское направление, рассматривающее сущность отношений человека, техники и природы.
Философия и техника, часто в обыденном сознании, воспринимаются как противоположности. Если первая является символом теоретического осмысления мира, нечто возвышенное, отделенное от действительности, то вторая является символом практического освоения мира, нечто приземленное. В этом словосочетании уже первоначально заложен глубокий философский смысл современной европейской цивилизации и культуры, в котором теоретическое связано с практическим. Поэтому важность философии для техники также неоспорима, как и важность техники для философии. Техника же, на высшей ступени своего развития, совершенно не мыслима без ее глубокого философского осознания.
Считается, что «философия техники» - одна из наиболее молодых ветвей философского знания»/ Однако это не совсем так. Понятие техники появилось достаточно давно: оно встречается у Платона и Аристотеля, в связи с анализом орудий труда, «Технэ» в переводе с греческого - искусство, мастерство, умение. Определений и понятий техники существует множество. Но одно очень важное для техники свойство - она является искусственным образованием. Поэтому .качественно оно зависит непосредственно от человека. Исторически, в процессе становления современного человека, развивался и феномен техники. В доиндустриальном обществе техника выступала как искусное ремесло. В новое время ситуация кардинально изменяется, общество начинает функционировать на машинной основе. Функционирование матттин накладывает определенный отпечаток на общество, которое Б свою очередь воздействует на технику. Такое взаимодействие требовало философского осмысления.
Философия техники формировалась двумя направлениями: инженерным и философским. Проанализируем их. Постараемся установить различия и сходства между ними. Инженерный подход считается первым, имеющим явно исторический приоритет своими формами выражения «механическая философия» и «философия фабрикантов» (т.е. «про извод ственник ов»).
Первое выражение принадлежит Исааку Ньютону (1643-1727) и относится к натуральной философии, использующей принципы механики для объяснения мира. Представителем этого направления «человеком, возродившим механическую философию», т.е. механический атомизм Демокрита считается английский химик Роберт Бойль. Он в своей работе «Mechanical Qualities» (Механические качества, 1675) на основании принципов механики пытался объяснить холод, тепло, магнетизм, изменчивость, постоянство, окисление и т.д. И, Ньютон в «Praenfatio» (Введение) к первой своей работе «Philosophiae nauiralis principia matematica» (Математические начала натуральной философии) понятие «механика» использует не только в результатах человеческой деятельности, но и для исследования «сил природы» и «дедуцирования движения планет, комет, луны и моря». Он считал возможным выводить все явления природы логическим путем ш принципов механики. В XVIII и XIX веках ассоциация «механистов» не только одобряет и принимает этот метод, но и распространяет его с природы па общество, «Романтики» отвергают такое расширенное объяснение механицистского принципа, ссылаясь на различие контекстов. Между тем, «Defense of Mechanical Philosophy» (Защита механической философии) Т.Уокера (1802-1856), американского преподавателя математики доказывает, что механическая философия является верным средством «эмансипации человеческого духа, как в сфере мысли, так и на практике, и что с помощью се коррелята - техники - оказывается возможным, на демократических началах, тот тип свободы, которым пользовались лишь немногие в обществе, основанном на рабстве».
В 1835 году шотландским инженером-химиком Эндрю Юром (1778-1857) было предложено другое словосочетание «Философия производства», В ней он осветил свои принципы производственной индустрии, использующей самодействующие машины и противопоставил ее «философии изящных искусств».
Его рассуждения имеют некоторое отношение к философии техники. Э.Юр в них дает различие между механическим и химическим процессами, дает классификацию машин, предполагает возможность существования определенных правил в изобретениях и автоматизацию «мапгинерии». Формулирует собственные подходы к исследованиям.
Только через сорок лет после Э.Юра термин «философия техники» используется немецким философом Эрнстом Каппом (1808-1896), который формулирует в 1877 году свою «философию техники». В ней орудия и оружие рассматриваются им как различные виды продолжения человеческих органов. «Хотя саму эту идею нельзя считать принадлежащей лишь Каппу (нечто подобное говорили многие - от Аристотеля до Ралфа Уолдо Эмерсона, но именно Капп дал ее систематическую и детальную разработку
IS Б своей работе «Gmndlmien еїпег Philosophic» (Основы философии техники» 1877)». В ней он дает первый философский анализ технической инженерии, который перекликается с анализом, данным Францем Рело. При этом Капп обнаруживает сходство в описании машины, сделанное Рело, накладывающее ограничения на методологию и характер этики, на человеческие действия и поступки. Его философия близка к экологической философии и несколько выходит за рамки философии техники, но не содержит диалектического анализа.
В 1903 году русский инженер и философ техники Петр Климентьевич Энгелъмейер сделал доклад политехническому общестну, посвятцешый зарождению философии техники. Для этого им было собрано множество работ, касающихся различных вопросов этой проблемы. В результате исследования выявляются две линии: одна из них идет от философствующих инженеров Э.Гартига, Ф.Рело и А.Ридлера, другая — от философов Ф.Бэкона, Р.Декарта, А.Бергсона и др. К ним также можно отнести Э.Каппа, А.Эспинаса, Ф.Бона. Эти представители философии техники, для П. К.Энгелъмейер а были главными, но были, конечно, и другие: И.Бекман (1739-1811), ИЛоппе (1776-1854).
Основные идеи философии техники Энгельмейера
В работах раннего периода, одной из которых является «Экономическое значение современной техники», П.К, Эигельмейер пытался осмыслить роль «технического» в общественной жизни. В ней он высказал содержательную идею о неуклонном стремлении техники к идеалу, особенно, когда требуется произвести оценку успехов техники. Поэтому, определив потребности человека в идеальной технике, П.К. Эигельмейер ищет пути удовлетворения этих потребностей- Для этого он производит анализ и подводит итоги уходящему XIX веку, веку небывалого покорения сил природы. Основным предметом рассмотрения мыслителя становится техника. «Задача наша с одной стороны легка, с другой трудна. Она легка тем, что нам придегся говорить все о вещах, всем нам хорошо знакомым в отдельности; но она трудна тем, что мы еще не привыкли видеть между ними той связи, которую нам именно предстоит раскрыть. Мы все любуемся новейшими завоеваниями техники, но не многим из нас пришлось думать над тем, что такое техника»,1
Техника является могущественным орудием борьбы за существование, залогом силы и власти, гарантом для удовлетворения потребностей. Поэтому какую бы работу не совершал человек: совершал религиозные обряды, воплощал свои замыслы в искусстве, обогащал ум новыми познаниями, выполнял хозяйственную работу, развлекался, всюду необходимы ему орудия, приспособления -- всюду техника, без услуг которой не обходится ни какое проявление самых высших духовных сил человека, не возможна передача своих мыслей, как современникам, так и будущему поколению, В соответствии с этим, считает П.К,Эигельмейер, человек обязан технике всей нашей вещественной и духовной культурой. Техническое наследство, которое досталось XIX веку, накапливалось в течение всей многовековой жизни человечества. По латыни technikus чаще всего означало учителя искусств, а наравне с этим и практического дельца. Этимология слова «инженер» тоже очень любопытна. Латинское слово ingenium, из которого произошло итальянское слово ingengo, французское ingenieux и английское enginious, обозначает почти тоже, что древнее русское слово «измы с ленный», то есть «искусно выполненный», вместо которого теперь осталось слово «измышление», то есть умение найтись в разных практических затруднениях. Англичане до сих пор называют engineer" ом всякого техника и перенесли это слово и на машину — ingine». Слова «машина» и «механика» имеют свою историю в греческом и латинском языках. Если в латинском machina обозначала - машина, то слово machinari - означало хитроумное осуществление какого-нибудь плана. Это и есть творчество человека.
Переходя к современным значениям и употреблениям слов, обратившись к XIX веку, ГХК.Энгелъмейер вносит большую ясность и определенность, хотя и до сегодняшнего дня технику трактуют по-разному. Слово «техника» употребляется в широком значении. Оно использовалось для обозначения деятельности музыканта и живописца, скульптора и писателя, актера и оратора, учителя и врача, исследователя и законодателя, администратора и т. д. Каждому роду деятельности свойственна своя техника- Однако, «техника» употребляется и в более узком значении, обозначающая деятельность человека технической профессии. Обобщая понятие техники, он трактует ее так: техника есть умение, а умение есть техника. Тогда техника есть реализация наших стремлений или переход от мысли к вещи, от намерения к поступку, от цели к ее достижению. Таким образом, техника есть исполнительный орган всякой деятельности, осуществление целесообразности. Для некоторых техника является знанием, направленным на практические цели и умением обращать вред в пользу. Для других техника есть искусство, преследующая не красоту, а пользу. Последние подошли ближе к цели, обобщая понятия, указывая на то, что техника есть умение вызывать искусственно желательные явления природы и устранять нежелательные. Соответственно, возникает вопрос: Что же дает техника? «Одни отвечают: она преодолевает сопротивление, оказываемое природой нашим стремлениям; другие: она покоряет нам природу, то есть материю и силу, пространство и время, она создает вещественную культуру. Наконец, можно сказать, что она нас окружает искусственной природой, -более приспособленной, чем природа естественная к нашим потребностям». Эти разнообразные характеристики имеют много общего, достаточно верно отображают существенные признаки и понятия техники. ШСЭнгельмейером в общих чертах определено понятие техники, ее цели. Для достижения цели техника использует средства и приемы. Все приемы современной техники он сводит к основным принципам: добывание, устранение, накопление, перемещение, превращение, освобождение, автоматизм, точность, непрерывность, копировка, специализация и универсализм, С прогрессом техники, как известно, производительность труда возрастает. Стало быть, и затраты уменьшаются. В основе прогресса лежит стремление человека сократить затраты, то есть экономический принцип «do ut des» (даю, чтобы ты мне дал), который вносит единство в бесконечное разнообразие всякой деятельности человека. Для ПХЭнгельмейера представляло значительный интерес то, что з средние века, не только ученый, но и художник часто был техником. Сопоставляя технику с наукой Й искусством, он говорит так: «Наука преследует истину, искусство — красоту, техника — пользу. Это справедливо. Но можно дойти и дальше. Истина, которая есть цель и средство для науки, является условием для искусства и техники».2 Если наука стремится приспособить мысли к фактам, техника приспособить факты к мыслям, то искусство, по мнению П.К.Энгельмейера, стремится приспособить факты к чувствам. Можно сказать иначе, что искусство приспосабливает к потребностям человека не факты, а их образы.
Становление философии творчества
Современный человек более чем когда-либо связан с окружающим миром. С ним его существование и жизнь. В настоящее время человечество обладает огромными практическими и теоретическими знаниями, которые с каждым днем увеличиваются и совершенствуются. Это особенно заметно на развитии компьютерной техники. Стремясь к вершинам научной и технической мысли, поднимаясь на уровень планетарного сознания, обнаруживаются тайны энергии, открывается путь к космической эволюции. Появляется потребность в исследовании более тонких механизмов взаимодействия, взаимодействия вещества и объекта, их социального значения. А что дальше? Что ждет человека? Идеи, на которых находится современная наука и цивилизация, ветшают. Однако сегодняшние достижения позволяют рассмотреть картину отдаленного прошлого и заявить о необходимости поиска новых социальных и духовных перспектив, осветить будущее и отыскать новую отправную точку, чтобы мировоззрение и разум человека смогли перейти в новое качество, созвучное природе человека и природе окружающего мира.
Человеческая цивилизация возникла и начала развиваться благодаря творчеству. Способность к творчеству является самым ярким признаком, отличающим человека от животного. Поэтому, развивая, совершенствуя творчество, мы развиваем главное человеческое качество, делаем человека более человечным. Несмотря на то, что современная цивилизация возникла и развилась благодаря творчеству, стихийность в творчестве обходится человечеству слишком дорого: колоссальным перерасходом 117 интеллектуальных, энергетических, вещественных ресурсов. При производстве техники, низкая эффективность научных исследований, примитивизм политических и социальных решений. В результате многие проблемы не могут быть решены, а если и решаются, то с большим опозданием. За что, естественно, приходится дорого расплачиваться, В соответствии с этим, философское осмысление феномена и сущности техники еще в конце XIX-начале XX века в России обострило и проблему творчества- В исторической ретроспективе проблема творчества рассматривалась с различных позиций. Надо заметить, что отношение к феномену творчества в западной и восточной культурах различно. В западной культуре состояние творческого вдохновения расценивалось как одно из высших проявлений человеческого духа, а в восточной - первое соответствовало уровню нахождения неочевидных, интересных решений, второе - понятию духовного просвещения. Эта проблема приобрела особую окраску и особое значение в русской культуре в соответствии с поиском таких теорий, которые могли бы стать основой реальной деятельности человека, общества и мира.
Методологической основой этих исследований послужили позитивистские принципы, которые стали одним из факторов формирования нового философского подхода, как к технике, так и к творчеству. Известно, что проникновение позитивистских идей в Россию шло опосредованным путем, как через французских, так и через немецких естествоиспытателей. Русские философы в традициях античного мировоззрения связывали процесс познания и творчества с некоторыми высшими нравственными задачами. Поэтому идеи позитивистской философии воспринимались прогрессивной частью русского общества в качестве практического руководства к реальному действию.
«Согласно позитивизму, подлинными знаниями являются факты и эмпирические закономерности. Научные теории дают лишь систематизацию фактов и эмпирических закономерностей, которые имеют тенденцию становиться все более совершенными». Однако, при всех положительных качествах «парадокс позитивизма заключался в том, что постепенный отказ от поисков универсального разума обусловил ориентацию на поиск универсальных правил человеческого познания. Утопическая идея о возможности с помощью сверхчувственного озарения получить всю полноту истинного знания о сущности мирозданья была вытеснена не менее утопической надеждой на разработку абсолютно точных и абсолютно надежных методов исследования, приводящих к той же полной, исчерпывающей истине».2
Как известно, в истории человеческой мысли неоднократно возникали такие ситуации, когда стремление избавиться от «пустых» абстракций было одним из способов введения новых. Так произошло И С ПОЗИТИВИЗМОМ. Однако, в действительности, выступая против умозрительной философии, сторонники позитивизма неявно стремились преодолеть «стихийность» обыденного сознания и определить некоторые очертания «правильного мышления». Это сыграло определенную роль и повлияло на упрочнение позитивистских идей в общественном сознании России. Это оказало влияние и на ILK. Энгельмейера.
Творческая личность и среда
В каждую историческую эпоху формируется совокупность ряда условий - материальных, социальных и духовных, - которые определяют характер взаимоотношения человека с обществом и его социальную значимость.
Повышенный интерес к человеку как индивидуальному феномену, была приметой социально-философ ской мысли в переломные эпохи развития мировой истории, особенно ярко проявивший себя в эпоху Возрождения- На рубеже ХІХ-ХХ столетий личности и вопросам ее развития, ее духовно-нравственной целостности уделяется внимания все больше, особенно с обострением глобальных проблем и угроз.
Для образования индивидуальной целостности человека требуются целенаправленные многообразные усилия не только самого человека, но и среды, в которой он находится. «Творческая личность и среда - это две силы враждебные, но необходимые для прогресса; они строят общество, делают историю. Как река из источника, так прогресс исходит от творческой личности. Но как Волга не была бы Волгой с одним Селигерским истоком, так и прогресса не было бы с одною творческой личностью. Не говоря уже о том, что много - бесчисленно много - ручьев сливают в одну реку, сама она немыслима без этой глины, которая, сопротивляясь ее течению, именно своим сопротивлением дает ей определенное спокойное и величественное русло на тысячи верст, одевая его живописными берегами. Хотя глина всегда враждует с водой, а вода с глиной, но не будь глины, терялись бы живые воды источников в почве, не сливаясь в одну живоносную реку».1 Так образно начинает П.К.Энгельмейер свою новую работу, связанную с творческим и социально-техническим исследованием «Творческая личность и среда в области технических изобретений».
По такому образу и подобию можно представить прогресс в человеческом обществе и его историю. Для мыслителя. «Творческая личность представляет собою прогрессивный элемент, дающий все новое. Но только то новое становится прогрессом, что впадает в русло человеческой глины, то есть рутинной массы. Только то делается достояние истории, что сделалось достоянием массы. Инертна масса как космическое тело; сама не сдвинется с места, а, сдвинутая, вечно поползет прямолинейно и равномерно, пока не встретит новый толчок со стороны новой творческой личности. Тысячи, миллионы толчков нужны для того, чтобы сдвинуть массу и направить ее на новый путь, указуемый судьбою судеб. Но судьба судеб только указует новые пути, сама же не тронет пальцем, а масса слепа и не видит новых путей. Их видит только творческая личность и толкает на них массу; но массе свойственен закон инерции, она сопротивляется и преследует творческую личность за то, что потревожена в своей инерции».
«Творческая личность и среда - это две силы враждебные, но необходимые для прогресса». В этом-то и заключается основная суть, сформулированного ШСЭнгельмейером основного противоречия инновационного процесса, определяемого взаимодействием среды и личности как борьбы двух стихий: «Творческая личность не может молчать о том, что для нее очевидно, но и масса не может не следовать законам инерции»,2
В своей работе П.К.Энгельмейер начинает рассматривать комплекс содиально-нсихологичесих проблем с вопроса о «здоровом изобретении». Он делит изобретения на два типа: здоровое и больное. Исследуя «здоровое» изобретение, то есть изобретение, имеющее «внутренний и наружный успех», пытается найти особенности деятельности изобретателя и дать полезные советы.
Он ставит перед собой один из главных вопросов, связанных с целым комплексом социально-психологических проблем: «Счастье ли быть изобретателем?» Отвечает же он на него не общими фразами и рассуждениями, а вполне-конкретно. «Счастливым бывает изобретатель только тогда, когда зараз стекаются следующие условия: 1) творческий гений; 2) необходимые познания; 3) мастерство в обращении с материей; 4) коммерческая жилка и знание людей; 5) удача».
Чаще всего думают, что деятельность изобретателя до такой степени неуловима, что ему нельзя и дать никаких полезных советов. Выходит, что успех изобретения зависит исключительно только от гения или каприза, или, наконец, какого-либо случая. Однако это не так, считает П.К.Энгельмейер. Если проследить за истерией изобретений, то можно увидеть в деятельности изобретателя, в его успехах и неудачах закономерности, замечательные закономерности, как говорит П.К.Энгельмейер.
Очень часто распространена ошибка, заключающаяся в том, что слово «изобретатель» относят к такому человеку, который еще изобретателем не является, а только «изобретаютпий». Это объясняется тем, что слишком большое значение придают идее и слишком малое значение ее выполнению. Это расчленение процессов выработки н распространение изобретения принижает его социальную значимость, соответственно - его восприятие и распространение. Говоря о России, рассматривая число подаваемых прошений о привилегиях, П.К. Энгельмейер делает заключение о том, что у нас изобретателей мало в отличие от количества изобретающих. Это объясняется тем, что идеи не доходят до практического воплощения из-за неправильного их оформления или из-за их невостребованности, «Каждая историческая эпоха, а в нашем столь быстром прогрессирующем отечестве -каждое десятилетие несет специальные задачи, притягивающие, как магнит творческие души. К таким задачам в разные времена принадлежали, частью принадлежат и теперь: все воздухоплавание, подводные лодки, предотвращение столкновения поездов, униполярная динамо-машина, велосипед и, наконец, «вечное движение»- Мы здесь еще не касаемся политических и нравственно философских сфер, где точно также много, если еще не больше, - «изобретающих» на Руси».1
Уважение к русскому человеку, его возможностям, П.К.Энгельмейер высказывает постоянно, «Напасть на новую мысль очень легко. В русской национальности как будто далее заложено предрасположение к «перепроизводству новых идей». Однако, он сожалеет о том, что невозможна статистика по этому вопросу «когда на новую мысль попадает специалист той области, которой мысль принадлежит, то ему и книги в руки. Нечего ему давать советы. Он сам знает цену своей мысли и способы ее осуществления. Но НИ новую, и даже дельную мысль может напасть и не специалист, и в этом случае, необходимо, чтобы изобретатель и общество извлекли пользу из идеи»-3