Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Анализ этико-религиозного учения позднего пифагореизма : ("Золотые стихи" псевдо-Пифагора и "Комментарий" Гиерокла) Петер, Ирина Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петер, Ирина Юрьевна. Анализ этико-религиозного учения позднего пифагореизма : ("Золотые стихи" псевдо-Пифагора и "Комментарий" Гиерокла) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1995.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-2/3179-5

Введение к работе

Предмет исследования. Диссертация посвящена анализу этико-религиозного учения позднего пифагореизма на гримере "Комментария" Гиерокла к пифагорейским "Золотым стихам". "Золотые стихи" являются уникальным источником для изучения пифагорейского учения. Сохранились как полные списки "Золотых стихов", так и отдельные цитаты из них у многих авторов начиная с Ш века до н.э. Точно их датировать не представляется возможным, наиболее правдоподобные датировки колеблются от Ш века до н.э. до Ш века н.э. "Золотые стихи" относятся к пифагорейской литературе эллинистического времени или ко времени неопифагореизма. Это произведение является примером народной литературы, существовавшей вокруг пифагорейского учения, к философии их можно отнести лишь постольку, поскольку проблемы этики являются отправной ТОЧКОЙ для появления произведений такого рода. По содержанию стихи представляют собрание житейской мудрости или философствование о правильном образе жизни в духе пифагорейского учения. Началом совершенствования стихи признают исполнение битовых предписаний, касающихся умеренного образа жизни, запретов в еде, физического здоровья, почитания богов и родителей, благоразумного поведения. После наставлений, касающихся практической жизни, следуют заповеди религиозного характера, в результате исполнения которых душа приобретает божественную добродетель и знание божественной основы природы. Конечной целью является очищение души от всего смертного и достижение эфира.

Предание связывало с пифагорейским союзом мистическую практику очищений, имевшую целью освобождение души от круга новых воплощений и возвращение ее в первоначальное, не отягощенное материей состояние. После появления неоплатониз;.:а мистическая практика пифагорейцев стала объектом комментирования для неоплатоников. Гиерокл является представителем александрийской школы неоплатонизма. Гиерокл кил в У веке н.э. и был учеником Плутарха Афинского. Известно, что он преподавал философию в Александрии, и его педагогическая деятельность продолжалась до середины У века. Из его сочинений "Комментарий" к

- г -

пифагорейским "Золотым стихам" сохранился полностью, а трактат "О провидении,судьбе и сочетании свободы воли с божественным руководством" содержится в перессказе и отрывках в "Библиотеке" Фотия. Трактат "О провидении" предположительно был издан после 412 года. В источниках не содержится упоминаний о каких-либо других сочинениях, приписываемых Гиероклу, поэтому анализ "Комментария" к "Золотым стихам" и отрывков из сочинения "О провидении" может дать полное представление о его философских взглядах.

Степень разработанности темы. В отечественной историко-философской литературе неопифагореизму, истории пифагорейской философии в поздней античности и алексг.ндрийской школе неоплатонизма уделялось недостаточное внимание. Специальные исследования посвящены вопросам исторки древнего пифагореизма. Диссертант опирается на работы А.Н.Чанышева по истории пифагореизма, в которых дается анализ основных проблем пифагорейской философии, рассматривается история древней пифагорейской школы и ее основные представители, прослеживаются исторические судьбы пифагорейского учения.

Работы А.Ф.Лосева являются фундаментальным исследованием античной философии, где всесторонне проанализирована история пифагорейской философии и ее связь с философской традицией. А.Ф.Лосева отличает уїлении вскрыть диалектические противоречия в ходе философского развития, увидеть его сложные взаимосвязи и тенденции. Однако А.Ф.Лосев анализирует философские тексты с точки зрения истории эстетики.

Важные положения относительно своеобразия духовной культуры позднеантичного времени и в эпоху.перехода от античности к средневековью содержатся в работах С.С.Аверинцева. В диссертации также были использованы общие работы по истории философии В.Ф.Асмуса, А.С.Богомолова, Д.В.Джохадзе.

Специальное освещение в отечественной историко-философской литературе получили лишь некоторые стороны пифагорейского учения. Так, А.И.Зайцевым затрагиваются проблемы рецепции ионийской натурфилософии в Великой Греции и Сицилии. К анализу древней пифагорейской науки обращается в своих работах Л.Я. Імудь, затрагивая широкий круг вопросов.

і Александрийская школа.неоплатонизма также еще не привлекала внимание отечественных исследователей, однако александрийское христианство было предметом исследования в работах .М.К.Трофимовой и А.ЛЛосроева. Статьи А.А.Столярова, в которых затрагиваются отдельные аспекты философских взглядов Гиерокла, не дают достаточно полного представления об александрийской школе в целом.

Для зарубежной историко-философской литературы характерно постоянное внимание к истории пифагореизма. Однако определенные проблемы истории пифагореизма до настоящего времени остаются дискуссионными. Это является результатом не только общих трудностей анализа такого сложного явления, как пифагореизм, но также и разнообразия принципов подхода к его изучению. Разногласия и споры среди зарубежных исследователей вызывают вопросы о характере древнего пифагорейского учения, о времени возникновения и характере неопифагореизпа, а также о роли александрийской школы в истории неоплатонизма. Проблемы пифагорейской философии, которая била очень сложным явлением, рассматриваются в самых разных работах зарубежных исследователей, касающихся многих сторон античного мировоззрения.

Цель диссертационной работы - осуществление целостного анализа пифагорейских источников - "Золотых стихов" и "Комментария" к "Золотым стихам" Гиерокла. Для этого раскрывается историко-философская обстановка, в которой были созданы эти произведения, произведен анализ влияния Платона, Аристотеля, стоиков, неоплатоников и христианства на Гиерокла. В качестве самостоятельной задачи выдвигается освещение состояния изучения ко.'яшекса проблем, связанных с историей пифагореизма, с учетом недостаточной информации об этом в отечественной литературе. Центральным является раскрытие содержания и сущности учения Гиерокла о боге, провидении и человеке. В ходе рассмотрения этико-религиозного учения Гиерокла вскрываются его идейные и мировоззренческие корни.

Методологическая основа диссертационной работы. Методически важным для данного исследования является принцип историзма, предполагающий раскрытие каждого явления в его конкретно-исторических условиях и связях, а также рассмотрение фи-

_ 4 -

лософской проблематики в тесной связи с социальными условиями, определяющими тенденции и направления философского развития. Анализ античной мисли в ее исторически-обусловлеиных формах позволяет расширить наши знания об основных направлениях развития античной философии.

Актуальность теми исследования. Пифагорейская школа занимает важное место в истории античной философии. История пифагореизма начинается с деятельности его основателя Пифагора в УІ веке до н.э. Интерес к пифагореизму не ослабевал на протяжении всей античности. После разгрома древней пифагорейской школы сочинения ее последователей продолжали привлекать внимание, и в I веке до н.э. произошло возрождение пифагорейской школы. Неопифагореизм как философское направление отвечал общественным запросам времени социального кризиса и гражданских войн. В неопифагореизме соединились два течения: народная философская литература и сочинения ученых эрудитов, опиравшихся на философскую традицию. Во время поздней античности пифагорейская проблематика продолжала вызывать интерес, представители неоплатонизма находили в пифагорейском учении параллели неоплатонической философии - этому синтезу античной философской мысли.- В этом свете представляется важным исследование такого явления античной философии, как пифагореизм.

Особый интерес представляет возможность проследить пифагорейскую проблематику на протяжении нескольких веков - от "Золотых стихов", относящихся ко времени неопифагореизма, до написанного Гиероклом "Комментария" к "Золотым стихам", который датируется У веком н.э. Уникальность этих источников объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, в них преломляются все основные принципы пифагорейской системы и находят отражение проблемы, назревшие в ходе развития античной философской мысли. Во-вторых, оба произведения сохранились полностью, что позволяет дать их целостный анализ, не ограниченный фрагментарностью источника.

Основное внимание в работе уделено проблеме характера пифагорейского учения, которая выдвигается в центр исследования. Однако рассмотрение этой проблемы требует обязательного обращения к истории древнего пифагореизма и к изучению исторических

условий и философской среды, в которой были созданы эти произведения. Исследование этих текстов позволяет выйти на более широкий круг вопросов, отражающих связь пифагореизма на всем протяжении его истории с основными направлениями античной философской мысли. Пифагорейская философия, имеицая более чем тысячелетнюю историю развития, содержала наиболее важные проблемы античной философии, поэтому анализ пифагорейских текстов важен также и в плане выяснения тенденций развития античной философии и итогов этого развития. Исследование комментария философа-неоплатоника к пифагорейскому сочинению позволяет вияснить: I.степень оригинальности пифагорейских и неоплатонических идей, содержащихся в этом кошлентарик, а также точки пересечения пифагореизма и неоплатонизма. Это также дает представление о процессе влияния христианства на позднюю античную философию и о характере взаимодействия других философских школ. 2. Исследование этого произведения позволяет выяснить роль пифагореизма в истории античной философии, как* одного из ее главных течений.

Научная новизна диссертационной работы. В работе впервые в отечественной историко-философской литературе предпринята попытка дать целостный критический анализ двух произведений -"Золотых стихов" и "Комментария" Гиерокла. С этой целью выявлены исторические условия написания этих произведений, вскрыты теоретические истоки неопифагореизма, содержащиеся в древнем пифагореизме, дан анализ александрийского неоплатонизма, показано его своеобразие на фоне других направлений неоплатонизма.

Новым является то, что "Комментарий" Гиерокла, который рассматривается в западной литературе как произведение философа-неоплатоника, исследуется в данной работе с точки зрения его принадлежности пифагорейской традиции. Это способствует раскрытию содержания и особенностей сочинения.

Исследование "Золотых стихов" и "Коцмвнтария" Гиерокла позволяет поставить вопрос о характере пифагорейского учения. На протяжении всей истории существования пифагореизма с этим учением была связана вера в переселение душ, в возможность для души путем очищений освободиться от крута рождений и воз-

выситься для общения с божеством. Диссертант делает вывод о том, что пифагорейское учение не только в начале, но и на протяжении всей истории своего существования носило мистический характер, и его теоретическое обоснование зависело от преобладающего влияния того или иного философского направления /платонической, перипатетической и стоической школ для неопифаго-реизма, неоплатонизма для пифагореизма позднеантичного времени/. С этой точки зрения пифагореизм близок мистическим течениям античности.

Диссертационная работа включает повнії перо под с древнегреческого язика "Золотых стихов", учитывающий западную текстологическую критику, к порпші перевод па русски!; язык отрывков из "Библиотеки" Фотия, содержащих иерссеказ сочинения Ги-ерокла "О провидении". Диссертационная работа выполнена на . основе сделанного диссертантом нового перепода "Комментария" Гиерокла. і

Практическое значение работы. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по пифагореизму, как материал для чтения курса лекции по пифагореизму и античной философии, как материал для спецкурса по пифагореизму, для проведения семинарских занятий.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы освещались автором на заседаниях кафедры истории зарубежной философии философского факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, в опубликованных работах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии м приложения.

Похожие диссертации на Анализ этико-религиозного учения позднего пифагореизма : ("Золотые стихи" псевдо-Пифагора и "Комментарий" Гиерокла)