Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш Тахмина Бинте Разаван 0

Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш
<
Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тахмина Бинте Разаван 0. Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш : ил РГБ ОД 61:85-9/548

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические и социальные основания анализа философской формы ощесшённого сознания Бангладеш 13

I. Марксистско-ленинское понимание предмета философии 14

2. Социально-классовая структура Бангладеш как основа анализа специфики философской формы общественного сознания 41

а) социально-классовая дифференциация в деревне Бангладеш 42

б) процесс формирования классов и их взаимоотношение в городах Бангладеш 51

Глава II. Историко-философские источники современной Бангладешско философии 63

I. Античная индийская философия и суфизм 66

2. Индийско-мусульманская философия (ХУШ-ХІХ вв.) 75

3. Философия просветителей (Рам Мохан Рай и Рабиндранат Тагор) 87

Глава III. Философское сознание в структуре общественного сознания современной Бангладеш 104

I. Понимание предмета философии в различных течениях философской мысли современной Бангладе ... 106

2. Философия и наука 120

3. Философия и религия 133

4. Социальные функции философии и перспектива ее развития 147

Литература

Введение к работе

Освободившиеся страны, к которым относится рассматриваемая в данной диссертации Бангладеш, переживают сложный этап своего развития. Главное заключается в том, что после завоевания национальной независимости перед ними во весь рост встали проблемы социального прогресса, выбора путей развития, рост и развитие внутренних социальных противоречий. На ХХУІ съезде ШСО отмечалось, что "одни из них после освобождения пошли по революционно-демократическому пути. В других утвердились капиталистические отношения. Некоторые из них проводят подлинно независимую политику, другие идут сегодня в форватере политики империализма" . для подлинного социального прогресса освободившихся стран важнейшее всемирно-историческое значение имеет постепенный переход их от национально-освободительных и национально*демократических революций на путь некапиталистического развития и социалистической ориентации. Изменение социально-экономических структур развиващихся стран обусловливает соответствующие процессы в обществен-» ном сознании.

В этой связи первостепенное значение приобретает философско-социологическое исследование, во-первых, социально-классовых взаимоотношений в развиващихся странах, во-вторых, специфики общественного сознания, в том числе, философской формы общественного сознания, и ее связи с другими формами общественного сознания.

Результаты исследования данного круга вопрооов дают основы для прогноза тенденций размежевания классовых сил и тем самым да- 1 Материалы ХХУІ съезда КПСС, М.: Политиздат, 1981, с.II. <» 4 * ют понимание исторической перспективы, помогают определить направление социально-экономического, идеологического и политического развития этих стран.

Данная диссертация посвящена одной из самых отсталых и густо*-населенных развивающихся стран - Народной Республике Бангладеш, предметом исследования являются проблемы философской формы обществ венного сознания в современной Бангладеш, в их связи с социально-классовыми отношениями.

Для характеристики и для предвидения развития любого общественного организма, согласно материалистическому пониманию истории, необходимо рассмотрение двух диалектических взаимосвязанных сфер общественной жизни - экономического базиса, с одной стороны, и надстройки общества (куда входят наряду с другими формами общественного сознания и философия), с другой стороны. Базис общества представляет собой своеобразный скелет, который, по словам В.И.Ленина, "облекается политико-юридическими формами и известными те- чениями общественной мысли" . Подчеркивая объективную связь между экономическим базисом общества и его надстройкой, Ф.Энгельс отмечал: "Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в конечном счете вся надстройка, состоящая из правовых и политических учрежг дений, равно как и из религиозных, философских и иных воззрений каждого данного исторического периода" . Надстроечные элементы, в том числе такие, как политическая идеология, религия, философия, наука и другие виды общественного сознания активно создей-ствуют на развитие социально-экономической жизни общества. * Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с.429. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.26. am 5 *"*

Актуальность исследований названных проблем для Бангладеш заключается в том, что из-за глубокого традиционализма, религиозного консерватизма, с одной стороны, и динамизма современного обг щественного развития Бангладеш, с другой, общественное сознание четко и ясно не дифференцируется. Это,во-первых, наносит ущерб классовой борьбе прогрессивных сил бангладешского общества, поскольку она не может подняться на качественно новый уровень -уровень сознательной борьбы за некапиталистический путь развития. Во-вторых, слабая дифференциация форм общественного сознания не дает возможности определить реальные сферы их действия, их взаимоотношения друг с другом, роль и значение их в развитии общества. В-третьих, большая путаница в понимании предмета философии бангладешскими философами подталкивает к различным направлениям мусульманской схоластической и западной буржуазной философии. Однако, в современном мире, в силу исторического развития, перед человечеством все более и более встает вопрос решения любых проблем на основе разума, научного мировоззрения, в связи с этим, объективно повышается роль философии. Бангладешские философ чувствуют это огромное значение философии, но так как большинство их находится под влиянием не научной философии, то при решении современных проблем они не могут освободиться от оков традиционализма и идеализма. В этих условиях, основной задачей развития философии Бангладеш должно быть широкое распространение марксистско-ленинской философии в общественной мысли Бангладеш. Решению данной задачи и должно способствовать утверждение диалектико-материалис- тического понимания предмета философии и ее функций.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы опираясь на марксистско-ленинское учение о классах и классовой борьбе, о роли ~ 6 - философской формы общественного сознания в социальном прогрессе, показать особенность и специфику классовых взаимоотношений Народг ной Республики Бангладеш и на этой основе показать социальную роль философского сознания и его место в структуре общественного сознания Бангладеш,

В соответствии с постановленной целью в работе решаются следующие задачи: методологическое обоснование анализа предмета философии в общественном сознании Бангладеш. Эти задачи решаются посредством раскрытия марксистско-ленинского понимания предмета философии, что и выступает методологической основой данной диссертации; рассмотрение социальных оснований специфики философской формы общественного сознания Бангладеш. Поскольку классовые разлив чия и классовые конфликты существуют объективно, вне нас, независимо от воли и сознания людей, постольку классовый анализ исторически определенных общественных отношений в основе своей тождествен диалектико-материадиетическому методу их исследования; анализ историко-философских источников современной бангладешской философии. Без их рассмотрения невозможно понимание современного состояния философии Бангладеш; на основе всего предыдущего, непосредственно исследуется философское сознание в структуре общественного сознания современной Бангладеш. Здесь в первую очередь рассматривается понимание предмета философии в различных направлениях современной бангладешской фалософии. Потому, что без этого невозможно проанализировать в систематическом виде философское воззрение, соотношение его с другими формами общественного сознания» Затем, анализируется взаимосвязь философии и других форм общественного сознания Бангладеш, прежде всего науки и религии. Наконец рассматривается вопрос о -7^ понимании социальных функций философии в Бангладеш.

Рассмотрение данных задач в вышеуказанном порядке обусловлено методологией исследования. Так, очевидно, что без анализа социально-классовой структуры с одной стороны, историко-философских источников, с другой стороны, полностью нельзя понять характер современного состояния общественного сознания, в том числе философской мысли современной Бангладеш.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования служили труды классиков марксизма-ленинизма, их учение о классах и классовой борьбе, о предмете философии и ее роли в общественном развитии, материалы съездов КПШ и Коммунистической партии Бангладеш. Большую помощь при написании диссертации оказали труды советских ученых, занимающихся проблемами предмета философии, а также исследущих проблемы социального, идеологического и философского развития освободившихся стран. Особенно следует отметить книги, монографии и статьи В.В.Агудова, П.В.Алексеева, Н.П.Аникеева, И.Д.Андреева, И.Л.Андреева, Г.М.Бонгард-Левина, К.Н.^утенца, С.Н.Григоряна, Д.В.Гурьева, Л.Р.Гордон-Полонской, В.Ф.Голосова, М.В.Желнова, И.Ф.Зубкова, Б.С.Еасова, Б.Г.Капустина, А.И.Компанейца, Н.С.Кирабаева, В.Ф.Кима, Б.М.Кедрова, Ф.В.Константинова, В.И.Іфщова, А.Н.Левковскбго, В.Ф.Ли, С.Т.Мелюхина, Г.В.Платонова, З.М.Оруджева, Т.С.Сацдбаева, А.В.Сагадеева, М.Т. Степанянц, Р.А.Ульяновского, П.Н.Федосеева, А.П.Шептулина, Е.М.Я6-локова и др., советских бенгаловедов С.С.Баранова, Ю.В.Ганковско-го; Н.П.Ермошкина, В.Цучкова и др. В работе использовались труды, статьи, бангладешских исследователей М.Афсаруддина, М.М.Акаша, А.Х.Бадрула, Г.Ч.Дева, АЛаодхори, А.Матина, С.Рахмана и других. Выполняя свое исследование, автор опиралась на материалы научных конференций и семинаров и материалы, опубликованные в различных - 8 -аурналах по проблемам социального и идеологического развития Бангладеш, статистические данные, опубликованные правительствен-ными органами Бангладеш.

В работе используются источники и материалы, публикации банг-ладешских ученых, философов и исследователей, как правило, неизвестные советскому читателю.

Новизна данного исследования состоит в том, что опираясь на идеи марксизма-ленинизма, впервые не только в советской философской литературе, но и в бангладешской предпринимается попытка раскрытия проблемы предмета философии и ее решения в философской мысли Бангладеш.

В работе впервые рассмотрены социальные основы анализа специфики философской формы общественного сознания Бангладеш. Впервые также показано, что смешение таких явлений как мистицизм, религиозная схоластика, гуманизм в философской мысли Бангладеш"; обусловлено не только социальными условиями Бангладеш, но и историко-философскими источниками современной философии Бангладеш. Показано, далее, что среди этих источников мировоззрение Р.Тагора является самым плодотворным ибо в нем присутствует то рациональное философское зерно, творческое усвоение которого поможет открытию истинной дороги для дальнейшего развития философской мысли Бангладеш. В диссертации проведено подробное исследование взаимодействия философии, науки и религии, в оценке философов Бангладеш, и дана критика из взглядов. Показан диалектический характер этого взаимодействия. Впервые в марксистской литературе в работе дана критика понимания социальной роли и значения философии Банг-ладешскими философами и предпринята попытка дать диалектико-мате-риалистическое решение этого вопроса в условиях Бангладеш.

Фактический материал и теоретические выводы диссертации могут быть использованы при правильной выработке и эффективном решении фундаментальных теоретико-мировоззренческих и методологических проблем современного развития Бангладеш. И тем самым они могут давать определенные основания для разработки стратегии и тактики национально-демократической революции Бангладеш и ее перерастания в народно-демократическую.

Материалы и результаты диссертации могут быть использованы при преподавании философии марксизма в Бангладеш и тем самым они могут быть полезными для распространения марксистско-ленинской философии в Бангладеш.

Результаты работы могут быть использованы для чтения курсов лекций по проблемам социально-классовой структуры и специфики общественного сознания развиващихся стран, диссертация может представить ценность для тех, кто занимается общественно^идеологическими проблемами Юккой Азии. диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. В конце дан список литературы, которая была использована при написании работы.

Первая глава диссертации посвящена методологическим и социальным основаниям анализа предмета философии в общественном сознании Бангладеш.

В первом параграфе данной главы показано понимание предмета философии классиками марксизма«*ленинизма и современными советскими философами, что является методологической основой всего диссертационного исследования.

Во втором параграфе автор попытался раскрыть наиболее существенные черты социально-классовой структуры Бангладеш с тем, чтобы выявить соответствующие основы философской мысли Бангладеш.

В начале исследован процесс классовой дифференциации в деревне под воздействием развития капитализма* Одновременно показано тормозя** щее воздействие на этот процесс феодальных структур в сельском хозяйстве Бангладеш. Все это прямо или косвенно находит отражение в общественном сознании и, в частности, в философской мысли Бангладеш. Особенно в ее морально-этических концепциях, в которых утверждаются и основываются еще феодально-этические нормы и правила. Затем показано своеобразие развития капитализма в городах Бангладеш и соответственно процесс становления и взаимоотношение общественных классов и слоев: национальной буржуазии, мелкой буржуазии, рабочего класса и интеллигенции. В соответствии с данной социальной структурой в философской жизни Бангладеш возникают и развиваются различные философские воззрения, защищающие те или иные классовые позиции.

Во второй главе предпринята попытка показать источники современного философского сознания Бангладеш, показать тенденции и возможные перспективы его развития.

В первом параграфе раскрывается сущность философских течений мистицизма Бангладеш. Показано, что они возникли и находились под непосредственным влиянием идеалистической античной индийской философии и суфизма - это видно из того, что как в индийской классической идеалистической философии, так и в философских направлениях мистицизма и в большинстве случаев светской философии соврем менной Бангладеш, духовная жизнь считается самой возвышенной жизнью, а познание материального, физического мира считается лишь предварительным этапом на пути интуитивного постижения истины по ту сторону физического мира или в глубине своего "я".

Во втором параграфе рассмотрены философские взгляды Шаха Ва- лиуллы Ц?03-1?62), Сайда Ахмеда Хана (I877-I«9b) и Аиама Мохаме- - II - да Икоала Ц87і*-І933). Анализ их философских воззрении необходим потому, что на их"основе возникла та мусульманско-религиозная доктрина, отражение которой в общественном сознании Бангладеш до сих пор находит свое выражение.

Третий параграф посвящен философским взглядам Рама Мохана Рая Ц772-І883) и Рабиндраната Тагора (1861-1941). В качестве одних из источников современного философского сознания Бангладеш они взяты потому, что на них опираются новейшие гуманистические течения в философской мысли Бангладеш. В этом же параграфе кратко показано мировоззрение прямых продолжателей Р.М.Рая и Р.Тагора. В конце параграфа рассмотрено также влияние марксизма на развитие общественного сознания Бангладеш.

В третьей главе анализируется специфика философского сознания и его место в структуре общественного сознания современной Бангладеш.

В первом параграфе дана характеристика, понимание и решение проблемы предмета философии некоторыми, наиболее типичными представителями философской мысли Бангладеш.

Во втором параграфе исследуется вопрос о роли и взаимоотношении науки и философии и его решение в бангладешской философской мысли. Показано сильное влияние позитивизма на решение этого вопроса, что в конечном счете способствует превращению и философии, и науки в служанок религии.

В третьем параграфе анализируется вопрос о взаимоотношении философии и религии и решение его в философии Бангладеш. Здесь показано, что большинство бангладешских философов не проводят четкой грани между двумя формами общественного сознания, и более того часто выдают религию за философию. Это связано с тем, что влияние религии так велико в духовной жизни Бангладеш, что воль- - 12 -но или невольно она проходит через все формы ее общественного сознания. А религия в свою очередь коренится в самом объективно-социальном бытии Бангладеш.

Четвертый, последний параграф посвящен роли и социальным функциям философского сознания в Бангладеш. Большинство философов Бангладеш недовольно современным состоянием философии в Бангладеш и ее ролью в общественной жизни. Поэтому, многие из них попытаются дать свой рецепт будущей бангладешской философаи. Однако, их попытки не могут увенчаться успехом. Ибо, они основываются либо на западно-буржуазный, либо на мусульманской (средневековой по своему духу) схоластической, либо на так называемой "нейтральной" философии; все они так или иначе принижают роль философии в общественном развитии. Поэтому остается единственный надежный путь развития бангладешского философского сознания и роста ее влияния на все стороны общественной жизни. Это путь усвоения, развития и творческого применения философии марксизма-ленинизма, которая не только объясняет мир, но и указывает путь революционного преобразования его. - із -

Марксистско-ленинское понимание предмета философии

В анализе философской формы общественного сознания центральное место занимает вопрос о.предмете философии. Он является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной философии, в том числе и марксистско-ленинской. Характер решения данной проблемы в значительной мере определяет характер решения других, более специальных философских проблем. Поэтому для выделения состояния и направления развития философской мысли в Бангладеш, мы будем исходить именно из анализа проблемы предмета философии в бангладеш-ской философии.

В решении проблемы предмета философии существует целый ряд трудностей. Первая заключается в том, что поскольку человеческое познание развивается и совершенствуется, постольку предмет философии рассматривается с разных сторон и понимается по-разному в марксистской философии, которая является методологической основой анализа этой проблемы. Вторая трудность состоит в том, что среди банг-ладешских философов имеются разные взгляды на предмет философии, и поэтому трудно выявить какую-то единую тенденцию решения данного вопроса в философии Бангладеш.

В данном параграфе диссертации мы попытаемся провести анализ имещихся трудностей решения проблемы предмета философии и дать свое понимание его решения. Как мы отметили, по вопросу о сущности предмета философии в марксистской философии нет единого мнения. В самом общем виде можно сказать, что советские философы выдвигают две концепции о предмете и структуре философии. Одни определяют марксистскую философию как учение о наиболее общих законах мира, об отношении мышления к бытию и утверждают, что философия есть одна наука и нельзя ее дифференцировать на отдельные части.

Согласно другой точке зрения, марксистская философия является учением об общих законах природы, общества и мышления, о соотношении этих областей друг с другом и о каждой из них в отдельности. В соответствии с этим философия по необходимости дифференцируется на отдельные дисциплины, такие, как онтология, гносеология, логика, социология, антропология, аксиология и др.

По нашему мнению, если мы исходим из того, что отношение материи и сознания является основным вопросом философии, а все остальные вопросы так или иначештекают из него, то между этими двумя точками зрения нет принципиальной разницы. Если иметь в виду, что каждая философская дисциплина рассматривает именно тот или иной момент великого основного вопроса философии, то дифференциация философии не нарушает ее единство, более того, она дает огромную возможность глубокого и всестороннего изучения каждого отдельного момента предмета философии. Можно сказать, что структурное единство предмета философии обосновывает и единство различных философских дисциплин. Кроме того, нужно учитывать еще один момент, а именно то, что предмет философии не может быть определен однозначно или сведен к одному определению, ибо "развитие философии закономерно превращает предмет философского исследования в систему объектов, в систему развивающихся, обогащаемых новым содержанием философских дисциплин" .

Что же касается бангладешских философов, то на первый взгляд кажется, что у них понимание предмета философии никак не связано с основным вопросом философии. Однако на деле каждый из них, как любой философ, так или иначе решает именно основной вопрос философии. Нам кажется, что научно целесообразно анализировать взгляды бангладешских философов по предмету философии именно в фокусе основного вопроса философии. Ибо, как отметил Ф.Энгельс, "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию" .

Основополагающие положения решения проблемы предмета философии даны в трудах классиков марксизма-ленинизма. В них показано принципиально новое понимание сущности предмета философии и ее роли в общественной жизни. Философское сознание обладает рядом осо-беннрстей, ибо оно, писал К.Маркс, "есть продукт мыслящей головы, которая осваивает мир исключительно ей присущим образом - образом, отличающимся от художественного," религиозного, практически духов-н ого освоения этого мира" .

Приступая к разработке новой философии, К.Маркс прежде всего выделил ту сторону ее предмета, которая обусловлена классовой природой, ее революционно-преобразущей ролью. В одной из своих ранних работ, относящейся к концу 1843- началу 1844 г., Маркс писал: "Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное Ойзерман Т.П. Проблемы историко-философской науки. М., 1982, оружие" . Развитие этой мысли Маркса мы находим в "Тезисах о Фейербахе", где сказано, что "философы лишь различным образом о объяснили мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" .

То есть, данное положение Маркса говорит о том, что прежние философы, занимаясь объяснением мира, не давали теории его изменения, не вскрывали законов изменения, развития действительности, законов социальных преобразований. Однако, философы должны выполнить эти новые задачи, ибо "философия, ію учению Маркса, является формой общественного сознания, выражающей определенные общественные, массовые интересы, выполняющей определенную роль в истории общества и, следовательно, в тех изменениях, которые людьми осуществляются" 3.

Социально-классовая структура Бангладеш как основа анализа специфики философской формы общественного сознания

Народная Республика Бангладеш является молодой независимой страной. Поскольку она находится в зоне национального освобождения, постольку ее социально-классовая структура выступает еще в неразвитой форме. Это находит отражение в общественном сознании Бангладеш. Для него также характерны неразвитость, нерасчлененность, слабая дифференциация.

До колониального завоевания Бенгалия находилась на уровне зрелого феодализма с развитым мелкотоварным промышленным производством в виде мануфактуры прядильщиков, ткачей, золотых дел мастеров и гончаров . К.Маркс в "Капитале", в главе "Генезис капиталистической земельной ренты" писал: "... непосредственный производитель владеет здесь своими собственными средствами производства, предметными условиями труда, необходимыми для осуществления его труда и для производства средств его существования; он самостоятельно занят своим земледелием, как и связанной с ним сельской домашней промышленностью... При таких условиях прибавочный труд для номинального земельного собственника можно выжать из них только внеэкономическими принуждениями, какую бы форму ни принимало последнее" . Именно, таков был в общих чертах уровень общественного строя Индии, в частности Бенгалии, накануне английского проникновения. Однако, вследствие колониальной эксплуатации утвердилось разделение труда между бенгальским сельским хозяйством и английской промышленностью, что способствовало превращению ее в чисто аграрную страну, где царствует низкий уровень развития производительных сил, наличествует различие формы общественных отношений и многослойной экономической иерархией. И эти все черты находили свое отражение в социально-классовой структуре Бангладеш. В результате этих сложных процессов классовые взаимоотношения и носят неразвитый и сложный характер.

В Бангладеш большинство населения является сельскохозяйственным. В ее 68 тысячах деревнях живут 90% всего населения. Анализ сельскохозяйственной жизни вообще дает общую картину страны. Поэтому в данном параграфе первоначально мы проанализируем классовую дифференциацию и классовые взаимоотношения именно в деревне Бангладеш. Затем, рассмотрим процесс формирования классов и их взаимоотношения в городах Бангладеш. а) Социально-классовая дифференциация в деревне Бангладеш.

После завоевания независимости в 1971 г. в бангладешской деревне стал осуществляться закономерный процесс развития капитализма за счет поляризации сельского населения на две противоположные социальные группы - сельскохозяйственный пролетариат и зажиточное крестьянство. Вместе с классовым делением растет с каждым днем и классовая эксплуатация. Она охватывает все сферы сельской жизни Бангладеш, что в первую очередь ярко проявляется именно в жизни деревни (на языке бенгали - "грам"). Грам является низшим звеном политической системы и социальной структуры Бангладеш. Деревня, или "грам" на первый взгляд кажется понятием географическо-административным. На самом- деле, более глубокое изучение показывает, что она представляет собой сложный комплекс социально-экономических отношений, которые разделены по кастовым, профессиональным и религиозным общностям, носят определенный набор классовых признаков. Каждая деревня Бангладеш внутренне разделена на деревенские кварталы (пара), которые не имеют четкой географической границы, но зафиксированы в сознании каждого ее жителя. Такая психологическая граница между кварталами обеспечивается религиозно-кастовым различием жителей, которым традиция еще до рождения предписывает их основное занятие. Религиозно-кастовая структура в исламе и в индуизме формально не совпадает, но общность их социально-классовой сущности очевидна. Так, например, представители высшей касты индуизма (брахмана, намета и шудра) являются богослужи-телями или землевладельцами в отличие от низших каст, которые работают сапожниками, рыбаками, парикмахерами, плотниками, гончарами, кузнецами. Аналогичная картина, несмотря на утверждение исламских богослужителей, наблюдается и среди мусульман. В религиозно-кастовой иерархии ислама, представители высшей касты (чоуд-хуры, хундокар, ватхан, бхуйа) в основном являются крестьянами-собственниками, а низшие работают, как и индуисты низшей касты" .

Античная индийская философия и суфизм

Шогие представители общественной мысли Бангладеш нового и новейшего времени неоднократно обращались и обращаются к классической индийской философии. "Философское наследие человечества всегда было объектом пристального внимания и острой идейной борьбы во все о странах, но особенно это характерно для стран Востока" .

Такие собственно философские течения Бангладеш, как "адхато-бад" (спиритуализм), "суфибад", "бахтибад", различные философии мистицизма - "моромибад", "философия баула", философия "байшноб" непосредственно находились под влиянием идеалистических направлений античной индийской философской системы и суфизма. Ядром философии "адхатобада", бахтибада", моромибада" служат - равнодушное отношение к материальной жизни; стремление к потустороннему миру. Отсюда стремление к индивидуальному аскетизму, взгляд на жизнь как результат деятельности прошлой жизни, отсюда всеобщее примирение. То есть наиболее существенными чертами этих философских течений являются спиритуализм и мистицизм, которые характерны не тшлько для данных бангладешских философских течений, но вообще для античной индийской идеалистической философии.

Если мы посмотрим на такие ее системы, как философию Веданты, отчужденную от жизни философию Шанкара (маябад), философию йоги, даже философию джайнизма и буддизма, то увидим, что все они занимаются проблемами не материального мира, а духовного мира и каждая из этих систем прямо связана с той или иной религией. "В основе каждой из них лежит особая теория пути к достижению конечного "спасения", которое мыслилось, как освобождение души от телесных оков. Все эти системы исходили из теории переселения души и закона кармы" .

Согласно этим системам, тело смертно, а душа вечна, после смерти тела она переселяется в другое тело, а в какое именно - зависит от поведения человека в прошлой жизни. "Поэтому само понятие "действие" (карма) означает не только поведение, но и воздаяние, с которым неизбежно составляет единство. Душа добродетельного возрождается среди более высоких существ, греховного - среди низ-ших" , Социальный смысл учения о карме заключается в том, что угнетенное положение труженика объясняется воздаянием за его "греховное" поведение и в предшествующей жизни, он сам виноват во всем или это определяется самой судьбой. Привилегированное же положение знатных и богатых - просто вознаграждение им за их добродетельность в прошлой жизни или веление судьбы. Что такое грех и добродетель - определялось господствующей идеологией, которая объявлялась данной богами. Учение о карме, как средство идеологического воздействия на народ, оказалось для господствующего класса столь удобным, что стало основой морально-этического учения во всех этих философских системах и соответствующих им религиях и сохраняет свое положение вплоть до настоящего времени.

Наиболее сильное влияние на общественное сознание Бангладеш оказывает буддизм. "Буддизм внес революционное изменение в социальную и религиозную жизнь бенгальской нации" . Другой философ

Бангладеш отмечает, что "буддизм является не только религиозной революцией, он прочно утвердил свои корни и в языке и в литературе бенгальской нации. Под его влиянием в древнее время в этой стране возникли такие философские течения как "махаджан", "кал-чокроджан", "суфиджан" и т.д. (разновидность философии мистицизма - Т.Б.Р.)" 2.

Как известно, буддизм в древней Индии возник именно как протест против брахманизма, как ответ на потребность равенства, преодоления кастовых различий. Буддизм как бы ответил на этот вопрос общества. Однако, буддизм, как всякие древнеиндийские идеалистические течения, возник не как учение борьбы, а учение покорности. Ядром буддизма считались так называемые четыре благородные истины: I) жизнь в мире полна страданий; она - причина этих страданий; 3) можно прекратить страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий. Источник всех страданий - рождение, причина последнего - поступки, совершенные в прошлой жизни. "Приверженность к земным благам, страсти, связанные с ними, не только отягощают нынешнее существование человека, но и предопределяют его новые воплощения. Чтобы разорвать эту цепь страданий, бедствий и все новых и новых рождений, нужно уяснить иллюзорность тех ценностей, которыми обычно дорожит индивид. Не сознавая этой иллюзорности, находясь в неведении (авидья), он становится жертвой страданий.

Достижение "истинного знания" означает вместе с тем и прекращение страдания как такового" . Представление о прекращении страданий (концепции нирваны буддизма) легла в какой-то степени в основу многих древнейших мистических философских течений Бангладеш. "Нирвана понималась как состояние, при котором полностью преодоле-но страдание, полностью рассеян умственный дурман" . Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что принимает боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей. Нирвана, по существу, учение о восьми "добродетелях" которые достигаются теми, кто проходит такой путь. Добродетели состоят в правильном поведении, образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости.

Понимание предмета философии в различных течениях философской мысли современной Бангладе

Прежде чем приступить к раскрытию понимания предмета филосо . фии в различных течениях философской мысли современной Бангладеш, нам представляется целесообразным сделать небольшой обзор состояния философских исследований в Бангладеш. Как мы раньше отметили, система философского образования в Бангладеш сложилась еще в рамках Пакистанской государственности. В каадом из пяти университетов Бангладеш есть философский факультет. Кроме того, в ряде крупных колледжей работают философские отделения. Наиболее крупным центром философской мысли является философский факультет Даккского университета. В его составе существует кафедры логики, психологии, этики, философии религии, истории западно-европейской философии и философии Бангладеш. В рамках кафедры западно-европейской философии излагается и марксизм. На него отводится очень незначительное количество времени. Более того, не преподается история возникновения и развития марксизма. Марксизм рассматривается как одна из материалистических концепций общества.

На философских факультетах и отделениях работают более двухсот преподавателей. Из них активной преподавательской работой и вопросами развития философской мысли Бангладеш занимается крайне небольшая группа. Среди них можно назвать следующих: Сайдур Рахман .(председатель общества философов Бангладеш), Абдул Махин (профессор философии Даккского университета), Мизанур Рахман (кандидат философских наук Читтагонского университета), Мохаммед Азраф (ректор колледжа имени Гаффари), Шариф Харун (преподаватель по философии).

Интересно отметить, что система философского образования ориентирована, главным образом, на подготовку чиновников государственного аппарата. Учебные планы и программы были разработаны еще, в колониальный период, они оторваны от реальностей жизни и общества. Обучение на философских факультетах длится 4-5 лет.

С 1972 года работает Общество философов Бангладеш, где объе динены почти все преподаватели философии. Оно имеет периодический журнал "Философия" ("Даршан"), выходящий два раза в год (редкол легия состоит из семи человек). Дважды в год выходит периодический студенческий сборник философского факультета Даккского университета "Монон". Кроме того, для развития философских занятий существуют фонд Сайдур Рахмана и центр Дева»

За годы независимости Бангладеш вышло около 15 индивидуальных шшг по философии. Коллективных работ очень мало. Проблештика философских исследований видна из содержания следущих опубликованных книг: 1. Каджи Мохиболлаха. Жизнь и философия. 1979 (на бенг.яз.),, Шеет следущие разделы: ШЗЕЬ И философия; Жизнь и религия; Возникновение цивилизации; Концепция души в античной философии; Декарт; Спиноза; Лейбниц; Локк; Беркли; Км; Кант; Фихте; Шеллинг; Гегель. 2. Абдул Матин. Размышления о логике. 1975 (на бенг.яз.). В ней содержатся следущие статьи: Главный вопрос жизни; Ум и чувство; Моральная концепция Канта; Справедливость и несправедливость; Б.Рассел, логика и человеческое общество и др. 3. Актар Имам. Д.Км о природе души ( Self ), 1976 г. (на -англ.яз.). Разделы: Личная достоверность; Бестелесность и душа; Мысленные феномены; Эмоциональный опыт; Душа как сущность и др. 4. Мизанур Рахман. Философия Аль Газали. 1977 (на англ.яз.). Ее разделы: Роль скептицизма; 0 душе; Материя и форма; Проблемы логики; Бог; Ценность и действительность; Исходный элемент творения мира. 5. Деван Мохаммад Азраф. Р азные аспекты философии. 1977 (на бенг.яз.). Основные разделы: Религия и философия; Проблемы философии истории; Философия истории; Шпенглар; Икбал; Е уно; Спиноза; Назрул Ислам и его философия и др. 6. Аминул Ислам. Античная и средневековая западная философия. 1978 (на бенг.яз.). 7. Сайд Комридзунхосейн. Логика. 1979 (на бенг.яз.). 8. Аминул Ислам. Современная западная философия. 1980 (на бенг.яз.). Ее разделы: Философия и история философии; философия эпохи Ренесанса; Движение возрождения; Философия нового времени; Возникновение современной науки; Бэкон;Тоббс; Декарт; Последователи Декарта; Спиноза; Лейбниц; Локк; Беркли; Ш; Английская философия 18-го века; Французская философия; Руссо; немецкая философия; Кант; Фихте; Шеллинг; Гегель. 9. Мохаммад Азраф. Реконструкция философии жизни. 1980 (на бенг.яз.). Ее разделы: Ислам в свете человеческого познания;" Братство и иолам; Возникновение экономической концепции ислама; Значение ислама в современном мире; Социальные проблемы и их ре шения с помощью ислама и др. 10. Шариф Харун. Сартр и экзистенциализм. 1980 (на бенг.яз.)

Похожие диссертации на Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш