Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиция площадного кукольного представления в английском театре XIX века ("Панч и Джуди") Дреничева Светлана Юрьевна

Традиция площадного кукольного представления в английском театре XIX века (
<
Традиция площадного кукольного представления в английском театре XIX века ( Традиция площадного кукольного представления в английском театре XIX века ( Традиция площадного кукольного представления в английском театре XIX века ( Традиция площадного кукольного представления в английском театре XIX века ( Традиция площадного кукольного представления в английском театре XIX века (
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дреничева Светлана Юрьевна. Традиция площадного кукольного представления в английском театре XIX века ("Панч и Джуди") : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Дреничева Светлана Юрьевна; [Место защиты: Рос. акад. театр. искусства (ГИТИС)].- Москва, 2007.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/163

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что в нынешней театральной ситуации, когда грани между формами театрального искусства утратили прежнюю четкость, а драматический театр нередко обращается к древним, первоначальным видам зрелища, возрастает потребность в изучении традиционных форм театрального представления, каковым является площадная комедия с кукольным героем-плутом

Кроме того, в отечественном и зарубежном театроведении истории площадных форм английского кукольного театра не уделяется достаточного внимания Авторы большинства отечественных работ, посвященных данному виду зрелища, разбирают либо отдельные, зачастую, современные типы представлений, либо описывают системы кукол, их функционирование и устройство ' Изучение же народного кукольного театра лишь в последние годы начинает всерьез интересовать исследователей О возможности специального, серьезного подхода к рассмотрению кукольной комедии одной из первых заговорила А Ф Некрылова в работе «Традиционная архитектоника народной кукольной уличной комедии»2 В последнее время вопросы культурологического значения куклы обсуждаются на ежегодных лабораториях СТД РФ режиссеров и художников кукольных театров Однако, отдельных публикаций, выходящих в сборниках лаборатории, явно недостаточно, особенно, при учете неблагополучного состояния кукольного театра в нашей стране на сегодняшний день3

Цель диссертации состоит в раскрытии на примере английского кукольного представления «Панч и Джуди» основных механизмов неизменного существования и многолетней популярности кукольной уличной комедии, в

1 Шафранюк В А Понятие о куклах — актерах и традиционные заблуждения М , 2001

2 Некрылова А Ф Традиционная архитектоника народной кукольной уличной комедии // Международный
симпозиум историков и теоретиков театра кукол М , 1983

3 Особый иніерес в связи с заявленной темой представляют материалы следующих сборников лаборатории
«Миф и мистификация» М , 2000, «Балаган Часть I» М , 2002, «Балаган Часть II» М , 2003

з связи с чем в работе приводятся сравнения с родственными европейскими и, частично, восточными образцами кукольного театра Сопоставление материала не является основной задачей работы, однако, учитывая специфику возникновения кукольного театра и этапы формирования собственно комедии с героем-плутом, данные отсылки представляются неизбежными Кроме того, в исследовании предлагается материал по истории кукольного театра Панча с момента его зарождения до наших дней, говорится о функциональном генезисе куклы, трансформациях кукольного пространства и развитии образов

Осуществление намеченной цели предполагает решение следующих задач

  1. Исследование становления английского кукольного театра Панча,

  2. Обоснование вопроса о ритуальной природе куклы и особенностях пространства, в котором она существует,

  3. Исследование специфических черт Панча как главного героя кукольной комедии,

  4. Анализ представления «Панч и Джуди» в свете намеченной проблематики,

  5. Исследование культурного контекста английской кукольной комедии

Методология и научная база исследования определена тем, что диссертация имеет как историческую, так и теоретическую направленность Изучение фигуры Панча как культурного феномена потребовало погружения в контекст художественной, книжной и журнальной культуры Англии XIX столетия О важности подобного подхода к исследованию говорит тот факт, что один из ведущих сатирических журналов, возникших в XIX в, носит название «Панч», а образ кукольного героя довольно широко применялся в карикатуристике На протяжении нескольких веков выдающиеся английские писатели, такие как Б Джонсон, Г Филдинг, Д Свифт, Ч Диккенс, У Теккерей, П. Акройд и пр использовали в своих произведениях как образ Панча, так и ситуации уличной кукольной комедии в целом Гротеск, эксцентрика, шутовство, пронизывающие представление Панча, отражают специфику английского юмора, а соседство в спектакле пространства куклы с

4 пространством человека - тягу англичан к соединению несоединимого, игре масштабов

Научная новизна. Предложенный в диссертации метод исследования заключается во всеобъемлющем рассмотрении заявленного типа кукольного театра, попытке обозначить не только его основные принципы и отличительные признаки, но и механизмы, посредствам которых данный тип представления остается чрезвычайно популярным, успешным и современным на протяжении нескольких столетий Решение этой задачи потребовало привлечения разностороннего материала по истории, теории, практике кукольного театра, а также культурологии, этнографии, психологии

Апробация работы. Отдельные разделы и главы диссертации были представлены на ежегодных лабораториях художников и режиссеров кукольного театра в 2003 г, обсуждались на конференции аспирантов и соискателей РАТИ в 2006 г

Практическая значимость диссертации. Диссертация может быть полезна исследователям кукольного театра, интересующимся как непосредственно историей и бытованием английского кукольного театра Панча, так и устойчивыми формами кукольного театра Европы в целом. Кроме того, исследование может иметь практическую пользу для режиссеров, актеров и художников кукольного театра, занимающихся поисками материала для реконструкции традиционных форм кукольного представления Особое значение диссертация приобретает при учете возросшего в последнее время интереса к народным формам искусства играющих кукол

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографический список литературы Текст диссертации содержит 147 страниц

Похожие диссертации на Традиция площадного кукольного представления в английском театре XIX века ("Панч и Джуди")