Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Актуальность и ценность диссертационной работы определяются необходимостью целостного искусствоведческого рассмотрения феномена синтеза искусств как эстетической основы мюзиклов для взрослых и детей. Также нуждается в рассмотрении музыкальная, жанровая и эстетическая специфика детских и взрослых музыкально-драматических спектаклей - от «игроспектаклей» (термин НИ Сац), адресованных юным зрителям, до мюзиклов ХХ-ХХІ столетия. Мюзикл остается на сегодня одним JO самых неизученных музыкально-драматических жанров, до сих пор не выявлена жанровая и эстетическая специфика этого интереснейшего сценического феномена, не сформулированы его основные жанровые характеристики. Неясной, размытой остается даже дефитщия мюзикла: к этому жанру относят оперетты, музыкальные комедии, рок-оперы, зоиг-оперы и поп-оперы. Ни один музыкально-драматический жанр второй половины XX столетия, нельзя назвать таким многоликим и провокационным.
Отдельного рассмотрения заслуживает эстетический феномен «русского мюзикла». Как последовательно доказывается в диссертационном исследовании, русский мюзикл стал явлением, включившим в себя такие музыкально-драматические жанровые разновидности, как рок-опера, зонг-опера, музыкальная комедия. История и жанрово-эстетические особенности «русских мюзиклов», их музыкальная составляющая, рассмотрены на примере рок-опер А. Рыбникова «Юнона» и «Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», а также на примере зонг-оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика». Русский мюзикл, в отличие от бродвейских и уэст-зндских аналогов этого жанра, характеризуется синтетичностью, равнозначностью музыкальных и поэтических выразительных средств. В этом контексте становится актуальным воссоздание основных этапов сценической истории русских мюзиклов сквозь призму развития драматического и музыкально-драматического театра XX столетия.
Недостаточно изучена на сегодня специфика русского детского музыкального театра, требует отдельного рассмотрения феномен «игроспектакля», который изучается в данном диссертационном исследовании на примере экспериментальных постановок Детского музыкального театра Натальи Сац. Проблемы, рассмотренные в работе, соотносятся с практикой музыкально-драматического театра и имеют не только искусствоведческую, но и педагогическую направленность.
В диссертационном исследовании подчеркивается, что идея «синтеза искусств»3, характерная для русской театральной практики начала XX века, способствовала рождению спектаклей, в которых музыкальное, драматургическое, пластическое и поэтическое начала обладали равной художественной выразительностью, В синтетических музыкальных спектаклях, поставленных на сцене драматических и музыкально- драматических театров, музыка была «живописной», «изобразительной», максимально раскрывала образный мир спектакля, а поэтическое начало являлось не менее значимым, чем музыкальное. На русской сцене первой половины XX века ставились экспериментальные оперные спектакли, а во второй половине XX века режиссеры драматических и музыкально-драматических театров обратились к жанру мюзикла.
В диссертации анализируется специфика детских музыкально-драматических постановок, подчеркивается, что они характеризуются зрелищностью, яркостью, живописностью, построены на принципе «игры всерьез», создающей особое знаковое пространство, где все происходящее на сцене воспринимается с максимальной зрительской искренностью. В работе рассматривается принцип «игры всерьез», лежащий в основе детских музыкальных постановок, анализируется понятие «игроспектакля», характерное для эстетики Детского музыкального театра Натальи Сац.
Как подчеркивает автор диссертационного исследования, в детских музыкально-драматических постановках музыка имеет воспитательное, образовательное и оздоровительное значение, формирует индивидуальность ребенка. Принцип максимальной «изобразительности» музыки способствует развитию у детей образного мышления. В работе рассматривается оздоровительное и психотерапевтическое значение музыки в детских музыкально-драматических спектаклях.
Целью данной диссертации является анализ феномена синтеза искусств как эстетической основы мюзиклов для взрослых и детей, а также анализ музыкально-драматического спектакля, его жанровых и эстетических характеристик, изучение роли музыки в музыкально-драматических постановках. В соответствии с названной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть феномен синтеза искусств в контексте мюзиклов для детей и взрослых;
- проанализировать специфику детских музыкально-драматических спектаклей, их основные жанровые и эстетические характеристики на примере постановок Детского музыкального театра Натальи Сац;
- рассмотреть воспитательную, образовательную роль музыки в детских музыкально-драматических спектаклях;
- изучить жанровую и эстетическую специфику музыкально драматических спектаклей для взрослых;
рассмотреть основные этапы сценической истории мюзиклов «Юнона» и «Авось» и «Звезда и Смерть Хоакииа Мурьеты» в контексте феномена «русского мюзикла»;
воссоздать основные этапы сценической истории мюзикла А. Журбина «Орфей и Эвридика», рассмотреть его музыкально-эстетическую ценность.
Объектом исследования выступают музыкальные и музыкально-драматические спектакли. Предметом исследования является феномен синтеза искусств как эстетическая основа мюзикла для детей и взрослых. Рассматриваются также жанровая и эстетическая специфика детских и взрослых музыкально-драматических спектаклей, причины постановки музыкальных спектаклей на сцене драматических театров.
Методологическая база и теоретическая основа исследования. Диссертационная работа базируется на классических трудах выдающихся реформаторов театра: К.С. Станиславского, В .Э. Мейерхольда, Н.Н. Евреинова, Г. Крэга, Н.И. Сац. Базой для исследования теоретической и практической сторопы проблемы послужили статьи В. Максимова, И. Вакар, А. Михайлова, И. Емельяновой, А. Ходака, О. Макаровой, М. Назаровой, А, Филимонова, Ю. Престенской, Ю. Тарасова, а также высказывания современных мастеров сцены, композиторов и поэтов, интервью с М. Захаровым, А. Рыбниковым, А. Журбиным, А. Вознесенским, К. Гиикасом, Г. Яновской, А. Праудиным и другими.
Теоретической основой диссертадии послужили работы по истории русского, американского и западно-европейского музыкально-драматического театра, данные детской психологии, материалы по истории музыкально-драматического и поэтического театра.
Научная новизна исследования. Основные научные результаты, полученные автором, состоят в следующем:
1. в диссертационном исследовании последовательно рассмотрена жанровая и эстетическая специфика мюзикла, осуществлен анализ феномена синтеза искусств как эстетической основы мюзикла для взрослых и детей;
2. русские мюзиклы проанализированы в театроведческом и историко-культурологическом контексте. Автор работы последовательно доказал, что для русского мюзикла характерна равнозначная роль музыки, поэзии, драматургии и пластики как выразительных средств;
3. русские и французские мюзиклы были проанализированы как музыкально-драматический феномен, во многом отличный от бродвейских и уэст-эндских аналогов жанра;
4. доказано, что именно для русских и французских мюзиклов характерно равновесие музыкальной, поэтической драматургической и пластической составляющих спектакля.
5. подробно рассмотрена сценическая история рок-оперы
«Юнона» и «Авось» на сцене Ленкома; 6. проанализировала музыкальная основа взрослых и детских музыкально-драматических постановок, рассмотрено эстетическое» образовательное, воспитательное и оздоровительное значение музыки в музыкально драматически спектаклях.
7. рассмотрены наиболее известные современные российские детские мюзиклы, их жанровая и эстетическая специфика.
Практическая ценность работы определяется тем, что ее положения и выводы могут применяться на практике, в ходе воспитания студентов всех специальностей. Собранный фактический материал, теоретические положения и выводы, методические рекомендации могут стать основой научных и методических пособий рассчитанных на самый эстетической специфики детских и взрослых музыкально-драматических спектаклей, выявление предпосылок и причин постановки музыкальных спектаклей на сцене драматических театров.
Диссертант подчеркивает необходимость искусствоведческого осмысления специфики «русского мюзикла», его отличия от бродвейских и уэст-эидских аналогов жанра. Рассматривается эстетическая близость русских и французских мюзиклов, характерное для этих аналогов жанра обращение к шедеврам классической литературы, равнозначность музыкальных, драматургических, поэтических и пластических выразительных средств. Наконец, во Введении демонстрируется специфика используемого в диссертации материала, формулируется методологическая и теоретическая база исследования.
Во первой главе диссертационного исследования рассматривается жанровая и эстетическая специфика музыкально-драматических спектаклей для взрослых. Основное внимание при этом уделяется мюзиклам- В диссертационном исследовании подчеркивается, что мюзикл - один из самых неизученных музыкально-драматических жанров второй половины XX столетия. К этому жанру относят музыкальные комедии, рок-оперы , зоиг-оперы3, поп-оперы4 и даже Логика и структура диссертационной работы определяются целью и задачами исследования. Во Введении автор обосновывает актуальность и научную новизну выбранной темы, определяет цели и основные задачи исследования.