Введение к работе
Актуальность предпринимаемого исследования обусловлена .к юбходимостью дальнейшего изучения механизмов текстообразова-ния, среди которых особая роль принадлежит повтору заглавных слов, Несомненно, художественный текст в силу своих функционально-стилистических особенностей представхяет для изучения их рекурренции наибольший интерес. С другой стороны, в условиях различных речевых разновидностей функции повтора заглавных слов предположительно будут варьироваться.
Сказанное рше определяет основную цель исследования -выявление особенностей повтира заглавных слов в текстах различной коммуникативной направленности и связанные с этил различия в их функционировании.
Поставленная цель предполагает решение ряда частных за-
Д83! ' . ' '
Г. Выделение и описание йшов повтора заглавных слов.
2. .Интерпретация языкового значения заглавных слов в рам-
ках ограниченного контекста и в перспективе целого текста.
-
Установление корреляции меяду типом повторения заглавной лексемы и изменением ее семантической структуры в процессе функционирования в тексте.
-
Определение функций рекуррентных заглавных слов,
-
Сопоставление результатов, полученных при анализе текстов различных речевых регистров.
Общеметодологической базой данного исследования являются категории и принципы марксистйко-ленинской диалектики: единство общего, отдельного и единичного, взаимосвязь и взаимообусловленность формы и содержания, системы и структуры.
Поставленные задачи предопределили необходимость использования совокупности следующих методов и приемов анализа: описательно-аналитический или контекстологический метод, предполагавший непосредственное наблюдение языковых единиц в тексте; семный анализ, заключающийся в расчленении лексического значения на элементарные-компоненты, метод линейных и сквозных сопоставлений, целью которого являлось установленеє связи и степени эквивалентности между отдельными лексическими единицами (ЛСВ) и их последующим объединением в рамках одного ряда повторений; количественная обработка и качественная интерпретация полученных данных.
Задачи исследования определили характер материала. Рассмотрению подверглись тексты трех функциональных стилей соотносительного объема - 40С рассказов, около 100 научных лингвистических и 150 газетно-публицистических статей ("Eorning star" за 1986-1987 гг.). Ifcero ксследуемый материал составил 2.135. 765 словоупотреблений. Наиры рассказа и статьи были выбраны потому, что сравнительно небольшой объем делает их обозримыми и наиболее удобными для целей настоящего исследование. Выбор научного и газегно-публицистического стиля, сопоставляемых о художесгвенным, должен был подтвердить или опровергнута полярность способов выражения многих категорий научной речи, о одной стороны, и художественной, с другой, при промежуточном положении газетной публицистики.
В связи с разным объемом отдельных источников и разным формата: их страниц, в работе используются относительные чо-
казатели количества повторяющихся заглавных лексем, выраженных в процентном соотношении их числа к обпрму количеству словоупотреблений в тексте.
Новизна исследования заключается в том, что, опираясь на уже достигнутые результаты в области изучения заглавия, а также способов и :1ующий повтора, в данной работе внимание концентрируется на механизмах развития семантики заглавных слов как результата их рекурренши.
Впервые подобному анализу подвергаются научный и газет-но-публицистический стили. Новой также является предпринятая попытка разграничить и определять статус понятии "ключевое -слово ", "тематическая доминанта", "стержневая лексема".
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что описание повтора заглавных слов и анализ его функционирования в текстах различной коммуникативной направленности служит дальнейшему развитию лингвистики текста, а также имеет определенное значение для функциокально-сопостави- тельных исследований целых текстов.
Выводы и результаты настоящей работы могут быть практически использованы на занятиях по аналитическому чтению, интерпретации художественного текста, а также в работе с научными, текстами и газетными материалами как в языковых, так и в неязыковых вузах,'Некоторые выводы работы могут представить интерес для практика перевода художественных и нехудожественных текстов.
На защиту выносятся следующие основные положения;
между текстом и его заглавием существует формально-со-' держательная связь» осуществляемая 'посредство* различных типов повторов заглавных слов. Онтология повтора определяет общность его типов и функций в условиях различного функцией нирования. Иерархия последних в каждом речевом регистре обусловливается своеобразием его коммуникативной направленности;
различные типы повтора заглавных слов в художествен—' ных текстах приводят к гиперсемантизаиии рекуррентных единиц, В результате у соответствующих заглавий доминирует концепто-образующая функция;
"В научных текстах повтор заглавных слов способствует логизаций изложения и приводит к сокращению семантической
структуры заглавного слова до одного JICB;
- в газетно-цублицистических текстах, в овязи с их эксплицитное тыо и спецификой прагматической установки, гиперсе-мантизация повторяющихся заглавных слов осуществляется очень редко и обладает собственным своеобразием. Рекуррентные заглавные единицы здесь в первую очередь обеспечивают тематическое развитие текста;
о в связи с различиями в семантической структуре повторяющихся заглавных слов предлаїаетея закрепить за шили терши "ключевое слово" Для художественных текстов, "тематическое ядро" - для научг'чх, "стеркнезое слово" - для газетно-публи-цистических.
Апробация работы юла да место а докладах на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Одесского . государстве иного университета им. И .Мечникова в 1Э85-1988 гг. Основные положения диссертации обсуждались на всесоюзных совещаниях "Исследование целого текста" /Одесса, IS86/ и "Семантика целого текста'- /Одесса, 1987/, на ка-Ъедре английского языка Одесского высшего инженерного морского училища в 1989 г. Пэ результатам исследования-имеется пять публикаций.
Цели и задачи работы определили ее структуру. Диссертация состоит из Введения, двух частей и Заключения. Ээ Введении обосновывается тема, ее актуальность, новизна, описываются материал и методика исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится краткий обзор літератури по обсуддаемому вопросу.
Первая часть диссертации посвящена изучении повтора заглавных слов в ..удожественных текстах, в частности выявлению основных типов повтора, их функций, изучению механизма изменения семантической структуры повторяющихся заглавных слов.
Во второй части подобному анализу подвергаются нехудожественные тексты.
В Заключении приводятся основные вывода и результаты исследования.