Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением Островская Ольга Валерьевна

Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением
<
Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Островская Ольга Валерьевна. Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением : 10.02.04 Островская, Ольга Валерьевна Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением (На материале немецкого языка) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 Белгород, 2006 181 с. РГБ ОД, 61:06-10/769

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Форма - источник содержания

1.1. Форма как базовый уровень выражения синестетического значения приставочных глаголов движения

1.1.1. Типы знаков 15

1.1.2. Буквенное изображение как источник содержания 21

1.1.3. Звуковая форма как источник содержания 27

1.1.4. Движение-форма как семантическое значение глаголов 34

1.2. Глаголы движения со звуковым сопровождением 38

1.3. Форма выражения синестезии 42

Выводы по первой главе 52

Глава II. Анализ структуры и функций приставочных глаголов движения с синестетическим значением

2.1. Цель и методика лингвистического эксперимента 55

2.2. Результаты эксперимента 61

2.2.1. Классификация приставочных глаголов движения на основе характера синестетических эффектов

2.3. Эмпирическая интерпретация фонетического символизма 70

2.4. «Ощущение движения» как важный составляющий компонент приставочных глаголов движения с синестетическим значением

2.5. Синестетическая связь приставок и корневых частей глаголов 78

2.6. Тендерный и профессиональный аспекты восприятия глаголов

83 движения с синестетическим значением

2.7. Концептуально-семантические поля глаголов движения 85

Выводы по второй главе

Глава III. Типология синестетических значений приставочных глаголов движений 92

3.1. Способы формирования синестетических значений. Типы знаковых структур

3.2. Роль значения приставки в создании синестетического образа 99

3.3. Способы взаимодействия приставок и корневых частей глаголов 103

3.4. Типы формирования синестетического значения в тексте 109

111

3.4.1. Формирование синестетического значения глаголов на основе собственно физического движения

3.4.2. Функционирование приставочных глаголов движения с синестетическим значением в сфере чувственного восприятия.

3.4.3. Функционирование приставочных глаголов движения с синестетическим значением в сфере мыслительных процессов. 123

3.4.4. Приставочные глаголы движения с синестетическим значением в сфере функционирования языка

Выводы по третьей главе 127

Заключение 130

Список литературы 134

Список используемых словарей 154

Список цитируемых источников фактического материала 155

Приложение 162

Введение к работе

Исследование приставочных глаголов движения с синестетическим значением построено на комплексном анализе формирования знаковой и словообразовательной структуры глаголов движения, а также изучении их синестетических значений. Приставочный глагол выражает определённое действие и в рамках «смешанного, комплексного» знака закрепляет свое значение, актуализируемое в контексте. Знаковое значение приставочных глаголов движения формируется на основе синтеза чувственных и ментальных компонентов.

В диссертации уделяется внимание исследованию «ощущения движения» и средств его формирования (на примере глаголов движения): семантических, звукоподражательных и звукосимволических элементов.

Актуальность исследования обусловливается необходимостью изучения особенностей формирования знаковой структуры глагола с неоднородной семантикой. Неоднородность семантики объясняется различным типом семиозиса у словообразовательных компонентов производных глаголов. Несмотря на значительное количество научных публикаций по смежным вопросам, объект и предмет диссертации недостаточно исследованы.

Проблема возникновения синестетических значений у приставочных глаголов движения и их реализация в тексте также недостаточно разработана в современной лингвистике. Формирование синестетического значения обусловлено, прежде всего, синтезом образов и ощущений в значении глагола, а также различными способами образования знаковых структур и их комбинаций (индексов, икон, символов, смешанных типов знака).

Совпадение зрительного, кинестетического и аудиального ощущений, ментальных проекций (в процессе синестезии) может значительно усиливать «изобразительность» формы.

Своеобразным смысловым центром приставочного глагола движения является звуковая форма. Идея формы как основы создания языковых единиц, синтезирующих ментальные и эмоционально-чувственные компоненты, восходит к трудам Платона, Аристотеля, находит также отражение в трудах В. фон Гумбольдта, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, в исследованиях современных лингвистов В.Д. Девкина, Л.Г. Зубковой и др.

Приставка как конвенциональная часть глагола является его важным смыслообразующим компонентом. За приставкой закреплено определенное словообразовательное значение, которое может изменять корневую часть глагола, актуализировать семы, которые уже содержатся в ней. Приставки могут усиливать или ослаблять, подчеркивать или нивелировать различные значения глаголов. Приставки придают глаголам необходимые семантические оттенки, пространственную ориентацию.

Объектом исследования являются приставочные глаголы движения с синестетическим значением. Предметом исследования являются структура, функции и способы образования приставочных глаголов движения с синестетическим значением.

Основная цель исследования заключается в определении семиотических, словообразовательных, семантических, прагматических, стилистических особенностей производных глаголов движения с синестетическим значением. Цель исследования обусловливает постановку и решение следующих задач:

1. Определить типологию знаковых структур приставочных глаголов движения.

2. Установить типы символических элементов, участвующих в формировании значения производных слов.

3. Установить способы взаимодействия приставок и корневых частей глаголов как структурных элементов в инициировании синестетических эффектов.

4. Установить корреляции между семантическим и звукосимволическим значениями приставочных глаголов движения.

5. Выделить и обосновать условия формирования синестетических значений приставочных глаголов движения.

6. Соотнести чувственные (сенсорные) значения с формальными способами их образования (визуальными, аудиальными).

Основная гипотеза состоит из двух связанных между собой предположений: а) глаголы движения с синестетическим значением фиксируют на уровне своей структуры сложный чувственно-ментальный образ, который имеет различные проявления визуальных, звуковых и/или кинестетических признаков; б) степень синестезии можно измерить корреляцией между порождающими ее признаками.

Теоретической базой исследования послужили положения следующих направлений лингвистики:

• теории словообразования (М.Д.Степанова, В.Фляйшер, В.М.Павлов, Р.З.Мурясов, Е.С.Кубрякова, Л.Барц, А.И.Руфьева, З.А.Харитончик, В.А.Плунгян, К.П.Движкова, Н.Г.Ищенко);

• теории формы (И.Кант, А.Ф.Лосев, М.К.Мамардашвили, В.Д.Девкин, Л.Г.Зубкова, Б.А.Плотников);

• теории семиотики (Ф.Соссюр, Ч.Пирс, У.Эко, Э.Сепир, Р.О.Якобсон, А.Е.Кибрик, А.Хетцен, С.В.Воронин, Н.А.Красавский, Н.Б.Мечковская);

• психолингвистические аспекты исследования (А.А.Леонтьев, В.П.Белянин);

• теории синестезии (Н.А.Красавский, М.А.Мерзлякова, Э.Г.Меграбова, Т.М.Рогозина, В.Н.Топоров, Т.Б.Аганакова, Г.А.Богданова, М.Я.Сабанадзе).

Эмпирическая база исследования основана на результатах опроса информантов - носителей немецкого языка, у которых ассоциации образов по исследуемым глаголам формировались с опорой на чувство языка. Это обеспечило адекватность выделения синестетических значений. Информантами в исследовании выступили представители основных социальных групп города Кассель (Kassel) (земля Гессен, Германия). Опрос, состоявшийся в январе 2005 года, включал студентов, преподавателей вуза, научных работников, представителей технических профессий.

Кроме того, материалом для исследования послужили 2000 примеров, полученных методом сплошной выборки из произведений художественной литературы и словарей Ф.Дорнзайфа, Р.Клаппенбах и В.Штайница, О.И.Москальской, М.Д.Степановой, Обратного словаря (Rucklaufiges Worterbuch под ред. Е.Матера).

Анализ материала проводился на основе комплексного подхода с использованием лингвистических методов, включающих метод компонентного анализа, экспериментальный метод, описательный метод, интуитивно-логический метод, метод наблюдения и классификации. Основными рабочими методами были математико-статистические методы корреляционного, факторного и кластерного анализа.

Научная новизна работы обусловлена, прежде всего, выбором объекта исследования, комплексным подходом к анализу семантико-синестетических значений приставочных глаголов движения. В диссертации обосновано взаимодействие фонетической и семантической форм приставочных глаголов движения немецкого языка, проанализированы их структура и функции, рассмотрены способы формирования знаковых, словообразовательных, семантических и синестетических значений. Выделена и описана специфика взаимодействия значений приставок и корневых частей глаголов с использованием комплекса традиционных и экспериментальных методов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Форма может быть основополагающим источником содержания и образовываться на основе звуковых, графических, кинестетических и других признаков. Синестетическая форма может выражать эмоциональную ситуацию, саму эмоцию, синтез эмоций и ощущений.

2. Исследование влияния фонемотипов на значение глаголов подтверждает гипотезу о детерминированности (причинно-следственной обусловленности) связи между семантическими и звукосимволическими значениями приставочных глаголов движения.

3. Сочетание приставки и корневой части глагола на лексическом уровне может создавать особое синестетическое значение. За приставкой закреплено определенное словообразовательное значение, которое может изменять значение корневой части глагола, актуализировать семы, которые уже содержатся в корневой части глагола. Приставка может иметь звукосимволическое значение, которое участвует в формировании комплексного синестетического значения исследуемых глаголов. Приставочные глаголы движения с синестетическим значением фиксируют в своей словообразовательной структуре сложный образ, состоящий из обобщённого ментального значения приставки и синестетического значения корневой части глагола, представленного аудиальным, визуальным и/или кинестетическим образом-ощущением.

4. Глаголы с синестетическим значением передают конкретный вид движения, благодаря своей звуковой форме создают метафорические значения, моделируют ощущения. Потенциал звукоизобразительности в этом случае играет важную роль. 5. Индуцирование, актуализация, экстраполяция являются важными ментальными действиями инициирования синестезии. Теоретическая значимость диссертации заключается а) в определении условий и факторов возникновения синестетических эффектов приставочных глаголов движения; б) в обосновании взаимодействия фонетической и семантической форм приставочных глаголов движения немецкого языка; в) в анализе их структур и функций; г) в построении типологии способов формирования у глаголов синестетических значений.

Практическая ценность диссертации. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при составлении учебно-методических пособий по грамматике, лингвистике, стилистике немецкого языка. Собранный эмпирический материал и результаты эксперимента могут быть использованы при проведении сопоставительных исследований при подготовке лекционных курсов по экспериментальной лингвистике и теории знаков.

Апробация работы. Результаты исследования были обсуждены на международных и межвузовских конференциях в г. Белгороде (2003, 2004, 2005 гг.); на заседаниях кафедры немецкого языка Белгородского государственного университета; на всероссийской научно-методической конференции «Языковые и культурные контакты различных народов» (г.Пенза, ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2004 г.); на международной конференции «Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра» (г. Армавир, АЛУ, 2005 г.), а также нашли отражение в пяти публикациях.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, списка используемых словарей, списка цитируемых источников фактического материала, приложения.

Во Введении обосновывается выбор темы, актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, определяется теоретическая и эмпирическая база, характеризуются методы исследования, обосновывается научная новизна, излагаются основные положения, выносимые на защиту, определяется теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава "Форма - источник содержания" посвящена теоретико-методологическому анализу формы и ее функциональных, структурных, семантических измерений в контексте темы диссертации.

Во второй главе "Анализ структуры и функций приставочных глаголов движения с синестетическим значением" на основе эмпирического материала рассматриваются эффекты синестезии, специфика формирования образа движения, раскрывается его звукоизобразительный потенциал, дается интерпретация фонетического символизма, определяется синестетическая связь приставок, и основ глаголов, раскрываются поло-возрастные и профессиональные различия в восприятии глаголов, конструируются концептуально-семантические поля глаголов движения.

В третьей главе "Типология синестетических значений приставочных глаголов движения" на основе обобщенной языковой модели исследуются способы формирования синестетических значений, анализируются типы знаковых структур приставочных глаголов движения, рассматриваются условия формирования синестетического значения, уровни функционирования исследуемых глаголов, в частности, физический уровень как источник сферы образования синестетических глаголов, определяется специфика переноса значения глагола в сферу чувственного восприятия, специфика переноса значения глагола в сферу мыслительных процессов, переноса в сферу языка. Метафоризация значения глагола выступает важным инструментом инициирования синестетических эффектов создания художественных образов. Описываются способы взаимодействия приставок и основ глаголов, при этом особое внимание уделяется роли контекста, в создании синестетического образа (звукосимволическое значение и семантическое значение), В Заключении обобщаются результаты исследования и определяются направления дальнейшего изучения данной проблемы.

В Приложении вынесены материалы, полученные в ходе лингвистического эксперимента: сравнительные таблицы, диаграммы, графики.

Форма как базовый уровень выражения синестетического значения приставочных глаголов движения

Проблема восприятия и осмысления языковых форм находится в центре внимания современной лингвистики. Исследование языковых форм и процесса их отображения в сознании человека является одной из важнейших проблем лингвистики. В данной диссертации мы рассматриваем проблему восприятия, ощущения, осознания графической и звуковой форм на примере приставочных глаголов с синестетическим значением.

Форма структурирует, делает смысл более чётким и понятным. Являясь звуковым или графическим образом, который возникает у реципиента, форма облегчает восприятие явлений объективной действительности. Форма может сочетать слуховые, моторные, вкусовые, тактильные и зрительные ощущения.

Известно, что «философы античности считали началом всех начал -материальное, но уже пифагорейцы делили числа на плоские, квадратные, прямоугольные, скульптурные, трёхмернотелесные и из форм тел самым прекрасным они считали шар, из форм плоскостей - круг» (НФЭ, 2000: 15). Эйдос и идея у Платона сохраняют связь со зрительным восприятием человека, так что и у него эйдос и идея - это «то, что видно», только не глазами, а умом. Эйдос (форма у Аристотеля) - является ответом на вопрос, что представляет собой вещь и чем она отличается от других вещей (Зубкова, 2003: 16, 28). Форма у Платона, Аристотеля есть универсальная категория человеческого разума, движущее начало, которое активно, реализует то, что материя имеет потенциально. Форма, по мнению Платона, не только не отделялась от материи, но и непосредственно связывалась с восприятием (Зубкова, 2003: 18). Фома Аквинский полагал, что чувственное познание внешнего мира основывается на совместной работе пяти чувств человека. Чувственное познание, по его мнению, являлось основным источником интеллектуального познания (НФС, 200 Г. 259).

Вильгельм фон Гумбольдт представил форму как деятельность, а язык как совокупность форм. Выделяя два вида формы - внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (звуковую), - Вильгельм фон Гумбольдт соединяет ментальное с чувственным (Зубкова, 2003: 55, 57, 62).

Форма в языкознании - это «внешняя, наблюдаемая, связанная со слуховым (или зрительным) восприятием сторона языка» (ЛЭС, 2001: 557). На протяжении столетий в философии, а затем и в лингвистике, понятие формы непосредственно связывается с восприятием и мышлением воспринимающего. Первоначально мысль может возникать в форме эмоционального образа, формирующегося до её речевой выраженности.

А.А.Потебня подчёркивал удобство восприятия окружающей действительности через призму формы, принимая за форму языкового мышления чувственный образ (Потебня, 1989: 171). В.Майерталер утверждает, что человеческое восприятие обязательно зиждется на определённой структуре, например, языковой. При помощи этой структуры воспринимать объект действительности гораздо легче. Языковые формы могут образовывать удобные для восприятия гештальты, которые, в свою очередь, являются семантическими формами — sym-Formen (Mayerthaler, 1981: 39). Значение, по М.К.Мамардашвили, - это форма, в которой оно «фиксирует и переживает свой социальный опыт сознания, не проникая в его реальные пути и генезис» (Мамардашвили, 1968: 21).

Форма как носитель информации обусловливается восприятием, чувствами, а также ассоциациями различного типа. Ассоциация — связь, возникающая между двумя или более ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями, формами. Ассоциация в форме-содержании может возникать на основе сходства означаемых, на основе общности акустических образов и отдельных элементов слова (корня, суффикса, префикса). В действительности имеет место не частная (акустическая, графическая, или кинетическая) ассоциация, а так называемый «спектр ассоциаций» (термин У.Эко) как комплекс составляющих различной природы. На основе ассоциаций возможно создание интегрального образа предмета, его формы-содержания (Ф. Соссюр, У.Эко, Т.А.Амирова, Б.А.Плотников и другие). Например, «звуковые ряды» (Амирова, 1975: 425).

Графическая и звуковая формы могут, по мнению Б.А.Плотникова, дать представление не только о предмете, но и о способе мышления, определив чёткие ассоциации в сознании человека между компонентами содержания и предметом (Плотников, 1989: 40).

Форма присутствует в любой сфере проявления человеческой мысли. Например, в произведениях И.С. Баха отражен образ (символ) креста, имеющий особую значимость и «реальную» форму. Если особым образом соединить ноты между собой линиями, то получится рисунок креста. Траектории движения пальцев на клавиатуре тоже представляют собой крест. Четыре разнонаправленных звука также создают слуховой образ креста. При этом трудно сказать, что появилось первым - форма или содержание (мелодия).

Глаголы движения со звуковым сопровождением

Э. Сепир утверждает, что мы можем не только слышать звуки артикуляций, но и видеть их, при этом «открывается возможность иного типа речевой символики, при которой звучание замещается зрительным образом, соответствующим звучанию артикуляции» (Сепир, 1993: 39). Наложение зрительного и аудиального ощущений (в процессе синестезии) усиливает «изобразительность» формы звука-символа.

По мнению Т.А.Немировича-Данченко, характеристика самого «движения» глаголов движения (в определенном контексте) может отойти на второй план, то есть при этом будет актуализироваться звук, сопутствующий этому движению (Немирович-Данченко, 1976: 10). Звук как внешняя форма может передавать движение посредством звукосимволических образов.

Как мы уже говорили выше, важными признаками формы могут быть визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, вкусовые ощущения и ментальные представления, которые вербализуются в языке. Языковым средством совмещения указанных признаков являются приставочные глаголы движения с синестетическим значением. Н.Т. Валеева составила следующую классификацию глаголов движения со звуковым сопровождением: 1) глаголы движения в традиционном понимании; 2) глаголы перемещения, не объединяющиеся по признаку однонаправленности/неоднонаправленности; 3) глаголы динамического состояния, то есть неперёмещающегося целенаправленно, но и не находящегося в состоянии покоя (например, springen); 4) глаголы пространственного расположения (смена расположения в пространстве) (Валеева, 2002: 18).

Глаголы движения со звуковым сопровождением репрезентируются через графическое отражение звуковой формы. «Графическая форма звуковой речи испытывается нами как непосредственное воплощение, непосредственная чувственная объективация мышления» (Резников, 1958: 107). Н.Г.Ризен подчёркивает наличие «зрительного восприятия действия глагола» и рассматривает протекание действия в физическом, психологическом и эмоциональном пространствах (Ризен: 1992: 2, 10).

Глаголы движения со звуковым сопровождением часто являлись объектом исследования зарубежных и отечественных лингвистов. Ф.Дорнзайф выделил 34 группы глаголов движения. Н.А. Дементьева отметила высокую частоту употребления глаголов движения с разными продуцентами звука, например, звук транспорта, звук бытовых приборов, явлений живой и неживой природы, звуки, производимые человеком, и военная лексика (Дементьева: 1982: 11, 13, 16).

М.А. Кронгауз разделяет словообразовательную модель глагола движения с сопровождающим его звучанием на две части: модель, которая мотивирована глаголом движения (включая и глаголы перемещения) и модель, которая мотивирована глаголом звучания. Кроме того, ученый отмечает, что словообразовательная модель должна иметь условную точку, мимо которой осуществляется движение (Кронгауз, 1999: 195, 196). Он считает окказионально допустимым предложение: «Мимо проблагоухала прекрасная дама» (Кронгауз, 1999: 196).

Н. Ортен составил особую классификацию всех немецких глаголов движения в зависимости от характеристик скорости, энергичности, контролируемости/неконтролируемости. Н.Ортен выделил акустически наполненные глаголы и глаголы, "избегающие" шумового оформления, глаголы, передающие вертикальное и горизонтальное движение, движения человека, механических предметов, жидкостей (Orthen,1976: 155-360). На данную классификацию мы опирались при составлении классификации приставочных глаголов движения с синестетическим значением.

Звуковое оформление глаголов движения изучалась с различных точек зрения (с точки зрения словообразования, фонологии, фоносемантики).

М.Д.Степановой, В.Фляйшером, М.А.Кронгаузом, С.В.Ворониным, Е.В.Петуховой, Н.Т. Валеевой, Б.А.Плотниковым, Л.Н.Цима, М.Я.Сабанадзе, Н.А.Дементьевой, Н.Г.Ризен, Е.А.Глухарёвой, Н.Л.Шамне, К.П.Движковой и многими другими выделяются два основных значения исследуемой группы глаголов: движение и характеризующий его звук.

Все глаголы движения условно можно разделить на две группы: глаголы движения (Bewegungsverben) и глаголы перемещения (Fortbewegungsverben). Многие учёные разделяли движение на активное и пассивное, при этом не отмечая разницы между движением животных и человека. Х.Дирш выделила группы «обусловленного движения» и «направленного движения» (Цит. по: Шамне, 2000: 50).

Отмечается яркая эмоциональная окрашенность глаголов движения со звуковым сопровождением. Движение в немецком языке, по мнению Н.Л.Шамне, воспринимается более дробно. Примером могут выступать глаголы, описывающие передвижение человека по твёрдой поверхности: schwarmen, poltern, tappen, watscheln и др. (Шамне, 2000: 111).

Н.А. Дементьева подчёркивает «широкий репертуар» обозначений звука в немецких глаголах движения. Их особенность заключается в том, что, употребляясь с дополнениями, эти глаголы чаще всего получают переносное значение и передают экспрессивность.

В.А.Михайленко проанализировал глаголы движения со звукоподражательным значением с точки зрения: 1) ровности/неровности почвы, по которой движется человек; 2) естественных особенностей походки человека; 3) цели движения; 4) скорости движения и его характера (Михайленко, 1976: 63-69). В.А. Михайленко считает, что глаголы первых трёх групп отличаются глубокой информативной насыщенностью (Там же: 63, 69).

Е.А.Глухарёва подчёркивает экспрессивность звукоподражательных основ, наделённых значением движения. Она подробно рассматривает глаголы, обозначающие шум трения-движения, отражающие звучания, производимые с помощью губ, обозначающие хлопающие, чавкающие звуки от движения тела в жидкости и самой жидкости (Глухарёва, 1979: 22).

Цель и методика лингвистического эксперимента

Для исследования синестетического значения у приставочных глаголов движения наряду с лингвистическим анализом был проведён лингвистический эксперимент. Комплексное значение производных слов основывается на взаимодействии составляющих их элементов - приставки и корневой части глагола, а также их денотативных и коннотативных значений, которые могут формировать различные типы синестетических эффектов. Для установления типов символических элементов, участвующих в формировании комплексного значения производных слов, определялись корреляции между семантическим содержанием и звукоизобразительным значением приставочных глаголов движения.

Цель главы - установить типы синестетических значений, формирующих комплексное значение исследуемых приставочных глаголов движения как экспрессивных единиц языка.

В основу экспериментального исследования структуры и функций приставочных глаголов движения с синестетическим значением положена гипотеза, согласно которой восприятие глаголов движения вызывает у информантов чувственно-ментальный образ, который имеет визуальные, звуковые и/или кинестетические признаки.

Интерес с точки зрения эксперимента представляют, прежде всего, непосредственные носители немецкого языка, у которых синестетические ассоциации образов формируются на основе чувства родного языка. Это даёт возможность более полно установить синестетические значения изучаемой группы глаголов.

Результаты исследования «ассоциативных образов» глаголов, полученные с помощью анкетирования информантов, послужили материалом для дальнейшего описания эмпирических данных, полученных методом сплошной выборки из словарей и произведений художественной литературы.

В.В. Левицкий, И.А. Стернин отмечают, что исследования такого рода имеют, как правило, субъективный характер, однако их результаты вполне адекватны предъявляемым требованиям и отражают их реальные значения, преломлённые через индивидуальное восприятие (Левицкий, Стернин, 1989: 96).

Для изучения структуры значения синестетических глаголов движения был выбран метод компонентного анализа, который рассматривает слово как дискретную семантическую величину, в которой (следуя методике В.В. Левицкого, И.А. Стернина) выделяются мега-, макро- и микрокомпоненты. Мегакомпоненты включают в себя семантические составляющие значения: лексический компонент (характеризующий денотат слова и отношение говорящего к нему) и внутриструктурный (характеризующий признаки слова как элемента языковой системы). Мегакомпоненты состоят из макрокомпонентов значения: денотативного (предметно-понятийная информация, связанная с отражением внеязыковой реальности, объективной и субъективной), коннотативного (эмоциональное и оценочное отношение говорящего), эмпирического (чувственно-наглядный образ предмета). Макрокомпоненты состоят, в свою очередь, из микрокомпонентов - сем (отражающих отдельную сторону предмета). К ядру лексического значения относится денотативный макрокомпонент, а к периферии — коннотативный и эмпирический как наиболее вероятностные компоненты (Левицкий, Стернин, 1989: 10-12).

В коннотативный и эмпирический компоненты могут входить синестетические образы, возникшие на основе синтеза восприятия и осмысления объекта языковой действительности. Синестезия может быть простой или сложной (многозвенная синестезия).

Исследуемые глаголы являются языковым выражением физического движения, движения чувственных и ментальных образов (денотативный компонент значения глаголов), а также возможной когнитивной характеристики субъекта движения (его психо-эмоционального состояния). Синестетические глаголы движения представляют собой оценку движения (действия) (коннотативный компонент) и являются отображением объективной действительности в языке (эмпирический компонент значения глаголов).

Существует непосредственная связь между семантическим содержанием глагола и ощущением, которое испытывает реципиент. Взаимосвязи структурных элементов глагола, имеющих звукоподражательное и звукосимволическое значение могут формировать различные виды ощущений. Эти звукоизобразительные слова, по мнению Ч. Пирса, являются, как уже говорилось выше, иконическими знаками, так как они отражают связь между фонемным составом и простым (узнаваемым) свойством означаемого (Цит. по: Кобозева, 2000: 39).

Коннотативный компонент глаголов исследован И.В. Игнатовой, которая выделяет ряд адвербиальных значений английских глаголов, сообщающих дополнительные характеристики основному значению: семантический признак образа действия, способа действия, интенсивности, оценки действия (эмоциональной, интеллектуальной); семантический признак, характеризующий инструмент или орудие действия, физического или психического состояния субъекта действия, цели действия, результата, причины, времени действия, места или направления, обстоятельств действия (сопутствующей ситуации), — и утверждает инкорпорирование вышеперечисленных сем контекстом (Игнатова, 2004: 12).

Любой из исследуемых нами глаголов движения обладает яркой образностью, наглядностью, которые, как правило, могут вызывать и различные эмоции, например: herauskriechen, vorbeidonnern, verrollen.

Д.А. Романов отмечает, что эмоция может передаваться средствами всех уровней языка, а не только лексическими (Романов, 2004: 9). Таким образом, отдельный звук тоже может выражать эмоцию. Эмоция может быть интенсивной/неинтенсивной, длительной/кратковременной. Д.А. Романов пишет о взаимопроникновении, динамике эмоций (Там же: 14, 15).

Эмоции не могут существовать в «чистом» виде, они обязательно должны принадлежать к определенным модальностям (качества, характеристики ощущения, например, цвет в зрении). Чем шире список модальностей, тем полнее представление о носителе действия или о самом действии. В процессе эксперимента исследованы ассоциативные связи между эмоциональными образами, возникающими у информантов: позитивные (например, радость), негативные (например, тревога) и нейтральные. Различные модальности позволяют говорить об «эмоциональной синонимии» между глаголами, обладающими похожим звуковым составом и одинаковым значением.

В ходе обработки данных эксперимента были вычленены модели, которые «иконически» отражают специфику процессов восприятия информантов. Эти модели определяют движение через совокупность лингвистических и экстралингвистических факторов.

Способы формирования синестетических значений. Типы знаковых структур

Приставочные глаголы движения с синестетическим значением являются примером комплексных знаков, соединяющих в себе элементы нескольких знаков - иконических, индексальных, метафорических, символических, схемных. С помощью элементов разных знаков эти глаголы формируют своё синестетическое значение.

Знаки могут быть не только конвенциональными или мотивированными, но и сочетать в себе черты нескольких типов. Существуют так называемые переходные (или смешанные) знаки, например, знаки-символы, сочетающие в себе признаки мотивированности и условности. Конвенциональный знак, например, может содержать в себе признаки фонетической иконичности или метафорического знака. Нельзя исключать возможности сочетания необычной звуковой комбинации с определённым знаком, которое выражает конкретное представление о предмете (Erben, 1975: 17).

Исследуемые глаголы движения с синестетическим значением обладают, таким образом, широким семантическим спектром, включающим конвенциональные и мотивированные элементы. В каждом новом контексте на конвенциональное значение глаголов движения накладываются новые коннотативные значения. Деление на конвенциональные и неконвенциональные знаки, как и деление на конвенциональную и неконвенциональную семантику, может иметь условный и едва ли не искусственный характер (Денисов, 2003: 114). Конвенциональная семантика в целом накладывает ограничения на внетекстовые связи, моделируя определённые закономерности при их восприятии. Конвенциональная семантика усложняет структуру текста, увеличивает его коммуникативные возможности, создавая эффект своеобразного расширения смыслового горизонта текста (Денисов, 2003: 115, 124).

Взаимодействие конвенционального и естественного компонентов может быть интерпретировано на основе значений движения - физического, сенсорного (чувственных синестезий), ментального. «Для семиотики особенно интересна мысль Шкловского о физиологичности поэтического языка. В языке поэзии он видит не только иконическое, но и индексальное, симптоматическое, телесное начало. Звуки в стихотворении должны ощущаться почти физически. Мы переживаем слово, замедляем его. Это танец, это движение рта, щёк, языка и даже пищевода, лёгких» (Мечковская, 2004: 156).

При возрастании роли абстрактно-символической информации наглядно-образных знаков становится меньше, они трансформируются и приобретают черты смешанных знаков, где актуализирован признак конвенционального знака. Роль знаков с первичной мотивацией уменьшается. Это могут подтвердить приставочные глаголы движения, которые можно расположить по степени «убывания» звукосимволического значения и «нарастания» конвенционального значения.

Повседневная речь выхолащивается, становится менее красочной, менее эмоциональной. Одновременно наблюдается противоположная тенденция - замена вербальных знаков на логотипы, пиктограммы в средствах коммуникации успешно выполняет информационную функцию более точного и быстрого способа передачи важной информации (Мечковская, 2004: 46). «Столкновение» рационального и чувственного компонентов, неизобразительного и изобразительного признаков и со-существование различных признаков знака можно обнаружить в структуре «языковой миниатюры» знака - приставочном глаголе движения с синестетическим значением. Исследуемый знак обладает способностью аккумулировать информацию нескольких знаков. Анализ исследуемого явления даёт возможность приблизиться к проблеме анализа процесса возникновения ментального образа в сознании человека.

Каждый знак может быть непосредственно связан с органом чувств посредством которого воспринимается данное движение. Например, индексально-иконический знак Н.Б.Мечковская рассматривает как знак со смешанным зрительно-звуковым значением, то есть как визуально-аудиальный знак. Элементы знаков смешенного типа дополняют и индуцируют друг друга. Активность знака-иконы во многом обусловлена спецификой восприятия человека, степенью его ощущения и силой визуального и аудиального воображения, поэтому этот знак справедливо называть также визуально- или аудиально-ментальным. Знак-индекс близок к аудиально-визуально-сенсорному типу знаков.

На примере приставочных глаголов с синестетическим значением можно проследить развитие мышления от действия к языку, от языка к чувствам и ощущениям, и от ощущений к образам, формируемым на основе слова. Сочетание графического и фонетического иконизма делает анализ глаголов многогранным, так как затрагивает различные сферы восприятия (зрительного, аудиального и кинестетического) и прослеживает связь восприятия с ментальными процессами. В качестве примеров выступают зрительные образы уже созданных графических форм (см.подробнее главу I), зафиксированных в языке, незафиксированные аудиальные, зрительные и кинестетические образы, а также образы, явно или опосредованно вызванные фонетическим составом слова.

Глагол существует не только как «обрамление, оформление» понятия движения, но и как «картинка», «звуковой жест», «звуковое телодвижение» (термин В. Вундта) или «оживление действительности». Например: Zwei von den Kleinen wuhlten jetzt in der Besteckschublade herum (Lind, 80). Глагол herumwuhlen (рыться) передаёт не только движения детей, но создаёт целостную картину детей в движении. По мнению Штейнталя, слова (первословы) «выражали образы, картины, некую целостность, человека или животного в совершенном им движении или испытанном воздействии либо в результативном состоянии такого движения» (Цит. по: Кацнельсон, 2001: 35).

Приставочные глаголы движения с синестетическим значением характеризуются преобладанием чувственных (сенсорных) признаков. Сочетание этих признаков отражает широкий спектр эмоций, формирующих образы различных типов движения. Например: Statt der altmodischen Turklingel hatte das Geschaft jetzt einen Summer, verstromte aber immer noch den modrigen Friedhofsgeruch aller kleinen Blumenladen (Duve, 53). Контекст употребления глагола verstromen позволяет передать не только особенности звука, но и запаха (гнилостный запах кладбища). Это создает у читателя эмоционально насыщенный образ действия, подкрепленный собственным синестетическим значением глагола.

Похожие диссертации на Структура и функции приставочных глаголов движения с синестетическим значением