Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста Соколова Валентина Алексеевна

Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста
<
Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Соколова Валентина Алексеевна. Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста : ил РГБ ОД 61:85-10/1190

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Художественное время и структура текста 10

1 Некоторые вопросы временной организации художественного текста 10

2 Место плюсквамперфекта в темпоральной системе немецкого языка и его текстовые характеристики 19

3 Темпоральная организация плана прошлого художественного текста 29

Глава II. Семантико-синтаксические особенности функционирования плюсквамперфекта' в структуре сюжетного времени 46

1 Ретроспективный плюсквамперфект как средство организации композиционной структуры текста 46

2. Досюжетные ретроспективные включения и их лингвистическая организация 55

3. Сюжетные ретроспективные включения и способы их лингвистической организации 75

4. Роль плюсквамперфекта в организации персонажных рефлексий 95

5 Плюсквамперфект авторских рефлексий и их сюжетно- композиционные функции в художественном тексте... 114

Вывода по диссертации 123

Заключение 126

Библиография 129

Список цитируемых новелл 150

Введение к работе

Целью настоящей работы является изучение семантико-функцио-нальных характеристик глагольной формы плюсквамперфекта в структурной организации художественного текста.

Актуальность темы. Подход лингвистов, опирающийся на анализ и синтез функциональных значений конституентов художественного текста как объекта многоаспектного анализа, а также рассмотрение текста в качестве единицы членения целостного речевого образования, обусловил новый ракурс в исследовании роли глагольных грамматических форм в текстовой системе. Предпосылкой для исследования значений и функций глагольных форм в тексте явилось установление двух планов коммуникации, обусловливающих реализацию строго детерминированных значений конституентов темпоральной системы языка: плана языкового и плана речевого употребления морфологических форм времени (Э.Бенвенист, Н.С.Поспелов, Г.Вебер, Г.Вайн-рих). Такое функциональное разграничение нашло отражение в рассмотрении семантико-стилистического аспекта употребления глагольных форм в художественном тексте (И.Майер, В.АЛКеребков, З.Я.Тураева, М.С.Веденькова, Г.Н.Россихина, М.Н.Горностаев, Л.М.Нюбина, М.Н.Борисенко, Л.Д.Кобалия, А.Н.Горбалёв, Л.Н.Фёдорова и др.). Системный подход к анализу функций глагольных форм в тексте предполагает учет основных элементов структуры художественного произведения: типов повествователей и форм речи (М.П. Брандес, Н.В.Бессмертная, Э.Виттмарс, М.Д.Марова, Л.Н.Лихачёва). До настоящего времени описание значений плюсквамперфекта в структуре целостного речевого образования с учетом элементов содержательной и формальной организации художественного текста ограничивалось отдельными замечаниями относительно участия глагольной формы в создании композиционной структуры текста (Э.Ризель, М.С. Веденькова, В,А,Яеребков), а также упоминанием места плюсквамперфекта в арсенале средств временной техники ведения повествования (Г.Барнаш, Г.Мит, В.Сливок, М.Д.Марова). Исследование реализации синтагматических значений плюсквамперфекта и их стилистической значимости, а также сюжетно-композиционных особенностей функционирования глагольной временной формы основывается на семантико-синтаксическом потенциале плюсквамперфекта и выводится из него.

Цель исследования. Для доказательства основных положений, выдвигаемых в работе, был привлечен большой фактический материал: анализу подвергались новеллы немецких и немецкоязычных авторов XIX-XX веков. Цель исследования состоит в следующем:

Определить роль плюсквамперфекта в организации ретроспективного плана художественного текста;

Установить стилистические и сюжетно-композиционные характеристики плюсквамперфекта в общей структуре художественного целого;

Выявить синтактико-семантические признаки реализации текстовых значений этой глагольной формы в тексте.

Положения, которые выносятся на защиту: основным текстовым значением плюсквамперфекта является значение ретроелективности; плюсквамперфект образует в структуре художественного текста досюжетные и сюжетные плюсквамперфектные и плюсквамперфек^тно-претеритные фрагменты, имеющие определенные синтактико-семантические и сюжетно-композиционные характеристики; плюсквамперфектные и плюсквамперфектно-претеритные фрагменты текста участвуют в организации широкой и узкой избиратель- зой ретроспективы; плюсквамперфектно-претеритные фрагменты текста организуют персонажный план сюжетного времени и входят в структуру персонаж-зых рефлексий; плюсквамперфект структурирует авторские рефлексии и явля-этся одним из средств выражения точки зрения автора - повествователя.

Научная новизна -работы. Научная новизна исследования опреде-ияется комплексным подходом к объекту изучения: художественный гекст рассматривается в диалектическом единстве формальных и содержательных сторон текстового образования с учетом проявления штегративных связей внутри текстового континуума, определяющихся идейно-тематическим заданием текста. Такое изучение объекта доследования потребовало выделения в структуре текста временных отрезков и установления их значимости в синтактико-семантическои а сюжетно-композиционной структуре художественного текста. Так, з работе на основании сделанных наблюдений над полифункциональ-зой природой глагольных форм претерита и плюсквамперфекта уста-завливается взаимозависимость некоторых грамматических и стилистических категорий, выделяется основная синтактико-семантичес-гая единица текста - фрагмент, обладающая набором функциональ-зо-стилистических признаков и непосредственно участвующая в организации темпоральной структуры художественного текста. Кроме того, детальному изучению подвергались авторские и персонажные рефлексии, имеющие четко соотнесенные локально-временные приз-заки. На основании произведенных исследований делается вывод ) своеобразии функционирования плюсквамперфекта в тексте, реализующего в структуре художественного целого определенные синтаг- матические значения, а также приобретающего в структурно-семантической организации текста отдельные видо-временные значения, что позволяет говорить о достаточно широких возможностях этой грамматической формы.

Материал и методика исследования. В качестве анализируемого фактического материала использовано 210 новелл и рассказов немецких писателей XIX-XX веков. Новелла как художественное произведение малой эпической формы отражает стремление автора за короткое время и с достаточной степенью полноты охватить наиболее важные в сюжетном отношении события. Специфика новеллы, или короткого рассказа, заключается в использовании целого ряда конструктивно-стилистических средств сжатого ведения повествования, которые обнаруживают прямую связь с изменением угла зрения повествователя, что создает благоприятные условия для широкого функционирования плюсквамперфекта.

В целях более полного исследования привлекались новеллы, в которых использованы различные формы повествования - от лица рассказчика, аукториальная - от лица автора и субъективная - от лица персонажа, Кроме того, учитывалась степень участия плюсквамперфекта в структурировании основных композиционно--речевых форм.

Основными методами работы являются традиционный метод непосредственного наблюдения языкового явления, метод семантико-син-таксического анализа, способствующий четкому определению места плюсквамперфекта и плюсквамперфектно-претеритных фрагментов в структуре художественного текста. Для выявления текстовых значе- ний плюсквамперфекта в сложной структуре сюжетного времени привлекаются элементы оппозитивного анализа, позволяющего установить рамки сюжетных и досюжетных включений.

Теоретическое значение работы заключается в том, что полученные результаты исследования позволяют системно описать текстовые функции глагольных временных форм, установить их значимость в многомерной структуре художественного времени и текста в целом, определить функциональную нагрузку одного из членов шестичленной темпоральной модели немецкого языка - плюсквамперфекта в сюжетно-композиционной структуре художественного текста.

Практическое значение исследования состоит в возможности использования его материалов и результатов в курсах лекций грамматики и стилистики немецкого языка, а также на практических занятиях по анализу и интерпретации текста.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в трех опубликованных статьях, докладах на кафедре германской филологии (Ленинград, 1982 г.), на ХХХУ Герценовских чтениях (Ленинград, 1982 г.), а также на заседании секции теоретической грамматики научной конференции (Душанбе 1983 и 1984 гг.). Предложенная методика анализа функциональных черт плюсквамперфекта была частично использована при составлении курса лекций "Стилистика современного немецкого языка" и проведении занятий по аналитическому чтению (Душанбе, 1977-1983 гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, общим объемом 152 страниц машинописного текста. К работе прилагается библиография 228 наименований работ на русском, немецком и французском языках и список цитируемых новелл. В первой главе анализируются основные подходы к изучению темпорально-семантических характеристик плюс- квамперфекта, устанавливается система понятий и теряинов для определения роли плюсквамперфекта в структурировании плана прошлого художественного текста. Вторая глава работы содержит исследование текстовых значений глагольной формы плюсквамперфекта. При этом выявляются некоторые закономерности использования плюсквамперфектно-претеритных включений в структуре основных композиционно-речевых форм, устанавливается общетекстовая нагрузка плюсквамперфекта в зависимости от типов повествователей, выявляются композиционно-синтаксические особенности функционирования плюсквамперфекта в многомерных системах авторского и персонажного времени. В заключении подводятся итоги исследования значений и функций плюсквамперфекта и делается вывод о достаточной полифункциональности глагольной формы.

Некоторые вопросы временной организации художественного текста

Своеобразие временной организации художественного произведения неоднократно становилось предметом изучения литературоведов и стилистов (см. работы В.В.Виноградова, В.Шкловского, А.Г. Цейтлина, Н.Гей, Д.С.Лихачева, З.Я.Тураевой и др.). В.В.Виноградов, исследующий структуру образа автора в связи с общей сюжетно-композиционной структурой художественного произведения, отмечает важное значение временных отношений в тексте, обусловливающих развитие сюжета и вариативность композиционных авторских приемов ведения повествования: "Изменчивость структуры повествовательного субъекта, его экспрессивная противоречивость и сопричастность субъекта, его разных персонажей - все эти особенности позволяют обосновать композиционное своеобразие повести на субъектных изломах, переходах и перерывах сюжетного времени. Авторское время сталкивается с формами времени, присущими сознаниям персонажей" (Виноградов 1980, С.2І0-Ш). В "Поэтике древнерусской литературы" Д.С.Лихачев пишет: "Произведение искусства слова развертывается во времени. Время нужно для его восприятия и для его написания. Вот почему художник-творец учитывает это "естественное" фактическое время произведения. Но оно и изображается. Оно объект изображения" (Лихачев 1979, с.211). Цитируемое определение роли времени, как и дальнейшие рассуждения автора по вопросу природы времени -объекта и субъекта изображения, - доказывает диалектическую связь фактического и перцептуального времени, определенным об- разом отраженную в структуре художественного произведения. Субъективный элемент в изображении времени в художественном тексте обусловливается деятельностью автора, преобразующего в своем сознании основные этапы протекания времени объективного и излагающего их в сложной, многомерной структуре художественного речевого образования. О связи композиционных элементов структуры художественного произведения с грамматической формой времени и вида, а также с временной позицией автора писал Б.А.Успенский (1970, с.94-101). На примере анализа конкретных авторских стилей прозы Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова и поэзии О.Э.Мандельштама, А.Белого и других авторов Б.А.Успенский проводит исследование взаимозависимости формальных и содержательных компонентов текстовой структуры, критикует формальный метод исследования текстового материала. Продолжение начатых исследований находим в работах М.М.Бахтина, связывающего пространственные и временные отношения со способом передачи образа автора в тексте художественного произведения. На связь повествовательной перспективы текста с его сюжетно-композиционными элементами указывает ряд исследователей прозы отдельных авторов (Марова 1974,с.15-26; Горностаев 1978, с.15-21; Нюбина 1981). Следует отметить, однако, что обращение к анализу лингвистических средств выражения указанных литературо- I. Изучение преимущественно формальной стороны художественного текста не позволяет со всей полнотой охватить структурно-семантическое своеобразие художественного текста. Ограниченность формального подхода, как представляется, служила своего рода тормозом в развитии комплексного метода анализа художественного произведения. ведческих категорий отмечается лишь в последние десятилетия. Временные отношения, отмечаемые в структуре текста художественного произведения, могут выражаться разнообразными лингвистическими средствами. В немецком языке, как и в ряде других языков, основным средством передачи временных отношений служат временные глагольные формы. Оуществующие временные формы обладают определенной темпоральной семантикой и на этом основании могут быть сведены в систему реализуемых ими темпоральных отношений (см. В.Г.Адмони, Х.Бринкман). Субъективный элемент в изображении времени в художественном тексте, как отмечалось выше, обусловливается деятельностью автора - создателя текста, преобразующего в своем сознании основные этапы протекания временш объективного и излагающего их в сложной, многомерной структуре художественного речевого образования. В связи с общим направлением нашего исследования целесообразно наметить основные структурообразующие черты описываемого художественного феномена. По определению Д.С.Лихачева, художественное время - "явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое и философское понимание его писателем" (Лихачев 1979, с.211).

Место плюсквамперфекта в темпоральной системе немецкого языка и его текстовые характеристики

Существуют различные подходы к описанию парадигматического и синтагматических значений плюсквамперфекта. В связи с этим основное внимание следует обратить на место плюсквамперфекта в темпоральной системе немецкого языка, а также на реализацию его значений и функций в определенных макроконтекстуальных условиях художественного речевого образования. Морфологическая система средств выражения категории времени, являющаяся первой ступенью временной иерархии текста, является достаточно глубоко разработанной и всесторонне изученной. В основу системы морфологических форм положена система оппозитивных отношений, характеризующаяся отношением категории времени к моменту речи или же "моменту совершения другого действия, также соотносящегося в конечном счете с грамматическим моментом речи" (Зиндер, Строева 1957, с.152). Исследования полевой структуры категшрии темпоральности (см. работы Е.И.Шендельс, Е.В.Гулыги, А.В.Бондарко), получившие признание большинства лингвистов, изучающих системные языковые отношения, показали, что ядром поля являются морфологические средства выражения темпоральных отношений - глагольные временные формы. Соответственно, периферию поля темпоральности образуют лексические детерминаторы, или - в другой терминологии - "дейк-сисы". Е.И.Шендельс представляет временную глагольную систему немецкого языка в виде двух соотнесенных, треугольников, вершины которых символизируют три формы индикатива, связанные между собой оппозитивными отношениями. Первый треугольник дает представление о наличии в языке абсолютных времен (претерит, презенс, футурум I), а второй показывает взаимозависимость абсолютных и относительных глагольных времен (плюсквамперфект, перфект, футурум П) в общей темпоральной системе языка. На основании проведенного семного анализа значения форм, предложенного Э.Бенвенис-том, Е.И.Шендельс устанавливает инвариативное (парадигматическое) и вариативные (синтагматические) значения каждой из шести глагольных форм языка (Шендельс 1970). Ценность данного исследования заключается в возможности комплексного анализа реализации значений формы в микро- и макроконтекстуальном окружении с учетом внешних и внутренних факторов структурной организации текста. О.И.Москальская в своих работах также представляет категорию времени в виде системы временных форм, включающей в себя как "прямые" (абсолютные), так и "относительные" времена, указывая на необходимость рассмотрения временных глагольных форм с точки зрения их значений и дистрибуций. С помощью компонентного анализа выделенное инвариантное значение формы занимает определенное место в матрице для основных значений (Moskalskaja 1975, S.366) данной формы. Методом исключения вариантных значений в определенных речевых условиях устанавливается инвариантное значение формы для каждой мини-модели реализации отдельного значения. В темпоральной системе языка плюсквамперфект является одним из конституентов плана прошедших времен и рассматривается в триаде претерит - перфект - плюсквамперфект. Первоначальным значением плюсквамперфекта принято считать его видовое значение, основывающееся на способности формы обозначать результат совершенного ранее действия. Так, В.Вильманс, Г.Пауль, Х.Глинц подчеркивают первоначальный видовой характер плюсквамперфекта. Основное его значение в современном языке - обозначение предшествования одного действия другому. При этом плюсквамперфект рассматривает- ся в системе относительных времен темпоральной системы немецкого языка в коррелятивной функциональной паре с претеритом (В.Г.Ад-мони, Е.И.Шендельс, О.И.Москальская, М.Д.Натанзон, Г.М.Рябова, В.АДеребков, С.Б.Гринберг, М.С.Веденькова, Я.Чохральский). Данные исследования подвели ученых к необходимости изучения планов языковой и речевой реализации значений грамматических форм с учетом реально существующих форм плана языковой коммуникации и речевой информации. Соответственно этому исследователи обратились к моделированию конструктов реальной действительности, под которыми понимались различные формы и виды речевой деятельности (В.А.Жеребков, М.С.Веденькова, Г.Вайнрих, Х.Бринкман, В.Шмидт). Несмотря на достаточную изученность вопроса немецкими исследователями, в их работах не прослеживается единая точка зрения. Так, И.Эрбен, характеризуя плюсквамперфект, пишет о "конструкции плюсквамперфекта" (die Konstruktion des sog. Plus-quamperfekts), передающей значение предпрошедшего времени (Er-Ъеп, 1961). Вероятно, такое определение значений плюсквамперфекта связано с определением значения претерита; И.Эрбен, описывающий функциональные значения частей речи немецкого языка (Leisung), отмечает наличие дистантного изображения действия с помощью претерита и цитирует при этом слова Т.Манна, подчеркивающего скорее субъективно-авторское отношение к описываемым событиям, а не выводящего инвариантное значение претерита в тексте, Претерит, как это следует из рассуждений Эрбена, находится в области дистанцированного прошлого.

Ретроспективный плюсквамперфект как средство организации композиционной структуры текста

Темпоральная семантика плюсквамперфекта определяет ряд функций этой глагольной формы в композиционной организации художественного текста, а также в структуре сюжетного времени. Анализ фактического материала с достаточной очевидностью показывает, что основной функцией плюсквамперфекта является ретроспективная функция. Для более полного описания его значений необходимо обратиться к изучению сюжетно-композиционных и синтаксических условий, в которых реализуется то или иное значение данной глагольной формы. Своеобразие функционирования плюсквамперфекта в структурной организации художественного текста приводит к необходимости выделения в тексте некой семантико-синтаксической единицы, позволяющей достаточно полно описать основные характеристики плюсквам-перфектных включений. Необходимость нахождения в тексте единицы, большей чем предложение, обусловила попытки исследователей связного речевого потока выделить целый ряд единиц членения речи: сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство, абзац, сверхабзацное единство. В основе выделения указанных едениц лежит семантическая, лексико-грамматическая, интонационная и ритмическая целостность сверхфразовых образований. Проанализировав фактический материал, мы в своей работе выделяем особую единицу текста, входящую в структуру композиции художественного произведения, - плюсквамперфектный или плюсквампер-фектно-претеритный фрагмент текста, под которым понимаем семанти-ко-синтаксическое целое монотематического содержания, входящее в структуру художественного целого и обладающее заданной автором полифункциональностью в организации перспективы повествования и основных планов сюжетного времени. Особенностью таких фрагментов текста является их соотнесенность с планами авторского или пер-сожажного времени. Анализ структурной организации ретроспективных плюсквамперфектных фрагментов позволяет определить их функционально-семантический и стилистический потенциал. Исходя из представления художественного текста как целой замкнутой системы, имеющей начало и конец (Арнольд 1974, 28-32; см. также Севбо 1969; Лотман 1970), подчеркнем некоторые структурные и композиционные черты плюсквамперфектных фрагментов и определим основные значения плюсквамперфекта, своей семантикой указывающего на соответствующую временную дистанцию в изображении событий или действий, следует заметить, что планы сюжетного времени могут быть выделены из общей организации художественного континуума. Вследствие этого представляется возможным при анализе конкретных удожественных текстов учитывать структурно-композиционный объем .онституентов сюжетного времени, их место и функции в композиции екста. Представлению объемности и многомерности художественного екста во многом способствует перспектива глубины (Н.Д.Арутюнова) овествовательного плана. Актуализация перспективы глубины в стру-:туре текста прослеживается при рассмотрении синтагматических свя-!ей актуализируемых структурно-семантических единств и их функциональной нагрузки в текстовом речевом образовании. Говоря о тагах сверхфразовых образованиях, Н.Д.Арутюнова отмечает, что они меют яркую стилистико-композиционную значимость (Арутюнова 1971, ;.23). Разграничение авторских и персонажных планов происходит з соответствии с определением структуры сюжетного времени, основ-шми элементами которого, как убедительно показывает Т.А.Андреева, голяется время автора и время персонажа, прослеживающееся в триаде: досюжетного, сюжетного и постсюжетного развития действий и )Обытий повествования (Андреева, 1976, с.7). Ретроспективный плюсквамперфект актуализирует в тексте значение дистантной разобщенности протекания действий или описываемых автором событий плана прошлого. Примечательна синтаксическая структура ретроспективных включений. Минимальными контекстуальными условиями реализации значения ретроспекции являются придаточные предложения времени, изъяснительные и атрибутивные придаточные предложения, приобретающие в рамках гипотаксиса семантику действия -weiterfdhrende Attributstze - ( Е.И.Шендельс 1970, см.также работы Гулыга, Шендельс 1969, Гулыга 1971, Бринкман Г972). Лексические детерминаторы действия, сопутствующие глагольной форле, в большинстве случаев имеют вспомогательное значение. Ах употребление связано прежде всего с необходимостью определения плана сюжетного времени.

Досюжетные ретроспективные включения и их лингвистическая организация

Функция досюжетной ретроспекции является для плюсквамперфекта одной из ведущих. Указанная функция выявлена в ходе анализа новелл из .

Неповторимая индивидуальность каждого художественного произведения обусловливает своеобразие функционирования досюжетных ретроспективных фрагментов в тексте художественного произведения. Покажем это на примере анализа структурно-семантических и сюжет-но-композиционных особенностей досюжетных включений в новеллах А.Зегерс "Die Saboteure", Ф.Фюмана "Traum 1958", Ш.Хермлина "Reise eines Malers in Paris", В.Бределя "Hassan, der ШттеІЬигке" И Г.Гауптманна "Bahnwarter Thiel".

Новелла "Die Saboteure", написанная А.Зегерс в 1946 году, входит в цикл новелл, имеющих преемственную связь с романом "Das siebte Kreuz", идейным содержанием которого является борьба антифашистов Германии против гитлеровского порабощения народов Европы.

Трех рабочих фабрики ручных гранат под Грисхаймом-на-Майне после выяснения весной 1943 года штабным начальством причин неполадок во взрывном механизме ручных гранат подозревают в саботаже. При установлении личности подозреваемых выясняется, что двое из них погибли на фронте, а один жив и продолжает работать на прежнем месте. История жизни Германа Шульца с начала его антифашистской деятельности до боевого конца, сохранение традиций революционной борьбы рабочего класса в условиях фашистской диктатуры составляют основную идею новеллы.

Структура новеллы своеобразна. Как и в большинстве своих произведений, А.Зегерс избирает здесь полифоническую форму построения повествования со множеством временных пластов, усложняющих скшетно-композиционную структуру произведения. Отмеченный многоаспектный параллелизм изложения событий сопряжен в новеллах с единым идейно-тематическим направлением повествования. Частое изменение угла зрения повествователя проявляется во всей структурной организации текста новеллы.

Im Fruhling 1943, in einem Abschnitt der ukrainisohen Front, als der Befehl an die deutschen Soldaten ausging. das Dorf Sakoje zuruckzuerobern, veraagten ein paar Handgranaten bei dem Sturm auf das Geh«ft, das die Schlusselstellung war. Als man die Ver-lustliste prufte. ergab es sich, dass mehrere Leute durch vor-zeitige Explosion ihrer eigenen Handgranaten gefallen waren. Man meldete sich auch, daB eine gewisse Anzahl von Handgranaten nicht explodiert war. Man stellte fest. daB die Handgranaten in einer Fabrik bei Griesheim am Main zusammengestellt worden waren. Die Kompanie hatte ohnedies das Gehoft nicht halten konnen, sie wur-de mit ihrem Bataillon am nachsten Tag acht Kilometer hinter das Dorf Sakoje zuruckgetrieben. Denn nicht aus dem Himmel, nicht aus den flockigen luftigen Wolken, die in dem Himmel segeln uber der endlosen ukrainisohen Ebene, nooh aus dem Panzerauto des Stabes geht die Entscheidung aus, die unwidersetzbare, sondern aus der geheimnisvollen Tiefe, dem Willen der Volker, о Lenker der Schlachtenl

Die Gestapo stellte aus dem Stempel der Handgranaten fest, in welcher Werkstatt und an welchem Tag sie dort fabriziert worden waren; am Tag des Ausbruohs des Krieges gegen die Sowjet-union. Die folgenden Nachforschungen ergaben. daB zweifellos drei Arbeiter an der Sabotage beteiligt gewesen waren. Hermann Schulz, Franz Marnet und Paul Bohland. Als man dann zur Verhafung schritt. ergab es sich, daB zwei von ihnen, Marnet und Bohland, langst ins Peld geruckt waren. Der Bohland war schon ge-fallen. Franz Marnet war vermiBt. Der dritte, Hermann Sohulz, der noch in Betrieb atand, wurde verhaftet und hingerichtet. Womit die Gestapo noch einmal vor TodesschluB bewies. daB ihre Muhlen immer weiter so haargenau mahlten wie die des entbehrlich gewordenen, langst herabgesetzten Herrgotts, genauso grundlich, genauso fein (Seghers, II, S. 263-264).

Приведенная экспозиция новеллы состоит из двух тематически соотнесенных абзацев,выделенных графически, занимающих полторы страницы текста и представляет собой по сути итог рассказа, эпилог произведения, предполагающий развитие основного авторско-персонажного повествования в форме сообщения. Характеризующие данную речевую форму релевантные признаки: логическая последовательность изложения, дистанцированность в изображении событий -находят в тексте лингвистическое выражение. Так, рефракционная дистанция поддерживается наличием неопределенно-личных предложений, пассивных конструкций. Отсутствие средств образности позволяет объективно изложить досюжетнуго предысторию собственно сюжетного повествования.

Структуру экспозиции новеллы образует систематическое чередование в рамках сложноподчиненного предложения изъяснительных придаточных предложений (weiterfuhrende Inhalts atze), передающих события прошлого плана - претерит в главном, плюсквамперфект в придаточном предложениях. При этом важно отметить проспектирую-щую функцию завершающего контактного плюсквамперфекта в придаточных предложениях, служащего отправным тезисным пунктом в сюжетном развитии повествования.

Похожие диссертации на Значение и функции плюсквамперфекта в сожетно-композиционной структуре художественного текста