Введение к работе
Актуальность предпринятого исследования обусловлена прежде всего тем, что оно выполнено в рамках когнитивно-дискурсивного научного направления, которое активно разрабатывается в современном отечественном и зарубежном языкознании. Интенсивное развитие когнитивной лингвистики в последние годы в очередной раз пробудило интерес к изучению связи языка и мышления на уровне ментальных единиц-концептов, являющихся содержательными единицами индивидуальной языковой (художественной) картины мира писателя. Об актуальности работы свидетельствует и её междисциплинарный характер, поскольку она выполнена на стыке когнитивной лингвистики, лингвистики текста и лингвостилистики с привлечением релевантных данных из сферы литературоведения, психологии и культурологии.
Научная новизна работы определяется попыткой обращения к классическому наследию немецкой литературы - роману И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther" - с позиций когнитивной лингвистики, что предполагает использование в ходе исследования актуальной методики когнитивного анализа, основанной на положениях теории концептуальной интеграции.
Объектом исследования в диссертационном сочинении выступает концептуальное пространство как феномен когнитивной лингвистики. Предметом являются особенности структурирования концептуального пространства в художественном тексте И.В. Гёте и способы его языковой репрезентации.
Цель настоящей работы заключается в систематизации, классификации и анализе языковых средств, с помощью которых происходит вербализация концептуального пространства романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther".
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
освещение основных когнитивных тенденций в изучении художественного дискурса и интерпретации текста в целом и представление основных теоретических положений теории концептуальной интеграции в частности;
определение специфики категории «концепт» как ключевой единицы хранения знаний в художественном дискурсе;
систематизация научных подходов к понятию «художественная картина мира» как способ объективации средствами языка автора отражённой в тексте действительности;
разработка методики анализа текста романа И.В. Гете "Die Leiden des jungen Werther" с позиций теории концептуальной интеграции;
структурирование содержания исходных ментальных пространств анализируемого текста в виде событийного фрейма и подфрейма «(само)убийство» и моделирование механизма их интеграции;
осуществление систематизации концептов, репрезентирующих центральный слот «причины и способы (само)убийства» в подфрейме «(само)убийство», выявление специфики их структуры и содержания;
7. проведение лингвостилистического анализа ядерных репрезентантов
концепта-донора дихотомического характера «чувство-разум» и базисного
концепта «совершение деяния».
Теоретическая значимость диссертационной работы определяется её вкладом в дальнейшее исследование когнитивных основ теории концептуальной интеграции, в разработку актуальных проблем когнитивной лингвистики, а также в процесс изучения когнитивных и лингвостилистических аспектов феномена индивидуально-авторской (художественной) картины мира.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов в преподавании курсов когнитивной лингвистики и лингвистики текста, при подготовке спецсеминаров и спецкурсов по проблемам когнитивной семантики, в процессе практических занятий по аналитическому чтению, а также при руководстве курсовыми и дипломными работами.
Методологической и теоретической базой для написания диссертации послужили работы отечественных и зарубежных учёных в области исследования дискурса, в том числе художественного (Ю.С. Степанов, В.З. Демьянков, М. Фуко, У. Маас, Е.С. Кубрякова, О.В. Александрова, Н.Д.
Арутюнова, Е.А. Гончарова, В.Е. Чернявская, Т.Ф. Плеханова и др.), теории концептуальной интеграции (Ж. Фоконье, М. Тернер, И. Суитсер, Х.-Х. Дрёссингер, O.K. Ирисханова), процессов концептуализации и категоризации (Е.С. Кубрякова, Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, В.И. Карасик, З.Д. Попова, Е.Г. Носова, Т.Ю. Юдина И.А. Стернин, М.В. Никитин, М.М. Бахтин, А.Е. Кибрик, О.А. Радченко, Ю.С. Степанов, С.Г. Воркачёв, Д.С. Лихачёв, Н.Н. Болдырев, А.П. Бабушкин, А.А. Залевская, В.М. Топорова, Е.Г. Беляевская, Л.В. Миллер, И.А. Тарасова, Ч. Филлмор, М. Минский, М. Шварц, Г. Штронер и др.), индивидуально-авторской (художественной) картины мира (Ю.С. Караулов, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Е.В. Рахилина, О. Ольцьен и др.), а также труды, посвященные творчеству И.В. Гёте (В. Жирмунский, И. Вагнер, Л. Топольска, Р. Паскаль, Г. Корфф, М. Румпф, У. Картхаус, М. Пфайфер, Г. Кайзер, Г. Заудер, И. Хусманн, Е. Трунц и др.).
Материалом для исследования послужил текст романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther".
В процессе исследования для достижения поставленной цели использовался комплекс методов, а именно, методы фреймового, концептуального и семантического анализа, метод анализа словарных дефиниций, метод лингвостилистической интерпретации текста и метод количественных подсчетов.
Полученные результаты исследования позволяют сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:
Концептуальное пространство в тексте художественного дискурса создаётся в процессе наложения индивидуальных картин мира литературных персонажей на индивидуальную концептуальную картину мира творческого субъекта.
Характерная особенность концептуального пространства романа И.В. Гёте "Die Leiden des jungen Werther" состоит в его двухмерности: на текстообразующем уровне происходит слияние картины миры И.В. Гёте и картины мира главного героя Вертера; на текстоформирующем уровне специфика концептуального пространства обнаруживается в развёртывании, взаимопроникновении и пересечении пяти исходных ментальных пространств - концептуальных структур, соответствующих основным сюжетным линиям произведения: ИМП «Вертер», ИМП «Издатель», ИМП «Крестьянский парень», ИМП «Девушка» и ИМП «Собиратель цветов». При этом в сознании читателя вызываются два базовых фрейма интерпретации данного текста, обеспечивающих структурную согласованность элементов исходных пространств и их метафорическую соотнесённость друг с другом, - общий событийный фрейм и подфрейм «(само)убийство», слотам которых соответствуют элементы вводных пространств. Интегрированное концептуальное пространство формируется с помощью подфрейма «(само)убийство».
Центральное место в подфрейме «(само)убийство» занимает слот «причины и способы (само)убийства», реализующийся, с одной стороны, при помощи концепта-донора дихотомического характера «чувство-разум», в
котором аккумулируется диалектический характер отношений чувства и разума, послуживших источником формирования намерения героев уйти из жизни, а с другой - посредством базисного концепта «совершение деяния», в котором воплощается идея фактического совершения самоубийства. Данные концепты связаны между собой причинно-следственной связью.
Представленная в концепте-доноре «чувство-разум» дихотомия обусловлена интеграцией субконцептов «резиденция чувств и эмоциональных состояний» и «резиденция ratio» на основе многозначности ядерной лексемы „Sinn" («чувство/разум»). Субконцепт «резиденция чувств и эмоциональных состояний» имеет три составляющие. Концепты «сердце», «душа» и „Sinn" (чувство) выступают главными органами чувств героев (первая составляющая субконцепта), концепты «чувства-эмоции» и «страдания», манифестирующие процесс чувственного познания действительности и выражающие функции органов чувств, находятся в гиперо-гипонимических отношениях (вторая составляющая субконцепта), и, наконец, концепт «слёзы» объективирует внешнее проявление восприятия окружающего мира с позиции чувства (третья составляющая субконцепта). Субконцепт «резиденция ratio» образован концептами «голова» и „Sinn" (разум).
Базисный концепт «совершение деяния» в тексте романа И.В. Гёте выявляется на основе четырёх видов языковой объективации: образной, ментальной, ментально-процессуальной и процессуальной в соответствии с тем, что мысль о смерти сначала зарождается в сознании личностей в виде определённых образов, затем она формулируется ими, далее непосредственно моделируется в человеческом мозге и, наконец, находит своё воплощение в действиях героев. В структуре каждого вида языковой репрезентации концепта выделяются ближняя и дальняя периферии, а также интерпретационное поле. Ядро концепта «совершение деяния» формируется на базе ключевого признака «определённое действие, направленное на телесное, моральное или ментальное уничтожение человека», характерного для всех уровней его языковой экспликации.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации отражены в шести публикациях и в виде докладов излагались на ежегодных научных конференциях РГУ им. И. Канта (Калининград, 2004-2006гг.), на межвузовской научно-практической конференции КЮИ (Калининград, 2004г.), на международной научной конференции КГТУ "Инновации в науке и образовании" (Калининград, 2005г), на международной научной конференции "Пелевинские чтения" (Светлогорск, 2005г.), на тематических семинарах по творчеству немецких классиков, организованных обществом имени И.В. Гёте в Веймаре (Германия) и фондом «Классики Веймара» (июнь-август 2005г.), на межвузовской научно-практической конференции БВМИ им. Ф.Ф. Ушакова (Калининград, 2006г.), на международной заочной конференции в Астраханском государственном университете (октябрь 2007г.), на 81-ом международном конгрессе гётеведов в г. Веймаре (Германия) (июнь 2009г.).
Структура данной работы определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, трёх глав с поглавными выводами, заключения, списка использованной литературы, списка словарей и справочников и списка источников примеров.