Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Речевой жанр "публицистическая полемика" и его лингвотекстовые особенности Матвеев Роман Алексеевич

Речевой жанр
<
Речевой жанр Речевой жанр Речевой жанр Речевой жанр Речевой жанр Речевой жанр Речевой жанр Речевой жанр Речевой жанр
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Матвеев Роман Алексеевич. Речевой жанр "публицистическая полемика" и его лингвотекстовые особенности : 10.02.04 Матвеев, Роман Алексеевич Речевой жанр "публицистическая полемика" и его лингвотекстовые особенности : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 Москва, 2000 178 с. РГБ ОД, 61:01-10/130-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования лингво- текстовых особенностей речевого жанра "публицистическая полемика" ... 7

Раздел 1. Жанрово-стилистическая лингвосемиотическая концепция текста как теоретическая основа исследования 7

Раздел 2. Речевой жанр "публицистическая полемика" в системе немецкоязычной журнальной публицистики. Гибридный речевой жанр «полемическая рубрика». Классификация жанровых вариантов «полемической рубрики» 14

2.1. Публицистический стиль как система функционирования речевого жанра ПП 14

2.2. Диалогические жанры в публицистике. Характеристика речевого жанра «полемика» 18

2.3. Гибридное жанровое образование «полемическая рубрика» в немецкоязычных журналах „Der Spiegel", „Focus", „Profil". Классификация жанровых вариантов «полемической рубрики» 22

Раздел 3. «Рассуждение» как конструктивный элемент информационной системы полемического текста 27

Раздел 4. Информационно-прагматическая лингвотекстовая модель инварианта речевого жанра «полемическая рубрика» 37

Выводы по 1-й главе 45

Глава 2. Информационные лингвотекстовые модели диалогических жанровых вариантов «полемической рубрики» - «полемический диспут» и «полемическое интервью» 47

Раздел 1. Лингвотекстовые особенности жанрового варианта „полемический диспут" (ПД) 47

Раздел 2. Лингвотекстовые особенности жанрового варианта „полемическое интервью" (ПИ) 77

Выводы по 2-й главе 93

Глава 3. Лингвотекстовая модель монологического варианта речевого жанра „полемическая рубрика" - „полемическая статья " 95

Выводы по 3-й главе 122

Заключение 123

Библиография 127

Приложение. Указатель сигнатур 138

Введение к работе

Общее направление предлагаемой диссертации связано с проблемами практического употребления языка. В этой связи, в центр внимания выдвигается функциональный аспект текста и языка, который изучается в реальном контексте коммуникации посредством текстов. Такой подход связан с семиотической трактовкой текста и рассмотрением функционально-знаковых форм организации коммуникации. Это позволяет эксплицировать коммуникативно-речевые процессы и выработать адекватные этому подходу методы анализа коммуникативно-функционального аспекта речевых произведений. Выше сказанное определяет актуальность данного исследования.

Объектом исследования является речевой жанр «публицистическая полемика» как функциональный тип текста, основу которого составляет совокупное жанровое качество «полемичность».

В качестве предмета исследования рассматривается новейшая разновидность указанного типа текста - гибридный речевой жанр «полемическая рубрика».

Цель диссертации составляет моделирование речевого жанра «полемическая рубрика» и рассмотрение его типовой языковой реализации, что предполагает решение следующих задач:

- определение сущности функционального типа текста «публицистическая полемика», рассмотрение его семантических и прагматических особенностей;

- определение текстовой специфики речевого жанра «полемическая рубрика» (ПР) как гибридного жанра;

- построение знаковой информационно-когнитивной модели ПР и моделей ее вариантов;

- изучение аргументативных особенностей ПР;

- анализ типовых лингвистических особенностей оформления ПР на примере ее вариантов.

Научная новизна диссертации состоит в общем лингвосемиотиче-ском подходе к изучению текста. Речевой жанр ПР изучается как функциональная система произведения, в которой закодирована коммуникативная функция, выполняемая этим жанром, а именно: функция убеждения реципиента в ходе спора в истинности собственной точки зрения. Новыми являются также предложенная в работе система текстовых структур и языковых средств, с помощью которой реализуется указанная функция данного жанра, и предмет изучения новейший речевой жанр «полемическая рубрика» (ПР), представляющий собой гибридное образование, своеобразный «жанр в жанре», сочетающий в себе информационные, полемические и аргументативные структуры.

В качестве метода исследования предложено семиотическое моделирование коммуникативной функции речевого жанра ПР, основу которого составляют процессные (операциональные), знаковые структуры, обеспечивающие реальное функционирование словесного произведения. Этот метод состоит из трех этапов:

На первом этапе осуществляется выявление структуры текстов полемики на основе тщательного наблюдения над синтаксисом языка, оформляющего класс сходных рассуждающих текстов.

На втором этапе строится многоуровневая модель инварианта изучаемого речевого жанра. Первоначально конструируется информационно-функциональная модель, называемая конструктом. Это - когнитивная, ментальная модель речевого жанра «публицистическая полемика». Затем строится социальная, речевая, также ментальная, модель этого речевого жанра и устанавливается взаимосвязь между когнитивными и речевыми структурами.

На третьем этапе когнитивно-речевая модель выступает нормой выбора и комбинирования базовых грамматико-языковых структур, т.е. нормой объективации функциональной стороны текста.

Таким образом, конструирование модели инварианта речевого жанра «публицистическая полемика» представляется как информационный процесс, суть которого состоит в «переходе от одного кода к другому, «сбрасывании» прежней кодовой формы и замены ее другой: конструктивный код заменяется речевым, речевой языковым» (Брандес М.П.). Далее на базе сконструированного варианта выявляются типовые варианты речевого жанра «публицистическая полемика» и их базовые лингвистические аналоги.

Теоретическая значимость диссертации состоит в определенном вкладе в изучение текста как коммуникативного процесса, в котором речевые действия реализуются посредством речевых операций в виде процессных структур: коммуникативно-речевых форм (КРФ) (описание, сообщение, рассуждение); архитектонико-речевых форм (АРФ) (монолог, диалог, полилог); ритмико-тональных схем (высокая, нейтральная, сниженная тональности). Результаты исследования вносят конкретный вклад в комплексную разработку функционально-коммуникативной системы полемических, главным образом диалогических жанров, опирающихся на КРФ «рассуждение».

Практическая ценность диссертации определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы как материал для лекций и семинаров по стилистике современного немецкого языка и теории перевода, в практике обучения предпереводческому анализу текста и другим видам речевой деятельности (чтение, понимание, реферирование, ведение дискуссии).

Материалом исследования послужили полемические тексты из журналов ФРГ „Der Spiegel", „Focus", и австрийского „Profll". Объем выборки составил 45 статей за период с 1994 по 1999 годы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении определяются задача и цель исследования, обосновываются его актуальность и новизна, характеризуются объект, предмет и метод исследования, теоретическая и практическая значимость работы, описывается материал исследования.

В первой главе рассматриваются научно-теоретические предпосылки исследования, которые охватывают вопросы лингвистики текста и освещают подходы к изучению текста; представляется принятая в работе коммуникативно-прагматическая концепция текста, дается определение понятия „речевой жанр" и его структуры; предлагается характеристика диалогических публицистических жанров и нового гибридного жанрового образования „полемическая рубрика" в немецкоязычной журнальной публицистике; определяется специфика полемического рассуждения; конструируется инвариантная информационно-когнитивная модель исследуемого речевого жанра.

Во второй главе подробно анализируются диалогические жанровые варианты ПР, конструируются их системно-знаковые модели и соответствующие модели их лингвистической реализации.

В третьей главе рассматривается монологический вариант исследуемого жанра, конструируется его информационная модель и анализируются типовые особенности лингвистической реализации модели данного варианта.

В заключении подводятся итоги исследования и делаются выводы по диссертации в целом.

Библиография содержит список использованной литературы на русском и немецком языках.

Приложение к диссертации включает образцы диалогических и монологических разновидностей полемических статей.

Жанрово-стилистическая лингвосемиотическая концепция текста как теоретическая основа исследования

Данное исследование выполнено в русле системного коммуникативно-прагматического подхода к изучению текста в соответствии с концепцией М.П. Брандес; основной идеей данной концепции является изучение создания и функционирования текста в их взаимозависимости как социальной системы. Данная концепция связана с категорией деятельности, которая представляет собой метод и способ объяснения эмпирически наблюдаемых данных путем изучения их становления.

Человеческая деятельность, под которой в данном случае понимается деятельность практическая, преобразовательная, связанная с приданием любой субстанции (материальной и идеальной) формы, имеет два фокуса с двумя обращенностями: предмет и адресат. Отсюда две кардинальные характеристики деятельности: предметность и осмысленность (Леонтьев А.Н.) (т.е коммуникативность), которые взаимосвязаны и не существуют одна без другой.

При изучении текста в аспекте деятельности важен выбор аспекта изучения, выбора приоритета: либо предметность (предмет), либо осмысленность (адресат). Это имеет принципиальное значение для формулирования теоретического основания исследования и выбора категориального аппарата.

Осмысленность деятельности связана с функциональной стороной текста, функциональность, в свою очередь, предопределена целью, за которой стоит человеческая активность, определяющая осмысленность как категорию сугубо социальную. В течение долгого времени в лингвистической науке преобладала предметноцентристская установка. В последнее десятилетие в центр внимания выдвинулось коммуникативное содержание текста. Однако коммуникативный аспект текста выступает не как феномен, а как эпифеномен, который рассматривается как само собой разумеющееся свойство текста, привносящее в общее лингвистическое оформление определенные особенности. Но однозначного ответа на вопросы, какова сущность, субстанция эпифеномена коммуникативной функции пока не дано.

Не увенчались успехом попытки ответить на данные вопросы в рамках теории речевых актов (Остин, Серль, Грайс и др.). Будучи одной из популярных теорий лингвистической прагматики, она базируется, как известно, на трех основных понятиях речевые акты, внеречевые акты, ре-чевоздействующие акты и выдвигает в качестве единицы коммуникации не предложение или текст, а выполнение определенного действия. Эти три понятия есть конституенты целостной коммуникативной функции, но к этой сути теория речевых актов не подходит, ограничиваясь отдельными ситуативными высказываниями. В своей монографии, посвященной теории речевых актов, Б. Зандиг (1978) приходит к выводу, что в существующем виде данное направление для развития коммуникативной лингвистики бесперспективно.

На вышепоставленные вопросы пытается дать некоторые ответы программа соссюровскои семиологии, науки, направленной на изучение коммуникативных процессов и явившейся истоком развития функциональных тенденций в лингвистике. Функциональные аспекты концепции Ф. де Соссюра получили наибольшее развитие в работах членов Пражского лингвистического кружка, а ее абстрактно-структурная сторона изучалась глоссемантиками. В работах Ф. де Соссюра и его последователей была заложена основа теоретического осмысления функционирования языка.

В применении к тексту семиология - это лигвосемиотическая теория текста. Она содержит попытку изучить акты направленных коммуникаций, т.е. организованных коммуникативных процессов, а также детально рассмотреть общую модель коммуникативных процессов. Иными словами, в настоящее время активно развиваются семиотические исследования коммуникации, наметилась тенденция к эксплицитному выделению коммуникативных процессов, к поискам адекватных методов их анализа, к изучению знаковых систем любой степени сложности, с помощью которых реализуются коммуникативные процессы.

Семиология вырастает из общего языкознания, надстраиваясь над ним; она анализирует максимально общие принципы передачи содержательной информации, отказывается от постулатов, выполняющихся только для естественных языков. В отличие от естественных языков семиология оказывается наукой, направленной на изучение искусственных кодов, причем произвольных, под которыми понимается система ковенций идеального характера. Этим семиология отличается от семиотики Пирса-Морриса, для которой знак связан с понятием единичной материальной сущности.

В предлагаемой диссертации представлена концепция текста, основу которой составляют также направленные, организованные коммуникативные процессы, которые также эксплицируются с помощью кодов как систем знаков. На этом сходство ограничивается. Основная разница состоит в том, что хотя в основе семиологической концепции коммуникации и находятся категории смысла (сигнификативный аспект), но в семиологии отсутствует деятельность производства смысла. В предлагаемой концепции текста основу составляет деятельность по производству коммуникативной функции, а следовательно и смыслов текста, которая реализуется не в произвольных кодах, а кодах-нормах, установленных или принятых в обществе на основе закономерностей коммуникативно-речевой деятельности.

Коммуникативно-речевая деятельность, результатом которой является текст, является деятельностью духовно-практической. При этом ее духовная, идеальная составляющая противопоставлена материальной (философское определение идеального звучит как материальное, пересаженное в человеческую голову и переработанное в ней Философский энциклопедический словарь, 1983:197), а практическая составляющая означает ориентацию на продукт, готовый результат, т.е. на пользователя, адресата.

Аспект адресата становится центром внимания коммуникативно-речевой деятельности, которая выявляет два аспекта 1) активное воздействие на адресата с целью влияния на него и 2) адаптацию адресата к этой цели.

Ориентированность на адресата коммуникации является следствием рассмотрения текста как глобального знака, принятого в данном исследовании. Знак в данном случае трактуется через его включенность в деятель-ностные и поведенческие структуры (Выготский Л.С, Леонтьев А.Н.) и рассматривается, таким образом, не как материальная сущность, а как код, как идеальный конструкт, в котором заложена программа создания и восприятия коммуникативного содержания текста, как одной из двух подсистем текста как законченного словесного произведения (другой подсистемой является фактуальное содержание текста).

Публицистический стиль как система функционирования речевого жанра ПП

Публицистика представляет собой средство оперативного воздействия на массовую аудиторию в целях ее политической, идеологической и социальной ориентации, политического и идеологического руководства ею. Регуляцию и преобразование общественных процессов публицистика производит через политическую активизацию аудитории, через побуждение людей к общественно-направленному действию, оценке, через включение их в систему интересов конкретного социального организма (государства, партии, класса, социальной группы). Публицистика способствует регуляции общественных процессов массовым распространением образцов социального поведения (Ученова В.В., 1971:18).

Процесс распространения образцов социального поведения сопровождается убеждением, иногда даже «навязыванием» вариантов понимания действительности и отношения к ней. Однако своеобразие этого навязывания состоит в том, что оно не воспринимается, как диктат и приказ, как однозначное требование соблюдения норм, которые свойственны юридической или хозяйственно-административной сферам управления. Публицистика - это всегда «разговор на равных». Беседа, а не командование, сплочение единомышленников убеждением, а не приказом.

Публицистический текст, итог освоения действительности публицистом, должен выражать содержание, доступное для восприятия широкой аудитории, учитывающее особенности определенного уровня сознания. В отличие от специализированных типов духовной деятельности, фиксирующих результаты в специализированных текстах, публицистика по характеру задач литература «для всех». И это, естественно, накладывает определенные требования на характер и качества ее «продукта». Чтобы достичь своей цели, публицистические тексты должны быть доступны, понятны массовой аудитории: эмоционально заразительны, убеждающе ло гичны, не идти вразрез с повседневным практическим жизненным опытом тех, кому они адресованы. Нарушение любого из этих требований создает «заслон» для эффективного воздействия публицистического слова.

Эффект, рассчитанный на массовость, лишь в редких случаях может одновременно достигать и глубины воздействия. Публицистика рассчитывает на оперативность и «разовость» массовой социальной отдачи, на создание общественного настроения, подчас нестойкого и преходящего, но не проходящего без следа. Разовые воздействия наслаиваются друг на друга, последовательность их, целенаправленно ориентированная на достижение актуального действия, достигает значительной глубины, затрагивает мировоззренческие основы личности, а не только область ее импульсивных реакций.

Цель того типа управления социальными процессами, которое осуществляется посредством публицистики - актуальная концентрация мнений и действий массовой социальной общности - публики. Это - объединение действий людей на основе объединения социальных интересов и мнений ради достижения намеченных результатов в руководстве общественными процессами. Вызвать интерес, сознательное отношение, убеждение - таковы этапы воздействия публицистического слова на личность. Но они важны не столько сами по себе, сколько ради влияния на действия личности, ради социально-преобразовательного резонанса.

Ведущие характерологические признаки публицистического стиля: - открытая, «подчеркнутая» выраженность авторского «я»; - социально-оценочный характер изложения; - чередование стандартных и экспрессивных языковых средств; - равноправие логических и образных элементов в повествовании; - межстилевой характер используемых единиц, широкое введение элементов разговорной речи (Медведева СЮ, 1984:84). Основными особенностями публицистических текстов (как и других текстов массовой информации) является их многофактурность (комплексів ный текст, включающий разные знаковые системы языковые и изобразительные - в органичном единстве), вторичность, наличие четкой композиции (деление на композиционные звенья, членение информации на тему, подтему, субподтему и микротему).

Из сказанного мы можем сделать вывод, что основная цель публицистики это сообщение информации. В журналистике распространена традиционная трактовка информации, когда под ней понимают отражение достоверных фактов любых областей жизни, знать и понимать которые необходимо каждому члену общества для жизни в нем, т.е. общезначимых, актуальных и дискуссионных фактов.

Публицистика не должна ограничиваться бесстрастной передачей сведений. Информацию, поставляемую действительностью, публицистика преобразует и «кодирует» текстами, строящимися по особым законам. Эти законы должны обеспечивать возможность не только рационально-информативного, но и ценностного и эмоционального общения публициста с аудиторией.

Все выше сказанное о публицистике характерно для журнального варианта публицистического стиля. Отличительной особенностью данного варианта является то, что приоритетом при подаче информации является не оперативность информирования аудитории, а серьезный анализ и сопоставление фактов, их оценка и взвешенный комментарий.

Журнал, темами материалов которого явялются события в политической, экономической, социальной, культурной жизни общества рассчитан на наиболее подготовленную интеллектуальную часть читательской аудитории. Представители данной части аудитории нередко используют другие, более оперативные СМИ (газеты, телевидение) для получения первичной информации, а затем обращаются к журналу с целью повышения уровня информированности и изменения качества информации в сторону анализа и оценки.

Журнал как средство массовой коммуникации представляет собой институциональную форму социально-активного опосредования массовой коммуникации, организованной внутри себя системой устойчивых структур, стереотипов, схем, узаконенных общественным опытом - разнообразных речевых жанров. Это редакционные статьи, аналитические статьи, комментарии, интервью, очерки, эссе, фельетоны, заметки и т.д.

Речевой жанр ПП является одним из диалогических жанров в рамках журнального варианта публицистического стиля. Для исследования ПП необходимо дать определение понятия «полемика» и сравнительное описание других современных диалогических жанров публицистического стиля, формирующих среду существования интересующего нас жанра.

Лингвотекстовые особенности жанрового варианта „полемический диспут" (ПД)

„Полемический диспут" (далее ПД) представляет собой разновидность „полемической рубрики" в журналах „Der Spiegel", „Focus", „Profil", которая по своему жанровому содержанию является полемикой (оппоненты представляют и защищают противоположные точки зрения, пытаясь настоять на своем мнении и убедить читателя в своей правоте) и обладает комплексной жанровой формой, которая задана жанрами-прототипами, в первую очередь речевым жанром «диспут» (нем.: „Streitgesprach"), а также, в зависимости от журнала, выявляет принадлежность к жанрам: - круглый стол, интервью (журнал „Der Spiegel"): в диспуте активное участие принимают редакторы, которые не только задают вопросы полемистам, но и дают оценку и комментарий их высказываниям в ходе беседы; интервью (журнал „Focus") в меньшей степени: редактор формулирует начальный вопрос, являющийся посылкой к спору участников, затем диспут развивается самостоятельно без вмешательства редактора, который только в конце беседы подводит полемистов к заключению; - интервью (журнал „Profil"): редактор по ходу дискуссии задает вопросы полемистам, тем самым направляя их спор, но не дает оценок и не комментирует их мнения.

Рассмотрим далее, как реализуется инвариантная модель ПР в жанровом варианте ПД, собственная модель которой конструируется последовательно, в соответствии с внешней композиционной структурой ПД, состоящей из метаинформационного комплекса, вступительной части, собственно полемической части и заключительной части.

С метаинформационного комплекса начинается воздействие на эмоционально-психическую и логико-рациональную сферу сознания читателя. В статьях ПД метаинформационный комплекс включает заголовочный комплекс (заголовок и подзаголовок), собственно метаинформацион-ную часть и внутритекстовые подзаголовки.

Заголовки ПД выполняют функцию привлечения внимания читателя/адресата, контактоустановления и заинтересовывания, поэтому они психологически действенны и оригинальны. Заголовки ГІД в абсолютном большинстве случаев представляют собой цитаты из текста - высказывания или короткие фрагменты высказываний одного из участников полемики. Для заголовка выбираются экспрессивные и неожиданные высказывания, которые представляют собой оценки, оформленные метафорически, аргумент в пользу своей точки зрения, вывод, мораль. Но заголовок, как правило, не раскрывает тему обсуждения (в ПД функцию определения темы выполняет подзаголовок), принадлежность цитаты также не указывается. Эти особенности оформления заголовка ПД создают «сенсацию», вызывают интерес читателя к содержанию полемики.

Типовым синтаксическим оформлением заголовков являются: - простые двусоставные предложения: „Wir schaffen es schneller" - I(S):6, - неполные предложения без сказуемого - „Ein Spiel mit dem Feuer" -I(S):12; или без подлежащего со смысловым или вспомогательным глаголом в императиве - „Erhalte mir das Ungliick!" - I(S):8.

С целью привлечь внимание читателя, вызвать его интерес к предполагаемому обсуждению редактором выбираются яркие высказывания полемистов, типовой основой которых являются: метафорическое сравнение: „Die Uni ist kein Friseurladen" - I(S):7; метафора: "Ein Spiel mit dem Feuer" - I(S): 12,

Подзаголовки вместе с заголовком формируют заголовочный комплекс, который представляет собой бифункциональное образование. Если в задачу самого заголовка входит привлечение внимания читателя к статье, создание эмоциональной базы для восприятия полемики, то подзаголовок информирует читателя о том, кто принимает участие в обсуждении (как правило, указывается имя, должность, партийная принадлежность полемистов) и называет в общем тему или круг тем полемики. Подзаголовки ПД могут быть краткими или развернутыми: 1. Краткие подзаголовки представляют собой неполные предложения, в котором отсутствует сказуемое, но имеется управление предполагаемо го глагола (streiten, sich auseinandersetzen, diskutieren iiber etw.). При перечислении однородных дополнений нередко опускается определенный артикль: - Joschka Fischer und Guido Westerwelle fiber Reformen, Besitzegoismus und Konkurrenz zwischen Grtinen und FDP I(S):5 2. Развернутые подзаголовки имеют две разновидности: а) Подзаголовок состоит из вопроса и уточнения. В виде вопроса сформулировано основное задание полемистов: именно на этот вопрос они должны ответить в ходе беседы. Вопрос в подзаголовке служит для установления контакта с читателем, дает толчок его мыслительной деятельности. Уточнение содержит информацию о том, кто участвует в полемике, и дает более общее (по сравнению с вопросом) определение темы. С синтаксической точки зрения вопрос сформулирован в виде вопросительного двусоставного предложения; уточнение представляет собой неполное предложение, в котором отсутствует сказуемое, или простое распространенное предложение.

Лингвотекстовые особенности жанрового варианта „полемическое интервью" (ПИ)

К жанровому варианту „полемическое интервью" (ПИ) отнесены статьи под рубрикой "pro & contra" в журнале "Focus", в рамках которой под общим заголовком печатаются два текста - высказывания оппонентов на одну тему, представляющие собой противоположные мнения. В отличие от жанрового варианта ПД, внешняя диалогичность здесь создается искусственным путем: для подготовки данного материала редактор высылает оппонентам по факсу или задает по телефону вопросы, ответы на которые затем оформляет в единый текст, преобразуя их в краткие монологическое тексты, которые затем сопоставляются на журнальной полосе. При этом у читателя формируется впечатление, что оппоненты ведут друг с другом диалог.

Текст ПИ представляет собой сжатый рассуждающий текст ответ на вопрос «интервью» - где один за другим приводятся аргументы в пользу выдвинутого тезиса. Точка зрения противника в собственном тексте, как правило, не приводится и не анализируется участниками полемики. Их мнения сталкиваются путем сопоставления статей на журнальной полосе. Выводы носят краткий обобщающий характер, полновесный вывод предоставляется сделать читателю.

Коммуникативная ситуация в ПИ выглядит следующим образом: редактор своим вопросом дает посылку к рассуждению каждого из коммуникаторов-полемистов. Их рассуждения презентируются независимо друг от друга, читатель/адресат, ради которого ведется полемика, может начать чтение рубрики с любого из текстов. Коммуникативная ситуация в ПИ отличается от коммуникативной ситуации в ПД однонаправленностью коммуникации от редактора к коммуникантам. Редактор присутствует «незримо», о его участии в коммуникации свидетельствует сформулированный в виде вопроса заголовок статьи. Представим схему данной коммуникации:

Перейдем к построению информационной модели жанрового варианта ПИ. Первым элементом композиции ПИ является метаинформаци-онный комплекс, который состоит из заголовка и собственно метаинфор-мации.

В жанровом варианте ПИ заголовок формулируется в виде вопроса, определяя тем самым основную проблему статьи: „Soil das Werbeverbot fur Heilberufe abgeschafft werden?" П:І, „Einheitliche Regeln fiir die

Weltwirtschaft?" - 11:4, „Haftsrrafen fiir Arbeitslose, die schwarzarbeiten?" - 11:6. Исходное семантическое значение вопросительного предложения утрачивается, вопрос приобретает новое коммуникативное значение: посредством вопроса происходит установление контакта с читателем, дается толчок его мыслительной деятельности, программируется ход последующего изложения.

С синтаксической точки зрения заголовки представляют собой: - простые двусоставные неосложненные предложения, используется временная форма Prasens Passiv, простое глагольное сказуемое сфор мировано вспомогательным глаголом sollen и смысловым глаголом: Sollte ein Zukunftsfonds fur Kinder eingerichtet werden? 11:8 - неполные односоставные предложения, в которых отсутствует сказуе мое:

Fordergeld fur Hilfe im Haushalt? 11:2 К метаинформационному комплексу относятся также две выделенные с помощью графических средств цитаты, представляющие собой суждения полемистов и являющиеся основным аргументом в пользу сформулированной ими позиции по обсуждаемому вопросу. Данное предложение взято в кавычки, но не всегда является дословной цитатой из текста, а обработано редактором, например: предложение в тексте: Durch nicht sachgerechte Werbung fur arztliche Leistungen konnten Hoffnungen geweckt werden, die gar nicht einzulosen sind. - составляющая метаинформации: «Es konnten Hoffnungen geweckt werden, die gar nicht einzulosen sind.»

В речевом оформлении метаинформационного комплекса ПИ используется тематическая общественно-политическая лексика. Употребление эмоционально-образных и экспрессивных средств, а также средств стилистического синтаксиса не является для ПИ типовым. Это обусловливается серьезностью обсуждаемой проблемы, лаконичностью изложения в целом, а также продуманным, выразительным графическим оформлением ПИ.

Рассмотрев отдельные элементы метаинформационного комплекса, мы можем сделать вывод, что в ПИ данная часть внешней композиционной структуры играет особую роль. Метаинформационный комплекс не только выполняет функцию привлечения внимания и заинтересовывания читателя, но благодаря своему оригинальному композиционному и графическому оформлению представляет собой информационный каркас полемики (II: 1):

Похожие диссертации на Речевой жанр "публицистическая полемика" и его лингвотекстовые особенности