Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Ушаков Виталий Викторович

Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях
<
Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ушаков Виталий Викторович. Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Ушаков Виталий Викторович; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2010.- 149 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические вопросы исследования .

1.1 Проповедь как вид риторического дискурса 11

1.2 Цели и функции проповеди 16

1.3. Участники проповеди. Адресант, адресат и «высший нададресант» проповеди 19

1.4 Особенности реализации воздействия в современной проповеди 23

1.5 Композиционные особенности проповеди 37

1.6 Формы построения проповеди 46

1.7 Лексико-синтаксические особенности проповеди 50

1.8 Роль просодии в реализации целей проповеди 54

Выводы по Главе I 57

ГЛАВА II. Методика проведения экспериментально-фонетического исследования .

2.1 .Отбор материала исследования 60

2.2.Структурно - лингвистический анализ материала 60

2.3. Аудиторский анализ 60

2.4. Электроакустический анализ 62

2.5 Функциональный анализ 63

ГЛАВА III. Лингвистическая интерпретация результатов экспериментально - фонетического исследования .

3. Анализ структуры проповеди 64

3.1. Вступление 64

3.2. Основная часть проповеди 75

3.3 Заключение 94

4. Роль просодии и других риторических средств в формировании образа успешного проповедника 96

5. Сравнительное исследование проповедей середины XX и начала XXI века 103

5.1 Структура проповеди 103

5.2 Лексико-синтаксические средства 107

5.3 Просодические средства 109

Выводы 116

Заключение 126

Библиография 128

Приложение 139

Введение к работе

Данная работа представляет собой экспериментально-фонетическое исследование, основная цель которого состоит в изучении роли просодии в реализации функции воздействия в проповедях английских священнослужителей.

До настоящего времени лингвистический анализ богословских текстов не был в центре научных изысканий отечественных лингвистов. Вопросы языка и религии в основном рассматривались с исторической, культурологической, социологической и религиоведческой позиций, тогда как за рубежом проповедь активно исследовалась как с позиций композиционного построения и лексико-синтаксического наполнения, так и с точки зрения ее риторической направленности и основ эффективной коммуникации. Зарубежные.исследования проповеди с позиций гомилетики, как раздела риторики, представлены работами Ф.Крэддока, Дж.Минза, Д.Браги, Х.Роббинсона. Их труды являются учебными пособиями по всем этапам подготовки проповеди. В работах Д.Баттрика и С.Киллинджера проповедь рассматривается как особый жанр, для которого характерна специфическая структура и особые средства языковой выразительности. В книгах Г.Адамса и Дж.МакКлюра проповедь исследуется, как неотъемлемая часть богослужения, ее место и задачи в религиозной коммуникации. [Craddok 1985, Buttrick 1987, Killinger 1996, Adams 2000, McClure 2001]. Д.Кристал в работе "Language and Religion" осветил вопросы места, религии в жизни англичан и проанализировал социо-культурные факторы, влияющие на манеру речи проповедника.

Изучение проповеди как разновидности публичной речи представляет большой интерес, так как в профессиональной активности священнослужителя значительная часть времени приходится на речевую коммуникацию, следовательно, его проповеди являются одним из главных

инструментов воздействия на аудиторию. Так как проповедь представляет собой, прежде всего, звучащий текст, представляется, что именно просодия играет ключевую роль в ее эффективности и успешности у аудитории.

Проповедь как специфический вид языковой коммуникации привлекает к себе пристальное внимание специалистов в области риторики, теории коммуникации, прагматики текста, психологии, социолингвистики, теории интонации и фоностилистики.

Ввиду того, что исследование проповеди, как разновидности публичной речи, предполагает совмещение фундаментальных основ различных отраслей знаний, теоретической базой исследования послужили работы по:

риторике и теории аргументации (Аристотель, С.С.Аверинцев, А.Н.Баранов, Н.А.Безменова, М.Л.Гаспаров, Р.Гроотендорст, В.З.Демьянков, Ж.Дюбуа, Х.ван Еемерен, Ю.В.Рождественский, П.Хаутлоссер, P.Kristeller).

функциональной стилистике (И.В.Арнольд, М.М.Бахтин, В.В.Виноградов, И.Р.Гальперин, М.Н.Кожина, В.В.Одинцов, М.Я. Цвиллинг, Л.В..Щерба);

- лингвистике текста (И.В.Арнольд, И.Р.Гальперин, Г.В.Колшанский,
В.А.Кухаренко);

публицистике (А.Н.Васильева, Л.И.Власова, М.А.Вещикова, М.Л.Дьякова, Л.П.Кайда, А.И.Кожин, О.А.Крылова, Г.Я.Солганик);

прагматике текста (Н.Д.Арутюнова, Г.П.Грайс, Е.В.Падучева, Дж.Серль, J.Austin, R.Ballmer, T.A.van Dijk, G.Leech);

В отечественной лингвистике исследованию проповеди сейчас уделяется пристальное внимание. С позиций риторики рассматривает православную проповедь А.К.Михальская [Михальская А.К., 1992; 1996]. Безусловно, необходимо упомянуть докторскую диссертацию О.А.Прохватиловой, в которой исследуется речевая организация православной проповеди и молитвы [Прохватилова О.А., 2000]. Эволюция

жанра проповеди в новоанглийский период была исследована Н.М Кукушкиной [Кукушкина Н.М., 2005]. Также английская проповедь с точки зрения диктемного строя текста была проанализирована в работе Н.Ю. Ивойловой [Ивойлова 2003]. Изучая эффективность построения проповеди, нельзя не отметить роль просодии в реализации ее целей. Тем не менее, исследований, посвященных просодическому анализу проповеди в британском варианте английского языка, еще не проводилось.

Актуальность данной работы обусловлена возрастающим интересом современной лингвистики к изучению языковой специфики религиозного дискурса, в частности, проповеди как разновидности публичной речи, а также к вопросам взаимодействия просодических и лексико-синтаксических средств в обеспечении ее прагматической направленности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые исследуется прагматическая функция просодии на материале английской проповеди, рассматривается роль и особенности взаимодействия просодических и лексико-синтаксических средств в реализации замысла проповедника и обеспечении эффективного воздействия на аудиторию. Проповедь исследуется с учетом ее национально-культурной специфики и потребностей современного общества.

Объектом данного исследования являются английские проповеди, запись которых осуществлялась непосредственно в момент выступления проповедника перед аудиторией в церквях- Великобритании.

Предметом исследования в настоящей диссертации выступают просодические и лексико-синтаксические средства, реализующие функцию воздействия в исследуемых проповедях.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей употребления языковых, в первую очередь просодических средств, обеспечивающих успешность реализации учебно-просветительских и духовно-назидательных

задач проповедника. В соответствии с общей целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. изучить особенности реализации законов классической и современной риторики в обеспечении прагматической эффективности проповеди;

  2. подвергнуть анализу просодические средства реализации информационной структуры проповеди как на акустико-перцептивном, так и на функциональном уровне;

  3. рассмотреть специфические способы реализации воздействия в проповеди и роль просодических, а также лексико-синтаксических средств в обеспечении ее эффективности;

  1. провести сравнительный анализ проповедей середины XX и начала XXI века с целью выявления изменений в использовании риторических, в том числе просодических, а также лексико-синтаксических средств в речи проповедника;

  2. определить роль просодических, а также лексико-синтаксических средств в формировании образа эффективного проповедника. Материалом исследования послужили аудиозаписи 40 проповедей,

записанных во время службы в англиканских приходах Великобритании, общая продолжительность которых составляет 25 часов.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней устанавливается роль просодических средств в обеспечении прагматической направленности проповеди, оптимизации взаимодействия участников религиозного дискурса и формировании индивидуального стиля проповедника. В ходе исследования установлены специфические средства реализации воздействия, выявлены средства аргументации, присущие звучащим религиозным текстам, проанализировано композиционное построение проповеди.

Практическая ценность определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в курсах теоретической и практической (ронетики английского языка, стилистики, риторики, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.

Для решения выдвинутых задач в работе используется комплексная методика исследования, включающая аудиторский, электроакустический и функциональный типы анализов с последующей лингвистической интерпретацией.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Комплексный риторический подход, включающий в сферу рассмотрения категории логоса, пафоса и этоса, т.е. воздействие на интеллект и эмоции аудитории, а также социокультурный контекст порождения и восприятия речи, позволяет создать наиболее полное представление об особенностях проповеди как разновидности публичной речи и установить роль просодии в реализации ее целей.

  2. Просодия во взаимодействии с лексико-синтаксическими средствами играет ключевую роль в реализации целей проповеди.

  3. Просодия выступает маркером характера взаимоотношений проповедника с аудиторией, социокультурного контекста и национально-специфических особенностей британского религиозного дискурса. Современная проповедь отличается большей демократичностью и нацеленностью на контакт с аудиторией, нежели образцы середины прошлого столетия, что находит свое отражение в ее просодическом оформлении и свидетельствует об эволюции церкви как общественного института и отношения общества к ней.

  4. Эффективные проповедники обладают особым репертуаром риторических, в том числе просодических средств, направленных на обеспечение воздействия на аудиторию.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования были предметом обсуждения на заседаниях и семинарах кафедры английской фонетики МПГУ (2008-2009). По теме диссертационного исследования опубликовано 3 статьи, в том числе статья в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и научная новизна, формулируется основная цель и конкретные задачи, определяются методы исследования, указывается теоретическая значимость и практическая ценность исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, а также устанавливаются объем и структура диссертации.

В первой главе рассматриваются теоретические проблемы гомилетики как науки о составлении и изложении проповеди, ее цели и функции, участники проповеднического дискурса, подходы к изучению проповеди с позиций риторики, характер воздействия в публичном выступлении, а также структурные и лексико-синтаксические особенности текста проповеди.

Во второй главе определяется экспериментальный материал, излагается методика проведения комплексного структурно-лингвистического, аудиторского, электроакустического и функционального анализов.

Третья глава посвящена лингвистической интерпретации результатов. комплексного анализа.

В выводах подводятся итоги проведенного комплексного экспериментально-фонетического исследования.

В заключении обобщаются итоги проведенного исследования и намечаются пути дальнейшего использования полученных результатов.

Библиография содержит список использованной литературы, состоящий из 143 наименований, по вопросам, рассматриваемым в диссертации.

В приложении содержится пример современной английской проповеди, которая, наряду с другими была подвергнута комплексному лингвистическому анализу и оценена аудиторами-носителями языка как наиболее успешная.

Участники проповеди. Адресант, адресат и «высший нададресант» проповеди

Представляется, что, как и в любом культурно-речевом взаимодействии людей, в сфере риторической коммуникации существуют определенные национально-культурные и социокультурные стереотипы, определяющие характер речевой деятельности. В этом смысле характер риторической деятельности проповедника обусловлен социокультурными нормами, или нормами этоса. В британской риторической практике также отмечаются ярко выраженные национально-специфические черты, а именно, стремление не вторгаться на «личное пространство» слушателя, отсутствие догматизма, ирония и самоирония, и т.д.

В рамках данного исследования представляется уместным кратко описать специфику англиканской церкви и особенности взаимодействия проповедника с прихожанами. Англичане - христиане, исповедующие преимущественно протестантизм, представленный англиканской церковью. Исторически, своим появлением англиканская церковь обязана Генриху VIII, который разорвал отношения с Римской католической церковью. Окончательный облик англиканства сложился во время царствования Елизаветы I во второй половине XVI века в виде "via media" (срединный путь) между классическим католицизмом и континентальным протестантизмом. В этот период была завершена разработка "Книги общих молитв" и 39 документов, содержащих основу англиканского вероучения. Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. В английской теологии изначально сложилась традиция не создавать какие-либо теологические дефиниции, поскольку именно они являлись причиной расколов в раннем и средневековом христианстве. В разнородности теологических формулировок англикане усматривают богатство содержания и ценностей христианства. По их убеждению, разнородные концепции христианства ведут к более глубокому пониманию истин Откровения. В связи с этим в англиканской теологии сложилось понятие comprehensiveness (всеохваченность, всесторонность), что позволяет осуществлять тот самый «срединный путь» в интерпретации истин и в формировании религиозных основ жизни. Возможно, что именно возможность верующего принять личное решение в выборе того, что считать истинным, повлияло на формирование британского национального характера в виде, описанном выше.

Аудитория богослужебной проповеди, как правило, знакома проповеднику. Он знает не только ее состав и особенности своих слушателей, но и то, чем они живут, что их волнует в настоящий момент. Все это отражается на выборе темы проповеди, на подборе иллюстраций, на стиле изложения. Таким образом, слушатели в определенной мере являются соавторами проповеди. Обычно после мессы прихожане могут подойти к проповеднику и задать интересующие их вопросы — происходит своеобразный отложенный диалог между священнослужителем и слушателями, который играет роль определенной обратной связи и может помочь проповеднику понять, что от него хочет услышать аудитория, на какие аспекты стоит обратить более пристальное внимание. Такой подход к взаимодействию с аудиторией полностью укладывается в современные теории коммуникации, где не воздействие, а взаимодействие становиться мерилом эффективности публичной речи.

Очевидно, что успех публичной речи в значительной степени зависит от готовности слушателей стать участниками риторической деятельности. В этой связи особое значение приобретает разработка принципов, обеспечивающая успешность двусторонней коммуникации [Фрейдина, 2005, с. 53-54]. Важную роль играет также анализ аудитории по целому ряду параметров (пол, возраст, социальный и профессиональный статус, уровень образования и т.д.), который позволяет оратору составить ее обобщенный портрет и соотнести свои цели и задачи с интересами и потребностями аудитории [там же: 53].

Нельзя не согласиться с Г.А.Агеевой, что адресат проповеди представляет собой специфическую, особую социально-психологическую группу, объединенную в рамках категории «религиозная вера». Интегральными признаки паствы, как особого типа аудитории являются:

1. Принадлежность к одной конфессии и обусловленное этим единство религиозных воззрений. Так реализуется объединяющая функция проповеди.

2. Общий код (язык сообщения).

3. Общий район проживания - приход обычно посещают люди, живущие неподалеку, многие из них являются соседями, знакомыми или друзьями.

4. Приблизительно равный объем фоновых и специальных религиозных знаний, обусловленный предшествующим совместным опытом.

5. Внутренняя готовность к получению религиозной информации [Агеева, 1998].

Как бы не был важен фактор аудитории, все же важнейшим агентом риторической модели проповеди является языковая личность проповедника. Термин «языковая личность», введённый Ю.Н. Карауловым, определяется как «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), а с другой - по уровням языка» [Караулов, 1987, с. 29]. Иными словами, «языковая личность есть личность, выраженная в языке (текстах) через язык, есть личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств» [там же, 38]. Продуктом речевой деятельности языковой личности является некоторая совокупность текстов, составляющих её идиолект в широком понимании этого слова, где идиолект - это «вообще реализация данного языка в устах индивида, то есть совокупность текстов, порождаемых говорящим и исследуемых лингвистом с целью изучения системы языка» [Виноградов, 1990]. В узком смысле под идиолектом понимают «только специфические речевые особенности данного носителя языка» (там же), что сближает идиолект с индивидуальным стилем -«системой содержательных и формальных лингвистических характеристик, присущих произведениям определенного автора, которая делает уникальным воплощенный в этих произведениях авторский способ языкового выражения».

Как отмечают исследователи современной англоязычной проповеди, отличительной особенностью ее коммуникативного акта является необычный состав участников. Традиционные адресант (проповедник) и адресат (прихожане) подразумевают участие третьего «скрытого коммуниканта» -Бога, который выступает одновременно и как «скрытый нададресант», и как «скрытый нададресат». «Нададресантность» проповеди заключается в том, что проповедник выступает в особом качестве связующего звена между Богом и человеком, доносящим Слово Божие до людей. «Нададресация», как правило, находит свое воплощение в обращении к Богу в молитве, часто предваряющей или завещающей проповедь, например:

"May the words of ту month and the meditation of all our hearts and minds be now and always acceptable in your sight, О Lord our strength and our Redeem. Amen." [Ивойлова, 2003, c.7].

Роль просодии в реализации целей проповеди

Как уже отмечалось выше, проповедь, прежде всего, представляет собой звучащий текст. В последнее время пристальное внимание уделяется просодической составляющей устного текста, так как текст связан с речевой деятельностью, которая не мыслима без связи говорящего с ситуацией и факторами, характеризующими отправителя речи в различных аспектах.

Научные исследования в этой области можно условно разделить на интонологические исследования, посвященные исследованию семантики текстовой просодии, прагмафонетические исследования, которые направлены на выявление роли просодии в реализации речевого воздействия, фоностилистические исследования, где просодия рассматривается с точки зрения ее участия в формировании того или иного интонационного стиля и риторические исследования, где просодическая составляющая публичной речи рассматривается с позиций риторики. Этот подход представлен работами Е.Л.Фрейдиной, О.И.Голошумовой, Ю.М.Сейранян, С.А.Брантова и др. Очевидно, что все четыре направления тесно связаны друг с другом и в совокупности предлагают достаточно полное представление о функционировании просодических единиц в звучащем тексте. Представляется, что для данного исследования роли просодии в реализации функции воздействия в проповеди наиболее актуальными становятся риторический подход, который позволят в наиболее обобщенном виде установить возможности просодических средств в реализации речевой позиции говорящего и обеспечении адекватного восприятия сообщения аудиторией.

Основной целью проповедника является реализации учебно-просветительских и духовно-назидательных задач, то есть донесение и толкование Священного Писания, а также объяснение того, как применить полученное религиозное знание в своей жизни. Приоритетное значение здесь имеет способность просодии выделять наиболее важные в смысловом отношении единицы текста, т.н. ключевые фразы или доминантные идеи, подчеркивая главное на фоне второстепенного, новое на фоне старого, существенное на фоне несущественного. Данные единицы особенно информативны, поскольку они реализуют и содержательно-структурный компонент текста и его прагматическую направленность. В этом случае можно говорить о том, что просодия участвует в реализации логоса ораторского выступления. Способность просодии выражать широкий спектр эмоционально-модальных значений делает ее важнейшим средством эмоционального воздействия, тем самым реализуя риторический пафос. Она также является маркером социокультурных отношений и участвует в формировании образа проповедника, то есть этоса публичного выступления. Таким образом, можно сказать, что просодические средства создают проповедь как законченное риторическое произведение. В рамках данной работы в Главе III проведено диахроническое исследование, целью которого было установить тенденции в использование проповедниками двух различных периодов просодических и других риторических средств с целью обеспечения прагматической направленности проповеди. Представляется, что изменения, произошедших в британском обществе, нашли свое отражение и в языке проповедников. Следует отметить, что роль просодии в реализации функции воздействия и в качестве маркера социокультурных отношений, ранее не исследовалась на материале англоязычных проповедей. Основное внимание уделялось письменной форме, что не позволяло полностью проанализировать, как священнослужитель добивается реализации основных задач проповеди. В Главе III данного исследования эти вопросы будут подвергнуты детальному анализу и систематизации.

Аудиторский анализ

Экспериментальный материал данного исследования составили записи проповедей во время службы в церквях Великобритании. В ходе анализа были отобраны аудиозаписи 30 современных проповедей и 10 проповедей середины XX века, запись которых проходила в момент их непосредственного произнесения в церкуи. Общий объем звучания материала составил 20 часов. Фрагменты проповедей продолжительностью более Зх часов, представляющие узкий корпус исследования, были подвергнуты подробному аудиторскому и электроакустическому анализу.

Отобранные проповеди были проанализированы с точки зрения их структурных составляющих. Структурный анализ заключался в определении композиции анализируемых речей (вступление, основная часть, заключение). Заключительный этап представлял собой выделение смысловых блоков, реализующих логическую структуру проповеди.

Цель аудиторского анализа заключалась в слуховой интерпретации просодических характеристик исследуемых сегментов текстов. В качестве аудиторов были приглашены 2 носителя британского варианта английского языка, а также отечественные специалисты в области фонетики английского языка, имеющие большой опыт аудирования.

Перед носителями языка стояла задача определить наиболее успешные проповеди с точки зрения их воздейственности на аудиторию.

Перед фонетистами - экспертами были поставлены следующие задачи:

1. Определить особенности реализации информационной структуры анализируемых речей в просодическом аспекте: выделить наиболее воздейственные участки проповеди и проанализировать средства их просодической реализации.

2. Выявить доминантные фразы, дать описание их тональных характеристик, учитывая ядерный тон, изменения тона, тональный уровень и диапазон, громкость произнесения, скорость произнесения; определить степень выделенности ядра информационного центра; определить наличие пауз и их характер.

При проведении аудиторского анализа были использованы следующие перцептивные градации по каждому признаку:

1. тональный уровень: низкий, средний, высокий; 2. тональный диапазон: узкий, средний, широкий; 3. тип ядерного тона: нисходящий: низкий, средний, высокий; восходящий: низкий, средний, высокий; нисходяще-восходящий; восходяще-нисходящий; ровный: низкий, средний, высокий; 4. диапазон ядерного тона: узкий, средний, широкий; 5. громкость произнесения фразы: пониженная, средняя, повышенная; 6. скорость произнесения фразы: медленная, средняя, быстрая; 7. длительность пауз: очень короткая, короткая, средняя, длительная, сверхдлительная. Материалом акустического анализа являются образцы, отобранные в результате аудиторского анализа. Экспериментальный материал был записан на персональный компьютер путем скачивания оригинальных проповедей (в формате трЗ) с официальных сайтов церквей Соединенного Королевства.

Данный этап работы включал членение звукового ряда проповедей на составляющие (предварительно отобранные высказывания) с помощью компьютерной программы Adobe Audition. Фрагменты проповедей были обработаны при помощи компьютерных программ Praat 4.0 и Speech Analyzer 3.0. Данные программы предназначены для ввода, обработки и исследования звуковых сигналов и позволяют получать абсолютные значения частоты основного тона отдельных звуков и значения среднего, минимального и максимального уровня частоты основного тона в выбранном отрезке в герцах и полутонах; абсолютные значения силы звукового давления отдельных звуков и среднего уровня силы звукового давления в выбранном отрезке в децибелах; абсолютное значение длительности выбранного отрезка в миллисекундах.

Поскольку в лингвистических исследованиях используются не абсолютные значения просодических параметров, а относительные, было произведено нормирование полученных данных. Так, в относительные единицы было переведено значение силы звукового давления. Нормирующим параметром выступало максимальное значение силы звукового давления в пределах выбранного отрезка. Значение силы звукового давления в относительных единицах вычислялось путем деления конкретного или среднеслогового значения в децибелах на общее значение данной интонационной группы. С помощью электро-акустического анализа были получены следующие данные, использованные затем в исследовании: уровневые и диапазональные значения показателей частоты основного тона в пределах интонационной группы (в полутонах); среднеслоговое значение силы звукового давления в пределах интонационной группы (в децибелах); значения средней скорости интонационной группы (в сл/с). Применение электро-акустического анализа позволило получить объективные данные о просодическом оформлении компонентов проповедей. Эти данные, с одной стороны, подкрепили результаты аудиторского анализа, а с другой, - составили отдельный материал для описания.

Роль просодии и других риторических средств в формировании образа успешного проповедника

В проповеди, как виде риторического дискурса индивидуальный стиль реализуется на всех этапах воплощения замысла проповедника. Личность автора проявляется и в его подходе к выбору и формулировке темы проповеди, и в особенностях структурно-композиционной организации текста, и выборе языковых средств, применении аргументации и манере исполнения.

Интересные наблюдения по поводу значения индивидуального стиля оратора делает Д. Кристал на основании речевого поведения воображаемого персонажа «проповедника Фреда Смита». «Его язык будет отличаться теми же чертами, что и язык других носителей английского языка; есть некоторые черты, характерные для проповеди, - определенные слова, грамматические структуры и особенно тональные характеристики голоса, которые будут использоваться независимо от того, кто произносит проповедь. Но Фред Смит - это Фред Смит, лингвистически и зрительно. Его физический облик, личность, происхождение отличают его от всех других носителей английского языка. У него есть любимые слова, обороты, он предпочитает определенные грамматические конструкции, он имеет тенденцию рассуждать определенным образом, например, использовать аналогии или метафоры. Его прихожане без сомнения знают эти свойства, особенно если он обладает ярким запоминающимся ораторским стилем, или наоборот, не обладает таковым» [Cristal, 1975]. Данные, полученные в процессе перцептивного и электроакустического анализов звучащих участков проповеди позволяют говорить о том, что наряду с лексико-синтаксическими средствами, просодический компонент речи проповедника предоставляет широкие возможности для проявления авторской индивидуальности в риторическом дискурсе. Можно утверждать, что просодия является важнейшим средством персонификации. Известно, что именно в звучащей речи высказывание приобретает свой истинный смысл, реализуя все многообразие социальных и индивидуальных оттенков. Использование всех компонентов просодического репертуара предоставляет обширные возможности для проявления авторской индивидуальности в риторическом дискурсе. Индикаторами индивидуального стиля могут служить все просодические характеристики: тональный уровень, степень варьирования тонального диапазона, предпочтение определенных просодических структур в позициях завершенности и незавершенности, использование пауз хезитации, риторических пауз, степень варьирования громкости.

Аудиторами-носителями языка были прослушаны проповеди, входившие в широкий корпус исследования, и среди них выделены наиболее успешные образцы с точки зрения реализации стоящих перед проповедником задач. Проведенное исследование позволило определить просодический репертуар, характерный для успешных проповедников, а также особенности просодического оформления эффективных с точки зрения воздействия на аудиторию проповедей.

В качестве примеров представляется уместным привести фрагменты успешных проповедей и выделить особенности используемого просодического репертуара, обеспечивающие ее прагматическую направленность. Первые два фрагмента взяты из проповеди священника Дэвида Тодда «My First, my, Last, my Everytliing», которую аудиторы-носители языка отметили как достаточно эффективную.

The most important place in the\universe\ thethrone room of eaven}\And it s not acant:\whatever- you think about the world)and\the state of itsyaffairs,( someone\is}in control.]Someone is seated on the/throne,\and you have spmeone there(who\фіпfa of {you.j)the Ноіу рігщ before his throne saying, "Grace and

peace to y ou... " Christians elsewhere will be told toy ray in the Spirit] Those requests thereforemave access to God s фгопе] God s throne room is accessible to sVoul if you re a hristian] That will come as a/suKpriseUolsome iurcheslwho think ъуои need certain\saints to pray\on your behalnifyou re going to Ьефеага]- oh io. \ \jHfe hearsXyouwhen уощргау. \\ Фонетистами-экспертами была отмечена большая вариативность просодического оформления выступления. Выделение информационных центров финальных интонационных групп происходит при помощи среднего или высокого нисходящего тона широкого диапазона, тогда как для нефинальных интонационных группа характерен средний ровный тон, что позволяет привлекать и поддерживать внимание аудитории.

\Well, it s 2007l How old are you going to be this/year?)You might not want tosfhink about thatSnow are you feeling at the]start of the yeari\Good Christmas for manyyiot so goodfor,some?Wamily fime?/Greati ood average,sliardiwork?ll All of the aJbove?\l imagine forborne of you/ryou could do with another\week off:\ you ve been looking afterypeoplelall Christmas the phrase- what did your last servantydie of?" has been on the tip of your tongue\morehan-4)ncej[I imagine for some of,you,)as children made demands for food and entertainment,! as husband or - vifeftmim or dad interrupted your rest withmore jobsrthat need your attention. \ \ На данном отрывке аудиторы отметили неформальный тон общения, обилие пауз хезитации, которые служат задачам формирования непринужденной тональности общения. Проповедник отдает предпочтение коротким интонационным группам, отделенным друг от друга короткими синтаксическими паузами, что обеспечивает эффективное восприятие речи на слух. Из особенностей просодического репертуара данного проповедника было отмечено большое количество сложных тонов — нисходяще-восходящий и восходяще-нисходящий.

В целом, успешность проповеди достигается за счет умелого варьирования просодического репертуара, что положительно сказывается на степени вовлеченности слушателей и общей воздейственности проповеди. Использование разговорного стиля способствует минимизации категоричности и назидательности в толковании положений Библии и положительно сказывается на образе проповедника.

Проповедь Энди Гиффена "Faithfulness and Adultery" также признана аудиторами эффективной и успешной. Следующие примеры иллюстрируют особенности ее просодического оформления, благодаря которым достигается ее успешность.

Похожие диссертации на Реализация прагматической функции просодии в английских проповедях