Введение к работе
Актуальность темы определяется все возрастающим интересом научной общественности к проникновению в сущность процесса речетворчества и к углубленному изучению в связи с этим того пласта языковых образований, который наиболее продуктивен при построении композиционно-семантического каркаса драматургического текста
В исследовании особое внимание уделяется монологической речи, относящейся не к спонтанному разговору, не к выступлению перед аудиторией, а к своего рода внутренней беседе человека с самим собой, при которой создается впечатление, что он обдумывает поступки, обстоятельства или ищет правильность решения стоящей перед ним задачи, рассуждая при этом вслух
В основе данного исследования лежит концепция профессора И Г Кошевой о различных типах сценической речи и о принципах последовательного развертывания глубинных компонентов сюжета в такие поверхностные структурные компоненты драматургического текста, какими являются мизансцены, сцены и акты
Объектом исследования является монолог как особая форма сценической речи, имеющая свои характерные признаки, позволяющие
И Г Кошевая О языке трагедии В Шекспира "Гамлет" Рефераты научно-исследовательских работ за 1959 Нальчик Кабардино-Балкарский Государственный Университет 1960
противопоставить ее ряду других единиц сценической речи (таких, как диалог и полилог)
Предметом исследования являются монологи, взятые из наиболее известных трагедий В Шекспира "Гамлет, принц датский", "Макбет", "Король Лир", пьесы Б Шоу, а также ряд пьес О Уайльда ("Веер леди Уиндермир", "Идеальный муж" и другие), которые позволяют посмотреть на монолог комплексно, не привязывая его ни к стилю определенного драматурга, ни к эпохе создания произведения Такой подход в выборе драматургических текстов позволил, как нам представляется, обнаружить некоторые типологически общие закономерности, лежащие в основе создания и функционирования сценического монолога2
Теоретическое значение исследования заключается в попытке выявить и систематизировать те внутренние и внешние признаки, которые определяют монолог как особую структурно-семантическую форму сценического текста, позволяющую драматургу выразить в ней основное фабульное содержание пьесы, раскрытое в плане мировоззренческого отношения автора к описываемым событиям, то есть выступить в виде той многогранной призмы, в которой через языковые средства преломляется психолого-социологическая и идеологическая позиция драматурга
Целью исследования является поиск путей теоретической интерпретации монолога как структурно-семантической единицы текста, функционирующей в рамках сценической речи
Из данной цели вытекают следующие обусловленные ею задачи
Описать сценический монолог с точки зрения его роли в построении сюжетной линии драматургического текста
Определить виды и типы сценического монолога
а) по его целевой установке,
б) по его коммуникативной направленности,
в) по его структурной организации,
г) по его отношению к информативности сообщаемого в нем
материала
3 Раскрыть соотношение монолої а и сценической речи
а) по его связи с внутренней и внешней сценической речью,
б) по положению, то есть связи с занимаемой им сценической
позицией,
в) по наличию или отсутствию определяющих его авторских ремарок
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что монолог
представляет собой пассивную форму сценической речи и как сценическая единица структурно не однозначен, а представлен тремя составляющими его видами, которые могут быть объединены в два классификационных типа с рядом дифференциальных и интегральных признаков
ИГ Кошевая Текстообразующие структуры языка и речи М МГПИим ВИ Ленина 1983
В связи с этим на защиту выносится положения о том, что монолог, во-первых, является пассивной формой сценической речи, во-вторых, монолог формирует сюжетную линию всего произведения, хотя эта функция проявляется по-разному в трех выделенных нами видах монолога
Научная новизна исследования заключается в следующем
1 Впервые сценический монолог был рассмотрен как пассивная форма
сценической речи, в которой ментальное рассуждение и логическое
> умозаключение преобладают над действием
Впервые сценический монолог был представлен дифференцированно в трех видах фабульно-проблематичном, фабульно-инструкционном и фабульно-итоговом, каждый из которых в зависимости от цели высказывания, характера связи со сценической речью и коммуникативной направленности сообщаемых фактов наделен фабульно-интригующим, фабульно-командным, (то есть инструктивным) и фабульно-завершающим значением
Впервые сценический монолог был подвергнут структурному анализу по характеру его распадения на три составные части в фабульно-проблематичном и фабульно-направляющем видах и сужению этих частей в фабульно-итоговом виде
Впервые монолог был семантически представлен как единство его смысловой основы и периферийных частей, дополняющих, объясняющих и детализирующих эту смысловую основу
Впервые сценический монолог раскрыт в его связи с внутренним и внешним видами сценической речи, при которой выделены две взаимоисключающие линии адресной связи
а) центробежная, идущая от актера, произносящего монолог, к зрителю,
б) центростремительная, идущая от актера и возвращающаяся на него
самого как отправителя и получателя информации
6 Впервые сценический монолог представлен как смысловой узел
сюжетной канвы драматургического текста, через который автор
передает
а) во-первых, сюжетную фабулу произведения,
б) во-вторых, свое мировоззренческое отношение к окружающей его
действительности
7 Впервые показано, что именно в монологе мировоззренческая позиция
драматурга представлена через конфронтацию положительной и
отрицательной оценок сценической речевой ситуации путем
специального отбора языковых средств, с помощью которых создается
индивидуальный рисунок стилистической манеры автора
Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования результатов исследования в курсах стилистики, общей и частной лексикологии, истории языка, общего
языкознания и теории перевода, в спецкурсах и спецсеминарах, а также при написании курсовых и дипломных работ
Решение поставленных в диссертации задач потребовало использования, в основном, индуктивных методов исследования от анализа конкретных языковых фактов к установлению системных отношений между ними и их обобщению, ведущему к последующей формулировке теоретических положений и выводов Учитывая тот факт, что монолог, по сути, не подвергался исследованию в плане выражения соотносительных отношений глубинного и поверхностного уровней текста, мы вынуждены были применить комплексно-интегрированный подход к его интерпритации, который диктует наряду с явным приорететом лингвистических методов использование привлечение также и методов прагматического и когнитивного анализа. В этом плане широко применялся текстовой анализ, который обусловлен самой спецификой фактического материала
Апробация работы: материалы диссертации обсуждались на научных теоретических конференциях «Актуальные проблемы языкового образования» МГГУ (Москва, МГОПУ им МА Шолохова, 2006), «Современное языковое образование и проблемы его развития» МГГУ (Покров, МГОПУ им М А Шолохова, 2006), «Актуальные проблемы языкового образования в XXI веке» (Москва, МГГУ им МА Шолохова, 2007)
Структура работы: диссертация, общим объемом в 155 страниц, состоит из введения, четырех глав с выводами к ним, заключения и списка использованной литературы, насчитывающей 198 наименований