Введение к работе
Актуальность выбора данной темы обусловлена интересом к категории хронотопа как структурно-семантическому и жанровому феномену текста художественного. произведения.Структурно-семантическая. парадигма хронотопа художественного произведения реализуется в синтагматических и парадигматических связях текста,называя тог или иной состав разноуровневых средств вырачшнш ж единиц содержит данной категории.Хронотолическая модель неразрывно связана с тотальный объемом текста художественного произведения и способна выступать интерпретатором текстовой иерархии,отобракая специфику'плана заражения и плана содержания., а таете,в зависимости от жанра,называя принципи структурирования художественной системы.Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотрения всей полостной иерархии текста в отражении парадигмі категории, определении закономерностей хронотошческих отношений текста в зависимости от того или иного жанрового варианта художественной структуры.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть обдай он-толого-функщюнальный механизм связей хронотопа в структуре художественного произведения в зависимости от его вадо-'КіЗіроБой принадлежности .В диссертации при этом решаются следушае задачи. :
I.Разработать понятийную модель хронотопа, обосновать вводимкй объем его 'составляющих.
2.Установить актуальное ядро хронотопа определенной текстом!', структуры.'
3.Установить зависимость планок репрезентации хронотопа от структура художественного произведения, ьинспиїь внутреы'ях йилль стратов - репрйзент&торов хронотопа. . / .
4.Определить инвентарь средств и Функций каждого страти и реа
лизации хронотопических отношений текста худокестііенаоїчї х.ьомг-.'г-
дения. ~
5.Назвать единицу исследования для каждого уровня представления гронотонических отношений.
. .Рассмотреть отношения плана содержания категории,наметить и обосновать вероятностную оппозицию повествовательных линий хронотопа.
7.Обосновать положение о подтексте как концептуальном повествовательном плана хронотопа в тексте определенного жанра.
Є.,Ли'.іференглровать видо-жанровне вариантн хронотопа художественного произведения.
9.Описать принципы структурирования хронотопа лирического стихотворения и хронотопа рассказа,обосновать структурно-семантическую оппозицию данных жанровых вариантов категории.
Теотеткчеоктір основу исследования составляет системный помол к изучении категории,ликгвопраплатический и жанровый аспекты анализа хронотопа.Теореги.чсскоо значение диссертации состоит в рассмотрении целостной структуры текста в отражении хронотопа,в соотношении "грехмоментноЯ" структуры текста /внешняя форма,внутренняя форма, содержание - А.А.Потебня/ и учета цепи "формы выражения,субстанции выражения,Форш содержания,субстанции содержания"Д.Ельмслев/текста в отражении структурно-семантической парадигмы категории .Жанровый аспект анализа предполагает разработку теоретических положений и выводов о текстовой структуре лирического стихотворения и рассказа /эпический род/,описывает лкнгволрагиагический вариант хронотопа данных произведений,проводит дифференциацию их характеристик.
Научная новизна диссертации, заключается в попытке расширить понятийный объем хронотопа с целью нахождения критерия для разграничения канровых вариантов хронотогшческок модели текста,для охвата максимальных границ структурно-семантического пространства текста. Ставится проблема семантической двуплановости хронотопа текста определенного жанра.Впервие на материале английского языка выкосится полокение о статусе подтекста как концептуальном повествовательном плане хронотопа.Предпосылкой оппозиции повествовательных линий сю- , жета и подтекста послух-ило.в частности (Общепринятое членение семантической структуры текста на план содержания и план смысла;имеющих в зкакоЕо-вербальном пространстве текста свои единицы номинации и, , следовательно,сяособных к автономному плану репрезентации хронотопа.
В диссертации ставятся задачи исследования видо-жанровых особенностей структурирования хронотопа художественного произведения, анализа структур хронотопа лирического стихотворения и хронотопа рассказа, определения обдих тенденций онтолого-чйгнкциональво- '.
го механизма хронотопических отношений жанровых структур.
Практическая ценность работы определяется возможностью нсполь-зования теоретических положений,выводов диссертации,иллюстоаташю-го материала в вузовской учебной практике:при проведении семинарских и практических занятий но интерпретации ц стилистике текста , лингвостиліістическо:лу,кгнрово-тиі;олог;іческолу и другие аспектам анализа текста художественного произведения ;при чтении курса лекции по общим теориям структуры текста .типологии яанра,частиш аспектам стилистики текста ;при написании студенческих курсовкх и дипломних работ по данным дисциплинам.
Иетодк .использованные в работе,являются комплексом взаимообусловленных и дополняющих друг друга методов : метод комплексного анализа,рассматркваюпкк иерархию текста в различных ракурсах; сип -тагматической и парадигматической плоскостях; уровнях граидатичес-ком, стилистическом,семантическом ".уромшх текстури,контекста и под-текста.В ходе исследования конкретних текстов использог&чоя метод контекстологического анализа.метод сопоставительного анализа контекстов, литературоведческая трактовка материала.
Материалом исследования помуляли тексты художественных произведений английских и американских авторов,прозаиков и постов ХУІІІ-П веков .В качестве дополнительного источника привлекались анлоязичнкэ текста произведений авторов других стран. Источниками примеров в основном яврлись тексты произведений гаь-ров лирического стихотворения и рассказа в силу поставленной теоретическое проблемы. Исследование проводилось на материале источников примеров обидел объемом в 22.500 страниц.
Цели и задачи исследования обусловили структуру диссертации.
Она содержит введение,три главн,заключение - общим объемом 200
страниц машинописного текста.Библиографический список ьключазт око
ло 3C0 работ советских и зарубежных авторов.
Во вяепэнки обосновывается выбор теми диссертации,дается краткий обзор лингвистических и литературоведческих работ по проблемам изучения хронотопа к его состаыш^их,определится цель к залд-чи исследования,его актуальность и вовняна.
В главе I. рассматриваются обцие гопроск изучения категории, определяется вводимый объем составдташгх хронотопа,анализируете^ актуальное ядро хронотопа определенной, текстовой структуру.подробно рассматр'АВ'атся платі реарваеотамл'л_M.ieroj4»v. ?. тексте худа:.«сг?,єк-ного произведения.
В главе П. проводится анализ категории хронотопа т< структуре лирического стихотворения,опискваются структурко-есмакдадеская:
парадигма категории дашюго жанра и пршпдаш структурирования хронотопа лирического стихотаорения.З конгіє главы приводятся общие понят itJiio-структурнке особенности хронотопа лирического стихотворения.
В главе III рассматривается категория хронотопа в структуре рассказа,анализируется структурно-семантическая парадигма хронотопа, описываются припиши структурирования хронотопа даююго жанра, называются общие понятийно-структурные особенности донного ланрово-го варианта хронотопа.Отдельно выносится вопрос о подтексте как концептуальном плане хронотопа произведения определенного жанра,лод-робко описываются характеристики подтекста как планового репрезен-татора исследуемой категории.
В заключении представлены вывода и результаты исследования,
показана перспектива дальнейшего изучения хронотопа,цреаде всего в
направлении разработки жанровой типологии хронотопа худогественно-
го произведения. ' .
Изучение хронотопа и его составляющих варьируется в исходных определениях ведущих понятий художественного времени и художественного пространства, инзентаре средств и составе уровней актуализация' категорий,выборе методик стратификации хроиотодических отношений текста.Раздельное изучение категорий художественного времени и ху-. дожествениого пространства,видимо ,может восходить к замечанию М.М. Бахтина,что "..в литературе ведущим началом в хронотопе является время. ДеАстви.тельно.часто в поле внимания линтво-лктературовед-ческих изучений попадает преимущественно категория художественного времени вне связи с художественным пространством-Вместе с тем,бесспорным признается факт о взаимосвязи художественного времени в пространства в плане их содержательных характеристик.Связь содержания времени и пространства наиболее наглядно проявляется прежде всего в том,что перемещения в пространстве не могут не затрагивать течения времени,к,наоборот,смена временного ракурса часто сопровождается изменениями пространственного ориентира.В настоящее-время в ряде -работ ставится вопрос о включении понятия "субъект" в стру-ктуру хронотопа.Р.И.Енукидзе пишет:"Хронотоп можно представить в как трехкомпонентную састему/Субъэкт+Время+Пространсгво/..Исследование проблемы хронотопа не будет адекватным, еслж анализ художест-г.ениого времени-пространства" будет проводиться' гне субъекта,вок-
1 Бахтин М.М. Вопросы литературы к эстетики. Исследования разных- лет. !.!., 1?75. С. 235.
руг которого реализуются эти пространственпо-времешие отноменлп л художественном тексте." Вектор повествования її нроязге.иеїші "начжяа ет отсчет" с указания на координаты "где","когда","с кем","что про-дсходдт".Та поэтапность действий, вкракпщаяся в су.ене форм граг.татл-~ческого зрекеня,изменения пространственной лекстсг.,чередования ком-позационних форі/ континуума, сшетннх лдшш, "точек зрения"* т.д.- з полном объеме не соответствует..самому названии "хрокотоп"/"зреігя-пространство"/.Одновременно с координатами "врг;ыя"1.;нгфозтганстдо", как само собой разумеющееся,часто интерпретируется "деПстгл'е""суйъек та";в результате повествовательный вектор "где"-"когда"-"с кеи"~"про-всходит действие" вмещается в двусоставны? хро.чотол"где"-"когда",которых подразумевает/!/,но не назнвает в слоем смксловом объеме - само "действиеТкотороё происходкло/про2сходїт,прол?оьдет/ятш:-тои и "тогда-то" а тот "субъект'.'вогшуг которого а развертывается к бс;3 которого не мокет развертываться,повествовательная диначака в произведении»
Иоэтст-у актуальной вддмтся задача эксплггштного вираленря всего анализируемого объема хронотопа в следующем зхде :
ХРОНОТОП = СУЕВЕКТ+БРЕ^н-ПРОСТРАНСТВО+Уи-ГОРіПМ ДЕЙСТВИЯ Повествовательное "поведение" субъекта реализуется тканью про-кзведендл.как пяшет М.А.Сапарол.в "І/ута осуцествкецд?лся..пррш:ом: 2/непосредствекно переживаемом не.отояпж;3/епв не осустествгушемвя, но угв аитящцыр.темом бучуніем. '"'Так .сютотное время-пространство в основном а ость то.что вкрадено составляющей "что про.'/сходат".Однако,в самой" структуре сюжета нельзя полностью приравнивать лектори "где","когда" к вектору "что происходит" .каждый і'з ншс амоет свою специфику направленности.Поэтому в отноыеняж "субъекта" его "проявленное", "ьмеащееея" 2 "возмодаое"/?.е.го,что с нам происходят в ток' зля. ином пространстве к временя/ назовем алгрт^ятмоу деі'ствдя суб -. ъекта.В итоге.хронотоп будем рассматривать кет, ,'іатчрехкоупонант - ; ну»/Субъект +Вт;еи>нТ[оос1ганстао+Ал.гот)№д действуя/ систему заі*»ся-мостей.определяемую лгнг'догтагмат''чос!:э,л категорией вектоъа в плане повествовательной ун.'Торуєцчи.
Изучение хронотопа в сеяэв именно четырех его состаыжпах --"субъекта-вреданя-пространства-алгорг.тм?. 'действия"- актуально для отражения собьташю-пронессуэлъкоЯ схекм иоЕествог.ання.ддм;,: кг. развотттакія деіісті-кя.Бведвтое состаг.Літа:і!е'.ї "ал.тарга; д.уі»т^/л" *
^нукздзе Р.И«Скі, Худоиественішй хронотоп а его л''кг.".ясг'<.чес'.;а;і оргаиизаидя.Алїорї»дасс» ...*данд,фйЛол»каух.Тбглі'с.';,І8Г;4,0.20.
Сапаров ІЛ.А. Об организация простране/ггегло-зрежп.чого к.жїміу-уиа художественного произведения.//Рнтн» пространство .п время в литературе а искусстве. Л., 1974 .С ,98,.
логико-понятийную структуру хронотопа назвало доминанту для той су.тетной направленности в произведении, где повествовательный континуум не содержит ни лексических координат времени /in iiay , two months later, at 5 o'clock, etc/,HK пространственных перемещений кас ориентиров следственное повествования /?rance- italy--Spaln,etc/,a движется непосредственно за счет маркеров действия-
- conos In - sits down - га ads - listens- stands up- goes out.
Рассматриваемое актуальное ядро хронотопа /"Субъект + ВРШЯ+ + Пространство + Алгоритм действия" , "Субъект + Время + ЛЕ0СІ -РАН"'ГЬО + Алгоритм действия" к т.д./ способно выступать жанровым показателем ігроизведения. Так,доминанта составляющей "пространства" характерна для "пейзажной лирики", "пейзажной прози" ;"субъект-
- для "я-лярнкн" ; "алгоритм действия" - для жанра лимернка Ї
"время" - для зг-анра фантастики по тематике временных перемещений,
"калика врекенп" и т.п.
3 качестве "отражателя" полной парадигмы хронотопа в ра - боте рассматривается вопрос о структуре текста художественного произведения. За основу принимается цепь уровней Ф - Ф - С - С /форма вкраженая-субстанаия віграхшния-форма-содертания-субстак-игя содержания - Л.Ельмслев/,которая интерпретируется в терминах "текстура"/Ф1/ - "контекст формы" Д^/- "контекст содераания"/^/--лодтекст" /Gj/ в отражении парадигмы хронотопа. С чисто содержа-, тельной стороны структуры, плановыми репрезентагорами хронотопа /шляются "план языковой вктуализадшГ/Фт/- -"плаіі композиции"^/»
- "план сюкета"/С2/ - "план подтекста"/Cj/. В "итоге структуру
планов репрезентации хронотопа можно представить следующей' схе
мой :
Oj , текстура /грамматический континуум / план Ф^
текста языковой
актуализации
Ф2 контекст формы -. . s' план' $g
. ^\контекст ^^ '"Устилисти- -'композиции
ческяй кон-
у * \^ мвтаум текс-
жания
. С2 контекст содер- ,' план .' Ъ^.
анкета
Сj подтекст /прагматический континууму план С.
текста ':.' подтекста '.
_ 7 -
Под ТЕКСТУРОЙ будем подразумевать инвентарь язкковпх /лексически,морфологических, синтаксических/ ехинхц,участвующее по грамматическим законам англгйского/дадного/ языка в построения речевого высказывания. КОНТЕКСТ определим "кодовым построением", располагал-гм специфической сзстемоіі средств І/спеплокая контівуууа/архятектолд-ческая.компознгаонная функції і копгсчета/ Д2/ * 2/'Y.OKTava" содер- '. ;г.ательннх едднігц/фабульная,сюжетная функции контекста/ /Ор/.участ-вуюпах в о&ормленкх сятуацм речового ілКСказнкзнзк.ПОДГЖТ яіияс-т-ся смнсловкм планом речевого сообданяя.вкрауает "сущность s гель . пнсказн7,,аи2я",/В.Я.МіфКііп/'
План язиковой актуализация /&т/ предполагает рассмотрение дек-сжо-гравд.'.атпческих средств"вираженій состамизлуд хронотопа : ho, sbe, Alico, паа,.../"Субъект"/; bondoa, Аазгіса, stroat,гоол./"Пространство"/; future, at 5 o'clock, tomorrow../"Время"/; arrived, cones la, have goaa, begin../"Алгоритм действия"/.План язїз'.овоГі актуализация является автономнім планом репрезентації'/, хронотопа,т. к,опирается на язуховой инвентарь средств мряиешш опрэдсденных категорий значения/в нашей случае - значения составдотдих хронотопа/ ;i,следовательно,не быть актуальним в иерархии текста "не лкнгы-'.с-тичэскк не гозгет".Единица уровня /Ij/ - словоформа.
План композшти/Фг,/ глоиіо назвать "субстанциональной ор:.'.оЯ" хронотопа, вкрагжіічої связь язикових ітакекгов з двшкекіш конгчнууга ;і кмемлеґ:-собственную спепіцліку ид спепленля.Ллзя ї? отражает перспективу ко.'.шозищд как "ойстє-.д-і злєиектов форл*,основанной на ко-ордии'.ірую'зей связи"/Г.В,Анпо:н/.Г!лан композита»! выделяется о автономии?, ракурс репрезентации хронотопа и,вместе с тем,в условиях . анализа противопоставляется плану смкетаД^/с той точки зранкя.чтб ситуация Оо xuerato в плане формі; может быть аедмибтрачиоїт ектуаїшк Со.ІЬяяедем.к пригару,тот случай,когда ескетная просле»-сп;:я не оформляется в континууми графически,тогда как все сжеткне ретроспекции имеют коі.шозк!П'онкую форму курсива/См.прдаерн в рассказе 3 .Хемингуэя "The Snows of Kiliaaajaro "/.Единица уровня/ї^Л-абзан.
План сюжета /С2/пакечнот анализ соотнесенности к посдедоза - тельности единиц содержания в ходе г.овествованад.Стукень C/JKOT'HOK рефереішпн/С2/прехде всего отражает рсференгяо-фабу.тьшЛі характер повествования гкаковч дпнаулка и статус той яли иной реМл-нт.чо? смтуаїцш,фабулы, епкета в целом; каков действие,когда и где соглри.а-ет "субъект" ;охронологичон Или хронолодич^н сугет'п-п, коит'/луум к т.д.РеференииальиыИ вектор хронотоиа подразумевает тодтлео то,что "предметно представлено" в сахете/, каковы координация к направленность сюжетних эпизодов,их содержательная перспектива.
Сюлегный план хронотопа составляет автономный ракурс любого произведения в силу того,что последнее всегда называет эксплицитно исходную схему события.
План подтекста/Cj/ наличествует в каждом произведении как слой "предметно непредставимого"Ді.К.Сапаров/,"радиация" ассоциативных связей текста,как Соиэвая и локальная импликация и т.д.Безусловно, вектор повествования задан и в таком статусе подтекста..Однако,как смысловое вектор в парадигме хронотопа план подтекста должен описывать иной вектор хронотопа /СубьектаїВременіи-Пространстза+Алгоригка действия/, отллчлкй от его сюжетного ре-рерента.Дакный вид подтекста выделяется очень редко;как правило,он характерен только для жанра рассказа-притчи, где "малая форма" использует "двойное дно" повествования .Едгаша уровня/Cj/-" единица вторичной номинацик"/ЕВН/.
Семантическая дауплановость хронотопа /план С2,план Cj/ исходит из опоры на семантическую двуплаковость перспективы содеркания/план содерзания,клак'смысла/в художественном произведении.Перспектива смксла создаезся функциональной реконструкцией всей предшествующей цепи -^-- к с1 ,где определенный элемент/контлнуума ЕВН/выпол-лязт одновременно две функіиш: зксшшкативнув и икиликативнуя.
Вопрос о семантической двуплановости хронотопа тесным образом
связан с жанровой проблематикой категории1.в знаменателе формально-
семантической заданностк структуры,Анализ хронотопа как' тотальной,
категории текста,как нельзя лучше,позволяет проследить за ролью
уровней структуры в жанровом варианте того или еного произведения
в пелом.Статус актуальности и азтономности каждого уровня структу
ры о^_ ф „ с2- Cj в жанровой дифференциации произведения неодина
ков. К примеру,в жанре приключенческого.детективного рассказа ила
романа в представлении хронотопа "гиперактуален" уровень С2 їсвхет-
ные зигзага и острота действия -его содержательная параллель .Jo
же можно отнести и к фантастическим произведениям,сказкам и т. д..
Б тех как би "весссжетных" произведениях,но в которых выдвигается,
на первый план форма,-"гиперактуален" уровень Og в двияении конти
нуума: арабески формк.их композиционное движение .часто отдаленные
содержательной основы .Свда можно отнести направления в литературе и
искусстве модернистского толка/сврреализм.кубизм,абстракционизм,
"поток сознания" и т.д.и т.п./.В произведениях-параболах "гиперак-
туален" уровень Cj -смысловое имплицитное повествование.В лиричес
ком стихотворении;где каждое слово - смысл т-относительно нейтрально. ;
звено уровней *2~ с2 * к т,д* " "'''' -'.''
Лпнгвостилистические исследования художественного»времени и художественного пространства ограничивались рассмотрением структури *Г" ф2~ ^2 /язнк,коміозішия,сюжот/ литературного произведения:где и когда развертывались события.План содержания хронотопа г. цело», как л его отдельных состазллвдіх, приравнивался к эксплицитному ге-ченизо сообщения. "
Хронотоп как категория вектора в ітане повествовательной лн^.ор— мацпи корректирует отсчет и соотношение периодов событийного ряда в повествовании .включая интерпретацию событийности и как лозкозккнй подтвксишй повествовательный фокус изображения вектора "субъекта-времени-пространстза-алгоритма действия".Событийное течение повествования,вероятно, следгет считать основним критерием заданкости художественного феномена хронотопа.Собнтце ,г свои очередь,может пониматься как действие,поступок,факт,эпизод отношений,свершившиеся /претворяемый,намзчавдиСся/ акт и т.д.и т.п.Сема "движения" в со- ' держании хронотопа и есть.тот повествовательный вектор,который задает направленно художественного изложения в произведении.Hoomvy так необходимо учитывать возможные максимальные границы структури произведения,где план Cj "гигерактуален" в задаче ханрогоЯ концептуализации имплицитного вектора позе'стеоеания.Сойытие,которое "можно условно приравнять" ко'всему "ряду совершающихся событид'/ЗЛ. Чередниченко/ в *анро рассказа-притчи проходит две ступени; семантической реконструкции: линия сюжета, и лини» подтекста в репрезентации хронотопа произведения.Повортвоватрлышй вектор данного .-чан-
фа инвертирован в направлениях эксплицитного и имплицитного- ракурсов изображаемого события в том смысле,что сюкетная перспектива
' "субъекта-времени^простраиства-алгорипи действия" асиметрична
. ' подтекстному концепту "субъекта-времени-пространства-алгоритма действия",
Б главе И диссертации рассматривается категория хронотопа в структуре лирического стюсотворенпя.Семантическая парадигма хронотопа лирического стихотворения соблюдает три условия своей .тавровой реконструкции:1/условие субъективного и вторичного представ- * ления пространственно-временного локуса внекзыкового- мііра;2/усло-вие одновременной повествовательной- связи субъекта и объекта лирического стихотворения;3/условие симметричной реконструкции "про- рбраза"/план С>> /и "образа"/план С-. j/ семантического 'плана хронотопа. . ....
' Каким бн шогоплановші/ігровлое-настояиіев-будупее/ и последо-
. вате'льпнм не бил представлен сюжм хронотопа лирического стихотворения, событие лирического повествования'не воспринимается как
Рортг.ічтЛ реальне реіурентан^ фага его организация.Событие лирического стихотворения конструируется "собственно языковой дойст-' пятйлъчостью".Несмотря на возможно ирнсутсгАувдий кзкковоГг маркер кростракственинх я времешшх координат рєальикЗ іійкт сойоткой ;.'с0ерокц1:?. не равен т:ота::чной внекзиковоЛ деі.ствительлости.трейу-ю'';е:! точне;'.шего постулирования пространстве!-ко-арег.:еккой коордкна-'пк:і любого дєі'.стіия,события./vop\ia худокестйенкой прозаической речи начболпе приблккояа к первичному 'ї'акту реЛсрешдаи.одашсо.дума-птоя.ня ;-асто^!Ько,?;аотолько это wove? быть достигнуто жанром ме:.гу-пр;го-!.7б;іі:и'.істіічьскоГ,;фо)''1шглы:оМ прози и т.д..где кроитранствен-ко-,гл)о;'йь::-'.г-Я коордлнадж полностью ориентируется па віієязшіовкє ї-рктг дн^сгвртельносм/Задянре "лирического первуцганкя" сводятся к cj одстїко з'л.'а.ізорі,ост:і,суб,ьо'ст;:йносїи в движении доктора хроко-їоге.Роальннл іТлкї лирического стихотворения п прозі:.ке равноценны г, ґіощінаиян собигг."ноі: схем;/ внеказгаакяя.
Движение хронотопа .парижского стихотворения опирается на <їакт "вторично/ !.;ноко отданной ргіерекгяальяол соотнесенности :не будучи исходно огіязяшпді .чи с о,пдпм 'Г.раімектсм неязыковой. дєЕстви-їо.-ьгости"/І,оЕзкна 0.Г./.Собитие лирического стихотворения,игнори-
' руя детзлизали» реального пространственно-временного локуса как v.fi еамогтель в прагматическом отноиенш, именно в прагматике - фокусируется как "обоОтешго-личноо".В результате.лйричеекпй хронотоп, гак прп7.ило,і>пгєрііргіт.тфуотся в сенах "свободного","независимого"
' времени ,и.пи "философского, вечного",шш "скомпнутного, длящегося? или "кезабктого", "потпіг.мого" , "предчувствуемого", "ртадагілого"]і т.гЛ'рокотоп лирического стихотворения,таким образом,отраяает не тп-еязытавоГ; кокпвит своих составляющих "субъекта-врокс-ни-простран-ст;ад-алг<чрктка действия",а лулно-обобщенную и концептуально-субъек-тглмгую "временную" точку зрения: на исходник факт события рааль* но'.'' р&';йрр.іаііиі.Б таком итоге, "речевой жанр/лнрического стихотворения -Л.К./ виступає?'одним из способов иоминашш фрагмента об-ъоктйвиоГ. де^стаительности"/Лоноза Т.П..Брандес О.П./,одшш из способов реализации пространственно-временного локуса события , '.'ключом" к раетифрові/е- внутренних смысловых, отношений "субъекта-ї".рс:.-єци-простраі5стза-алгорктма действия" лирического вектора по-
вяствоваиия» ' '
В ганровон варианте хронотопа лирического стихотворения связь "субъейл. .'Усубъект/, и "оОььктаУЕр№Я~проотраігство-алгорйтм действия,т.е. ого статкческкіі и динамический объект/ /2 условие/ происходит одновременно:дистаншрованкостк лирического героя от события но мокет бить-как результат "суоъоктдалтого портрета*' про-
- II -
странственно-временной референции события лирического>стихотворения. Однако,в прозаических яанрах связь "субъекта" :i его "объекта" в повествовании, мо.вдт отдалиться настолько далеко,что меуду ними смогут уместиться истории других человеческих сулей,другое фабульное ї-рег/я и пространство и т.д.
Условие симметричной реконструкции величии CBVCCa/Gp/ Я Г.ОДТґ.КС-Ta/3j/ семантического плана хронотопа является третьим, ганрош'м условием хронотопа лирического стихотворения.Приведем стихотворение У.С.Лсидора 'Separation " :
ffhoro із a aountain and a wood between us,
VTharo the lon.0 shepherd and lata bird have seen us.
1'om.ing and noon arid override repass,
Botwsen us now the mountain pnd the wood
Soon standing darkor than last year they stood,
And. say we must not cross - alas! alas! (iV.S.landor)
В данном тексте явно .вычленяется понятийное ядро хронотопа :
"субъект"- из.те ;"время"- настогаїее-проалое-now, last year ^'прост
ранство"- a mountain end a wood between аз и т.п.;"алгоритм дейст
вия"- separation в общем объеме развития действия.Вопрос о симмет
ричной реконструкции "прообраза"/план сюжета/и "образа"/плен подтекс
та/ лирического стихотворения очень вахен для анализа семантического
плана хронотопа этого жанра в.том."смысле,что сюкетный "прообраз"/ре-
ференішальнкй вектор/ и смысловой "образ"/концептуальный вектор/ ли
рического стихотворения создают перспективу семантической однонл^о-
эости категории.Семантлческуа дркошдановоегь событий.чой схему хроно
топа лирического стихотворения можно интерпретировать и.в терминах
метафорического акта как "акта узнавания"/й.М»Яотмак/ связи "рефе
рента" и "агента" в общем контекстуальной "основании"/С.М.2&зенпн/
события сюжета лирического стихотворения.Само лирическое событие
раскрывает свой причинно-следственную связь непосредственно в кон
тексте/в сюжете/ стиха;"домысливание" причины и следствия события в
ассоциативном подтексте стихотворения/в Cj/лиаь расширяет инТормапига
о событии /в этот процесс может быть'.максимально включен весь куль
турологический фон интерпретатора/,но не изменяет саму схему события.
Так,например,в стихотворении "Separation " ассоциативный подтекст
повет "отнести", повествование к теме любви,к теме друкбы.к филосо{.с-
кой теме и т.д.Однако.онтологического подтекста в структуре стиха,
который бы "поставил под сомнение" событийные факты,что "a aoumtain
and' a wood (are not)" between'de" ," "the mountain and the wood oonra
.standing"' (brighter, Ьарріег)и .Т.Д.и т.п.в тексте лирического стихот
ворения ' .
не кокет бить: собчтмйтл связь повествования осуществляется в .строго" симметрии язикового актуалвзатора события и его повествр-встсльного сшела. "Понятие "лодтексг",определяемое как двойная т'сло.чая направленность... нерелевантно по отношении к лирическому стихотворению в склу специфики кадра.' На этом основании Cj как азгсщо;.:к«Я клан в ипрлдпгке хронотопа лирического стихотворения не актуален.
Условном копровой форми лирического стихотворения можно считать слвхуацую' закономерность,что структуру <&j », С лирического стихотворения в'отражении парадигмы хронотопа следует отнести к функционально напряженному типу,а текстуру j - к "рыхлому",иена-пряяонночу типу.Так.в стихотворении Д.Хьюза "роеа " -
\7а havo tomorrow
Bright before us
like a flaao.
Yesterday
a night - jjono thing,
a son - down name.
And dawn - today
Broad axch. above the road wa came (L.Hughes)
- слоіїоіїорма yesterday является и единкцой плана языковой
актуал^зации/Ф^-Ди композиционным актуалхзаторзм строфического де-
jic'OLnAomorrow - yostarday - today / /^/«И сяжетной ре&єреНЦИ-
oil плана прошлого- план yesterday /С/.Вместе с том .наблюдаемая
"рт;улость" текстури Фг является характерним уанровим индикатором
плача ь'піі>'е»ч'л хронотопа лирического- стихотворения .Так, языковые
координату хронотопа 'yesterday '", "today " не закреплены граы-
маті'л'вскЕ однозначно:квляогся ли лрям-м дополнением в грашати -
чзско?. текстуре стихотворения/^ have toaorrow, yesterday ... ,
today.../или подразумевается как noiwiexaajiieAostorday/was/ /is/
a night - gone, thing, A sua - dowa паив/.вРазмз;ваняе" граммати
ческой одіормлекности текстуры Ф-j- в той или иной степени в лирм-
«еском стихотворении иногда доходит до пределов логического уз
навания собнтйііної; схеи-t попествовапяя.как,например,часто в сти-
хотворешях Э.Камммнгса :.. [ ,
raia or.hail .-. '
^ ёт done ' .
thj best he -kin .-.
_^ till they digged his hole (K. Cunnings)-
".остовская І-І.Ю. Контекстнне связгі слова в поэтическом тексте.
Авторе^,дисс' ,.".канд4'Шюл.иаукД.,І989. С.2-3,
- ІЗ -
Соответственно,в подобных случаях мо:тет бкть затруднило ог^сзнаг-ное указание языковым актуализатором на ту пли иную сосгаглтетум хронотопа,определение,например,"точного Бре:/сн:-'."/.7о havo yeatevCay ; yesterday/was/ /із/.../ з результате опушення грамматической dopiy глагола,неопределенность номанагаи "субъек?я"/зав" /;: т.д.;! т.:;. в общей "рыхлой" текстуре стихотворения.
Интересно .что, с одной стороны, ситуация Фт /"рихлость"0-г/в ;-.око?о-рцх случаях затрудняет "чтение" собитпішо'.і схемы в С ст/хотвсренпя; однако,с другой стороны .ситуация Фу/з частности,гражатическая семьи-тика временных форм/ предопределяет сюжетное временное деление в С /симметрия отношений Ф^ и С/ лирического стихотворения -именно С ЗТ0Ї1, структурной.точки зрения мокно выдвинуть то цоложание.что в лирическом стихотворении воемя гталтоэткчес.-ое подчинчст г.еЗв ргруя уу.у-''ст-венноа .- в том смысле,что художественное время.т.е.сюжетнуЯ зоктср повествования стихотворения не может "игнорировать" текстуру ф,>:л>;-ковой маркер грамматического времени/как это зачастую случается в прозаических уанрах/ и,если единица грамматического времени в '*т задала, к примеру .формой Past Indefinite /в условии композиционной ор."-'н Y:.ас-сказа", а не в составе диалогической речи/.сюкетный временной план хронотопа будет представлять план прошлого дате в случае однократного употребления формы Paafc. Indefinite в текстуре лирического стихотворения. Например : .-
Into иу haarfc an air that kills _ ?гош yon far country llowsi What ага thoso Ъ1из remenbered hills,' What spires, what farms are thoaa? That ia land or lost content. I аээ it saining plain, The happy highway a where 1 went And oannot coae again. (A.li.Houoa.an) Текстура Основной принцип структурирования хронотопа лирического стихотворения - пркніїип симметрии всех уровней его текстового построения. Среди общих по'нятийно-структурных особенностей хронотопа ЛИГ)1ГИ-С-кого стихотворения называются: 1/условив повн'лекноИ упорядоченности композиционного плана хронотопа в результате возможной пг,г-г - Ср.j"Художественное время подчиняет .себе время ГрйЛЗ'ЛГйЧеСІ'.ОО..." /З.Я.Тураева.Категория вгемвни.Время грамматическое и вреі/я хуло- кптїі"сскоі«. активности одной из -составляющих категории /ВРШЕЗШ, ПРОСТРАНСТВА и т.'.л./,2/услот* гозтачщой безглагольной следственное повествования^ sun - no noon! Но aorn - no nooa - Ко davm -no dusk - no propar tine of day... -Стихотворение Т.Гуда 'Hoveabe/ и другие особенности. В глазе III анализируется категория хронотопа в структуре расска-за.Семанткческая параджи хронотопа рассказа соблюдает три условия своей ч'алровоі реконетрукшш-.І/условие относительно объективного и пър-много прїдстаьлепия пространстгенко-вроманного локуса киеяаукового wnpa,2/ycJiOM!e относительно!: "апическоіі дистанции"су-6ъоу.п\ л объекта поаествоааяия.что ко.чгет сводиться к (їакту повествовательно?, "отстраненности" героя/субъекта/ от перспективі.' объекта /параллельного врьмекного плана,пространственной фабулы к т.д./, 3/усло%ке _аси«етрии отношений сюуєтного зектора/рсференшшльного ипрообраза"событ;:я/и подгскстного вектора/кошлптуального"образа" собктиї'-яой схеїЯч'ДроііоіопаЛ'ТО ограничено ханровуыи рамкаш; произведения и характерно только для хрокотопа улпра рассказа-притчк. ' Уі'аі.рог.ся модель хронотопа рассказа-пригчк отлетается полным объемом спяли сгратов iV-ig-Co-Cj структуры как плаков-репрезектаторов ка-'тегорпп.Особая актуальность » отражении структурио-сеыактпческой парадигмы хронотопа отводится плану Ст, составляющему подтексткую линию повествования в содьрг.ашш. рассказа-притул.Сопряжение цроб-ленатик даух категорий/категории подтекста п категории хронотопа/ "предлагается впервые г данной работе.Перспектива семантического плана хронотопа и вектор подтекстного повествования оказываются' сопрягеяннмн друг с другої/, в плаке двіогения вектора повествовательно'.' іягч'ор\зппк,отражающего перемелешс событийной схемы повествования,ее "ііпіі repcui';" I оку с, дкуплакогіл* характер отношении "субъек-та~зрі'Мепи-простр:о'ст:ва-алгорЕтма- действия". Припадем аспьктуальние характеристики подтекста как автономного ракурса в пепрозытацнм структурно-семантической парадигмы хронотопа: І.Г ОТрУУ.ТУІ.'ИОУ'ПЛрї"» - Ст имеет статус онтологического/в отличие от ассоциативного/под-тс'»ста,средо.т,'Г:і.'и вьра?.-'е-мпя которого является дискретный континуум "'лігп-ц .вторичное номинации"/ЕШ/урог.квй ^-- иеРаРхии текста. С структурной точки зрения по.дтікст -часто рассматривается как "рассредоточенный .пксгашлрэгашшй повтор"Д.И.Сшшиая,И.Ю.Мостовская/ под когоргм vi; и подразумеваем дисграткую/и дистантную,соответственно/ "встречаемость"!!.конструирующих подтексткыЯ план повестке-'- . ранил. Ст имеет статус асиметричного подтекста/в отли«ие от симметрия- ного/, вектор которого изменяет /одна из характеристик подтекста у В.А.Кухаренко/ смисловую связность спгетноі: схемы "субіек-та-времени-пространства-алгориТма действия" хронотопа. Контрас? сюжетной и-подтекстной перспектив соОктийноі: схемы иовестьован/я предполагает дауфокусность'семантического плана'хронотопа. Две параллельных линии повествования /сюгетная С2 и подтекстнач С~/ w/.е.мт, таким образом, отношения внутренней асимметрии в общем ходе повествования рассказа-притчи. З.р прагматическом плане -- Cj можно было бы определить прагматическим фокусом повествования, в отличие от ракурса Cg - рефоренциального фокуса повествавания /прагматический и референпиальный фокус - термины Т.ван Лейка/.Fe-ференииалышй /С^/ и прагматический /СЧ/ фокусы находятся в отношениях сюжетное "даяное"/С2/ - подтекстное "заданное"/С^/.Лпусолор-яательность семантического плана хронотопа строит перспективу "рассказа в рассказе", создает многоплановость повествования, где одновременно с сюжетным течением реализуется подтькстная схема события в связи отношений "субъекта-зремени-пространства-алгорнт.'.'.а действия'.' Принцип асимметрии отношений уровневых репрезьнтаторов хроьо-топа жанра рассказа охватывает уровни сюжета и подтекста,а также отношения уровней текстуры и композиции, композиции к сюжета,'где отмечаются чаяв всего случаи асимяетрии.чем симметрии отношении средств актуализации категории. Так.града.атичеркое время зачастую ПрОЯВЛЯеТ аСККМеТрИЮ ОТНОШеНИЙ С Временем хуД0КЄСТПЄНН1ІМ,Т.Є. «>- _ гкетным временным планоделением. Считаем,в данном случае,в отношении эпических жанров, З.Я.Тураева права, говоря о том, что "художественное время подчиняет себе время грач'.'атаческое", поскольку очень часто формы грамматического времени Past Indefinite Функционируют в плане "настоящего" сюжета, а формы , к примеру, РгозопЬ Indofinita и-др. - в плане "прошлого" рассказа и т.д. С чисто формальной стороны структуры, Ф^ жанра рассказа следует отнести к типу "напряженной" текстуры /в отличие'от Ф} ^аира лирического стихотворения/. Упорядоченность грамматических ст-ношений в плане языковой актуализации способствует полной интер -претации связи составляющих категории у*е на начальной /локсико-гра^матической/ступени анализа хронотопа vaupa рассказа. Среди обмих понятийно-структурных особенностей хронотопа рассказа отдельно выносится вопрос о статусе "рьольного ;)акта" рс~ Фепенпии эпического произведения. Реальный ііект сотетпоі; pt-iopei:-гош хрЬкотопа гассказа исходно ориентируется на перяичгоо о?гч-о- ні'.с пространственно-временного .«окупа внеязыкоаого бытия в собы-ти'.'нои схеме произволения. Б это/ связи, в отражении схемы вне-ганко.'.ого сэОктия поьестнойания особой упорядоченностью связи отличается все уровни репрезентации категории : I/ полная схема язы-;;gi;lx угрхороз составляющих хронотопа, 2/ последовательность коор-;і'.::;-дт составджшх хронотопа в плане выражения категории, 3/ логическая сиязь рйі.ирекпиіі в плане сюхета. Повышенная детализация L'Cex состаг>лав:іх хронотопа - одна из основных черт конкретизации а объекр'/.в-лрогчтносг'л эпического повествования. Структурно-семантическая парадигма хронотопа рассказа предполагает уровни f'i-^r-C / детективні»?. , исторический ...рассказ її т.д./ или уровни ^1---^ /Рассказ-пРитча/ художественной иерархии текста в своей актуализации в зависимости от видо-жанро-ього копиепта произведения в отражении событийной схемы повествования, Проведенное исследование категории хронотопа в- структуре художественного произведения показало необходимость рассмотрения категории в связи четпрех ее составлявших "субъекта-времени-лрост-ра!;стьа-алгор;!т:,-,а действия", интерпретирующих схему события произ-7іег!сгнл любого жанра и определяющих ликгвовра.иаткческу» структуру текста. Данные і}'ункпиона:ьнкй феномен хронотопа требует дальнейшего теоретического рассмотрения его текстовой модели в линг-ьистичоском, стилистическом и ланровом аспектах на более широком сопоставительном материале.
1Г.ественное.М.,1979.С.50/'.- Похожие диссертации на Категория хронотопа в структуре художественного произведения : (Лингвопрагматический и жанровый аспекты)